РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития воображения у детей старшего старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня">дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности ……..6

1.1 История возникновения и формирования образов воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности…………. 6

1.2 Понятия, виды и особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………….18

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….……25

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………33

2.1 Определения исходного уровня развития воображения у детей подготовительной группы на констатирующем этапе…………………..….33

2.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………51

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию воображения у детей подготовительной группы на контрольном этапе……………..….…62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….…68

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном исследовании.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

... тему исследования: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически ...

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Проблема исследования:

Воображение – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

... на развитие познавательных процессов младших дошкольников. Объект исследования – воображение как познавательный процесс дошкольника младшего возраста. Предмет исследования – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего ...

Цель работы:

Изучить особенности и возможности развития и активизации воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Объект исследования:

Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования:

Организация работы по развитию воображения у детей подготовительной группы в процессе изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования:

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при выполнении следующих педагогических условий:

– выявление уровня развития воображения старшего дошкольного возраста;

– использование художественно-дидактических игр, в котором активизировало бы дошкольников на создание образов, представлений, идей на основе пережитых чувств и эмоций.

Задачи исследования:

– раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников;

– выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие воображения у детей подготовительной группы средствами изобразительной деятельности;

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы были использованы методы: анализ психологической, педагогической литературы и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, тестирование, беседа; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Исследования проводятся на базе МДОУ «Ромашка» Прохоровского района. Продолжительность исследования 6 месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет).

Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

………….

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Издательский центр академия. – М.,1995. – С.35.

12 стр., 5809 слов

История развития медицинской психологии

Предмет и задачи медицинской психологии. Медицинская психология - область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития. Нейропсихологический анализ позволяет на основе клинических и экспериментальных данных показать изменения психологических процессов при локальных ...

2. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности». \\ Психологический журнал – 1997 — №2 – С. 34-38.

3. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности».\\ Психологический журнал – 1997. — №2 – С. 34-38

4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. – М., 2000. – С. 43.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1996. – Т.5 –С.78.

6. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.– М, 2004. – С. 76.

7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004. – С. 56 – 62.

8. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. – М.:

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Учеб. пособие. / под ред. Я.Л.Коменского, Е.А.Панько. – МН.: 1997. – С. 65.

10. Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1984. – С. 77.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 87.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение,1986. – С. 65.

13. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. – С.18, 51

14. Имедадзе И. В. «Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте». Психологические исследования. – Тбилиси: Мецнисреба, 1960. – С. 54-57.

15. Исмагилова А. Г. (Москва).

Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада. НИИ ОПП АПН CCCR.1998. – С. 25.

16. Исмагилова А.Г. К вопросу о структуре индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя детского сада // Индивидуальность человека – условия проявления и развития. Пермь.1988. – С. 76—77.

17. Исмагилова А.Г. О системном исследовании индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя детского сада // Проблемы возрастной психологии. М., 1989. – С. 35—36.

18. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии. –1994. — №4. – С.33

19. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – С.34, 56.

2 стр., 606 слов

Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

Запоминание информации в течение 20 секунд характерно для памяти а) оперативной б) иконической в) долговременной д) кратковременной 3. Общение – это форма взаимодействия человека с другими людьми а) верно,                    б) не верно. 4. Восприятие партнера по общению называется: а) социальной ...

20. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа. – 1996. — №7. – С.32.

21. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дис. канд. психол. наук. – М., 1980. – С. 23.

22. Костина Л.М Методы диагностики тревожности

23. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. 2005. – С.56.

24. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – С.87.

25. Клюева Н.В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – С. 66.

26. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – С. 54.

27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб, 2004. – С. 87.

28. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004. – С. 56.

29. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. – С. 191.

30. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование. 2003. — № 2. – С. 35.

31. Немов Р.С. Психология образования. – М., 1995. – С. 22.

32. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.

33. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000, – С. 15.

34. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998. – С. 22.

35. .Ожегов С.И. Толковы