Склонность к одиночеству

Склонность к одиночеству

(Курсовая работа)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы негативного отношения к одиночеству и виды одиночества

1.1 Анализ представлений античных авторов об одиночестве

1.1 Виды одиночества

Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к одиночеству и видам одиночества

2.1 Методики, использованные в данном исследовании

2.2 Определение доминирующего вида одиночества

2.3 Соотношение склонности к одиночеству и глубины переживания одиночества

2.4 Сопоставление полученных соотношений с видами одиночества

Заключение

Введение

Одиночество — как стиль жизни. Что это, обыкновенная самозащита или реальность, которой можно довольствоваться? Люди, которые говорят «Мне хорошо и одному», «Я волк одиночка», «Такой стиль жизни меня больше привлекает» — что за этим скрывается реальное желание быть одному или страх?

Все настолько привыкли считать одиночество злом, социальной проблемой, что оно приносит только боль и страдания, что даже не подумали о хорошей стороне одиночества. Ведь для кого-то оно может быть и спасением, кому-то хорошо в своем одиночестве. Конечно, оно может подходить не всем, это зависит от индивидуальности человека, кому присуща тяга к одиночеству, а кто мучается от него. Может быть оно кому-то и нужно. Люди веками пытались избежать одиночества или привыкнуть к нему. Несогласный — проклинал одиночество, смирившийся — не замечал, а мудрый — наслаждался.

Многие люди боятся одиночества и тишины. Физическая тишина вынуждает их осознать свои противоречия и свой внутренний беспорядок. Люди просто убегают от себя в суету и чрезмерное общение. Гораздо проще участвовать в жизни общества, соседей и родных, чем познавать самого себя. Если человек поставлен судьбой в условия одинокой жизни — ему дают ещё один шанс. В него верят и создают специальные условия для его личностного развития. Когда ребёнок чрезмерно балуется и делает не правильные с точки зрения родителей вещи, его чаще всего наказывают — изолируют на время от друзей и общения: «Ты наказан. Будешь сидеть дома один, пока не осознаешь, как плохо ты поступил». Вышестоящая иерархия, то есть родители, помещают ребёнка в условия одиночества. В таких условиях у него есть время и возможность обдумать, осознать, покаяться. Когда человек ограничивает свою жизнь проживанием только в физическом мире, ему сложно переносить одиночество. Он постоянно бежит от самого себя. Как только он попадает во внешнее «ничегонеделание», другие внутренние части его требуют внимания и развития.

17 стр., 8488 слов

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

... мужчина начинает комплексовать, а избавления от одиночества ему его бурная личная жизнь, естественно, не приносит. Вообще, когда человек ищет совсем не то, чего ... ; · Рассмотреть трансформацию смысловых систем. Предмет исследования: психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации. Объект исследования: измененные состояния сознания. Метод исследования: теоретический ...

Человек пугается этого. Он так много должен своей душе, что это приводит к унынию. Люди, которые бережно относятся к своим внутренним потребностям, любят уединение. В такие моменты своей жизни идёт колоссальное наполнение и восстановление жизненных сил. Быть наедине с самим собой — познавать себя, знакомиться с возможностями и потребностями своего внутреннего мира — это большое счастье. Идёт познание самого себя и окружающего мира. Человек, не развиваясь внутренне, начинает чувствовать пустоту, которую называет одиночеством. Пытается заполнить ее любым способом, будь то поиск друзей, любовь. Любовь ни в коем случае не может быть лекарством от этого чувства, потому что человек будет замещать пустоту внутри себя другим человеком, при этом будет только брать. А любовь — это умение не только брать, но и отдавать. Причины всех своих проблем следует искать внутри самого себя, а не замещая пустоту другими людьми. Если же человек встает на правильный путь, он отдается целиком этому чувству, ему начинает нравиться одиночество, потому что только в нем он может понять сам себя, помочь себе, разобраться в себе.

Только оставшись наедине с собой, углубившись в свое одиночество, есть возможность взглянуть на себя «с широко раскрытыми глазами». Только прислушавшись к себе, только после откровенного разговора с самим собой можно ответить на все свои вопросы, решить все свои проблемы. Одиночество — это не окончательный диагноз и не единственный образ жизни. Каждый проводит в одиночестве столько времени, сколько ему нужно.

13 стр., 6079 слов

Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева

... современников. Целью данной работы является анализ духовного одиночества человека в современном мире по рассказу В. Астафьева ... литературного процесса как саморазвивающегося явления. Индивидуальная методология исследования состоит в сочетании историко-литературного, теоретико- ... , к прощению и милосердию, приобщенности к глубинам человеческой души проторила пути к нравственному совершенствованию, ...

Человек рождается в семье, среди человеческих существ. С самого первого мгновения он не один; поэтому он получает определенное психологическое стремление всегда оставаться с людьми. В одиночестве ему становится страшно, неизвестные страхи. Он не знает точно, чего боится, но когда он движется вне толпы, где-то внутри ему становится не по себе. Быть с другими кажется удобным, легким, комфортным. Именно по этой причине он никогда не узнает красоты одиночества; ему мешает этот страх. Поскольку он рождается в группе, он остается частью группы, и по мере того как он растет, он начинает создавать новые группы, новые связи, заводить новых друзей. Уже существующие коллективности не удовлетворяют его: нация, религия, политическая партия, — и он создает свои собственные, новые ассоциации. Но все эти стратегии служат только одному: никогда не быть одному.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В результате работы должен быть сделан вывод об отношении людей к одиночеству.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Определить, существует ли у людей предрасположенность к одиночеству.

Определить существует ли взаимосвязь между склонностью к одиночеству и глубиной переживания одиночества.

Определить какой тип одиночества преобладает у испытуемых.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Отношение, склонность людей к одиночеству. Виды одиночества.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Взаимосвязь между склонностью к одиночеству и глубиной переживания одиночества. Сочетания видов одиночества с глубиной и склонностью к одиночеству.

4 стр., 1888 слов

7. Характеристика мышления виды, исследования, теории

7. Характеристика мышления: виды, исследования, теории. М. – высшая форма сознательного отражения и познания объективной реальности. ... в рамках поиска смысла человеческого существования. Исторический подход. «Нет человека вне культуры». Человека сопричастен конкретным историческим условиям и социальным установкам, что структурирует ...

Таким образом, наша ГИПОТЕЗА формулируется следующим образом: отношение человека к одиночеству изначально негативное, следовательно он избегает его, не испытывая положительных свойств и не познавая в полной мере всех прелестей одиночества.

одиночество доминирующий вид переживание

Глава 1. Теоретические основы негативного отношения к одиночеству и виды одиночества

1.1 Анализ представлений античных авторов об одиночестве

Почему чаще всего одиночество окрашивается негативными красками, откуда пошло отрицательное мнение о данном феномене?

Слово «одиночество» происходит от слова «один». Но быть одиноким не обязательно означает быть одному. Легко быть одному и не быть при этом одиноким и легко быть одиноким в толпе. Теперь мы признаем, что здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение в целях их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру. [4, c.129]

Анализ результатов исследования произведений античных авторов (Платона, Аристотеля, римских стоиков) показывает, что одиночество противостоит всякой социальности и награждается чаще всего негативными характеристиками. А всё потому что, счастьем для древнего грека являлись целостность, общественная жизнь, общность. [3, c.29]

Во многих мифах (о Сизифе, Прометее, Беллерофонте, Ясоне, царе Эдипе, Нарциссе) в определенной степени отражается экзистенциальное восприятие страха античного человека перед возможной изоляцией человека и его отчуждением от общества. С точки зрения античной ментальности, одинокий человек — это или гордец, или изгой, или сирота и достоин порицания и жалости. Одиночество — это рок, кара судьбы за чрезмерную славу, дерзость, человеческое высокомерие, попытку обмануть богов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... могут быть ежедневны, но, конечно, нужно для этого некоторое одиночество. Они ярче и чаще в вечернее время или перед ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ...

Так, например Сизиф, мифологический герой, ставший воплощением одиночества. Осужденный богами на тяжкий, бессмысленный и нескончаемый труд, Сизиф, как и Прометей, лишен поддержки и людей, и богов. Но парадокс экзистенциалистской трактовки мифа состоит в том, что безбрежное одиночество этого мифологического героя становится подтверждением силы его духа и проявлением внутренней свободы. Полнота и завершенность одиночества Сизифа служат подтверждением того, что он поднялся над теми, кто, будучи одинокими, не хотят признаться себе в этом. Одного восхождения к вершине достаточно, дабы наполнить до краев сердце человека. Надо представить себе Сизифа счастливым. Сделать одиночество счастьем.

Как человек может положительно и без страха относиться к одиночеству, если везде пропагандируется, что «одиночество — это плохо, быть одному не правильно, лучше быть вместе со всеми, таким же как и все». В мифе о самовлюбленном юноше Нарциссе очень хорошо прослеживается осуждение одиночества и критичность по отношению к проявлению очень ярко выраженного индивидуализма. Герой мифа наказан богиней судьбы за то, что целиком охвачен идеей отрешиться от всего окружающего и достиг предельной изоляции и углубления в себя. Таким образом, этот миф свидетельствует о том, что такова судьба всякого индивидуализма, самоуединенности и отречения от живой действительности. [5, 1992]

1.1 Виды одиночества

Существует множество видов, подвидов одиночества. Кёльбель, например, например, различал следующие четыре типа: [1, c.301]

. Позитивный внутренний тип (гордое одиночество), переживаемый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в ... профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся ... занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. ...

. Негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей.

. Позитивный внешний тип, наличествующий в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта.

. Негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества.

Часто повторяющейся темой философских рассуждений подобного рода является утверждение, что позитивный опыт одиночества — более основательная, или «истинная», форма одиночества, а негативный опыт одиночества — это его псевдо — или патологический вариант.

В данной работе будут рассматриваться определенные виды, такие как: диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и отчуждающее, сформулированные С.Г. Корчагиной [2, 2008].

Предполагаются виды одиночества, как результаты разного рода нарушений механизмов идентификации — обособления, что проявляется в субъективном переживании невозможности или нежелания воспринимать адекватно свою связь с социумом.

Диффузное одиночество — обусловлено преобладанием у субъекта тенденции идентификации себя с другими людьми, социальными группами, идеями. Человек, идентифицирующий себя с другими, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений интересов. Он не просто подражает, а «вживается». Человек живёт не «от себя», а от объекта своей идентификации. В этой ситуации у него два варианта действия: во-первых, искать пути самосовершенствования, во-вторых, копировать того (тех), кто кажется успешным или просто довольным жизнью. Людей переживающих диффузное одиночество, отличает подозрительность в межличностных отношениях и сочетание противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатии; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность. Во многом такое противоречие объясняется идентификацией человека с разными объектами (людьми), обладающими, естественно, разными психологическими особенностями. В состоянии острого переживания диффузного одиночества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Это не удается, потому что человек не общается в собственном смысле, не делится своим, не обменивается, а лишь примеривает на себя личину другого, то есть отождествляется с ним, становясь как бы живым зеркалом. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствия и поддержки. Интуитивно предчувствуя свое истинное, экзистенциальное одиночество, человек испытывает колоссальный страх. Он пытается «убежать» от этого ужаса к людям и выбирает ту стратегию взаимодействия с ними, которая, по его мнению, обеспечит ему хотя бы временное принятие — идентификацию. Он демонстрирует абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует. По сути, человек начинает жить психическими ресурсами объекта идентификации, то есть существовать за счет другого. Стремясь к истинному человеческому общению, он действует так, что не оставляет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. Следствием этого, конечно, является жесточайшее переживание одиночества, наполненное страхом, разочарованием и ощущением бессмысленности своего существования. При успешной терапии данного состояния личностные характеристики клиентов меняются в сторону гармонизации и согласованности.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... ; эмоции; обмен веществ в организме. Не относится к социальным характеристикам человека: способность творчески ... человека; ощущения; обмен энергией с окружающей средой; состояние здоровья. Не относятся к явлениям человеческой психики: ощущения; переживания ... . Социальный индивид, включённый в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности, обозначается ...

Отчуждающее одиночество проявляется в возбудимости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, противоборстве в конфликтах, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительности и зависимости в межличностных отношениях.

Следствием преобладания в личности тенденции к обособлению является отчуждение человека от других людей, норм и ценностей, принятых в обществе, мира в целом. При этом наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности в общении, способности к единению. Человек чувствует себя покинутым, потерянным, заброшенным в чуждый и непонятный ему мир. Он не может уже найти необходимый отклик и понимание. Осознание невозможности быть выслушанным, понятым, принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, неинтересности. Когда мысль об этом овладевает сознанием, теряется интерес к жизни вообще. Человек оценивает свое бытие как оторванное от себя. Его жизнь протекает будто во сне, и он неосознанно отвечает ей тем, что сумел выделить в ней и акцентировать: отверженностью, неприятием, небрежением. Подобное отношение к жизни делает ее столь невыносимой, что нередко возникают мысли о самоубийстве. Обычно мы наблюдаем у таких людей недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже — тревогу. Это неудивительно, если понять, что человек находится в состоянии одиночества осознанного, не имея возможности с кем-то поделиться, потому что рядом, по его представлениям, нет никого, способного выслушать и понять).

Термин «отчуждающее» предполагает протяженность процесса и состояния во времени, с одной стороны, с другой — двусторонний характер отчуждения, то есть со временем объекты отчуждения становятся его субъектами и сами проявляют это по отношению к человеку, переживающему такой вид одиночества.

Диссоциированное одиночество — представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя сдругим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». Именно это «как самому себе» составляет основу для понимания психологического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе. Одни стороны своей личности принимаются человеком, другие — категорически отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями.

Субъективно позитивный вид одиночества — управляемое одиночество, или уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.

Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к одиночеству и видам одиночества

В данной работе мы будем измерять склонность к одиночеству, существует она или нет, и также определим доминирующие среди испытуемых виды одиночества.

2.1 Методики, использованные в данном исследовании

В данной работе будут использоваться:

1. Методика «Склонность к одиночеству», представляющая собой фрагмент текста А.Е. Личко «Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО)». Мы в данной работе решили использовать данный фрагмент на основе того, что с помощью него можно измерить в баллах склонность к одиночеству. Низкий балл говорит об отсутствии склонности к одиночеству, следовательно, можно предположить, что отсутствует стремление к одиночеству и исходя из этого негативное отношение к одиночеству. Возникает вопрос, может ли отдельный фрагмент быть диагностической методикой. Данный фрагмент может считаться отдельной методикой, так как ПДО состоит из нескольких методик, измеряющих, каждая, определенное свойство. Следовательно, их можно использовать отдельно друг от друга.

. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина), направленный на определение и глубины переживания одиночества и его вида (диффузное, диссоциированное, отчуждающее).

Выборка состоит из 20 человек, мужского и женского пола, 18−20 лет.

В результате проведения методики и опросника были получены следующие данные:

А) Баллы, полученные испытуемыми в опроснике для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина) в (табл.2.1).

Для начала нужно представить данные по каждой методике, но не в таблице, а представить в виде графиков со средними значениями или в процентном соотношении! Будет хотя бы понятно, как представлены показатели в выборке. Я пока даже не поняла, какую мат. Обработку сделать. Сделай пока это.

Список литературы из 6 пунктов — это не годится! Я нашла твою курсовую, нужно добавить!

2.2 Определение доминирующего вида одиночества

Таблица 2.1

Номер испытуемогоДиффузное одиночествоДиссоциированное одиночествоОтчуждающее одиночество1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 206 6 8 3 6 10 6 5 5 5 7 7 8 6 9 9 4 5 8 710 7 11 8 7 11 8 6 9 5 9 7 10 5 10 7 6 8 4 610 7 9 10 6 5 4 7 8 5 6 4 4 6 9 6 6 7 7 7

Следовало узнать по полученным данным, отдают ли испытуемые большее предпочтение какому-то определенному виду одиночества.

Для этого был применен критерий χ2r Фридмана, со следующими гипотезами:0 — между показателями, полученными по трем видам одиночества, существуют лишь случайные различия.1 — между показателями, полученным по трем видам одиночества, существуют неслучайные различия.

Расчеты указаны в (табл.2.2).

№ ИспытуемогоДиффузное одиночествоРангДиссоциированное одиночествоРангОтчуждающее одиночествоРанг1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 206 6 8 3 6 10 6 5 5 5 7 7 8 6 9 9 4 5 8 71 1 1 1 1.5 2 2 1 1 2 2 2.5 2 2.5 1.5 3 1 1 3 2.510 7 11 8 7 1 8 6 9 5 9 7 10 5 10 7 6 8 4 62.5 2.5 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2.5 3 1 3 2 2.5 3 1 110 7 9 10 6 5 4 7 8 5 6 4 4 6 9 6 6 7 7 72.5 2.5 2 3 1.5 1 1 3 2 2 1 1 1 2.5 1.5 1 2.5 2 2 2.5Суммы: 13 034.51544813337.5

Общая сумма рангов составляет: 120

Расчетная общая сумма рангов:

∑Ri=20 ((3 (3+1)) /2= 120

Общая сумма рангов совпадает с расчетной величиной.

χ2r= 5.025

χ20,05= 5,991

χ20,01=9,21

χ20,05>χ2r20,01

Различия между показателями не могут считаться достоверными, следовательно гипотеза H1 отвергается, а H0 принимается, между показателями, полученными по трем видам одиночества, существуют лишь случайные различия.

Для наибольшей точности взглянем на диаграмму (рис. 2.1).

Рисунок 2.1

На данном рисунке видно, что результаты различаются между собой, но не настолько сильно, чтобы считать данные различия не случайными. Если все же постараться выявить тот вид одиночества, который наиболее ярко выражен и чаще проявляется, то это будет диссоциированное одиночество.

Б) Сопоставление данных, полученных в опроснике Корчагиной С.Н. по глубине переживания одиночества и данных, полученных в методике «Склонность к одиночеству», представляющей собой фрагмент текста А.Е. Личко «Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО).

2.3 Соотношение склонности к одиночеству и глубины переживания одиночества

Полученные баллы указаны в (табл.2.3).

Таблица 2.3

Номер испытуемогоСклонность к одиночествуГлубина переживания одиночества1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 209 10 2 10 8 8 6 1 9 10 11 15 10 16 15 10 7 20 15 915 6 9 8 5 11 4 5 9 5 6 4 8 6 14 8 4 5 5 6

Следовало узнать по полученным данным, соотносятся ли между собой данные по склонности к одиночеству и данные по глубине переживания одиночества. Главный вопрос состоял в том, что если существует склонность к одиночеству, то будет ли высокой глубина переживания одиночества и наоборот, если склонности к одиночеству нет, то будет ли низкой глубина переживания одиночества.

Для этого был использован коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, со следующими гипотезами:0 — корреляция между показателем склонности к одиночеству и глубиной переживания одиночества не отличается от нуля.1 — корреляция между показателем склонности к одиночеству и глубиной переживания одиночества статистически значимо отличается от нуля.

Расчеты указаны в (табл.2.4).

Таблица 2.4

№ испытуемогоСклонность к одиночествуРангГлубина переживания одиночестваРангdd21 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 209 10 2 10 8 8 6 1 9 10 11 15 10 16 15 10 7 20 15 914.5 5.5 12 17 8.5 8.5 10 11 14.5 17 4 2 5.5 19 2 17 13 20 2 715 6 9 8 5 11 4 5 9 5 6 4 8 6 14 8 4 5 5 620 10.5 16.5 14 6 18 2 6 16.5 6 10.5 2 14 10.5 19 14 2 6 6 10.5−5.5 5 4.5 3 2.5 9.5 8 5 2 11 6.5 0 8.5 8.5 17 3 11 14 4 3.530.25 25 20.25 9 6.25 90.25 64 25 4 121 42.25 0 72.25 72.25 289 9 121 196 16 12.252 102 101 225

rs=0.7 894 737s0.05 = 0.45s0.01 = 0.57s0.05rs0.01

Эмпирическое значение превышает критические значения, следовательно, связь достоверна, гипотеза H0 принимается. Корреляция между показателем склонности к одиночеству и глубиной переживания одиночества, не отличается от нуля. Ответ на поставленный вопрос, будет такой: данные по склонности к одиночеству и данные по глубине переживания одиночества между собой соотносятся. Если существует склонность к одиночеству, то глубина переживания одиночества, скорее будет высокой, и наоборот, если склонности к одиночеству нет, то скорее глубина переживания одиночества будет низкой.

Проведем дополнительный анализ, с помощью (табл.2.5).

Таблица 2.5

Номер испытуемогоСклонность к одиночествуГлубина переживания одиночестваСоотношение1 3 9 4 16 14 10 18 17 15 6 13 2 11 20 5 8 19 7 12да да да да да да да да да нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет15 9 9 8 8 6 5 5 4 14 11 8 6 6 6 5 5 5 4 4+ + + + + + + + + + + + +

В данной таблице представлены результаты по методике «Склонность к одиночеству», представляющей собой фрагмент текста А.Е. Личко «Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО).

Результаты представлены сразу в ответе на существующий вопрос (есть склонность к одиночеству или нет), соответственно ответ «да» означает, что у данного испытуемого есть склонность к одиночеству, ответ «нет» означает, что у данного испытуемого нет склонности к одиночеству. Также в данной таблице представлены значения, полученные по опроснику для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина), направленного на определение и глубины переживания одиночества и его виды (диффузное, диссоциированное, отчуждающее).

Из данного опросника взяты только результаты по определению глубины переживания одиночества. Нужно соотнести между собой результаты, полученные по обеим методикам, и занести в последнюю колонку таблицы результат, соотносится ли уровень глубины переживания одиночества со склонностью или несклонностью к одиночеству. Самый высокий балл, который испытуемые могли получить по уровню глубины переживания одиночества — 18 баллов. С 18 до 7 баллов — высокий, средний уровень глубины переживания. От 7 и ниже — низкий.

Всего 13 соотношений, следовательно, из 20 испытуемых у 13 уровень глубины переживания одиночества соотносится со склонностью/несклонностью к одиночеству.13 — это большинство, но все-таки у 7 людей являются исключениями, их склонность/несклонность к одиночеству не соотносится с глубиной переживания одиночества.

2.4 Сопоставление полученных соотношений с видами одиночества

Для сравнения полученных соотношений с видами одиночества, взглянем на (табл.2.6).

Таблица 2.6

Номер испытуемогоСклонность к одиночествуГлубина переживания одиночестваСоотношениеВид одиночества1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20Да Нет Да Да Нет Нет Нет Нет Да Да Нет Нет Нет Да Нет Да Да Да Нет Нет15 6 9 8 5 11 4 5 9 5 6 4 8 6 14 8 4 5 5 6+ + + + + + + + + + + + +Диссоциированное/отчуждающее Диссоциированное/отчуждающее Диссоциированное Отчуждающее Диссоциированное Диссоциированное Диссоциированное Отчуждающее Диссоциированное Все Диссоциированное Диффузное/диссоциированное Диссоциированное Диффузное/отчуждающее Диссоциированное Диффузное Диссоциированное/отчуждающее Диссоциированное Диффузное Диффузное/отчуждающее

Проведем анализ (табл.2.6).

Для нас важно узнать, какой вид одиночества наиболее часто проявляется в тех или иных условиях.

Условие № 1. При склонности к одиночеству чаще всего проявляется диссоциированный вид одиночества.

Условие № 2. При несклонности к одиночеству чаще всего проявляется диссоциированный вид одиночества.

Условие № 3. При высокой глубине переживания одиночества чаще всего проявляется диссоциированный вид одиночества.

Условие № 4. При низкой глубине переживания одиночества чаще всего встречается диссоциированное одиночество.

Условие № 5. При соотношении склонности к одиночеству и глубины переживания одиночества чаще всего встречается диссоциированное одиночество.

Условие № 6. При не соотношении склонности к одиночеству и глубины переживания одиночества чаще всего встречается диссоциированное одиночество.

Как мы видим, во всех случаях преобладает диссоциированный вид одиночества. Это говорит о том, что вне зависимости от ситуации, скорее всего, возникнет состояние диссоциированного одиночества, а не какое-либо другое.

Заключение

По итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

)Среди испытуемых, у 45% есть склонность к одиночеству, возможно стремление. У оставшихся 55% нет склонности к одиночеству, а следовательно и стремления к нему. Как и предполагалось, люди в большей степени избегают одиночества, не стремятся к нахождению в одиночестве, предположительно имея отрицательное отношение о нем.

2)В 65% случаях, уровень глубины переживания одиночества соотносится со склонностью/несклонностью к одиночеству.

)Диссоциированный вид одиночества преобладает над отчуждающим и диффузным, но при этом данные два вида, являющиеся отстающими, все-таки имеют место в нашей жизни и тоже встречаются. В результате эмпирического исследования обнаружено, что между показателями, полученными по трем видам одиночества, существуют лишь случайные различия.

Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале, подтверждается. Человек не стремится к одиночеству. Следовало бы узнать причины, по которым одиночество рассматривается в негативном свете. Возможно, составить программу, показывающую данный феномен с положительной стороны, так как возможно, что никто и не догадывается о том, какие плюсы есть и что можно приобрести с помощью одиночества.

Список используемой литературы

1.Дженни де Джонг-Гирвельд и ДжозРаадшелдерс Типы одиночества // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. Ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989.

2.Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

.Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.М., 1989. — С.29.

.Оди Дж.Р. Человек — существо одинокое: биологические корни одиночества // Лабиринты: Пер. с англ. /Сост., общ. Ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. — С.129.

.Роберт Грейвс Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector