Отчет по практике 14

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

Институт социально-гуманитарных технологий и коммуникаций

Кафедра психологии и социальной работы

Выполнила:

Студентка 4 курса очной формы обучения

специальности «Специальная психология»

Артюхова Кристина Викторовна

Научный руководитель:

Скалин Юрий Евгеньевич

Практика проводилась в «Центре развития ребенка Детский Сад № 7 МДОУ»

Адрес учреждения: г. Калининград, улица Вагоностроительная, 7

Телефон: +7 (4012) 96-31-24

Калининград

2014 Содержание

  1. План практики…………………………………..………………………….3
  2. Характеристика учреждения………………………………………….…..4
  3. Организация практической деятельности………………………………..6
  4. Консультативный пункт для родителей в «Центре развития детского сада №7»……………………………………………………………………..8
  5. Разработка и проведение мероприятия…………………………………..9
  6. Изучение деятельности в системе «Воспитатель-ребенок-родитель».13
  7. Выводы, комментарии по итогам практики……………………………..19
  8. Характеристика……………………………………………………………20

План практики

  1. С 23.06 – 30.06 – ознакомительный период; знакомство с воспитанниками, педагогическим коллективом, традициями реабилитационного центра, приемами и методами воспитательной, образовательной, коррекционно-развивающей работы в данном реабилитационном центре.
  2. С 1.07 – 20.07 — основной период; организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий, изучение личности инвалидов, проходящих коррекционно-психологическую помощь в данном реабилитационном центре.
  3. С 21.07 – 27.07 – заключительный период; подготовка отчетной документации.

Характеристика учреждения

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 7 функционирует в двух этажном здании, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования Российской Федерации.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Цель МДОУ:

-создание условий для полноценного развития каждого ребенка и оказание ему помощи в соответствии с индивидуальными особенностями. 

Основные задачи МДОУ:  1. Создавать и совершенствовать условия для полноценного психофизического развития детей с учетом их возрастных (физиологических, психологических, личностных) особенностей. 2. Формировать психологический базис для развития психических функций и предпосылок к школьному обучению у детей в соответствии с индивидуальными особенностями. Обеспечивать социальной адаптации детей к условиям ДОУ. 3. Систематизировать особенности психического развития детей с нарушением зрения с целью их лучшей адаптации к обучению в начальной школе.

Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя; 12-часовое пребыванием детей в ДОУ с 7.00. – 19.00. – ; выходные дни: суббота, воскресенье.  Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный кабинет психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. Территория садика огорожена забором.

Организация практической деятельности

Артюхова Кристина Викторовна, студентка 4 курса БФУ им. И.Канта обучающаяся по специальности «специальная психология» проходила практику в «Центре развития ребенка Детский Сад № 7 МДОУ», который находится по адресу: г. Калининград, улица Вагоностроительная, 7. Практику проходила с 23 июня по 27 июля 2014 года.

8 стр., 3674 слов

Опыт работы психологов по применению в работе компетенций

Курсовая работа Опыт работы психологов по применению в работе компетенций Оглавление Введение Глава 1. Описание компетенции ОК-1 Глава 2. Описание компетенции ОК-10 Глава 3. Описание компетенции ОПК-8 Глава 4. Описание компетенции ПКПП-5 Глава 5. Описание компетенции ПКСПП-3 Глава 6. Описание компетенции ПКСП-5 Глава 7. Описание компетенции ПКНО-1 Заключение Список литературы Введение Вопрос о ...

Руководитель практики: Скалин Юрий Евгеньевич.

Основной целью учебной практики является изучение особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога, специального психолога в специальном образовательном учреждении.

Частные цели:

— сформировать умение понимать особенности социально-психологической среды учреждения;

— развить умение выявлять правовое пространство специалистов, занимающихся проблемами детей с особыми образовательными потребностями;

— сформировать первоначальные навыки установления контакта с трудовым коллективом учреждения и его воспитанниками.

Задачи практики:

1. Знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности центра.

2. Знакомство с организацией работы педагога – психолога, специального психолога, выявление специфики его деятельности в данном учреждении.

3. Знакомство с содержанием, формами и методами воспитательной, образовательной, коррекционно-развивающей работы в данном реабилитационном центре. Наблюдение особенностей поведения, межличностного взаимодействия воспитанников центра.

4. Формирование профессиональных коммуникативных умений.

5. Совершенствование аналитических умений, профессионально значимых личностных качеств.

Консультационный пункт для родителей в «Центре развития ребенка Детский Сад № 7 мдоу»

Целью работы консультативного пункта является осуществление систематического контроля за ходом развития детей для возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции.  

 

Направления работы:

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

... педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   ... к успешному выполнению задания у части детей оказывается более низкой ... Цель обработки результатов обследования - выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Ком­позиция», выделяются изображения прежде всего людей ...

 

1.            Диагностическое исследование речи, фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально — волевой сферы, наблюдение за динамикой развития, выстраивание психолого — педагогического прогноза.

 

2.     Создание условий для развития познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности; формировании знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально -типологических возможностей.

 

3.     Профилактическая реабилитация, объединяющая ряд комплексных мероприятий, осуществляется специалистами разного профиля:

•      Медикоментозное лечение

•      Коррекционное психолого -педагогические занятия;

•      Ритмика;

•      Общевоспитательные мероприятия.

 

4.            Психогигиеническая и коррекционная работа с родителями и лицами ближайшего окружения:

•    индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания;

•    участие родителей и детей в коррекционной работе;

•    обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми;

•    обследование бытовых и общих жизненных условий семей.

 

Задачи:

·        совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагогов, родителей;

·        консультирование по способам решения проблем и коррекции дефицитов  развития.

Разработка и проведение мероприятия

Групповые занятие, проведенные мною в МДОУ №7:

Задание «Разложи карточки на группы так, так чтобы три карточки были подходящими друг к другу по какому-то признаку, а одна не подходила» (группа из 7 человек).

3 стр., 1126 слов

«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»

Введение Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок ...

Цель: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.

Описание задания. На каждом столе лежит по 12 картинок, которые нужно разделить на 3 группы, причем подобрать картинки нужно так, чтобы три из них можно было обобщить, а четвертая не подходила к первым трем.

Дети выполняют задание каждый за отдельным столом. Потом меняются местами, так как картинки у всех разные.

Игра «Слушай хлопки» (группа из 6 человек).

Цель: развитие активного внимания.

Описание игры. Предложите детям передать жестами дующий ветер и падающий снег. Затем договоритесь, что на один хлопок они должны изобразить ветер, на два – снег, на три – встать в круг. После этого включается музыка и дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют требуемое движение.

Задание «Выложи буквы так, как только что видел» (7 человек).

Цель: увеличение объема памяти, развитие внимания.

Материал: для каждого из детей приготовлено по 4-6 карточек с любыми буквами, такими же, какие психолог выкладывает на доске.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море».

Психолог: «Лягте с удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.,

Появляются ощущения обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Игра «Чем похожи?» (8 человек).

Цель: развитие мыслительных процессов.

14 стр., 6605 слов

Влияние развода родителей на детей подросткового возраста

... мероприятия приведут к увеличивающемуся количеству детей, выросших в стабильных и гармоничных семьях Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные ... А. Ямбурга и др. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. Для достижения цели поставлены ...

Материал: картинки, разложенные по парам: лиса-волк, скворец – грач, сапоги – ботинки, самолет – вертолет, врач – лекарство, чашка – чайник, дверь – окно.

Описание игры. Каждый ребенок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства.

Игра «Поезд» (6 человек).

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Описание игры. В игре участвует не более 5-6 детей. Выбирается «паровозик», остальные дети – «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. Ребенок – «паровозик» смотрит внимательно на «вагончики» и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а ведущий спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?».

«Паровозик» отвечает. Затем сам становится «вагончиком», выбирается другой «паровозик». Выигрывает тот, кто правильно расставит свои «вагончики».

Задание «Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным» (7 человек).

Цель: развитие мыслительных процессов.

Задание выполняется по типу игры: «Четвертый лишний».

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Радуга».

Психолог: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.

Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.»

Изучение деятельности в системе «Воспитатель-ребенок-родитель»

Специальными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

5 стр., 2267 слов

Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ БЛИЗОРУКИХ ДЕТЕЙ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ВВЕДЕНИЕ Многолетняя история изучения особенностей функционирования зрительной системы близоруких людей ... взаимных корреляций шкал опросника АСВ с наличием близорукости у детей и числом детей в семье позволило выявить следующую структуру взаимосвязей (рисунок). Как явствует ...

Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и учреждения, так как специальное учреждения — вне семейный социальный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А так же в последующей реализации следующих задач:

— показать актуальность проблемы;

— изучить дифференцированный подход к работе с родителями;

— определить необходимость проведения работы с родителями;

— выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями;

— доказать необходимость повышения эффективности деятельности педагогов в стенах учреждений;

— проследить организацию взаимодействия семьи и специального учреждения.

Поэтому главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей, а предметом — содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Согласуя свои действия с семьей, дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Важно отметить, что задача — осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. Другая проблема — исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов — семьи и специального учреждения. Важно, чтобы условия в семье и в учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в специальном учреждении ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. Третья проблема — развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок, как в учреждении, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия учреждения и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь учреждения, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача — вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Для осуществления дифференцированного подхода к родителям нужно соблюдать, как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: — взаимное доверие во взаимоотношениях между воспитателем и родителями.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работу с родителями проводить активно, применяем не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска).

В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что часто не используется или используется недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляется своевременная подготовка родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если своевременно попросит их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателем и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания. Целях облегчения работы при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание уделяем систематизации и разработке различных рекомендаций. В настоящее время стараемся использовать всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. В этих формах работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог. Дальнейшее взаимодействие с родителями походит в процессе:

*Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;

*Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

*Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

*Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;

*Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности данного учреждения;

*Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);

*Участия в праздничных мероприятиях и совместной деятельности с детьми;

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить уровень развития детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.

Выводы, комментарии по итогам практики

В ходе практики я познакомилась с нормативными и методическими материалами, принимала участие в плановой работе психолога, присутствовала на занятиях разных групп развития; самостоятельно провела ряд методик, анализировала результаты, подбирала коррекционно-развивающие упражнения.

Основные трудности, которые возникли при реализации программы – это недостаточная активность родителей, непонимание ими важности психологической профилактики.

Я осталась довольна тем, что выбрала именно это учреждение, и не сколько не жалею, ведь там не только жизнерадостные, активные ребята, но и отличный педагогический состав.

Также отмечу, что работа психолога в детском дошкольном учреждении мне доставила удовольствие и практический опыт, полученный в ходе практики, несомненно, пригодиться в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.