Отчет по практике 4

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

О Т Ч Е Т

о прохождении _____________________________ практики

студента (ки) ___ курса ________ группы Психологического факультета

_____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Наименование базы практики _______________________________________

Руководитель от базы практики ____________________________________

Руководитель от кафедры __________________________

Новосибирск — 2013 г.

Характеристика

Студент ФГБОУ ВПО «НГПУ"______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________ института/факультета, ____курса, специальности ___________________________________________________________________ проходил (а) ________________________________________________________________________

(вид практики)

практику в _____________________________________________________________________

(полное наименование организации, учреждения, предприятия)

Студент проявил себя _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практика оценивается (по 5-балльной шкале) ____________________________

Руководитель организации _________________ ______________

(подпись) (И.О.Ф.)

МП

Наименование должности

руководителя практики _________________ ______________

(подпись) (И.О.Ф.)

Дневник практики

8 стр., 3925 слов

К ДНЕВНИКУ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» ДНЕВНИК Учебной и производственной педагогических практик __________________________________________________________ (фамилия) ...

День 1. Знакомство с учреждением и коллективом, графиком работы и внутренним распорядком.

День 2. Изучение правовых документов, должностной инструкции психолога, годового плана работы.

День 3. Знакомство с работой психолога.

День 4. Утверждение индивидуального плана прохождения практики.

День 5. Ознакомление с тестовыми методиками, используемыми психологом.

День 6. Выполнение заданий по поручению психолога. Работа с литературой. Анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия особенностям подростков, актуальным задачам их развития.

День 7. Наблюдение за консультациями психолога.

День 8. Участие в проведении беседы и тренинга с родителями проблемных подростков.

День 9. Проведение индивидуального обследования подростка. Подготовка психологического заключения по индивидуальной диагностике.

День 10. Подведение итогов, анализ проделанной работы во время практики.

Основные направления работы педагога психолога

Наименование мероприятий, которые провел или посетил

Психологическое просвещение

1.Наблюдение и анализ работы, проводимой психологом центра.

2. Участие в подготовке и проведении несколько занятий по преодолению проблем проблемных подростков.

Психологическая профилактика

1. Анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия особенностям подростков, актуальным задачам их развития.

2. Наблюдение за консультациями психолога.

Психологическое консультирование

Участие в проведении беседы и тренинга с родителями проблемных подростков.

Психологическая диагностика

Проведение индивидуального обследования подростка. Подготовка психологического заключения по индивидуальной диагностике.

Психологическая коррекция и развитие

1.Проведение психокоррекционных мероприятий

2. Организация психокоррекционных бесед с родителями и подростками.

1. Характеристика организации

Основной задачей психологического центра «Мир семьи» г. Новосибирска является оказание семьям и детям, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия улучшении их социального и материального положения, а также психического статуса.

Деятельность центра направлена на следующие цели:

— содействие стабильности семьи как социального института;

— установление взаимосвязи семьи с обществом и государством, гармоничных внутрисемейных отношений.

Для достижения уставных целей Центр осуществляет следующие виды деятельности:

— социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

— оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

— внедрению в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке;

— проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

В Центре можно получить консультации специалистов:

— Консультации психолога, который поможет разобраться в себе и своих отношениях с другими людьми.

— Консультации психиатра.

На базе Центра действуют:

В центре имеется для работы с детьми игровая комната, оборудование для песочной терапии, арттерапии, сказкотерапии. Также используется в работе компьютерная психодиагностика.

Работа в центре проводится в групповой и индивидуальной форме. По запросу родителей организовываются тренинги, коррекционно-развивающие занятия для детей и взрослых.

2. Особенности работы психолога в психологическом центре «Мир семьи»

Работа психолога в заключается в:

— Повышении психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения.

— Помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей, обучение детей и родителей здоровому образу жизни, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов. Создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата. Ознакомление с особенностями психологии детского возраста.

Задача психолога — не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем. Клинический психолог является, по сравнению с другими психологами, максимально практическим психологом. Особенности практической деятельности клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными психическими характеристиками человека.

Содержание труда

1. Диагностика — наиболее традиционная («старая») функция. Специфика клинико-психологической диагностики — синдромальность (выделение и качественное описание синдрома, прогностичность).

Диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

Диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т. ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).

2. Психологическое воздействие (в основном проработана на эмпирическом уровне, в теории — гораздо хуже).

Психологическое воздействие — целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями.

Тут можно говорить о двух видах психологического воздействия в зависимости от воздействующего лица — психотерапия и психологическая коррекция.

Психотерапией занимаются врачи-профессионалы в этой области, и основной смысл терапевтических воздействий — вылечить человека, снять симптомы.

Психологическая коррекция — любое изменение, улучшение и совершенствование состояния любого человека. Возможна коррекция:

· поведения;

· психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей;

· психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии);

· совершенствование адаптационных возможностей человека;

· психокоррекция конфликтных ситуаций;

· профилактика инвалидизации;

· профилактика рецидивов перенесенных заболеваний.

Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная — но все это — не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая «влезания в душу» и ее изменения, как в психокоррекции.

3. Экспертиза. Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

· исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;

· соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

Психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий — где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.

4. Реабилитация. Она же — социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач + юрист + социолог + психолог).

Клинический психолог решает следующие виды задач:

· коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;

· коррекция тревожности, УП, мотивации, послеболезненных синдромов;

· восстановление нарушенных ВПФ;

· восстановление и нормализация отношений в среде.

5. Профилактика. Существует три этапа профилактики во всем мире:

· Первичная профилактика — общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов — формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

· Вторичная профилактика — выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

· Третичная профилактика — работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

Клинический психолог познаёт симптом — единичный признак проявления болезни, синдром — набор закономерно сочетаемых симптомов, нозологию — набор синдромов. Клинический психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности — в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом. Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего профессионального коллектива.

Должностная инструкция психолога

I. Общие положения

1.1. Психолог относится к категории специалистов. Принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.

1.2. На должность:

— психолога I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет;

— психолога II категории — высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;

— психолога — высшее профессиональное (психологическое) образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Во время отсутствия психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, несущий полную ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.

1.5. В своей деятельности психолог руководствуется:

— нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами по соответствующим вопросам;

— уставом предприятия;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями директора предприятия и непосредственного руководителя;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Психолог должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и руководящие документы, относящиеся к вопросам психологии;

— психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;

— методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

— технические средства, применяемые при изучении условий труда;

— передовой и отечественный опыт работы психологов;

— основы технологии производства;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы профориентационной работы;

— законодательство о труде;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда.

II. Функции

На психолога возлагаются следующие функции:

2.1. Разработка мероприятий по улучшению условий труда работников предприятия и повышению эффективности работы.

2.2. Участие в формировании трудовых коллективов, проектировании систем организации труда с учетом психологических факторов и эргономических требований.

2.3. Обследование индивидуальных качеств работников, осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

2.4. Консультация руководителей предприятия, работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива.

III. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций психолог предприятия обязан:

3.1. Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

3.2. Составлять проекты планов и программ социального развития, определять психологические факторы, оказывающие влияние на работающих.

3.3. Проводить совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

3.4. Принимать участие в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

3.5. Анализировать трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

3.6. Совместно с социологом и другими специалистами участвовать в определении задач социального развития.

3.7. Осуществлять выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определять пути устранения причин, их вызывающих.

3.8. Разрабатывать профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, давать рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

3.9. Участвовать в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

3.10. Подготавливать рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществлять контроль за их выполнением.

3.11. Анализировать причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством; разрабатывать предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

3.12. Принимать участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

3.13. Консультировать руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

3.14. Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

IV. Права

Психолог имеет право.

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Психолог несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Психологическое заключение ребенка

Имя: Дарья М.

Возраст: 14 лет

Класс: 7 «А»

Методики: Подростковый вариант теста Кеттелла, Дом-Дерево-Человек, Характерологический опросник Леонгарда.

Человек обращен вовне. Легкий в общении, доброжелательный, эмоционально богат. Склонен к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен. Хорошо приспособляется, присущи гибкие установки, которые легко меняются. Хорошо развито чувство сопереживания. В мышлении присущи реалистичные тенденции. В деятельности предпочитает социально значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включается в активные группы. В личных отношениях щедр, открыт, не боится критики.

Эмоционально устойчив. Зрелый тип. Реалистическое отношение к жизни. Невозмутим. Развита способность к соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/. Гибкое поведение в стрессовых ситуациях. Способен выбирать оптимальный вариант поведения. Не ригиден.

Возбудимый, нетерпеливый, требовательный, сверхактивный, несдержанный. Привлекающий внимание, позирующий, склонный к ревности. Самоуверенный, эгоцентиричный. Легко отвлекается и проявляет много нервных симптомов /беспокойно спит, легко обижается, сердится в возбужденном состоянии в ситуации ограничения/.

По отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе, /если что-то не устраивает/. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.

Безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие организаторские способности. Деятельность может не иметь реального эффекта. Высокий показатель по этому фактору коррелирует с низким показателем по фактору «Степени принятия моральных норм».

Сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. Не легки в общении. Педантичны. Могут возникать конфликты при попадании в другую культуру, в другое общество. Исполнительны. Не любят перемен мест работы. Избегают помощи со стороны окружающих. Довольствуются ресурсами собственной личности. Хорошие руководители. Копаются в мелочах и чувствительны к нарушениям морально-этических норм.

Авантюристичны, социально смелы, не заторможены. Очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях. Может небрежно относиться к деталям. Не реагирует на сигналы опасности. Пробивные. Тенденция заинтересованности к противоположному полу. Фактор коррелирует положительно с лидерством. Обычно академическая успеваемость невысокая. Охотно испытывает новые эмоции, с восторгом бросается в них. В деятельности много времени тратит на разговоры.

Высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности. Продуктивны в творческой деятельности, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств. В жизни — нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность группы.

Индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Обычно, имеют свое мнение / его не навязывают и часто не сообщают другим/. Узкий круг друзей. Не забывают несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых. Холодные неврастеники.

Безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Зрелая уверенность в себе и своих близких. Отсутствует чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную неприязнь окружающих.

Зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Любят, когда ими восхищаются. Не хватает решительности. Необходима поддержка группы. Близки к конформизму. Проявляется стадное чувство.

Высокий контроль поведения, поведение социально точное, соответствующее образу своего Я. Социально очень чувствительны. Характерно самоуважение, забота о собственной репутации. Устойчивые интересы, формы поведения. Склонны к упрямству. Нечувствительны в области чувств, необидчивы. Образ Я строят сами, но он почти совпадает с требованиями общества. Волевые, уверены в себе, в группе работают хорошо. Достаточно объективны к окружающим. Часто обладают хорошими ораторскими способностями. Уравновешены, надежны.

Сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно не довольны порядком, руководством. Тип фрустрированный. В эмоциональном плане — взрывчаты. Очень высоко мотивированы. Низкий порог фрустации, который связан с высокой возбудимостью. Фактор хорошо коррелирует с высокой успеваемостью.

Отчет по практике — Стр 2

Находятся в постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

Повышена способность к вытеснению, демонстративности поведения.

Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

Основное для человека — жизненная энергия. Присуще открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Сознательное стремление сохранить контроль.

Отступление, отрешенность, избегание, отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Значительное внутреннее напряжение

Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Готов к контактам, отсутствует стремления скрывать свои чувства. Фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Авторитетной фигура. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Очень лабилен, нехватка контроля над выражением эмоций.

Субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Не осознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Потребность в защитном интеллектуальном контроле. Присуще уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. Сенсорный контакт с действительностью. Присутствует тревога, связанная с мышлением или воображением.

Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Чрезмерно амбициозные стремления. Присутствуют грубость, черствость, агрессия. Сильная потребность независимости и стремление к ней. Агрессивность, настойчивость, упрямство. Подчеркивание воображения, женственность, слабость, энергичность.

Увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Большая или меньшая ловкость в избежание проблемных ситуаций. Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Экзальтированность, эмоциональность, энтузиазм, порыв, стремление к власти. Поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Решительность, активность, продуктивность, ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Ощущение несчастья, поиск поддержки, поиск надежного положения в своем кругу. Хорошее приспособление к среде. Сентиментальность. Действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

Консультация для родителей детей с трудным поведение на тему «Детская агрессивность»

Форма проведения: «круглый стол».

Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли… (Эрих Фромм)

Вопросы для обсуждения: 1. Анализ проблемы агрессивности. 2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. 3. Поощрение, наказание в семье. 4. Законы преодоления детской агрессии. 5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.»).

У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляемся в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Перед собранием можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2. Что тебе в них нравится?

3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

4. Какие передачи привлекают твоих родителей?

5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если: — оно следует немедленно за проступком;

— объяснено ребёнку;

— оно суровое, но не жестокое;

— оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка):

— Если тебя наказывают, то как…

— Если тебя поощряют, то как…

— Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают…

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. По традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принимать ребёнка и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско — родительских отношений

Занятие 1.

Цель — формирование атмосферы доверия.

1. Установка на работу. Представьте, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть, как он выглядит, большой он или маленький, на что похож? Может он имеет запах, и тогда вы можете его понюхать. А может от него звучит какая-то музыка, а вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро цветка к себе в сердце, почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу. И помните, что в минуты, когда будет болеть душа, представив этот цветок, вы освободитесь от части груза.

2. Игра «Европейский городок». Игра способствует снятию напряжения в преодолении барьеров. Ведущий говорит: «У населения нашего города есть удивительный обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь, и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они слышат 1 удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда услышат 2 удара, партнеры берут друг друга за плечи, когда они слышат 3 удара — они трутся друг об друга спинами. Давайте же и мы поприветствуем друг друга этими необычными способами. Удары колокола я буду изображать хлопками».

3. Упражнение с мячом 1. а) Сесть на мяч. Ведущий: «Как вы себя чувствуйте? Неизвестность… Так и дети куда-то собираются, переживают. Я сказала, что мяч выдержит 100 кг. Вы все сели с уверенностью? Можно изучить мяч, попробовать, рассмотреть, то есть должна быть активная жизнь, чтобы к 17 годам им жить хотелось.

4. Упражнение с мячом 2. Работа в парах «мама — ребенок». Ребенку завязывают глаза, и он начинает руками изучать мяч, мама ему помогает. Работают молча. Меняются ролями. Обсуждение: Что ощущали дети? Было ли желание сделать что-то свое? Мама чувствовала, что ощущает ее ребенок?

5. «Зеркало». Мы сегодня хорошо поработали, настал момент прощания. Попробуйте выполнить, как прощаются люди без слов, а с помощью действий. На первом занятии я попыталась организовать совместные действия матери и ребенка и установить доверительные отношения между ними.

Занятие 2.

Цель: формирование атмосферы добра и безопасности.

Установка на работу.

Упражнение «Чему я научился за год». Участники получают по одинаковому листу бумаги, ручки или карандаши. Каждый в течение какого-то определенного времени пишет, чему он научился в течение последнего года. Затем все работы сдаются ведущему, который зачитывает их. Комментарий к упражнению: Это упражнение является и диагностическим и терапевтическим, по сути. Часто родители не подозревают о том, что их ребенок узнал что-то новое за этот год жизни. И для ребенка, и для родителей важно продемонстрировать свои достижения. В ходе выполнения видны нарушения взаимоотношений.

2. Упражнение «Зеркало». Участники встают парами, один изображает позы слушателя, а другой их повторяет (внимательный слушатель, не внимательный слушатель, не слушающий человек, создание видимости слушателя.).

3. Игра с мячом. Говорить друг другу перекидывая мяч: «Семья — это… «, «Быть родителями — это… «, «Дети — это… «, «Если бы я был ребенком то… «.

4. «Зеркало». Занятие второе было на изучение мыслей друг друга и изучение внутреннего мира друг друга.

Занятие 3.

Цель: Развитие положительной динамики в отношениях.

Установка на работу.

Игра — разминка «Европейский городок».

Упражнение «Спроси без языка». Вы должны угадать, что хочет спросить каждый из вас.

Игровая ситуация «На службе у царя-батюшки».

До 1917 года в России правил царь, власть переходила из рук в руки. Нелегко жилось народу при царе, еще более сложно было тем, кто служил царю, итак, раз, два, три… мы попадаем в 17 век, перед нами царь (ребенок), и служащий царя (мама).

Проснулся царь в плохом настроении, зовет он прислугу (маму).

Принеси воды, да побыстрее. Ну, чего ты стоишь? Аль не слышал?

Помоги одеть халат, указывает на служащего (маму).

-Какие новости сегодня? Чего смущаешься? Не знаешь, что в стране делается? (Если царя не устраивает служащий, его на казнь, хотя ему дается последнее слово для собственной защиты.

Значение данного упражнения в том, чтобы родитель ощутил, как бывает тяжело ребенку в семье.

3. «Зеркало».

4. Рефлексия занятия. Что понравилось, что не понравилось? Что завтра хочется повторить?

Занятие 4.

Цель: формирование атмосферы доброты и безопасности.

Настрой на занятие. У кого за то время, что мы занимались, произошло что-то новое, позитивное и вы хотели нам об этом рассказать.

Упражнение «Счастье — это». Предлагаются листы с разнообразными формулами «счастья» Счастье — это я сам. Счастье — это когда тебя понимают. Счастье — это жить среди людей. Счастье — это много друзей. Счастье — это мои родители. Счастье — это жить в мире. Счастье — это моя семья.

Участникам предлагается выбрать свою формулу и защитить ее. После защиты предлагается написать как можно больше хороших слов на каждую букву слова:

С — солнечный, спокойный.

Ч — чуткий, человечный.

А — активный, артистичный

С-

Т-

Ь

Е

Упражнение «Слепой и поводырь».

Мама берет за руку ребенка и ведет его рядом с собой, при этом должна говорить, как и куда он должен идти. Что значит ответственность? Это контроль? Быть хорошими родителями это, значит, быть ответственными? Легко ли подчиняться действиям родителя.

3. Упражнение «Комплименты». Выполняется в паре, участники говорят друг другу комплименты, добрые слова.

4. «Зеркало».

Занятие 5.

Цель: закрепить представление об отношениях в семье.

Установка на работу.

Сегодня последнее наше занятие, давайте вспомним все упражнения, которые вас понравились.

а) Игра — разминка «Европейский городок» Приветствие друг друга разными способами.

б) Упражнение «Зеркало» Изображение поз друг друга.

в) Упражнение «Спроси без языка».

г) Упражнение «Чему я научился за эти занятия».

д) «Зеркало».

Мы хорошо потрудились, настал момент прощания. Вспомните, как прощаются люди без слов, а с помощью действий".

Заключение

В ходе прохождения практики в психологическом центре «Мир семьи» я ознакомилась с основными целями, задачами и направлениями деятельности психологической службы.

Проанализировала специфику работы психолога, также изучила содержание форм и методов работы психолога с коллективом, клиентами.

Также мной совместно с психологом были проведены мероприятия для подростков с трудностями в поведении.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что в основе работы центра лежит семья как социальный институт.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Многообразие форм внутрисемейного воздействия на ребенка, его непрерывная и длительная вовлеченность в интимные, эмоциональные родственные отношения, диапазон ценностей, осваиваемых им в жизнедеятельности семьи, составляют ее неоспоримый воспитательный приоритет. Но многие родители воспитывают своих детей, так как воспитывали их, не осознавая произошедших перемен, они не могут поддержать социальный климат в своей семье, духовное и физическое становление своих детей, что в большинстве случаев приводит к нарушению взаимоотношений между ними. Тем более что в нынешних, весьма непростых социальных условиях ресурсов одной семьи порой не хватает для преодоления сложных периодов ее жизненного цикла.

Социальные службы могут оказать родителям эффективную помощь в установлении благоприятных внутрисемейных отношений. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям, они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту. Важная роль социального работника определяется целенаправленностью, профессиональной грамотностью, учетом интересов и проблем ребенка и родителей в процессе оказания помощи семье.

Нужно глубоко понимать особенности детско-родительских отношений, уметь применять адекватные меры, чтобы прийти на помощь членам семьи, испытывающим разного рода трудности.

Деятельность психолога в центре заключается в следующем:

1. Консультирование.

2. Тренинг.

3. Организация круглых столов.

4. Организация и проведение групповых занятий.

29