Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой 3

Московский педагогический государственный университет

Взгляд на Антропологическую концепцию

психологии музыкального образования

А. В. Тороповой

Курсовая работа по Истории и теории

музыкального образования

Работа выполнена студентом 1 курса

эстрадного отделения музыкального факультета

Долгих Александром

Москва 2003

Введение

«…в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует

(или присутствует в весьма размытом виде) важнейшее звено - психолого — антропологические знания о субъекте музыкальной культуры, теории музыки и музыкальной практики - Homo - musicus, являющемся собственно адресатом усилий музыкального образования, партнёром диалога с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант…"

Интересная идея по-поводу того, что сознание передаёт смысл чего-либо

посредством интонации - это и есть искусство звука, то есть создание

музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю:

«Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно

 — это и есть создание вселенной вокруг нас…"

4 стр., 1958 слов

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

... усилий музыкального образования, партнёром диалога с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант..." Интересная идея по-поводу того, что сознание передаёт смысл чего-либо посредством ... , то есть создание музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю: "Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно - это и ...

Актуальность

Эта тема достаточно актуальна, так как это бальзам на душу сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных старых психологических школ о человеке — животном, не имеющем души

(а точнее — самого себя в роли психической субстанции или духовного существа).

Эта тема также придаёт значение философии, религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим области не только материального.

«…до последнего времени как в общей психологии (отечественной), так и в музыкальной наблюдалось исключение, или игнорирование фундаментальных категорий науки о целостном человеке - сознание, душа. (Такое положение вещей в отечественной науке имеет социально-историческое, искусственно созданное вненаучными политически идеологическими директивами происхождение).

История советской психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и титанических усилий сохранить Человека («всего Человека» — А. Блок, а не его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так, ранее потеряв душу, и дух «в 1925 г. страна потеряла бессознательное: был запрещён психоанализ. В 1929 г. …страна начала терять сознание…

С 1931 г. начался дрейф от проблематики сознания к проблематике

деятельности". Нам кажется необходимым и с содержательно-теоретической, и с методологической, и с психолого-педагогической (и даже с этико-эстетической) точки зрения «опереть» музыкально-психологическую науку на фундамент исследования сознания человека в его целостности и многомерности, как средоточия «человеческого в человеке», как категории, отвечающей требованию отражения некоей целостности в иерархии других целостностей (человек, мир) и вмещающей в себя все проявления психического. На этом магистральном направлении, лишь привлекая знание, добытое на различных путях познания, где наряду с наукой, философия человека, религия и искусство создают многомерную картину искомого целого, можно строить концепции, соотносящие эти «частичные» образы человека друг с другом и со смыслом его существования и развития…"

3 стр., 1310 слов

Тема 1.1. Предмет психологии, ее задачи, цели, методы и отрасли. История становления психологии. Понятие о психике человека

... того, как попала в тело человека. 2 этап Психология как наука о сознании с 17 по 20 век Возникает ... удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; · ... использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, ...

Цели, задачи

Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том, чтобы поднять предмет

музыкальной психологии и психологии музыкального образования на

совершенно новый уровень понимания. Она не преследует цель накладывать уже готовую структуру общей психологии на музыку и её атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования некоторых моментов из «науки о душе». Её цель - новая структура.

«…К попытке понимания того, как культура и психика создают друг друга, были устремлены усилия целого ряда выдающихся учёных нашего времени: Г. Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Ухтомского, М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М. Коула и др. Их и последующие интерпритации культурно-исторической психологии, а также „дух романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в которой человеческие существа смогут жить и дышать“ без ущерба для ощущения и сознания своей целостности…»

Но как мне кажется, вряд ли это будет называться «психология»…

Основная часть

Приведу основную часть статьи, наиболее полно описывающую её идею :

«…Итак, интонирующее сознание несёт функцию объективации

(удваивания) и экспликации (объяснения) процесса становления сознания, где трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны в акте делания и задают континуальность и необратимость развитию. Именно такое существование интонирующего сознания во времени и обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.

11 стр., 5130 слов

Психология восприятия

... , образующие ее музыкально–звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва. Восприятие человека человеком— понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса ... восприятия. Подпороговое восприятие— предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано ...

Становление человека в антропогенезе через инобытие не раз являлось

Развитие сознания через его инобытие приводит нас к осознанию важности символического слоя сознания, трансперсонального резервуара образов, подвигающих человеческое сознание к развитию, деланию, осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза - архетипа становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий, берущих на себя как функцию одной из единиц анализа психики и сознания человека, так и медиатора становления, развития и делания сознания как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии человека.

Итак, наша концепция заключается в том, что значение музыки в

антропогенезе может выявиться только при прояснении суперпозиции

необратимых процессов развития сознания человека и музыки (в расширенном понимании слова «музыка» и тех явлений становления человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не являлись и которые можно условно назвать звукосимволическим планом выражения смысла).

В данной суперпозиции заключена природа спонтанного и поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях форм психических и культурных (символических) феноменов. Звукосимволический пласт выражения (как и музыка) является одним из каналов интонирующего сознания или

сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают функции интонирующего сознания:

24 стр., 11690 слов

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

... освоения человеком культурных ценностей. В центре программы - развитие творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально ... и определяют их как устойчивые условно-рефлекторные образования, представленные в сознании человека и образующие основу его аффективно-волевых реакций (эмоций и побуждений ...

а) гностическая (бессознательное познание имплицитных законов бытия

через звуко-ритмическую символику),

б) рефлексирующая (музыка как спонтанная звучащая рефлексия

сознания),

в) регистрирующая этапы

развития сознания человека, его уровня взаимоотношений с миром

(порождающая нормы, «эпистемы») и г) трансформирующая сознание

(функция «внутреннего делания»).

Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание - эта «функция»

тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры (культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов, утяжелённых многократным отражением в её явлениях (через архетипы) и способных влиять на антропогенез).

Таковы процессы, «омывающие» сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой данности, психическое развитие человека и человечества.

Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в

историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без сознания, без языка, без плача по умершему… Таким образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса: сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В первой перспективе — музыка, её язык и значение «просвечивает» сквозь целостность человека, во второй - человек, его развитие, прошлое, будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную реальность, её «интонируемый смысл», образуя один из аспектов человековедения - музыкально-психологическую антропологию. Ещё В. Гумбольдт хотел понять, как «язык, происходя из природного звука и потребности, становится родителем и воспитателем всего высочайшего и утончённейшего в человечестве». Гумбольдт считал язык организмом духа. Думаю, что речь идёт не об одном языке

10 стр., 4664 слов

По музыкальной психологии

... , игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Глава I Диагностика музыкальных способностей. Музыкальность. Музыкальные способности — индивидуальные психологиче­ские свойства человека, обусловливающие восприятие, ... фильма, архитектурного сооружения). На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее ...

(вербальном), а о языках культуры.

Таким образом, концепция психологии музыкального образования,

фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека,

выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-

психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным. Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например, связанных с погружением ребёнка - субъекта образования - в такой музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися установками педагога, который включает понятия «внешняя и внутренняя музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка», «охранный для личности смысл фантазирования», «интонационно-символические манифестации личности», «архетип интонирующего сознания личности», «музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка», «интегрированность или расщеплённость

'Я' «, «живое или механическое движение в построении образа», «музыка как функциональный орган души» и т. д.

Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии

музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и

развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики музыкально-педагогической и музыкально-психологической направленности…"

16 стр., 7697 слов

Проблема сознания в психологии

... образований в сознании ребенка. Продолжают сознание рассматривать и представители деятельностного подхода. Мы рассмотрим взгляды на психологию и на сознание ... генетические исследования сознания человека и психики животных, сознания взрослого человека и психики ребенка, сознание здорового и больного человека. С ... назначение – задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта ...

Комментарии

Как я понял, главная идея - сознание человека необъятно, в нём очень

много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или

Высшей Субстанции, его возможности не ограничены (тем более музыкальные и, естественно, творческие).

«…В связи с представлением о том, что сознание человека является тем

предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и

программы самоосуществления человека, его развития и «внутреннего

делания" (как осознаваемого саморазвития) и, кроме того, сознание

является презентантом самой субстанции психического (включающего

телесные и социальные уровни) ещё до её расчленения на отдельные

процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой

и основополагающей нашего концептуального подхода…"

Не удивительно, что выдающиеся люди - это в основном не те, кто

учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы. Мне кажется, что порвано равновесие между массой (реальным предметом или свойством) и значимостью (идеей об этом реальном предмете или свойстве).

Слишком большое значение придаётся значимости, а не массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?

«…Добавим, что в жертву логике принесена не только психология, но

и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.

Следствием этого является обучение «тощим абстракциям», способствующим всё той же психологической дистантности человека (ребёнка) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и соотнесения с целью музыкального образования…"

Заключение

Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.

Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его «Психологию раннего буддизма» и «Основы тибетского мистицизма».

Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за призмой научной терминологии — и это единственное, что я действительно критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья, которую я здесь рассматриваю ?! Для «избранных» что ли ?! Это то, что мне не нравится в психологии - слишком много «хлама» !

Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял

о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..

Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время…

Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том, что возможно

ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы,

которого упоминает автор.

«…Звуковой символ, по Ламе Анагарика Говинда, лежит в основании

становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом

становления сознания в творческом акте «наименования, формулирования»

(так в переводе означено его представление), мы бы сказали интонирования.

Каждая интонированная сознанием «вещь опыта» становится содержанием и принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом, акт интонирования становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и актом делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание или саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека, которое охватывает всю иерархию его природно-психологической структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций и направленного воздействия,

основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во вненаучных, подчас спекулятивных, практиках (что не отменяет

наличия данного опыта сознания у человека)…"

«…Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не исчезают, а

лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и

превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования интонирующего сознания: от его синкретичности, через появление расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых «искусственных» форм музыкально-художественного творчества. Таким образом, через предмет музыкально-психологической антропологии - сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно - релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими «Я» - инокультурными, инонациональными и

иновременными обликами «человека музыкального»… Именно в такой

перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и

состояния сознания современного человека, транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим,

которое мы готовы или не готовы принять…"

Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:

Через историю о себе реализуется диалог с другим.

***

Ну вот и раскрыты основные идеи Антропологической концепции

психологии музыкального образования, жаль только что они

не решают проблему свойств человеческой души

(как обычно и происходит в психологии).

«…Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального

образования не свободна от проблемы, общей для исследований

психического плана человеческого существования…"

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector