ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКАНТА

ПРОГРАММА практики

№ п/п Тема программы Вид работ Сроки выполнения  
Установочная конференция Задание 1. Ознакомиться с программой практики До начала практики  
  1. Индивидуальный план работы слушателя-практиканта. 2.Психологическая характеристика 3 разновозрастных испытуемых, составленная на основе психологического заключения по результатам индивидуальной диагностики. 3.План коррекционной работы с испытуемыми (3 штуки).

4.Конспекты (3) коррекционных занятий (индивидуальная и (или) групповая формы).

5.Отчет о психологической практике.  

В течение практики    
  Этапы осуществления диагностико-развивающей (диагностико — коррекционной) работы: 1. изучение практического запроса; 2. формулировка психологической проблемы; 3. выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4. выбор метода исследования; 5. использование метода; 6. формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7. разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с детьми и взрослыми. 8. осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.   В течение практики  
Отчет по практике Письменный отчет и дневник по практике сдать методисту Последний день практики
Итоговая конференция по практике Отчет по итогам конференции 12 октября
           

 

Форма 1

Утверждаю

Руководитель практики

____________________

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СлушателяБ……… Татьяны Александровны

С 21.09.2015 по 10.10.2015

 

№ п/п Дата[1] Содержание плана Отметка о выполнении
21.09.2015   Изучение практического запроса ученицы 11 класса. Формулировка психологической проблемы. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. Выполнено.   Выполнено. Выполнено.
  22.09.2015 Выбор методов исследования. Выполнено.
  24.09.2015 Использование методов. Выполнено частично.
  25.09.2015 Использование методов. Выполнено частично.
  26.09.2015 Использование методов. Выполнено.
  27.09.2015 Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Разработка рекомендаций. Выполнено.     Выполнено.
  28.09.2015 Подведение итогов диагностики (совместное с испытуемой), выдача рекомендаций для принятия испытуемой самостоятельного решения. Выполнено.
Август 2015 года Выбор методов исследования (планового исследования познавательных познавательных процессов детей в игровой деятельности»">процессов детей детского сада, в котором работаю, в зависимости от возрастной группы). Выполнено.
  28.09.2015 Использование методов (в рамках плановой диагностики познавательных процессов детей) применительно к дошкольнику 6 лет. Выполнено.
  29.09.2015 Использование методов (в рамках плановой диагностики познавательных процессов детей) применительно к дошкольнику 6 лет. Выполнено.
  06.10.2015 Формулировка психологической проблемы на основе анализа полученных в результате диагностики данных. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. Выполнено.   Выполнено.
  07.10.2015 Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Выполнено.
  08.10.2015 Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей ребёнка, программы психокоррекционной и развивающей работы с ребёнком. Выполнено.
  С 13.10.2015 Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. В течение учебного года.
04.10.2015 Изучение практического запроса взрослой женщины. Формулировка психологической проблемы. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. Выполнено.
  05.09.2015 Выбор методов исследования. Выполнено.
  06.10.2015   Использование методов. Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.   Подведение итогов диагностики (совместное с испытуемой), выдача рекомендаций для принятия испытуемой самостоятельного решения. Выполнено. Выполнено.   Выполнено.
  С 10.10.2015 Контроль за выполнением рекомендаций.   В процессе.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКАНТА

(по дням недели)

Протоколы наблюдения и выполнения диагностических методик.

Результаты изучения индивидуальных особенностей испытуемых.

Конспекты коррекционных занятий.

Текущие замечания, впечатления, выводы

I Работа со школьником.

21.09.2015, понедельник.

Содержание работы

Встреча с первым испытуемым – ученицей 11 класса Катей (моей знакомой).

Беседа с испытуемым.

Изучение практического запроса: Катя, являясь ученицей выпускного класса, имеет сомнения по поводу дальнейшего образования: на кого ей лучше всего пойти учиться, в какой вуз поступать – и в связи с этим к экзаменам по каким учебным дисциплинам готовиться.

Мне уже и ранее было известно, что Катя учится в школе успешно (на «4» и «5») и имеет особый интерес и способности к гуманитарным дисциплинам (особенно: «История», «Русский язык», «Английский язык», «Обществознание»).

В городской олимпиаде по праву в 10 классе стала призёром.

В настоящее время испытуемая занимается с репетиторами по истории и английскому языку, активно занимается физкультурой и спортом.

Из беседы с испытуемой выяснилось, что она колеблется в выборе между профессиями: юрист и полицейский и переводчик английского языка — и между 3 вузами: ВолГУ, ВАГС и ВА МВД РФ.

По 10-балльной шкале Катя свои сомнения оценила на 6 баллов.

Формулировка психологической проблемы: необходимость профессионального самоопределения испытуемого, выбора оптимального варианта профессии, подходящего испытуемому максимально.

Выдвижение гипотезы о причине наблюдаемого явления (т.е. о причинах сомнения испытуемой в выборе профессии).

На мой взгляд, причина сомнений испытуемой – в том, что у неё много интересов, и она не знает, на чём остановиться, на что «сделать ставку».

Анализ и самоанализ

Положительным моментом в выборе мной испытуемого было то, что я давно и достаточно хорошо знаю Катю, мы с ней часто общаемся, и я не раз проводила с ней разноплановые диагностические методики, на что она всегда соглашалась с удовольствием и энтузиазмом. И на этот раз Катя была мотивирована на нашу с ней работу по преодолению её психологической проблемы.

Из ранее проводимой с Катей диагностической работы и из опыта общения с ней мне известно, что у неё преобладает сангвинический тип темперамента; психотип: иррациональный интуитивно-этический экстраверт, «Гексли» (по типологии К. Юнга, А. Аугустинавичюте); основные черты

личности, характера: общительность, адекватная положительная самооценка, креативность, разносторонность интересов, преобладание мотивации достижения успеха, склонность избегать монотонность, открытость новым идеям. Кроме того, из бесед с Катей мне известно, что она хочет жить и работать в крупном городе (например, в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге); в профессии ей важна перспектива развития, возможность продвигаться по служебной лестнице, получать достойную зарплату.

Цель, стоящая передо мной: оказание психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении испытуемой.

Задачи: — диагностика интересов, склонностей, способностей, ценностей оптанта;

— информационное просвещение испытуемой о предпочитаемых профессиях;

— совместный анализ полученных данных;

— предоставление права испытуемой самостоятельного выбора профессии на основе анализа полученных данных, рефлексии.

22.09.2015, вторник.

Содержание работы

Выбор методов диагностики и психокоррекции:

1.анкетирование:

* «Карта интересов» (модификация О.Г.Филимоновой);

* опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой;

* опросник Голланда;

2. тестирование:

* «Профассоциации» (В.Э.Винокурова);

* «Якоря карьеры» Шейна;

* «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной;

3. профессиограммы;

4. беседы с испытуемой;

5. совместный с испытуемой анализ полученных данных, обобщение и представление их в наглядном виде – в виде таблицы;

6. предоставление права выбора испытуемой самостоятельного выбора профессии на основе анализа полученных данных, рефлексии.

Анализ и самоанализ

В выборе методов диагностики и психокоррекции, в частности в выборе диагностических методик, я руководствовалась материалом, полученным при изучении учебной дисциплины «Самоопределение и профориентация учащихся», и положительным опытом работы в данном направлении преподавателя Чижо Н.Ю. (Наталья Юрьевна поделилась с нами, слушателями, наиболее целесообразными методиками и даже оптимальной очерёдностью их предъявления оптантам).

Лично я на практических занятиях данного курса, пройдя данные методики, убедилась в том, что их выбор достаточный грамотный и «ведёт» испытуемого к самоосознанию своих интересов, склонностей, способностей, ценностей, что необходимо для правильного профессионального самоопределения.

 

24.09.2015, четверг.

Содержание работы

Подготовка необходимого стимульного материала для проведения диагностики (распечатка опросников, бланков, ключей и т.п.)

Использование методов диагностики и психокоррекции.

Первой диагностической методикой, предложенной оптанту, была «Карта интересов» (модификация О.Г.Филимоновой).

Далее был предложен опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой.

После проведения каждой методики и обработки результатов проводилась беседа с целью выяснения мнения и впечатлений испытуемой, отношения к полученным результатам.

Анализ и самоанализ

По результатам методики «Карта интересов» (см. Приложение 1), у испытуемой, неожиданно для неё самой, в системе её интересов в качестве ведущего (6 баллов) выявилось направление «Журналистика, связи с общественностью, реклама». Катя это прокомментировала так, что журналистом она никогда не мечтала стать, так как не очень любит писать сочинения в школе и, соответственно, ей не хочется, чтобы написание статей, репортажей было содержанием её будущей профессии. Хотя связанная (чаще всего) с журналистской профессией возможность ездить по разным городам страны (а то и других стран) ей кажется привлекательной. А вот работа в сфере рекламы испытуемой больше по душе.

На втором месте (5 баллов) в системе интересов у Кати выявилось направление «Изобразительное искусство». На это испытуемая сказала, что любит рисовать «для себя», «для души», для самовыражения, ей интересно изобразительное искусство, но она не училась в художественной школе, поэтому при поступлении в художественный вуз не имеет шансов, да и профессиональной художницей быть не хочет.

На третьем месте (по 4 балла) стали: «Право, юриспруденция» (это один из вариантов осознанно выбираемых испытуемой профессий), «Сфера обслуживания» (Катю привлекает профессия консультанта в фирменных магазинах косметики), «Иностранные языки, лингвистика» (Катя подумывает стать переводчиком).

Методика для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой показала, что (см. Приложение 1) у испытуемой ведущим типом профессий является «Человек – Человек»: по шкале самооценки способностей – 10 баллов, по шкале оценки интересов – 9 баллов, по шкале желания иметь в работе – 10 баллов.

По ещё двум типам профессий: «Человек – Знаковая система» и «Человек – Художественный образ» — получены достаточно высокие баллы по первым двум шкалам (6-8 и 8-8 соответственно), но низкие по третьей шкале (соответственно 4 и 3).

Значит, желания работать профессионально по этим типам профессий у испытуемой нет.

Таким образом, интересы, способности и склонности оптанта сосредоточены на профессиях типа «Человек – Человек».

Проводимые беседы с испытуемой после проведения диагностических методик и ознакомления её с полученными результатами служили основой рефлексии оптанта, осмыслению Катей полученных результатов, открытия новых возможностей, их анализа.

25.09.2015, пятница.

Содержание работы

В продолжение исследования испытуемой была предложена методика «Профассоциации» (В.Э.Винокурова), цель которой — выявление профессиональной направленности личности.

А затем — опросник Голланда, цель которого — определение профессиональных предпочтений человека.

Анализ и самоанализ

Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе, выявил наиболее популярные в сознании или подсознании оптанта профессии (см. Приложение 1): психолог (4), учитель (3), начальник (3), художник (3), писатель (3), математик (3).

Реакция испытуемой на результаты теста была следующей: на профессии учителя и математика – бурный протест (так как Катя, по её словам, «ни за что на свете» не пойдёт работать в школу учителем, а математику она всегда недолюбливала); на профессию художник – ироничная улыбка и слова: «Не настолько я люблю творчество, чтобы жить в бедности»; на профессию писатель – та же улыбка и «Ещё и на работе сочинять? Нет уж…»; профессия психолога её тоже не обрадовала: «Нет, я не смогу постоянно слушать чужие жалобы на жизнь», — и только с профессией начальника Катя согласилась охотно.

И по этому тесту мы видим преобладание у оптанта интересов и склонностей в типе профессий «Человек — Человек».

По результатам опросника Голланда (см. Приложение 1), у оптанта тип личности преимущественно социальный (10), на втором месте – предприимчивый и артистический (по 9), на третьем – реалистический и конвенциональный (по 5), менее всего выражен интеллектуальный тип личности (4).

Катя полностью согласилась с описанием 3 наиболее выраженных типов личности.

 

26.09.2015, суббота

Содержание работы

С испытуемой была проведена диагностическая методика «Якоря карьеры» Шейна с целью выявления её ценностных ориентаций в карьере.

Затем испытуемой была предложена методика «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной, которая позволяет оптанту уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.

Знакомство с профессиограммами интересующих оптанта профессий.

Анализ и самоанализ

В методике «Якоря карьеры» (см. Приложение 1) у испытуемой были выявлены следующие ценностные ориентации в карьере: — на первом месте – автономия (независимость) (9,2);

— на втором месте – менеджмент (8);

— на третьем – интеграция всех стилей жизни (6,6);

все остальные диагностируемые у Кати ценности (предпринимательство, профессиональная компетентность, стабильность места работы, служение, вызов, стабильность места жительства) слабовыражены.

С полученными результатами теста Катя охотно согласилась.

В методике «Матрица выбора профессии» испытуемая выбрала в качестве объектов деятельности наиболее привлекательными человек и искусство, а в качестве видов деятельности – управление и защита. Таким образом, из 4 наиболее близких по интересам и склонностям блокам профессий: менеджер по персоналу, администратор; полицейский, военный, адвокат; режиссёр, продюсер, дирижёр; постановщик трюков, каскадёр, — Катя выделила наиболее привлекательные для неё профессии: администратор, адвокат, режиссёр.

То, как легко, без колебаний, Катя выделила в качестве предпочитаемых профессий адвоката, проигнорировав полицейского, наводит на мысль, что теперь уже её сомнения в выборе между юристом и полицейским сошли на нет.

Особенно порадовал испытуемую факт, почерпнутый из профессиограммы юриста, что он может работать, как вариант, и частных детективных службах.

 

27.09.2015, воскресенье

Содержание работы

Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

Разработка рекомендаций.

Анализ и самоанализ

Психологическая характеристика испытуемой и рекомендации см. в Приложении 4.

 

 

28.09.2015, понедельник

Содержание работы

Подведение итогов диагностики (совместное с испытуемой), выдача рекомендаций для принятия испытуемой самостоятельного решения.

Анализ и самоанализ

Мы с испытуемой составили таблицу, в которую внесли значимые для неё «сильные» и «слабые» стороны каждой из профессий, в отношении которой у Кати были выявлены интерес, способности, склонности и (или) соответствующие её ценностным ориентациям и (или) предпочитаемые ею (см. Приложение 6).

Самое важное на этом этапе – избежать навязывания испытуемой своего решения: на кого ей идти учиться; необходимо, чтобы это решение приняла она самостоятельно, опираясь на полученные в результате диагностической работы объективные данные, на их анализ и на общие рекомендации для оптантов по выбору профессии (см. Приложение 6).

На мой взгляд, мне удалось это сделать.

Катя остановила свой выбор на профессии юриста.

По 10-балльной шкале она оценила свои сомнения на 0 баллов.

Таким образом, психологическая проблема решена, цель работы с испытуемой достигнута.

II Работа с дошкольником.

28.09.2015, понедельник

Содержание работы

Выбор методов диагностики 6-летнего дошкольника.

Так как я работаю в детском саду и в мои должностные обязанности входит разноплановая диагностика всех детей 3-7 лет, и в сентябре я провожу с детьми диагностику познавательных процессов на начало учебного года, то решила использовать результаты диагностики одного из детей, включив их в дневник по данной психолого-педагогической практике.

Так как диагностика плановая, для всех детей 3-7 лет, то об изучении практического запроса говорить не приходится.

Методы диагностики познавательных процессов мною выбраны уже давно: я использую наиболее известные (и их модификации) и хорошо зарекомендовавшие себя в практическом использовании методики. Для детей 6-7 лет это:

1. методика «Разноцветные узоры» (модификация методики Немова «Чем залатать коврик?»)

2. методика «Понимание текста» (модификация методики Шарохиной)

3. методика «Найди отличия» (модификация методики Тихомировой)

4. методика «Перепутанные линии» (модификация методики Рисса)

5. методика «Запомни фигуры» (Немов)

6. методика «Выучи слова» (Шарохина)

7. методика «Что лишнее?» (Ильина)

8. методика «Обведи контур» (Ильина)

9. методика «Вопросы» (модификация методики Немова «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»)

10. методика «Рисунок» (модификация методики Немова «Нарисуй что-нибудь»)

11. методика «История» (модификация методики Немова «Придумай рассказ»)

12. методика «Последовательные картинки» (модификация методики Тимомировой)

Так как методик для диагностики детей 6-7 использую немало, то, учитывая санитарно-гигиенические требования и возрастные и психофизиологические возможности детей, я делю процесс диагностики на 2 дня, на каждый сеанс – по 20-25 минут.

Итак, опишу процесс диагностической работы с испытуемым Данилом (его возраст 6 лет 2 месяца), воспитанником разновозрастной группы 5-7 лет.

Использование методов диагностики испытаемого.

В первый день диагностики провела с Данилом:

— методику «Разноцветные узоры» — на определение уровня развития зрительного восприятия;

— методику «Найди отличия» — на определение уровня развития концентрации внимания;

— методику «Понимание текста» — на определение уровня развития слухового восприятия;

— методику «Перепутанные линии» — на определение уровня развития наглядно-действенного мышления;

— методику «Что лишнее?» — на определение уровня развития образно-логического мышления;

— методику «Обведи контур» — на определение уровня развития наглядно-действенного мышления;

— методику «Вопросы» — на определение уровня развития словесно-логического мышления;

Анализ и самоанализ

Порядок проведения диагностических процедур планировался так, чтобы иметь возможность переключать испытуемого с активной работы зрительных анализаторов на активную работу слуховых – чередовать такие задания, чтобы избежать переутомления ребёнка.

По результатам методики «Разноцветные узоры», у испытуемого низкий уровень развития зрительного восприятия (на выполнение задания из 6 фрагментов затрачено 2 мин 57 с).

По результатам методики «Найди отличия», у испытуемого низкий уровень развития зрительного восприятия (нашёл 4 отличия между двумя картинками).

По результатам методики «Понимание текста», у испытуемого средний уровень развития слухового восприятия (воспроизвёл текст после однократного прослушивания приблизительно на 70 %).

По результатам методики «Перепутанные линии», у испытуемого низкий уровень развития устойчивости внимания (верно «распутал» 4 линии из 10).

По результатам методики «Что лишнее?», у испытуемого средний уровень развития образно-логического мышления (на выполнение задания затрачено 2 мин 15 с, верно нашёл лишний предмет в 4 группах предметов из 5 предъявленных, не смог верно объяснить свой выбор в 1 из правильно сделанных исключений – не назвал обобщающее слово «ягоды»).

По результатам методики «Обведи контур», у испытуемого низкий уровень развития устойчивости внимания (затрачено 2 мин 22 с, выполнение задания не вполне точное – см. Приложение 2).

По результатам методики «Вопросы», у испытуемого средний уровень развития словесно-логического мышления (верно ответил из 7 вопросов на 5, но на 3 из них дал неполный, неточный ответ: 1. Какое животное больше – лошадь или собака? – «Лошадь» (+).

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днём и вечером? – «Кушают…не знаю».(-) 3. Черешня, груши, сливы, яблоки – это… — «Овощи». (-) 4. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так думаешь. – «На кошку: у них есть уши, хвосты, 4 лапы.» (неполный ответ).

5. Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание? – «Занятия, зарядка» (неточный ответ).

6. Чем отличается старый человек от молодого? – «Старый человек не может быстро бегать, прыгать, не ездит на машине» (неполный ответ).

7. Почему считается плохо, если кто-то не хочет работать? – «Денежек не будет, будет бедным, не сможет купить еду и одежду». (+))

Что касается определения уровня внимания, то Данил во время диагностики много ёрзал на стуле, отвлекался от выполнения заданий на посторонние предметы, задавал много не относящихся к процессу диагностики вопросов, рассказывал о себе, о своей жизни. Каждый раз его приходилось мягко останавливать и снова переключать его внимание на выполнение заданий. Так что не только по результатам диагностических методик, но и по наблюдению за ребёнком, внимание у него развито не достаточно.

 

29.09.2015, вторник

Содержание работы

Использование методов диагностики испытуемого.

В продолжение диагностики познавательных процессов, провела с Данилом следующие методики:

— методика «Выучи слова» — на определение уровня развития слуховой памяти;

— методика «Запомни фигуры» — на определение уровня развития зрительной памяти;

— методика «Рисунок» — на определение уровня развития невербального воображения;

— методика «История» — на определение уровня развития вербального воображения;

— методика «Последовательные картинки» — на определение уровня развития речи.

Анализ и самоанализ

По результатам методики «Выучи слова», у испытуемого средний уровень развития слуховой памяти (после первого предъявления – 5 слов, после второго – 5, после третьего – 6, после четвёртого – 7, после пятого предъявления – 7 слов).

По результатам методики «Запомни фигуры», у испытуемого низкий уровень развития зрительной памяти (в течение 54 с нашёл верно только 3 фигуры).

По результатам методики «Рисунок», у испытуемого низкий уровень развития невербального воображения (рисунок слишком простой, даже примитивный для ребёнка 6 лет — в нём нет ни интересного замысла, ни проработанности деталей, ни разнообразия образов, ни эмоционального впечатления на зрителя — см. Приложение 2).

По результатам методики «История», у испытуемого средний уровень развития вербального воображения (Данил придумал и рассказал сказку, «гибрид» из нескольких русских народных сказок: в ней говорилось и о дедушке с бабушкой, Курочке Рябе, зайце, волке, Красной шапочке, лисе, уточке, овечке – все герои были объединены одним общим сюжетом; логика развития событий не вполне понятная, сказка получилась несколько сумбурной, но рассказывал Данил её с вдохновением, увлечённо; сказка получалась слишком длинной, мне пришлось тактично остановить ребёнка).

По результатам методики «Последовательные картинки», у испытуемого средний уровень развития речи (словарный запас – средний уровень, грамматическое оформление речи – средний уровень, развёрнутость – средний уровень, связность, логичность – средний уровень).

 

06.10.2015, вторник

Содержание работы

Формулировка психологической проблемы на основе анализа полученных в результате диагностики данных.

В результате диагностики познавательных процессов Данила выявилась психологическая проблема: не достаточное, по сравнению с нормой для детей 6 лет, развитие таких психических процессов, как зрительное восприятие, зрительная память, концентрация и устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление, невербальное воображение.

Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

Так как у испытуемого выявилось недостаточное развитие познавательных процессов, связанных со зрительным анализатором, можно предположить, что у ребёнка имеются проблемы со зрением.

Данил перешёл в наш детский сад летом 2015 года из другого детского сада, поэтому коррекционно-развивающих занятий с ним ещё не проводилось. Неизвестно, проводились ли такие занятия с ним в тот детском саду (но педагог-психолог там есть, работает на 0,5 ставки), знают ли родители об имеющихся проблемах в развитии ребёнка. Необходимо также побеседовать с воспитателями, узнать о том, насколько успешен ребёнок в непосредственно образовательной деятельности (НОД – занятия) (занятия проводятся воспитателями с сентября).

Итак, предполагаю 2 возможные причины выявленных проблем в развитии ребёнка: сниженное зрение и недостаточная работа педагогов и родителей по развитию у ребёнка проблемных психических функций.

 

07.10.2015, среда

Содержание работы

Перед формулировкой психологического диагноза обратилась к старшей медсестре для выяснения состояния зрения у испытуемого. Старшая медсестра, посмотрев в медицинской карте Данила, опровергла одну из моих гипотез: оказалось, что зрение у ребёнка в норме. Значит, он просто аудиал по ведущему типу восприятия, а визуальный канал восприятия у испытуемого развит не достаточно.

Побеседовала с воспитателями о том, насколько активен и успешен испытуемый на занятиях в группе. Воспитатели рассказали, что Данила отличает невнимательность и неумение сосредотачиваться на одном виде деятельности, на одном задании более 2-3 минут. Ещё он очень говорлив и общителен. На занятиях это проявляется в том, что он вступает в общение с другими детьми, отвлекая и их от слов и действий воспитателя. На замечания воспитателя реагирует адекватно, но спустя несколько минут опять заговаривает о постороннем с кем-нибудь из детей. Успешнее всего Данил проявляет себя на НОД по развитию речи, с удовольствием отвечает на вопросы воспитателя по содержанию прослушанных литературных произведений, любит пересказывать. Труднее всего ребёнку даётся формирование элементарных математических представлений, задания на конструирование.

Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет(см. Приложение).

 

08.10.2015, четверг

Содержание работы

Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей ребёнка, программы психокоррекционной и развивающей работы с ребёнком.

Для начала считаю необходимым ознакомить родителей испытуемого и воспитателей с результатами диагностики познавательных процессов Данила и рекомендовать им развивающие игры и упражнения для помощи ребёнку.

О встрече с родителями Данила я договорилась на 14 октября, среду. Я планирую ознакомить их с результатами диагностики познавательных процессов их сына, побеседовать о том, уделяется ли ребенку дома время и внимание для проведения с ним развивающих игр и упражнений, работал ли с их ребёнком педагог-психолог в том детском саду, из которого перешёл к нам их сын, а затем продемонстрирую (расскажу, покажу, объясню цели, суть) им несколько наиболее важных и простых даже в домашнем выполнении развивающих игр и упражнений для детей 6-7 лет, связанных со зрительными анализаторами, и дам им описание нескольких развивающих игр и упражнений с собой в печатном виде. (см. Приложение 6).

Воспитателей ознакомлю с результатами диагностики познавательных процессов всех детей 3-7 лет, в том числе Данила, на педчасе во вторник, 13 октября. Играми и упражнениями, направленными на развитие всех познавательных процессов, воспитателей снабдила уже несколько лет назад (в каждой группе есть соответствующая папка с подборкой материала по возрасту детей), воспитатели используют их с индивидуальной и групповой деятельности с детьми, в первую очередь с детьми, нуждающихся в дополнительном развитии (коррекции) психических функций.

Что касается моей работы с Данилом, то с ноября по апрель включительно я буду (по плану) проводить подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми на развитие психических процессов, включая, конечно, и Данила. Также планирую и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с Данилом.

Коррекционно-развивающие занятия на развитие познавательных процессов с детьми 6-7 лет проводятся 6 месяцев по 2 раза в неделю, средняя продолжительность одного занятия – 25 минут. Занятия проводится в подгруппах по 4 ребёнка в моём кабинете, а также используется оборудованная всем необходимым комната психологической разгрузки (смежная с кабинетом).

Задания, по ходу коррекционно-развивающей работы, усложняются. Пример конспекта занятия см. в Приложении (это одно из самых первых занятий, запланированное на ноябрь, а значит, задания там наиболее простые для детей 6-7 лет).

III Работа со взрослым человеком.

04.10.2015, воскресенье

Содержание работы

Встреча с третьим испытуемым – женщиной Ириной 44 лет (моей знакомой).

Беседа с испытуемой.

Изучение практического запроса: Ирина пожаловалась на неудовлетворённость жизнью, недостаток положительных эмоций, невозможность достичь душевной гармонии.

Уровень своей подавленности от невозможности поменять свою жизненную ситуацию в лучшую сторону испытуемая оценила на 8 баллов по 10-балльной шкале.

Формулировка психологической проблемы: какие личностные ресурсы, заложенные в испытуемой, помогут реализовать её актуальные потребности и достичь душевной гармонии?

Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.В последние годы жизнь испытуемой складывается не так, как ей хотелось бы. Ирина 2 года назад пережила развод, сейчас живёт с 17-летней дочерью вдвоём, стабильных отношений с мужчиной не имеет, совсем недавно снова испытала разочарование в близком человеке, пережила предательство (как это было и в отношениях с мужем).

После развода с мужем вынуждена была выйти на работу (в период замужества – за 18 лет — работала только 2 года).

Теперь ни на одной работе не задерживается более чем на полгода, уже сменила несколько организаций (и банк, и газовая служба, и поликлиника, и теперь военкомат).

Но ни одна из работ её не радовала (и настоящая не радует) в полной мере: в основном её брали только временно, на срок декрета постоянного работника; напряжённость труда всегда была высокой, а зарплата, наоборот, невысокой. Через несколько месяцев дочь испытуемой закончит школу и будет поступать в вуз, который находится в другом городе.

Все эти жизненные факты являются источником её разочарования, беспокойства, переживаний, досады, страха.

Необходимо, в противовес этим источникам негативных эмоций, выявить и задействовать такие ресурсы личности Ирины, которые смогут стать источником её положительных эмоций и служить психологической защитой от жизненных испытаний. Это и станет решением психологической проблемы испытуемой.

Анализ и самоанализ

Я знакома с Ириной уже много лет, неплохо её знаю, она не раз обращалась ко мне, особенно в трудные моменты жизни, чтобы иметь возможность высказаться, «выплеснуть» то, что «накипело», получить сочувствие, понимание и моральную поддержку.

Из предыдущего общения, наблюдения за Ириной в различных обстоятельствах и проведения некоторых личностных тестов мне уже известно об Ирине следующее: преобладающий тип темперамента – холерический; психотип: рациональный этико-сенсорный интроверт, «Драйзер» (по типологии К. Юнга, А. Аугустинавичюте); основные черты личности, характера: честность, прямолинейность, эмоциональность, вспыльчивость, прагматичность, любовь к комфорту, заботливость по отношению к близким людям, трудолюбие, добросовестность, доброжелательность к людям, которые ей нравятся, коммуникабельность.

Из бесед с Ириной мне известно также, что она мечтает переехать в более крупный город (например, в Волгоград или Волжский), работать на стабильной работе за достойную зарплату, иметь рядом с собой надёжного спутника жизни.

Цельпсихологической работы с испытуемой, конечно, заключается не в том, чтобы осуществить эти её мечты, а в том, чтобы найти ресурсы, реализация которых позволит держать эмоциональное состояние Ирины на позитивном уровне, чтобы она имела душевные силы реализовывать свои мечты самостоятельно.

 

05.10.2015, понедельник

Содержание работы

Выбор методов диагностики и коррекции:

13. методика «Незаконченные предложения»;

14. тест «Пирамида Маслоу»;

15. «Психогеометрический тест» Деллингер;

4. рисуночный тест «Несуществующее животное» Дукаревич;

5. методика Додонова «Предпочитаемые переживания» (шкала оценки значимости

эмоций);

6. методика «Рисунок человека из геометрических фигур»;

7. рисуночный тест «Дом, дерево, человек»;

8. ознакомление испытуемой с результатами диагностики;

9. беседы с испытуемой;

10. рекомендации.

Анализ и самоанализ

В качестве методов диагностики испытуемой я выбирала:

— проективные методики, так как перед опросниками они имеют преимущество: не позволяют испытуемому (вольно или невольно) исказить передаваемую информацию о себе;

— методики, направленные на изучение личностных свойств испытуемого, в том числе системы его ценностей и актуальных потребностей, на изучение эмоционального состояния;

— надёжные методики, ставшие уже классическими в психодиагностике (все они, кроме методики «незаконченные предложения», взяты из «Большой энциклопедии психологических тестов» Карелина, рекомендованной нашим преподавателем по дисциплине «Психодиагностика» Зотовой Н.Г.);

— не очень сложные в проведении и интерпретации (доступные для начинающего психолога);

— непродолжительные по времени проведения и обработки (принимая во внимание, что испытуемая холерик).

 

06.10.2015, вторник

Содержание работы

Подготовка всего необходимого материала для проведения диагностики.

Использование методов диагностики и психокорреции.

Все запланированные методики удалось провести с испытуемой за 1 день.

Проводились они в такой последовательности:

1. методика «Незаконченные предложения»;

2. тест «Пирамида Маслоу»;

3. «Психогеометрический тест» Деллингер;

4. рисуночный тест «Несуществующее животное» Дукаревич;

5. методика Додонова «Предпочитаемые переживания» (шкала оценки значимости эмоций);

6. методика «Рисунок человека из геометрических фигур»;

7. рисуночный тест «Дом, дерево, человек».

Обсуждение с испытуемой интерпретации результатов тестов проводилось после окончания всей диагностики. После проведения всех тестов с испытуемой мы сделали получасовую паузу в общении: я занялась обработкой результатов диагностики и предварительными выводами, формулировкой психологического диагноза, подготовкой рекомендаций, а Ирина тем временем занималась своими домашними делами.

Спустя примерно полчаса мы снова встретились и обсудили результаты диагностики, подвели итоги, я дала рекомендации Ирине, но право принять решение в отношении дальнейших поступков и действий я оставила за самой испытуемой.

Анализ и самоанализ

Начали мы диагностику с испытуемой с методики «Незаконченные предложения», цель которой – изучение эмоционально-личностной сферы, получение дополнительной информации о причинах беспокойства и душевного дискомфорта испытуемой.

Результаты теста (см. Приложение 3) подтверждают эмоциональную неудовлетворённость испытуемой, о наличии которой стало известно ещё из предварительной беседы с ней при изучении практического запроса. По результатам теста, Ирина чувствует беспокойство и подавленность, связанную с потерей веры в то, что её жизнь изменится в лучшую сторону. Она не довольна ни своей работой, ни зарплатой, ни своим внешним видом, ни местом жительства, ни своим прошлым. Ирина не верит в настоящую дружбу. Искренность, порядочность и надёжность – главные человеческие качества для неё. Она стремится стать лучше. И мечтает познать, что такое счастье, стать более позитивной и жизнерадостной.

Второй методикой мы провели тест «Пирамида Маслоу», цель которой — диагностика степени удовлетворенности потребностей.

Результаты показали (см. Приложение 3), что потребность испытуемой в востребованности обществом находится на очень низком уровне (11 баллов), потребность в безопасности и надёжности, в чувстве собственного достоинства, в самореализации — на среднем уровне (18,15 и 19 баллов соответственно), но потребность в самореализации имеет самый высокий балл и близка к высокому уровню.

Таким образом, из теста можем сделать вывод, что потребность в востребованности обществом у испытуемой удовлетворена, а наиболее актуальной потребностью (хотя и не ярко выраженной) является потребность в самореализации.

Далее испытуемой был предложен «Психогеометрический тест» Деллингер, цель которого – выявить тип личности и личностные качества.

Ирина из 5 геометрических фигур (см. Приложение 3) выбрала треугольник, что указывает на тип личности человека-лидера. В связи с этим можно предполагать (с вероятностью 85 % — такова точность теста), что Ирине свойственны такие качества: целеустремлённость, аналитический склад ума, способность концентрироваться на главном, уверенность в себе, склонность к конкуренции, категоричность, прагматичность, честолюбие, эгоцентризм.

На втором месте по предпочтению у испытуемой – квадрат, родственная треугольнику фигура, предпочтение которой тоже свойственно преимущественно левополушарными мыслителями, способным глубоко и быстро анализировать ситуацию. Людям, предпочитающим квадрат, также свойственно: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, эрудиция, внимательность к деталям, предпочтение следовать заведенному порядку, правилам, аккуратность, рациональность, эмоциональная сухость и холодность, склонность теряться в нестандартной ситуации. Эти качества, по результатам теста, тоже не чужды испытуемой, но чуть менее выражены, чем свойства личности человека, предпочитающего треугольник.

Наименее привлекательной фигурой испытуемая сочла зигзаг. В связи с этим можно сделать вывод, что инакомыслящие, оригинальные, творческие, эксцентричные, часто непредсказуемые, не всегда последовательные и не всегда логичные люди неприятны ей, общения с такими людьми она избегает.

Следующим был проведён рисуночный тест «Несуществующее животное» Дукаревич, цель которого — регистрация состояния психики.

Вот характерные детали рисунка (см. Приложение 3) и их интерпретация:

— Голова животного повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки также боязнь перед активным действием и нерешительность.

— Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием).

— Соединение ног с корпусом выполнено точно, тщательно – такой же точный и тщательный характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями.

— Хвост повернут вправо и вверх — положительное отношение к своим действиям и поведению.

— Контур фигуры выполнен в острых углах – это агрессивная защита от окружающих.

— Боковые острые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; острый контур изображён справа – преимущественно это защита больше в процессе реальной деятельности; острый контур продолжается и вверху – защита от вышестоящих (начальства, руководителей, старших по возрасту людей); когти, направленные вниз — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения.

— Изображение в качестве несуществующего животного дракона (и испытуемая дала ему соответствующее название – «Дракоша»), широко распространённого образа фантастического животного, то есть его образ придумала не сама испытуемая – свидетельство, на мой взгляд, крайней умеренности в проявлении фантазии, креативности, оригинальности.

Далее испытуемой была предложена методика Додонова «Предпочитаемые переживания» («Шкала оценки значимости эмоций»), цель которой – выявить приоритет эмоциональных предпочтений испытуемой.

Из теста видно (см. Приложение 3), что самыми приятными переживаниями для испытуемой являются: веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринуждённой обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни (на первом месте в ранге); чувство радости и удовлетворения, когда удаётся сделать что-либо хорошее для дорогих человеку людей (на втором месте в ранге); радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей (на третьем месте).

Наименее предпочтительными (в нижней части ранга) в основном являются переживания, связанные с чем-то новым и неизведанным.

Затем с испытуемой была проведена методика «Рисунок человека из геометрических фигур», цель которой – выявление индивидуально-типологических различий.

Согласно результатам теста (см. Приложение 3), наиболее выражен у испытуемой тревожно-мнительный тип личности (формула 415): характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании. Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью.

И последней диагностической методикой, предложенной испытуемой, был рисуночный тест «Дом, дерево, человек», цель которого – оценка личности испытуемой, уровня ее развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы ее взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Данный тест (см. Приложение 3) не дал широкого обзора личностных черт испытуемой, в основном все интерпретации рисунка указывали на одно – её нежелание раскрываться перед другими людьми, закрытость в общении.

Рассмотрим это более подробно.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Отсутствие дверей — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Перспектива, рисунок изображен вдали — чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

Размещение рисунка над центром листа – 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.

Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека.

Первым рисуется дом – значит, на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Таким образом, из всего процесса диагностики кратко можно сделать такие выводы об испытуемой:

Ирина в данный момент испытывает эмоциональную неудовлетворённость своей жизнью (работой, финансами, внешностью, местом жительства, отсутствием рядом близких надежных людей), ей хочется многое поменять. Но настрой пессимистический (слаба вера в перемены к лучшему), состояние подавленности. В актуальных потребностях преобладает потребность в самореализации, в комфортных условиях жизни, в стабильности, в положительных эмоциях. Негативное отношение выражено к нестабильности и непредсказуемости (жизненных обстоятельств, людей).

То есть, образно говоря, Ирина хочет перешагнуть на качественно новую, более высокую по благополучию ступень жизни и там остаться. Испытуемой характерны целеустремленность, прагматичность, аналитичность, трудолюбие, внимательность к деталям, любовь к порядку, способности в области ручного труда и литературные способности. Также присутствует защитная агрессивность, закрытость, страх довериться не тому человеку, поэтому большинство негативных эмоций не находят выхода, их приходится держать в себе.

Поэтому я решила рекомендовать испытуемой безопасный и, более того, полезный способ самовыражения, самореализации: это литературное творчество и занятие ручным трудом (например, лепка из солёного теста различных красивых мелочей типа предметов для украшения интерьера, или изготовление топиарий, или скрапбукинг, или выбрать что-то другое).

Также рекомендовала испытуемой попробовать писать стихи, в которых могла бы отобразить все, что накопилось на душе, или хотя бы вести личный дневник. Позже, по желанию, если у Ирины накопится много красивых поделок, их можно продавать – таким образом из хобби извлекать еще и финансовую выгоду. Свои стихи, при желании, тоже можно публиковать.

В процессе ознакомления испытуемой с результатами диагностики, совместных выводов у испытуемой в основном не возникало никаких возражений (кроме выводов из последнего теста – «Дом, дерево, человек»: здесь Ирина недоумевала и отрицала тот факт, что закрытость и отгороженность в общении была и в отношении меня – диагноста, и с моим предположением, что последний тест она выполняла неохотно, возможно, устав от процесса диагностики, не согласилась).

С остальными интерпретациями тестов и выводами из них испытуемая была согласна. И рекомендации приняла с интересом и воодушевлением. Ирина вспомнила, что ей с детства нравилось что-то мастерить, например, шить одежду для пупсиков (так как сами куколки были маленькими, то и одежда для них была очень маленькой, то тщательно проработанной: у Ирины хватало терпения пришивать чуть ли не микроскопический карман к крошечному халатику).

А когда дочь была младше, Ирина с увлечением делала с ней различные поделки (лепила, делала аппликации, коллажи, поделки из природного материала и многое другое).

И тогда, по словам испытуемой, она чувствовала душевную радость, эмоциональное удовлетворение. И свои литературные способности Ирина не отрицала. Она сказала, что, например, во время дистанционного обучения в институте она с удовольствием выполняла контрольные работы в виде эссе. А вот стихи писать никогда не пробовала.

Также я дала Ирине заготовленную памятку «Основные способы борьбы со стрессом» (см. Приложение 6).

В результате нашей с ней работы испытуемая оценила уровень своей подавленности от невозможности поменять свою жизненную ситуацию в лучшую сторону на 4-5 баллов по 10-балльной шкале. У нее появилась надежда на то, что теперь она сможет справиться со своими отрицательными эмоциями, задействовав имеющиеся у нее, но забытые ресурсы, которые способны внести в ее эмоциональную жизнь поток радости и удовольствия. А эмоциональное состояние, как известно, очень влияет на качество жизни, на происходящие в жизни изменения.

Я считаю, что изменения в состоянии испытуемой на 3-4 балла в лучшую сторону являются хорошим результатом нашей с ней работы.

Таким образом, поставленная цель была достигнута.

 

10.10.2015, суббота

Содержание работы

Лист самоанализа ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

 

Схема самоанализа:
— Где проходили практику, ее сроки, задачи? Удалось реализовать задачи?
— Как вы оцениваете свою теоретическую подготовку к работе психологом?
— Что удавалось легко, а что вызывало затруднения в период практики?
— Какие трудности Вы испытывали при общении с детьми, школьниками, взрослыми?
— Вызывало ли затруднение оформление отчетной документации в дневнике практики, составление конспектов, подбор диагностических методик?
— Какие мероприятия Вам особенно удались? Что из запланированного не получилось? Почему?
— Ваши рекомендации руководителям практики (пожелания по усовершенствованию психолого-педагогической практики ).

Психолого-педагогическую практику я проходила в течение 3 недель: с 21.09.2015 по 10.10.2015.

Выбор разновозрастных испытуемых осуществлялся самостоятельно: взрослый и школьник – из числа знакомых, дошкольник – воспитанник детского сада, в котором работаю.

Задачи практики:

— попробовать реализовать на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе лекционных и семинарских занятий при изучении психологических дисциплин;

— получить опыт самостоятельной психолого-педагогической работы с людьми разных возрастов – дошкольником, школьником, взрослым человеком;

— проверить свои силы и способности в непосредственной практической деятельности психолога, выявить свои достоинства и недостатки в работе, чтобы знать, в каком направлении нужна дополнительная подготовка;

— формировать у себя профессиональные качества будущего практического психолога, а также личностные качества специалиста.

В процессе практики все задачи, на мой взгляд, удалось реализовать.

Свою теоретическую подготовку к работе психолога я оцениваю как неплохую для новичка: у меня есть необходимое представление о психолого-педагогической деятельности уже не только с маленькими детьми (опыт работы в детском саду уже был), а теперь уже – и с подростками, и со взрослыми людьми. Конечно, удержать в голове всю информацию, используемую психологом в своей работе, практически невозможно, но самое главное, что мы, слушатели, знаем (благодаря нашим преподавателям), какой литературой в каком случае можно воспользоваться при необходимости, где найти нужные знания.

В период практики достаточно легко мне далось проведение непосредственно диагностической работы с испытуемыми. Обследовать дошкольника было привычно, никаких особых трудностей не возникало, а обследовать школьника и взрослого было ново и интересно.

Затруднения в период практики я испытала при составлении психологических характеристик, так как не вполне имею представления о правилах, по которым они составляются.

При общении с выбранными мной испытуемыми – дошкольником, школьником и взрослым – особых трудностей я не испытала. На мой взгляд, это объясняется тем, что, во-первых, я хорошо знала своих испытуемых, а во-вторых, школьник и взрослый были мотивированными клиентами: им действительно требовалась помощь психолога, поэтому они охотно шли на контакт и добросовестно и с желанием выполняли все предложенные процедуры.

Оформление отчётной документации в дневнике практики особых затруднений не вызвало: его форма логична и понятна; единственный момент, который меня беспокоил: времени, свободного от работы (в организации), было мало, поэтому дневник практики заполнялся «урывками» довольно долго.

Подбор диагностических методик осуществлялся без особых проблем: методики выбирались в соответствии с целью диагностики.

Конспект занятия я составила только один (для показа запланированной работы с дошкольником; к нему прилагается также описание развивающих игр и упражнений с ребёнком в качестве рекомендации родителям испытуемого), так как для школьника и взрослого испытуемого постдиагностическая работа проводилась не в виде занятий, а в виде анализа полученных в результате диагностики данных, выдачи испытуемым рекомендаций, а право принять решение предоставлялось самим испытуемым. Поэтому вместо конспекта занятия со школьником предоставила памятку с рекомендациями и сводную таблицу с данными, полученными в результате диагностики, для обеспечения принятия испытуемым наиболее взвешенного решения. Вместо конспекта занятия со взрослым предоставила памятку с рекомендациями, а также индивидуальную рекомендацию для испытуемого, вытекающую из результатов диагностики (индивидуальная рекомендация написана в дневнике практики и в психологической характеристике взрослого).

Особенно удачным в моей практике я считаю то, что мне удалось взрослому испытуемому подобрать такую индивидуальную рекомендацию, которая оказалась очень полезной и действенной. При её выдаче ни я, ни испытуемая до конца не понимали её ценности, и только при практическом её выполнении мы увидели её настоящий эффект.

Неудач в выполнении запланированных мероприятий, на мой взгляд, удалось избежать. Единственное, что вызвало некоторое чувство неудовлетворённости, — это то, что не удалось успеть непосредственно в период практики встретиться с родителями испытуемого-дошкольника, чтобы дать им подготовленные рекомендации (встреча отложена на несколько дней по объективным причинам, семейным обстоятельствам), но встреча с ними произойдёт в ближайшее время.

Мне трудно рекомендовать что-то руководителям практики по усовершенствованию психолого-педагогической практики, так как недостатков ни в программе практики, ни в плане индивидуальной работы практиканта, ни в дневнике практики я не вижу.

 

 

 

[1] Даты должны соответствовать срокам практики.

Поселение Ренегатов, Марс.

Ранее, после похорон, Марс.

— Мари, скажи, тебе было так же плохо? – рыжий не смог себя заставить пойти на поминки, остался сидеть в своей комнате.

— Не буду врать, не знаю… — пожала плечами сестра. Как помочь брату пережить эту потерю, Марианн действительно не знала, хоть и очень хотела.

— Сестренка, а как ты это пережила?

— Никак… Я по-разному пыталась: и вешалась, и спала со всеми подряд, и резала на право и на лево… Не помогает…

— Даже месть?

— Месть? Месть… Месть – штука сложная… Она не спасает, она выжигает каленым железом твою душу… И ее не хватает, никогда… Ну, вот смотри, допустим ты прирезал Мэйса, что будет дальше? Думаешь, успокоишься и забудешь? Нет, не выйдет… Тебе начнет казаться, что стоило убить его иначе, чтоб он подольше мучился… Но твой враг уже мертв, его не воскресить, не уничтожить по-другому… И это будет мучить тебя постоянно… — мышь глянула на зеленеющего брата и замолчала.

— Да, ты РЕАЛЬНЫЙ СУПЕРКИЛЛЕР, сестренка… Я начинаю тебя бояться…

— Бояться надо не меня, бояться надо себя, братишка…

 

Дождь… Дождь хорош тем, что никто не увидит твоих слез. Просто не поймет…

Мышь наступил в лужу, оказавшуюся глубже, чем казалось внешне. Дроссель запоздало выдернул ногу, но в сапог уже успела затечь вода. Рыжий сплюнул и пошел дальше, в сапоге теперь противно хлюпало. «А, пофиг, все равно мокрый, какой теперь смысл…» — мелькнула мрачная мысль.

 

Марс, перед похоронами.

— Дроссель, открой! Да чтоб тебя…

Луч лазера начисто выжег замок, мощный удар распахнул дверь. Дроссель равнодушно скользнул взглядом по вошедшим и снова пустым взглядом уставился на собственную руку. Кровь течет… красивая… алая…

— Дросс… Господи, ты что, совсем сбрендил?! Винс, зови врача, живо! Блин, придурок, зачем?! – Мари быстро разодрала простыню и перетянула вену, мышь не сопротивлялся. Да просто сил не было, весь пол перед Дросселем был залит кровью, в луже которой валялся нож.

— Не хочу… оставь меня, я все равно только мешаю…

— Кому?!

— Всем… — мышь поплыл в темноту.

— Дросс, не смей! НЕ СМЕЙ!!! Только попробуй, убью! Блин, братишка, если ты это сделаешь, я же сама зарежусь (прим. авт.: да, совершенно не логично, но она же женщина!)…

На щеку упала горячая капелька.

— Зачем ты плачешь, разве я тебе нужен?

— А что мне остается? У меня же кроме тебя и Шай никого нет… никого…

— Не бойся, все будет хорошо… не плачь, Рыжик… — Дроссель пальцем стер слезы с щеки сестры.

 

Дождь… Дроссель посмотрел на ярко освещенные окна гаража.

«Нет, не сегодня… не могу…» — мышь повернулся в другую сторону…

А в гараже, услышав удаляющиеся шаги хозяина, грустно опустил фары черный байк…

Марс, похороны.

— И да упокоиться с миром…

Для Дросселя все слова Стокера давно слились в монотонный шум, все внимание мыши было приковано к стоящему перед ним гробу. Мари бросила на брата встревоженный взгляд, нашарила его руку и крепко сжала. Мышь благодарно кивнул и подошел к гробу.

«Она сейчас такая… умиротворенная, что ли? Да, смерть действительно преображает, права сестренка…»

— Дроссель…? – рыжая положила руку на плечо брата. Дроссель вздрогнул и отвернулся.

— Опускайте… — хриплый, чужой голос… и боооольноооо…

 

Дождь… Мимо пролетел лимузин Лимбургера, окатив мыша водой из лужи с ног до головы. Дроссель остановился, по-собачьи встряхнулся и пошел дальше. В сторону машины он даже головы не повернул, не интересно. Лимузин затормозил в нескольких метрах позади, и из окна вслед мыши долго глядела озадаченная голова плутаркианца…

 

Марс, неделю спустя, кабинет Марианн на Базе Борцов…

Желание отомстить… Очень четкое и ясное… Мозг хладнокровно прорабатывал различные варианты, максимально жестокие… вплоть до мельчайших деталей… Месть… Все остальное для мыши уже не имело значения, не занимало… Дроссель постучал в дверь:

— Сестренка, можно?

— Конечно, заходи…

Марианна сидела за письменным столом, изучая кучу распечаток. Листы, отброшенные за ненадобностью, устилали пол кабинета. Дроссель наклонился и поднял один. Какое-то досье на неизвестную крысу… На пол с грохотом обрушилась стопка толстых пачек с личными делами на Ренегатов, мышь нецензурно выругалась себе под нос. Рыжий мышь подошел и помог сестре собрать папки.

— Так что ты хотел? – Мари было снова занялась распечатками, но, заметив состояние брата, отложила бумажки и развернулась в кресле к нему лицом.

Дроссель немного помялся и начал:

— Я знаю, что тебе это не понравится… возможно, я вообще не в праве просить тебя об этом… — мышь жестом остановил попытавшуюся возразить сестру и продолжил: — Но… Мари, сестренка, я прошу тебя, найди его и доставь ко мне!

— Ты о Мэйсе? – угадала мышь,- Так мы и так его ищем. Не волнуйся, его будут судить и..

— Ты не поняла… — прервал сестру Дроссель.

— Не поняла? Погоди… ты же не хочешь его… САМ?! – поразилась догадке мышь, с испугом глядя на брата.

— Сестренка, пожалуйста… я на все готов!

— Нет.

— Ну сестренка…

— Нет!

— Я на колени встану… хочешь?

— Что в слове «нет» тебе не понятно? НЕТ и все тут!

— Ну почему?

— Братишка, ты – НЕ УБИЙЦА! Если ты это сделаешь, то потом… Я не собираюсь своими руками превращать тебя в МАНЬЯКА! Ты не ТАКОЙ, как я, ты не сможешь… Ты сломаешься, ПОНИМАЕШЬ? – уже просто заорала Марианн. Мышка резко встала и подошла к окну.

— Сестренка… — Дроссель подошел к напряженно замершей мышке и обнял, зарывшись носом в ее волосы. Мари вздрогнула, когда его дыхание обожгло ее ухо:

— Я буду делать так, как ты скажешь… Если хочешь, я его и пальцем не трону… Но позволь мне увидеть его глаза, позволь мне увидеть, как он умирает… Это все, что мне нужно… Помоги мне, сестренка…

Мари замерла на мгновение, затем повернулась к нему… В изумрудных глазах Дроссель увидел боль и понимание…

— Хорошо, я притащу тебе эту крысу, но ты должен поклясться, что его убью я. Считай МЕНЯ орудием своей мести.

— Клянусь… Ты – лучшее орудие… И… спасибо… — Дроссель вздрогнул, в душу опять закралось то пугающее темное чувство, чувство на которое он не имел никакого права, ни морального (особенно морального!), ни физического, ни какого-либо еще… Она так близко… так нельзя! Но так хочется…

Они оба одиноки. Они оба пережили утрату. И им обоим хочется тепла, любви… пусть и запретной с точки зрения морали и общества…

Горячие губы… Это не сестринский поцелуй… но и не нечто большее… И вот она отстраняется, неимоверным усилием гася это темное пламя… Снова холодная и неприступная…

— Это не правильно, братишка… не правильно! И как бы не хотелось, этого НЕ БУДЕТ!

— Ты меня успокаиваешь или себя?

Мари не ответила, снова садясь за распечатки:

— Свободен. Обо всех результатах уведомлю…

Дроссель вышел в коридор, тихо закрыв за собой дверь…

 

Дождь… Дроссель завернул в темный парк. Листья недовольно шелестели, деревья грозно качали ветками. Казалось, им не нравилось появление в такой час среди них одинокой и мокрой марсианской мыши.

Дроссель вышел к темному зеркалу озера, вгляделся в нарушаемую только падающими каплями воду. Рядом ветер всколыхнул крону старой ивы. Перед глазами пронеслось воспоминание…

» — Если с тобой что случиться, я просто повешусь на этом суку!

— Дурак, такими вещами не шутят!

Они кружатся вместе и со смехом падают на траву. И ничто в ней в тот момент не напоминает жесткую генеральшу…»

Дроссель задумчиво уставился на тот самый сук. Дерево несогласно зашелестело. Мышь подошел ближе, пальцами провел по вырезанному в коре сердечку с двумя буквами… Сердце в груди предательски сжалось, мышь ткнулся лбом в толстый ствол и заплакал…

 

Поселение Ренегатов, Марс.

— Мне нужен Мэйс. Где он?

— Да пошла ты, [цензура]!

— Плохой крысик… не хороший… Дирел!

— Ааааааааааа!!!

Дросселя передернуло, но мышь решительно прошел между двумя рослыми крысами, охранявшими вход в пыточную. Зала была напичкана самыми разными приспособлениями для истязания человекоподобных существ. У одной из стен и на столе перед ней висели и лежали самые мелкие (но не менее жуткие) приборчики. Пойманный крыс был привязан к чему-то вроде дыбы, за рычагами управления устройством сидел Дир. Марианн удобно расположилась в кресле напротив, нога на ногу и внешне совершенно расслаблена. Но это только внешне… Дроссель, как никто, знал, сколько нервов мышка уже убила, выполняя его просьбу найти эту крысу с ненавистным именем: Мэйс. Вот и этот, с позволения сказать, свежепойманный субъект, пока не раскалывался, хотя мучили его уже почти полтора часа.

— Я вижу, не продвигается…

— Хочешь помочь? Эй, малыш, к тебе тут мой братик пришел. У него, знаешь ли, проблемка… У него девушку убили… Сказать, кто, или сам догадаешься? Дросс, да ты не стесняйся, выбери себе что-нибудь на той стенке и присоединяйся… — тоном наглого и крутого мафиози отреагировала «самая добрая в мире сестричка».

— Да я половину этих штук в первый раз вижу!

— Ничего, ты выбирай, если что мы подскажем и покажем… — мышь мерзковатенько улыбнулась,- … на нем.

Дроссель медленно прошел вдоль стенки, разглядывая пыточные орудия. На одном из стендов мышь с удивлением обнаружил набор явно садомазохистских штучек. Тут внимание рыжего привлекли странного вида прибор: не то ножницы, не то что-то очень на них похожее.

— А это что?

— О, хороший выбор! – одобрила Мари, приступая к демонстрации на пленнике. – Берем чужой хвост, вот так вот вставляем и нажимаем. Давай, смелее, не укусит, он прикручен намертво!

— Ааааааааааааааргх… [Цензура], [цензура], [цензура], [цензура], [цензура]!!!! – завопил бедняга, десять сантиметров хвоста теперь представляли собой обтянутый тонким слоем мышц скелетик.

— Ну что, начнешь говорить или мы продолжаем? Сам слышал, мой братик пытать не умеет, придется ему ВСЕ показывать…

— НЕТ! Я все расскажу, только уберите его! Мэйс сейчас в недавно захваченной Плутарком Брегне, часто бывает в баре «Долина Ледяного Ветра»…

Дроссель впервые за последние две недели искренне улыбнулся…

 

Пыточная в поселении Ренегатов, Марс.

— Ну, привет, привет… Мэйс! Давно не виделись… — с неприкрытой ненавистью поприветствовал крысу голос. Мэйс открыл глаза и огляделся: Мари, Дроссель, Стокер, двое неизвестных крыс (прим. авт.: Мэйс с Кором и Диром не знаком, Ренегаты общались исключительно со Стокером и bros) и с восторгом разглядывающий пыточные орудия Винс. Крыс понял, что ПОПАЛ…

— Да, давно… Эй, как дела на личном фронте, Сток? Ой, извини, совсем забыл, Харли ведь… А как твоя подружка, Дроссель? Ах, какой я забывчивый, я же ее недавно прикончил… — с притворным сожалением в голосе решил поиздеваться напоследок Мэйс (типа, помирать, так с музыкой!).

Зря, ренегаты, как известно, отличаются специфическим чувством юмора… Подземелье огласил дикий крик, крыс на своей шкуре испытал всю прелесть раскаленного металла. Кор и Дир пытали мастерски, даже иногда слишком… для пытаемого, естесно…

Дроссель ощутил чисто физическое садистское удовольствие, хоть и пытал не он… Рыжему, конечно, хотелось напрямую поучаствовать, но сестренка запретила:

— Да дай вам волю, вы с Винсентом его за 10 минут до смерти запытаете!

Мышь улыбнулся, мысль была очень заманчивой…

 

Дождь перешел на противную легкую моросилку, видать тоже уже подустав лить без перерыва. Дроссель достаточно равнодушно поморщился и отбросил рукой упавшую на лицо мокрую челку.

Офис «Синей розы» встретил мышь темными окнами. «Странно… А сегодня же день рождения Кордена! Совсем забыл, а ведь Мари говорила…» — рыжий снова встряхнулся и громко чихнул. «Во блин, а Дир был прав, я точно простыл…»

Мышь повернулся и направился к стадиону. Сзади послышался звук распахиваемой двери, из офиса пулей вылетело непонятное хвостатое и ушастое существо. Существо огляделось и дунуло в противоположную от Дросселя сторону… прямо через проезжую часть! Проезжающая мимо машина с диким визгом попыталась затормозить, но на мокром асфальте автомобиль закрутило, свет фар осветил испуганно замершую белую мышку с русо-медными волосами и накинутом поверх остальной одежды черном плаще.

— А… Черт… — рыжий без раздумий прыгнул вперед, выталкивая девушку из-под колес. Мыши прокатились по земле, машина со всего маху влетела в стену буквально в паре метров от них.

— Эй, ты в порядке? Не ушиблась? – Дроссель приподнялся и посмотрел на спасенную. Мышка отрицательно покачала головой, еще толком не придя в себя от испуга. Рыжий встал и помог подняться девушке. Плащ пришел в полную негодность, мышь скорчила гримасу и одежда отправилась в мусорный бак. Под плащом оказался чисто байкерский костюмчик, мышь тряхнула головой и длинная челка упала на лицо… Заметив со стороны парня такое явное внимание к своей персоне, мышка мило покраснела. В этот момент начинающаяся простуда напомнила о себе, и Дросс громогласно чихнул. Мышка засмеялась:

— А ты прикольный! Меня зовут Наташа, а тебя?

— Дросс… Ой, то есть Дроссель! Приятно познакомиться… – несколько глупо улыбнулся рыжий мышь.

— Слушай, неужели тот самый? Классно! – восхитилась новая знакомая. Теперь уже Дросс покраснел.

— Ээээ… Знаешь, тут рядом кафешка есть хорошая, хозяин к мышам нормально относится… Может туда пойдем, че мокнуть? – предложил мышик.

— Давай! Слушай, а расскажешь, как вы тогда справились с этим, как его… — начала расспрашивать мышка, цепляясь под руку к явно довольному рыжему…

 

Рыжая мышь, поглядывающая на парочку с крыши здания «Синей розы», улыбнулась и посмотрела на свой мотоцикл:

— Ну что, Дрейк, как ты и предполагал, она ему понравилась… Как думаешь, меня отец не пришибет за то, что я велела охране наконец пропустить Наташку к телепорту? Вот и я не знаю… Ладно, поехали, за Дросса можно больше не беспокоиться, теперь глупость не выкинет… я надеюсь… Ох, чувствую себя последней сводницей!

 

Мышь толкнул дверь гаража и прошел внутрь, черный мотоцикл обрадовано подкатил к хозяину. Чарли оглянулась на рыжего и без лишних слов погнала в ванную: на обратном пути мышь снова промок, и теперь с него просто текло (никаких пошлостей!).

Дроссель с улыбкой скинул жилет, Винс тут же обратил внимание на явный след укуса на его шее:

— Эй, да кое-кто, похоже, наконец снял траур! Давно пора, три года – это слишком!

— Да, я тоже так подумал… Апчхи! Блин, Шай, ты, случаем, микробов не умеешь лечить? – спросил мышь у племянницы.

— А они что у тебя, заболели? Огонек, тебе мат! – довольно наивно поинтересовалась Шайэнн, играющая с мышонком в шахматы – комп вчера нечаянно лишился монитора (спасибочки, дядя Модо!), а новый еще не привезли.

— А я предупреждал! – добавил Дирел, сидя у своего байка.

— Брат, заткнись! Дросс, давай в ванну, я пока сварю тебе лекарство… — направился на кухню Кор, Чарли со стоном пошла следом – «чудо-лекарь» обожал проводить опыты, заканчивающиеся взрывами и разнесенной на запчасти кухней. Причем, обойдется ли в тот раз, механик не знала.

 

В ванне…

— Приветик, спинку не потрешь?

Дроссель открыл глаза, и оторопело уставился на наклонившуюся над ним сестру… Мышь быстро закрыл глаза рукой:

— У меня пара вопросов…

— Давай… О, подай шампунь. Спасибо.

— Сейчас кто вообще моется?

— Сейчас я.

— А я думал, я… — вкрадчиво заметил мышь. – Ты хоть чего-нибудь стесняешься в этой жизни?

— Да, дурацких вопросов. Как дела с Наташкой?

— Это ты подстроила? – подскочил мышь, Мари хлопнулась на пятую точку и посмотрела на него снизу вверх.

— Ну что ты, просто хотела сказать, что с ней стало по возвращении. Ты уж извини, парни последнее время нервные…

— ЧЕГО?!!! – взревел Дроссель.

— Шучу, мы ее не трогаем, привыкли уже… Так как?

— Прикольная девчонка, мне понравилась… но я еще не готов…

— Да никто тебя и не торопит, живи и все… Все само образуется… Ладно, купайся, я пошла, — мышь накинула халат и вышла.

Дроссель снова растянулся в ванне: «Нет, она и правда стоящая девчонка… Спасибо, сестричка…»

Г.

Конец.