Типы способностей

Содержание

Введение

Глава 1. Общее понятие о способностях

.1 Способности в психологии

.2 Главные виды способностей

Глава 2. Особенности как общих, так специальных способностей с точки зрения психологии образования

.1 Главные особенности психологии образования как науки

.2 Рассмотрение общих способностей с точки зрения психологии обучения

.3 Специальные способности в психологии образования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Как известно, каждый без совершенно какого-то исключения человек обладает некоторыми психологическими особенностями. Именно одной из них являются способности. В течении достаточно длительного времени среди многих специалистов (преимущественно, психологов и педагогов) происходили по-настоящему ожесточенные споры относительно того, что именно можно считать способностями, каково их проявление и от чего оно зависит.

Сегодня, во многом благодаря тем усилиям, которые были приложены ранее корифеями психологической науки, существуют определенные четкие разъяснения относительно многочисленных спорных вопросов, а также произведена классификация способностей. Уже было сказано о том, что изучением такого явления как способности занимались преимущественно психологи, а также педагоги. В течении последних нескольких десятилетий произошли определенные значимые перемены соответственно с которыми произошло слияние некоторых научных направлений, свойственных как психологии, так и педагогике. Благодаря этому появилась и развивается такая наука как психология образования. Именно она и уделяет сейчас значительное внимание изучению способностей.

Актуальность данной курсовой работы является обусловленной тем, что именно способностям, в самом разнообразном их проявлении, уделяется сегодня достаточно много внимания.

Цель курсовой — рассмотрение разнообразных типов способностей на основании психологии образования.

Объект исследования — способности и их виды.

Предмет исследования — общие и специальные способности с позиции психологии образования.

При написании данной курсовой работы необходимо выполнить такие наиболее важные задания как:

4 стр., 1958 слов

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой Курсовая работа по истории и теории музыкального образования Работа выполнена студентом 1 курса эстрадного отделения музыкального факультета Долгих Александром Московский педагогический государственный университет Москва 2003 Введение "...в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует ( или ...

Рассмотреть понятие «способностей» и наиболее широко распространённые их виды;

Ознакомиться с тем, что именно представляет собой психология образования;

Рассмотреть главные особенности как общих, так и специальных способностей с точки зрения психологии образования.

Глава 1. Общее понятие о способностях

.1 Способности в психологии

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII — XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М. Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

2 стр., 934 слов

предмет и задачи психологии, роль знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД, сущность понятия психических состояний

Содержание Введение 3 1. Психология: ее предмет и задачи исследования. Роль знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД 4 2. Понятие и классификация психических состояний 11 3. Раскрыть термины 16 Заключение 19 Литература 20 Введение Психология имеет многовековую историю и происходит от слияния двух греческих слов – псюхе (ψυχή, psuche, душа) и логос (λόγος, logos, наука), что в буквальном ...

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... по педагогике. «Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя» Выполнила студентка 1 курса ... установок , внутренняя неуверенность, снижение творческих способностей, консерватизм, агрессивность, жестокость, конфликтность, категоричность, закрепленность ... Новиков отмечает что необходимо создание общей терминологии для православно-ориентированной психологии. Возможно, ...

Способности существуют и развиваются или погибают в личности точно так же, как психологически исходные потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие «коэффициента интеллекта как универсальной количественной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама жизни.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая градация деятельности условна. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

6 стр., 2642 слов

Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования

  М.М. Семаго,Н.Я. Семаго В статье представлен анализ закономерности построения эффективной типологии дизонтогенеза отклоняющегося развития как одного из основных компонентов специальной психологии. Дается описание имеющихся в настоящее время типологий и их методологических оснований. Вводится представление о триаде компонентов типологического анализа: идеальном онтогенезе, идеальном ...

Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей «выдающимися» не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому «непризнанных гениев» много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

1.2 Главные виды способностей

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

28 стр., 13668 слов

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

... совершенно не учитывались быстрота и легкость обучения, скорость переработки информации и другие параметры, которые характеризуют способности в современной психологии. ... влечений связаны с методами воспитания и образования, которые изменяются от культуры к культуре ... риску, предприимчивость, вариативность поведения. Одной из наиболее распространенных типологий является концепция Юнга, которая ...

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком. Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» Обеспеченность основной литературой

Приложение 1 Название ВУЗа_КГУ им. К.Э. Циолковского_ Факультет__Институт социальных отношений Выпускающая кафедра__Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью № п/п Наименование дисциплины Наименование изданий Количество экземпляров Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента) ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ Базовая часть М1.Б.1 Философия образования и науки ...

Глава 2. Особенности как общих, так специальных способностей с точки зрения психологии образования

.1 Главные особенности психологии образования как науки

Не секрет, что сегодня психология является одной из наиболее достаточно развитых отраслей науки. Во многом подобному факту способствовало более чем активное использование разнообразных ее направлений во многих, причем, иногда более, чем специфических отраслях жизнедеятельности. В частности, речь идет о таких направлениях как экономическая, политическая отрасли, управленческая.

Вместе с этим основные постулаты, которые были рассматриваемыми ранее в аспекте других наук (в качестве наиболее распространенного варианта в данном случае рассматривается непосредственно педагогика) сейчас сформировались в самостоятельные научные формы. Как уже было отмечено, одним из наиболее распространенных вариантов, который рассматривается в данном случае, является психология образования. Многие могут заметить, что психология образования представляет собой определенное ответвление педагогики, которое назвать самостоятельным вариантом далеко не просто. Но, на самом деле это совершенно не так.

Психология образования представляет собой ту отрасль психологической науки, которая направлена на изучения процессов созидания человеком окружающего его мира, формирования отношений к обществу, к разнообразным его объектам, а также явлениям.

Психологию образования еще иногда принято называть педагогической психологией. Свое по-настоящему значимое развитие психология образования получила не более семи — десяти лет назад. До этого были сформированы определенные своеобразные подходы, которые в дальнейшем либо усовершенствовались, либо дополнялись совершенно новыми вариантами.

Сегодня принято разделять такие наиболее важные направления как:

теоретическая психология образования;

практическая под отрасль науки.

По мнению огромного количества специалистов,которые отслеживают все необходимые моменты в течении достаточно длительного периода времени, существуют практически все предпосылки для того, чтобы в скором времени ( примерно лет через 10 — 20) подобные направления сформировались в самостоятельные науки. Пока что теоретическая часть направлена на рассмотрении и сопоставлении тех теорий, которые достаточно активно используются при изучении методов, связанных с процессом обучения.

Что же касается практической части, то она, как не сложно догадаться, направлена на разработку совершенно новых методов, которые помогут сделать как образовательный процесс в целом, так и систему получения каждым отдельно взятым человеком (в частности, в зависимости и от того, какими являются его личностные способности) соответствующих умений и навыков.

Стоит заметить, что, так как подобное научное направление называется психология образования, то, конечно же, все работы связанные как с теоретическим, так и с практическим аспектом, практически в обязательном порядке ориентированы на учет психологических качеств и явлений. Одним из наиболее важных свойств, которым в данной науке отведено едва ли не самое особое место считаются именно способности.

2.2 Рассмотрение общих способностей с точки зрения психологии обучения

Как уже было ранее отмечено, способности — это достаточно своеобразная психологическая характеристика, которая свойственна практически каждому человеку. Вместе с этим совершенно ни в коем случае не стоит выпускать из внимания тот факт, что, как хорошо известно, каждый из нас представляет собой личность, которая может характеризироваться рядом особенностей. Кроме того, необходимо заметить, что в соответствии с уже существующей классификацией принято различать значительно число видов способностей. Особенного внимания с точки зрения психологии обучения заслуживают такие типы как общие и специальные способности.

Наиболее важными общими способностями в педагогической психологии считаются:

степень обучаемости;

уровень креативности;

интеллект.

Что касается степени обучаемости, то в педагогике (то есть, одной из базовых наук, на основании которой и начала свое развитие психология обучения), данная категория в течении достаточно длительного периода времени занимала ведущее место. Более того, в течении нескольких последних десятилетий значительное развитие получила теория о том, что развитие выступает своеобразной основой для обучения. Другие же ученные, наоборот, склонны придерживаться мнения, которое носит прямо противоположный характер. В любом случае если прийти к определенному компромиссу, можно совершенно смело заявить о том, что как первый, так и второй вариант выступают в качестве своеобразного взаимного дополнения.

Уже бы отмечен тот факт, что психология образования занимается, в частности, разработкой определенных совершенно новых теоретических концепций и практических направлений. В результате этого многие специалисты сделали ряд достаточно важных выводов относительно такого типа общих способностей как обучаемость. К наиболее распространенным и значимых среди них, можно причислить:

отечественная образовательная система, несмотря на наличие в ней значительного количества положительных качеств, к сожалению, сегодня не может в полной степени обеспечивать все необходимые возможности для развития способностей. В частности, теми направлениями которые ранее пользовались достаточно высоким спросом, не было учтено то, что склонность к обучаемости представляет собой сложную структуру, которая состоит из огромного количества различных элементов. Вместе с этим, первоочередная роль отводилась именно формированию различных умений и навыков. Конечно, это, в свою очередь, носило достаточно важную, но не совсем исчерпывающую роль.

каждая из тех отраслей науки, которая имеет сегодня место, как в школьном, так и в профессиональном образовании, практически постоянно пополняется все более новыми и новыми направлениями. Вместе с этим, даже относительно постоянный пересмотр всех тех программ, которые являются связанными с необходимостями внесения дополнений, далеко не всегда дают возможность достаточно оптимального и усовершенствованного обучения. Естественно, возможностей для значительного улучшения процесса обучения как в школах, так и высших учебных заведениях далеко не много.

Именно поэтому с каждым годом все большее и большее число психологов, социологов, а также педагогов задается вопросом относительно того, каким именно образом усовершенствовать либо всю образовательную систему в целом, либо некоторые ее направления таким образом, чтобы можно было получить достаточно высокий результат в процессе развития такой общей способности как обучаемость.

Интеллект — это еще одна достаточно важная общая способность. В течении длительного периода времени как среди психологов, так и среди педагогов не было, пожалуй, наиболее оптимального единогласного мнения относительно того, что же именно представляет собой подобный вариант.

Сейчас же сформировалась определенная точка зрения в соответствии с которой в качестве интеллекта рассматривается общая способность к приспособлению в совершенно новых условиях и принятия при этом всех возможных факторов таким образом, чтобы они действительно могли приносить пользу.

То есть, в подобном случае, как можно видеть, речь идет не только об образовательной среде (хотя и она играет в данном случае одну из наиболее важных ролей), но и о любых других. Интеллект в течении сравнительно продолжительного периода времени рассматривался исключительно в качестве своеобразной составляющей некоторых других явлений. Своеобразной же основой, которая стала его причиной выделения в совершенно новую и, что достаточно важно, самостоятельную категорию, стало то, что в подобной случае удалось наблюдать ту взаимосвязь, которая существует между им и регуляций поведения человека.

Скорее всего, практически каждый современный человек хотя бы один раз в своей жизни слышал такое достаточно распространенное и более чем модное сегодня слово как «креативность». При этом, как ни парадоксально это может звучать, далеко не каждый имеет достаточно четкое представление о том, что же именно кроется под данным понятием.

Креативность принято относить к общему типу способностей, которые свойственны человеку. Сущность данной способности заключается в возможности генерирования новых идей, создании несуществующих до донного периода времени слов, словосочетаний и понятий, формировании новых навыков. В течении практически всего периода времени существовали достаточно спорные теории относительно рассмотрения креативности. Одной из самых популярных считалась та в соответствии с которой креативность рассматривалась как одна из составляющих интеллекта.

Данные теории были в некоторой степени сгруппированы Д. Гилфордом в его кубической модели интеллекта:

конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний);

дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей).

Креативность опирается именно на дивергентное мышление (в отличие от интеллекта).

Установлено, что креативность зависит от социоэкономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию.

Для оценки креативности как общего качества в психологии обучения принято использовать такие главные понятия как:

легкость;

оригинальность;

гибкость.

Большинству людей каждое из вышеперечисленных слов знакомо практически с раннего детства. Но, в тоже самое время необходимо заметить, что при рассмотрении креативности они приобретают несколько иной смысл.

Легкость в данном случае подразумевает возможность человека выполнять определённые задания (причем, в некоторых ситуациях достаточно сложные) за определенный период времени. Стоит обратить как можно более пристальное внимание на тот факт, что в данном случае речь идет о необходимости выполнения заданий практически на одинаково качественном уровне.

Что же касается гибкости, то в данном случае ее принято рассматривать как возможность с определенной скоростью (высокой или же не очень) совершать переключение с одного объекта деятельности на другой. Иногда еще принято говорить о том, что это способность человека, в том случае, когда есть необходимость в выполнении двух практически одинаковых заданий, в том чтобы совершать выполнение каждого из них на совершенно новом уровне.

Таким образом, из того утверждения, которое было приведено ранее, вытекает еще и такое качество как оригинальность. Оригинальность в подобном случае — это возможность совершения общепринятых для того или иного варианта мероприятий действий на качественно новом уровне. Другими словами — это способность неординарно мыслить и таким же неординарным образом воплощать все соответствующие результаты мыслительной деятельности в реальность.

Кстати, стоит обратить внимание на то, что все большее число специалистов по психологии образования, которые ориентируются в своей профессиональной деятельности именно на изучение общих способностей в целом и креативности в частности, способны отмечать то, что именно последняя характеристика и представляет в как можно большей степени саму сущность креативности.

2.3 Специальные способности в психологии образования

Как уже было отмечен классификация такого психологического явления может происходить на основании самых, что ни есть разнообразных критериев. Именно в связи с этим принято говорить о существовании такого типа как специальные способности. Стоит сразу же обратить внимание на тот факт, что в течении значительного периода времени в разнообразных науках, в том числе и в психологии образования, не было единственно определенного мнения относительно того, стоит ли рассматривать специальные способности исключительно в качестве своеобразного самостоятельного варианта или же как определенное, если можно так сказать, ответвление от общих способностей.

Точек зрения, которые были высказанными по данному поводу и которые носили совершенно разнообразный характер, существовало огромное количество. В конце — концов, сегодня удалось прийти к тому мнению в соответствии, с которым возникновение специальных способностей происходит исключительно на основании общих (если все те варианты, которые были перечисленными ранее, находятся, мягко говоря, на относительно низком уровне, то тогда говорить о каком — либо развитии специальных способностей невозможно).

Вместе с этим способности данного типа носят исключительно самостоятельный характер.

Необходимо отметить то, что во многих людях изначально может быть заложены некоторые специальные способности, которые будут либо дополнять друг друга, либо носить совершенно противоположный характер. При этом, что более чем объяснимо, далеко не в каждом случае в конечном итоге можно говорить о значительном развитии способностей данного типа. Что, в свою очередь, совершенно ни в коем случае невозможно называть положительным моментом.

Значительное количество исследований, которые проводились как при помощи отечественных, так и зарубежных специалистов, дают возможность говорить именно о том, что в подобном случае (то есть, тогда когда соответствующие способности существовали, но так и не были развитыми) наблюдается значительное ухудшение как психологического, так и физиологического состояния здоровья. В частности, и из-за этого в психологии образования в последнее время рассмотрению специальных способностей уделяется определенное внимание.

Способности развиваются в процессе деятельности благодаря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что ключевым моментом развития способностей являются операционные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспосабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специальные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью.

Специальные способности — свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности.

Каждая специальная способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

в литературных: особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка;

в математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

в педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;

в художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому.

Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакции, к свойствам личности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности.

Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературные способности включают в себя, помимо эстетической позиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе правильного обучения выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувства ритма, музыкальная память.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.

Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты.

Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Но все это относится к тренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностей проходит в несколько этапов:

) Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов.

Подобная методика широко используется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но также может быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями на собеседовании с кандидатом.

) Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны.

Часто этот период называют периодом особой восприимчивости.

Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальной способности заканчивается.

) Введение в деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним.

Заключение

способность одаренность мышление образование

Каждый человек, если не рассматривать при этом более, чем редкие исключения, может характеризироваться наличием способностей. В течении многих десятилетий подряд происходили некоторые споры, которые связаны с тем, какие именно способности существуют. В результате некоторых усилий удалось прийти к своеобразному выводу, что дифференциация подобного психологического явления может происходить на основании учета значительного количества разнообразных особенностей. Именно благодаря этому удалось прийти к построению достаточно разветвленной системы классификации.

Рассмотрение с научной точки зрения тех особенностей, которыми характеризируются, в частности, общие и специальные способности, происходит благодаря усилиям значительного числа специалистов, являющимися представителями тех или иных наук.

В течении последних нескольких лет значительное внимание уделяется со стороны психологии образования. При написании данной курсовой работы были выполнены такие задания как:

. Произошло рассмотрение понятий «способности» и наиболее широко распространённых их видов;

. Удалось ознакомиться с тем, что именно представляет собой психология образования;

.Были рассмотрены главные особенности как общих, так и специальных способностей с точки зрения психологии образования.

Таким образом, удалось сделать своеобразные выводы относительно того, что как общие, так и специальные способности играют достаточно важную роль в процессе развития и становления личности.

При этом определенное внимание должно уделяться именно теми организациями, которые занимаются предоставлением, как общеобразовательных услуг, так и услуг связанных с получением специального образования.

Более того, стоит акцентировать как можно более пристальное внимание на том факте, что тот подход к рассмотрению способностей совершенно разных типов, существовавший еще около десяти лет назад, сегодня, мягко говоря, в некоторой степени устарел. Так что, для того, чтобы иметь как можно более четкое представление о возможностях полноценного использования способностей, необходимо активно внедрять некоторые изменения.

Список использованной литературы

1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М.: МГУ, 2008 — 564 с.

.Гоноболин Ф.Н. Психология. — М: Просвещение, 2006 — 436 с.

.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. — М.: Юридическая литература, 2007 — 765 с.

.Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный,2006. — 286 с.

.Ковалев А. Г., В.Н. Мясищев. Психологические особенности человека. Способности, т. 2, — М.: МГУ, 2010. — 398 с.

.Крутецкий В.A. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 2008. — 320 с.

.Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. — М.: МГУ, 2009. — 498 с.

.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М. Педагогика, 2011. — 459 с.

.Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. — 2005. — С. 6 — 12

.Мясищев В.Н. Проблемы способностей. — М.: Наука, 2012. — 387 с.

.Немов Р.С.. Психология. Учебник для ВУЗов. — М.: ВЛАДОС, 2005 — 294 с.

.Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М., 2006. — 283 с.

.Рубинштейн С.Л. Общая психология. — СПб. Питер Ком, 2009. — 679 с.

.Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С.43 — 54

.Степанова Е.И. К проблеме способностей / Новое поколение. Сб. науч. трудов, №4 — СПб., 2003, С.37-49.

.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 2011. — 65 с.

.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 382 с.