РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Оглавление

Введение… 3

Глава 1. Теоретические основы развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры… 6

1.1. Роль взаимоотношений в личностном развитии детей дошкольного возраста… 6

1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие взаимоотношений у детей дошкольного возраста… 11

1.3. Психолого-педагогические условия развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры… 16

Глава 2. Практическая работа по развитию взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры… 22

2.1. Диагностика сформированности взаимоотношений между детьми дошкольного возраста… 22

2.2. Разработка программы по развитию взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры… 31

Заключение… 41

Список использованной литературы… 41

Приложение… 48

Введение

Общение играет огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста: вне общения невозможно формирование личности: в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. В процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, морально-этические и эстетические чувства, складывается характер.

В настоящее время многие дети впервые начинают посещать детские коллективы в возрасте 4−5-ти лет. В группах дошкольного учреждения детям приходится вступать в общение с другими детьми, при этом важно, как ребенок будет строить это общение, сможет ли он найти общий язык со сверстниками, примут ли они его, не отвергнут ли, будут ли с ним взаимодействовать. Как правило, можно заранее предсказать, будут ли у ребенка такие проблемы. Если дошкольник в реальной жизни и общении с близкими людьми проявляет следующие негативные характеристики: неспособность сопереживать другому человеку, откликнуться на эмоциональное состояние близких людей, отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением, множество отрицательных эмоций и страхов,? можно предположить, что у него будут трудности в общении с другими детьми.

23 стр., 11205 слов

Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

... индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений: Монография ... детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс гуманистической направленности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста ...

Общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов, например от индивидуальных особенностей ребенка. Очень часто проблемы в общении бывают у детей с дефектами личностного развития — у агрессивных, конфликтных, застенчивых, неуверенных в себе, беспокойных, замкнутых детей. Таким детям недостаточно развивать только коммуникативные навыки, им требуется комплексная помощь, подразумевающая коррекцию и развитие необходимых качеств личности.

Проблемами общения детей дошкольного возраста занимались Т.А. Репина, Л.Н. Башлакова, Р.Б. Стеркина, В.К. Котырло; особенности взаимоотношений дошкольников исследовали В.К. Котырло, Е.И. Щербакова; основы психологии общения изучали Л.Я. Коломинский, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. Вопросами коррекции трудностей в общении занимались Е.К. Лютова, Г. Б. Монина, М.А. Панфилова, М.И. Чистякова. В последние годы отечественные исследователи З.М. Богуславская Л.Н. Галигузова, М. И Лисина, Е.О.Смирнова и др. уделяли большое внимание проблеме общения дошкольников.

Анализ теории и практики дошкольного воспитания свидетельствует, что в системе образования проблема преодоления трудностей общения у детей 5−6 лет недостаточно решена: большинство дошкольников испытывают затруднении в межличностном взаимодействии.

В настоящее время установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе и его личностным развитием. Несмотря на исследования и разработки педагогов и психологов по преодолению трудностей в общении, существует проблема организации целенаправленной работы по развитию взаимоотношений между детьми дошкольного возраста. Решение этой проблемы мы видим в организации сюжетно-ролевых игр.

28 стр., 13867 слов

Формирование навыков общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

... тему курсовой работы: «Формирование навыков общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре». Объект исследования: формирование навыков общения у младших ... игры следует убрать на место и т.п. В процессе формирования игры и взаимоотношений детей следует пользоваться поощрением, привлекать их внимание к удачным ...

Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы сюжетно-ролевых игр недостаточно задействованы в решении актуальных задач развития личности ребенка, в частности, преодоления трудностей в общении у дошкольников. В этом направлении необходимо: обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ развития; расширить использование в воспитательном процессе методов работы с детьми в процессе сюжетно-ролевых игр.

В настоящее время проблема развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры нуждается в теоретически обоснованных, методически разработанных и апробированных программах. Налицо противоречие между увеличением количества детей, имеющих трудности в общении, и недостаточной разработанностью программ, направленных на разрешений данного противоречия.

Данное противоречие послужило основой выбора темы курсовой работы «Развитие взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».

Проблема исследования заключается в обосновании психолого-педагогического условий развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены задачи:

1. Раскрыть содержание понятий «взаимоотношения», «сюжетно-ролевая игра».

2. Выявить уровень сформированности взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.

4 стр., 1727 слов

Игровая деятельность в процессе социализации детей. Сюжетно-ролевые игры как формы организации культурно-досуговой деятельности дошкольника

... игровой деятельности 1.1 Социализация детей дошкольного возраста Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для ... . - С. 28-35. 12. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко ... речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от ...

3. Разработать программу развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет способствовать совокупность психолого-педагогических условий:

? развивать коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста;

? учитывать основные причины возникновения трудностей в общении у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, изучение опыта работы педагогического коллектива и психолога дошкольного образовательного учреждения.

База исследования — муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

1.1. Роль взаимоотношений

в личностном развитии детей дошкольного возраста

Общение? это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект [52].

Для маленького ребенка его общение с другими людьми? это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемешивается с ними. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3−7 лет)

... По использованию пси ходиагностических методик В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольный возраст (3-7 лет) Основными направлениями работы являются: ... сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ...

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина отношений детей? дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу? все эти отношения несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом [63].

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их? важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.

Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9−10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния? от яростного негодования до радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

5 стр., 2011 слов

Психологические особенности общения в подростковом возрасте

... Объектом нашей работы являются дети подросткового возраста 14-15 лет. Предметом изучения является межличностное общение. В соответствии с целью ... конфликта; УСК; тактика поведения в конфликте; оценка межличностных отношений по методике Т. Лири). Результаты исследования показали, что ... порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого отношения к цели. Ряд исследователей полагают, что главную ...

Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. [63].

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников? преобладание инициативных действий над ответными. Особенно это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

5 стр., 2271 слов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

... .: ИНФРО-М, 2002. 35. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37. 36. Крайг Г ... медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского ...

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками:

1. Эмоционально-практическая (второй-четвертый годы жизни).

2. Ситуативно-деловая (она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста).

3. Внеситуативная (шестой-седьмой годы жизни).

К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает способность детей к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями? улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.

Бескорыстное желание помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к старшему дошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех детей. У многих старших дошкольников эгоистическое, конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической работе по формированию доброжелательных взаимоотношений с другими детьми.

Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые исходили бы из нравственных принципов? чрезвычайно актуальна сегодня как в теории, так и в практике коммунистического воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения характеризуются дружеским сотрудничеством, взаимоуважением, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.

Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т. д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль, как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.

Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств.

Воспитание гуманных чувств и соответственно предупреждение черствости или эгоистических тенденций всегда выступают как конкретная практическая задача применительно к возрастной группе в целом и отдельным детям.

Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности часто является наиболее значимой для ребенка, а поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими.

Доброжелательность является одним из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу. В связи с этим доброжелательность рассматривается как необходимая основа, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим, как важная ступень в становлении различных видов нравственных отношений.

Из сказанного ясно, что взаимоотношения между детьми в малых группах требуют самого пристального внимания педагога. Практика показывает, что именно эти контакты часто выпадают из сферы его внимания. Известный исследователь личных взаимоотношений детей дошкольного возраста Е.И. Кульчицкая отмечает, что «часто система сложных взаимоотношений между детьми исчезает из-под контроля воспитателя, так как она не может быть обнаружена путем простого внешнего наблюдения и требует значительно более сложных методов и приемов обнаружения. Между тем незнание действительных форм взаимоотношений между детьми лишает воспитателя возможности управлять сложным процессом формирования и коллектива в целом, и личности каждого ребенка в отдельности.

1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие взаимоотношений

у детей дошкольного возраста

Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает самое решающее влияние на изменения в его психических процессах и психологических особенностях личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных учреждениях является руководство игрой. Существует целый ряд игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные игры-забавы и творческие сюжетно-ролевые. Последним принадлежит особая роль в развитии личности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного.

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т. п.).

При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Активно действуя, ребенок воспроизводит действия определенных персонажей, связанные с каким-либо сюжетом («Семья», «Магазин», «Больница» и т. д.).

Чем больше возможностей для активного действия, тем привлекательнее становится игра. Поэтому понятно, что для ребенка интереснее быть продавцом, чем покупателем, шофером, чем пассажиром и т. п.

Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений р…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector