Суханова Ксения Вячеславовна

44

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра Практической психологии

Личностные особенности одиноких женщин работающих в сфере образования

Курсовая работа

По направлению 50 400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования

Выполнила:студентка

21 группы

Суханова Ксения Вячеславовна

(подпись)

Научный руководитель:

Белобородова Елена Андреевна

доцент кафедры

практической психологии

Оценка _______________________

«__» _________________20__г.

(подпись)

Омск, 2013

Содержание

Стр.

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных характеристик одиноких женщин в психологической литературе 6

1. 1. Определение одиночества, основные аспекты и его влияние на личность 6

1.2. Изучение подходов к пониманию одиночества зарубежных и отечественных авторов 11

1.3. Социальные и личностные особенности одиноких женщин 17

Вывод 1 главы 22

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей одиноких женщин. 24

2.1. Организация и методы исследования 24

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

... годом становятся всё более актуальными – психология мужчины и психология женщины. Различия между мужчиной и женщиной в большей степени влияние времени, истории ... , сколько для оправдания их безрассудств (Ф. Ларошфуко). Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина - 1000 различий - Стр 2   ... Глава "Психология женщины и психология мужчины" Женщина и мужчина - 1000 различий     ...

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования личностных особенностей одиноких женщин работающих в сфере образования 29

Вывод 2 главы 35

Выводы 36

Заключение 37

Список литературы: 38

Введение

Актуальность темы. Проблема одиночества считается одной из наиболее актуальных проблем в психологии. Это связано с тем, что феномен одиночества имеет тесную связь с проблемой личности, которая является центральной в психологических исследованиях.

Человек — существо социальное, поэтому личные проблемы, проблемы одиночества влияют на социальную жизнь человека, затрудняя построение эффективных коммуникаций. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Под давлением современного мира, человек порой неспособен адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, что приводит к отрицательным последствиям, результатом которых может стать одиночество.

Поэтому изучение одиночества как психологического феномена можно считать актуальной темой для исследования, важной и с научной, и с практической точки зрения.

Одиночество — особое психическое состояние человека, возникающее вследствие фрустрации его потребности в общении с другими людьми [12].

По словам Э. Фромма, состояние одиночества можно рассматривать как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития [7].

По мнению других исследователей, состояние одиночества — это временно возникающее ощущение собственной автономности, поэтому его не стоит расценивать как универсальное переживание.

6 стр., 2675 слов

Исследование и анализ проблем пенсионеров и социально-геронтологические концепции

... полученной информации и подведение итогов исследования. 1. Исследование и анализ проблем пенсионеров и социально — ... профилактика переживаний по поводу своей ненужности и одиночества; • мотивация пожилых людей на творческую и ... поддержке немощным, больным людям, инвалидам, одиноким, а оказывая помощь другим, заслужить ... право на заслуженный отдых; • у женщин участвовать в воспитании внуков и уходе ...

Среди зарубежных авторов проблемой одиночества занимались З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, К. Мустакас, Боумен, Слейтер Р. Вейс, Л.Э. Пепло, М. Мицели, Ф. Фромм-Рейхман, Б. Морош, Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис, К. Роджерс, .А. Садлер и Т.Б. Джонсон, Бен Миюскович и другие.

В отечественной психологии изучение одиночества с именами Ю.М. Швабла и О.В. Данчевой, С.Г.Корчагиной; описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) дает в своих А.У. Хараш.

Все ещё не существует единого мнения о том, является ли одиночество нормой или патологией.

В последние годы меняется отношение к одиночеству, в особенности у женщин. Если раньше оно было только негативным, то сейчас стало рассматривается и как положительный феномен.

Явление женского одиночества как предмет эмпирического психологического исследования изучен пока недостаточно. Вопрос о характере и причинах одиночества женщин является открытым. Без глубоких знаний об особенностях женского одиночества невозможно вплотную подойти к разрешению проблем, связанных с негативным переживанием этого состояния, а также к использованию тех возможностей, которые возникают в результате одиночества.

Данная курсовая работа направлена на изучение личностных особенностей одиноких женщин и факторов влияющих на них.

Цель исследования— определить личностные особенности одиноких женщин работающих в сфере образования.

Объект исследования— одинокие женщины, работающие в сфере образования (в школе).

Предмет исследования— личностные характеристики одиноких женщин (самооценка, уровень субъективного одиночества, характер и уровень агрессивности).

15 стр., 7003 слов

1. Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... одиночеством. В это время уменьшается эмоциональный и коммуникативный резонанс, выросшие и независимые дети покидают родительское гнездо. Супругам грозит отчуждение ... интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового ... встречается среди тревожной молодежи и одиноких стариков. Суммируя, можно сказать ... Так же тяжело стареющим женщинам мириться с утратой функций ...

Гипотеза исследования— состоит в предположении, что для одиноких женщин характерна неадекватная самооценка, и в следствие этого возможен повышенный уровень агрессивности, который в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

Задачи работы:

  1. Анализ понятия «одиночество» в психологии;

  2. Рассмотреть основные подходы к изучению одиночества в западной и отечественной психологии;

  3. Диагностика личностных особенностей одиноких женщин работающих в сфере образования (в школе);

  4. Анализ полученных данных;

Методы работы:

Для решения поставленных задач были использованы теоретический анализ, метод тестирования.

В работе были использованы следующие диагностические методики:

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [5];

  • Диагностика самооценки личности С. Будасси [5];

  • Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей) [9].

Эмпирическая база работы:12 одиноких (незамужних) женщин в возрасте 28−35 лет, работающие в школах города Омска (МОУ лицей № 64, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»).

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных характеристик одиноких женщин в психологической литературе

1. 1. Определение одиночества, основные аспекты и его влияние на личность

Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность – это врожденные качества человека, развитые и ...

При попадании людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых эмоциональных реакций. [3]

Чтобы раскрыть все аспекты понятия одиночества, необходимо рассмотреть одиночество в сравнении с другими чувствами и переживаниями, которые может испытывать человек в различных жизненных ситуациях. А также подробнее остановиться на самих ситуациях, которые неизбежно влекут за собой возникновение чувства одиночества.

Одиночество — эмоциональное переживание, сопровождающееся осознанием неудовлетворения субъективно значимой потребности в общении со значимыми другими. Человек изначально стремится к общению, привязанности, дружбе, любви однако многим не удается этого достичь и те, кого постигает неудача, становятся фрустрированными экстравертами или интровертами [12].

Одиночество изменяет отношение личности к себе и окружающему миру, действует против основных ожиданий и надежд человека. У.А. Садлер и Т.Б. Джонсон в своих работах подчеркивают, что одиночество — «особая форма самовосприятия, острая форма самосознания… оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни» [10]

Одиночество нарушает все личностные связи: временные, внутриличностные, межличностные.

Сущность таких понятий, как «уединенность», «отчуждение», «изоляция» в сравнении между собой необходимо раскрыть чтобы понять особенности переживания человеком одиночества, его отношение к себе и обществу.

В своих исследованиях Бен Миюскович рассматривает одиночество, уединенность и изоляцию, считая данные понятия синонимами. Он понимает одиночество как некий психологический мотив, сущность которого не зависит от конкретных физиологических факторов, подобно тому как индивидом движет насущное желание или потребность дышать, пить, есть и спать. Человек не всегда способен определить и выразить свои чувства, но он должен уметь ощущать их как эмоции. И тогда он может осознавать те чувства, которые переживает. То есть индивид изначально одинок, но не всегда осознает этот факт [7].

13 стр., 6079 слов

Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева

... », «вологодскому»,«сибирскому» периодам. 4 2. Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева «Людочка ... современников. Целью данной работы является анализ духовного одиночества человека в современном мире по рассказу В. Астафьева ... 2.3. Духовное одиночество современного человека Нравственные категории не извлекаются из непосредственного опыта индивида, но равным образом они ...

Понятие отчуждение впервые вводит Фрейд.

Отчуждение — это проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому — от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я.

В современной психологии отчуждение используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Следствие каждого невроза — отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось:

  • в дереализации — невротической потере субъектом чувства реальности происходящего;

  • в деперсонализации — утрате своей индивидуальности [11].

Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах:

  • отчуждение от других людей;

  • от своего труда;

  • от потребностей;

  • от государства;

  • от природы;

  • от самого себя.

Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы.

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью ... более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении ...

Таким образом, одиночество необходимо рассматривать не только с точки зрения личностной характеристики, но и как определенное состояние общества [15].

Влияние одиночества на личность демонстрирует Э. Фром, подчеркивая, что «чувство полного одиночества и изоляции ведет к умственным расстройствам также, как физическое голодание ведет к смерти… Моральное одиночество определяется, как неспособность индивида соотносится не обязательно только с другими людьми, но и с ценностями и идеалами вообще» [17].

Вейс в своих работах анализирует два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество. Это социальная изоляция и эмоциональная изоляция. Механизм возникновения подобных эмоциональных переживаний следующий: у человека нет доступа к желаемым привязанностям (в личностном или социальном плане)[7].

Вейс также рассматривает вопрос исследования факторов, способствующих одиночеству.

С одной стороны, это конкретная ситуация, при которой вероятность возникновения одиночества очень велико. Например, смерть близкого человека, развод, смена места жительства или долгое нахождение человека вне дома (длительная командировка, нахождение в больнице и т. д.).

С другой стороны, существуют некоторые черты личности, предрасполагающие к одиночеству: застенчивость, состредоточенность на своем внутреннем мире, низкая самооценка, тревожность и т. д. Так же, такое состояние, как изоляция может выступать защитным механизмом личности. Этот механизм психологической защиты описывает З. Фрейд, суть которого состоит в том, что когда индивидом осознается угроза опасности, ассоциативные связи отстраняются. То есть неприятные эмоции блокируются, так что связь между каким-либо событием или мыслительным содержанием и его эмоциональной окраской не осознается [1].

Зилбург различает одиночество и уединенность.

Уединенность — «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».

Одиночество — это непреодолимое, постоянное ощущение [8].

Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других.

Иногда возникают ситуации, когда окружение целенаправленно пресекает любые связи с определенной личностью. С этим человеком перестают общаться, игнорируют и даже пресекают его попытки восстановить прерванную связь с группой. Человека полностью изолируют из групповых процессов. Такая ситуация получила название бойкот.

Причиной бойкота может быть нарушение индивидом групповых норм и правил, несоответствие его интересов и интересов группы или ее лидеров и т. д. бойкот выступает способом воздействия и даже манипуляции индивида со стороны группы. Обычно индивид не выдерживает долго в подобных условиях и принимает требования группы.

Вместе с тем одиночество может обладать и позитивным потенциалом. Позитивный потенциал одиночества заключается в том, что одиночество является фактором низкой самопривязанности, то есть — своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности.

Таким образом, были рассмотрены основные аспекты одиночества, его эмоциональная окраска, причины возникновения и особенности переживания данного чувства.

Феномен одиночества отличается многогранностью, разнообразием проявлений, обязательно несет в себе сильную эмоциональную окраску, имеет разную силу выраженности, может выступать и причиной и следствием других эмоциональных состояний, возникающих в жизни человека.

Причины же самого одиночества кроются как в самом человеке, так и в его окружении. Однако одиночество — состояние, которое можно уменьшить, изменить, «излечить», как подчеркивают многие авторы [14].

1.2. Изучение подходов к пониманию одиночества зарубежных и отечественных авторов

При достаточно частом указании на одиночество как на психическое явление в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпирические исследования. Расхожий тезис о том, что здоровье общества — это здоровье его членов, заслуживает своей интерпретации и в контексте категории и феноменологии одиночества.

Все более очевидна необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.

Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству, по крайней мере, с античных времен. Платон и Аристотель определяли одиночество как зло, избавление от которого они видели в наслаждении благом дружбы и любви. В истории философско-психологической мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества [2].

Первый подход, который рассматривают авторы, это психодинамические модели. Ее представители: З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан. Э. Фромм, причиной одиночества называл «культивирование неразумных потребностей» [13].

Происхождение одиночества, по мнению Зилбурга, Салливана, связано с детскими переживаниями. Начиная с младенчества, у индивида растет потребность в любви, близости, принятии, контакте. Если данная потребность не удовлетворяется в необходимой степени, возникает и усиливается чувство одиночества.

Ф. Фромм-Рейхман подчеркивает, что одиночество — это экстремальное состояние, разрушительное для психики человека вплоть до психотических состояний. Сторонники психодинамических теорий исходят главным образом из их клинической практики и рассматривают одиночество как патологию [7].

Также в своих работах авторы подчеркивают, что некоторые внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) могут привести к состоянию одиночества. Например, инфантильность, неуверенность и т. д. Общая оценка одиночества сторонниками данного подхода — отрицательная

К. Роджерс, представитель гуманистического подхода, полагает, что одиночество — это конфликт между «истинным» и «социально желательным» «Я» личности.

Общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Индивид начинает испытывать опустошенность. Согласно Роджерсу, люди замыкаются в своем одиночестве, будучи уверенными в том, что истинное «Я» индивида отвергается другими. Вследствие этого человек придерживается своих социальных ролей и поэтому продолжает испытывать опустошенность.

Анализ одиночества, представленный Роджерсом, также вытекает из работы с пациентами. Роджерс рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. В отличие от сторонников психодинамической модели Роджерс видит причины одиночества уже не в детских переживаниях, а в текущих влияниях на человека в настоящем. Общая оценка одиночества — отрицательная [13].

Представителем экзистенциального подхода является Карл Мустакас. Он видит истоки одиночества в самой природе человека, по его мнению, люди изначально одиноки.

Мустакас подчеркивает важность различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством.

Суета одиночества — это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми.

Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые она переживает в одиночку.

Мустакас также видит в истинном одиночестве позитивную сторону и считает, что истинное одиночество может выступать и как может творческая сила, возможность самопознания и самораскрытия. С этой точки зрения индивид может научиться преодолевать страх одиночества. Общая оценка одиночества с точки зрения экзистенционалистов — положительная [8].

Боумен, и Слейтер являются представителями социологического подхода к одиночеству. Одиночество расценивается ими не как нормальное или ненормальное состояние, а как нормативное — общий статистический показатель, характеризующий общество.

Так, Боумен выдвигает гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной мобильности; увеличение социальной мобильности.

Слейтер в своих работах связывает одиночество с направленностью индивидов не на свое «Я», а во вне, на других.

Таким образом, причину одиночества сторонники социологического подхода изначально помещают вне индивида. Авторы подчеркивают значение социализации и опыта, полученного индивида в зрелом возрасте на возникновение и усиление чувства одиночества. Общая оценка — отрицательная [13].

Роберт Вейс — представитель интеракционистской точки зрения.

Согласно его мнению, одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида.

Одиночество существует в двух типах: в виде эмоциональной изоляции и социальной изоляции. Первое вызвано отсутствием тесной интимной привязанности к конкретному человеку (например, любовная или супружеская), а второе — отсутствием значимых дружеских связей и ли чувства общности.

Вейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Причины одиночества могут быть как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные), однако большее влияние имеют последние.

Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. Оценка — отрицательная [7].

Когнитивный подход представляют Л.Э. Пепло, М. Мицели, Б.Морош. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества.

Авторы предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознаёт) несоответствие между двумя факторами — желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

К поискам причин одиночества Пепло подходит достаточно широко: она исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние, как прошлого, так и настоящего на формирование личности.

Когнитивные факторы — отличительный аспект ее теоретизирования — это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.

Однако общая оценка одиночества с точки зрения сторонников когнитивного подхода — отрицательная.

Следующий подход получил название интимного. Его представители, Дерлега и Маргулис для истолкования одиночества употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие».

Они полагают, что одиночество обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, по их мнению, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.

В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта.

Дерлега и Маргулис расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях современного общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности.

Тем не менее, их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству. Тем не менее, оценка понятия одиночества сторонниками данного подхода — отрицательная.

В отечественной психологии в сравнении с западной, одиночество как самостоятельная проблема затрагивалась редко. Немногочисленные публикации появились лишь в последние десятилетия. В них можно заметить определенную общность с теоретическими подходами к данной проблеме зарубежных психологов. Вместе с тем некоторые из них привлекают внимание специфичными для нашей психологии понятиями (например, «Я-» и «Мы-сознание»), используемыми для объяснения феноменологии одиночества, и своеобразными ракурсами «обжитой» проблемы. Главное, в них нет интонации тотального трагизма, свойственного психологической литературе по данной теме западных авторов.

В настоящее время этой проблеме посвящаются новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на людей в разные периоды жизни. Исследования отечественных ученых (О.С.Алейниковой, С.Л.Вербицкой, М.А.Давыдовой, И.А.Долгиновой, И.С.Кона, С.Г.Корчагиной, Л.В.Кузнецовой, В.И.Лебедева, Е.В.Неумоевой, Е.Н.Панова, Е.Е.Роговой, Н.В.Самоуки-ной, И.М.Слободчикова, Н.В.Хамитова) имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену. Современными учеными выделены типы одиночества (хроническое, ситуативное, преходящее одиночество), его виды (отчуждающее одиночество, самоотчуждающее одиночество, уединенность), анализируются тендерные различия в переживании состояния одиночества.

Особое внимание заслуживают взгляды А. У. Хараша относительно позитивного смысла одиночества. Он рассматривал одиночество в общении, отмечал семейное влияние на индивида, а также сходство одиночества со смертью. «Подобно угрозе смерти, угроза одиночества ещё даже только предвидимая, в огромных количествах отнимает у нас энергию и жизненную силу. И тут, как и там дело не в самом одиночестве, а в тех чувствах, которое оно вызывает. Одиночество, как и смерть, становиться бедствием и проклятием, когда оно не правильно понято и истолковано"[18].

В работе Ю. М. Швабла и О. В. Данчевой происходит смешение понятий «одиночество», «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. Изоляция может способствовать одиночеству и даже вызывать данное состояние, но это не дает оснований к синонимизации этих понятий.

До сих пор не существует единого мнения о том, является ли одиночество нормой или патологией.

Анализ основных существующих подходов к проблеме одиночества позволяет сделать следующие выводы:

  • Большинство исследований, касающихся проблемы одиночества, базируются на клинической практике исследователей.

  • Многие исследователи считают одиночество по своей сути неприятным переживанием, свойственным широким и самым различным слоям населения.

  • В большинстве теоретических исследований подчеркивается роль таких факторов, обусловливающих одиночество, как детские переживания, влияние окружения, дисбаланс между желаемым и возможным, невозможность удовлетворения наиболее важных для индивида потребностей (в принятии, контакте и т. д.) [10].

1.3. Социальные и личностные особенности одиноких женщин

Сегодня, в связи с социальными, экономическими и политическими преобразованиями в нашем обществе, такими процессами, как урбанизация, миграция и старение нации, все больше людей ощущают себя одинокими.

Одиночество — это с одной стороны результат, с другой — процесс.

И, как процесс и результат, данный феномен имеет две основные стороны — социальную и психологическую.

Социальная сторона одиночества связана в первую очередь с изменениями, которые произошли в институте семьи: все больше и больше становится семей, где ребенок воспитывается одним из родителей.

Отсюда и возникновение психологической сущности одиночества — данное чувство начинает формироваться уже в детстве, когда ребенок не получает необходимого ему тепла и внимания со стороны хотя бы одного из родителей.

Психологическая сторона одиночества — это также те индивидуально — личностные характеристики личности и особенности ее поведения, которые способствуют возникновению чувства одиночества и затем усиливают его.

Специфика женского одиночества опосредуется в первую очередь причинами.

Женское одиночество — сложный, многогранный социально-психологический феномен, который, обусловлен в первую очередь специфическими причинами, имеет различные типы, формы, окрашен определенными переживаниями, вызывает определенные реактивные состояния и стратегии его преодоления [19].

Женское одиночество как социально-психологическое явление является следствием неудовлетворенной потребности в социальном взаимодействии и близких доверительных отношениях.

Одиночество женщин является результатом взаимодействия следующих проявлений: наличия уязвимых личностных характеристик, неадекватного самоотношения, повышенной тревожности; сформированности таких стратегий поведения, в основе которых лежат деструктивные механизмы идентификации и обособления, отсутствия навыков эффективного общения.

«Восприятие женщинами одиночества в основном происходит в негативном ключе и характеризуется «негативными переживаниями и эмоциями», «пассивностью», «чувством безысходности», «забытостью», «упадком сил», «незнанием, что делать дальше», «отсутствием цели в жизни», «отсутствием близких отношений», «отсутствием друзей», «отсутствием понимания» и т. д."[14].

Бесспорно также важен вопрос о причинах женского одиночества:

По мнению Н. В, Шитовой, важнейшая из причин женского одиночества — демографическая. согласно данным статистики, мужская смертность значительно превосходит женскую во всех возрастных категориях. Кроме мужской смертности, есть еще несколько обстоятельств, уменьшающих количество потенциальных партнеров: пьянство, отбывание наказаний в местах лишения свободы, служба в армии [6].

Одинокое материнство. Женщина чувствует себя одинокой, когда не может реализовать свой материнский инстинкт. Если женщина имеет детей, то она обращает свое внимание на них. Но, и женщина нуждается в том, кто способен проявить заботу и тепло, дать эмоциональную и духовную поддержку, ощущение защищенности, уверенности, надежности и опоры в жизни.

В последнее время одной из серьёзнейших причин женского одиночества стало одиночество без детей. Вероятность заключения брака для женщины с ребенком меньше, чем у не имеющей детей. Этим объясняется тот факт, что участились случаи отказа от детей молодых незамужних рожениц. В России и за рубежом, вместо слова с негативным оттенком «бездетная», все чаще стало употребляться «свободная от детей» [19].

Ещё одна причина — женский карьеризм. Современные женщины стали больше ценить личную свободу. Исследования показывают, что женщины, не захотевшие иметь детей, чаще высоко образованы, проявляют интерес к своей работе и добились больших успехов; они полагают, что материнство не принесло бы им удовлетворения. Многие считают, что карьера и дети несовместимы.

Брак по расчету — это одиночество вдвоем. Брак может быть относительно стабильным лишь в том случае, когда оба супруга знают, чего они ждут от него. Многих женщин это приводит к депрессии и даже к суицидальным попыткам.

Вдовство — одно из тяжелейших состояний потери близкого человека. Вслед за смертью одного из супругов возможно как одиночество — освобождение, так и одиночество — утрата [4].

В отечественной психологии принято различать три типа одиночества:

  • Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

  • Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо психотравмирующих событий в жизни человека. После некоторого времени дистресса индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

  • Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят [19].

Определение видов переживания одиночества женщинами представлено в исследовании С.Г.Корчагиной, которая выделила следующие виды [14]:

  • «отчуждающее одиночество» — вид состояния одиночества связанный с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом;

  • «самоотчуждающее одиночество» — обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествляться с другими людьми или группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. При отсутствии психологической помощи отчуждающее и самоотчуждающее одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства;

  • Уединенность — третий вид представляет собой единственный вариант субъективно-позитивного проявления одиночества в жизни человека. Это состояние является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику.

Среди реактивных состояний, к которым может привести одиночество можно выделить депрессию, агрессию, аутоагрессию, фрустрацию, тревожность и психастению [4].

Иногда, погружаясь в одиночество, человек осознает тягостность нежелательного состояния, переживает чувства грусти, уныния, безысходности, несчастья, — все эти симптомы характерны для депрессии.

Агрессия и аутоагрессия появляется у одиноких людей, когда они осознают «некачественность» своего взаимодействия с окружающими людьми, не могут устанавливать контакты, не имеют длительных отношений. Если при этом одинокие наблюдают успешное взаимодействие других людей, то нередко возникает чувство обиды и зависти к ним, а к себе проникаются глубокой жалостью и злостью.

Фрустрация обычно возникает на невозможность преодоления препятствий к достижению желаемого. Что касается взаимоотношений в социуме, то не всегда они проходят в желательном «запланированном» варианте. Одинокие женщины, встречаясь с трудностями в общении, часто испытывают чувство подавленности и не предпринимают попыток исправить положение.

Тревожность — неотъемлемый компонент негативного состояния одиночества. Тревожность имеет сходство со страхом, ведь в обоих случаях проявляется реакция на опасность. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Тревожности свойственна протяженность во времени, она постоянно повторяться или становиться непрерывной. При хроническом одиночестве тревожность вызывает широкий спектр психосоматических расстройств.

Астенические состояния — следствие продолжительного, чаще всего вынужденного одиночества. Астения проявляется сниженным эмоциональным фоном, отсутствием аппетита, потерей социального интереса, чувством беспричинной усталости, расстройствами сна, слабостью и раздражительностью. При отсутствии помощи астеническое состояние приобретает клиническую симптоматику.

Таким образом, исходя из данных характеристик женского одиночества, можно выделить основные черты личности, которые свойственны одиноким женщинам: тревожность, низкая самооценка, негативное самоотношение; подавленность, астения; низкие коммуникативные способности и навыки.

Вывод 1 главы

Изучив проблему личностных особенностей одиноких женщин можно сделать следующие выводы:

1.1. Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.

1.2. Данный вопрос достаточно широко рассматривается как в зарубежной литературе так и в отечественных источниках. Также теория подкреплена обширной практикой, так как большинство исследований, касающихся проблемы одиночества, базируются на клинической практике исследователей.

Многие зарубежные исследователи считают одиночество по своей сути неприятным переживанием, свойственным широким и самым различным слоям населения, тогда как некоторые отечественный исследователи, например А. У. Хараш отмечают позитивный смысл одиночества.

1.3. Женское одиночество как социально-психологическое явление является следствием неудовлетворенной потребности в социальном взаимодействии и близких доверительных отношениях.

Существуют следующие виды переживания одиночества женщинами (по С.Г.Корчагиной):

  • «отчуждающее одиночество» — вид состояния одиночества связанный с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом;

  • «самоотчуждающее одиночество» — обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествляться с другими людьми или группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим;

  • Уединенность — третий вид представляет собой единственный вариант субъективно-позитивного проявления одиночества в жизни человека.

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей одиноких женщин.

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе двух школ города Омска — МОУ лицей № 64 (7 женщин), МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82» (5 женщин).

Всего в исследовании приняли участие 12 одиноких женщин (незамужних) в возрасте от 28−35 лет. Исследование проводилось с 15.04.13 по 19.04.13.

Цель исследования— определить личностные особенности одиноких женщин работающих в сфере образования.

Гипотеза исследования— состоит в предположении, что для одиноких женщин характерна неадекватная самооценка, и в следствие этого возможен повышенный уровень агрессивности, который в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования:

1) теоретический анализ и изучение психологической литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных;

2.) методы сбора эмпирических данных.

Для исследования были выбраны следующие диагностические методики:

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [5];

  • Диагностика самооценки личности С. Будасси [5];

  • Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей) [9]

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсонанаправлена на выявление уровня субъективного одиночества. Испытуемым предлагается оценить, как часто у них возникают те или иные ощущения.

Опросник содержит 20 высказываний.

Обработка результатов заключается в подсчете баллов. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

Авторы выделяют следующие степени одиночества:

  • 0 — 20 баллов — низкий уровень одиночества

  • 20 — 40 — средний уровень

  • 40 — 60 баллов — высокий уровень одиночества

Тест позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение.

Диагностика самооценки личности С. Будасси— в основе данной методики лежит способ ранжирования.

Испытуемому предлагается список из 20 слов, обозначающих свойства личности, из которых ему необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (идеал) в его преставлении. Испытуемый может выбирать как положительные, так и негативные качества.

В процессе методики выстраивается эталонный ряд, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с его точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные, то есть производится ранжирование качеств.

Далее, из отобранных испытуемым ранее свойств личности необходимо построить субъективный ряд, в котором испытуемый располагает данные свойства по мере убывания их выраженности у него лично, то есть также производится ранжирование.

Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».

Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов (d1 — d2) по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования.

Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2)2 и записать результат в колонке d2.

Подсчитать общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внеси ее в формулу r = l — 0,75 x Σ d2, где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

В данной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я» идеальным и «Я» реальным.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

  • путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности

  • путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.

Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей) —данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности, что в свою очередь помогает понять некоторые трудности при постройки взаимоотношений.

Необходимо отметить степень согласия со следующими суждениями, на которые могут быть даны ответы: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда.

После чего подсчитываются результаты.

Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма»:

65 баллов и больше — высокий показатель

40 — 65 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому

25 — 40 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому

25 баллов и меньше — низкий показатель

Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности»

45 баллов и больше — высокий показатель

30 — 45 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому

15 — 30 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому

15 баллов и меньше — низкий показатель

Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности»

25 баллов и больше — высокий показатель

18 — 25 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому

10 — 18 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому

10 баллов и меньше — низкий показатель

Этапы исследования:

  1. На первом этапе исследования (январь-февраль 2013 г.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе анализа психологической и педагогической литературы. Уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза, методы.

  2. На втором этапе исследования (март-апрель 2013г) проводилось эмпирическое исследование, заключающееся в проведении тестирования одиноких женщин.

  3. На третьем этапе исследования (конец апреля-май 2013 г.) проводились обработка теоретических и эмпирических данных, их анализ, систематизация и интерпретация; формулировались основные выводы исследования.

Заключительный этап работы был связан с литературным оформлением текста работы и её обсуждением.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования личностных особенностей одиноких женщин работающих в сфере образования

Итак, в ходе диагностики были получены данные, касающиеся особенностей самооценки и самоотношения одиноких женщин, уровня враждебности, а также уровня субъективного ощущения одиночества.

Вначале были проанализировали данные, полученные в ходе диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Результаты представлены в таблице 1 и на рис. 1.

Таблица 1:

Диагностика уровня субъективного переживания одиночества

Уровень одиночества

Количество испытуемых

% от общей выборки

Высокий

5

42

Средний

3

25

Низкий

4

37

Рис. 1. Уровень субъективного переживания одиночества.

Как видно из таблицы 1, 4 женщины из выборки продемонстрировали низкий уровень переживания одиночества, что составляет 37% от общего числа опрошенных женщин, их состояние одиночества не тяготит их.

Подавляющее большинство опрошенных женщин демонстрируют высокий уровень переживания одиночества — 42%. Эти женщины в большей мере испытывают негативные эмоции, трудности в общении с окружающими, недовольны собой и жизнью в целом, считают себя неудачницами и никчемными.

Лишь 3 женщины продемонстрировали средний уровень переживания одиночества. Эти женщины задумываются о своем положении, но все же не ощущают его настолько остро, как респондентки с высоким уровнем переживания одиночества.

Всего средний уровень переживания одиночества составляет 25% от общей выборки.

Далее были проанализированы особенности уровня самооценки по методике С.А. Будасси.

Результаты представлены в таблице 2 и на рис. 2.

Таблица 2

Диагностика уровня самооценки одиноких женщин

Уровень самооценки

Количество испытуемых

% от общей выборки

Низкая неадекватная

6

50

Низкая адекватная

4

37

Средняя адекватная

2

17

Рис. 2. Уровень самооценки одиноких женщин.

Как видно из таблицы, Средний уровень адекватной самооценки выявлен лишь у 2 респонденток — 17%.

37% респонденток имеют низкий уровень самооценки, характеризующейся адекватностью. Такие женщины характеризуются достаточно высоким уровнем стеснительности, стремятся избегать сложных ситуаций и решительных действий.

Половина опрошенных одиноких женщин имеют низкую неадекватную самооценку — 50% от общей выборки. Женщины с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.

Они неуверенны в себе. Данное чувство закреплено уже на уровне черты характера и ведет к формированию таких черт, как смирение, пассивность.[16]

Однако есть разница в переживаниях женщин, имеющих низкую адекватную самооценку и низкую неадекватную самооценку.

Женщины с неадекватной самооценкой в большей степени склонны к самобичеванию, они не верят в свои силы, в возможность хоть как-то изменить ситуацию. При внешних достаточно благоприятных обстоятельствах склонны видеть все самое негативное, отсутствии ресурсов внешних и внутренних, с помощью которых можно преодолеть сложившиеся обстоятельства.

Далее были проанализированы данные полученные в ходе проведения диагностики враждебности (по шкале Кука — Медлей), направленной на выявление уровня выраженности цинизма, агрессивности и враждебности.

Результаты представлены в таблице 3, 4, 5 и на рис. 3, 4, 5.

Таблица № 3

Диагностика враждебности — шкала цинизма

Шкала цинизма

Количество испытуемых

% от общей выборки

Средний показатель с тенденцией к высокому

7

60

Средний показатель с тенденцией к низкому

3

25

Низкий показатель

2

17

Рис. 3. Данные шкалы цинизма.

Как видно из таблицы самым высоким показателем является — средний уровень цинизма, с тенденцией к высокому показателю — 60% респонденток.

Самый низкий показатель — 17% испытуемых, относится к низкому показателю цинизма.

Таблица 4

Диагностика враждебности — шкала агрессивности

Шкала агрессивности

Количество испытуемых

% от общей выборки

Средний показатель с тенденцией к высокому

8

74

Низкий показатель

4

37

Рис. 4. Шкала агрессивности.

Как видно из таблицы средним с тенденцией к высокому показателем — 74% преобладает над низким уровенем агрессивности — 37%.

Таблица 5

Диагностика враждебности — шкала враждебности

Шкала враждебности

Количество испытуемых

% от общей выборки

Средний показатель с тенденцией к высокому

6

50

Средний показатель с тенденцией к низкому

4

37

Низкий показатель

2

17

Рис. 5. Шкала враждебности.

Как видно из таблицы среди респонденток преобладает средний уровень враждебности с тенденцией к высокому показателю — 50%.

низкий уровень враждебности набрал только 17%.

В работе предполагалось, что для одиноких женщин характерны: неадекватная самооценка, и повышенный уровень агрессивности, которые в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме. По полученным данным можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась на половину.

Вывод 2 главы

Исследование проводилось с использованием диагностических методик:

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [5];

  • Диагностика самооценки личности С. Будасси [5];

  • Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей) [9]

С помощью, которых были выявлены уровни субъективного ощущения одиночества, самооценки и враждебности у одиноких женщин в возрасте от 28−35 лет

Было установлено, что для одиноких женщин характерны: неадекватная самооценка, и в следствие этого повышенный уровень агрессивности, которые в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

Итог — гипотеза подтвердилась полностью.

Выводы

На основе проведенной работы: теоретического и практического исследования, можно сделать вывод о том, что для одиноких женщин характерна неадекватная самооценка и повышенный уровень агрессивности, которые в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

1. Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.

Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском.

2. В мировой психологии существуют следующие научные подходы к изучению одиночества:

  • Психодинамические модели. Ее представители: З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан;

  • Гуманистический подход, представитель К. Роджерс;

  • Экзистенциального подход, представитель Карл;

  • Социологический подход. Представители — Боумен и Слейтер;

  • Интеракционистский подход. Представитеь Роберт Вейс;

  • Когнитивный подход, представители которого Л.Э. Пепло, М. Мицели, Б. Морош;

  • Интимный подход, представители Дерлега и Маргулис.

3. Диагностика личностных особенностей одиноких женщин работающих в сфере образования (в школе) выявила высокий уровень одиночества и агрессивности, которые в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

Заключение

Одиночество — один из психогенных факторов, заключающийся в от отсутствии физического (изоляция от других) или глубоко интимного, доверительного общения личности с другими людьми и вызывающий острые психические состояния (тревожность, напряженность, скука, опустошенность, депрессия и др.), резкую актуализацию потребности в общении, персонификацию предметов, психические расстройства.

Цель исследования— определить личностные особенности одиноких женщин работающих в сфере образования.

Гипотеза исследования— состоит в предположении, что для одиноких женщин характерна неадекватная самооценка, и в следствие этого возможен повышенный уровень агрессивности, который в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

В проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что для одиноких женщин характерны: неадекватная самооценка, и в следствие этого повышенный уровень агрессивности, которые в свою очередь затрудняют коммуникацию в социуме.

По результатам этого исследования можно проследить взаимосвязь между низкой самооценкой одиноких женщин и их враждебностью, проявлением агрессии и цинизма.

Полученные данные дают возможность продолжить изучать особенности этих женщин, возможно их скрытый потенциал.

Список литературы:

  1. Амбраумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика //Психологический журнал. — 1995. — № 6;

  2. Бердяев Н. А. Опыт философии одиночества и общения. М., 2006

  3. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

  4. Давыдова М.А. Как преодолеть одиночество. М., 2001

  5. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Г. С. Никифорова. — С-П 2011 г;

  6. Еникеева Д. Одинокая женщина ищет. — М., 2000;

  7. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества. — М., 2005;

  8. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс;

  9. Лабунская В.А. Бреус, Е.Д. Менджерицкая Ю.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебное пособие для высших учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия» 2001 — 288 с;

  10. Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. — М., 2002;

  11. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000;

  12. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011 г;

  13. Психология одиночества: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — Корчагина С. Г;

  14. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. — СПб, 2002;

  15. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества. М., 2009

  16. ТЕСТотека — testoteka.narod.ru/lichn/1/27.html;

  17. Тревога и тревожность / Под общ. ред. В. М. Астапова. — СПб., 2001

  18. А.У. Хараш — Психология одиночества. ;

  19. Шитова Н.В. Одиночество женщин — актуальная проблема современной психологии // Сборник статей межвузовской научно — практической конференции / Под ред. Д.А.Мещерякова. — Воронеж, 2007. С. 248 — 253.

Приложение

  1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и м. Фергюсона.

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений: Рассмотрите

последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления

применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов:

<часто>, <иногда>, <редко>, <никогда>. Выбранный вариант отметьте

знаком <+>.

Текст опросника.

часто

иногда

редко

никогда

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя.

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12 Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения в связи поверхностны.

14. Я умираю по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Диагностика самооценки личности (Будасси)

    Инструкция № 1

    Прочитайте внимательно на предлагаемом бланке все слова, характеризующие качества. личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла и проставьте их колонке слева (n).

    20 — высший балл, 1 — низший. Ни одна оценка не должна повторяться.

    Инструкция № 2

    Закройте левую часть бланка с оценками, таким образом, чтобы они не были видны. Теперь справа от столбца качеств в графе Nотметьте оценкой «20» качество, которое вы считаете присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество которое присуще вам несколько меньше и т. д. Помните, что оценки не должны повторяться.

    n

    Качества

    N

    d

    d2

    Уступчивость

    Смелость

    вспыльчивость

    Настойчивость

    Нервозность

    Терпеливость

    Увлекаемость

    Пассивность

    Холодность

    Энтузиазм

    Осторожность

    Капризность

    Медлительность

    Упрямство

    Беспечность

    Застенчивость

    1. Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей)

    Данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. Необходимо отметить степень согласия со следующими суждениями, на которые могут быть даны ответы: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда.

    |Обычно

    Часто

    Иногда

    Случайно

    Редко

    Никогда

    1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.
    2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .
    3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.
    4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.
    5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.
    6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.
    7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.
    8. Люди часто разочаровывали меня.
    9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
    10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.
    11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.
    12. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.
    13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
    14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.
    15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.
    16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.
    17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.
    18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.
    19. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.
    20. Более безопасно некому не верить.
    21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.
    22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.
    23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.
    24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.
    25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.
    26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.
    27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector