Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Курсовая работа по истории и теории музыкального образования

Работа выполнена студентом 1 курса эстрадного отделения музыкального факультета Долгих Александром

Московский педагогический государственный университет

Москва 2003

Введение

«…в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует

( или присутствует в весьма размытом виде ) важнейшее звено — психолого — антропологические знания о субъекте музыкальной культуры, теории музыки и музыкальной практики — Homo – musicus, являющемся собственно адресатом усилий музыкального образования, партнёром диалога с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант…»

Интересная идея по-поводу того, что сознание передаёт смысл чего-либо посредством интонации — это и есть искусство звука, то есть создание музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю:

«Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно

— это и есть создание вселенной вокруг нас…»

Актуальность

Эта тема достаточно актуальна, так как это бальзам на душу сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных старых психологических школ о человеке — животном, не имеющем души ( а точнее — самого себя в роли психической субстанции или духовного существа ).

Эта тема также придаёт значение философии, религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим области не только материального.

«…до последнего времени как в общей психологии (отечественной), так и в музыкальной наблюдалось исключение, или игнорирование фундаментальных категорий науки о целостном человеке — сознание, душа. ( Такое положение вещей в отечественной науке имеет социально-историческое, искусственно созданное вненаучными политически идеологическими директивами происхождение).

История советской психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и титанических усилий сохранить Человека («всего Человека» — А.Блок, а не его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так, ранее потеряв душу, и дух «в 1925 г. страна потеряла бессознательное : был запрещён психоанализ. В 1929 г. …страна начала терять сознание… С 1931 г. начался дрейф от проблематики сознания к проблематике деятельности». Нам кажется необходимым и с содержательно-теоретической, и с методологической, и с психолого-педагогической ( и даже с этико-эстетической ) точки зрения «опереть» музыкально-психологическую науку на фундамент исследования сознания человека в его целостности и многомерности, как средоточия «человеческого в человеке», как категории, отвечающей требованию отражения некоей целостности в иерархии других целостностей (человек,мир) и вмещающей в себя все проявления психического. На этом магистральном направлении, лишь привлекая знание, добытое на различных путях познания, где наряду с наукой, философия человека, религия и искусство создают многомерную картину искомого целого, можно строить концепции, соотносящие эти «частичные» образы человека друг с другом и со смыслом его существования и развития…»

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Цели, задачи

Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том, чтобы поднять предмет музыкальной психологии и психологии музыкального образования на совершенно новый уровень понимания. Она не преследует цель накладывать уже готовую структуру общей психологии на музыку и её атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования некоторых моментов из «науки о душе». Её цель — новая структура.

«…К попытке понимания того, как культура и психика создают друг друга, были устремлены усилия целого ряда выдающихся учёных нашего времени: Г.Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Ухтомского, М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М.Коула и др. Их и последующие интерпритации культурно-исторической психологии, а также «дух романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в которой человеческие существа смогут жить и дышать» без ущерба для ощущения и сознания своей целостности…»

Но как мне кажется, вряд ли это будет называться «психология»…

Основная часть

Приведу основную часть статьи, наиболее полно описывающую её идею :

«…Итак, интонирующее сознание несёт функцию объективации

(удваивания) и экспликации (объяснения) процесса становления сознания, где трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны в акте делания и задают континуальность и необратимость развитию. Именно такое существование интонирующего сознания во времени и обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.

14 стр., 6733 слов

Основные этапы развития психологии 3

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ   В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов. На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и ...

Становление человека в антропогенезе через инобытие не раз являлось

предметом размышлений философов и учёных. «Человеческое инобытие есть такая форма существования человека, когда он оставляет какие-то следы, отпечатки в других людях, предметах, вещах, произведениях искусства и т.п.» Эти процессы есть суть организации функционирования и развития сознания: интонирующего и музыкального, в частности.

Развитие сознания через его инобытие приводит нас к осознанию важности символического слоя сознания, трансперсонального резервуара образов, подвигающих человеческое сознание к развитию, деланию, осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза — архетипа становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий, берущих на себя как функцию одной из единиц анализа психики и сознания человека, так и медиатора становления, развития и делания сознания как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии человека.

Итак, наша концепция заключается в том, что значение музыки в антропогенезе может выявиться только при прояснении суперпозиции

необратимых процессов развития сознания человека и музыки (в расширенном понимании слова «музыка» и тех явлений становления человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не являлись и которые можно условно назвать звукосимволическим планом выражения смысла).

В данной суперпозиции заключена природа спонтанного и поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях форм психических и культурных (символических) феноменов. Звукосимволический пласт выражения ( как и музыка ) является одним из каналов интонирующего сознания или сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают функции интонирующего сознания :

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, детские музыкальные игры и музыкально-дидактические игры. Успешное развитие музыкально – творческих способностей ... человека, "божественное наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание ...

а) гностическая ( бессознательное познание имплицитных законов бытия через звуко-ритмическую символику),

б) рефлексирующая ( музыка как спонтанная звучащая рефлексия сознания),

в) регистрирующая этапы развития сознания человека, его уровня взаимоотношений с миром ( порождающая нормы, «эпистемы» ) и г) трансформирующая сознание ( функция «внутреннего делания» ).

Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание — эта «функция» тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов, утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы ) и способных влиять на антропогенез).

Таковы процессы, «омывающие» сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой данности, психическое развитие человека и человечества.

Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без сознания, без языка, без плача по умершему… Таким образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса: сознание, язык, символ, символическое действие — одним концом направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм сознания, а другим концом — к пониманию порождения человека и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В первой перспективе — музыка, её язык и значение «просвечивает» сквозь целостность человека, во второй — человек, его развитие, прошлое, будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную реальность, её «интонируемый смысл», образуя один из аспектов человековедения — музыкально-психологическую антропологию. Ещё В.Гумбольдт хотел понять, как «язык, происходя из природного звука и потребности, становится родителем и воспитателем всего высочайшего и утончённейшего в человечестве». Гумбольдт считал язык организмом духа. Думаю, что речь идёт не об одном языке ( вербальном ), а о языках культуры.

10 стр., 4664 слов

По музыкальной психологии

Магнитогорская государственная консерватория им. М.И. Глинки Кафедра истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Аспирантура Развитие творческих способностей ( развитие музыкальных способностей у детей) Реферат по музыкальной психологии Выполнил: ассистент-стажёр Е.Г.Борисова Проверил: доктор педагогических наук, доцент Магнитогорск 2005 г. Содержание Введение стр.2 Глава I ...

Таким образом, концепция психологии музыкального образования, фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека, выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-

психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным. Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например, связанных с погружением ребёнка — субъекта образования — в такой музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися установками педагога, который включает понятия «внешняя и внутренняя музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка», «охранный для личности смысл фантазирования», «интонационно-символические манифестации личности», «архетип интонирующего сознания личности», «музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка», «интегрированность или расщеплённость ‘Я’ «, «живое или механическое движение в построении образа», «музыка как функциональный орган души» и т.д.

Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики музыкально-педагогической и музыкально-психологической направленности…»

Комментарии

Как я понял, главная идея — сознание человека необъятно, в нём очень много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или Высшей Субстанции, его возможности не ограничены ( тем более музыкальные и, естественно, творческие).

«…В связи с представлением о том, что сознание человека является тем предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и программы самоосуществления человека, его развития и «внутреннего делания» ( как осознаваемого саморазвития ) и, кроме того, сознание является презентантом самой субстанции психического ( включающего телесные и социальные уровни ) ещё до её расчленения на отдельные процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой и основополагающей нашего концептуального подхода…»

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

21. Формы поведения животных Пищевое поведение Пищевое поведение присуще всем животным и отличается большим разнообразием. Оно неразрывно связано с различными видами активности, связанной с поиском, запасанием пищи и обменом веществ. Поисковое поведение запускается процессами возбуждения, вызванными отсутствием пищи. Поисковое и пищедобывательное поведение Поисковое и пищедобывательное поведение ...

Не удивительно, что выдающиеся люди — это в основном не те, кто учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы. Мне кажется, что порвано равновесие между массой ( реальным предметом или свойством ) и значимостью ( идеей об этом реальном предмете или свойстве ).

Слишком большое значение придаётся значимости, а не массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?

«…Добавим, что в жертву логике принесена не только психология, но и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.

Следствием этого является обучение «тощим абстракциям», способствующим всё той же психологической дистантности человека ( ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и соотнесения с целью музыкального образования…»

Заключение

Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.

Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его «Психологию раннего буддизма» и «Основы тибетского мистицизма».

Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за призмой научной терминологии — и это единственное, что я действительно критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья, которую я здесь рассматриваю ?! Для «избранных» что ли ?! Это то, что мне не нравится в психологии — слишком много «хлама» !

Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..

10 стр., 4854 слов

Представления о человеке в основных направлениях психологии

Содержание Введение 1. Основная часть Психология в Первые десятилетия XX века Психоанализ Бихевиоризм Гештальтпсихология Психология в 1930-1940-е годы Культурно-историческая психология Психология в 1950-1960-е годы Когнитивная психология Трансперсональная психология Психология в 1970-1980-е годы Заключение Литература Введение Психология (греч. - душа и логос - слово, знание, дословно - душесловие, ...

Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время…

Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том, что возможно прошлый музыкальный опыт человека (конкретного человека) не ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы, которого упоминает автор.

«…Звуковой символ, по Ламе Анагарика Говинда, лежит в основании становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом становления сознания в творческом акте «наименования, формулирования» (так в переводе означено его представление), мы бы сказали интонирования.

Каждая интонированная сознанием «вещь опыта» становится содержанием и принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом, акт интонирования становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и актом делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание или саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека, которое охватывает всю иерархию его природно-психологической структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций и направленного воздействия, основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во вненаучных, подчас спекулятивных, практиках ( что не отменяет наличия данного опыта сознания у человека )…»

«…Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не исчезают, а лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования интонирующего сознания : от его синкретичности, через появление расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых «искусственных» форм музыкально-художественного творчества. Таким образом, через предмет музыкально-психологической антропологии — сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно — релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими «Я» — инокультурными, инонациональными и иновременными обликами «человека музыкального»… Именно в такой перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и состояния сознания современного человека, транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим, которое мы готовы или не готовы принять…»

Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:

Через историю о себе реализуется диалог с другим.

***

Ну вот и раскрыты основные идеи Антропологической концепции психологии музыкального образования, жаль только что они не решают проблему свойств человеческой души ( как обычно и происходит в психологии ).

«…Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального образования не свободна от проблемы, общей для исследований психического плана человеческого существования…»