Морозова К. В

ГОУ ВПО

Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева

Исторический факультет

Кафедра Религиоведения

Курсовая работа

«Философско-религиозные взгляды Ф.М. Достоевского»

Выполнила:

студентка III курса 35 гр.

Морозова К.В.

Научный руководитель:

Гиндер В.Е.

Красноярск 2011

Введение…3

Глава 1. Биография ф.М. Ф.М. Достоевского и особенности его творчества.5

Глава 2. Философско-религиозные взгляды ф.М. Ф.М. Достоевского…14

2.1. Бытие Бога и безбожие…14

2.2. Религиозное Откровение…18

2.3. Отношение к церкви …21

Заключение…23

Библиография…24

Введение

Актуальность. Произведения Ф.М. Достоевского и сегодня остаются актуальными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ф.М. Достоевский — не просто писатель своего времени, он — религиозный мыслитель, чьи философские идеи потрясают читателей и в настоящее время.

Ф. М. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к сложным запутанным ситуациям в обществе, а особенно к переломным состояниям в судьбе отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Объект исследования: творчество Ф.М. Достоевского.

Предмет: непосредственно философско-религиозные взгляды Ф.М. Достоевского.

Цель: выявить философско — религиозные взгляды Ф.М. Достоевского.

Задачи:

1. Изучить биографию Ф. М Достоевского и особенности его творчества.

1 стр., 270 слов

Философско-психологические аспекты творчества

Философско-психологические аспекты творчества. Общие положения: Исследователь психологии творчества Крушинский, указывая на связь творческой продуктивности с наличием в наследственном ...

2. Выявить и проанализировать его философско — религиозные взгляды.

Для достижения поставленных выше задач были использованы следующие методы:

  1. анализ первоисточников и дополнительной литературы, помогающих раскрыть поставленные задачи;
  2. синтез, который позволяет соединить полученную в результате анализа информацию;
  3. индукция — формулирование логического умозаключения путем обобщения данных.

Степень изученности. Творчество Ф.М. Достоевского исследуется с момента выхода его первого произведения. Интерес к его творчеству проявляется у огромного количества исследователей из различных областей деятельности. Это не только филологи (Берковский А. Н, Карякин Ю. Ф, Тарасов Б. Н), а так же и религиозные мыслители философы (Шестов Л, Соловьев В), психологи (Вересаев В., Бахтин М. М), социологи (Кашина Н. В, Бердяев Н. А).

Глава 1. Биография ф.М. Достоевского и особенности его творчества.

Ф. М. Достоевский родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л. Чермака, одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Тяжело пережив смерть матери (1837), Ф. М. Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище, одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

8 стр., 3700 слов

Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье

... психологические особенности развития речи у ребёнка до3-х лет в семье. Цель: изучение психологическихособенностей развития речи у ... особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье»является актуальной на сегодняшний день. Объектом исследовательскойдеятельности ... колледжПсихологические особенности развития речи уребёнка до 3-х лет в семье Выпускная квалификационная работа      ...

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Ф.М. Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.

Закончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

Первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845 году, опубликован Н. Некрасовым в «Петербургском сборнике». Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Ф.М. Достоевского: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Ф. М. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симона).

В 1849 году за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.

После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Ф.М. Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвращают дворянские права, и в отставку в 1859 году он выходит уже в чине подпоручика.

В 1859 году Ф. М. Достоевский получает разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время публикует повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861).

Почти десять лет физических и моральных страданий обострили восприимчивость Ф.М. Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвует в общественной жизни России, выступает против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны «Записки из мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 годов писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789 года, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю" — вот социально-политическая программа Ф.М. Достоевского начала 1860-х.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... переходит к отождествлению сходных объектов на основе сходства общего впечатления от них, а затем и к отождествлению несходных предметов ... детей 3—4 лет, не давало эффекта. Очевидно, эти дети не умели еще осмыслить всю массу впечатлений от преобразуемого объекта, ... перерабо­тать эти впечатления таким образом, чтобы в резуль­тате ...

В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 году, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, начинает работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

В 1867 году Ф. М. Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уезжают за границу: живут в Германии, Швейцарии, Италии (1867−1871).

В эти годы писатель работает над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870−1871), который заканчивает уже в России. В мае 1872 Достоевские уезжают на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии покупают скромную дачу и живут здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874−1875) и «Братья Карамазовы» (1878−1879).

С 1873 года писатель становится ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начинает печатать «Дневник писателя», становится учителем жизни для тысяч русских людей.

7 стр., 3248 слов

Достоевский записки из подполья

... выше расчетов. Достоевский решает проблему «героя из подполья» в гуманистическом ключе. Доброе сердце Лизы перевернуло все взгляды героя. Подполье делает человека беспощадным перед другими людьми. Лизы выше ... человек» как будто старается добиться с его стороны симпатии и благосклонности (captatio benevolentiae), но очень быстро производит на него весьма неприятное впечатление ...

В конце мая 1880 Ф. М. Достоевский едет в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Ф.М. Достоевского была названа И. Аксаковым «гениальной, историческим событием». К сожалению, вскоре здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н. с) 1881 года в Петербурге Ф. М. Достоевский скончался.

Современники Ф.М. Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике от юности и до последних лет жизни. Собранные вместе, эти воспоминания порой поражают своей противоречивостью. Так, А.Е.Ризенкампф вспоминал, что Федор Михайлович «…был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округленным и слегка вздернутым носом». Но А.Я.Панаева, встречавшая Ф.М. Достоевского в те же годы, писала, что он «был худенький, маленький, белокурый». А доктор С.Д.Яновский запомнил его таким: «роста он был ниже среднего, кости имел широкие и в особенности широк был в плечах и в груди…»1. Трудно объяснить такое расхождение в восприятии одного и того же человека разными людьми. Возможно, на общее впечатление от физического облика Ф.М. Достоевского оказывала влияние его «несветскость», некоторая нервозность, застенчивость, особенно в молодые годы.

По многим воспоминаниям можно увидеть, что первое впечатление при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало: внешность неброская, не аристократичная, в лице было что-то болезненное — эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами.

Такое сложное и не очень отрадное впечатление Ф. М. Достоевский произвел и на Анну Григорьевну Достоевскую (Сниткину), когда она впервые, 4 октября 1866 г., пришла к нему для стенографической работы. Двадцатилетней девушке Ф. М. Достоевский показался старым, больным человеком. Он тут же подтвердил последнее впечатление, сообщив о том, что страдает эпилепсией и что недавно перенес припадок. К тому же он был рассеян, несколько раз переспрашивал свою будущую помощницу, как ее зовут. «Я вышла от Ф.М. Достоевского в очень печальном настроении. Он мне не понравился и оставил тяжелое впечатление,»2 — вспоминала Анна Григорьевна много лет спустя о первом знакомстве со своим мужем.

13 стр., 6103 слов

Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

... творчестве Ф.М. Достоевского достоевский маленький человек роман Тему «маленького» человека также затрагивает и Фёдор Михайлович Достоевский. Герои его повестей “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Униженные и ... мечтательность”, у которой также так много чувственных переживаний и “болезненных впечатлений”, а “душа так часто просит слез”. “Как вы мне явились ...

Нужно считать установленным, что творчество Ф.М. Достоевского распадается на два периода — до «Записок из подполья» и после «Записок из подполья». Между этими двумя периодами с Достоевским произошел духовный переворот, после которого ему открылось что-то новое о человеке. После этого только и начинается настоящий Ф. М. Достоевский, автор «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка», «Братьев Карамазовых». В первый период, когда Ф. М. Достоевский писал «Бедные люди», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», он был еще гуманистом — прекраснодушным, наивным, несвободным от сантиментальности гуманистом. Он находился еще под влиянием идей Белинского, и в творчестве его чувствовалось влияние Жорж Занд, В. Гюго, Диккенса. И тогда уже обнаружились особенности Ф.М. Достоевского, но он еще не стал вполне самим собой. В этот период он был еще «Шиллер». Этим именем любил он впоследствии называть прекрасные души, поклонников всего «высокого и прекрасного». Тогда уже пафосом Ф.М. Достоевского было сострадание к человеку, ко всем униженным и оскорбленным. Начиная с «Записок из подполья», чувствуется человек, познавший добро и зло, прошедший через раздвоение. Он делается врагом старого гуманизма, изобличителем гуманистических утопий и иллюзий. В нем соединяются полярности страстного человеколюбия и человеконенавистничества, огненного сострадания к человеку и жестокости. Он унаследовал гуманизм русской литературы, русское сострадание ко всем обойденным, обиженным и падшим, русское чувство ценности человеческой души. Но он преодолел наивные, элементарные основы старого гуманизма, и ему открылся совершенно новый, трагический гуманизм. В этом отношении Ф. М. Достоевский может быть сопоставлен лишь с Ф.В. Ницше, в котором кончился старый европейский гуманизм и по-новому была поставлена трагическая проблема о человеке. Много раз уже указывали на то, что Ф. М. Достоевский предвидел идеи Ф.В. Ницше. Оба они глашатаи нового откровения о человеке, оба прежде всего великие антропологи, у обоих антропология апокалиптична, подходит к краям, пределам и концам.

7 стр., 3053 слов

Имидж делового человека и пути его формирования

... , что он всегда и во всевремена играл и играет в жизни людей огромную роль. Несмотря на то, что самтермин «имидж» возник в ... . Развитие  исущность понятия «имиджа» ……………………………………… 7 2. Имидж делового человека и пути его формирования………………………. 12 Заключение ………………………………………………………………………… 23 Список используемой литературы ……………………………………………… 24 Глоссарий ...

Для определения сути и особенности творчества Ф.М. Достоевского приведем мнение М.М. Бахтина: «При обозрении обширной литературы о Достоевском создается впечатление, что дело идет не об одном авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений нескольких авторов-мыслителей — Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого Инквизитора и др. Для литературно-критической мысли творчество Ф.М. Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философем, представленных его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора. Голос самого Ф.М. Достоевского для одних сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологемы, а не как объект завершающего художественного видения Ф.М. Достоевского»3.

Главные герои Ф.М. Достоевского, действительно, в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного непосредственно значащего слова. Слово героя, поэтому вовсе не исчерпывается здесь обычными характеристическими и сюжетно-прагматическими функциями, но и не служит выражением собственной идеологической позиции автора (как у Байрона, например).

Сознание героя дано как другое, чужое сознание, но в то же время оно не опредмечивается, не закрывается, не становится простым объектом авторского сознания.

Ф. М. Достоевский создал существенно новый романный жанр. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Своеобразие Ф.М. Достоевского не в том, что он монологически провозглашал ценность личности (это делали до него и другие), а в том, что он умел ее объективно-художественно увидеть и показать как другую, чужую личность, не делая ее лирической, не сливая с ней своего голоса. Высокая оценка личности не впервые появилась в мировоззрении Ф.М. Достоевского, но художественный образ чужой личности впервые в полной мере осуществлен в его романах.

У Ф.М. Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал все свои творческие силы. Тема эта человек и его судьба.

В конструкции романов Ф.М. Достоевского есть очень большая централизованность. Все и всё устремлено к одному центральному человеку или этот центральный человек устремлен ко всем и всему. Человек это загадка, и все разгадывают его тайну. Все притягивает эта загадочная тайна. У Ф.М. Достоевского нет ничего кроме человека: нет природы, нет мира вещей, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром, с миром вещей, с бытом, с объективным строем жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Еще близкий ему Н. Страхов заметил: «Все внимание его было устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характер. Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом, с образом их жизни, их чувств и мыслей». В поездке за границу «Ф.М. Достоевского не занимала особенно ни природа, ни исторические памятники, ни произведения искусства»4. Это подтверждается всем творчеством Ф.М. Достоевского. Ф. М. Достоевский, прежде всего, великий антрополог, исследователь человеческой природы, ее глубин и ее тайн. Все его творчество — антропологические опыты и эксперименты.

Ф.М. Достоевского считают криминалистом по темам и интересам. Он больше всех сделал для раскрытия психологии преступления. Но это лишь метод, которым он ведет свое исследование над иррациональностью человеческой природы и несоизмеримостью ее ни с каким строем жизни, ни с какой рациональной государственностью, ни с какими задачами истории и прогресса. Ф. М. Достоевский — огненная религиозная натура и самый христианский из писателей. Но христианин он прежде всего и больше всего в своих художественных откровениях о человеке, а не в проповедях и не в доктринах.

Мир Ф.М. Достоевского — художественно организованное сосуществование и взаимодействие духовного многообразия, а не этапы становления единого духа. Поэтому и миры героев, планы романа, несмотря на их различную иерархическую акцентуацию, в самом построении романа лежат рядом в плоскости сосуществования (как и миры Данте Алигьери) и взаимодействия (чего нет в формальной полифонии Данте Алигьери), а не друг за другом как этапы становления. Но это не значит, конечно, что в мире Ф.М. Достоевского господствует дурная логическая безысходность, недодуманность и дурная субъективная противоречивость. Нет, мир Ф.М. Достоевского по-своему так же закончен и закруглен. Но тщетно искать в нем системно-монологическую, хотя бы и диалектическую, философскую завершенность, и не потому, что она не удалась автору, но потому, что она не входила в его замыслы.

Таким образом, рассмотрев биографию Ф.М. Достоевского и особенности его творчества, мы пришли к следующим выводам:

  1. Ф.М. Достоевский прожил жизнь полную моральных и психологических трудностей, творческих взлетов и падений, перенес множество личных и семейных трагедий, и всё это на фоне сложной политическо-общественной ситуации в России в то время.
  2. По воспоминаниям его современников Ф.М. Достоевский производил впечатление человека застенчивого, особенно в молодые годы, внешность его была неброская, не аристократичная, в лице его было что-то болезненное, он был порой рассеян, часто находился в угнетенном состоянии.
  3. Особенностями творчества Ф.М. Достоевского являются: реализм, углубленный психологизм, централизованность — всё внимание устремлено к отдельной личности, отсутствие логической завершенности.

Глава 2. Философско-христианские взгляды ф.М. Достоевского

2.1 Бытие Бога и безбожие.

Ф.М. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь богочеловека.

Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Ф. М. Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Вопрос о бытии Бога Ф. М. Достоевский считал главным в нашей жизни. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…». «…Вопросы о том, есть ли Бог и есть ли бессмертие… первые вопросы и прежде всего»5. Ф. М. Достоевский не верил в возможность абсолютного атеизма: «Никто не может быть не убежден в существовании Бога. Я думаю, что даже и атеисты сохраняют это убеждение, хотя в этом и не сознаются, от стыда, что ли…»6. Отрицающий Бога попадает в логический тупик: рационально доказать, что Бога нет, он не может — слишком много неизвестного есть еще на Земле. Он начнет нам говорить о пороках церкви, укажет на противоречия в Писании, на слабость древних людей, выдумавших для утешения себе Бога. Но не о Боге будет говорить этот человек, а о людях, их пороках и несовершенствах. Говорит князь Мышкин: «Сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, все мне казалось, что и говорят они… будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то»7. Тем не менее, Ф. М. Достоевский продумывает разные виды приближения к атеизму и следствия из него. Рассмотрим его героев, которые находятся ближе всего к атеистическому мировоззрению. Самый логически последовательный из героев-атеистов- Кириллов. Его Бог измучил до болезни, до помешательства. Он уверен, что «Бог необходим, а потому должен быть», но, с другой стороны, убежден: «…Его нет и не может быть»8.

«Безбожника-то я совсем не встречал ни разу, а встречал заместо его суетливого… — говорит Макар Иванович Долгорукий в „Подростке“. -… Есть такие, что и впрямь безбожники, только те много пострашней этих будут, потому что с именем Божиим на устах приходят»9.

Ставрогин, Верховенский, Раскольников- люди во многом суетливые, хотя для них вопрос о Боге тоже жизненно важный. Они либо Бога не принимают, либо Его забывают и действовать пытаются соответственно. Им не открыта мировая гармония, как Кириллову, и поэтому они чувствуют глубокое разочарование в жизни (Кириллов же был счастливым).

Ставрогину прийти к Богу помешали его гордость и презрение к людям, судьба Верховенского неизвестна, Раскольников, пройдя через очищение страданием, Бога принял. Однако самый сильный богоборец у Ф.М. Достоевского- Иван Карамазов. Он Бога принимает, но мира созданного принять не может, т. е. идет по дороге сатанинского бунта.

Иван Карамазов превосходит Кириллова и по своему духовному развитию, и по своей страсти. Он понял то, что «человекобог», не понял: абсолютное своеволие приведет к страшным последствиям.

Мучения Ивана происходят из-за его неспособности любить людей, своих ближних («разве что дальних») — в этом он признается Алеше. «Иван никого не любит», — говорит про него отец. Мало того, он не верит в Божию любовь к миру и поэтому видит в нем одно зло. Его любовь к человечеству расходится с божественной к людям. «Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству»10. Иван бунтует из вполне гуманных соображений. Он признается в сильнейшей страсти к жизни, но понимает, что с его бунтом жить нельзя. Даже страдания, неистовые мучения над главными вопросами бытия не могут дать ему полноты жизни, ибо он забыл о вселюбящем, всепрощающем Боге.

По рассуждению атеистических героев Ф.М. Достоевского, мистический ужас жизни, закабаленность человека естественными и социальными законами бытия — это та очевидная нелепица, которая позволяет им попирать все законы, презирать все добродетели, преступать все границы, поставленные Богом, природой и людьми. Они оправдывают свои поступки тем, что делают это «во имя исстрадавшегося человечества, преклоняясь перед его страданиями и мукой». Страдание — атмосфера нашей печальной планеты. Антигерои не могут смириться со страданием. Страдание для них — это самое очевидное отрицание Бога. Для них этот мир — наихудший из всех возможных миров. Они рассматривают его как онтологическое доказательство небытия Бога, или по крайней мере Его безумия. И как доказательство безграничной власти дьявола. История рода человеческого для них есть обличение Бога и оправдание дьявола.

Можно сказать, в мировой литературе нет равных Достоевскому, когда речь идет о демонологии. Исключительная заслуга Ф.М. Достоевского в том, что он открыл тайный метод дьяволова внедрения в человеческую деятельность. Поэтому некоторые считают, что Ф. М. Достоевский был носителем дьявольского духа.

Ф. М. Достоевский в каждом своем произведении неопровержимо доказывает, что дьявол существует. Но для писателя было бы катастрофой, не сумей он столь же неопровержимо доказать существование Бога и участие Его в жизни человека. Без Бога мир — невыносимая бессмыслица, без бессмертия человек — олицетворение злобной насмешки.

Достоевскому необходим Бог, необходим — чтобы не сойти с ума от ужаса и отчаяния. Без веры в Бога для Ф.М. Достоевского невозможны ни настоящая нравственность, ни подлинная любовь к людям. Заключенный в тюрьму Митя Карамазов говорит Алеше: «Меня Бог мучит… А что, как Его нет?.. Тогда если Его нет, то человек шеф земли, мироздания… Только как он будет добродетелен без Бога-то?.. У меня одна добродетель, а у китайца другая — вещь, значит, относительная».

Таким образом, Достоевский Ф.М. в своих произведениях показывает читателю, что человек одержим бесом и вся жизнь его должна быть подчинена освобождению от этого беса и приближению к Богу. Единственным правильным жизненным путем Достоевский Ф.М. считает путь служения Богу, путь, так называемого «богочеловека».

2.2. Религиозное откровение.

Вершины своего сознания Ф. М. Достоевский достигает в «Легенде о Великом Инквизиторе». Тут завершаются его антропологические откровения, и проблема человека ставится в новом религиозном свете. В поэме этой Ф. М. Достоевский вплотную сдвигает свою тайну о человеке с тайной о Христе. Человеку дороже всего его свобода, и свобода человека дороже всего Христу. Великий Инквизитор говорит: «Свобода их веры Тебе была дороже всего еще тогда, полторы тысячи лет назад. Не Ты ли так часто тогда говорил: „Хочу сделать вас свободными“…» Великий Инквизитор хочет сделать людей счастливыми, устроенными и успокоенными, он выступает носителем вечного начала человеческого благополучия и устроения. Он ставит в заслугу себе и своим, что наконец-то они побороли свободу, и сделали так для того, чтобы сделать людей счастливыми. В этой гениальной метафизической поэме, быть может, величайшей из всего написанного людьми, Ф. М. Достоевский раскрывает борьбу двух мировых начал — Христова и антихристова, свободы и принуждения. Говорит все время Великий Инквизитор, враг свободы, презирающий человека, желающий осчастливить через принуждение. Но в этой отрицательной форме Ф. М. Достоевский раскрывает свое положительное учение о человеке, о его бесконечном достоинстве, о его бесконечной свободе. Это — поэма о гордой, горней свободе человека, о бесконечно высоком его призвании, о бесконечных силах, заложенных в человеке. В поэму эту вложено совершенно исключительное чувство Христа. Поражает сходство духа Христова с духом Заратустры. Антихристово начало это — не Кириллов с его стремлением к человекобожеству, а Великий Инквизитор с его стремлением лишить людей свободы во имя счастья. Это — аристократическая антропология. Антихрист может принимать разные, самые противоположные обличья, от самого католического до самого социалистического, от самого цезаристского до самого демократического. Но антихристово начало всегда есть вражда к человеку, истребление достоинства человека. Тот ослепительный обратный свет, который падает от демонических слов Великого Инквизитора, заключает, в себе большее религиозное откровение и откровение христианское, чем поучения Заратустры, чем образ Алеши. Здесь нужно искать ключ к великим антропологическим откровениям Ф.М. Достоевского, к его положительной религиозной идее о человеке.

Христианство Ф.М. Достоевского есть новое христианство, хотя он остается верен исконной истине христианства. Ф. М. Достоевский в своем понимании христианской свободы как бы выходит за пределы исторического православия. Для чисто православного сознания он, конечно, более приемлем, чем для сознания католического, но и консервативное православие должна пугать духовная революционность Ф.М. Достоевского, его безмерная свобода духа. Как и все великие гении, Ф. М. Достоевский стоит на вершине. Серединное же религиозное сознание раскрывает себя на плоскости. Соборность религиозного сознания есть качество сознания, соборность ничего общего не имеет с количествами, с коллективностью, она может быть, у нескольких более, чем у миллионов. Религиозный гений может более выражать качество соборности, чем народный коллектив в количественном смысле слова. Так всегда бывает. Ф. М. Достоевский был одинок в своем сознании христианской свободы, количество было против него. Но в нем было качество соборности. В своем понимании свободы он родствен Хомякову, который тоже возвышался над официальным православным сознанием. Православие Хомякова и Ф.М. Достоевского отличается от православия и митрополита Филарета, и Феофана-Затворника.

Положительные религиозные идеи Ф.М. Достоевского, его своеобразное понимание христианства нужно искать прежде всего в «Легенде о Великом Инквизиторе». В ней Ф. М. Достоевский, на наш взгляд, более гениален, более единствен, чем в образе Зосимы и Алеши, чем в поучениях «Дневника писателя». Образ Христа Ф.М. Достоевского родствен ницшевскому Заратустре. Тот же дух горной свободы, та же головокружительная высота, тот же аристократизм духа. Это- оригинальная черта в понимании Достоевским Христа, на которую еще не было указано. Такого отождествления образа Христа со свободой духа, доступной лишь немногим, никогда не бывало. Эта свобода духа возможна только потому, что Христос отказывается от всякой власти над миром. Воля к власти лишает свободы и того, кто властвует, и тех, над кем властвуют. Христос знает только власть любви, это- единственная власть, совместимая со свободой. Религия Христа есть религия свободы и любви, свободной любви между Богом и людьми.

Ф. М. Достоевский считает, что судить людей- дело не наше, а Божие. «Помни особенно, что не можешь ничьим судиею быти, — говорит старец Зосима. — Ибо, был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего передо мною, не было бы». Христианское учение понимается Достоевским не как этика, а как жизнь, и заповеди Христа- не ограничитель поведения (как часто толкуется мораль), а некие установления свыше, следуя которым, мы получим полноту жизни в этом мире и вечную жизнь в ином.

Таким образом, «Легенду о Великом Инквизиторе» можно считать своего рода откровением о человеке, поставленным в интимную связь с откровением о Христе. Эта поэма стала результатом многолетнего изучения Ф.М. Достоевского отношений между Богом и человеком.

2.3. Отношение к церкви

Парадоксальным образом в произведениях самого религиозного российского писателя практически нет сцен в церкви. Одна сцена в «Бесах» — и то очень небольшая. Объясняется это тем, что если для многих современников Ф.М. Достоевского церковь была чем-то вроде клуба, места встреч со знакомыми, то для Ф.М. Достоевского это было место встречи с Богом. Есть свидетельства его жены Анны Григорьевны о том, что Достоевский в церкви обычно становился где-то в углу, так, чтобы его мало кто мог видеть, потому что для него обращение к Богу, которое происходит в церкви, была очень сокровенным. Писать об этом ему не представлялось возможным. И если считать, что Церковь — это только храм, только богослужение, тогда да, можно сказать, что таких сцен у Ф.М. Достоевского нет. Но ведь Церковь — в православном понимании — это Тело Христово, это все сообщество верующих. И Ф.М. Достоевский по этому поводу писал: «Церковь — весь народ», и такая Церковь у Ф.М. Достоевского есть. Достоевский видел каждого человека уже в этой перспективе, в эсхатологической полноте времен.

Католическая церковь, по Достоевскому, стремится любыми средствами, в том числе насилием и хитростью, подчинить человека власти Рима. И эта идея исходит не из любви ко Христу, а из горделивого стремления к господству над всем человечеством. То есть цель католичества чисто земная, бездуховная, и потому ее осуществлению более всего мешает именно Христос Своею проповедью о любви и свободе как непременных условиях достижения человеком истинного блага. В уста Великого Инквизитора Достоевский вкладывает ужасное признание. «Я не хочу любви Твоей, — говорит он Христу, — потому что сам не люблю Тебя. Может быть, ты хочешь услышать нашу тайну из моих уст, так слушай же: мы не с Тобою, а с ним, вот наша тайна».

Отвергая церковь Римско-католическую, Достоевский в то же время решительно настаивает на необходимости Православной Церкви в качестве безусловного духовного начала жизни и носителя той истинной культуры, которую должна принести миру Россия. Говорил В. Соловьев: «Если мы хотим одним словом обозначить тот общественный идеал, к которому пришел Достоевский, то это слово будет… Церковь»11.

Ф. М. Достоевский очень редко опирается на внешние формы ортодоксии. Важно ему не это: ему важно то углубленное «внутреннее» понимание церкви, которое давало ему возможность отчасти даже противополагать ее государству. Действительно, для Ф.М. Достоевского церковь не только оправдывает государство своим существованием, алтарь не только является украшением и освящением дворца, каземата, фабрики и т. д., но представляет силу, во многом противоречащую всему остальному жизненному укладу.

Итак, рассмотрев и проанализировав творчество Ф.М. Достоевского, его отношение к Богу, к церкви и к религии вообще, можно судить о том что

Ф. М. Достоевский не представлял мир без Бога; отклонение от него ведет к гибели личности, к людским бедствиям. Бог мучил Ф.М. Достоевского всю жизнь, сделался для него самым важным вопросом бытия. Что касается отношения церкви, то Достоевский Ф.М. воспринимал её ни как религиозное учреждение, а именно как Тело Христово, поэтому Достоевскому чужды все внешние проявления Христианства, он не обращает на них никакого внимания и церковь для Ф.М.Достоевского — это, в первую очередь место для встречи с Богом, и только.

Заключение

Все творчество Ф.М. Достоевского представляет своего рода синтез его мировоззрения, которое сложилось под влиянием определенных жизненных ситуаций и опыта писателя. Не последнее место в этом занимает личные и духовные переживания автора, а так же сложная историческая эпоха, в которой жил писатель.

Структура курсовой работы подчинена основным целям исследования.

В первой главе освещена биография Ф.М. Достоевского, его жизненный путь и особенности его творчества.

Во второй главе предпринята попытка анализа философско-религиозных взглядов Ф.М. Достоевского на основе его произведений, а также личного отношения к Христианству.

Таким образом, подводя итог сделанной работе, можно сказать, что в своих философско-религиозных взглядах Ф.М. Достоевский главное место отводил проблеме бытия Бога, проблеме веры и неверия в его существование, и писатель в каждом своем произведении старался показать эту борьбу через своих персонажей. Все творчество Ф.М. Достоевского есть предстательство о человеке и его судьбе, доведенное до богоборства, но разрешающееся вручением судьбы человека Богочеловеку-Христу. И именно исключительное отношение Ф.М. Достоевского к человеку делает его христианским писателем. Гуманисты не знают такого отношения к человеку, для них человек есть лишь природное существо. И мы видим, что Ф. М. Достоевский обнаруживает внутреннюю порочность гуманизма, его бессилие разрешить трагедию человеческой судьбы.

Библиография.

Источники:

Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский, Ф.М. Соч. в 10 томах. Т. 9. — М., 1958.

Достоевский Ф.М. Бесы — М. Славянка, 1994.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя/ Полное собрание сочинений в 30 Т.,, Л. Наука 1980.

Достоевский Ф.М. Подросток — Кишинев: Лит. артистикэ, 1986.

Литература:

Скворцов А. Достоевский и Ницше о боге и безбожии. // Октябрь. 1996-№ 11.

Бахтин М.М. Проблемы творчества Ф.М. Достоевского. М.: Вехи, 2001.

Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т.2 Три речи в память Достоевского/ - М. Мысль, 1990, стр. 290.

1 Электронный литературно — мемориальный музей Ф. М, Достоевского// www.md.spb.ru/dostoevsky?more

2 Электронный литературно — мемориальный музей Ф. М, Достоевского// www.md.spb.ru/dostoevsky?more

3Бахтин М.М. Проблемы творчества Ф.М. Достоевского. М.: Вехи, 2001.

4 Cтpaxoв Н. Bocпoминaния o Ф. M. Дocтoeвcкoм (1883) // chulan.narod.ru/hudlit/dost/strahov.htm

5Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч. 2, кн. 5.3.

6Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. Стр. 68.

7Достоевский Ф.М. Идиот. М, 1971. Ч. 2,4,7

8Достоевский Ф.М. Бесы. М, 1971. Ч. 3,6.

9Достоевский Ф.М. Подросток. М, 1971. Ч. 3,11.

10Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч.2 Кн. 5,6.

11Соловьев В. Первая речь в память Ф.М. Достоевского- М. Мысль, 1990, стр. 290.

24

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector