Соболевская Екатерина Сергеевна

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра возрастной и педагогической психологии

233 группа

Соболевская Екатерина Сергеевна

«Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников»

Курсовая работа

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Аксючиц И.В.

«____ «_____________2012 г.

«Допущена к защите»

Зав.кафедрой возрастной и педагогической психологии

«____ «_____________2012 г.

Минск 2012

Оглавление

Введение…стр. 3

Глава 1. Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников… стр. 6

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников… стр.6
  2. Особенности ценностных ориентаций у первокурсников… стр.11

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников… стр.14

2.1. Методы и методики исследования… стр.14

2.2. Результаты исследования у старшеклассников… стр.19

2.3. Результаты исследования у первокурсников… стр.21

Заключение…стр.24

Библиографический список… стр.25

Приложение…стр.27

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.

На сегодняшний момент становится явным, что нравственность, система жизненных смыслов, ценностных ориентаций личности оказываются под угрозой и требуют к себе особенно пристального внимания. В этом направлении одно из ведущих мест отводится образованию.

В современных условиях развития мировой цивилизации средней общеобразовательной школе принадлежит ключевая роль в подготовке подрастающего поколения к полноценной жизни в семье и обществе. Широта и уровень среднего образования, общая и духовная культура, заложенные в человеке на этом этапе развития, будут определять возможность его адаптации в нелегких условиях современности, его способность к преобразовательной, творческой, созидательной деятельности, выбор приоритета духовно-нравственного начала над рациональным.

Формирование личности будущего учителя, приобщенной к системе общечеловеческих ценностей, начинается еще со школьной скамьи и продолжается в профессиональных учебных заведениях, по окончании которых специалист возвращается в школу, но уже в ином качестве — в качестве учителя, способного обогатить внутренний мир личности ученика и подготовить себе достойную смену.

К сожалению, в педагогические вузы с каждым годом приходят студенты с обедненным представлением об общечеловеческих ценностях, с низким уровнем воспитанности. Поэтому важнейшей задачей образования и воспитания в вузе на сегодняшний день является формирование системы ценностных ориентаций будущего учителя. Именно это создаст базу для обогащения внутреннего духовного потенциала студентов в системе высшего профессионального образования.

Проблема ценностей, затрагивающая практически все сферы социальной жизнедеятельности человека, возникает уже на первоначальных этапах человеческой цивилизации. Обширность и глубина проблемы исключительно велика.

Большой вклад в исследование ценностных ориентаций личности внесли А.В.Мудрик, И.С. Кон, В.И.Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприанова и мн.др.

Подростковый и юношеский возраст — это периоды высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других, связанные с обособлением личности, в картине мира которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования.

Исходя из вышеизложенного, были определены цель, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза исследования.

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций и их развитию у старшеклассников и первокурсников.
  2. Определить психологические особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников и первокурсников.
  3. Выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников.

Объект исследования: первокурсники и старшеклассники.

Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников.

Методы исследования:

1) Теоретические методы: анализ философской, психологической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме;

2) Эмпирические методы: методика ценностных ориентации М. Рокича.

Гипотеза исследования:

существуют различия в системе ценностных ориентаций старшеклассников и первокурсников.

I Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников

Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру «общее — индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [15, с.823].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности [1, с.34].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он писал, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности. Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу [12, с. 119].

Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [22, с. 312].

С одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести себя, чтобы его личные потребности и устремления получили наибольшее удовлетворение. Именно в ранней юности, даже те, старшеклассники, которые в подростковом возрасте были весьма эгоистичны, испытывают потребность в обособлении, которая присуща этому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении, в составе более или менее широких общностей, так и в уединении. В уединении они проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи такое большое значение придают юношеской мечте. Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает старшекласснику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое «я». Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей. Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций [7,с.24].

Согласно исследованиям М. Рокича, рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности «интересная работа» и «любовь» доминирующие. Далее у них определена «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «друзья». У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на «хороших и верных друзей», затем «здоровье» и «активная деятельная жизнь» [10, с.100].

А.Г. Здравомыслов писал, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Здравомыслов выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:

1. Группа старшеклассников, у которых несформированность основного механизма выделения ценностей — препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.

2. Старшеклассников второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей.

3. Старшеклассников третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей «гедонистического» характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями.

У таких старшеклассников имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. У старшеклассников этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как «рационалистов с неудовлетворенными запросами» [16, с.50].

Характерная черта подросткового возраста — формирование жизненных планов. Поэтому ближе к 11 классу происходит значительный скачок значимости ценностей личного достижения. Это можно объяснить тем, что в данный возрастной период (16−17 лет) осуществляется переход на новый (высший) этап развития познавательной потребности — целенаправленной познавательной деятельности, когда все основные учебные и внеучебные интересы подчиняются определённой личностной цели. Также в этом возрасте наблюдается значимое различие в актуализации жизненных ценностей [8,с.164].

Этот возраст непосредственно предшествует коренным изменениям в жизни человека. Выход во взрослую жизнь может способствовать повышению тревожности. Этим, скорее всего, можно объяснить такой высокий показатель ценностей, связанных с родителями, семьёй, родственниками, которые могут выступать как источники снятия напряжённости и тревоги. Потребность во взрослом друге очень остра в юношеском возрасте. Поиск взрослого друга происходит прежде всего в семье [17,с.147].

В эти годы временной горизонт расширяется, охватывая отдалённое прошлое и будущее и включая не только личные, но и социальные перспективы. Поэтому увеличивается значение общечеловеческих ценностей.

С другой стороны, пока не сложилась своя система ценностей, юноша легко поддаётся моральному релятивизму: если всё относительно, значит, всё дозволено, всё, что можно понять, оправдать и так далее. Целенаправленное этическое воспитание, разъяснение принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им лучше понять, взвесить и оценить жизненные ситуации [21, с.117].

Особенности ценностных ориентаций первокурсников

    К сожалению, далеко не все результаты можно сопоставить и сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентации с позиций различных психологических направлений, но тем не менее ясно прослеживается тенденция к выделению той или иной системы ценностных ориентации, зависящей от интересов и целей человека.

    А теперь проследим изучение такой зависимости применительно к студенческому возрасту и попытаемся осветить с нескольких наиболее важных позиций процесс формирования системы ценностных ориентации у современной молодежи.

    Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества [18, с.111].

    У первокурсников значимость ценности личной жизни снижается в два раза. Более резко снижается значимость ценностей достижения. Это обосновано тем, что после поступления в вуз и достижения ближайшей цели происходит некое успокоение от достигнутого на весьма длительный период. Также снижается и выраженная потребность во взрослом друге. Однако возрастает потребность в друзьях, дружбе, любви [ 19, с.99].

    Несмотря на то, что общечеловеческие ценности у первокурсников зачастую занимают 3-ю позицию, изменилось их количественное выражение. Жизненные ценности в понимании студентов отражают то, что является для них «главным, важным, значимым, тем, чем можно дорожить, что необходимо или приносит пользу, что может быть целью или идеалом» [14, с.27].

    Здесь преобладание материальных ценностей отражает стремление человека к возможно более высокому уровню своего материально-то благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышения самооценки.

    Каждая терминальная ценность имеет в среде студентов (как и в любой другой социальной среде) какое-либо более или менее распространённое звучание.

    Начало обучения студентов в вузе совпадает с завершением периода ранней юности. Характерными для этого периода жизни являются становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиска смысла жизни, определение позиции в жизни, что активизирует процессы личностного и профессионального самоопределения (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн), проектирования себя в профессии. В 17−18 лет (момент поступления и период обучения на первом курсе) наблюдается кризис юности. По мнению ряда психологов, непосредственное формирование, изменение глубинных смысловых образований личности, к которым относятся и профессионально-ценностные ориентации, возможно лишь в кризисные этапы развития человека (А.И.Донцов, Е.И. Исаев, В.И.Слободчиков, Н.И.Шевандрин).

    Это позволяет рассматривать названный период как сензитивный для формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. В науке созданы теоретические предпосылки для решения данной проблемы, однако выявление организационно-педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педвуза не являлось предметом специального рассмотрения и требует своего решения [11, с.12].

    В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих [10, с. 101].

    Юношеская мечта — важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные «проективные ситуации», в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения. Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе

    [13, с.292].

    II Причины и особенности ценностных ориентаций у старшеклассников и первокурсников

    2.1. Методы и методики исследования

    Для проведения эмпирического исследования по изучению ценностных ориентаций, была выбрана соответствующая требованиям исследования выборка — группа испытуемых. Участниками являлись ученики в составе 25 человек: юноши в составе 11 человек и девушки, в составе 14 человек; они являлись учащимися 11 «А» класса гимназии г. Дзержинска. А также 1 курс БГПУ им. М. Танка в составе также 25 человек: юношей — 4, девушек — 20. Общее количество участников исследования — 45 человек.

    Для подбора адекватного инструментария проведён анализ техник и методик, направленных на изучение ценностных ориентаций. Наиболее известными из них являются методики М. Рокича и С.С. Бубнова. Но наиболее распространённой является методики М. Рокича.

    Учёный — психолог М. Рокич предложил следующую методику по изучению ценностных ориентаций.

    Разработанная методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

    1. Терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
    2. Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

    Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности-средства.

    При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить не сформированности у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

    Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

    «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

    «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

    «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»

    «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

    «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

    «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»

    «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

    Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

    Списки ценностей следующие.

    Список, А (терминальные ценности):

    активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

    жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

    здоровье (физическое и психическое);

    интересная работа;

    красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

    любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

    материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

    наличие хороших и верных друзей;

    общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

    познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

    продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

    развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

    развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

    свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

    счастливая семейная жизнь;

    счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

    творчество (возможность творческой деятельности);

    уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности):

    аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

    воспитанность (хорошие манеры);

    высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

    жизнерадостность (чувство юмора);

    исполнительность (дисциплинированность);

    независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

    непримиримость к недостаткам в себе и других;

    образованность (широта знаний, высокая общая культура);

    ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

    рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

    самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

    смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

    твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

    терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

    широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

    честность (правдивость, искренность);

    эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

    чуткость (заботливость) [23].

    2.2. Результаты исследования у старшеклассников

    После проведения методики М. Рокича у старшеклассников, были выявлены следующие данные. В системе терминальных ценностей наиболее высокий ранг занимают ценности личной жизни — 48%, а ценности профессиональной самореализации занимают последнее место — 12%. Несформированность ценностей наблюдается только у 4 человек и 25 опрошенных — 3%.

    Среди инструментальных ценностей на первых местах стоят: ценности самоутверждения — 22%, индивидуальные ценности — 19%. Последние места занимают: ценности принятия других — 3%, альтруистические ценности — 6% и конформистские ценности-6%. [ см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б ]

    Ф.И.

    Ценности-цели

    Ценности-средства

    1.

    Юля П.

    Главным образом прослеживаются ценности личной жизни.

    Ценности самоутверждения, индивидуалистические ценности.

    2.

    Наталья П.

    Ценности профессиональной самореализации.

    Этические ценности, ценности принятия других.

    3.

    Юля К.

    Ценности самореализации и личной жизни.

    Ценности дела и ценности самоутверждения.

    4.

    Светлана К.

    Ценности личной жизни.

    Индивидуалистические ценности, а также ценности дела.

    5.

    Яна Ю.

    Ценности личной жизни.

    Ценности общения.

    6.

    Ермакова Анастасия

    Ценности личной жизни.

    Ценности самоутверждения, ценности дела.

    7.

    Илона Ж.

    Ценности самореализации и личной жизни.

    Индивидуалистические ценности, ценности самоутверждения.

    8.

    Анастасия К.

    Ценности личной жизни.

    Ценности дела.

    9.

    Елизавета Кушнерук

    Ценности личной жизни.

    Ценности общения, индивидуалистические ценности.

    10.

    Света Г.

    Несформированность ценностей.

    Альтруистические ценности, этические ценности.

    11.

    Катя А.

    Ценности самореализации.

    Альтруистические ценности, конформистские ценности.

    12.

    Колодник Екатерина

    Ценности профессиональной самореализации и личной жизни.

    Индивидуалистические ценности, ценности самоутверждения.

    13.

    Маркачевская Светлана

    Ценности самореализации и личной жизни.

    Ценности самоутверждения.

    14.

    Ксения Юхно

    Несформированность ценностей.

    Ценности самоутверждения.

    15.

    Толя С.

    Ценности личной жизни.

    Этические ценности.

    16.

    Песняр Кирилл

    Ценности самореализации.

    Конформистские ценности.

    17.

    Маковский Ян

    Ценности не сформированы.

    Несформированность ценностей.

    18.

    Саша Ж.

    Ценности личной жизни.

    Ценности самоутверждения.

    19.

    Вася Юрков

    Ценности профессиональной самореализации и личной жизни.

    Ценности дела и ценности общения.

    20.

    Коля Д.

    Ценности не сформированы.

    Этические ценности.

    21.

    Женя Войтик

    Ценности личной жизни.

    Индивидуалистические ценности.

    22.

    Саша Ю.

    Ценности профессиональной самореализации и личной жизни.

    Этические ценности.

    23.

    Камейша Павел

    Ценности личной жизни.

    Ценности общения.

    24.

    Коля

    Ценности личной жизни.

    Индивидуалистические ценности.

    25.

    G.

    Ценности личной жизни.

    Ценности дела.

    2.3. Результаты исследования у первокурсников

    В результате исследования первокурсников были определены следующие результаты.

    Среди ценностей-целей первое место занимают ценности личной жизни — 52%. Последнее — ценности профессиональной самореализации -16%. У 8 человек из 24 — 32% выявлены одновременно ценности и профессиональной самореализации и личной жизни.

    Что касается инструментальных ценностей, то здесь первое место занимают — ценности общения — 22%, ценности дела — 18%. Последнее — альтруистические ценности — 3%. [см.ПРИЛОЖЕНИЕ В]

    Ф.И.

    Ценности-цели

    Ценности-средства

    1.

    Марецкая Н.И.

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Ценности общения, конформистские ценности.

    2.

    Иванова Г. В.

    Ценности личной жизни.

    Ценности общения, конформистские ценности.

    3.

    Калитник Т.

    Ценности личной жизни.

    Ценности дела и общения.

    4.

    Алла Песняк

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Ценности самоутверждения и принятия других.

    5.

    Астап Светлана

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Этические ценности.

    6.

    Ольга

    Ценности личной жизни.

    Ценности самоутверждения.

    7.

    Наташа Витковская

    Ценности профессиональной самореализации.

    Индивидуалистические ценности, конформистские ценности.

    8.

    Белочкина Галина

    Ценности личной жизни.

    Ценности дела и общения.

    9.

    Калита Полина

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Альтруистические ценности.

    10.

    Витя Г.

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Ценности самоутверждения.

    11.

    Ю.S.

    Ценности личной жизни.

    Ценности дела и принятия других.

    12.

    Чубарь Василиса

    Ценности профессиональной самореализации.

    Индивидуалистические ценности.

    13.

    Кахановская К.И.

    Ценности личной жизни.

    Этические ценности.

    14.

    Петрученко Сергей

    Ценности личной жизни.

    Индивидуалистические ценности.

    15.

    С.Валюш

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Ценности дела.

    16.

    Никита

    Ценности личной жизни.

    Индивидуалистические ценности.

    17.

    Татьяна Ю.

    Ценности личной жизни.

    Ценности общения, этические ценности.

    18.

    Полина

    Ценности профессиональной самореализации, личной жизни.

    Конформистские ценности.

    19.

    Виктория

    Ценности профессиональной самореализации.

    Ценности самоутверждения и общения.

    20.

    Высоцкая Вероника

    Ценности профессиональной самореализации.

    Ценности дела, этические ценности.

    21.

    Лагунович Алёна

    Ценности личной жизни.

    Ценности принятия других.

    22.

    Милошевская Анна

    Ценности личной жизни.

    Ценности общения.

    23.

    Скурат Кристина

    Ценности личной жизни.

    Ценности дела и общения.

    24.

    Гашко И.В.

    Ценности личной жизни.

    Индивидуалистические ценности.

    Заключение

    На основании изученной темы и анализа научной психологической литературы и исследования сделаны следующие выводы.

    Ценностные ориентации, являясь центральным личностным новообразованием, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. Так же определяет широкую мотивацию поведения человека и оказывает существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности младшего подростка, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

    Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения.

    И первокурсники, и старшеклассники на первое место среди терминальных ценностей ставят ценности личной жизни. Личная жизнь человека становится приоритетной: важнее всего — прочная семья, личное благополучие, реальные права и свободы человека, их творческая самореализация.

    Но среди инструментальных ценностей старшеклассники ставят на первое место ценности самоутверждения и индивидуалистические ценности.

    А первокурсники выделяют ценности общения и ценности дела, т.к. возрастает потребность в дружбе, друзьях, любви.

    Библиографический список

    1. Анисимов, С.Ф. Теория ценностей в отечественной филофофии ХХ в. //Вестник МГУ.-сер.7.Философия.-1994.-№ 7. -34−42 с.
    2. Анастази, А. Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
    3. Анурин, В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей//Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. научных трудов. — Горький, 1982. — 129−216 с.
    4. Артюхова, Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. — № 4. — 117−121 с.
    5. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики// Психологический журнал. — 2003. № 1. -28−38 с.
    6. Братусь, Б.С. Аномалии личности. Издательство «Москва — Мысль», 1998. — 304 с.
    7. Бубнова, С.С. Ценностные ориетации личности как многомерная нелинейная система; Изд. «РАН», Ин-т психологии. — 1998. — 24 с.
    8. Василенко, В.А. Ценности и оценка. — Киев, 1964. — 164−218с.
    9. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. — М.: Трикста, 2006. — 256 с.
    10. Гаврилюк, В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход)// Социол. Исслед. — 2002. — № 1. — 96−105 с.
    11. Елизаров, А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестник Московского Университета. № 3/ 2007, с. 14 рубр. «Психология». — 12 с.
    12. Жидков, В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. — СПб: Алетейя, 2003. — 119 с.
    13. Здравомыслов, А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. — М.:Политиздат, 2003. — 292 с.
    14. Зубова, Е.А. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. — Автореф. дис. канд. псих. наук. — Москва, 2000. — 27 с.
    15. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь: издательство энциклопедия, 2007. — 823 с.
    16. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности//Обществознание в школе. — 1999. — № 2. — 50−52 с.
    17. Кожеурова, Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодёжи (теоретический аспект)//Культура. Политика. Молодёжь: Сб.науч.ст. — М., 2001. — Вып. 4, ч.1. — 147−165 с.
    18. Лисовский, В.Т. «Отцы» и «дети»:за диалог в отношениях: Социол. публицистика//Социол. исследования. — 2002. — № 7. — 111−116 с.
    19. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодёжи // Социол. исследование. — 1998. — № 5. — 98−104 с.
    20. Мамедова, Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и соц. — экономич. науки. Спецвыпуск «Педагогика»

    № 6. Ростов-на-Дону, издат-во РГПУ, 2006. — 121−132 с.

    1. Ольшанский, В.А. Старшеклассник в изменяющемся мире: социол.исслед. //Нар.образ. — 2000. — № 3.- 117−120 с.
    2. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. — 312 с.
    3. http://psylist.net/praktikum/36.htm
    4. psychology.net.ru/articles/content/1 161 121 069.html
    5. psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1097

    Приложение а

    ____________________________________________________________________________________Ф.И.

    _________________Класс _____________________Пол _____________________Возраст (полных лет)

    ____________________________ Дата обследования

    Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите на первое место (поставьте цифру один в пустом столбце).

    Затем продолжайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займёт 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво.

    СПИСОК А

    Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

    Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, досигаемые жизненным опытом)

    Здоровье (физическое и психическое)

    Интересная работа

    Красота природы и искусства

    Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

    Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

    Наличие хороших и верных друзей

    Общественное призвание (уважение окружающих, товарищей, коллектива)

    Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

    Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

    Развитие (работа над собой, постоянное совершенствование)

    Развлечения (приятное времяпровождение, отсутствие обязанностей)

    Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

    Счастливая семейная жизнь

    Счастье других

    Творчество

    Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

    СПИСОК Б

    Аккуратность, умение держать вещи в порядке, порядок в делах

    Воспитанность (хорошие манеры)

    Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

    Жизнерадостность (чувство юмора)

    Исполнительность (дисциплинированность)

    Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

    Непримиримость к недостаткам в себе и других

    Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

    Ответственность (чувство долга, умение держать своё слово)

    Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

    Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

    Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

    Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями)

    Терпимость (к взглядам и мнению других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

    Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

    Честность (правдивость, искренность)

    Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

    Чуткость (заботливость)

    Благодарим за участие!

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Приложение в

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector