Реакция центральной и вегетативной нервной систем на физические нагрузки средней мощности в зависимости от типа высшей нервной деятельности

Введение

I. Обзор литературы.

1.1 Общая характеристика центральной и вегетативной нервной системы.

1.2 Современные представления о типах высшей нервной деятельности.

1.3 Влияние физических нагрузок различной мощности на организм человека.

1.3.1 Классификация физических нагрузок.

1.3.2 Влияние физических нагрузок различной мощности на функциональные состояния центральной нервной системы.

1.3.3 Реакция вегетативной нервной системы на физические нагрузки различной мощности.

II. Организация и методы исследования

2.1. Состав испытуемых

2.2. Материалы и методы исследования

III. Анализ и интерпретация результатов исследования

3.1 Методика на исследование темперамента «Личностный опросник Айзенка»

3.2. Определение свойств нервной системы с помощью «Теппинг — теста».

3.3. Тест на стрессоустойчивость.

3.4. Методика на исследование тревожности «Опросник Спилберга-Ханина».

3.5. Методика на исследование агрессивности «Опросник Басса-Дарки».

3.6. Метод исследования способности к адаптации «Индивидуальная минута».

3.7 Тест жизнестойкости.

3.8 Методика оценки психической выносливости «Тест на стресс».

Список литературы

Введение

Проблема изучения влияний оказываемых на организм различными нагрузками является одной из наиболее актуальных проблем как современности, так и прошлого. В последние годы она всё чаще привлекает внимание специалистов (Коган А.Б., 1988; Петленко В.П., 1998; Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И., 2000; Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. 2009 и др.).

Чрезвычайно велика практическая значимость её рассмотрения, так как в зависимости от результатов исследований в данной области становится возможным решение проблем, стоящих перед физиологией труда и спорта.

12 стр., 5774 слов

Методика исследования интеллекта 2

WAIS     МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА     взрослый вариант I   ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ... Раздражение.…   РЕГУЛИРОВАТЬ 2: Упорядочивать. Вносить известный порядок в систему, налаживать. Приводить в необходимое для работы состояние, добиваясь правильного ... . Слушайте внимательно, и… Обратный счет. Приступайте к этому тесту со словами: «Сейчас я опять буду… Общая оценка субтеста ...

Множество исследователей занимались изучением той или иной стороны изменений, происходящих в организме человека под воздействием нагрузок различной мощности. Так было доказано, что легкая мышечная работа, оказывает благоприятное воздействие на организм, симулирует и повышает его активность. Тяжелая же мышечная работа, особенно статическая, перенапрягая возбудительные процессы в корковых клетках, приводит к падению работоспособности и появлению охранительного торможения, то есть дает картину утомления (Коган А.Б., 1988).

Важным является не просто изучение реакций организма человека на действие нагрузок, а изучение этих реакций в зависимости от функциональных особенностей и исходных состояний организма человека. В связи с этим важно изучать реакции организма в зависимости от особенностей нервной системы человека, то есть от типов высшей нервной деятельности, которые в свою очередь являются очень близкими к типам темпераментов.

Широко известно, что тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость (Теплов Б.М., 1964; Баевский Р.М., 1997; Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г., 1988 и др.).

Целью данного исследования явилось изучение реакции центральной и вегетативной нервной системы на физические нагрузки средней мощности в зависимости от типа высшей нервной деятельности.

Объект исследования — юноши и девушки, обучающиеся в университете 18−20 лет.

Предмет исследования — стрессоустойчивость к умственным и психоэмоциональным нагрузкам.

Гипотеза — вероятно, реакции центральной и вегетативной нервной систем на физические нагрузки средней мощности будут различаться в зависимости от типов высшей нервной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности влияния физических нагрузок различной мощности на организм человека по данным научных исследований;

2. Исследовать условия и факторы, влияющие на различия в реакциях центральной и вегетативной нервной системы на физические нагрузки;

16 стр., 7988 слов

Исследование зависимости личностных особенностей социального работника и характера протекания синдрома эмоционального выгорания

... деятельности и возможность принимать важные решения – важный фактор, взаимодействующий с выгоранием. Практически все исследования подтверждают отрицательную корреляционную зависимость ... респондентов следующим образом: - 32 человека имеют высокий уровень эмоционального выгорания, причем у ... Профессиональное выгорание проходит три фазы формирования: нервное (тревожное) напряжение – его создают ...

4. Изучить различия в реакциях на физические нагрузки в зависимости от типа ВНД;

5. Подобрать оптимальные методики и экспериментально апробировать их;

6. Изучить стрессоустойчивость к умственным и психоэмоциональным нагрузкам.

7. Провести анализ и интерпретацию полученных данных о различиях в реакциях центральной и вегетативной нервной системы на физические нагрузки средней мощности в зависимости от типов высшей нервной деятельности.

Методы исследования:

1.Методика на исследование темперамента «Личностный опросник Айзенка»

2.Определение свойств нервной системы с помощью «Теппинг — теста».

3.Тест на стрессоустойчивость.

4.Методика на исследование тревожности «Опросник Спилберга-Ханина».

5.Методика на исследование агрессивности «Опросник Басса-Дарки».

6.Метод исследования способности к адаптации «Индивидуальная минута».

7.Тест жизнестойкости.

8.Методика оценки психической выносливости «Тест на стресс». 9. Ассоциативный эксперимент.

10.Метод хронорефлексометрии.

11.Степ — тест.

Список литературы

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина. 1975. — 448 с.

2.Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Под ред. Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. — М.: Медицина. 1997. — 265 с.

3.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Учебник. — М.: Академия. 2009. — 416 с.

4.Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — С. 404−405.

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, были изложены И. М. ... Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, ... пра­вильные решения и многие другие явления высшей нерв­ной деятельности человека также пока не могут быть объяснены ...

5.Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник. / Под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики. 2000. — 385 с.

6.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт. 1980. — 136 с.

7.Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ. 1992. — 192 с.

8.Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д.: Феникс. 2005. — 478 с.

9.Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение. 1999. — 289 с.

10.Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учеб. для биол. Спец. Вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк. 1988.-368 с.

11.Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт. 1986. — 250 с.

12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл. 2006 — 63 с.

13.Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина. 1988. — 256с.

14.Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента.// Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов. / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение. 1987. — С. 286 — 292.

15.Небылицын В.Д. Функциональные состояния нервной системы человека и ее основные свойства. // Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука. 1976. — 460 с.

16.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн. — 4-е изд. — Кн. 2. Психология образования. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2002. — 608 с.

17.Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. // Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. / Под ред. Э.А.Асратяна М.: Наука. 1973. — С. 447−467.

18.Петленко В.П. Основы валеологии. Книга 2. — М.: Наука. 1998. — 360 с.

5 стр., 2129 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... сосудам — расшириться и т. д. Однако одними «высочайшими указами» деятельность нервной системы не ограничивается. Она не только отдаёт распоряжения, ... И., Латаш Н.П., Фейгенберг И.М. – Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. – М.: 1963. – 370 с.: ил. ... . Учебник для студентов институтов физической культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 462 с.: ил. 5. Кузин В.С. ...

19.Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт. — 1986. — 288 с.

20.Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под. ред. Ю. И Александрова. — СПб.: Питер, 2003. — 496 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

21.Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр Академия. 2004. — 304 с.

22.Смирнов В.М. Физиология человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Медицина, 2002. — 608 с.

23.Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт. 2006. — 408 с.

24.Теория спорта / под общ. ред. В.Н. Платонова. — К.: Вища школа. 1987. — 424 с.

25.Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Наука. 2000. — С. 163−171.

26.Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина. 1985. — 544с.

27. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).

— М.: Физкультура и спорт. 1986. — 159 с.

28.Цепкова Н.К. Адаптация внутренней среды организма спортсменов к лабораторным нагрузкам // Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. — М.: Наука. 1982. — С. 83−86.

29.Maddi S. Creating Meaning Through Making Decis

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector