СТРУКТУРА И ДИНАМИЗМ ДОБРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

Историко-социологический институт

Кафедра социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

СТРУКТУРА И ДИНАМИЗМ ДОБРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Саранск

2016

?

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

Историко-социологический институт

Кафедра социальной работы

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентка

1. Тема Структура и динамизм добрачного поведения

2. Срок представления работы к защите

3. Исходные данные для курсовой работы: периодические издания, монографии, учебные пособия

4. Содержание курсовой работы

4.1 Сущность структуры добрачного поведения

4.2 Характеристика динамизма добрачного поведения

4.3 Социальная работа по формированию культуры добрачного

поведения

5. Расчетно-графическая часть

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Сущность структуры добрачного поведения 9

2 Характеристика динамизма добрачного поведения 16

3 Социальная работа по формированию культуры добрачного поведения 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

?

Реферат

Курсовая работа содержит 38 страниц, 31 использованных источников. ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, СЕМЬЯ, БРАК.

Объектом исследования является добрачное поведение.

Целью курсовой работы является изучение структуры и динамизма добрачного поведения и выявление перспективных направлений деятельности социальных служб по формированию культуры добрачного поведения.

В качестве методологической основы в работе применяются такие методы, как анализ, синтез, анализ литературы, анализ обработки документов, сравнительный анализ и интерпритация полученной информации.

В результате нами были рассмотрены вопросы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям, изучено развитие добрачного поведения, проанализированы основные способы помощи социальной работы молодежи при вступлении в брак.

4 стр., 1517 слов

Теоретические аспекты формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа по формированию представлений де

... главе 1 26 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений детей 4 лет о позитивных ... активное воспроизводство индивидом ценностей, социальных норм, образцов поведения, присущих каждому конкретному обществу. Социализация происходит как ... по формированию представлений детей 4 лет о позитивных социальных компетенциях посредством визуализации. Методы исследования: теоретические (анализ, ...

Область применения — в учебной программе специалистов в области социальной работы с молодежью, а так же в теории и практике социальной работы в период добрачного поведения.

?

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования. Проблема формирования культуры добрачного поведения

Актуальность темы исследования. Становление и развитие института добрачного поведения связано с историей развития институтов брака и семьи. Одним из базовых факторов, способствовавших зарождению социального института добрачного поведения, является появление первых запретительных и ограничительных норм, регулирующих половые отношения и представляющие собой требования к добрачному поведению и поиску брачного партнера. Привычными их формами были запреты возрастные, правила экзогамии и эндогамии.

Модель добрачного поведения и те роли, которые приписываются мужчинам и женщинам в добрачном поведении сегодня, являются продуктом эволюции брачно-семейных отношений в целом, результатом естественного и социального отбора, при котором были укреплены те нормы и правила во взаимоотношении между полами, которые лучше приспособились к социокультуре.

Кризисные процессы современного российского общества — депопуляция населения и низкая устойчивость брачно-семейных отношений, рост уровня разводов и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и девиантного поведения — непосредственно влияют на функционирование института добрачного поведения. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как семья не только следствие, но и причинна социально значимых действий.

В современной семье происходит ослабление социально- психологической области, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом выбор брачного партнера определялся интересами рода, семьи, сословия и подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Для юношей и девушек любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение все больше представляют ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак или нет.

6 стр., 2883 слов

Организация социальной работы с семьями безработных

... социальной работы по решению проблем занятости инвалидов, молодежи и женщин ... сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации ... депрессию, склонность к суицидальному поведению. Состояние стресса, вызванное безработицей ... работы. Объект курсового исследования - семьи безработных. Предмет курсового исследования - организация социальной работы с семьями ...

Степень изученности проблемы. Сущность структуры добрачного поведения и добрачные установки рассматриваются в работах А. И. Антонова [1], В. М. Медкова [1], Л. И. Савинова [26], А. Г. Харчева [29] и др.

Социально-психологические и педагогические условия формирования готовности молодежи к браку и семейной жизни содержат работы: С. И. Голода [10], Е. И. Зритневой [16], В. Т. Лисовского [23], Е. Н. Новиковой [24] и др.

В своих работах А. И. Антонов [1], В. М. Медков [1], Л. И. Савинов [27] и другие исследуют брачный выбор как процесс движения через культурные, социальные и психологические фильтры.

Следует также отметить труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам полового воспитания и подготовки молодежи к браку и семейной жизни: Т. В. Виноградова [6], О. А. Воронина [9], В. Т. Лисовский [23] и др.

Влияние семьи на формирование добрачных установок молодежи содержат труды: Антонова [1], Г. М. Ивановой [18], Е. Н. Новиковой [25], Л. И. Савинова [26] и др.

Таким образом, вопросы подготовки молодежи к семейно- брачным отношениям освещаются многими отечественными и зарубежными авторами. Однако недостаточно изученными остаются еще многие особенности добрачного поведения современной молодежи и вопросы ее подготовки к браку. Вне поля зрения ученых оказываются многообразные факторы, влияющие на формирование семейно- брачных отношений, не исследованы особенности подготовки молодежи к семейной жизни в условиях трансформации российского общества. Отсутствует единая, комплексная программа, задействующая различные социальные институты, ориентированная на развитие у подрастающих поколений мотивационно-ценностного и ответственного отношения к семье и браку. В связи этим эффективным инструментом предотвращения дальнейшего усугубления кризиса семьи является целенаправленное воспитание у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения к будущей семейной жизни.

7 стр., 3351 слов

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ 5

... , регулирующие социальную работу с молодежью. Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью, ее правовое ... суждениях, поведении, уверенность, инициативность; 6) духовность как нравственное измерение мыслей, поступков, образа жизни и т ... осознание ценностей и смысла жизни; 7) готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских и ...

Объект курсовой работы — добрачное поведение.

Предмет курсовой работы — структура и динамизм добрачного поведения.

Цель курсовой работы — изучить структуру и динамизм добрачного поведения и выявить перспективные направления деятельности социальных служб по формированию культуры добрачного поведения.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть сущность структуры добрачного поведения;

2) изучить характеристику динамизма добрачного поведения;

3) выявить перспективные направления деятельность социальной работы по формированию культуры добрачного поведения.

Методами исследования являются общенаучные методы — метод анализа, синтеза, анализ литературы, анализ обработки документов, сравнительный анализ и интерпритация полученной информации

Научная новизна работы в том, что систематизированы теоретико- методологические подходы к исследованию структуры добрачного поведения и выявлены перспективные направления деятельности социальной работы по формированию культуры добрачного поведения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования могут служить основой дальнейшего изучения добрачного поведения, его структуры, развития семьи и брака, выбора брачного партнера. Практические рекомендации могут быть использованы в деятельности государственных органов власти, органов управления вузами, школами, социальными службами и центрами, любыми другими учреждениями, работающими с молодежью, семьей, для планирования и организации систематической, целенаправленной подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, а так же для разработки федеральных, региональных, местных проектов и программ. Ряд положений работы могут быть полезны при разработки специальных учебных курсов, ориентированных на подготовку молодежи к браку и семейной жизни.

8 стр., 3866 слов

Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается

... в значительной мере выбранный ею путь. Стратегия поведения, которую семья избирает в ситуа­ции кризиса, связана с ее ... жизни семьи, особенно если он требует специального ухода. Поэтому не упускайте шанс воспользо­ваться помощью специалиста по социальной работе. ... как стихийно складываются его взаимоотношения со сверстниками. Линия поведения родителей должна быть выбрана с учетом как ин­дивидуальных ...

?

1 Сущность структуры добрачного поведения

Заключению брака и образованию семьи предшествует длительный процесс «примерки». Молодые люди, иногда еще на школьной скамье, знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в наше время молодежь заключает браки после 20—25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени на «примеривание» друг к другу у нее вполне хватает.

Добрачный период посвящен тому, что подростки и юноши набираются жизненного опыта. Это очень важный и ответственный период жизни. Его неправильно сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые люди женятся сразу же после школы — иногда из-за страстной любви, иногда из-за ранней беременности, — то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает «погуливать» или засматриваться на других девчонок. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто «не нагулялись». Это означает, что круг потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчетам, останавливается на цифре 3—5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют «психологическим конвейером». Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор потенциальных партнеров также вреден, как и недобор.

Иногда, но очень редко, женятся с первого раза. Это называется любовью с первого взгляда. На сей счет нет точной статистики, но учитывая вероятность выпадения вообще всяких редких событий, можно считать, что любовь с первого взгляда не превышает 1—3% от общего числа браков. Удачным нужно считать только такой вариант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь. А это происходит совсем редко[20, 33].

8 стр., 3641 слов

Влияние детских травм на поведение личности во взрослой жизни и паттерны реагирования в отношениях

... выводы: .Детская травма влияет на мироощущение и поведение человека во взрослой жизни. .Травматические переживания возобновляются при похожих ситуациях в ... уже не в силах адекватно справляться с семейными и социальными отношениями. Он втягивает других людей в свои неразрешенные ... , 2011. - 253 с. .Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд - во ВЛАДОС ...

В добрачном поведении закладываются основы будущих семейных отношений, ценностных ориентаций супругов. Так как добрачное поведение предполагает общение двух полов (юноши и девушки, мужчины и женщины), то оно и зависит от того, что представляет собой каждый из субъектов отношения.

Л. И. Савинов предлагает следующую структуру добрачного поведения (рисунок 1)…

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения теоретико-методологические подходы исследования структуры добрачного поведения нами была достигнута цель исследования. Мы пришли к ряду выводов.

Добрачное поведение это одна из важнейших сфер взаимоотношений людей, так это определяющий и в то же время подготовительный этап брака и семьи. Задача изучения добрачного поведения весьма сложна. Это обусловлено сложностью добрачного поведения как социально-психологической системы. Понятие добрачного поведения определить непросто, так как сложно очертить границы этого явления. Невозможно определить все ценности и стереотипы, входящие в структуру этого поведения так как добрачное поведение включает в себя большое число возможных отношений, взаимосвязей, в формировании которых участвует значительное количество личностных особенностей молодежи, социальное окружение, в частности — семья, традиции, обычаи, социально-экономические условия и т. д. Отсутствует единый подход к понятию «добрачного поведения» и выбора брачного партнера, единое понимание его сущности и структуры. Затрудняет изучение добрачного поведения скрытность (интимность) многих происходящих в нем событий, а так же их изменчивость, отсутствие четких контуров.

На добрачном этапе формируются добрачные установки, то есть представления о будущей семейной жизни, о том, как будут распределяться роли и функции в семье, представления о количестве детей. От брачного поведения конкретного человека зависит будущее семьи, так как именно на данном этапе человек выбирает брачного партнера, строит представления о будущей брачной жизни. Об актуальности исследования добрачного поведения свидетельствует наличие множества научно-исследовательских работ. Добрачное поведение относится к начальному этапу развития семьи, и успех данного этапа зависит от многих факторов. На данном этапе необходимо достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним, приобрести навыки готовности к браку, сформировать позитивные добрачные установки.

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов. Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью ...

Выбор брачного партнера может иметь различную интенсивность, длительность, опираться на разные стимулы, но не перестает при этом быть процессом, основой которого является система добрачного поведения. На выбор могут оказать существенное влияние объективные обстоятельства — жизненные ситуации, которые не вошли в систему добрачного поведения и являются для индивида неожиданными. Между обстоятельствами и ценностными ориентациями индивида складывается целый спектр отношений — от непримиримых противоречий до полного взаимопонимания.

Можно сказать, что семья была и будет основным естественным социальным институтом, берущим на себя заботу о воспитании будущего поколения и подготовки его к браку и семейной жизни. И если семья не способно выполнять данные задачи, то возникают большие проблемы, затрагивающие все общество. Как бы не был хорош институт, замещающий семью, но ребенку это не может всецело заменить любовь родителей, опыт семейной жизни естественный и живой, а не искусственно созданный в социальном учреждении. Однако в условиях кризиса в современном обществе не все семьи справляются с конструктивной подготовкой молодежи к браку и семейной жизни.

В настоящее время необходимо совершенствовать направления социальной работы по формированию культуры добрачного поведения. В деле воспитания подрастающего поколения большое значение имеют как внешние факторы: действия государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов регионального и местного самоуправления, территориальных органов социальной защиты семьи, материнства и детства; реабилитационных центров для детей и подростков; женских консультаций; поликлиник; библиотек; центров культуры и детского творчества и т. д. Так и внутренние факторы — воспитание в семье.

В настоящее время опыт социальных служб по формированию культуры добрачного поведения, но он мало распространен, нуждается в теоретической доработке и систематизации, практической апробации. Социальные работники должны сделать все возможное, чтобы подготовка к браку проходила в наиболее привычной и традиционной обстановке, то есть в лоне семьи. Поэтому основной акцент следует делать на социальной работе с самими родителями привитии им основных навыков о специфике добрачной подготовке, чтобы сами родители могли в последствии конструктивно готовить своих детей к браку в лоне семьи. До родителей очень важно донести, что если они не будут заниматься формированием конструктивных добрачных установок своих детей, заниматься сексуальным просвещением своих детей, то это «сделает улица» и не факт, что эти установки будут конструктивны, скорее наоборот.

Также необходимо активизировать и социальную работу с семьей по формированию культуры добрачного поведения, так как нельзя требовать от родителей того, чего они не знают или не умеют. Несмотря на то, что теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество методов социальной работы, которые зависят от многообразия общесемейных и личностных потребностей, интересов, ценностей, в настоящее время является актуальной более детальная разработка специальных направлений деятельности социальных служб по формированию культуры добрачного поведения. Социальная работа с семьей должна быть разносторонней, а в повышении педагогической культуры родителей, направленной на повышение знаний в области добрачной подготовки подрастающего поколения, нуждаются все семьи, в том числе относящиеся к разряду благополучных, так как проблемы в воспитании детей, проблемы в формировании неадекватных добрачных установок могут быть в любой семье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антонов А. И. Социология семьи: учебник / А. И. Антонов, В. М. Медков. — М: изд-во МГУ: изд-во междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. — 304 с.

2. Арутюнян Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян. — М., 1998. — 159 с.

3. Басов Н. Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. — М.: Дашков и К, 2007. — 328 с.

4. Васильева А. К. Семья и функции / А. К. Васильева. — Томск, 1975. — 49 с.

5. Васильева А. К. Структура семьи / А. К. Васильева. — М., 1988. — 341 с.

6. Виноградова Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. — 2003. — № 2. — С. 63−71

7. Владин В. Гармония семейных отношений / В. Валдин, Д. Капустин. — М, 1987. — 344 с.

8. Волкова А. Н. На пороге семьи / А. Н. Волкова, В. И. Шпильбанс. — Л., 1989 — 511 с

9. Воронина О. А. Традиционные, философские, социологические и психологические теории пола / О. А. Воронина // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций сб. ст. / под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. — 416 с.

10. Голод С. И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпритация / часть 2 / С. И. Голод // Человек. — 2004. — № 5. — С. 152−159

11. Гребенников И. В. Семейное воспитание: краткий словарь / И. В. Гребенников. — Томск, 1990. — 37 с.

12. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Т. А. Гурко // Социологические исследования. — 1982. — № 2 — С. 88−92.

13. Гуров В. Н. Социальные службы семьи и семья: методическое пособие / В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. — М., 1995. — 142 с.

14. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы / М.Н. Гуслова. — М.: Академия, 2007. — 160 с.

15. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы: учебное пособие — М.: Академия, 2007. — С.62−64.

16. Зритнева Е. И. Социально-психологические основы и педагогические условия формирования готовности молодежи к браку и семейной жизни / Е. И. Зритнева // Семейная психология и семейная терапия. — 2005. — № 3. — С. 14−28.

17. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. — М.: Академия, 2004. — 224с

18. Иванова Г. М. Психологические особенности семейного воспитания / Г. М. Иванова, Ю. О. Колтунова // Семейная психология и семейная терапия. — 2006. — № 3. — С. 15−22.

19. Клецина И. С. Гендерный поход в системе психологического образования. Практикум по гендерной психологии. М.: Москва, 2005. 129 с.

20. Кравченко А. И. Семейные отношения: учеб. пособие / А. И. Кравченко — СПб: из-во СПб ун-та, 1999. — С. 13−15.

21. Кузнецова, М. В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей / М. В. Кузнецова. — М., 1995−211с

22. Кураев А. Мужчина и женщина в Книге Бытия / А. Кураев // Альфа и Омега, 1996. № 2−3.

23. Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья: социологические исследования / В. Т. Лисовский. — СПб.: Наука, 2003. — 368 с.

24. Новикова Е. Н. Влияние семьи на формирование добрачных установок молодежи / Е. Н. Новикова // Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальность Междувуз. сборник научных трудов. Вып. 4. — Саранск: Ковылк. тип., 2004. — С. 103−105.

25. Новикова Е. Н. Гендерная ассиметрия в традиционной модели организации семьи и подготовки к браку / Е. Н. Новикова, А. А. Полежаева // Женщина в политике и общесве: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2005. — С. 18−20.

26. Савинов Л. И. Семьеведение: учеб. пособие / Л. И. Савинов — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 196 с.

27. Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / Л. И. Савинов; науч. ред. В. В. Петров. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 144 с.

28. Станиславская И. П. Формирование образного представления партнера в семейных отношениях у девочек младшего школьного возраста / И. П. Станиславская, М. В. Захарова // Психология и педагогика — новая интеграция: материалы 24 — й научной конференции СПб ГАФК. — СПб., 2008. — С. 69−72.

29. Харчев А. Г. Семья и общество / А. Г. Харчев, Н. Ф. Богословский, М. С. Мацковский и др. — М.: Наука, 1982. — 128 с.

30. Шеляг, Т. В. Современная семья и общество. — М.:СТИ, 1999. — С.171−184.

31. Шеляг, Т. В. Современная семья и социальная работа / Т.В. Шеляг. — М., 1998. — 242 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector