Система ученического самоуправления в формировании и развитии лидерских качеств личности учащихся профессионального училища

Введение

В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности на благо общества.

И не случайно одной из первоочередных задач в области воспитательной работы становится создание и развитие в образовательных учреждениях органов ученического самоуправления.

В соответствии с законом «Об образовании» и региональной целевой программой «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» одной из задач в разделе «Восстановление воспитательной и социально-реабилитационной функции образовательного учреждения» является обеспечение педагогической поддержки развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций.

Действительно, как показывает анализ педагогической литературы, развитие и поддержка ученического самоуправления в учреждениях образования позволяет создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских навыков, совершенствования своей личности, общества, государства.

Участие подростков в работе органов ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Мне бы хотелось остановиться подробнее на проблеме формирования лидерско-организаторских навыков у учащихся в образовательном учреждении. Я считаю этот вопрос актуальным, так как формирование лидеров в обществе — не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. На мой взгляд, важно, чтобы сегодняшние подростки — будущие лидеры общества — владели демократической культурой личности, формами организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.

Можно с уверенностью сказать, что по своей сути и содержанию ученическое самоуправление — это та сфера, которая благоприятна для осуществления этих целей. Именно включение учащихся в процесс ученического самоуправления является одним из эффективных путей формирования у них лидерских качеств.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Целью работы считаю определить роль системы ученического самоуправления в формировании и развитии лидерских качеств личности учащихся в образовательном учреждении на примере профессионального училища № 16.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

в результате анализа научной, публицистической и учебно-методической литературы изучить понятие «ученическое самоуправление», выделить принципы, цели, функции;

выявить условия формирования и развития лидерских качеств у учащихся в рамках ученического самоуправления;

построить модель ученического самоуправления и определить критерии эффективности ее функционирования в условиях профессионального училища.

В соответствии с задачами будет выстраиваться содержание каждой из глав моей работы. 1 и 2 главы посвящены рассмотрению теоретических основ исследуемого вопроса, 3 глава описывает опыт создания и функционирования системы ученического самоуправления в образовательном учреждении.

1. Система ученического самоуправления

1.1 Понятие ученического самоуправления и его значение

Современная воспитательная практика объективно актуализирует и обостряет проблему развития самоуправления.

Традиционный взгляд на самоуправление сегодня мешает в полной мере понять новизну современной ситуации. В недавнем прошлом самоуправление понималось не столько как функция коллектива, сколько как функция организации. Наличие большого числа организационных структур превращало образовательное учреждение в организацию с непомерным количеством органов, должностных лиц, облеченных властными полномочиями, наделенных особыми правами и привилегиями.

Нередко ученическое самоуправление по отношению к педагогам играло служебную роль, так как его задачей считалась помощь учителям в воспитании и обучении коллектива учащихся. Это приводило к созданию ученической элиты.

Сегодня, в связи с демократизацией общества, происходит и демократизация жизни в образовательном учреждении, в том числе и органов ученического самоуправления.

Остановимся подробнее на понятии «ученическое самоуправление».

6 стр., 2872 слов

Деятельность органов службы занятости в г. Тюмени

Размещено на СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Органы службы занятости, их права и обязанности 2. Деятельность ГАО ТО Центр занятости населения города Тюмени как субъекта содействия занятости безработных граждан Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Перед многими клиентами органов службы занятости населения помимо проблем выбора или перемены профессии встают социально-психологические проблемы. ...

В педагогической литературе встречается ряд определений данного понятия. Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является следующее определение: ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых для коллектива и организации целей.

Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу.

Педагоги подчеркивают, что самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие учащихся в управлении собственными делами. В повседневной деятельности в образовательном учреждении самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Для того, чтобы работа органов ученического самоуправления была эффективна, необходимо создать определенные условия:

1) социально-психологические:

соответствие модели самоуправления внутренним потребностям коллектива учащихся;

постоянное обучение и самообучение актива;

2) организационно-педагогические:

стиль педагогического управления;

учет внешних условий и перспектив развития.

В разнообразной жизни современного образовательного учреждения есть достаточно дел и участков, где учащиеся могут действовать без помощи взрослых. Перечислю основные направления работы органов ученического самоуправления, где учащиеся при поддержке педагогов могут реализовать себя:

нравственное, патриотическое и гражданское;

общественно-политическое;

экологическое;

трудовое;

спортивно-оздоровительное;

туристско-краеведческое;

интеллектуально-познавательное;

профилактика асоциального поведения;

организация досуга;

формирование лидерских и организаторских качеств (деловые игры, тренинги).

В любом из перечисленных видов деятельности главное — самоуправленческая деятельность на общее благо, именно она первична, а структуры, органы вторичны. Как отмечают авторы, не стоит увлекаться структурированием самоуправленческих процессов. Но определенная модель или структура органов необходима для упорядочения деятельности отдельных её элементов.

10 стр., 4999 слов

Организация самоуправления учащихся

План Введение Сущность ученического самоуправления Принципы ученического самоуправления Функции ученического самоуправления Роль ученического самоуправления в развитии личности Условия развития ученического самоуправления Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко Заключение Введение С 1988г. все большее влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не ...

Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы являются первичный коллектив — учебная группа, коллектив учащихся в образовательном учреждении.

В коллективе учащихся функционирует высший орган (собрание или конференция), есть исполнительные органы, временные и постоянные подразделения при них. На собрании избираются исполнительные органы самоуправления, определяются сроки функционирования органа, структура.

В содержании деятельности членов исполнительных органов сегодня появляется новое направление, которое ведет к созданию объединений учащихся на основе общности целей, интересов — так называемые профильные органы самоуправления, своеобразные воспитательные центры, связанные с укреплением здоровья, обучением, отдыхом, трудом, спортом, творчеством и т.д.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы.

Можно подвести итог, что ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии.

1.2 Принципы, цели и функции ученического самоуправления

Деятельность органов ученического самоуправления строится на следующих принципах:

1. Открытость и доступность — ученические органы самоуправления открыты для членов всего коллектива и доступны им.

2. Добровольность и творчество — первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.

3. Равенство и сотрудничество — первичные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства.

4. Непрерывность и перспективность — органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; структура органов самоуправления должна сочетать в себе как постоянные, так и временные органы, создаваемые коллективом для решения текущих задач.

На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от коллектива групп и кончая коллективом учащихся образовательного учреждения.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

Основные правила делового общения   Деловое общение, как рекомендует Дейл Карнеги, требует соблюдения следующих основных правил: А. Шесть способов расположить к себе людей 1. Улыбайтесь. 2. Проявляйте искренний интерес к другим людям. 3. Называйте людей по имени и отчеству. 4. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 5. Будьте хорошим слушателем. 6. давайте другим почувствовать их ...

Следует обратиться к вопросу о целях и функциях ученического самоуправления.

Из анализа литературы можно сделать заключение, что органы ученического самоуправления обеспечивают в образовательном учреждении:

формирование демократической культуры, гражданской позиции учащихся;

участие коллектива учащихся в управлении образовательным процессом;

осуществление социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;

осуществление культуросообразной деятельности учащихся.

В различных видах деятельности органы самоуправления реализуют и различные цели. Так, например:

в учебной деятельности — организация взаимопомощи в учебе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;

в общественно-полезной и трудовой — организация самообслуживания, благоустройство территории, общежития, обеспечение учащихся необходимым инвентарем;

в досуговой сфере — планирование, подготовка и проведение спортивно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:

адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе);

интегративную (дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности: объединяет усилия педагогов и учащихся);

освоение управленческой культуры (возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии важных и значимых решений, получение опыта лидерства, руководства).

Итак, можно сделать вывод о том, что самоуправление играет большую роль в формировании гражданского самосознания, развитие лидерских качеств у учащихся. Принципы и условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективе образовательного учреждения непрерывным и тем самым существенно влиять на процесс социального становления учащихся. О том, каковы условия формирования и развития лидерских качеств у учащихся в рамках системы самоуправления, пойдет речь в следующей главе.

2. Формирование лидерских качеств посредством ученического самоуправления

2.1 Понятие лидера и его роль в обществе. Характеристика лидерских качеств

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе 1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности ...

В психологической и педагогической литературе встречается ряд определений понятия «лидер». В «Большом словаре иностранных слов в русском языке» дается следующее определение:

Лидер (англ. leader — ведущий) — глава, вождь, лицо, идущее впереди и ведущее.

Суть лидерства состоит в осуществлении целенаправленного влияния на исполнителей со стороны субъекта деятельности путем ведения их за собой к цели.

С точки зрения роли в обществе, лидер — ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

В ученическом коллективе лидер — это опора для педагога. Лидеры — это такие учащиеся, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально-значимых ценностей и ориентаций. Эти ребята лучше других понимают, что и как нужно делать, чтобы жизнь в коллективе была интересной, насыщенной, разнообразной.

В общественных объединениях и органах ученического самоуправления встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры — организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры — инициаторы, лидеры — умельцы.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках учреждения образования.

Но все же основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, творческой и другой деятельности, играют деловые лидеры. Ребята, которые успешно действуют в эмоциональной и деловой сферах жизни ученического коллектива, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

10 стр., 4929 слов

Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности Пермь 2008

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10» Рассмотрена и утверждена на педагогическом совете _______________ Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности Пермь - 2008 Содержание концепции 1. Введение. 2. Теоретико-методологическая база концепции. 3. Основные понятия, используемые в концепции. 4. Характеристика проблемной ситуации и ...

Любого лидера выдвигает деятельность. Только через специально-организованную, разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить ситуации, благоприятные для проявления качеств и свойств учащихся, обладающих потенциалом влияния на сверстников, способных стать лидером.

Вопрос о том, почему человек становится лидером, и каждый ли может им стать, является непростым. Существует несколько теорий лидерства. Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными качествами, чертами, благодаря которым он выделяется среди других. Лидером группы, коллектива может стать только тот человек, который способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, кто обладает наиболее важными для группы чертами.

Качество лидера можно отождествить с таким понятием как «организаторские способности». Организаторские способности — это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела.

В литературе встречается следующий перечень качеств лидера — организатора:

компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

активность — умение действовать энергично, напористо;

инициативность — творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

самообладание — способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность — выносливость, способность выполнять напряженную работу;

наблюдательность — умение видеть, замечать детали;

организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Именно эти качества необходимо иметь и развивать, чтобы стать настоящим лидером для коллектива учащихся.

Итак, можно сделать вывод о том, что роль лидера в ученическом коллективе образовательного учреждения велика.

Именно он может оказать помощь педагогам в организации разнообразной социально значимой деятельности благодаря определенным свойствам и качествам, которыми он обладает.

Эти качества лидера могут проявиться и в дальнейшем развиваться только в деятельности. Ученическое самоуправление является одной из форм организации деятельности коллектива учащихся.

При этом необходимо педагогическое стимулирование лидерства в ученической среде, поддержание готовности к проявлению у учащихся лидерских качеств.

2.2 Условия формирования лидерских качеств посредством ученического самоуправления

Одним из важных факторов развития и формирования лидерских качеств является включение учащихся в работу детских общественных объединений или органов ученического самоуправления, где осуществляется их подготовка к организаторской деятельности.

Но для этого в образовательном учреждении должны быть созданы определенные условия.

Первое условие — информационное обеспечение, когда учащимся в различной форме сообщаются разнообразные сведения, необходимые для их участия в решении организаторских задач. Освоение учащимися организаторских знаний может осуществляться посредством обучения во внеурочное время в школе актива.

Второе условие — формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Оно осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Важное условие развития ученического самоуправления — это необходимость педагогического стимулирования лидерства в ученической среде. Назову важнейшие признаки «поля лидерства»:

1. стиль отношений, складывающийся в коллективе, морально психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность учащихся образовательного учреждения;

конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большего числа воспитанников.

Как отмечают педагоги, эффективным способом конструирования «поля лидерства» являются деловые игры: ролевые, имитационные, моделирующие и т.д. Это одно из лучших средств формирования активности, самостоятельности, инициативы учащихся.

Характерными признаками деловых игр являются:

наличие модели управляемой системы;

единый игровой комплекс;

наличие ролей;

различие ролевых целей;

взаимодействие ролей;

наличие общих целей у всего игрового коллектива;

наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

Игровое пространство создает «поле лидерства», как его составную часть, позволяя включить в игру всех участников, делает её равно интересной для каждого, способствует проявлению и актуализации лидерского потенциала у участников игры.

Среди форм организации деятельности по развитию организаторских навыков и умений можно выделить также:

игры на взаимодействие;

серия упражнений, направленных на сплочение группы, повышение взаимного доверия («Веревочный курс»);

маршрутные игры;

творческие упражнения;

круглые столы и другие формы.

При участии в этих играх и упражнениях у учащихся появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде. В результате, ребята чаще проявляют инициативу, у них появляется возможность брать управление на себя, говорить, слушать, ценить чужое мнение.

Третье условие формирования лидерских качеств учащихся — это управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий — непосредственно участие ребят в работе органов ученического самоуправления.

Итак, можно сделать вывод, что для развития и формирования лидерских качеств у учащихся в органах ученического самоуправления должны быть созданы определенные условия:

получение учащимися необходимых организаторских знаний, умений и навыков благодаря различным формам работы (занятия, игры, упражнения);

применение полученного опыта в управленческой практике в органах ученического самоуправления.

В 3 главе будет описана модель ученического самоуправления Профессионального училища № 16 и ее значение в развитии лидерско-организаторских навыков у учащихся.

3. Влияние системы ученического самоуправления на формирование и развитие лидерских качеств личности учащихся в профессиональном училище

3.1 Модель ученического самоуправления

В нашем училище инженерно-педагогический коллектив старается воспитать у учащихся стремление быть не только хорошими специалистами, но и иметь активную жизненную позицию. С этой целью для учащихся организована совместная с педагогами жизнь, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности.

Скоординировать эту деятельность помогает организованная в 2005 году система ученического самоуправления. Отдельные органы самоуправления функционируют уже несколько лет, но как элементы системы они начали работу с 2005 — 2006 учебного года.

Остановлюсь подробнее на описании основных разделов модели организации ученического самоуправления в училище.

Цели ученического самоуправления:

Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, развитие организаторских способностей и лидерских качеств.

Формирование у учащихся осознанной гражданской позиции.

Организация деятельности, направленной на реализацию прав и позиции учащихся в различных сферах деятельности.

Принципы функционирования ученического самоуправления

Система самоуправления в училище действует на основании следующих принципов:

Выборность — учащиеся выбираются в основные органы самоуправления в результате выборов.

Гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

Гуманность — ученическое самоуправление действует на основе нравственных принципов.

Самодеятельность — деятельность учащихся характеризуется творчеством, активностью, самостоятельностью.

Нормативно-правовая база

Основные документы, регулирующие деятельность органов ученического самоуправления в училище:

Устав образовательного учреждения.

Правила внутреннего распорядка для учащихся.

Положение об органах ученического самоуправления.

Правила внутреннего распорядка для учащихся, проживающих в общежитии.

Рис. 1 — Собрание учащихся группы

Рис. 2 — Уровень первичного коллектива (учебной группы)

Рис. 3 — Формы работы органов ученического самоуправления

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, которое проводится 2 раза в месяц.

В каждой группе создан совет группы, во главе которого стоит староста. Старосты учебных групп вместе составляют совет старост.

Среди учащихся, проживающих в общежитии, выбирается совет общежития. Председатели совета старост и совета общежития, а также руководители центров самоуправления и досуга входят в состав совета учащихся.

Заседания совета учащихся, совета старост и совета общежития проходят 1 раз в месяц (по мере необходимости могут проводиться чаще).

Связь совета учащихся с коллективами учебных групп осуществляется через совет старост. Собрание группы проводится 1 раз в месяц.

В конце каждого полугодия совет учащихся подводит итоги конкурса «Лучшая группа года» по номинациям: «Посещаемость», «Успеваемость», «Творчество», «Спорт».

Центры самоуправления и досуга созданы на основе общности целей и интересов. В отличие от других органов самоуправления работа центров организуется по принципам соуправления совместно с педагогами.

Центр «Общение» включает в себя работу школы актива учащихся «Лидер», занятия которой, направленные на развитие лидерских качеств, проводятся 1 раз в 2 месяца.

В направлении «Патриот» действует группа учащихся актива музея «Поднять паруса!». Ребята занимаются поисково-исследовательской работой, организуют встречи с ветеранами, выпускниками училища, проводят экскурсии для учащихся училища и школ Кировского района, занимаются журналистской деятельностью.

Работа центра «Спорт и здоровье» связана с организацией спартакиады между учебными группами по различным видам спорта: настольный теннис, силовое троеборье, волейбол, баскетбол, лыжи, мини-футбол. Ребята, проживающие в общежитии, имеют возможность заниматься настольным теннисом, бильярдом, проводят турниры по этим видам спорта.

Туристический клуб «Время не ждет!» существует уже четвертый год и вызывает интерес не только у учащихся, но и педагогов. Под руководством опытного туриста организуются водные походы по рекам Урала, походы выходного дня (на лыжах, в пещеры).

Знания, умения и навыки, полученные учащимися во время занятий в клубе, позволяют ребятам училища быть постоянными участниками туристических слетов — фестивалей, ежегодно проводимых районным отделом по развитию культуры, спорта и молодежной политики. В направлении «Интеллект» организуются педагогами и ребятами внеклассные мероприятия по всем учебным предметам в рамках программы «Интеллектуальный марафон»: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, олимпиады.

С центром «Досуг» связана работа театрального кружка и музыкальной студии. Во время занятий учащимися совместно с педагогом-организатором осуществляется подготовка коллективно-творческих дел: конкурсных, игровых, концертных, шоу программ. Мероприятия, организуемые ребятами, позволяют многим учащимся проявить свои творческие способности, лидерский потенциал.

Наряду с основными структурными подразделениями для проведения текущих дел, организации акций, подготовки к районным, городским конкурсам создаются временные советы дела.

Итак, система самоуправления — сложная структура. Каждый ее элемент функционирует в соответствии с определенным содержанием, которое отражает потребности и интересы учащихся.

3.2 Содержание деятельности органов ученического самоуправления

Общее собрание учащихся:

Формирует органы самоуправления в училище.

Рассматривает и утверждает положения, инструкции, которые регулируют деятельность учащихся в училище.

Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении училищем.

Совет учащихся:

Координирует работу органов самоуправления учащихся.

Планирует и организует внеурочную деятельность учащихся в училище.

Принимает отчеты о работе совета старост, совета общежития, центров самоуправления и досуга.

Решает вопросы о поощрении учащихся.

Организует конкурс между учебными группами «Лучшая группа года» по номинациям, подводит итоги.

Совет старост:

Организует работу органов самоуправления в учебных группах.

Совет общежития:

Координирует деятельность старост комнат.

Организует работу по самообслуживанию общежития.

Организует проведение культурно-массовой работы.

Помогает администрации в организации контроля сохранности материальных ценностей.

Центры самоуправления и досуга:

Планируют и организуют деятельность учащихся по направлениям:

«Общение», «Досуг», «Патриот», «Спорт и здоровье», «Интеллект».

«Общение»:

проведение занятий в школе актива «Лидер»;

«Досуг»:

подготовка и проведение общеучилищных праздников, конкурсных и игровых программ, концертов;

работа театральной студии.

«Патриот»:

организация работы музея боевой и трудовой славы;

«Спорт и здоровье»:

подготовка и проведение спартакиады между учебными группами по различным видам спорта;

работа туристического клуба «Время не ждет!».

«Интеллект»:

сбор информации об учебном процессе;

проведение «Интеллектуального марафона».

Собрание учащихся группы:

Обсуждает вопросы деятельности группы.

Рассматривает и утверждает план работы коллектива группы на определенный период.

Выбирает актив группы.

Совет группы:

Состоит из старосты, культорга, физорга, зав. редколлегией, завуча.

Анализирует работу учебной группы за определенный период по основным направлениям.

Обеспечивает участие группы в мероприятиях училища.

Временный совет дела:

Организует подготовку и проведение мероприятий училища, различных акций, обеспечивают подготовку к районным, городским конкурсам, фестивалям.

Анализирует эффективность проведенных мероприятий.

План работы органов самоуправления на 2005-2006 учебный год

ученический самоуправление профессиональный училище

Орган самоуправления

Месяц

Совет учащихся

Совет старост

Совет общежития

Центры самоуправления и досуга

Досуг

Патриот

Спорт и здоровье

Интеллект

Общение

Сентябрь

1. Анализ работы за прошлый учебный год

2. Утверждение плана работы на новый учебный год

3. О конкурсе «Лучшая группа года»

4. О подготовке ко Дню профтехобразования

1.Организация самоуправления в группе

2. Знакомство с правилами внутреннего распорядка

1. Выборы состава

совета общежития

День знаний

День первокурсника

Фестиваль «Посвящение в учащиеся»

Экскурсии в музей трудовой славы учащихся 1 курса

Участие в проекте «История Закамска»

Открытие спартакиады училища

Первенство по кроссу

Поход выходного дня на р. Усьву

Игра для учащихся 1 курса «Будем знакомы!»

Октябрь

1. О подготовке к конкурсу талантов

2. О работе центра «Патриот» в новом учебном году

1. Положение о конкурсе «Лучшая группа года»

1. Организация

досуга учащихся,

проживающих в общежитии

Праздник, посвященный 65-летию системы НПО «Да здравствует наш храм профессий!»

Встречи-беседы с ветеранами училища

Первенство по силовому троеборью

Поход выходного дня в Пашийскую пещеру

Занятие 1 школы актива «Лидер»

Ноябрь

1. Об организации спартакиады между учебными группами

2. О работе школы актива «Лидер»

3. О проведении интеллектуального марафона

1. Организация мероприятий в группе

1. Работа

редколлегии

общежития

Шоу-программа — конкурс талантов «Твой звездный час!»

Встречи-беседы с ветеранами локальных войн и военных конфликтов

Первенство по баскетболу

Поход выходного дня в Мечкинскую пещеру

Олимпиады по предметам общеобразовательного цикла

Декабрь

1. Организация и проведение новогодних праздников

2. Подведение промежуточныхитогов конкурса «Лучшая группа года» по номинациям

1. Отчет о работе группы в 1 полугодии

1. Состояние

жилищно-бытовых условий в

общежитии,

выполнение

правил проживания

Маршрутная игра «Выбираем здоровый образ жизни»

Новогодняя шоу-программа «Карнавальная ночь»

Экскурсии в музей учащихся школ района

Первенство по настольному теннису

Анализ успеваемости за 1 полугодие

Интеллектуальный марафон — 1 этап

Занятие 2 школы актива «Лидер»

Январь

1.Планирование работы на 2 полугодие

2. О подготовке к конкурсам профессионального мастерства

3. Отчет о работе центра «Досуг»

1. Итоги конкурса «Лучшая группа года» по номинациям

1. Налаживание

связей с библиотекой

Экскурсии в музей боевой славы учащихся 1 курса

Встречи с ветеранами локальных войн

Первенство по волейболу

Февраль

1.О ходе интеллектуального марафона

2. Подготовка и проведение мероприятий ко Дню защитника Отечества

3. О проведении мероприятий к 8 марта

1. Участие группы в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества и Международному женскому дню

1. Ситуация

по правонарушениям

учащихся в

общежитии

Конкурс «Идеальная пара»

Конкурс, посвященный Дню защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат»

Встречи учащихся с ветеранами — юнгами Северного флота

Первенство по лыжным гонкам

Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества

Интеллектуальный марафон — 2 этап

Занятие 3 школы актива «Лидер»

Март

1. Подведение итогов конкурса профессионального мастерства

2. Предварительные итоги успеваемости учащихся 2 курса

3. О подготовке к празднику

«Последний звонок»

1. Организация «Последнего звонка» (группы 41, 6, а)

1. Спортивно-массовая работа в

общежитии, предложения

по улучшению

Конкурс «Как много девушек хороших!»

Мюзикл, посвященный Международному женскому дню «Дарю тебе весну!»

Последний звонок

Экскурсии в музей учащихся выпускных классов школ района

Первенство по мини-футболу, челночному бегу

Интеллектуальный марафон — 3 этап

Апрель

1. Об участии в ярмарке вакансий и учебных мест

2. Подведение итогов работы школы актива «Лидер»

3. Организация акции ко Дню победы

1. Подготовка учащихся группы к итоговой аттестации по предметам общеобразовательного цикла

1. Оформление

общежития,

предложения

по обновлению

Торжественное закрытие конкурсов профессионального мастерства

Встречи с ветеранами Великой отечественной войны, юнгами Военно-морского флота

Первенство по кроссу

Интеллектуальный марафон — 4 этап

Занятие 4 школы актива «Лидер»

Май

1. Организация благотворительной акции «Должны смеяться дети!»

1. Участие групп в экологической акции «Чистый город»

2. Отчет о работе группы во 2 полугодии

1. Хозяйственная

работа по благоустройству территории

общежития

Концерт, посвященный Дню победы «Живые! Пойте о нас!»

Встречи-беседы с бывшими воинами-пограничниками

Митинг памяти выпускников, павших во время войн и локальных конфликтов

Водный поход по реке Вижай

Итоговый тур интеллектуального марафона — игра «Путешествие по лабиринту знаний»

Июнь

1. Организация и проведение Выпускного вечера

2. Подведение итогов конкурса «Лучшая группа года» по номинациям

3. Подведение итогов работы органов самоуправления за учебный год

1. Итоги конкурса «Лучшая группа года» по номинациям

Подведение

итогов работы

за учебный год

Благотворительная акция «Должны смеяться дети!»

Выпускной вечер

Подведение итогов работы за год

Водный поход по реке Койва

Подведение итогов работы за учебный год

Анализ успеваемости за учебный год

3.3 Оценка эффективности функционирования модели ученического самоуправления

Функционирование органов самоуправления учащихся и их развитие во многом зависит от педагогов и администрации образовательного учреждения. Именно педагоги берут на себя решение задачи активизации ученического самоуправления и оценки эффективности функционирования системы самоуправления.

Директор училища несет ответственность за нормативно-правовую базу работы органов самоуправления, обеспечивает материально-техническое обеспечение.

Ведущую роль в организации работы органов самоуправления играет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В его функции входит разработка концепции и программы развития ученического самоуправления, обучение актива учащихся. Зам. директора курирует работу совета старост и совета учащихся, сотрудничает с мастерами п/о, классными руководителями направляет их деятельность.

Работу остальных органов самоуправления также курируют педагоги. Педагог-организатор координирует деятельность центра «Досуг», организует работу временных советов дела по организации обще училищных мероприятий.

Педагог-психолог курирует работу центра «Общение». Также педагог-психолог осуществляет диагностику организаторских и коммуникативных способностей учащихся, помогает выявлять лидеров в коллективе учащихся, консультирует мастеров п/о и классных руководителей по проблемам, возникающим в процессе организации самоуправления в коллективе учебной группы.

Деятельность центра «Патриот» направляет руководитель музея боевой и трудовой славы училища. В направлении «Спорт и досуг» ведущую роль играет заместитель директора по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе.

Работу центра «Интеллект» курирует заместитель директора по теоретическому обучению.

Большую роль в создании условий для развития ученического самоуправления в группе играет мастер п/о и классный руководитель, так как индивидуальной поддержки каждого.

Оценить эффективность работы ученического самоуправления в училище возможно с помощью системы показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленных целей.

В модели самоуправления нашего образовательного учреждения мы выделили следующие критерии эффективности в соответствии с поставленными целями:

степень включенности учащихся в организацию учебно-воспитательного процесса;

личностное развитие учащихся в результате деятельности в органах самоуправления, наличие организаторских способностей и лидерских качеств;

степень сформированности у учащихся, занятых в работе органов ученического самоуправления, осознанной гражданской позиции.

Изучение каждого критерия предполагает наличие определенных методов и методик. Основные методы диагностики, которые мы используем, — это наблюдение, тестирование, опрос. Так как отдельные органы самоуправления существуют уже достаточно длительный период, можно сделать выводы об их влиянии на личностное развитие учащихся.

По итогам наблюдений мастеров п/о, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, результатам тестирования по методикам «Определение коммуникативных и организаторских способностей», «Репка, или какие качества я в себе вырастил?» мы можем сделать вывод, что участие в работе органов самоуправления положительно влияет на формирование личности учащихся: ребята действительно получают навыки организаторской деятельности, становятся более активными, общительными, инициативными, отличаются работоспособностью, словом, у них формируются и развиваются лидерские качества. Наши учащиеся стремятся к организации и активному участию во всех мероприятиях, чувствуя определенный лидерский потенциал.

Система ученического самоуправления начала свою работу только с 2005 — 2006 учебного года, поэтому эффективность ее функционирования в соответствии со всеми перечисленными критериями можно будет проанализировать по завершении учебного года. Это задача коллектива педагогов и учащихся на будущее.

Заключение

Таким образом, в заключении можно следующие выводы.

Ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии. Самоуправление выполняет большое количество функций как в отношении формирования коллектива учащихся, так и в отношении развития личности, играет большую роль в формировании гражданского самосознания, развитии лидерских качеств у учащихся. Учащиеся — лидеры могут оказать помощь педагогам в организации разнообразной социально значимой деятельности в образовательном учреждении благодаря своему лидерскому потенциалу, проявиться и развиваться который может только в процессе работы в органах ученического самоуправления.

Но необходимо педагогическое стимулирование лидерства в ученической среде, поддержание готовности учащихся к проявлению лидерских качеств посредством развития самоуправления.

Для развития и формирования лидерских качеств у учащихся в образовательном учреждении должны быть созданы определенные условия:

получение учащимися необходимых организаторских знаний, умений и навыков в процессе включения в различные формы работы;

применение полученного опыта в управленческой практике работы в органах ученического самоуправления.

В модели самоуправления нашего образовательного учреждения мы выделили несколько критериев эффективности работы ученического самоуправления в училище в соответствии с поставленными целями, сделав акцент на одном из них — личностное развитие учащихся в результате деятельности в органах самоуправления, наличие организаторских способностей и лидерских качеств.

Опыт работы органов самоуправления в училище подтверждает, что система ученического самоуправления способствует развитию и формированию лидерских качеств учащихся в результате систематической, последовательной работы педагогов совместно с учащимися по выработке умений и навыков организаторской деятельности.

Только грамотно продуманная работа системы органов ученического самоуправления позволит учащимся проявить свой лидерский потенциал и в дальнейшем его развивать.

Литература

1. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. — М.: МАСШС, 1997.

2. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллектива // Народное образование. — 2001, № 8. 0 с. 151-159.

3. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. — 2-е издание стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

6. Рожков МИ. Развитие самоуправления в детских коллективах. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999.

8. Создание общественных объединений в учреждениях начального профессионального образования (из опыта работы Российского Союза Молодежи).

— М., 2003.

9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Ию Соколовой. — М.: Педагогическое общество России. 1999.

10. Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ «РОН», 2002.

11. Хочу быть лидером! Выпуск 2. — Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2003.

Размещено на