Опросник Шмишека

Цель методики: диагностика типа акцентуации личности.

Диапазон применения методики. Опросник используется для исследования особенностей акцентуаций характера начиная с подросткового возраста. При обследовании взрослым испытуемых используется взрослый вариант опросника, при обследова­нии подростков — подростковый (12-16 лет).

Сфера применения. Психологическая консультация, профдиагностика и профотбор, клинико-психологические исследования.

Теоретическая основа теста. Описываемый опросник предложен Г. Шмишеком в 1970 году. Теоретической основой теста является концепция «акцентуированных личностей» немецкого психолога К. Леонгарда. К. Леонгард говорит о необходимости различать стан­дартный тип личностей (это так называемые средние, нормальные люди, для которых свойственны незначительные индивидуальные ва­риации характера) и акцентуированных личностей. Акцентуация — это заострение, яркая выраженность отдельных черт и особенностей человека.

Акцентуированные личности не следует рассматривать в ка­честве патологических. Акцентуация — крайний вариант нормы. Они несут в себе как социально положительный, так и социально отрицательный потенциал. Некоторые акцентуированные личности пред­стают перед нами в отрицательном свете, т.к. жизненные обстоятельства им неблагоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людь­ми. При неблагоприятных условиях развития акцентуации могут привести к патологическим нарушениям личности, в частности к психопатиям.

К. Леонгард выделяет 10 основных типов акцентуированных личностей, которые разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, циклотимический (или аффективно-лабильный); тревожно-боязливый; аффективно-экзальтированный; эмотивный.

Процедура проведения

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Вопросы можно предъяв­лять и зрительно, и на слух. Время ответов не ограничивается. Испытуемый фиксирует ответы на листе ответов, на котором проставлены номера от 1 до 88. Перед проведением исследования испытуемому сообщается инструкция:

«Сейчас Вам будет предложен список вопросов. На каждый вопрос можно ответить только «Да» или «Нет». Если на вопрос следует ответ «Да», то рядом с его номером на листе ответов поставьте знак «+». Если на вопрос следует ответ «Нет» — знак «-«. Над вопросами долго не думайте; помните, что правильных и неправильных ответов в этом тесте нет. Если Вы сомневаетесь в выборе варианта ответа, отвечайте в соответствии с первым вари­антом, который пришел Вам в голову».

5 стр., 2302 слов

Распределение ответов на вопрос о том, чем опрошенные занимались на прошлой неделе в свободное время

КАЧЕСТВО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В 60-е гг. в развитых странах началась революция свободного времени, ставшая возможной в связи с резким увеличением его объема в большинстве развитых стран. С тех пор значение свободного времени постоянно увели­чивается, и этот фактор признается одной из основных ценностей соб­ственно человеческого существования. Если в индустриально развитых странах трудоголики ...

Взрослый вариант опросника

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в ки­но, в театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были такими же смелыми как все ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния без­граничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центрам внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчли­вом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если кто-то Вас обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя ру­кой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое» чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

23 стр., 11121 слов

Развитие чувств в дошкольном возрасте

СОДЕРЖАНИЕ Введение .3Глава I. Эмоции и чувства дошкольника 1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств 3. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников 20 Глава II. Особенности развития чувств у дошкольников 1. Основные направления в развитии чувств 2. Формирование высших чувств у дошкольников .30 Глава III. Опытно-практическая ...

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокой­ства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Были ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свое мнение?

25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят не­ровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться один дома?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться и впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально про­низывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откро­венно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не возникает ли у Вас при этом неприятных ощущений?

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу, требующую неторопливости и усидчи­вости, такой работе, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительный ли Вы человек?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того рас­строены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

Формирование и развитие личности    На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что - к примеру - Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы ...

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если бы Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случиться?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Ваши­ми близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впада­ет в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской де­ятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыс­лях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы ночью прой­ти одному по кладбищу?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была на своем месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении Вы на следующий день встаете в подавленном, недовольном настрое­нии, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

4 стр., 1942 слов

Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента.

... типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности ... поведения личности. ... тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения ... легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность ...

66. Можете ли Вы быть приветливыми даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В юности Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности?

74. Часто ли Вас тянет путешествовать?

75. Вы расцениваете жизнь настолько пессимистически, без ожидания радости?

76. Может ли Ваше настроение изменяться так резко, что Ваше состо­яние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторож­ностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под коле­са проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы Вам было необходимо играть на сцене, Вы могли бы так войти в роль, чтобы позабыть, что это только игра?

Обработка результатов

1. По каждой из 10 шкал подсчитывается количество ответов, совпавший с «ключом». 3а каждый такой ответ испытуемый получает 1 балл.

4 стр., 1673 слов

Основные типы коммуникабельности людей

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет экономики и управления Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ по дисциплине «Речевая коммуникация и культура речи» Основные типы коммуникабельности людей Выполнила студентка Д.В. Галлиулина Оренбург 2010 Содержание Введение ...

2. С целью стандартизации результатов полученное значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это число указано в «ключе» методики.

3. Если по какой-либо шкале опросника испытуемый набирает более 12 баллов — это дает основание говорить, что у испытуемого есть тенденция к акцентуации личности по соответствующему типу. Если оценка превышает 18 баллов, акцентуация личности считается сильно выраженной. Результат в 24 балла требует дополнительного обследования, например по методике УНП (Опросник уровня невротизации и психопатизации).

Формулировка заключения

В выводе необходимо указать факт наличия или отсутствия у испытуемого акцентуации характера. При наличии высоких результатов одновременно по нескольким шкалам необходимо провести количественный анализ (выделить наиболее ярко выраженные шкалы) и качественный анализ (проанализировать возможность сочетания, взаимоусиления или смягчения различных акцентуаций).

Ключ к опроснику Шмишека

  1. Гипертимные личности х 3 (умножить значение шкалы на 3)

«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

«-» — нет.

2. Застревающие личности х 2

«+» 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«-» 12, 46, 59.

З. Эмотивные личности х 3

«+» 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79,

«-» 25.

4. Педантичные личности х 2

«+». 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

«-» 36

5. Тревожные личности х 3

«+» 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«-» 5.

6. Циклотимные личности х 3 .

«+» 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

«-» нет.

7. Демонстративные личности х 2

«+» 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

«-» 51.

8. Возбудимые личности х 3

«+» 3, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

«-» нет.

9. Дистимные личности х 3

«+» 9, 21, 43, 75, 87.

«-» 31, 53, 65.

10. Экзальтированные личности

х 6

«+»: 10, 32, 54, 76.

«-«: нет.

8 стр., 3533 слов

Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

Лекция 3. Психологическая характеристика делового общения Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров. Эффективное взаимодействие с деловыми партнерами невозможно без знания психологических особенностей делового общения, понимания процесса восприятия собеседниками друг друга, механизмов такого восприятия и возможных искажений представлений о ...

Характеристика типов акцентуации характера Демонстративный тип акцентуации

1. Сущность демонстративного типа акцентуации заключается в аномальной способности к вытеснению.

В норме вытесненное знание остается где-то у порога соз­нания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У демонстра­тивной личности, и тем более у истерика вытеснение заходит очень глубоко. Поэтому они часто выдают желаемое за действительное, лгут, не осознавая своей лжи. Хотя момент осознания все таки присутствует (на стадии, когда, пусть смутно, но все-таки осознается, цель лжи), позже, в момент общения, ложь для ник ста­новится истиной. Этим объясняется непринужденность и искрен­ность высказываний.

Лица, вовсе неспособные к демонстрации, не поймут разницу между обыкновенной ложью (осознаваемой) и ложью истерика и бу­дут толковать истерическое притворство как симуляцию.

2. Потребность в признании окружающих — по мнению большинства авторов, у этого типа повышена. Но Леонгард дает другое объяс­нение. Он считает, что в данном случае она просто сочетается с отсутствием тормозов (они тоже вытесняются).

Другие люди при наличии той же потребности в признании, воздерживаются от само­восхваления, а для демонстративной личности все средства хоро­ши. Поэтому они преувеличивают свои достоинства, приписывают се­бе такие положительные качества, о которых и не спрашивают, ис­пользуют любую возможность показать себя с хорошей сторо­ны, т. е. словесное самовосхваление и бахвальство плюс тщеславное поведение. Стремятся привлечь всеобщее внимание любыми сред­ствами. Оказавшись в центре, не смущаются, а наслаждаются. Неваж­но, что внимание окружающих может быть недоумевающим или не­одобрительным.

Таким образом, для них присущи самовосхваление и большая озабоченность производимым впечатлением.

3. Одним из способов привлечь к себе внимание является преуве­личение своих страданий, тирады о горемычной доле, выдуманных нечеловеческих страданиях, стремление изо всех сил вызвать жа­лость к себе («бегство в болезнь»).

Все это выражается в само­сожалении.

4. В их поведении все преувеличено: выражения чувств, мимика, жес­ты, тон. Патетический тон типичен в речи, поэтому формы поведения могут быть назойливыми, бесцеремонными. Если ему дать понять, что ему не верят, аффектация доводится до крайности, человек может потерять всякий контроль (т. е. средство становится самоцелью, цель уже не осознается).

5. Вместе с тем, для большинства людей этого типа грубо-назойли­вое поведение не характерно. Они очень легко меняют тактику по­ведения, т. е. обладают высокой способностью к приспособлению, т. к. превосходно «чувствуют» психологию окружающих и умело приспосабливаются к ней. Поэтому людям этого типа легко быть обходительными, вызывать к себе любовь и симпатию. Часто дети с такими чертами имеют репутацию «паиньки», «примерного» ребенка, т. к. по отношению к воспитателю безупречно вежливы и пос­лушны, но по отношению к сверстникам — эгоисты, клеветни­ки, сплетники. У многих демонстративный личностей слабо развит этический комплекс.

6. Значительно развиты актерские способности. В жизни играют много ролей, и окружающие чаще всего им верят. Они легко пере­воплощаются, полностью сливаются с ролью. Любят признаваться в этих своих способностях.

7. Часто одаряет богатой фантазией. Раскованность и легкость поведения порождают раскованность мысли. Свободная игра представ­лений, образов, снов наяву, преимущественно мажорного тона. Поэто­му эти люди легко могут выкрутиться из затруднительного поло­жения при помощи ловко придуманной небылицы, склонны к хитрос­тям.

Способность быстро отменять прежний план поведения и мо­ментально вырабатывать новый в соответствии с обстоятельствами

8. Необдуманность поступков. Всегда живут моментом, будущее для них туманно. Поэтому они часто больше теряют, чем выигрыва­ют.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительными качествами демонстративной акцентуации является высокая приспособляемость к людям, способность сбалансировать отношения с тяжелыми людьми. Положитель­ные качества для актерской и других творческих профес­сий, а также для сферы обслуживания. Отрицательные качества могут приводить к таким асоциальним формам поведения, как патологическая склонность ко лжи, авантюризму.

Педантический тип акцентуации

1. Суть данной акцентуации заключается в крайне слабом развитии механизмов вытеснения. Не могут вытеснять сомнения, поэтому им свойственна нерешительность, трудность в принятии решения, повы­шенная склонность к перепроверкам.

2. Как акцентуация, имеет много положительного. Например, в облас­ти профессиональной деятельности. Представителям данного типа свойственны основательность, четкость, законченность, сверхакку­ратность. Например, это проявляется в следующем — по 2-3 раза проверяют себя, прежде чем сдать работу, проверяют, все ли они сделали как нужно. Иногда с полдороги возвращаются: им кажет­ся, что они забыли сделать что-то важное, что почти никогда не подтверждается.

3. Отрицательные стороны: у представителей данной акцентуации большие затраты времени на обычную работу и поэтому они часто остаются на сверхурочную работу не требуя дополнительной опла­ты. От этого может страдать семейная жизнь. Кроме того, на почве несоответствия отношения к работе данного человека и окружа­ющих могут возникать конфликты с окружающими.

Много сил тратят на многочисленные проверки, усложняют се­бе жизнь, создают дополнительные трудности, радости жизни прохо­дят мимо них, они не могут ими наслаждаться. Решающий мотив в работе — не радость, а страх перед возможными ошибками.

4. Время ответственности очень угнетает: они не в состоянии сде­лать все так, как требует этого их совесть (физически невозмож­но), а это делает их несчастными. Они часто не только не стремятся к повышению по службе, но даже отказываются, если им предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность. Если занимают какой-либо руководящий пост, то даже те дела, которые можно было бы поручить подчиненным, делают сами, а резуль­таты работы других многократно перепроверяют.

5. Для педантичных личностей нередко более приемлемо вообще снять с себя ответственность за какое-либо дело, чем пытаться справиться с ним неполноценно, поэтому педантичность распространяется не на все стороны жизни. Например, мужчина-педант да­же может быть очень не аккуратен, перекладывая всю ответствен­ность на жену.

6. У женщин этого типа педантичность проявляется прежде всего дома, в быту. Но если она никак не дает себя знать на работе, то диагноз акцентуации следует считать спорным, т. к. в данном слу­чае образцовый порядок в доме мажет отражать лишь соответству­ющую установку женщины, гордость своим очагом.

Проявления: дома все доводит до блеска, делает уборку ча­ще, чем это нужно, чистота должна быть безукоризненной, особенно на кухне и при приготовлении пищи.

7. Частое проявление — постоянные перепроверки: закрыты ли газо­вые краны (даже ночью), хорошо ли заперта дверь (возвращается), не оставлен ли где-нибудь невыключенным свет или электропри­бор, действительно ли отпущено важное письмо в почтовый ящик и т. д.

8. При крайней степени выраженности — патологическая неспособ­ность к принятию решения, невроз навязчивых состояний, ипохон­дрический синдром, болезненные сомнения (человек никогда ни в чем не уверен).

9. Личностная черта — робость, боязливость, тревожность, не выно­сят всеобщего внимания.

10. Вообще данная акцентуация не встречается среди алкоголиков.

Застревающий тип акцентуаций

1. Основа данной акцентуации — патологическая стойкость аффекта. Если у нормального человека аффект либо разряжается адекватным действием, либо вытесняется, то у данного типа он угасает очень медленно, а при воспоминании сопровождавшие стресс эмоции актуализируются.

2. Наиболее часто застревают аффекты, связанные с личными инте­ресами, прежде всего с самолюбием. Поэтому эти люди болезненно обидчивые, легкоуязвимые. Оскорбление личных интересов не забы­вается. Поэтому им свойственна злопамятность. В злопамятности часто не признаются. Но могут так охарактеризовать себя; «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

3. Чувство возмущения общественной несправедливостью наблюдает­ся в меньшей степени, чем аффект эгоистического плана, но зато сами люди легче и охотнее признаются в том, что склонны всту­паться за других, когда к: тем относятся несправедливо.

Объективные показатели: производственные конфликты, возник­шие в связи с тем, что этот человек не выносит несправедливости (фанатический борец за справедливость).

4. Застревание может проявляться не только иногда и не столько в чувствительности, но и в честолюбии. Честолюбие может стать сильным стимулом для достижения успехов в работе. Цели пресле­дуют последовательно и четко. Честолюбие сочетается с самонаде­янностью, самоуверенностью, заносчивостью. К отрицательным оцен­кам их личности, к наказаниям и неуспеху нетерпимы, а поощрений всегда мало.

5. Очень часто проявляется подозрительность, как оборотная сто­рона чувствительности и честолюбия. Если честолюбивые стремле­ния в силу столкновения с объективными обстоятельствами не осуществляются, человек обвиняет в этом окружающих (видит в них конкурентов).

К этому добавляется тот факт, что любую нега­тивную оценку они преувеличивают, страдают от якобы плохого от­ношения к себе окружающих.

Подозрительность этих людей охватывает различные сферы жизни, чем отличается от объективно оправданной подозритель­ности нормального человека (в одной области, к одному ли­цу, например).

6. Акцентуация имеет положительную и отрицательную стороны. Чес­толюбие у них становится движущей силой для достижения отлич­ных творческих или трудовых показателей (в отличие от истери­ков, которые могут быть довольны собой безо всяких видимых при­чин).

Достижения застревающей личности часто бывают выше сред­него уровня, если оборотная сторона (подозрительность)не полу­чает достаточное развитие. Но очень часто честолюбие проявляет­ся бестактно, они бесцеремонно подавляют и оттесняют кол­лег, чем вызывают их справедливое возмущение. Постоянные кон­фликты в таком случае приводят к понижению в должности, подоз­рительность усиливается.

7. Часто люди несговорчивые, нетерпящие возражений, всегда упрямо настаивающие на своем.

8. Очень часто в юные годы преобладает честолюбие, а к старости, когда объективно трудно превзойти других, акцентуация проявля­ется в подозрительности. Но иногда и в юные годы уязвимость не уравновешивается честолюбием.

9. Параноическое развитие возникает в том случае, если однотип­ные аффекты возникают неоднократно, причем есть еще одно усло­вие. Постоянное нарастание аффекта происходит только при чере­довании успехов и провалов, удовлетворений надежд — и поражений.

Так, одной из причин помет быть так называемое «маятнико­вое» воспитание, заключающееся в постоянных колебаниях между преувеличенной строгостью и вседозволенностью.

10. По форме параноический аффект может быть различным. Возникают сверхценные, или бредовые идеи (преследования, величия, рев­ность, ипохондрический симптомокомплекс).

По протеканию много общего с ананкастами.

11. При психопатии образуются сверхценные идеи.

12. Настойчивость перерастает в упрямство, отсюда постоянно конфликтуют с окружающими, склонность к сутяжничеству. Борьба за справедливость проявляется в бесконечных письмах, жалобах, тяж­бах, судебных разбирательствах.

13. Мышление с одной стороны — детское, незрелое, со склонностью к фантазиям, с другой стороны — со склонностью к резонерству.

Это люди действия, напора, бескомпромиссности, без чувства юмо­ра, прямолинейные в суждениях.

Возбудимый тип акцентуации

1. Механизм проявлений заключается в паталогической власти вле­чений, слабой управляемости. Решающий фактор в поведении — не логические рассуждения, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения.

2. Реакции импульсивны. Чужда терпимость. Если им что-то не нра­вится, они заявляют свои требования или демонстративно бросают вещи, уходят. Не склонны обмениваться мнениями, если не считать отборных ругательств, в состоянии гнева легко переходят к ру­коприкладству.

3. Вспыльчивость и раздражительность возбудимой личности отли­чаются от реакции холерика. У холерика возмущение проявляется сразу и быстротечно, у возбудимой личности — постепенно накап­ливается и проявляется очень массировано.

4. Этические общественные нормы играют очень мало роли. Крайне затруднительно воспитательное воздействие.

5. Поскольку контроль над влечениями отсутствует, то среди них немало хронических алкоголиков (больше мужчин) или лиц с повы­шенным сексуальным влечением (больше у женщин).

6, Для жизненного пути характерны: частая смена работы (ни все равно, где работать, работа как таковая (особенно физическая) их резко затрудняет, трудиться они могут успешно, но их возмущают организационные обстоятельства, они часто ссорятся с коллегами и начальством, при малейшем недовольстве — меняют работу); в детстве и юности случаются немотивированные (инстинкт бродяж­ничества, жажда смены впечатлений)или мотивированные (если что-то не устраивает) побеги из дома.

7. Часто становятся на путь преступности. Наиболее характерны преступления, связанные с насилием. Жестокость, которую при этом проявляют, обычно связана с состоянием аффекта, а в обычном сос­тоянии могут проявлять обычные человеческие чувства (любовь к детям, близким, родным, животным, заботливость и привязчивость ).

Но совершенно чуждо раскаяние в содеянном. Не желают анализиро­вать, «копаться» — предпочитают забыть.

8. В сфере мышления проявляются две особенности: тяжеловесность (замедленность мыслительных процессов, затрудненность воспри­ятия чужих мыслей, длительное молчание при ответе на вопрос).

В клинике ее диагносцируют пробой на продуктивность (нормальный человек за 3 минуты может назвать более 60 понятий, предметов, а эпилептический психопат значительно отстает) плюс чрезмерная обстоятельность, скурпулезность и педантичность мышления (про­явления: при рассказе о чем-либо начинают издалека, приводят много несущественных деталей, часто повторяются, «чтобы сформу­лировать поточнее», до сути так и не могут добраться).

Иногда акцентуация проявляется преимущественно в мыслительной сфере, а в состоянии аффекта неспособность к управлению выражается не­ярко.

9. Вспышки гнева часто чередуются с периодами депрессии, мрачной подавленности, угрюмости.

10. Представители данной акцентуации часто обладают атлетичес­ким сложением.

11. В школе часто недисциплинированность сочетается с низкой успеваемостью.

Сочетание акцентуаций характера

1. Демонстративный тип + педантичный тип — не встречается, это противоположные типы, т. е. получается норма.

2. Демонстративный тип + застревающий тип. В отдельных жизненных ситуациях могут преобладать отдельные черты, но они могут и объединяться. Пример объединения: симулируют заболевание по истерическому типу, добиваются его признания с паранойяльным упорством. Это сочетание может быть и благоприятным, если таким людям удается найти работу, которая им нра­виться, и позволяет находиться постоянно в центре внимания. Тогда они могут добиваться больших успехов в работе и сравни­тельно успешно социально адаптироваться.

3. Застревающий тип + возбудимый тип. Сочетание крайне неблагоприятное, т. к. каждая из этик черт ве­дет к сильным вспышкам аффекта. Пример: паранойяльные черты (подозрительность и ревность) служат толчком к насилию, а эпилептоидный характер обуславливает форму реакций, ход действий (физическое насилие).

Если проявляется в школьном возрасте, то не­дисциплинированность сочетается с нормальной успеваемостью. Это одно из возможный проявлений.

4. Возбудимый тип + истерический тип. Сочетание также опасное, т. к. для истериков характерна реакция типа короткого замыкания. В этом случае моментально возникшие аффективные проявления непосредственно переходят в действия.

5. Педантический тип + застревающий тип. Это сочетание может быть положительным. Эгоистическая тенденция застревания смягчается альтруистическими качествами педанти­ческой личности. Сдерживается враждебное отношение к окружа­ющим, попытка свалить все на окружающих сдерживается осознанием возможности вины со своей стороны. Отрицательные черты педан­тичности тоже смягчаются: нерешительность преодолевается благодаря честолюбию. В результате при данном сочетании получаются прекрасные специалисты в своей области и прекрасная социальная адаптация к окружению. » Сочетание может быть и неблагоприятным (но не асоциальным), т. к. обе акцентуации (первая в большей степени) склонны к ипо­хондрическому развитию.

6. Возбудимый тип + педантичный тип.

а) частично могут взаимодействовать, смягчается возбудимость (самоконтроль, самообладание).

б) чаще сосуществуют, не взаимодействуя (т. е. проявляются то од­ни, то другие черты), особенно вероятно такое проявление в юно­шеском и отроческом возрасте. Иногда сохраняется на всю жизнь.

Характеристика типов акцентуаций темперамента

В этой группе акцентуаций встречаются варианты интровертировный личностей, проявляющихся в сочетаниях с нейротизмом в личностных трудностях и отношениях, и экстравертированных лич­ностях, нейротизм которых проявляется в трудностях поведения (Г. Айзенк, 1967).

По Г. Айзенку (1964, 1968) у интровертов наблю­даются дистимические синдромы, у экстравертов — истерические и психопатические.

1. Тревожность

Данный вариант интровертированного темперамента характери­зуется двумя основными чертами — большой впечатлительностью и чувством собственной неполноценности. Они нерешительны, склонны к сомнениям, чрезвычайно чувствительны и ранимы. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-эс­тетических и волевых. Для них чрезвычайно трудно принять какое — либо решение, но, если обстоятельства заставляют сделать это, возникает новое беспокойство — нетерпеливое желание вопло­тить принятое решение в жизнь. Замкнутость обычно внешняя. Ро­бость и застенчивость выступают среди посторонних и в непри­вычной обстановке. С незнакомыми трудны даже формальные контак­ты. Непосильной оказывается ситуация, где они оказываются объек­том недоброжелательного внимания окружающих, когда на их репу­тацию падает тень или они подвергаются несправедливым обвине­ниям. Всякие перемены и нарушения привычного стереотипа жизни они переносят с трудом. Как защита от постоянных тревог и му­чительных сомнений у них формируется педантизм, чрезмерная пун­ктуальность и мелочная аккуратность: всякую работу выполняют с особой тщательностью, строго по плану, многократно перепрове­ряя. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Физи­ческое развитие обычно оставляет желать лучшего, мускулатура и координация движений развиты слабо.

Их «отрицательные» черты мешают только обладателю, а поло­жительные часто выступают как «производственная необходи­мость», особенно в тех видах деятельности, где ошибки крайне нежелательны и опасны (корректоры, фармацевты, проектировщи­ки, бухгалтеры и т. д.): держат их в постоянном «тонусе», гаранти­руя безошибочность и безопасность профессиональной деятельнос­ти.

2. Дистимичность

Также является вариантом интровертированного темперамента. Различаются с тревожностью лишь по клиническому радикалу (чаще проявляется в неврастеническом, астеническом, психопатическом и аутистическом синдромах, а не в обсессивном, компульсивном, пси­хастеническом как при тревожности).

Им свойственны постоянно сниженные настроение и активность (субдепрессивность), унылость, заторможенность. За внешней отчуж­денностью и мрачностью скрывается чуткость, душевная отзывчи­вость, постоянная склонность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теряют скованность и отгороженность, они оживают становятся веселыми и разговорчивыми, даже шутниками и юморис­тами. В делах характеризуются серьезностью, старательностью, доб­росовестностью в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять ответственные решения без колебаний и сомнений.

Отличаются повышенной чувствительностью к эмоциональным нагрузкам, плохо переносят длительное психическое напряжение, быстро утомляясь, теряют произвольность управления психичес­кими процессами. Остро переживая собственную слабость и бессилие, они при неудачах легко впадают в отчаяние. Медленно адаптиру­ясь к новым условиям, они тяготеют к. постоянному, регламентиро­ванному образу жизни. В привычной деятельности могут достичь значительных успехов благодаря добросовестности, обязательности и ответственности

Социально привлекательными особенностями этого типа явля­ются черты — надежность, добросовестность, устойчивость к соб­лазнам, а социально нежелательными — пессимизм, недостаточная активность, отсутствие уверенности в своих силах.

3. Эмотивность

Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций, т. е. те, которые связаны с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие боль­ше поддаются растроганности, испытывают глубокую радость от об­щения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характе­ризуют как людей задушевных.

Это высоко реактивные люди, с чем и связаны усиленные внеш­ние проявления их реакций. Эмотивным детям нередко нельзя чи­тать сказки, т. к. при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать.

Из-за особой чувствительности таких людей душевные потря­сения оказывают на них болезненно глубокие воздействия и могут вызывать реактивную депрессию. Тяжесть такой депрессии у ник всегда соответствует тяжести события, переживания, ее вызвавших. Они легко поддаются радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей.

4. Циклотимия

Циклотимный или аффективно-лабильный тип акцентуации раз­вивается на основе абивалентности по экстра-интроверсии. Она отличается склонностью к резкой смене настроения в зависимости от внешних обстоятельств или по внутренним причинам. В благоприятных условиях поведение этих лиц соответствует гипертимному, а в неблагоприятных — гипотимному (дистимическому) типу. Дли­тельность периодов «застревания» на том или ином типе социаль­ного поведения может колебаться от нескольких дней до несколь­ких лет. С возрастом смены настроений происходят все реже, и человек приобретает черты какого-либо типа, чаще гипотимного.

Социальная ценность лиц циклотимного типа определяется частотой пребывания в каждом из двух типов. Однако в каждый конкретный момент времени положительные и негативные возмож­ности такого человека зависят от того, в какой фазе он находит­ся: гипотимной или гипертимной. В субдепрессивной фазе у них па­дает работоспособность, утрачивается ко всему интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, осо­бенно унижающие самолюбие, способны навести на мысль о соб­ственной неполноценности, ненужности и подтолкнуть к суицидным мыслям и поступкам. В этой фазе плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни.

Самооценка у циклоидных подростков формируется постепен­ного мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она бывает еще неточной.

5. Экзальтированность

Аффективно-экзальтированный темперамент К. Леонгард назвал «темпераментом тревоги и счастья».

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в нез­начительной степени связана с грубыми, эгоистическими стимула­ми, гораздо чаще она мотивируется тонкими альтруистическими побуждениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другая черта — крайняя впечатлительность по поводу печаль­ных фактов: какую-нибудь рядовую неприятность друга они ощущают болезненнее, чем сам пострадавший. Физическая основа такой черты личности с экзальтированным темпераментом — страх, вероят­но, обуславливаемый повышенной возбудимостью вегетативной нер­вной системы.

Согласно К. Леонгарду, индивидуальность такой личности скла­дывается из следующих моментов; эмоциональная возбудимость, де­монстративные черты характера, интровертированность. Этим темпе­раментом особенно часто обладают артистические натуры — ху­дожники, поэты.

Вероятно, в данном случае имеют место сочетания интроверсии и художественного типа темперамента.

6. Гипертимность

Для лиц гипертимного (гипоманиакального) типа характерно приподнятое настроение вне зависимости от обстоятельств. Они всегда активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Энтузиазм и предприимчивость свойственны им по причине повышенного често­любия, большого любопытства, жажды деятельности, безрассудно смелой тяги к риску и острым ощущениям. Межличностные отношения неустойчивы, легко переходят от горячей привязанности к полно­му равнодушию и новым увлечениям. Они неразборчивы в выборе знакомств. Стремятся к лидерству.

Обычно они двигательно одарены, у них широкие вариабельные жесты, богатая мимика, хорошая координация движений. Нередко они бывают одарены и интеллектуально, обладают разносторонними спо­собностями, хорошей памятью, быстрой сообразительностью, но не­достаточно настойчивы и упорны. Часто бывают инициаторами нару­шений режима и дисциплины. Самооценка обычно неплохая, но неред­ко стараются показать себя более конформными, чем есть на самом деле.

Социально-положительными особенностями людей с гипертнмным типом являются жизнерадостность, оптимизм, активность, повышенная жажда деятельности, а отрицательными — нестойкость, изменчивость интересов, слабость самоконтроля и другие трудности управления поведением.

В основном — это экстраверты.

5