Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков

ВВЕДЕНИЕ

Изучение связей между психическими процессами как функциями нервной системы и состоянием организма имеют для теории и практики психологии решающее значение. Однако проблема взаимосвязи психического и соматического в настоящее время изучена недостаточно.

Исходным пунктом психосоматического процесса является определённое психическое состояние или смена состояний, которые вызывают физиологическую реакцию организма. Наиболее выраженной эта реакция бывает при эмоциональных отношениях и аффектах, например, при радости, гневе, страхе. Некоторые авторы говорят в этой связи о «речи органов». В обычном общении она реализуется в выражениях: «это хватает за сердце», «это разрывает сердце», «упал камень с сердца», «сжалось сердце», «посинел от злости», «покраснел от гнева», «затаил дыхание», «хватал воздух ртом», «камень в желудке», «потекли слюнки», «тошно», «задрожали колени» и т.д.

При некоторых соматических болезнях значение психического фактора, психического перенапряжения столь велико для их возникновения и развития, что они могут и должны быть отнесены к группе психосоматических заболеваний.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, влияют ли имеющиеся у детей психосоматические расстройства на такие психические процессы как внимание и память, что может негативно сказаться не только на учебном процессе, но и на формировании личности, её психических свойств, качеств, а также её жизнедеятельность в целом. Для этого сначала необходимо ответить на вопросы: Что такое психосоматика, и какие заболевания к ней относятся? Рассмотреть особенности внимания и памяти. Провести исследование с помощью определённых методик и проанализировать полученные результаты, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.

На начальном этапе мы выдвинули гипотезу о том, что существуют некоторые особенности внимания и памяти у детей с психосоматическими заболеваниями.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОСОМАТИКИ. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Развитие современной психосоматической медицины

Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

7 стр., 3109 слов

Заболевание сердца и сосудов

БОЛЕЗНИ СЕРДЦА И СОСУДОВ План: 1. Пороки сердца а) врожденные пороки сердца; б) приобретенные пороки сердца 2. Воспалительные процессы в сердце а) эндокардит; б) миокардит; в) перикардит 2. Атеросклероз а) стадии атеросклероза б) клинико-морфологические формы атеросклероза 3. Гипертоническая болезнь а) стадии гипертонической болезни: б) транзиторная стадия; в) стадия распространенных изменений ...

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путём исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание.

На сегодняшний день не существует единого определения термина «психосоматика». В целом его значение вытекает из слов, которые в него входят (душа и тело).

С одной стороны, этот термин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношения между психикой и телесными функциями, исследует, как психологические переживания влияют на функции организма, как переживания могут вызывать те или иные болезни. С другой стороны, под термином «психосоматика» подразумевается ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений. В-третьих, под психосоматикой понимают направление медицины, ставящее своей целью лечение психосоматических нарушений.

Психосоматика как отрасль психологии исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции. [1, с. 8]

Психосоматическая медицина (психосоматика) — раздел общей патологии, изучающий соматические расстройства и болезни, возникающие под влиянием или при участии эмоционального напряжения, в частности психических воздействий, испытанных индивидуумом в прошлом или в настоящее время. [2, с. 12]

Термин «психосоматика» имеет как диагностическое, так и терапевтическое толкование. Его истоком явился целостный подход к здоровью и болезням человека, корни которого уходят в глубокую древность: учение Гиппократа, древнекитайскую и средневековую медицину и пр. Благодаря идеям о целостности человеческого организма, а также эволюции взглядов в медицине были выявлены и описаны сложные связи между социальными причинами, эмоциональным реагированием человека и состоянием его соматического здоровья.

3 стр., 1165 слов

Взаимосвязь психосоматики и онкологических заболеваний

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПСИХОСОМАТИКА И ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (реферат) Выполнил студент I курса группы 1831 Задворный Г.В. _________________ Научный руководитель КМН, Доцент Михайлова С.Н. _________________ Барнаул 2004 СОДЕРЖАНИЕ Причины заболевания …………………………………… 2 Психотерапия ...

Можно назвать восемь основных источников психосоматических заболеваний:

1.Внутренний конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке, единоборство между которыми приводит к разрушительной «победе» одной из них над другой.

2.Мотивация по типу условной выгоды, когда симптом несет условную выгоду для пациента. Например, избавление от мигрени может «открыть глаза» на многие проблемы, которые «мешает видеть» головная боль, и тогда пациент окажется перед необходимостью их решения.

.Эффект внушения (другим лицом).

Известно, что если ребенку в детстве часто повторять «дурочка, дурак, остолоп, жадина» и т. п., то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушенному, которое автоматически переходит во взрослую жизнь.

.«Элементы органической речи». Болезнь может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу» могут превратиться в реальные симптомы.

.Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела.

.Самонаказание. Если человек совершает неблаговидный, по его мнению, поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию. Самонаказание — очень распространенная причина многих травм и соматических нарушений.

.Травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего периода детства.

7 стр., 3447 слов

Р.2т.8. Нервно-психические расстройства у детей и их профилактика

План. 1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых. 2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия. 3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП. Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей. 4. Понятие о судорожном ...

.Алекситимия. [3]

Ф. Александр предложил теорию эмоциональных конфликтов, принципиально воздействующих на внутренние органы. Он попытался связать специфику психосоматического заболевания с типом эмоционального конфликта, который ведет к тому, что не выполняются действия, направленные на внешний конфликт. Эмоциональное напряжение не может подавляться, так как сохраняются сопровождающие его вегетативные изменения. В дальнейшем могут наступить изменения тканей и необратимое органическое заболевание.

К примеру, хронически готовые к борьбе гипертоники имеют дисфункцию аппарата кровообращения. Они подавляют свободное выражение неприязни по отношению к другим людям из-за желания быть любимыми. Их враждебные эмоции бурлят, но не имеют выхода. В юности они могут быть забияками, но с возрастом замечают, что отталкивают от себя людей своей мстительностью и начинают подавлять свои эмоции. Артритик — тот, кто всегда готов атаковать, но подавляет в себе это стремление. Имеется значительное эмоциональное влияние на мускульное выражение чувств, которое при этом исключительно сильно контролируется.

Язвенник мечтает хорошо поесть, и тогда появляется повреждение в тканях верхнего отдела желудочно-кишечного тракта. Желудочные функции расстраиваются у людей, которые стыдливо реагируют на свое желание получить помощь или проявление любви со стороны другого человека, желание опереться на кого-либо. В других случаях конфликт выражается в чувстве вины из-за желания отобрать силой что-либо у другого. Причина, объясняющая, почему желудочные функции столь уязвимы для подобного конфликта, заключается в том, что еда представляет собой первое явное удовлетворение рецептивно-собирательного желания. В мыслях ребенка желание быть любимым и желание быть накормленным связаны очень глубоко. Когда в более зрелом возрасте желание получить помощь от другого вызывает стыд или застенчивость, что нередко в обществе, главной ценностью которого считается независимость, желание это находит регрессивное удовлетворение в повышенной тяге к поглощению пищи. Эта тяга стимулирует секрецию желудка, а хроническое повышение секреции у предрасположенного индивида может привести к образованию язвы.

13 стр., 6043 слов

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Факультет технологии и предпринимательства Кафедра изобразительного искусства Курсовая работа на тему: Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения. Работу выполнила студентка 625 группы Иванова Н. И. Научный руководитель Рапейко Н. А. ...

При язвенном колите не найдено пока прямых психофизиологических корреляций, но предполагается, что подавление деструктивных импульсов и нарушение или утрата ключевых взаимоотношений, сопровождаемых чувством безнадежности и отчаяния, могут также быть причинными факторами болезни. Эти больные также выказывают подсознательные тенденции к зависимости, они пытаются компенсировать их желанием отдать что-либо в обмен на желание получить. Однако им не хватает уверенности для реализации этих амбиций. Когда они теряют надежду на достижение того, к чему стремятся, появляется нарушение кишечной деятельности. [3]

Три национальных школы внесли наибольший вклад в разработку проблемы психосоматической медицины: американская школа, разрабатывающая теоретические основы психосоматики на основе психоаналитических концепций; немецкая школа, отдающая предпочтение разработке философских основ психосоматики, и отечественная школа, в которой основой изучения психосоматических расстройств является учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К настоящему времени с учетом соотношения соматических и психических расстройств возможно выделение следующих вариантов:

соматическое и психическое заболевания могут сосуществовать у одного и того же больного независимо друг от друга;

соматическое заболевание может быть непосредственным признаком появления тех или иных психических расстройств (делирий у больного сыпным тифом, депрессии у больного карциномой, о которой он не осведомлен);

предыдущий вариант, но с присоединением невротической или депрессивной реакции больного на возникновение соматической болезни;

соматические и психические изменения вследствие генетических изменений или раннего постнатального поражения мозга (соматические стигмы при психопатиях, невропатиях, врожденном сифилисе);

4 стр., 1919 слов

Уход за ребенком с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет" Предпринимательский институт педагогики и психологии Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры Кафедра коррекционной педагогики РЕФЕРАТ Тема: Уход за ребёнком с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Выполнила: ...

дезинтеграция соматического функционирования (вплоть до маразма) вследствие тяжелого психического заболевания (при прогрессивном параличе, фебрильной или гипертоксической шизофрении).

[4]

1.2 Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков

Все большую и большую распространенность приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В настоящее время их число достигает 40-68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам. В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между специалистами по телесным и психическим расстройствам, для того, чтобы понять происхождение психосоматических расстройств, была выработана жесткая однолинейная модель болезни. По мнению ее авторов, единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является переживание психотравмирующей ситуации. [5]

В нашей стране специальные исследования психосоматических расстройств долгое время не проводились. Первые обобщающие работы, посвященные этой проблеме у взрослых, стали появляться в 80-90-х годах. Несколько позже оформился интерес к психосоматическим расстройствам у детей. Д. Исаев с сотрудниками, начиная с 1983 года, изучал психосоматические и соматопсихические отношения у младенцев, у детей и подростков с сердечно-сосудистыми расстройствами, болезнями желудочно-кишечного тракта, нейродермитом и псориазом, психосексуальными и эндокринными расстройствами, инфекционными болезнями, а также у детей высокого риска. Было обнаружено, что, как и у взрослых, у детей все попытки объяснить происхождение этих расстройств каким-либо одним фактором: особенностями развития, спецификой эмоциональных реакций, своеобразием личности, особенностями функционирования семьи и т.д. не дают положительного результата. В результате в соответствии с достижениями других авторов, была создана многофакторная открытая модель болезни, которая объясняет происхождение психосоматических расстройств сочетанием социальных, психологических, биологических, в том числе, и неизвестных вредностей, перенесенных индивидом. [6]

7 стр., 3282 слов

Психосоматические расстройства (теории и классификация)

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Контрольная работа на тему: Психосоматические расстройства (теории и классификация) Выполнила: студентка IV курса Факультета психологии Специальность психология Ролихина Е.А. Проверил: Ятманов А.Н. Гатчина 2011 г. Сожержание Терминология………………………………………………………………3 Систематика………………………………………………………………...3 История……………………………………………………………………..5 Модель ...

Изучение широкого круга соматических (и нервно-психических) заболеваний, как у взрослых, так и у детей, показало, что на происхождение, течение, а также результативность терапии и исход заболевания оказывают влияние те или иные негативные эмоциональные переживания больных людей. В связи с этим проблему психосоматических расстройств необходимо рассматривать как психосоматический подход к любому расстройству здоровья у ребенка и подростка. Этот подход будет включать обязательный анализ психосоциальных вредностей, участвующих в развитии любого заболевания ребенка. Психосоматический подход должен охватывать проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, соматогенных, соматизированных психических и ипохондрических расстройств, психосоматических ситуаций (внутренней картины болезни), симуляцию, искусственно продуцируемые расстройства здоровья и др. Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В этой связи изучение влияния психосоциальных факторов с целью учета их действия и включения в план терапевтического вмешательства — не декларация, а одна из составляющих эффективной профессиональной деятельности врача.[6]

Понятие «психосоматические расстройства» следует использовать для тех расстройств функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (накоплению отрицательных эмоций).

Эти расстройства являются болезнями адаптации (цивилизации).

Они нередко называются также стресс-зависимыми, что подчеркивает важную роль в их происхождении психосоциальных влияний.

Патогенез «психосоматических расстройств» складывается из значительного числа факторов:

. неспецифической наследственной и врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами;

. наследственной предрасположенности к психосоматическим расстройствам;

. изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам;

. личностных особенностей;

. психического и физического состояния во время психотравмирующих событий;

. фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

. особенностей психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.[1, c. 87]

Неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами. Повышение риска заболевания психосоматическими расстройствами под влиянием этих факторов связывают, в частности, с пороками развития лимбических структур, ответственных за нормальное функционирование висцеральных органов и систем.

Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 60-80 % детей, страдающих психосоматическими расстройствами, отмечаются больные с такими же заболеваниями. Это может свидетельствовать в пользу имеющейся до психосоматического расстройства ранимости тех систем и органов, которые поражаются у детей.

Нейродинамические сдвиги способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а тем самым ускорению кровотока, гормональным выбросам и т.д. Эти сдвиги, наряду с первичным поражением центральных механизмов, могут быть также следствием усилившихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и управлением внутренними органами наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, связанные с черепно-мозговыми травмами или заболеваниями, оказываются наиболее важным фактором в нарушении нейродинамики и происхождении психосоматических расстройств. При психосоматических заболеваниях происходит подавление саморегулирующихся механизмов соответствующей висцеральной системы, возникает ее относительная независимость от высшей нервной деятельности.[7]

Личностные особенности, ответственные за определенное психосоматическое расстройство, являются предметом специальных поисков. У детей ответственными за высокий риск психосоматического расстройства являются, в первую очередь, такие стороны темперамента, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций. Трудно говорить о личностях, наиболее склонных к заболеванию той или иной болезнью. Однако у детей удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижения высоких результатов. Глубина осознавания стрессовых событий, а также личностные особенности, от которых она зависит, определяют, станет событие стрессовым для конкретной личности или нет.

Психическое и физическое состояние во время действия психотравмирующих событий также влияют на чувствительность к событиям, которые переживает индивид. Так, сниженное настроение, пассивная позиция к происходящему, отказ от попытки справиться с неблагоприятными обстоятельствами и т.д. способствуют патогенности стрессовой ситуации. Утомленный, истощенный или ослабленный болезнями организм так же предрасполагает к негативным последствиям действия стрессора.[7]

Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов влияет на вероятность заболевания. У ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска возникновения заболеваний. Ребенок является «симптомом неблагополучной семьи», а болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. Особенно чувствительны к нарушениям взаимоотношений младенцы. На расстройства гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических отклонений дети могут реагировать даже остановкой развития. В то же время прочная социальная поддержка благотворно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, увеличивают риск развития психосоматических расстройств.[7]

Особенности психотравмирующих событий (стрессоров), способные вызвать заболевание, разнообразны. Они возникают из-за чрезмерного напряжения при той или иной, например, учебной, активности, переживания оценок или рассогласования деятельности, при воздействии физических и природных факторов. Восприимчивость к стрессорам у детей различна и зависит от их психологической значимости. При этом дети разных возрастов неодинаково относятся к таким изменениям в жизни, как отрыв от семьи, непринятие детским коллективом, конфликт с воспитателем и т.д.[7]

Выраженным заболеваниям предшествуют предболезненные состояния, то есть, реакции и состояния, не достигающие степени болезни и явлений дезадаптации. Случаи предболезненных состояний можно отнести к функциональной норме, отличая ее от идеального здоровья, при котором невозможно даже обнаружить предрасположенность к какой-либо патологии. Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки стойкого, но обычно неявного эмоционального напряжения. Старшие дети субъективно воспринимают его как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших детей можно обнаружить дистимические явления различной выраженности и стойкости, суетливость, неусидчивость и двигательное беспокойство.[7]

В современной психосоматике различают предрасположенность, разрешающие и задерживающие развитие болезни факторы. Предрасположенность — это врождённая (например, генетически обусловленная), а при определённых условиях и приобретённая готовность, которая выливается в форму возможного органического или невротического заболевания. Толчком к развитию такого заболевания являются трудные жизненные ситуации.

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что в определённых жизненных ситуациях приводят к негативным эмоциям и неуверенности в себе.[8]

Таким образом, соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и её субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и взаимодополнении — всё это имеет значение в качестве взаимодействующих между собой факторов психосоматических заболеваний.

1.3 Психосоматические заболевания и особенности личности

Гипертония. При страхе, гневе и озлобленности повышается давление и хроническое эмоциональное перенапряжение может приводить к стойкой гипертонии. Гипертоники описываются как люди трудолюбивые, приверженные долгу, общительные, с большим чувством ответственности. В связи с этим у них возникают внутренние и внешние конфликты, от которых они не могут эмоционально отстраниться. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию или неприязнь. Именно эти признаки, описываемые независимо друг от друга разными исследователями как готовность помочь, стеснительность, хронически подавляемая агрессивность, и составляют свойства личности, которые оказывают непосредственное влияние на развитие высших психических функций человека.

Гипертоник утруждает себя из своего подспудного честолюбия, он хочет всё сделать «на все 100», он не может перепоручить свою работу другому. Внешне он кажется скромным, уступчивым и даже кротким, однако вежливое обхождение с окружающими держит его в постоянном напряжении. Он действует сдержанно, но не хладнокровно. Он постоянно ощущает себя обязанным что-то сделать. Ему очень важно, чего от него ожидают и что о нем говорят другие люди. Это открывает дорогу трудностям в общении.

Постоянно приходится сталкиваться с характерными для гипертоников концепциями, которые были внушены, им еще в детстве родителями: «будь внимателен», «соберись», «готовность решает все», «сначала пропусти других» или «только если ты обходителен, мы тебя любим». В процессе социализации особенно выраженными являются актуальные способности: учтивость («для меня существует только тот человек, который ведет себя прилично»), послушание («необходимо уметь приспосабливаться и отказываться»), трудолюбие/деятельность, справедливость и обязательность.[1, c. 735-737]

Ишемическая болезнь сердца. Традиционно считалось, что враждебно настроенные люди чаще болеют ишемической болезнью сердца. Еще в начале XX века психоаналитики определяли гнев, враждебность и связанные с этим интрапсихические конфликты как потенциальные причины гипертонии и патологии, определяемой сейчас как ИБС. С психосоматической точки зрения риск инфаркта накапливается, поскольку одновременно у пациента «идет навстречу» соматический компонент в виде латентной или манифестной сердечной недостаточности.

Пусковые социальные ситуации, которые в соединении с психической предрасположенностью могут вызвать инфаркт, часто означают переживание потери объекта.[9]

Развитие ИБС характеризуется с психосоматических позиций как последовательное чередование определённых стадий — синдромов гиперактивности, сверхкомпенсации и крушения.

Синдром гиперактивности. Поведение людей реализуется не в безвоздушном пространстве, а в сфере межличностных отношений. Первично честолюбивая и трудолюбивая личность проявляет экспансию и злость как доминирующий стиль поведения. Трудные ситуации переживаются такими людьми как испытание их способности к решению проблем. Кроме того, они рассматривают свое окружение как неполноценное и препятствующее нормальному ходу работы. У них преобладает чувство гневливой раздражительности. Легко можно представить, что люди с таким избытком потребности в соперничестве, враждебности, агрессивности, чувством нехватки времени и нетерпеливостью могут ожидать от окружающих реакций противостояния. Так складывается выраженное агрессивное, эгоистическое поведение.

Синдром сверхкомпенсации. Постоянное внешнее давление на ребёнка со стороны учителей и родителей, которое провоцируется соответствующим поведением, приводит к хроническому перенапряжению. Сохранение стабильности поведения требует стратегии постоянного нарастания издержек. Возможным выходом из положения является увеличение продолжительности работы, что расценивается как объективный показатель перегрузки и подтверждается многочисленными наблюдениями как индикатор такой стратегии нарастания издержек. Возникающий при этом синдром нарушения ночного сна также оценивается как чувствительный показатель качества изменения соотношения между субъективным самочувствием и объективно существующими формами перегрузки.

Синдром крушения. Если синдром сверхкомпенсации характеризуется как вынужденная необходимость в реактивном усилении приспособления, следствием которой является хроническая опасность превышения приспособительных возможностей, то синдром крушения означает не столько острое клиническое состояние, сколько характерные, часто труднообратимые последствия «надлома жизненной линии», которые могут приводить к страданию предрасположенной к этому личности. Агрессивное, эгоистическое поведение продолжается, но оно становится только фасадом: такой человек проявляет свой стереотип гиперактивного агрессора, но за ним скрывается механизм неудачной и неполной когнитивной переработки тяжелых жизненных событий. [10]

Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. В литературе различают пассивный и гиперактивный тип язвенного больного.

Пассивный язвенный тип склонен к субдепрессивному фону настроения и прямо выражает свои потребности в зависимости. Язвенный приступ наступает, «когда бессознательные или сознательные желания зависимости встречают отказ». При пассивном типе бессознательный страх быть покинутым стоит на первом плане и ведет к постоянному напряжению. К этому может вести страх перед авторитарной отцовской фигурой. Шаги к самостоятельности и независимости не предпринимаются. Человек наслаждается преимуществами зависимости и отказа от всякого риска. Жизненная стратегия заключается в том, чтобы быть защищенным.

Можно предположить, что при пассивном язвенном типе внимание будет рассеяно, а при гиперактивном — его переключение затруднительно.[11]

Язвенный колит. Исследования показали, что семьи больных язвенным колитом отличаются особенной сплоченностью. Однако при этом семья очень сильно отграничивается от окружающего. У больных колитами часто уже в самом начале заболевания обнаруживаются типичные особенности личности, которые, по-видимому, являются почвой для развивающегося в дальнейшем заболевания. У них низкая самооценка, они чрезмерно чувствительны к собственным неудачам и характеризуются сильным стремлением к зависимости и опеке. В соответствии с этим они предпочитают межличностные отношения, которые дают им опору (ключевые фигуры).

Потеря отношений с ключевой фигурой бессознательно переживается больным как угроза собственному существованию. Заболевание может, таким образом, рассматриваться как эквивалент реакции печали. Для больных колитом характерны инфантильность, готовность к депрессивным реакциям, нарциссизм и блокированная агрессия. Больным недостает сознательного переживания агрессии и соответствующего поведения. Они часто также стремятся к успеху при сниженных физических возможностях.

Язвенный колит относится к заболеваниям, при которых уже на ранних этапах обнаруживается ситуация, обусловливающая их с психосоматических позиций. У 60% всех вновь заболевших или повторных больных колитом телесным проявлениям предшествуют депрессивно окрашенные жизненные ситуации с переживанием действительной или воображаемой потери объекта. У большинства больных непосредственно перед началом заболевания обнаруживаются тяжелые переживания в связи с такими обстоятельствами, как смерть близкого человека, утрата сексуального партнера или разлука с близкими людьми, а также с такими ситуациями, как смена привычного жилья, переезд на другое место жительства, хирургические операции. Наблюдается связь этих переживаний с болезненной реакцией в виде печали, т. е. прежде всего с недостатком изживания печали, а также особенно сильную тенденцию к привязанности. В отдельных случаях можно четко проследить, как переживания разрыва и утраты отрицаются из-за их психической значимости. К истинному изживанию печали относятся интенсивная эмоциональная реакция и психическая переработка утраты, которая охватывает как прошлые, так и текущие переживания. [11]

Сахарный диабет. Современные исследования подтверждают, что у людей, страдающих сахарным диабетом, часто бывает ряд психологических проблем и психических расстройств. Они не только причиняют страдания сами по себе, но также влияют на лечение и исход соматического заболевания.

Диабетик точно знает, что деятельность, по меньшей мере, одной системы его организма нарушена. Из этого возникает чувство неуверенности. Хронический дефект может негативно влиять на жизненную стратегию диабетика: часто он организует всю свою жизнь вокруг своего страдания («диабет как образ жизни»).

Причины возникновении диабета:

. Конфликты и не оральные потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем, наступает длительная гипергликемия и далее истощение инсулярного аппарата.

. Вследствие приравнивания еды и любви друг к другу при отнятии любви возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ.

. Сохраняющийся в течение всей жизни страх ведет к постоянной готовности к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии может развиваться диабет.

Психические факторы, в особенности при I типе сахарного диабета, существенно влияют на течение и терапию. Больным сахарным диабетом присущи чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности. Александер описывает, кроме этого, сильные рецептивные желания заботы о себе и активный поиск зависимости от других. Пациенты демонстрируют большую чувствительность к отказам в удовлетворении этих оральных желаний. [1, c. 729-731]

Бронхиальная астма. Простое возбуждение как элементарная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость и т.д., приводит к учащению дыхания. Длительно сохраняющееся, не находящее разрядки возбуждение может проявляться «актерным» типом дыхания. Уравновешенное, приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдоха, как это бывает во сне. В состоянии ужаса, внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания. Внешне изменения характера дыхания могут быть почти незаметны. Вдох может растягиваться, задерживаться так, что наступает вздох. Выдох также может укорачиваться, пока не наступит чувство облегчения при вздохе.

Таким образом, дыхание — это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Она является фундаментальным свойством состояния собственного Я, это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой. При отделении новорожденного от материнского организма он должен, прежде всего, дышать. Первый крик — это первое проявление самостоятельной жизни. Приравнивание дыхания к автономному существованию неразрывным образом запечатлевается в организме.

Дыхание является также средством самовыражения. Дыхание отражает эмоциональные процессы и раскрывает их надежнее, чем любая другая вегетативно управляемая функция: печаль уменьшает глубину дыхания, в то время как радость увеличивает её; боязливые люди часто имеют поверхностное или неравномерное дыхание.[7]

Психологическая метафора бронхиальной астмы — затруднение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этом сложном мире. Препятствия возникают у беззащитного ребёнка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание — это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Все другие признаки нашей жизнеспособности формируются ещё в материнской утробе, где уютно и безопасно, а все жизненные потребности обеспечены автоматически (Радченко).

Момент рождения — это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?». К счастью там существует мама и папа, которые способны обеспечить ту же безопасность и тот же комфорт. Но если их внимания и заботы не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, — это дыхание. Впрочем, бывает и другая причина забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, всё время кто-то помогает их сделать за тебя. Недостаток заботы и её избыток в равной мере лишают способности быть нестесненным, «дышать свободно».

Дети бессознательно ищут выхода, срабатывает жизненный инстинкт, и более тяжёлые проявления болезни у них появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Взрослые люди с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но их заболевание происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Психотерапевтическое лечение бронхиальной астмы направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это своеобразная «кислородная подпитка», обеспечивающая глубокое, свободное дыхание.[12]

2. ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

2.1 Непроизвольное внимание. Процессы предвнимания и их роль в организации поведения

Внимание — это сосредоточенность и направленность активности на что-либо, имеющее то или иное значение для него.

Человек почти всегда бывает на чём-то сосредоточен. Эта сосредоточенность проявляется в том, что определённая часть окружающего более ясно и отчётливо осознаётся, чем все остальные. Все постороннее, не относящееся к тому, чем занято человеческое сознание, отражается смутно и неотчётливо.

В трудовой деятельности, в учебных занятиях, в игре и т.д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность, а также орудия, при помощи которых она выполняется, и действия, которые в неё входят. Человеческому сознанию свойственен выбор, выделение, избирательность. У бодрствующего человека психическая деятельность всегда на что-либо направлена. (Петровский)

Непроизвольное внимание — сосредоточение психического сознания на объекте, в силу его особенности как раздражителя.

Э. Титченер выделяет 2 формы внимания:

пассивное первичное (непроизвольное);

активное вторичное (произвольное).

Эти формы внимания характерны для разных стадий душевного развития. Отличаются они друг от друга только по своей сложности, а также по времени проявления, как более ранняя и более поздняя формы. Особенность пассивного первичного внимания Титченер определял так: «Бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом» (громкий звук).

Существуют такие качества, которые непреодолимо привлекают человека (горький вкус, жёлтый цвет).

Титченер выделил факторы привлечения непроизвольного внимания: интенсивность раздражителя, качество, повторяемость, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Внимание, вызываемое этими факторами называется пассивным или первичным. Это самая ранняя стадия развития внимания, появляется в первые месяцы жизни. Эти же факторы могут вызвать внимание и у взрослого.

Интенсивность, качество, новизна раздражителя вызывают возбуждение, которое нелегко задержать или затемнить конкурирующими возбуждениями. Причину внимания, по мнению Титченера, необходимо рассматривать с биологической точки зрения. Возбуждение, вызываемое интенсивными раздражителями вызывает определённые двигательные реакции. Такие факторы, как новизна и внезапность раздражителя вызывают двигательные реакции, имеющие особое значение, защитный смысл, т.к. новое внезапное является источником опасности.

Н.Ф. Добрынин называет непроизвольное внимание вынужденным. Активность личности может выражаться и во внимании. Внимание может быть различными отличаться по степени выражаемой активности, т.е. более или менее активное и сознательное. Крайнюю степень пассивности внимания можно назвать вынужденным. Причиной такого внимания являются чрезвычайно сильные раздражители. Раздражители отрывают нас от деятельности и заставляют обратить на себя внимание. К факторам, вынуждающим внимание относятся:

экстенсивность раздражителя (огромное пятно на стене, не яркое, но большое),

длительность раздражителя (слабый короткий звук, повторяющийся несколько раз),

прерывистые раздражители (то исчезает, то появляется),

движущиеся раздражители, вызывающие больше внимания, чем неподвижные. [13]

Во всех этих случаях речь идет об относительной силе раздражителя, слабый на фоне сильного. Причина внимания — контрастность. Вызывает внимание и прекращение действия раздражителя, того, что нам привычно и знакомо. Раздражители могут совпадать с нашими желаниями. Экстенсивные раздражители не отвлекают от деятельности, а придают ей окраску. Непроизвольное внимание определяют как вынужденное, эмоционально, привычное.

Проблема предвнимания рассматривается представителем американской когнитивной психологии Найсером.

Внимание — направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации. Информация поступает на ограниченную часть наличного входа распознающих устройств, в том числе речь идёт и о человеке. Когда распознающее устройство воспринимает всё входное поле как отдельную единицу, всегда есть вероятность его перегрузки при предъявлении одновременно нескольких объектов. Поэтому люди, животные и другие распознающие системы должны обладать способностью делить информацию на входе на адекватные части, т.е. они должны обладать способностью фокусировать внимание на переработке за один раз лишь части информации, как если бы эта часть была целым. Без этой способности система была бы беспомощной в мире реальных объектов. Этот процесс (выделение части из целого) связан с вниманием. Такое представление о внимании заключает в себе важное допущение, оно означает, что не все познавательные процессы включают в себя внимание.

Должно существовать предвнимание. Найсер выделяет два типа процессов предвнимания. Первый тип необходим для разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание.

В зрительной системе — это процессы выделения фигуры из фона, тоже в слуховой и сенсорной системе. Эти механизмы врожденные. Кроме механизмов разделения существует и второй тип предвнимания — это предшествующие вниманию процессы бдительности, настороженности, действующие одновременно с вниманием и независимо от него.[15]

Предвнимание как разделение на входе необходимо потому, что поступающие стимулы должны обрабатываться тщательно, для того, чтобы определённые критические стимулы, важные стимулы не остались незамеченными. Для этого необходимо переключение внимания на тот участок среды. Откуда поступают потенциально важные стимулы.

2.2 Произвольное и послепроизвольное внимание

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Произвольное внимание предполагает наличие цели и некоторого волевого усилия, необходимого для заострения внимания на объекте. Существуют различные точки зрения на сущность произвольного внимания. [13]

Н.Н. Ланге определял произвольное внимание как волевое. Отличие его от других форм внимания в том, что цель процесса уже заранее известна субъекту. Как и при характеристике непроизвольного внимания Ланге исходит из того, что в волевом внимании решающая роль принадлежит движению. Волевое, чувственное внимание состоит из ассимиляции реального ощущения, т.е. ощущения вызванного каким-либо объектом, с соответствующим образом воспоминания. Воспоминание, которое в акте волевого внимания ассимилируется с внешним впечатлением, должно иметь исключительную ясность и интенсивность, требующую какого-либо усилия. Волевое внимание имеет место лишь там и до тех пор, где у человека уже есть соответствующие образы-воспоминания. И у человека в связи с этим уже есть желание, цель, а цель предполагает волю. Воспоминание о каком-либо объекте состоит из двух частей, из которых одна есть воспоминание о каком-либо движении, связанном с этим объектом. Воспоминание о движении усиливает образ, делает его ясным, отчётливым и тем самым обеспечивает произвольное внимание.

Т. Рибо считал, что произвольное (искусственное) внимание есть продукт искусства воспитания, дрессировки увлечения чем-нибудь. Произвольное внимание привито к вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования. В непроизвольном внимании объект действует на субъект с помощью внутренних, присущих ему свойств. В произвольном же внимании субъект действует на объект с помощью внешних, т.е. добавочных сил. Добавочной силой является цель. Цель появляется не в силу случайности или обстоятельств. Она составляет предмет желаний или выбора. Цель принимают или ей подчиняются. Субъект должен приспособиться к этой цели, найти средства для поддержания внимания, что всегда сопровождается чувством некоторого усилия.

Произвольное и непроизвольное внимание — две противоположности. Если в непроизвольном внимании требуется наибольшее притяжение, то в произвольном внимании — наибольшее сопротивление.

Процесс произвольного внимания сводиться к следующему: необходимо искусственно сделать привлекательным то, что по своей природе непривлекательно, придать интерес вещам, которые сами по себе не интересны. Слово интерес в этом плане — аффект, эмоция. [13]

Соответственно, при психосоматическом заболевании если эмоции обеднены либо являются негативными вследствие травмирующего фактора, то произвольность внимания будет снижена.

Внутренний механизм произвольного внимания. Произвольное внимание вызывается по требованию обстоятельств и, как и всякое другое состояние сознания, произвольное внимание должно быть удержано. Пример: если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему нужно решить задачу, то это состояние сознания. Но если он садится и продолжает решать задачу, то это состояние произвольного внимания как задержка сознания. Эта задержка связана с работой ЦНС.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного как по характеру происхождения, так и по способу формирования. По происхождению оно имеет социальный характер, состоящий в том, что процесс его формирования связан с указанием взрослых в виде инструкций и позже самоприказания (форма внешней, затем внутренней речи).

По способу формирования произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно возникает, когда человек ставит перед собой определенную задачу, сознательную цель, что и обуславливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов внимания. Поставив перед собой задачу заняться чем-нибудь, мы произвольно сосредотачиваем внимание на этом занятии. Направленность и концентрация сознания в случае произвольного внимания зависят не от самих предметов, воздействий, а от поставленной задачи. В этих условиях, когда внимание вызывается не внешней причиной, нередко требуются усилия воли для удержания сознания на объекте, для сосредоточения. Это особенно ярко обнаруживается при наличии посторонних, новых раздражителей, когда приходиться сосредотачиваться вопреки их действию.

Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли, имеющее свои специфические особенности поддержания внимания, главная особенность: включение субъекта в практическую деятельность. Произвольное внимание связано с чувствами, переживаниями, прошлым опытом. Однако их влияние имеет опосредствованный характер, т.е. влияет не просто непосредственно интерес, а интерес к цели результата деятельности.

Послепроизвольное внимание — это сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. Оно возникает на основе интереса, это проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность воспринимается как потребность. Послепроизвольное внимание может не только предшествовать какой-либо деятельности, но и возникать в процессе самой деятельности. Послепроизвольное внимание — важный фактор снятия психической перегрузки. Необходимо в условиях средней, высшей школы снимать психическую перегрузку не только за счет уменьшения рабочих часов, но и за счет психологических факторов.[14]

2.3 Основные свойства внимания

Концентрация (сосредоточенность) внимания означает наличие связи с определённым объектом или стороной действительности. Концентрация означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация определяется единством 2-ух факторов: 1) повышением интенсивности сигнала, 2) при ограничении поля восприятия. Объединение этих двух факторов основано на том, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны. Это положение верно, когда поле восприятия состоит из элементов друг с другом не связанных. При наличии смысловых связей между элементами поле внимания и восприятия может быть расширено.

Объем внимания — количество однородных предметов, которые охватывает внимание (т.е. поле нашего сознания).

Объем внимания взрослого человека — 4-5 максимум 6 (7) объектов, 2-3 у ребенка. Речь идет о независимых друг от друга, не связанных друг с другом объектах. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединённых в смысловое целое, значительно больше. Поэтому объем внимания является величиной изменчивой, зависящей от того, насколько элементы связаны между собой по содержанию. Объем внимания зависит от умения осмысленно связывать и структурировать материал.[15]

С объемом связана распределяемость. Говоря об объеме можно, с одной стороны, подчеркивать ограниченность поля внимания, но обратной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнообразных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. Таким образом, речь идет о нескольких: двух и более фокусах внимания. Распределяемость внимания дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одно из них из поля своего внимания. Распределяемость внимания является профессионально важным признаком для таких, например, профессий как педагогическая, операторская и др. Распределяемость внимания зависит от ряда условий и, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно быть распределено внимание. Способность распределения внимания упражняема.

Устойчивость и колебания. Устойчивость определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т.е. его временной экстенсивностью (ослабеванием).

Устойчивость — длительность привлечение внимания к одному и тому же объекту или к одной и же задаче. Экспериментально установлено, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний равны 2-3 секунды, максимально до 12 сек. К колебаниям внимания относятся колебания сенсорной ясности. Пример: часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого кажутся ему (если он их не видит) то приближающимися, то удаляющимися в силу того, что испытуемый то более, то менее ясно слышит их работу. Колебания сенсорной ясности связаны с утомлением или адаптацией органов чувств. Иной характер имеют колебания внимания при наблюдении многозначных фигур, при рассмотрении которых попеременно выступают то одна, то другая фигура (карниз и лестница).

Однако проблема колебания внимания и связанная с ней устойчивость может быть пересмотрена. Там, где в связи с поставленной задачей человек может раскрывать какое-то новое содержание, внимание более устойчиво. Там, где сознание упирается в тупик, где нет возможности развития, создаются предпосылки для легкого отвлечения и неизбежно наступает колебание внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, если мы включаемся в решение определенных задач, мы находим новое решение. Показатели устойчивости внимания: высокая продуктивная деятельность, объем проделанной работы, точность в течение определенного времени. Устойчивость зависит от условий:

) от характера и содержания деятельности, т.к. внимание устойчиво, если мы в объекте находим нечто новое;

) от активности личности (практическая деятельность с объектом — внешняя активность и внутренняя активность, состоящая в постановке, процессе решения все новых задач).

Быть внимательным — означает удержание внимания на одних и тех же объектах. [15]

Переключаемость. Она не является какой-то самодавлеющей функцией, т.е. обязательной. Переключаемость — сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности. Переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость в сколько-нибудь сложной и меняющейся обстановке означает способность быстро ориентироваться в ситуации и быстро учитывать изменяющуюся значимость различных её элементов. Наблюдаются различия в переключаемости внимания. Эти различия, прежде всего, проявляются при переходе от одного вида деятельности к другому: одни люди быстро включаются в новую работу, другие медленно. В этом выражается пластичность и ригидность внимания. Особенности переключения внимания зависят от условий:

соотношение между предыдущей и последующей деятельностью

и отношение субъекта к каждому из этих видов деятельностей.

Чем интереснее предыдущая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее переключать внимание. Переключаемость тренируема. Рассеянность внимания в житейском смысле есть плохая переключаемость.

Показатели переключаемости:

1)переходный интервал или время переключения;

2)объем работы в единицу времени по сравнению с тем, где не требуется переключение;

)точность работы (наличие или отсутствие ошибок в условиях переключения);

)переключение может быть завершенным или неполным (неполное состоит в том, что человек выполняет новую работу по правилам старой, что ведет к ошибкам).[15]

2.4 Общее представление о памяти. Классификации памяти

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Выделяют также запечатление и узнавание. Эти процессы взаимосвязаны между собой.

память дети психосоматический внимание

Рисунок 1

Однако роль памяти не может быть сведена к накоплению и сохранению прошлого. Она направлена не только в прошлое, но и в будущее. Всякое более или менее сложное поведение опирается на прошлый опыт, т.е. на память. Только благодаря памяти живой организм способен заглядывать в будущее, строить вероятностный прогноз и использовать его для организации действий. Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, т.е. его выполнение предполагает удержание в памяти каждого элемента действия для сцепления с последующим, а также удержание в памяти образа цели или конечного результата действия. Это положение относится к любой деятельности человека. Память потому и нужна живому организму, что без информации о прошлом невозможно целенаправленное поведение и подготовка к будущему.[14]

Память человека организована в соответствии с тем, для какой цели хранится информация, как пользоваться этой информацией. Файнберг пишет: «Память не свалка сведений, а хорошо организованный архив». Он предложил модель памяти в виде каталожного ящика. [15]

Направленность памяти в будущее аргументируется следующим образом. Мнемическая деятельность, как и любая другая деятельность, есть активное приспособление к будущему и, следовательно, при запоминании человек должен пользоваться такими способами, действиями, которые позволили бы ему в будущем воспроизвести материал для решения актуальной задачи. Перевод информации в долговременную память тоже определяется её значимостью для будущего. В прошлом опыте индивида оседает то и постольку, что и поскольку включается в процесс формирования будущего. Говоря о детерминации памяти будущим, необходимо иметь в виду ту роль, которую выполняют предвосхищаемые цели и мотивы в закреплении в памяти результатов, которые необходимы для дальнейшего течения деятельности. Т.е. основной принцип памяти — предвосхищение.

Модель памяти строится таким образом, чтобы она обеспечивала адекватное целесообразное поведение в изменяющейся среде. При осуществлении любого поведенческого акта человек приходит в настоящее не прямо из прошлого, а строит это настоящее как реализацию предвосхищаемого будущего, опираясь на репрезентативную модель реального мира. Память обеспечивает единство и целостность личности.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение, в сферу сознания.

Классификации памяти. Виды памяти различают по критериям:

) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:

двигательная память,

образная память,

эмоциональная память,

словесно-логическая память.

) по характеру цели деятельности:

произвольная память,

непроизвольная память.

Типы памяти выделяют на основе учёта индивидуальных различий в процессе мнемической деятельности. В зависимости о модальности, т.е. от того, по какому каналу поступает информация, выделяют:

зрительную,

слуховую,

моторную память и

смешанный тип памяти.

Некоторые особенности типов памяти. Люди с хорошей зрительной памятью заучивая информацию наизусть, запечатлевают в памяти страницы с буквами, фразами, словами, а когда воспроизводят, то мысленно видят лист его воспринимают. Одна из разновидностей зрительной памяти — шахматная. Люди слухового типа слышат звуки, которые в данный момент не звучат. Если человек этого типа вспоминает о знакомом, то он вспоминает не его фигуру, а голос. При хорошо развитой двигательной памяти запоминаются и легко воспроизводятся движения и всё то, что с ними связано.

В случае со смешанным типом памяти при воспроизведении материала одной модальности люди прибегают к помощи других органов чувств. Они лучше припоминают страницу, если прочли её вслух и воспроизвели её зрительно.

Наиболее общей классификацией памяти является выделение генетической и прижизненной памяти.

Генетическая память — память, обеспечивающая наследственные, врождённые формы поведения, обуславливающие приспособление и выживание на разных стадиях развития психики.

Прижизненная память — все виды памяти как формы запечатления, сохранения и последующего воспроизведения опыта.

Виды прижизненной памяти выделяют в зависимости от характера деятельности, в ходе которой осуществляется процесс запоминания и воспроизведения. Выделяют: моторную (двигательную), образную, эмоциональную, словесно-логическую (символическую) память.

Выделяют виды памяти в соответствии с характером психической активности, преобладающей в деятельности: эмоциональная, моторная, сенсорная, интеллектуальная память. Каждый из этих видов активности проявляется в соответствующих действиям движениях, чувствах, образ, мыслях.

Представления памяти — основа памяти человека. Это память на картины жизни и природы, а также на звуки, запах, вкусы и т.д., следовательно, представления памяти бывают осязательные, вкусовые, зрительные, обонятельные. Лучше развиты зрительные и слуховые представления. По сравнению с восприятием представления отличаются меньшей яркостью, но большей степенью обобщённости. В них неизбежно осуществляется первый шаг на пути к абстракции и обобщению, т.е. это ступеньки, ведущие от единичного восприятия к формированию понятия.

Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, если образ представления воспроизводит, прежде всего, воспринятое и в той или иной степени осознаёт своё отношение к нему. Если этого нет, то мы имеем дело с образом воображения, а не образом восприятия. Образ представления можно вызвать произвольно, но он может возникнуть и спонтанно. [13]

Значение представлений: если бы не было представлений, мы были бы полностью во власти настоящего, не существовало бы ни прошлого, ни будущего.

В процессе своего сохранения и воспроизведения представления памяти подвергаются изменениям, выражающимся в сглаживании некоторых особенностей ранее воспринятого объекта.

Представления различаются:

1)по видам доминирующих в них анализаторов (зрительные, слуховые);

2)по их содержанию (соматические, географические, музыкальные и т.д.);

)по степени обобщения (конкретные, единичные, общие, схематические, типические).

Особенный вид представлений памяти — персеверирующие образы, т.е. навязчивые. Они характеризуются непроизвольностью и иногда исключительной яркостью, возникают после длительного восприятия однородных объектов через некоторое время и в дремотном состоянии.[16]

2.5 Память как совокупность процессов приёма, трансформации и хранения информации

Выделяют следующие формы памяти по приёмам трансформации и длительности сохранения информации в ней:

·мгновенная или сенсорная,

·кратковременная или оперативная,

·промежуточная или буферная,

·долговременная память.

Мгновенная память (сенсорный регистр).

Объекты, воздействующие на органы чувств, изменяют их состояние, вызывая особый след.

Психические особенности мгновенной памяти:

1)след, вызванный раздражителем, угасает через доли секунды или несколько секунд.

2)если информация, хранящаяся в мгновенной памяти, не переводится в другую форму хранения, то теряется необратимо.

)информация в мгновенной памяти не поддаётся произвольному управлению, её нельзя задержать, воспроизвести, сделать более отчётливой.

)информация в мгновенной памяти не перерабатывается и не соотносится с информацией, поступающей на другие органы чувств.

)объем мгновенной памяти может быть значительным.

Значение мгновенной памяти: обеспечение слитности восприятия внешнего мира, т.к. сохранение информации в виде образа на доли секунды обеспечивает некую инертность чувственного образа.

Феномен мгновенной памяти используется в кинематографе.

Кратковременная или оперативная память.

По сравнению с мгновенной, кратковременная память модально не специфична, т.е. это и не зрительная, и не слуховая память.

Особенности:

1)время хранения информации несколько секунд.

2)объем кратковременной памяти ограничен несколькими единицами (7+2).

)информация в кратковременной памяти по сравнению с мгновенной уже существенно перерабатывается. Человек может увеличить количество информации, которую он должен удержать, путём перекодирования этой информации в новые структурные единицы. Пример: количество отдельных букв и слово из букв.

)кратковременная память позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней информации за счёт повторения, проговаривания.

)если мгновенная память — это чувственный образ, то кратковременная память — это удержание оперативной информации, которая необходима для решения оперативной задачи. Кратковременная память может удерживать информацию столько, сколько необходимо для принятия решения или выполнения какого-либо действия.

)через кратковременную память осуществляется перевод информации в долговременное хранение.[15]

Промежуточная или буферная память. Поскольку объём кратковременной памяти ограничен, информация из неё после перекодирования, т.е. переработки, некоторое время удерживается и переводится в промежуточную память, в которой она хранится до тех пор, пока не появится возможность перевести её на долговременное хранение. Время хранения информации в промежуточной памяти исчисляется часами. Но существует и другая точка зрения на промежуточную память, о том, что информация в ней может храниться несколько дней. Пример: новый материал в школе на уроке. Информация, получаемая в классе, хранится в течение суток и если не будет повторения, заучивания, то она теряет, исчезает. Пример: студент готовится к экзамену и запоминает материал только на время, необходимое для сдачи экзамена.

Информация из промежуточной памяти переводится в долговременную не прямо, а через кратковременную память.

Долговременная память. Обеспечивает продолжительное удержание знаний, умений, навыков. Объем и время хранения информации не ограничены. При необходимости использовать информацию из долговременной памяти, она переводится в кратковременную. Извлекается только та информация, которая необходима для выполнения работы; после использования информация возвращается на место хранения. Успешный поиск информации, хранящейся в долговременной памяти и необходимой для решения оперативных задач, возможен лишь при условии высокой степени её организации. В долговременной памяти существует несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархическую структуру по принципу выделения более абстрактных родовых и более специфичных видовых понятий.

Ввод данных в долговременную память осуществляется путём повторений, которые осуществляются на уровне кратковременной памяти.

Существует два типа долговременного хранения:

1)хранилище, к которому человек имеет произвольный доступ. В этом хранилище информация непрерывно преобразуется: обобщается, группируется, классифицируется в соответствии с целям решаемой задачи. Постепенно человек овладевает различными способами организации воспринимаемого материала, облегчая себе запоминание, ускоряя произвольный доступ к информации при решении задач;

2)информация, к которой нет произвольного доступа. В этом хранилище информация существует в исходном виде, это область бессознательного.[15]

3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Цель исследования: Изучить особенности внимания и памяти у детей с психосоматическими расстройствами и провести сравнительный анализ.

В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:

  1. Изучить основные свойства внимания у детей.
  2. Изучить особенности кратковременной памяти и произвольного запоминания у испытуемых.
  3. Установить, существуют ли различия в исследуемых психических функциях у здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами.

Для проведения исследования использовались следующие методики (бланки для заполнения см. в Приложении) [17]:

1.Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант): Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определённую букву, которая стоит первой. Работа проводится на время (5 мин) с требованием максимальной точности. Эта методика предназначена для изучения объёма внимания и концентрации. Объём внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются два показателя.

Норма объёма внимания — 850 знаков и выше, концентрация внимания 5 ошибок и менее.

2.Методика «Красно-чёрная таблица»: Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и чёрные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причём красные числа нужно находить в убывающем порядке, а чёрные — в возрастающем. Время работы — 5 минут. Методика предназначена для оценки переключения внимания.

Оценка результатов производится по количеству правильно воспроизведённых пар букв.

3.Методика Мюнстерберга: Стимульный материал представлен в виде буквенного текста, в котором необходимо как можно быстрее найти и подчеркнуть имеющиеся в нем слова. Время работы — 2 минуты. Эта методика направлена на определение избирательности внимания.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

4.Методика «Расстановки чисел»: Стимульный материал — таблица из 25 чисел, расположенных в случайном порядке. Задание заключается в том, чтобы в бланк ответов внести эти числа в возрастающем порядке в течение 2 минут. Методика предназначена для оценки произвольного внимания.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.

5.Методика «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Суть её в следующем: 1) Испытуемому с интервалом в 1 сек поочерёдно зачитываются следующие слова.

I Месяц Дерево Прыгать Жёлтый Кукла СумкаII Ковёр Стакан Плыть Тяжёлый Книга ЯблокоIII Вилка Диван Шутить Смелый Пальто ТелефонIV Школа Человек Спать Красный Тетрадь ЦветокПосле прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания. Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой, слова из второго набора — сплошной двойной чертой, слова из третьего набора — пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора — двойной пунктирной чертой.

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Норма — от 20 правильных ответов.

) Зачитывается 10 рядов из 5 чисел в каждом. Нужно запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, а полученные суммы записать в соответствующей строке бланка. Интервал между зачтением рядов — 15 секунд. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число 40).

Норма — от 30 и выше.

3.2 Анализ экспериментальных данных

С использованием вышеперечисленных методик было обследовано 30 детей — учащихся 10-х классов Гомельского государственного областного лицея (21 девочка и 9 мальчиков).

Результаты представлены в виде таблицы. Первые 11 учащихся (37%) имеют психосоматические заболевания.

Таблица 1 Результаты учащихся

№Ф.И.О.Концентрация внимания (норма — 5 ошибок и менее)Переключение внимания (норма — 13 пар и более)Избирательность внимания (норма 6 ошибок и менее)Произвольное внимание (22 числа и выше)Кратковременная памятьбуквенная методика (норма — 20 и выше)числовая методика (норма от 30 и выше)1Миткевич В.1751320382Короленко К.02122525403Флерко А01021517314Банадысева О10002521345Суровцева Е.01231320346Макеев Д09132019397Левковец И.01021718298Бенеш О1511924409Горелик Н.51225233910Гатальская Н.32620213411Лобанков Д.01113620—12Макаровец М.012151152113Прядихина011525223714Шапова Е.019625234015Кумаритова Н.02241213616Кириленко И.27626203817Кожукова М.116220244018Бутовтас А.0234203119Жгун А.214325203320Церлюк Е.024214233721Дрозд И.06423244022Короткевич М.25118203423Симанкова О.024225243924Флёрко Н.18225213625Кошукова Е.20615244026Дамарнацкая И020322233927Сивош М.115223224028Корецкая Н.024023213729Рыбачонок С.210418223830Велько О.4135222036

По результатам исследования можно сказать, что объём внимания у всех учащихся выше нормы (более 850 букв).

Лишь у одного учащегося возникли трудности с концентрацией внимания.

В результате обработки полученных данных, приведённых в таблице, были выявлены следующие результаты. У детей с психосоматическими заболеваниями возникают трудности с переключением внимания (91%), что гораздо чаще, чем у здоровых детей (31%).

Это означает, что в сколько-нибудь сложной и меняющейся обстановке у таких детей способность быстро ориентироваться в ситуации и быстро учитывать изменяющуюся значимость различных её элементов низкая. Различия переключения внимания у здоровых детей и у детей с психосоматическими расстройствами, прежде всего, проявляются при переходе от одного вида деятельности к другому: одни быстро включаются в новую работу, другие медленно. Также, особенности переключения внимания зависят от условий: соотношение между предыдущей и последующей деятельностью, и отношение субъекта к каждому из этих видов деятельностей. Избирательность внимания тоже несколько ниже (9%), чем у здоровых детей (7%).

Существенно страдает произвольное запоминание (73%) по сравнению с детьми, не имеющими психосоматических заболеваний (28%).

Преобладает скорее непроизвольное запоминание. Для детей с психосоматическими заболеваниями характерно незначительное снижение памяти, обусловленное нарушением избирательности. Однако объём памяти у них выше, чем у здоровых детей того же возраста. Во время проведения исследования была отмечена повышенная утомляемость детей с психосоматическими заболеваниями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психосоматические расстройства всё чаще становятся объектом психологических исследований. Развитие ребёнка в условиях тяжелой соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности, учебной деятельности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом. Однако эта проблема до сих пор глубоко и полно пока не изучена. В образовательных учреждениях не учитываются особенности психических процессов учащихся. Отсюда возникают вопросы о рассеянности внимания и плохом запоминании учеников на уроках.

В результате проведённой нами работы и полученных в ходе исследования данных можно сказать, что подтвердилась первоначально выдвинутая гипотеза о том, что психосоматические заболевания влияют на формирование и развитие внимание и памяти у детей (страдает произвольное запоминание, трудности с переключением внимания).

Рекомендации:

1)сосредоточение внимания на интеллектуальных объектах облегчается, если эти объекты включены в практическую деятельность;

2)целесообразно чередование различных способов деятельности;

)напоминание самому себе, что нужно быть внимательным;

)постановка вопроса, ответ на который требует внимательного рассмотрения чего-нибудь;

)осознание того, что сделано, словесный отчёт о сделанном;

)особенности обстановки рабочего места, отсутствие посторонних раздражителей;

)поддержание произвольного внимания зависит от психического состояния человека, т.к. усталость снижает способность к произвольному вниманию;

8)привычка работать внимательно.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для учета особенностей внимания и памяти у детей с психосоматическими расстройствами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1Малкина-Пых И.Г. Психосоматика/Справочник практического психолога. — М., 2004 — 991 с.

2Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека. — М., 1999, 376с.

Александер Ф. Психоаоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352с.

Браун Дж. Психосоматический подход. // Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия. / Сост. Сельченок К.В. — Мн., 1999, с. 42-69.

Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. М., 1997. — 167 с.

Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. — СПб.: Питер, 2000, 365 с.

Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. и др. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб., психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 2000. — 234с.

Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М., 1995 — 358 с.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Псих. журнал 1992, №3. — с. 23-25.

Смулевич А.Б. Психическая патология и ишемическая болезнь сердца. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология/Под ред. А.Б. Смулевича и А.Л. Сыркина. — М., 1994, с 2-19.

Губачев Ю.М., Жузжанов О.Т., Симаненков В.И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. — Алма-Ата, 1990. — 216 с.

Березин Ф.Б., Куликова Е.М., Шаталов Н.Н., Чарова Н.А. Психосоматические соотношения при бронхиальной астме. // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1997, №4, с. 35-38.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 448с.

Столяренко Л.Д, Основы психологии: Практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 434 с.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд. — СПб.: Речь, 2003. — 655с.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 512.

Психологические тесты в 2-х томах под редакцией А.А. Карелина. Том 2. — М., ВЛАДОС, 2003. — 247 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф.И.О. _________________ класс _______________

Методика «Корректурная проба»

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, Вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут.

АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС

ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА

КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО

ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС

НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ

РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН

ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ

ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН

ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР

СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС

ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО

АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС

НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК

ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР

СЕРВНРКСРВ НЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ

ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС

ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО

АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС

КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАБРКОАСАРВНАЕОСКРВК

ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ

ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА

НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС

РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН

СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ

ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ

КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС

РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА

НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК

ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС

ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ

НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК

РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕО

ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС

СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН

ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА

ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО

ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС

СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК

ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ

Методика «Красно-черная таблица»

Инструкция: Вам предложена таблица с красными и черными числами.

Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем — от 1 до 24.

Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами.

Время работы — 5 минут. (Заштрихованные квадраты соответствуют красному цвету символов.)

8-к24-у13-м7-ф22-б12-и5-б8-I14-ф14-р17-ш15-д6-г3-е19-к3-к18-ч23-к16-р18-I17-р21-р13-а1-р22-ш11-р23-г20-г5-м10-с4-ф25-р21-ц2-т19-ж12-ж6-б16-у20-м4-с10-б9-а2-н7-н11-л15-у9-к24-н1-в

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Методика Мюнстерберга

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщфюэлгщьбпамятьшогхэюжипдргщхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфхьтрплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйщрепортажэкждорлафьвюфбьконкурсйфнячьгузскарплличностьзжэьеюдшщглоджинэцрплаваниедтлжэзбьтэрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораториягщдщнруцтргщчтлроснованиезхжьбщдэркентаопруквсмтрпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Методика «Расстановки чисел»

Инструкция: В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата.

Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя!

16379829548092465935432184026584997771367693418

Методика «Оперативная память» (второй вариант)

№ рядаСуммы1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.