Зезина Лариса Владимировна старший преподаватель

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова»

Юридический институт

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА По курсу «Введение в специальность» По теме «Личность юриста, профессиограмма адвоката»

Тороповой Дарьи Денисовна 1 курса, 3 группы дневного (очного) отделения

Научный руководитель

Зезина Лариса Владимировна старший преподаватель

Архангельск 2012

Оглавление

Введение 3

  1. Личность юриста 5
  2. Психологические особенности деятельности юриста 9
    1. Творческое мышление 9
    2. Коммуникабельность 10
  3. Формирование личности юриста в процессе получения высшего профессионального образования 11

4. Профессиограмма адвоката 13

Заключение 18

Список использованных источников 19

Введение

Известно, что профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Принципы, которые сегодня лежат в основе права любой демократической страны, находили своё отражение даже в древнегреческой мифологии: боги и богини вершили суд над теми, кто смел покушаться на устои общественного порядка. Сегодня это прямая обязанность юристов разных специальностей. Адвокаты и юрисконсульты, прокуроры и нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.

Первыми профессиональными юристами были члены Коллегии понтификов в Древнем Риме. Именно они заложили основы правового регулирования общественной жизни, создали обширную базу прецедентов. Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука.

Представить себе современную жизнь без юристов практически невозможно. Именно в их задачи входит помощь в разного рода правовых процедурах, разъяснение тех или иных тонкостей. Помимо работы в правоохранительных органах, судебных инстанциях, учебных заведениях, юристы направляются в сферу охраны авторских прав, анализа состояния рынка на предмет недобросовестной конкуренции и т. д.  Профессия юриста — это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств. В силу этого, не всякий человек, получивший высшее образование по специальности юриспруденция, способен применять свои знания и умения на практике и работать по профессии. Профессия юриста подразумевает под собой немалое количество положительных моментов. В первую очередь, это, конечно, возможность «преобразить мир», сделать его лучше, безопаснее. Многим специалистам приносит моральное удовлетворение причастность к охране порядка, прав и свобод людей. Возможность позитивно влиять на общественные отношения, те или иные взаимодействия людей – это и сложно, и в том числе и очень почетно. Однако следует помнить, что борьба за «правое дело» не всегда завершается победой. Более того, каждый юрист, в силу того что профессия эта публичная, постоянно находится под строгим контролем вышестоящих инстанций, общественных организаций, средств массовой информации. И это накладывает определенную ответственность за последствия каждого действия, заставляет тщательно продумывать свое поведение.

9 стр., 4215 слов

Проблема выбора профессии у молодых людей

Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной работы Реферат по дисциплине: Профотбор и профориентация на тему: “Проблема выбора профессии у молодых людей” Выполнил Студент 4 курса факультета ПСР очного отделения Пашинева Михаила Владимировича Санкт-Петербург 2007 год Оглавление: Введение стр.1 Типы профессий стр.3 Профессиональные типы личности стр.4 Мотивация и типы ...

1 Личность юриста

Проблема личности – одна из важнейших проблем и в сфере права, и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только люди, личности, работающие в них и обладающие соответствующей психологией. Они должны отличаться высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, гражданственностью, трудолюбием, способностью к жизни и труду в условиях современной цивилизации, демократии и общечеловеческих ценностей, уважающей права и свободы человека, и тем, что могут правильно пользоваться своими знаниями, любовью к России, окружающей природе, семье и др. Это главные цели всей системы работы с персоналом юридических органов.

3 стр., 1011 слов

Личность как высшее психическое образование, биологическое и социальное в личности

I. Вопросы для контроля знаний (по лекции N 3): Личность как высшее психичес кое образование, биологичес кое и социальное в личности. Подходы к проблеме личности, наиболее распространенные в отечественной пси хологии: пси хология от ношений, пси хо-логия деятельности, пси хология установки. Понятие акцентуированных личностей, типология А.Е.Личко. Критерии диагностики пси хопатий П.Б.Ганнушкина. & ...

Работник не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. Весь опыт жизни учит, что люди, считавшие себя профессионалами и именовавшиеся «технократами», но низко развитые в личностном, социальном плане, даже опасны на любой работе и особенно на государственной. Они способны совершать грубейшие ошибки, приносящие вред людям. Человек с низкой культурой личности – это всегда потенциальный бездельник, формалист, нарушитель законности, склонный к злоупотреблениям служебным положением и даже коррупционер, преступник. Великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому принадлежит ярко отражающая этот опыт жизни мысль о том, что ученость без добродетели – все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи.

Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Здесь принимается, что личность юриста — это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.

Личность юриста, понимается и как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении.

Под внутренней структурой личности следует понимать свойства, интегрированные в ее сознании:

  1. психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля)
  2. психические свойства личности (способности, характер)
  3. «идеологические» свойства сознания (установки, направленность, ценностно-нормативная ориентация)
  4. биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.).

    4 стр., 1542 слов

    Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

    Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и ...

    На этой основе в структуре личности юриста выделяются такие группы свойств:

  1. мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства
  2. интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.
  3. психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.
  4. физические свойства, т.е. возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.).

Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главное при анализе свойств личности юриста — оценка их реального состояния, содержания и сущности свойств.

Существует ряд факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств:

1) высокий уровень социализации личности юриста – он напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности, к числу профессионально значимых свойств можно отнести:

  • высокий уровень развития правосознания;
  • доминирование социально-значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности;
  • честность, принципиальность, аккуратность.

2) эмоционально-волевая устойчивость личности юриста – психические свойства ее обеспечивающие:

4 стр., 1560 слов

Личность юриста и психология его деятельности

... общества к личности юриста. Следует отметить, что постоянное обсуждение проблематики личности юриста позволит обществу совершенствовать его профессиональную деятельность, удовлетворяя свои разумные интересы. Анализ структуры личности юриста должен обеспечить ...

  • высокая работоспособность;
  • умение выдерживать стресс-факторы;
  • уравновешенность, подвижность, активность.

3) познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития:

  • высокий интеллект, способность к абстрагированию;
  • широкий кругозор, самостоятельность, критичность, прогностичность мышления;
  • эрудированность, оперативность;
  • точное восприятие;
  • высокая умственная работоспособность.

4) коммуникативная компетентность юриста:

  • способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в общении;
  • развитая культура речи четкость, правильность, ясность, понятность, убедительность, выразительность;
  • вежливость, тактичность, внимательное, уважительное отношение к людям, умение слушать партнера;
  • свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;
  • чувство юмора.

5) организаторские способности – позволяют юристу оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Это предприимчивость, инициативность, умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным, умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, развитые коммуникативные качества и др.

2 Психологические особенности деятельности юриста

20 стр., 9765 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

Содержание Введение Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1 Понятие задержки психического развития 1.2 Классификации задержки психического развития 1.3 Диагностика задержки психического развития 1.4 Особенности личности детей с задержкой психического развития Глава II Познавательная деятельность дошкольников 2.1 Когнитивное ...

Психология имеет огромное значение в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики личности во многом влияют не только на его способность участвовать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных стремлений, но и на возможности осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по призванию), мы выясняем ее особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидом профессиональных функций, а с другой — совершенствованию организации этой деятельности.

Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально наиболее значимые психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать:

  1. творческое мышление
  2. коммуникабельность
  3. волевые качества
  4. организаторские способности
  5. способность противостоять отрицательным эмоциям

Теперь подробнее рассмотрим некоторые из этих психологических особенностей деятельности юриста.

2.1 Творческое мышление

Характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий — моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

Тема 1. Инженерная психология и эргономика, история становления, их место в системе в системе наук. 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика». 2. Система «человек-машина». 3. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики. 4. История становления инженерной психологии и эргономики. 5. Современные направления исследований в области эргономики и инженерной психологии. 6. ...

2.2 Коммуникабельность

Способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, — важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

3 Формирование личности юриста в процессе получения высшего профессионального образования

Обеспечение правоохранительных органов умными, способными, ответственными, честными специалистами является одной из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми – студентами, курсантами, слушателями, обучающимися в образовательных учреждениях юридического профиля. Запущенность, неэффективность формирования личности юриста-профессионала на этом начальном этапе профессионального становления трудно компенсируется впоследствии. Практически этот процесс зачастую слабо управляем, протекает во многом стихийно, бесконтрольно, несовершенно и неполно. Нередко в это время закладываются и предпосылки профессиональной деформации, проявляющейся на практической работе у части сотрудников правоохранительных органов.

Особое значение имеет осуществление профессионального отбора в юридические образовательные учреждения, в основе которого должна лежать оценка пригодности абитуриента к правовой деятельности, его способность стать юристом-личностью, а не ограниченная способность к усвоению учебного материала. Сам образовательный процесс должен строиться так, чтобы обеспечить профессиональное становление студентов, курсантов и слушателей, а не только получение теоретических знаний, механических навыков и умений. В основе его построения должна лежать нацеленность на формирование всех качеств и способностей, предусмотренных моделью личности выпускника – молодого юриста.

Решение задач формирования личности юриста в процессе обучения предполагает:

1) приведение образовательного процесса в соответствие с положениями Закона РФ «Об образовании», обязывающими обеспечить в нем «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2, п. 1).

Статья 14 обязывает ориентировать образование на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», формирование у обучающихся адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры, общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование общества, ориентированного на взаимопонимание и сотрудничество между людьми и народами, знающего Конституцию РФ, этические и правовые нормы, уметь учитывать их при выполнении профессиональных функций, иметь научное знание о здоровом образе жизни и др.

2) совершенствовании учебных планов и программ, обеспечивающих социальное, гуманитарное и профессиональное становление личности обучающихся

3) моделирования социально-психологической и социально-педагогической среды в образовательном учреждении, воспитательного пространства, обеспечивающих общую и профессиональную самореализацию личности, ее соответствующее становление, адекватное функциям вуза

4) создание благоприятной внутренней социально-психологической среды в высшем образовательном учреждении, способствующей целенаправленному становлению профессионала

5) обеспечение действенной организации взаимосвязи образовательного процесса с внешней средой жизнедеятельности обучающихся

6) осуществление мониторинга процесса формирования личности юриста, обеспечения его управляемости и контролируемости.

4 Профессиограмма адвоката

Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. Адвокатура как профессия известна с древнейших времён.

В России адвокат — это независимый профессиональный советник по правовым вопросам (согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и принадлежит к людям т. н. свободной профессии (подобно частнопрактикующим врачам, независимым журналистам и т. п.).

Органами адвокатского самоуправления в России являются адвокатские палаты, коллегии адвокатов, бюро и др.

Доминирующие виды деятельности:

  • изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
  • оказание юридической помощи посредством консультаций, предоставления устных и письменных справок по законодательству (разъяснение действующего законодательства как в целом по возникшей проблеме, так и по отдельным ее нюансах.
  • правовая защита граждан, организаций, государства;
  • составление исковых заявлений, жалоб, претензий и других документов правового характера;
  • запрос через юридическую консультацию справок, характеристик и других документов, необходимых в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;
  • подготовка непосредственных обращений от имени клиента в государственные, общественные, производственные, научные, учебные, культурные и другие организации по необходимым вопросам;
  • представительство от имени клиента в государственных (правоохранительных, судебных, административных), общественных, предпринимательских и других структурах;
  • сбор различных доказательств в пользу клиента на основе запросов, экспертиз, научных выводов, организации экспериментов, заключений экспертов и специалистов, дополнительных обследований, ревизий, проверок, показаний свидетелей и очевидцев, логических умозаключений.
  • информирование в разумных пределах клиента о состоянии рассматриваемого дела, своевременные ответы на обоснованные запросы, предоставление информации и документов;
  • организация встреч с подзащитным в местах его задержании для уточнения обстоятельств, которые смягчают вину подозреваемого, подследственного, согласование с клиентом меры для его защиты или бесспорного оправдания при применении правоохранительными органами мер задержания под стражу;
  • поддержка защиты прав клиента при выполнении следственных действий в судопроизводстве, прояснение обстоятельств дела в пользу подзащитного. Участвуя в судебном разбирательстве, адвокат:
  • Строго следит за соблюдением правил, установленных процессуальным законом и других нормативных актов в интересах подзащитного или клиента;
  • обращается с замечаниями, запросами к участникам судебного разбирательства, свидетелям по вопросам уточнения, проверки отдельных положений, доказательств и действий;
  • заявляет отводы в случаях необходимости участникам процесса (составу суда, прокурору, заседателям, присяжным.
  • произносит защитные речи;
  • по результатам судебного разбирательства организует обжалование неправильных, ошибочных решений и постановлений по определенным вопросам на основании возможностей действующего законодательства.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокий уровень развития аналитического и синтетического мышления;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные сроки);
  • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному.
  • склонность к исследовательской деятельности (развитая внимание к деталям, способность группировать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.);
  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
  • наличие развитых качеств коммуникативной группы:  а) умение устанавливать психологический контакт со своим подзащитным. б) умение устанавливать психологический контакт с составом суда и со всеми другими участниками судебного процесса (реализация качеств адвоката как судебного оратора. в) умение вести переговоры, способность убеждения;
  • наличие хорошо развитых вербальных способностей (умение правильно и понятно общаться.
  • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на определенном виде деятельности);
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с досье, архивными документами);
  • способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации.
  • способность контролировать свои эмоции.

Личностные качества, интересы и склонности.

  • честность и порядочность;
  • организованность;
  • эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук;
  • пунктуальность, ответственность;
  • высокие моральные качества (принципиальность, убежденность, чуткость и внимательность к людям и т.д.);
  • тактичность (способность проявлять чувства меры);
  • гибкость, наличие развитой интуиции;
  • деловая хватка, настойчивость, объективность;
  • самоконтроль, хладнокровие; 
  • коммуникабельность, энергичность;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность;
  • стремление к самосовершенствованию.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • узость кругозора;
  • неуверенность в себе, нерешительность;
  • низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных способностей, плохая дикция; 
  • неуравновешенность, бестактность; 
  • инертность;
  • беспринципность;
  • непогашенная судимость;
  • отсутствие интереса к выполняемой работе; 
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • неумение противостоять внешним факторам. Области применения профессиональных знаний:
  • адвокатура
  • юридические консультации;
  • частное или индивидуальное предпринимательство;
  • преподавательская деятельность в образовательных учреждениях;
  • научная деятельность;
  • государственные или негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества разных форм собственности, которые являются юридическими лицами.

Заключение

Исследовав личность юриста, проанализировав присущие истинному юристу качества, я сделала вывод о том, что в основе данной профессии лежит именно нравственность. Высокие моральные качества – тот базис, без которого юрист не может иметь высокую профессиональную квалификацию. Надстройкой же являются иные, вторичные, но не менее важные, характерные черты грамотного специалиста в области юриспруденции –высшее профессиональное образование, в ходе получения которого развиваются также и эмоциональная устойчивость, независимость суждений, сила воли, коммуникативность и т.д.

Подобный вывод я сделала исходя из того, что именно внутренний нравственный императив, совесть, чувство долга смогут стать регуляторами, ограничителями тех существенных полномочий, которыми обладает любой юрист. Именно они не позволят ему небрежно обращаться с тем, что ему вверено – правами и свободами человеками, судьбами людей, государств, ценность которых истинный профессионал обязан осознавать.

Подводя итоги, можно с твердой уверенностью сказать, что весь широкий спектр юридических специальностей, отличающихся в той или иной степени, объединяет один существенный признак – огромная нравственная ответственность юриста не только перед обществом и государством, но и перед самим собой.

Список использованных источников

1. Кобликов А.С. Юридическая этика. — М., Норма, 2004.

2. Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П. Профессиональные навыки юриста. — М., Дело, 2001.

3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. — М.: Издательство БЕК, 1997.

ВВС — Стр 2

4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб., 2004.

19