РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

Глава 1. Теоретические основы развития воображения у детей старшего старшего дошкольного возраста">дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности …6

1.1 История возникновения и формирования образов воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности… 6

1.2 Понятия, виды и особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста …18

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста…25

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности…33

2.1 Определения исходного уровня развития воображения у детей подготовительной группы на констатирующем этапе…33

2.2 Психолого-педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности…51

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию воображения у детей подготовительной группы на контрольном этапе…62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…68

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном исследовании.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

13 стр., 6090 слов

Понятие образа мира у детей в старшем дошкольном возрасте

... старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ведущей деятельностью продолжает оставаться игра (преимущественно - сюжетно-ролевая). В ней развиваются, совершенствуются различные психические функции ребенка - речь, восприятие, мышление, воображение ...

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Проблема исследования:

Воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Цель работы:

Изучить особенности и возможности развития и активизации воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется: а) в снижении общего запаса знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности. В отечественной ...

Объект исследования:

Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования:

Организация работы по развитию воображения у детей подготовительной группы в процессе изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования:

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при выполнении следующих педагогических условий:

— выявление уровня развития воображения старшего дошкольного возраста;

— использование художественно-дидактических игр, в котором активизировало бы дошкольников на создание образов, представлений, идей на основе пережитых чувств и эмоций.

Задачи исследования:

— раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

— определить влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников;

— выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие воображения у детей подготовительной группы средствами изобразительной деятельности;

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы были использованы методы: анализ психологической, педагогической литературы и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, тестирование, беседа; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Исследования проводятся на базе МДОУ «Ромашка» Прохоровского района. Продолжительность исследования 6 месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет).

Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

Текущие исследования в социальной психологии Том 4, № 9, 1999 Джон Хантер, Маурис Стрингер «Приписывающее предубеждение и идентичность в конфликтной области: умеренные эффекты статуса». АННОТАЦИЯ Взаимоотношения между оцениванием групповой идентичности и групповыми приписывающими предубеждениями были обследованы среди школьников из протестантских и католических школ Северной Ирландии. Участникам ...

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Издательский центр академия. — М., 1995. — С.35.

2. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности». \\ Психологический журнал — 1997 — № 2 — С. 34−38.

3. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности».\\ Психологический журнал — 1997. — № 2 — С. 34−38

4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. — М., 2000. — С. 43.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1996. — Т.5 -С.78.

6. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.- М, 2004. — С. 76.

7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. — М., 2004. — С. 56 — 62.

8. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. — М.:

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Учеб. пособие. / под ред. Я.Л.Коменского, Е.А.Панько. — МН.: 1997. — С. 65.

10. Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1984. — С. 77.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 87.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — С. 65.

13. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. — С.18, 51

14. Имедадзе И. В. «Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте». Психологические исследования. — Тбилиси: Мецнисреба, 1960. — С. 54−57.

15. Исмагилова А. Г. (Москва).

Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада. НИИ ОПП АПН CCCR.1998. — С. 25.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... адекватные формы обучения и воспитания таких детей. Список используемой литературы Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений / Л. В. Кузнецова, Л ... включает в себя клинический этиопатогенетический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего речевого или интеллектуального дефекта, а ...

16. Исмагилова А.Г. К вопросу о структуре индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя детского сада // Индивидуальность человека — условия проявления и развития. Пермь.1988. — С. 76—77.

17. Исмагилова А.Г. О системном исследовании индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя детского сада // Проблемы возрастной психологии. М., 1989. — С. 35—36.

18. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии. -1994. — № 4. — С.33

19. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С.34, 56.

20. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа. — 1996. — № 7. — С.32.

21. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дис. канд. психол. наук. — М., 1980. — С. 23.

22. Костина Л. М Методы диагностики тревожности

23. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие — М.: Генезис. 2005. — С.56.

24. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — С.87.

25. Клюева Н.В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 66.

26. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2003. — С. 54.

27. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. — СПб, 2004. — С. 87.

28. Микляева А. В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб.: Речь, 2004. — С. 56.

29. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера — М.: Просвещение, 1985. — С. 191.

30. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование. 2003. — № 2. — С. 35.

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Туманова, Филичева, Чиркина Характеристика детей с I уровнем развития речи Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для ...

31. Немов Р.С. Психология образования. — М., 1995. — С. 22.

32. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.

33. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000, — С. 15.

34. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1998. — С. 22.

35. .Ожегов С.И. Толковы