Сказкотерапевтические технологии в работе психолога

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ 5

1.1 Характеристика сказки как предмета творческой деятельности 5

1.2. Понятие и предмет сказкотерапии 5

1.3. Способы и функции сказкотерапии 15

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА 19

2.1. Направления сказкотерапии, формы работы со сказками 19

2.2. Применение сказкотерапии в работе с детьми 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.

Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого).

Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Воображение — есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество младшего школьника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

Основной целью курсовой работы является изучение применения сказкотерапии в работе психолога.

Исходя из вышеизложенного, в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:

— рассмотреть основные понятия сказкотерапии;

13 стр., 6015 слов

Сказкотерапия как метод в психологии

... героя в своем воображении разными чертами. Следовательно, воображение - это та функция, которая активно «задействована» в процессе сказкотерапии, именно она является основной при проведении занятий ...

— дать оценку применения сказкотерапии в работе психолога.

Научная значимость: в работе представлено обоснование возможности развития восприятия и эмоциональной сферы школьника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

1.1 Характеристика сказки как предмета творческой деятельности

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

1. Научиться тому, как учить;

2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос — это способ адаптации;

4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. …

14 стр., 6531 слов

Сказкотерапия 4

... . С.5-19. .Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. .Вачков И.В. Сказочная метафора ... во время случайного перерыва). У сказки должно быть разумное основание. Можно начинать сказку словами: "Сегодня утром я видела по ... человека (домовина - гроб) [см.: Осорина]. Это же слово имеет совершенно разное значение для бомжа, строителя, эколога, крестьянина ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым, создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье — это и подтверждает выдвинутую нами рабочую гипотезу. Наш опыт показал, что через анализ и сочинение сказок детьми можно получить такие сведения, которые целесообразно использовать в психодиагностической практике.

Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов. Слово знакомое, часто используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах и психологических центрах, хосписах и больницах. В обычных общеобразовательных школах также немало практических психологов занимается сказкотерапией. Однако до сих пор это чарующее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-разному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и волшебные.

Рассказывание психотерапевтической сказки — это всегда сокращение «дистанции» с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.

Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

... протоколе. Отмечалась выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений. Всего ... проведения исследования детям читают сказку «Репка». Исследование проводится с детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка». Речь ребенка точно фиксировалась в ...

Родителям важно понять, что детям нужны внимание, любовь и забота, тогда у них все будет хорошо: и желание учиться будет, и взаимоотношения в семье сложатся положительно!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007.

2. Вачков И.В. Метафорический тренинг. М.: Ось-89, 2005.

3. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. М.: Ось-89, 2003.

4. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу).

СПб.: Речь, 2002.

5. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. СПб.: Академический проект, 2000.

6. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 1998.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Т.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.

11. Короткова Л.Д. Сказка — для светлого ума закваска. М.: Педагогическое Общество России, 2001.

12. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. М.: Совершенство, 1997.

13. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

14. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.

15. Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии. — М.: Академический Проект; Альма Матер. — 2008. — 244 с.

16. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 270 с.

6 стр., 2895 слов

Личностно-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами сказки

... дошкольного возраста с ТНР; - оценить влияние сказка на личностно-коммуникативное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (проследить динамику личностно-коммуникативного развития ребенка ... в процессе реализации мероприятий проекта, . Образовательные: - определить основные методы, формы использования сказки в ...

17. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

18. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2005.

19. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.

20. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

21. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector