Взаимоотношения в семье подростков, вовлекаемых в суицидальные игры в социальных сетях

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты взаимоотношений в семье подростков, вовлекаемых в суицидальные игры в социальных сетях 6

1.1 Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте 6

1.2 Основные этапы взаимоотношений в подростковом возрасте 19

2. Эмпирическое исследование взаимоотношений в семье подростков, вовлекаемых в суицидальные игры в социальных сетях 24

2.1. Цель, задачи и методики исследования 24

2.2. Анализ полученных результатов 26

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Приложения 38

?

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов подростка.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут подростки. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать подростка из проблемной семьи практически невозможно. Подросток усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает подростка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на подростков. Глубокие контакты с родителями создают у подростков устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и подростков — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

4 стр., 1682 слов

Семья как социальный институт 2

... 4.Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и ... категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти ... его функции истатусв семье. Выделяют следующие аспекты семьи: Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, ...

В здоровых семьях родители и подростки связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности подростков и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и подростками. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих подростков. Все это отрицательно влияет на воспитание подростков и формирование их личности.

Проблема семейных отношений определяется всем многообразием взаимоотношений подростков и родителей, теми нарушениями в семейных отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие подростка в семье и его дальнейшее развитие.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и подросток.

Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и семейные отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.

20 стр., 9860 слов

Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи

... . Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни ...

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил типы семейного воспитания (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая «кумира в семье», ситуация, создающая «золушек» в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейных отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью работы является изучение особенностей и коррекции взаимоотношений подростков с родителями.

В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что стили и особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения с родителями.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

— изучение теоретических аспектов коррекции взаимоотношений подростков с родителями, в том числе особенностей взаимоотношений в подростковом возрасте;

— описание основных этапов коррекции взаимоотношений подростков;

— проведение диагностики и методики взаимоотношений подростков;

— предложение программы коррекции взаимоотношений подростков.

Объектом исследования являются подростки в семейных отношениях.

Предметом исследования являются особенности и коррекция семейных отношений подростков.

Гипотеза исследования заключается в том, что семейное воспитание оказывает влияние на формирование дисгармонизаций характера подростков.

Основными методами при написании курсовой явились: системный подход и личностный подход; анализ психолого-педагогической литературы; тестирование; математические методы.

База исследования является МБОУ СОШ № 29 г. Чебоксары.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

3 стр., 1015 слов

Формы социально-педагогической поддержки подростков из неполных семей

... и отношения. Более сложнее становление новых образований происходит у подростков из неполных семей. У детей из неполных семей несколько ... трудности в обучении, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и проблемы дальнейшей социализации подростка.   Поэтому ... характера у подростков / А.Е. Личко. - Л., 1983. - -358 с. 4) Марова З. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье ...

1. Теоретические аспекты взаимоотношений в семье подростков, вовлекаемых в суицидальные игры в социальных сетях

1.1 Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте

Семья — тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья — это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется сложной системой взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса ведет за собой к дисфункции других сфер в системе целом [9, c. 101].

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

В современной педагогической психологии широко известно имя C.В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль.

Все их многообразие психологи делят на три основных демократический, авторитарный и попустительский…

?

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ и проблемы влияния семейного воспитания на дисгармонизации характера подростков показали, что черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, но могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлениях, достигая крайних вариантов норм, граничащих с психопатиями формируются, прежде всего, в семье и зависят от стилей семейного воспитания.

Большое влияние на образование характера ребенка оказывает атмосфера жизни в семье. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка.

19 стр., 9072 слов

Аспирантура (справочник по Питеру) Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета

... диплом об окончании высшего учебного заведения предъявляются лично. На факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (набережная Макарова, д.6, кабинет 204а) с ... , Иванов Иван Иванович, родился 1 апреля 1979 г. в городе Москве. В 1986 г. поступил в среднюю школу и в 1996 ...

Родители воздействуют на ребенка целенаправленным воспитанием, которое сводится к организации образа жизни ребенка в семье и обучению его тому, как себя вести.

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания — одна из наиболее ярких черт этого возраста. Родителям необходимо перестраивать свои отношения с подрастающими детьми и изменять стиль воспитания.

Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющим дисгармонизации характера, — это: сознательное лишение любви и заботы в случае проступка; частые изоляции подростки; физические наказания; угрозы; лишение привилегий; введение ограничений и отсутствие поощрений.

Подростки с дисгармонизациями характера имеют высокий уровень личной тревожности и агрессивности; неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными; три и более акцентуаций характера.

Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии или дисгармонии; характер отношений с родными братьями и сестрами.

Исследование показало, что по оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка. При этом в полных семьях наблюдается более благоприятная картина относительно родительского отношения к подростку. Со стороны матери наиболее ярко проявляется такая родительская установка, как автономность, отцы склонны демонстрировать позитивный интерес. Наименее всего среди матерей выражена враждебность и директивность, среди отцов — автономность.

9 стр., 4289 слов

Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пу

... университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни Учебно-методический комплекс по дисциплине ... . Темперамент в общении. Характер. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуация характера. Природа и проявление характера. Типы и характеристики характера. Влияние темперамента и характера на выполнение деятельности человека ...

Таким образом, диагностика родительского отношения к подросткам по показателям автономности, директивности, непоследовательности, враждебности и позитивного интереса показала, что в неполных семьях наблюдается преобладание высоких уровней по характеристикам, способствующим формированию у подростка личностной тревожности, в отличие от полных семей, где выявлена более благоприятная картина взаимоотношений.

По результатам методики «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.) получены следующие результаты. У 16 подростков (40%) риск суицида незначителен. У 14 подростков (35%) риск суицида присутствует. А у 10 подростков (25%) наблюдается значительный риск суицида.

Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг показал, что привыкание к интернету среди подростков начинает развиваться, т.к. большинство опрошенных подростков (67,5%) страдают Интернет-зависимостью. Но поскольку основную массу из них составляют слабозависимые (63%) и не зависимые (32,5%), то можно сделать вывод, что ситуация находится под контролем.

?

Список использованной литературы

1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина/ - Москва: Независимая фирма «Класс», 2012. — 208 с.

2. Алешина, Ю.Е. Специфика психологического консультирования / Ю.Е. Алешина // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2015. — № 1. — С.22 — 33.

3. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2012. — 120 с.

11 стр., 5145 слов

Психология подростка 2

... , глубоко вошло в психологию. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных ... всего патологические реакции развиваются из психологических. У подростков с наследственной предрасположенностью они с самого начала ... и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). ...

4. Бэндлер, Р. Семейная терапия / Р.Бэндлер. — Воронеж: НПО «Модэк», 2013. — 128 с.

5. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К.Витакер. — Москва: Независимая фирма «Класс», 2013. — 205 с.

6. Горностай, П.П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход / П.П. Горностай. — Киев: Наукова думка, 2012. — 128 с.

7. Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2012. — 352 с.

8. Капустин, С.А. Границы возможностей психологического консультирования / С.А. Капустин // Вопросы психологии. — 2015. — № 5. — С.50 — 56.

9. Кочюнас, А. Б. Основы психологического консультирования / А.Б. Кочюнас. — Москва: Академический проект, 2012. — 239 с.

10. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. — Москва: Медицина, 2013. — 336 с.

11. Маданес, К. Стратегическая семейная терапия / К. Маданес. — Москва: Независимая фирма «Класс», 2012. — 272 с.

12. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 268 с.

13. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. — Москва: Смысл, 2013. — 109 с.

14. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. — Москва: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2013. — 256 с.

15. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. — М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. — 224 с.

16. Немов, Р.С. Психология. Кн.2 / Р.С. Немов. — Москва, 2012. — 217 с.

17. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 / Р.С. Немов — Москва, 2013. — 220 с.

18. Обозов, Н.Н. Психологическое консультирование / Н.Н. Обозов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. — 149 с.

19. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. — Москва: ТЦ «Сфера», 2013. — 448 с.

20. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. — Москва: ТЦ «Сфера», 2012. — 512 с.

21. Платонов, К.К. Психология / К.К.Платонов. — Москва, 2012. — 265 с.

22. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К.Платонов. — Москва, 2013. — 235 с.

23. Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. — Санкт-Петербург, 2012. — 252 с.

24. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практические применение / Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. — Москва, 2012. — 168 с.

25. Работа практического психолога с акцентуированными подростками / Под ред. В.А. Федоров. — Петрозаводск, 2013. — 363 с.

26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — Санкт-Петербург: Питер, 2013 — 265 с.

27. Спиркина, Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов — консультантов (проблемы адаптации западного опыта) / Е.А. Спиркина // Психологический журнал. — 2015. — № 6. — Т.15. — С. 121 — 127.

28. Хейли, Д. Стратегии семейной терапии / Д.Хейли. — Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2013. — 448 с.

29. Шерман, Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии / Р.Шерман. — Москва: Независимая фирма «Класс», 2012. — 336 с.

30. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. — Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2013. — 656 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector