Экзаменационная программа

8

Экзаменационная программа предлагает студентам, завершающим обучение по курсу психологии, основные тематические блоки (темы) для подготовки к итоговому экзамену. Студенты имеют право выбрать одну (любую) тему предлагаемой программы и осуществить подготовку к экзаменационному отчету по курсу через работу по этой теме.

В процессе выбора темы и последующей работы над ней следует учесть следующие моменты:

  1. Все предлагаемые темы взаимосвязаны и охватывают в совокупности весь объем программы курса психологии. При выборе отдельной темы и работы над ней необходимо познакомиться с программой всех тем, чтобы установить их взаимосвязь и выделить общее во всех темах.
  2. При подготовке по любой отдельной теме ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть проработан общий список литературы (обязательный минимум), а также освоен в необходимом для овладения программой объеме перечень специальной литературы, приведенный в программе каждой темы.
  3. Поощряется творческий подход к выбору литературы по теме. Приведенный в программе список является общим ориентиром в выборе материалов для чтения; он может быть дополнен самостоятельно подобранным для чтения и проработки материалами других публикаций и изданий по теме.
  4. Предлагаются две основных формы подготовки и представления экзаменационного отчета:
  • Подготовка письменной итоговой работы по теме, в которой систематизирован материал темы; в этом случае экзамен проводится в форме собеседования по материалам письменной работы;
  • Подготовка к устному экзаменационному собеседованию по теме с использованием всех подготовленных студентом материалов работы над темой.

Литература ко всем темам программы (обязательный минимум)

1. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1994 (в трех книгах): Книга 1 «Общие основы психологии». М.: Просвещение, 1994; Книга 2 «Психология образования». М.: Просвещение, 1994; Книга 3 «Психодиагностика». М.: «Владос», 1998.

2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т., М, Мир, 1999.

4. Психологический словарь / Под общей редакцией Ю.Л. Неймера. – Ростов Н/Д, 2003.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

ФБГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева Кафедра теоретической и практической психологии Алферова Е.И. Методические рекомендации Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение» Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Тобольск 2012 Печатается по решению Кафедры теоретической и практической психологии ...

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.

6.Крайг Г. Психология развития. 7-ое международное издание. – СПб, 2001

1. «От индивида к личности»

Психическое развитие и его закономерности, противоречия, движущие силы. Понятие личности и система ее свойств: мотивационной, эмоциональной, волевой, темперамента, характера, способностей и др. Основные направления развития личности ребенка в онтогенезе. Возрастная динамика развития личности и его периодизация. Противоречия в развитии личности. Анализ развития мотивации, эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы и других сторон личности ребенка.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.
  2. Немов Р.С. Психология. 1990, с. 49-77.
  3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986Бодалев А.А. Психология о личности. МГУ, 1988.Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987
  4. Столин В.В. Самосознание личности. 1983.
  5. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Пер. с нем., 1981.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. МГУ, 1986.
  7. Особенности формирования личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В. Дубровиной, 1987
  8. Фрейд З. Хроника – хрестоматия, М, 1999.
  9. Маслоу А. Мотивация и личность, СПб, 1999.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб, 1999.
  11. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов н/Д, 1999.
  12. Реан А.А. Психология изучения личности; СПб, 1999.
  13. Блюм Д. Психологические теории личности. М, 1999.
  14. Маслоу А.

    Новые рубежи человеческой природы. М, 1999.

  15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 2000.
  16. Леонгард К. Акцентирование личности. Ростов н/Д, 2000.
  17. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб, 2001.
  18. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред-сост. Д.Я. Райгородский, Самара, 2001.
  19. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред-сост. Д.Я. Райгородский, Самара, 2000.
  20. Психология личности в трудах зарубежных психологов / З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др. Составитель и общий редактор А.А.Реана. – СПб, 2000
  21. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М, 2000
  22. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2001.
  23. Ольпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.
  24. Кондаков И.М. Иллюстрированный словарь. Более 600 иллюстраций и 1700 статей. М, 2003.
  25. Психологическая энциклопедия / Под. ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб, 2003
  26. Холл К.С. Теории личности. М, 2000.

2. «Онтогенез внимания и памяти»

Определение внимания. Функции и виды внимания. Психологические теории внимания. Развитие внимания у школьников. Общие представления о памяти. Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие внимания у детей.

11 стр., 5203 слов

Память и ее развитие

... «Средняя Общеобразовательная Школа №14» Реферат-исследование по психологии Память и ее развитие Выполнила: Анненкова А. С. Руководитель: Бирзгал И. ... ставить цель для запоминания материал. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал ... факты и явления окружающего. Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела ...

  1. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, пер. с англ., 1967.
  2. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. Шадрикова, 1990.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
  4. Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М. Внимание школьника. Серия «Педагогика и психология». 1987. №9
  5. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти. 1970.
  6. Смирнов А.А. Проблема психологии памяти. 1966.
  7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. 1968.
  8. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. 1967.
  9. Брунер Дж. Психология познания. 1977.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн., М., 1999.
  11. Выготский Л.С. Психология, М, 2000.

3. Онтогенез мышления и воображения.

Природа и виды мышления. Мышление и речь. Особенности творческого мышления. Теории мышления в психологии. Развитие мышления у детей. Определение и виды воображения. Функции воображения. Воображение и творчество. Воображение и органические процессы. Развитие воображения у детей.

10 стр., 4820 слов

Реферат по дисциплине: «Общая и профессиональная психология» на тему: «Мышление и речь»

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Филиал РГППУ в г.Березовском Выполнил: Студен гр. бпо 208 пвт по-4 Галлямов Д.Р. Проверил преподаватель: Якишева М.Р. Березовский 2011 г. Содержание Введение……………………………………………………………..3 3 ...

  1. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. МГУ, 1972.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972.
  3. Калмыкова Э.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  4. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз. 1998.
  5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
  7. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. СПб, 1998.

Тема 4. Онтогенез мотивации.

Мотивация: теория биологических побуждений; теория оптимальной мотивации; когнитивные теории мотивации. Мотив и мотивация. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность. Возрастная динамика развития мотивации у ребенка.

  1. Изучение мотивации поведения детей и подростков. 1972.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. 1983.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. 1991, гл. 4, с. 62-72.
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. МГУ, 1986.
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  7. Обуховский К. Психология влечения человека. М., 1972.
  8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.
  9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб, 1999.
  10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы,- М, 1999.
  11. Энкельман Н.Б. Власть мотивации: харизма, личность, успех.- М, 1999.

5. Онтогенез эмоциональной сферы.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций. Эмоции и личность. Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия

... Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия 1. Основные функции общения Необходимо уяснить само понятие «общение» ... людей, согласования их интересов и мотиваций, а также функционально-ролевых ожиданий: человек ... знать основные стадии развития конфликта, а также ... одним из средств самоутверждения личности. Отрицательные функции конфликта: ...

  1. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. 1966.
  2. Лук А.Н. Эмоции и чувства. 1972.
  3. Лебединская К., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подросток с нарушениями в аффективной сфере. 1988.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. МГУ, 1987.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. 1984.
  6. Васильев К. Любовь / Пер. с болгар. 1992.
  7. Изард К. Эмоции человека. М., 1989.
  8. Лук А.н. Эмоции и личность. М., 1982.
  9. Ольшаников А.Е. Эмоции и воспитание. 1983.
  10. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: психоанализ страстей.- СПб, 1998.
  11. Кьеркегор С. Страх и трепет.- М., 1998.
  12. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест.- Минск, 1999.
  13. Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений.- СПб, 2001
  14. Изард К.Э. Психология эмоция.- Спб, 1999.
  15. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб, 2002.
  16. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных.- СПб, 2001.
  17. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей.- М, 2003.

Волевая сфера

    Волевая сфера личности и ее развитие в онтогенезе. Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.

    1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание.
    2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. 1991.
    3. Леви В.Л. Искусство быть собой. 1990.
    4. Цзен Н.В. Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. 1985.
    5. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. Педагогика и психология. 1986. N 6.
    6. Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 1999.
    7. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2 т.- Самара, 1999.
    8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 200.
    9. Менегетти А. Психология лидера.- М., 2001.
    10. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб, 2000.

    1. Онтогенез речи.

    Речь и ее функции. Речь как средство общения. Речь как инструмент мышления. Соотношение мышления и речи. Развитие речи в онтогенезе.

    4 стр., 1737 слов

    По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

    Отделение заочного обучения Специальность 44.02.04 Домашняя контрольная работа По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» (3 курс, 1 семестр) Задание: разработать практические проблемные ситуации по формированию нравственного поведения у детей ...

    1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1999.
    2. Лурия Л.Р. Язык и сознание.- Ростов н/Д, 1998.
    3. Ушаков Т.Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. 1985
    4. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
    5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.- М., 1997.
    6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.
    7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- СПб, 1997.
    8. Рикер П. Герменевтика и психоанализ.- Н.Н., 2001.
    9. Рыжов В.В. Иноязычные способности.- Н.Н., 2001.

    1. Онтогенез общения

    Понятия и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Техника и приемы общения. Развитие общения в онтогенезе.

    1. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева, 1981.
    2. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. 1992.
    3. Ерастов П. Психология общения. 1979.
    4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. 1987.
    5. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.
    6. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева. 1987.
    7. Коломинский Я. Человек среди людей. 1973.
    8. Кон И.С. Дружба. 1987.
    9. Крижанская Ю.С. Грамматика общения.- М., 1999.
    10. Экман П. Психология лжи.- СПб, 1999.
    11. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству.- М., 1999.
    12. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения.- М., 2000.
    13. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения.- СПб, 2002.
    14. Куницына В.Н. Межличностное общение.- СПб, 2003.
    15. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция.- М., 2001.
    16. Кокберн С. Пространство между нами: обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах.- М., 2002
    17. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.
    18. Парыгин Б.Д. Анатомия общения.- СПб, 1999.
    19. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций.- СПб, 2000.

    1. Темперамент и характер человека.

    Типы темпераментов. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личность. Определение характера. Формирование характера у ребенка. Личность и характер человека.

    2 стр., 912 слов

    Психология обучения. Обучение и развитие. Психологические основания анализа концепций обучения: понятие, классификация.

    Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения. ...

    1. Купер К. Индивидуальные различия.- М., 2000.
    2. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Ростов н/Д, 2000.
    3. Кречмер Э. Строение тела и характер.- М., 2001.
    4. Адлер А. О нервическом характере.- СПб., 1997.
    5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.- М., 1997.
    6. Нараихо Н. Характер и невроз.- М., 1997.
    7. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 1997.

    10. Онтогенез способностей

    Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа человеческих способностей. Развитие способностей в онтогенезе.

    1. Лейтес И.С. Способности и одаренность в детские годы.- М., 1984.
    2. Лейтес И.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971.
    3. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т.- Т.1.- М., 1985.
    4. Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973.
    5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб., 1999.
    6. Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности.- СПб., 1998.
    7. Айзенк Г., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов: коэффициент интеллектуальных способностей вашего ребенка.- М., 1997.
    8. Бине А. Измерение умственных способностей.- СПб., 1998.
    9. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство.- Харьков, 1998.

    11. Личность и группа

    Понятие малой группы и коллектива. Феноменология малых групп. Межличностные отношения в группах и коллективах. Эффективность групповой деятельности. Воздействие группы на личность. Восприятие и понятие людьми друг друга. Самочувствие личности в группе. Руководство детскими группами и коллективами. Влияние социальных групп на личность ребенка.

    1. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. 1969.
    2. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. 1988.
    3. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. 1988.
    4. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. 1987.
    5. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. 1987.
    6. Кричесвский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. 1991.
    7. Коломинский Е.Л. Психология малого коллектива. Минск, 1985.
    8. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1998.
    9. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию.- М., 1998.
    10. Майерс Д. Социальная психология.- СПб., 1998.
    11. Московичи С. Век толп.- М., 1998.
    12. Райх В. Психология масс и фашизм.- СПб, 1997.
    13. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ре. В.А. Лабунской.- М., 1999.
    14. Шихирев Л.Н. Современная социальная психология.- М., 1997.
    15. Росс Л. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.- М., 1999.
    16. Милграм С.

      Эксперимент в социальной психологии.- СПб, 2000.

    17. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2000.
    18. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- СПб., 2000.
    19. Психология масс: Хрестоматия / ред сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2001.
    20. Бандура А. Теория социального научения.- СПб, 2000.
    21. Лингетти А. Психология лидера.- М., 2001.

    12. Психология обучения.

    Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения. Теория учебной деятельности. Современные концепции научения. Особенности научения детей младенческого возраста. Обучение в младшем школьном возрасте. Учение и научение в средних и старших классах школы. Психологические проблемы обучения иностранным языкам.

    1. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
    2. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. 1991.
    3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. 1982.
    4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. 1991.
    5. Андриевская В.В. Возрастные особенности деятельности старшеклассника на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1987. №6
    6. Зимняя И.А., Ильинская И.С. Психологический анализ урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1984. №3
    7. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985.
    8. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.
    9. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.- Владимир. 1972.
    10. Бандура А. Теория социального научения.- СПб., 2000.
    11. Эльконик Б.Д. Психология развития.- М., 2001.

    13. Психология воспитания

    Цели воспитания. Средства и методы воспитания. Теория воспитания. Общение и воспитание. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание. Воспитание в младенческом и раннем возрасте. Начало формирования социально-важных качеств личности. Воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте. Воспитание в играх. Воспитание в учении. Воспитание подростков и юношей. Самовоспитание.

    1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. 1987, гл. 5. Стиль профессионального педагогического общения. С. 96-105.
    2. Рыжов В.В. Педагогика сотрудничества и психология общения // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя. Горький, 1989.
    3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. 1979.
    4. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М., 1988.
    5. Кон И.С. Энтография родительства. 1989.
    6. А.А. Реан, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб, 1999.
    7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детства, отрочества.- М., 2001.
    8. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи.- СПб, 2001.
    9. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 2001.
    10. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М., 2001.
    11. Берн Ш. Гендерная психология.- М., 2002.
    12. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии.- М., 1998.
    13. Дольто Ф. На стороне подростка.- СПб, 1997.

    14. Психология педагогического труда и личности учителя.

    Личность педагога. Психологические требования к личности педагога. Общие и специальные способности педагога. Иноязычные способности учителя иностранного языка. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Психология педагогической саморегуляции. Самокоррекция в деятельности педагога.

    1. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. 1987.
    2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Знание. 1979. № 1.
    3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. 1987.
    4. Митрованов К.Г. Учительское ученичество. 1991. Психология и педагогика. № 6.
    5. Психоло-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя: Межвузовский сборник научных трудов, 1989.
    6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии, 1987. № 5.
    7. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н.Новгород, 1994.
    8. Самоукина И.В. Организационно-обучающие игры в образовании: Практическое руководство.- М., 1996.
    9. Каммероу Д.М. Ваш психологический тип и стиль работы.- М., 2001.
    10. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2002.

    15. Основы психодиагностики.

    Этические основы практической психодиагностики в системе образования. Особенности применения различных психодиагностических методик. Психодиагностика познавательного развития и способностей детей. Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений детей. Психодиагностика иноязычных способностей.

    1. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. ЛГУ. 1990.
    2. Школьный тест умственного развития ШТУР (форма «А», «Б»).

      Н.Новгород: НГЛУ, 1992.

    3. Психологическое изучение личности школьника и классного коллектива. 1984.
    4. Гуревич К.М., Горбачева Е.М. Умственное развитие школьников: категории и нормы. Знание. 1992. № 3.
    5. Айзенк Г. Проверьте свои способности. 1993.
    6. Фридман Л.М. Пушкина, Каплунович. Психологическое изучение школьников и ученических коллективов. М., 1984.
    7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб, 1999.
    8. Зиверт Х. Тестирование личности.- М., 1998.
    9. Практическая психология в тестах / Сост. Р. Римская.- М., 1998.
    10. Рабочая книга практического психолога.- М., 1996.
    11. Реан А.А. Психология изучения личности.- СПб, 1999.
    12. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Практикум по психодиагностике.- СПб, 2001.
    13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.- СПб., 2001.
    14. Морено Л.Л. Социометрия.- М., 2001.

    Психологическая служба в образовательной системе

      Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования. Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога. Этический кодекс практического психолога.

      1. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. 1991.
      2. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столева. 1989.
      3. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. 1991.
      4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. Знание 191. № 10.
      5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. 1991.
      6. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. 1988.
      7. Мей Р. Искусство психологического консультирования.- М., 1999.
      8. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт.- М., 2000.
      9. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования.- СПб, 2002.
      10. Ли Д. Практика группового тренинга.- СПб, 2002.