по педагогической практике 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

Отчет

по педагогической практике

Выполнил (а)

Студент (ка)

Факультет

Специальность

Курс

Группа

Школа

Класс

Предмет

Учитель- предметник

Классный руководитель

Завуч по учебной работе

Завуч по воспитательной работе

Психолог________________________________________________

Директор школы _________________________________

Методист от факультета _________________________________

Методист от кафедры педагогики _______________________

Методист от кафедры психологии__________________________

Программа педагогической практики

Педагогическая практика — важная составная часть педагогической подготовки студентов. Педагогическая практика дает возможность студентам научиться использовать полученные знания по предмету и методике его преподавания, психологии, педагогике; сформировать представление об особенностях выбранном профессии: развить личностные и профессионально значимые качества; овладеть навыками учебной и воспитательной работы: совершенствовать знания и умения в области психолого-педагогической диагностики.

В процессе практики по учебно-воспитательной работе решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести учебную работу (уроки, спецкурсы, факультативы, индивидуальные занятия) с учетом уровня обученности учащихся;

— овладение умениями наблюдать и анализировать учебную и воспитательную работу:

— накопление представлений о характере и содержании деятельности учебной и воспитательной работы и функциональных обязанностях учителя-предметника и классного руководителя;

— освоение диагностических методик по определению уровня развития личности учащегося и классного коллектива:

— овладение умениями планировать и вести воспитательную работу с учетом уровня воспитанности учащихся;

— овладение умениями вести работу с родителями учащихся.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся с учебно-материальной базой образовательного учреждения; с основными направлениями и спецификой учебно-воспитательной работы:

— наблюдают за работой учителя — предметника и классного руководителя;

— изучают психолого- педагогические особенности развития учащихся разного возраста;

— оказывают помощь педагогам в проведении воспитательной работы с учащимися по разным направлениям формирования базовой культуры личности;

— самостоятельно разрабатывают и проводят уроки по предмету;

— самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий в классе;

— принимают участие и оказывают посильную ломоть в проведении общешкольных дел;

— осуществляют индивидуальную работу с трудными учащимися;

— участвуют в работе классного руководителя с семьями учащихся: в подготовке и проведении родительского собрания, составлении плана совместных действий педагога и родителей. посещении семей воспитанников.

Педагогическая практика ориентирует студента на выполнении функций учителя-предметника и классного руководителя. В связи с этим студент — практикант обязан:

— посещать уроки учителей и классных руководителей;

— разрабатывать планы- конспекты уроков и проводить их: -разрабатывать планы-конспекты внеклассных мероприятий и проводить их:

— проводить индивидуальную работу с учащимися;

-выполнять функции классного руководителя (проверка дневников, дежурство по классу, школе, подготовка родительских собраний и т. п.);

— изучать психологические особенности учащихся:

— анализировать свою деятельность;

— посещать консультации, проводимые методистами вуза;

— вести дневник педагогической практики.

В отчетную документацию о результатах педагогической практики входят:

— развернутый план- конспект 1 урока;

— самоанализ урока;

— план-конспект внеклассного мероприятия по предмету;

— план-конспект классного часа;

— самоанализ внеклассного мероприятия;

— план учебно — воспитательной работы на период практики:

— психолого — педагогическая характеристика личности учащегося или ученического коллектива (определяет методист от кафедры педагогики и психологии);

— результаты проведенной диагностики личности учащегося и классного коллектива:

-другой иллюстративный материал (по желанию практиканта);

— отчет о педагогической практике;

— дневник как основной документ.

Расписание уроков

Уроки

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1

2

3

4

5

6

2 Смена

Уроки

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница!

Суббота

1

2

3

4

1

5

6

Общие сведения об учащихся класса____________________________________________

ФИО

Успехи по предмету

Интересы

Адрес

Виды учебной работы

Дата

Класс

Отметка о проведении

«Согласовано»

Классный руководитель:

Виды внеклассной работы

Дата

Ответственные

Отметка о проведении

Самоанализ проведенных уроков

(2−3 урока)

Самоанализ внеклассных мероприятий

(2 мероприятия)

Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Отчет студента-практиканта о педагогической практике

Студент-практикант____________________________________

Характеристика студента-практиканта

Оценка________________________

Учитель-предметник_______________________________________

Характеристика студента-практиканта

Оценка______________________________

Классный руководитель______________________________________________________________

Результаты педагогической практики

Отзыв об учебной работе студента

Оценка___________

Методист от факультета

Отзыв о внеучебной работе студента

Оценка________

Методист от кафедры педагогики

Отзыв от психолого-педагогической характеристике

Оценка_______

Методист от кафедры психологии_________________________

Заключительный отзыв

Оценка__________________

Руководитель практики___________________________________________________

Приложение

Методические рекомендации для практикантов

Вопросы для самоанализа урока

(Коджаспирова Г. М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. — М., 2002.-С. 55−56.)

Класс __ _ Предмет___________ _ Тема________________Дата_______

1. Дайте характеристику реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

2. Какое место данного урока в теме, разделе, курсе. Как он связан с предыдущим? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Тип урока.

3. Какие задачи решались на уроке; образовательные задачи; воспитательные задачи; 'задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены особенности класса, отдельных групп учащихся?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место на уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, фактах, законах) делался главный акцент на уроке?

6. Какое сочетание методов обучения было избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано и почему? Был ли необходим дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения?

10.3а счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение урока?

11 .Как и за счет чего на уроке поддерживались хорошая психологическая атмосфера?

12. Как было реализовано воспитательное влияние учителя?

13. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение их перегрузки?

14. Были ли запасные методические «ходы» на случай непредвиденных ситуаций?

15. Удалось ли полностью реализовать все поставленные цели? Если не удалось, то, какие задачи, и почему1? Когда и как планируется восполнить нереализованное?

(Здесь представлены примерные вопросы. Дополнительные рекомендации по самоанализу урока будут даны методистами в ходе педагогической практики)

Вопросы для самоанализа внеклассного мероприятия

(Коджаспирова Г. М. Педагогика: программы, методические материалы и

рекомендации.- М., 2002.- С. 52.)

Класс Тема •_________ Дата _____

1. Дайте педагогическое обоснование теме занятия.

2. Каковы были цели и задачи проведенного мероприятия?

3. Как была организована подготовка учащихся к этому мероприятию? Какова степень их участия?

4. Раскройте содержание и методику проведения внеклассного занятия.

5. Какова воспитательная и познавательная ценность подобранного материала?

6. На формирование каких личностных качеств учащихся направлено это занятие?

7. Оцените уровень эмоциональной насыщенности проведенного вами занятия; уровень интереса учащихся к занятию; их активность и вовлеченность в ход занятия.

8. Проанализируйте приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся и уровню развития детей данного класса.

9. Были ли учтены индивидуальные особенности учащихся в ходе подготовки и проведения занятия?

10. Проанализируйте особенности личности педагога: убежденность, эмоциональность, контакт с детьми, знание детей, педагогический такт.

11. Какова педагогическая ценность данного мероприятия?

12. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то, какие задачи, и почему?

Примерная схема психолого-педагогической характеристики ученика

I. Общие сведения об ученике.

Фамилия, имя и отчество. Возраст. Физическое развитие. Состояние здоровья.

Социально-культурный уровень семьи. Психологический климат в семье. Стороны семейного воспитания и быта, которые повлияли на некоторые особенности личности ученика. Наиболее существенные факты из биографии ученика, повлиявшие на его развитие.

//. Типологические особенности нервной системы ученика: Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Проявление особенностей нервной системы в поведении и деятельности ученика. ///.

III. Направленность личности ученика.

Уровень гражданской и нравственной воспитанности. Развитие чувства долга и ответственности. Основные мотивы поведения и цели, к которым стремится ученик. Потребности, интересы и склонности (учебные и внеучебные).

Профессиональные интересы и намерения.

IV. Отношения и черты характера ученика.

А. Отношение к коллективу, к сверстникам. Преобладание коллективистической или эгоистической направленности личности. Участие в общественной работе и ее мотивация. Проявления организаторских способностей {инициативен или пассивен; организатор или исполнитель).

Отношение к людям. Коммуникативные черты характера: положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям, и др); отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

Отношения со старшими детьми, подростками и юношами в микрорайоне и в других сферах внешкольного общения. Отношения с мальчиками и девочками

Б. Отношение к труду. Участие в различных видах труда (общес­твенно-полезный, производительный, бытовой труд в семье).

Мотивы участия в труде. Трудолюбие, добросовестность, аккуратность (или про­тивоположные им качества).

Трудовые навыки и умения.

Специальные способности к различным видам профессиональной деятельности (техника, строительство, искусство и др.).

В. Отношение к учебной деятельности. Любит ли учиться? Каковы мотивы учения? Уровень развития познавательных интересов. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Настойчивость в преодолении

трудностей.

Г. Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям.

Самооценка и уровень притязаний школьника. Уверенность или неуверенность в себе. На чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на специальных способностях к науке, спорту, искусству, технике и др.; на повышенной взрослости; на физической силе и др. Самокритичность и требовательность к себе. Отношения с родителями: уважение и любовь, признание их влияния или равнодушие, отчужденность? Отношение к учителям и воспитателям, их авторитетность для ученика.

V. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе.

Социометрический статус ученика. Входит ли в группировки. Его положение в группировке: лидер (ведомый).

На каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Отношение

группировки, в которую входит ученик к классному коллективу.

VI. Эмоциональные и волевые черты личности.

Темперамент ученика (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; к какому из них близок его темперамент?).

Какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроения, аффекты и др.).

Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Активность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Недостатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

VII. Учебная деятельность и умственное развитие ученика

Учебная успеваемость. Способности к различным учебным предметам.

Особенности внимания: устойчивость и отвлекаемость; легкость пе­реключения с одной деятельности на другую; способность распределять свое внимание. Наблюдательность. Особенности памяти. Тип памяти. Объем оперативной памяти. Владение приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.

Особенности воображения. Бедность или богатство образов, их оригинальность, эмоциональность. Реалистичность или фантастичность работы воображения. Уровень развития пространственного воображения. Его проявления на уроках геометрии, черчения и др. Работа воображения при восприятии искусства, чтении художественной литературы.

Уровень развития наглядно-образного и абстрактного, словесно-ло­гического мышления. К какому типу познания и личности тяготеет: к мыслительному, художественному, среднему? Развитие учебных, интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, планировать, обобщать. Развитие репродуктивного мышления и «сообразительности» (творческого мышления).

Развитие качеств ума. Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

VIII. Выводы. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения

Схема психолого- педагогической характеристики ученического

Коллектива

I- Состав класса: количественный и половозрастной состав,

социальное происхождение.

II. Общая характеристика; работоспособность, успеваемость, отношение к общественным делам.

III. Социально-психологическая характеристика класса:

— - наличие совместной внеучебной деятельности (участие в общественно значимых мероприятиях);

— характер межличностных отношений (наличие лидеров или отверженных, общий микроклимат, требовательность друг к другу, внимательное отношение к членам коллектива, отношение мальчиков к девочкам);

— сплоченность (наличие лидеров, микрогрупп, наличие общих интересов, отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельным членам коллектива и т. д.).

IV. Актив класса: состав актива, официальный и фактический актив.

V. Организованность класса: умение организовываться для выполнения коллективных дел (трудовых, учебных и др.), умение подчиняться активу.

VI. Общественное мнение в классе: поведение в конфликтных ситуациях.

Кроме предложенных рекомендаций по заполнению отчета, примерных вариантов отчетности практикант может опираться и на другие методические разработки, рекомендуемые преподавателями соответствующих курсов и дисциплин:

  1. Дубовская Е., Улановская И. Психологический дневник учителя // Магистр. 1992. № 2. С. 57−61.
  2. Игумнова Г. В. Классный руководитель. Йошкар-Ола: Мар. гос. университет, 2002. -104 с.
  3. Психологические тесты / Под ред А.А. Карелина. В 2 т. М., 1999.
  4. И др.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector