Соотношение семейных и профессиональных ценностей в жизненных планах студентов младших курсов вузов

Содержание

Введение ……………………………………………………….….…….3

ГЛАВА 1. Семейные и профессиональные ценности как социальное явление и научная проблема.

1.1. Понятие «ценности» в контексте различных психологических теорий ..………………………………………..…………………………….7

1.2. Проблема семейных и профессиональных ценностей в жизненных планах студентов младших курсов вузов……..………………13

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение соотношения семейных и профессиональных ценностей в жизненных планах студентов младших курсов

2.1. Описание процедуры и методик исследования ………….….17

2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов .…………….19

Заключение…………….…………………….…………………………30

Библиографический список…………..…………………………….31

Приложения.

Введение

Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Юношеский возраст — это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, — в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом. Жизненный план — это представление человека о желаемом образе жизни, т.е. социальном, профессиональном, семейном статусе, а также о путях и способах его достижения [9; 207].

Говоря о ценностях, чешский исследователь Я. Гудечек (1988) выделяет две основные их функции: 1) ценности — это часть сознания, при этом та его часть, без которой нет личности; 2) ценности мотивируют деятельность и поведение личности. Исходя из этого, ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, способствует пониманию того, как и почему определенные явления и предметы находят отражение у конкретного человека в его системе ценностей, как он ориентируется в этой системе, что, в свою очередь, ориентирует человеческое поведение [4; 8-9]. Наиболее значимыми ценностями в жизни каждого человека являются семья и профессия. В разные периоды возрастного развития личности одна из этих ценностей становится превалирующей, но это не означает, что вторая при этом перестает быть значимой. Применительно к юношескому возрасту можно сказать, что на первый план выходит проблема профессионального выбора и получение профессионального образования. Создание собственной семьи до приобретения профессии перестает быть актуальным.

7 стр., 3168 слов

Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Биоэтика

... жизни человека 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека 4. Биоэтика Список литературы 1. Человек в системе животного мира Человек ... эмбриона, ценность жизни плода; аборт ... жизни человека Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. «Самоактуализирующейся личности ...

Таким образом, вопрос о соотношении семейных и профессиональных ценностей в жизненном плане студентов младших курсов, а также гендерные различия этих ценностей у юношей и девушек — вопрос интересный, противоречивый и не до конца разработанный в современной науке.

К сожалению, данная проблема не получила должной разработки и в психологии. В большинстве социально-психологических и психолого-педагогических исследований изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте (О.И. Зотова, 1975); роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, 2001); взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (Мерлин В.С., 1986).

Что касается ценностных ориентаций в сфере профессионального самоопределения студентов, то можно выделить такие исследования и работы, как А.И.Донцов «Выбор профессии и жизненная перспектива», В.Е. Семёнов «Ценностные ориентации современной молодёжи». Проблема семьи и семейных ценностей отражается в трудах таких отечественных психологов,Э как Т.в. Андреева (2003, 2006), О.А. Карабанова (2004, 2006), Н.В. Дружинин (2004), В.М. Целуйко (2003, 2007, 2008), Л.Б. Шнейдер (2000, 2003, 2006) и другие.

Как предмет научно — психологического исследования профессиональные и семейные ценности изучаются разными авторами, и, к сожалению, ни в одной из доступных нам по данным проблемам работ не встречается их комплексное или сравнительное рассмотрение.

3 стр., 1088 слов

Концепция воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни

Дроганов Виктор Иванович, врач, семейный психотерапевт, поликлиника №3 г.Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика. Формирование сознательной активной личности – важнейшая задача государства. В её решении – ключ к выполнению всех других задач - производственно–экономических, социально–политических, к дальнейшему подъёму всех сфер общественной жизни. В 2000 году Министерством просвещения ПМР ...

Исходя из актуальности и значимости проблемы соотношения различных ценностей, недостаточности их научно-психологической разработанности, мы определили тему своего исследования «Соотношение семейных и профессиональных ценностей в жизненных планах студентов младших курсов вузов».

Целью своей работы мы определили выявление соотношения семейных и профессиональных ценностей в жизненных планах студентов младших курсов.

Объектом нашего исследования выступили жизненные планы студентов.

Предмет исследования — семейные и профессиональные ценности в структуре жизненных планов студентов младших курсов вузов.

Приступая к исследованию, мы предположили, что у студентов младших курсов среди важнейших жизненных ценностей на первом месте стоят профессиональные ценности, а на втором — семейные ценности. Причем у юношей и у девушек нет существенной разницы в иерархии профессиональных и семейных ценностей. В этом заключалась наша рабочая гипотеза.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили постановку и решение следующих задач:

1. Изучить научную литературу по данной теме и провести её теоретический анализ.

2. Подобрать необходимые методики и провести эмпирическое исследование.

3. Проанализировать полученные результаты, дать им психологическую интерпретацию.

База исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе первых — вторых курсов факультетов «Психология и социальная работа» , «Безопасность жизнедеятельности» педагогического университета города Волгограда. Экспериментально-диагностической работой было охвачено 50 студентов (25 юношей и 25 девушек).

С учетом цели, задач, объекта и предмета исследования составлялся методический аппарат и подбирался соответствующий диагностический инструментарий. Выявление изучаемых параметров осуществлялось с помощью следующих методов и специальных методик:

1. Включенное наблюдение в группе однокурсников.

2. Опрос на основе авторского варианта анкеты. (Приложение 1).

3. Тестирование с использованием теста — опросника И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей»

8 стр., 3832 слов

Изучение социальных ценностей личности

Контрольная работа по дисциплине Методики социально-психологической диагностики на тему Изучение социальных ценностей личности Содержание Введение Методика «Ценностные ориентации личности» Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Тест юмористических фраз Заключение Литература Введение Мотивы - это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если ...

Структура и объем работы. Работа общим объемом 32 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 16 наименований, и приложений.

Глава 1. Семейные и профессиональные ценности как социальное явление и научная проблема

1.1. «Ценности» в контексте различных психологических теорий

Проблема изучения ценностей личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики.

Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [3,27].

В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) Ценность — как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.

в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [3, 28-30].

Понятию «ценность», как одному из структурных компонентов личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Суперэго» Фрейда представляет собой, по существу, хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установок, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения — оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда, «суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению» [цит. по 4, 22].

8 стр., 3632 слов

Проблемы личности, общения в российской психологии

Министерство образования и науки РФ Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ярославский филиал Реферат по деловому общению Проблемы личности, общения в российской психологии Работу выполнила Сивякова Е.В. 3 курс II ВО Ярославль 2006 План Введение … 3 Понятие и структура личности в психологии… 5 Исследования личности в отечественной психологии… 9 Личность и общение… 12 Проблема ...

Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей — смысловых образований ставится представителями гуманистического направления.

Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация — стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По А. Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности [26]. А. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены» [цит. по 4,109]. Он выделяет две группы ценностей:

а) ……..

Библиографический список

1. Бабина, А.А. Формирование профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении [текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л.А. Бабина; Тюмен. гос. ун-т; науч. рук. Э.Ф. Зеер. — Тюмень, 2008. — 24 с.

2. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. — М.: Знание, 1991. — 78 с.

3. Васина, Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Автореф. канд.дис. — СПб, 1993. — 25-30 с.

4. Горбатенко, Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников /Т.М. Горбатенко // Вопросы психологии. — 1988. — № 2.

5. Гудечек Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистическом обществе. — М., 1989.

6. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. — М., 1989. — 79 с.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалёв. — М., 1988. — С. 9 — 14.

8. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28-38.

9. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Психология. Полный энциклопедический справочник / Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб, 2007. — 896 с.

10. Основы теории и практики профориентации: Руководство к лабораторному практикуму / Ленингр. гос. пед. ин-т; сост. В.И. Балахин, В.П. Заяц. — Л., 1990. — 170 с.

11. Собкин, В.С. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере / В.С. Собкин, А.М. Грачева, А.А. Нистратов// Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 23-31.

12. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно — смысловая сфера личности / Серый А.В., Яницкий М.С. — Кемерово. — 1999. — С. 72-77.

13. Толстых, Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

14. Целуйко, В.М. Методики изучения профессиональных интересов и склонностей старшеклассников / В.М. Целуйко. — Волгоград, 1992.

15. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. — Волгоград, 2003. — С. 235.

16. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в юности / П.А. Шавир. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.