Стаж работы в системе образования

О результатах исследования образовательных запросов слушателей курсов повышения квалификации

Аналитическая записка

Выполнила:

Студентка группы 41ф

ф-та иностранных языков

ФИО

Проверила:

к.п.н., доцент

Цвелюх И. П.

Красноярск, 2011

В Министерство образования и науки Красноярского края

Министру образования и науки

В.В. Башеву

Аналитическая записка по результатам исследования образовательных запросов слушателей курсов повышения квалификации

Исследование проводилось сотрудниками лаборатории мониторинга качества образования совместно с учебной частью с января по декабрь 2010 года.

В исследовании образовательных потребностей в 2010 году приняли участие около 800 респондентов как в ИПК, так и в ресурсных центрах. Из них 34.2% менеджеры, 42.3% учителя, 23.5% работники образования, осуществляющие воспитательные функции.

Исследование показало, что в основном, в школах края работают дипломированные специалисты. Среди учителей, их 85.3%, среди воспитателей различных категорий, их процент немного меньше, 74.4%

Как видно из таблицы 1, не специалистов среди учителей — 14.6%, чуть больше половины из них, 7.8%, имеют высшее не педагогическое образование и 6.8% - среднее.

Среди воспитателей процент не специалистов составляет почти четверть, 25.6%.

12.4% из них имеют высшее образование и 14.7% - среднее не педагогическое.

Таблица 1

учителя специалисты 85.3% не специалисты 14.7%
высшее среднее высшее среднее
73.3 11.2 7.8 6.9
воспитатели Специалисты 74.4% не специалисты 25.6%
высшее среднее высшее среднее
21.7 51.2 12.4 14.7

Лишь 4.5% менеджеров имеют управленческую подготовку, полученную в ДВГУ или других вузах. Есть запрос у менеджеров образования на специальные управленческие дисциплины, что подтверждается их большим интересом к вопросам, касающихся проблем управления.

В таблице 2 мы даем возрастной состав слушателей в 2010 году в процентах (из указавших свой возраст)

Возрастной состав слушателей курсов в ИПК в 2010 г.

Таблица 2

возраст менеджеры учителя воспитатели
До 30 лет 6.8 3.0 11.4
30−50 лет 66.2 40.4 48.8
50 и более 27.0 52.6 39.8

Как видно из таблицы, четверть менеджеров в возрасте более чем 50 лет, и подавляющее большинство — 66.2% в возрасте от 30 до 50 лет.

Cреди учителей — половина, 52.6%, в возрасте 50 лет и более, и 40.4% в возрасте от 30 до 50 лет. Невысокий процент слушателей в возрасте до 30 лет настораживает, особенно в сравнении с предыдущим годом.

Для сравнения мы даем таблицу возрастного состава слушателей ИПК за два года, 2009 и 2010. В 2009 году исследование проводилось без учета деления на специальности, поэтому в таблице сравниваем общее количество слушателей ИПК.

Таблица 3

возраст динамика
До 30 лет 12.6 7.4 -5,2
30−50 лет 56.7 51.9 -4,7
50 и более 30.7 39.8 +9,1

Как видно из сравнительной таблицы 3, слушателей в возрасте до 30 лет в 2010 году было меньше на 5,2%, от 30 до 50, меньше на 4,7%, а в возрасте 50 и более лет, больше на 9,1%. Это может объясняться как увеличением возраста педагогов в целом по стране, (так и цикличностью в переподготовке ?)

Стаж работы в системе образования

Таблица 4

возраст менеджеры учителя воспитатели
До 2 лет 5.1 1.7 2.3
2 -5 7.1 0.9 4.7
5 -10 17.7 6.9 14.7
10−20 26.3 35.3 21.7
20 и более 43.9 51.7 57.4

Небольшое количество респондентов со стажем работы до 2 лет (от общего числа респондентов они составляют в среднем 9.1%) объясняется тем, что повышать квалификацию необходимо один раз в пять лет, и в первые пять лет специалисты, как правило, на переподготовке не бывают.

В основном, в красноярских школах работают специалисты со стажем 20 лет и более. Их половина среди учителей, 51.7%, чуть больше половины, 57.4%, среди воспитателей и 43.9% среди управленцев.

Сравнительная таблица стажа работы слушателей в 2009 и 2010годах

Таблица 5

возраст 2009 год 2010 год Динамика
До 2 лет 4.6 3.2 -1,4
2 — 5 лет 9.0 4.5 -4,5
5 — 10 лет 14.0 13.4 -0,6
10 — 20 лет 38.8 27.8 -11,0
20 и более 36.3 51.1 +14,8

В таблице № 5 мы сравниваем данные по стажу работы слушателей за два года. За прошедший год резко увеличилось количество слушателей со стажем более 20 лет. Динамика их роста составила 14,8%. (Такое увеличение подтверждает и исследование возраста наших респондентов в вопросе № 3, сравнительная таблица 4).

По типу ОУ респонденты представлены следующим образом:

Таблица 6

Тип ОУ менеджеры учителя воспитатели
ДОУ - 9.6 62.0
Начальные ОУ 5.0 Не обследовались в 2010г
Основные ОУ 14.6 10.3 3.9
Средние полные ОУ 55.6 74.1 9.3
Гимназии 2.0 3.4 0.8
Лицеи 1.0 0.9 -
Прочие ОУ 12.1 7.8 24.0

Обучение в ИПК проходят менеджеры практически всех типов ОУ. Три четверти учителей представляют средние полные ОУ, а остальные — другие типы образовательных учреждений.

В таблице 7 находятся сведения о месте расположения образовательных учреждений, которые представляют наши респонденты.

Таблица 7

ОУ менеджеры учителя воспитатели
Городские ОУ 37.9 44.0 59.7
Поселковые ОУ 22.2 19.0 17.8
Сельские ОУ 39.9 25.0 22.5

Все категории специалистов представлены достаточно ровно. Как городские, так и сельские менеджеры и учителя используют возможность обучаться на курсах ПК. Среди воспитателей этой возможностью чаще пользуются представители городских ОУ.

В вопросе № 12 респондентам было предложено проранжировать по значимости для них области профессиональной деятельности, в рамках которых они хотели бы повысить свой профессиональный уровень. Учителя из 12 предложенных областей профессиональной деятельности в первой пятерке заявили: 11 в 2009 г. и 10 в 2010 г.

Сравнительная таблица рейтинга образовательных потребностей учителей
2009 и 2010 г. г.

Таблица 8

Образовательная область динамика
Методика обучения 20.6 +15,6
Образовательные технологии 15.2 16.9 +1,7
Проблемы воспитания в школе 6.8 -6,2
Содержание преподаваемого предмета 8.6 15.9 +7,3
Практическая психология образования 8.6 4.5 -4,1
Образовательные стандарты 8.6 1.2 -7,4
Правовое образование 4.3 2.2 -2,1
Исследовательская деятельность учителя 4.3 5.3 +1,0
Экономика образования 2.2 2.9 +0,7
Информационные технологии 21.7 15.0 -6,7
Проектирование своей профессиональной деятельности 6.5 8.7 +2,2

Несколько изменились запросы слушателей в сравнении с прошлым годом.

Возросший интерес к методике обучения должен стать предметом размышления методистов при составлении планов курсовой подготовки. Учителя абсолютно точно формулируют свой запрос: на первом месте методика обучения (20.6), на втором — образовательные технологии (16.9), на третьем — содержание преподаваемого предмета (15.9) и информационные технологии (15.0).

Эти области знаний имеют большой отрыв по рейтингу от остальных.

Информационные технологии уступили первое место методике обучения и сместились на четвертое место. Вероятно потому, что блок информационных технологий включался в программу практически всех курсов как в ИПК, так и в ресурсных центрах в течение нескольких лет, и в связи с тем, что компьютеры стали более доступны для педагогов, интерес к этой проблеме снизился по сравнению с прошлым годом на 6.7%.

С третьего на шестое место ушли проблемы воспитания, а практическая психология опустилась с четвертого на восьмое место. Экономика, право и образовательные стандарты заняли, соответственно, девятое, десятое и одиннадцатое место в первой пятерке наиболее востребованных областей знаний.

Во второй половине 2010 года учителя стали активно интересоваться программами элективных курсов, их содержанием, способами контроля деятельности при безоценочной системе обучения, технологиями обучения.

Методистам необходимо более внимательно отнестись к запросам слушателей, т.к. проблемы в этих областях профессиональной деятельности сложны для самостоятельного изучения, но они могут быть решены через курсовую подготовку.

Проблемы менеджеров заявлены в восьми областях. В таблице 9 они расположены в соответствии с их рейтингом.

Таблица образовательных потребностей менеджеров

Таблица 9

Области профессиональной деятельности, вызывающие наибольший интерес Рейтинг проблем
Проектирование своей профессиональной деятельности 23.2
Психология образования и психология управления 19.6
Информационные технологии 15.8
Организация исследовательской деятельности 14.6
Менеджмент 11.0
Методика преподавания 10.4
Проблемы воспитания 2.8
Содержание преподавания 2.6

По — прежнему актуальны как для молодых, так и для опытных руководителей знания в области управления. В первой тройке, как и у учителей, абсолютно точный запрос на проектирование своей профессиональной деятельности, так называемый, самоменеджмент — 23.2 балла, психологию образования и управления — 19.6 балла, менеджмент — 15.8 балла. Проблемы перехода на профильное обучение не вызывают такой большой тревоги у менеджеров, как в прошлом году, поэтому они не вошли даже в первую пятерку наиболее важных проблем менеджеров, хотя следует отметить, что появился интерес к программам элективных курсов и их экспертизе.

У воспитателей заявлены девять основных проблем, которые они хотят решать через систему курсовой подготовки.

Таблица образовательных запросов воспитателей

Таблица 10

Области профессиональной деятельности, вызывающие наибольший интерес Рейтинг проблем
Информационные технологии 24.2
Проектирование профессиональной деятельности 17.1
Методика 16.6
Проблемы воспитания 15.1
Психология 11.6
Образовательные технологии 10.6
Менеджмент 9.1
Исследовательская деятельность 7.6
Право 3.5

С четвертого, в 2009 году, на первое место (24.2 балла) переместился запрос воспитателей на освоение информационных технологий. Это, по всей вероятности, и личный интерес специалистов к ним, и видимая ими перспектива их использования в педагогическом и воспитательном процессе. По — прежнему высок интерес к планированию собственной профессиональной деятельности (17.1 балла), в частности, ведению документации, анализу работы, учебному планированию. Методика обучения заняла третье место (16.6 балла).

Неожиданно высокий интерес у воспитателей вызвала такая область, как менеджмент — 9.1 балла, что соответствует седьмому месту. Не вошли в первую пятерку, но по-прежнему актуальны для воспитателей проблемы девиантного поведения и профилактики злоупотребления психоактивными и наркотическими веществами.

В вопросе № 9 слушатели называли те компетентности, которые они хотели бы получить. Мы представляем их в сводной таблице для всех категорий слушателей в 2010 году.

Востребованность компетентностей

Таблица 11

* менеджеры учителя воспитатели
аналитическая 55.0 31.0 19.9
проектировочная 58.3 56.0 30.7
прогностическая 46.6 14.7 16.4
диагностическая 56.8 34.5 41.4
рефлексивная 23.3 16.4 9.0
коммуникативная 20.0 33.6 24.1

Практически у всех категорий актуальна проектировочная компетентность. И менеджеры, и учителя и воспитатели видят перспективы использования проектирования в учебном и в воспитательном процессах. Диагностикой (56.8) и аналитикой (55.0) в первую очередь хотят овладеть управленцы. У учителей и воспитателей высокий запрос на коммуникативную компетентность (33.6 балла и 24.1 балла соответственно), причем на протяжении ряда лет у воспитателей всегда был высокий запрос именно на неё. Наибольший интерес для воспитателей представляет диагностическая компетентность (41.1 балла).

В вопросах № 7 и № 9 использовался метод ключевых определений. Слушателям предлагалось дополнить понятия или дать их собственное понимание некоторых терминов. В таблицах № 12, № 13, № 14 мы поместили итоговые результаты.

Ключевые определения
Менеджеры

Таблица 12

+ правильно неправильно нет ответа
компетенция компетентность квалификация 65.6 3.4
методика технология 56.2 15.6

Более четверти менеджеров понимают термины компетенция, компетентность и квалификация неверно. Термины методика и технология правильно понимают только 28% слушателей. У 56.2% ответ неверный, а 15.6% не дали никакого ответа.

Учителя

Таблица 13

+ правильно неправильно нет ответа
компетенция 19.8 62.7 17.2
компетентность 31.7 52.4 15.1
квалификация 44.4 43.7 11.9
методика 22.2 50.0 27.8
технология 14.3 52.4 33.3

Самым сложным для учителей оказался термин технология, лишь 14.3% педагогов дали правильный ответ, на втором по сложности месте термин компетенция — 19.8% правильных ответов, 77.8% неправильно понимают термин методика. Сложность вызывает и термин компетентность, правильно понимают который лишь 31.7% педагогов.

Воспитатели

Таблица 14

+ правильно неправильно нет ответа
компетенция 17.1 52.0 30.9
компетентность 20.2 41.2 38.6
квалификация 32.4 46.5 21.3
методика 12.3 54.9 32.8
технология 9.5 48.0 42.5

Предпочтительными формами повышения квалификации были названы:

44.5% - очно в ИПК;

18.3% - годичные курсы на базе муниципальной методической службы или в Ресурсных центрах;

18.1% - очно на базе муниципальной методической службы;

6.8% - стажировка;

6.5% - индивидуальная образовательная программа;

5.8% - дистанционно.

По-прежнему степень доверия ИПК велика — 44.5%, доверяют Ресурсным центрам и ММС 36.4% слушателей. Снизилась, по сравнению с прошлым годом, почти на 10% заявка на стажировку, но появился интерес к обучению по индивидуальной образовательной программе — 6.5% и дистанционно, 5.8%.

Менеджерам были предложены 6 разделов их профессиональной деятельности, в которых они могут испытывать трудности.

В разделе управление персоналом определились 18 проблем. 8 из них касаются психологии управления, 2 школоведения, 8 управления персоналом.

В разделе организация учебно-воспитательного процесса выявлено 20 проблем. Большинство из них (11) касаются организации и оптимизации методической работы в школе, 4 — системы работы ЗД УВП (отчетность, составление расписания, мониторинг), работа с родителями.

Проблемы в области организации научно-методической работы в ОУ следующие: прогнозирование, педагогическая диагностика, мотивация исследовательской деятельности учителя и ученика и др.

Правовые и финансовые аспекты деятельности ОУ выявили 12 проблем: разработка локальных актов и другой нормативно-правовой документации, привлечение дополнительных инвестиций для реализации программ развития, самостоятельное финансирование, внебюджетные фонды, финансовое обеспечение ремонта ОУ и т. п.

В информационных технологиях — программы «Директор», «ОШ», Интернет, и возможности их использования в управлении.

В области организации хозяйственной деятельности интересует лишь 3 вопроса: оформление и заключение договоров, самостоятельная хозяйственная деятельность и создание условий «безопасной школы».

В разделе профильная школа проблемы такие: организация работы в сельской школе, разработка и реализация программ элективных курсов, профильная предметная подготовка, сетевое взаимодействие в условиях села, подготовка специалистов для работы в профильных классах

Социальное партнерство, разработка и внедрение программ выявило 10 проблем. Среди них создание программ развития, построение партнерских и шефских связей, стратегическое планирование, социальное проектирование и т. п.

Самой сложной для института областью при организации курсовой подготовки является финансовые аспекты деятельности ОУ. По-прежнему не хватает специалистов в области экономики образования. Все остальные проблемы менеджеров силами специалистов института могут быть решены.

Проблемы специалистов — воспитателей лежат в области вопросов возрастной и специальной психологии, конфликтологии, работы с детьми с девиантным поведением, использованием метода проектов в деятельности, различной профилактической работы, работы с родителями и организации внеклассной деятельности.

Проблемы, которые хотел бы решать через курсовую подготовку учитель лежат в нескольких областях: методика обучения предмету, новые образовательные технологии, социальное проектирование, овладение и использование информационных технологий, работа с родителями, психология, проектирование своей профессиональной деятельности.

К сожалению, практика организации курсовой подготовки пока еще не основывается на глубоком анализе образовательных потребностей слушателей. Почти 10% респондентов отмечают, что по окончании курсов они так и не смогли получить ответы на интересующие их вопросы. Имея негативный опыт общения, станут ли они потребителями наших услуг через пять лет?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector