Процесс психологической подготовки борцов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Психологическая подготовка борцов

2. Воспитание морально-волевых качеств у борцов

3. Спортивный психолог и его функции

4. Методы и приемы психологической подготовки в борьбе

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Проведение соревнований, где от спортсмена требуется полная отдача, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Если физические нагрузки велики, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, что может привести к потере уверенности в себе, к депрессии.

Бесспорно, что как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в спортивном соревновании определенная доля принадлежит психическому состоянию спортсмена, перед и во время соревнования. Современный уровень науки о спорте позволяет признать зависимость результативности и надежности соревновательной деятельности спортсмена от его психического состояния, предшествующего или сопровождающего ее.

В настоящее время в споре равных по своим физическим, техническим, тактическим возможностям спортсменов, как правило, выигрывает тот, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически более устойчив против воздействия различных стресс-факторов, кто обладает способностью к самоконтролю и саморегуляции.

Но не только соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к умению управлять своим состоянием. Не меньшее значение имеет способность к самоконтролю, саморегуляции и в тренировочном процессе.

Монотонность тренировочного процесса, вызванная многократным повторением одних и тех же упражнений, движений, способствующих их совершенствованию, однообразие обстановки тренировки вызывают не только физическое утомление, но и огромное психическое напряжение. Это требует тщательно продуманной, систематической психологической подготовки, одним из составляющих которой является обучение спортсменов методам самоконтроля и психорегуляции.

Сегодня в спортивной практике распространено явление, когда спортсмены выступают в соревнованиях, недостаточно к тому подготовленные — физически, технически, тактически, психологически. Это становится, очевидно, уже в период непосредственной подготовки к соревнованию. У спортсмена появляется нежелание выступать в соревновании, что вызывает естественную для такого случая реакцию организма, не обеспечивающую мобилизационную готовность спортсмена к стартам. В результате формируется неблагоприятное психическое состояние неуверенности, тревожности, боязни, апатии. Естественно, что выступление спортсмена с недостаточной подготовкой не будет успешным и вызовет после соревнования отрицательные эмоции. Тренеру необходима достаточно полная информация об отношении спортсмена к предстоящему соревнованию. Неоднократные выступления спортсмена при недостаточной подготовленности приводят к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию выступать в соревнованиях и постоянному возникновению неблагоприятных предстартовых состояний по принципу условного рефлекс.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

Измерение в этой методике производится по 10-ти балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов». Измеряются следующие показатели П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — ...

Возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, как обусловленных отрицательными свойствами личности, так и ситуативных, вызванных экстремальными (особо сложными) условиями деятельности, делает необходимой разработку средств их предупреждения и регуляции, а также воспитания эмоциональных свойств личности, способствующих высокой эмоциональной устойчивости.

Цель исследования: Изучить процесс психологической подготовки борцов.

Объект исследования: Процесс психологической подготовки.

Предмет исследования: Учебно-тренировочный процесс.

Задачи исследования:

1. Установить роль психологической подготовки борца и проанализировать, как это процесс влияет на спортивный результат;

2. Рассмотреть и изучить процесс воспитания морально — волевых качеств борцов.

3. Проанализировать и рассмотреть обязанности и функции спортивного психолога

4. Проанализировать и рассмотреть различные методы и приемы психологической подготовки в борьбе.

1. Психологическая подготовка борцов

Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

3 стр., 1500 слов

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

... надежности и результативности деятельности спортсменов   Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.   Впервые проблема психологической подготовкибыла выдвинута ... Психологическая подготовка (ПП)- это психолого-педагогический процесс формирования и совершенствования значимых для спортивной деятельности свойств личности спортсмена.   Психологические рекомендации спортсмену ...

По словам Е. Н. Гогунова, для того чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а, кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям — важный и обязательный элемент обучения и тренировки [9].

Становление психологической подготовки спортсменов к соревнованиям началось с работы А.Ц. Пуни [20]. Первоначальным направлением в ней было воспитание морально-волевых качеств. В дальнейшем 70-80-е годы 20-го века на смену этого направления пришло эмоциональное направление. В сегодняшних концепциях психологической подготовки спортсменов к соревнованиям преобладает мотивационное с попыткой индивидуализации психологической подготовки спортсменов конкретного вида спорта.

Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям находится под постоянным вниманием спортивных психологов.

Рассматривая задачи психологической подготовки в спорте высших достижений, В. В. Фролов [25], представляет их следующим образом. На этапе предсоревновательной подготовки выделяется три периода: первый — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о жеребьевке; второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого старта; третий период — от начала первого этапа соревнования до их завершения. На каждом периоде решаются свои задачи.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... Ведение. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера ... оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих. При подготовке к беседе исходите из того, что участники ... связь сознания с общением и языком как основным средством общения. В профессиональном педагогическом общении выделяют три ...

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека, и может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях — это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства.

Из слов Г. Д. Горбунова следует то, что организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности [11].

В спорте существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.п.

П.В. Трутнев в своей работе пишет о том, что уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая, и специальная к конкретному соревнованию [23].

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер — важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется, однако формируется он в тренировочном процессе.

15 стр., 7113 слов

«Психологические особенности развития волевых качеств в старшем подростковом возрасте»

... Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977. с. 23]. Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную ... лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой. Высокая степень решительности ... естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость ...

Основные критерии спортивного характера:

— стабильность выступлений на соревнованиях;

— улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

— более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;

— лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

По мнению Е.М. Хеклова, психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется следующими характеристиками:

— спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях как характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);

— уверенностью в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;

— боевым духом спортсмена. Как отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей [24].

Единство этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой уверенности.

Успех психологической подготовки спортсменов к соревнованиям во многом зависит от того, как она спланирована. Конкретный план должен быть составлен тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

Козлов Г.А. напоминает, что при составлении общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованию следует учитывать:

1) возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;

2) уровень их спортивного мастерства;

3) цели и задачи психологической подготовки; включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;

4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секунднрования);

7 стр., 3283 слов

Исследование психологических характеристик спортсменов (на материалах исследования культуристов) 2

Министерство Общего иПрофессионального Образования Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса Кафедра офисного и культурного сервисаКурсовая работа «Исследование психологических характеристик спортсменов» (на материалахисследования культуристов) & ...

5) комплекс мероприятий планировать на годичный цикл подготовки;

6) средства психодиагностики, средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

7) методы и средства гетеротренинга;

8) методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) важно использовать условное разделение плана на блоки, которые символизируют определенную законченность формирования развития или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств и т.п.) [13].

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо конкретизировать разработку. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы).

Платонов В.Н. считает что, основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности психического развития, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов [16].

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов).

11 стр., 5276 слов

Тема: Повышение уровня технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля 17-19

... библиографического списка. Глава 1. Основные виды подготовки борцов Физическая подготовка По мнению В.А. Панкова в системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач ... ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ 5 1.1. Физическая подготовка……….…………………………. 6 1.2. Технико-тактическая подготовка……….………………. 13 1.3. Психологические качества в борьбе……………………. 20 1.4. Методы ...

Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде определенных этапов:

1) на первом этапе составляется единый общий план;

2) на втором — разрабатываются за счет корректировки общего плана три плана для подгрупп в зависимости от уровня подготовленности: слабые, сильные, средние спортсмены;

3) на третьем — формулируются индивидуальные планы психологической подготовки для каждого спортсмена учебной группы (согласно численному составу).

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности. Затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (с высокой или со средней оценкой).

В заключение провести индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена).

Генов Ф. М. считает, что целесообразно составить общий план психологической подготовки, который отвечал бы всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта [7].

Вывод: Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям является важным и обязательным элементом обучения и тренировки. Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

2. Воспитание морально — волевых качеств у борцов

Одним из основных условий успехов в борьбе самбо является развитие морально-волевых качеств. Борец не может добиться успеха в тренировке и на соревнованиях, если он не имеет таких качеств, как настойчивость, смелость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность. Высокое развитие этих качеств определяет силу воли. Воля борца — это психическая деятельность, выражающаяся в сознательных действиях и поступках, направленных на достижение поставленных целей. В борьбе самбо воля особенно четко проявляется в действиях и поступках, связанных с преодолением различных трудностей.

Развитие воли зависит от качества педагогического процесса, воспитания и связанных с ними сознательности занимающихся, привычек, установившихся моральных норм, от работы борца над собой. Основным условием, способствующим воспитанию воли, является мнение коллектива и тренера.

Задача тренера при развитии морально — волевых качеств борца состоит в том, чтобы обеспечить условия для их совершенствования, научить борца правильно выбирать цели и оценивать свои действия, поощрять правильные действия и поступки, обеспечить единое мнение коллектива секции и умение правильно оценивать действия членов коллектива.

Развитие настойчивости. Настойчивость борца выражается в его способности упорно стремиться к достижению поставленной цели, несмотря на затруднения, которые встречаются на пути. Сначала достижение поставленной цели не должно иметь значительных трудностей. Затем в результате успешных действий борец получает уверенность, которая стимулирует его на достижение более трудных целей. Здесь тренер должен помочь спортсмену правильно оценить свои силы, и если в результате первых успехов борец принимает невыполнимое решение, то тренер предупреждает его об этом. Если спортсмен в результате не смог преодолеть трудностей и не смог добиться решения поставленной задачи, то тренер помогает ему вскрыть причины и наметить путь, который в дальнейшем позволит добиться победы. Постепенно борец приучается преодолевать сначала небольшие затруднения, а затем, и более сложные. Настойчивость борца тесно связана с трудолюбием. Нужно отметить, что настойчивость развивается только тогда, когда борец имеет успех в достижении, поставленных целей.

Развитие выдержки. Выдержка борца выражается в его способности преодолевать различные чувства (страх, жажда, усталость, боль и др.), возникающие в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов. Выдержка борца имеет большое значение при выполнении требований режима, при достижении намеченной цели, несмотря на то, что для этого приходится иногда сдерживать инстинкты, привычки. При подгонке веса борцу приходится преодолевать сильное чувство жажды и голода. Если у него нет достаточной выдержки, то он «не утерпит» и в результате к моменту взвешивания превысит «свой вес». В схватке борец, не имеющий выдержки, не сможет преодолеть чувства усталости и «отдаст победу» противнику. Спортсмен, не имеющий выдержки, может, поддавшись чувству «гнева», нарушить правила, допустить грубость и проиграть. Выдержка борца развивается, если он приучает себя преодолевать сначала свои чувства, имеющие небольшую «интенсивность» (небольшую жажду, боль, усталость, нежелание что-либо делать, раздражение, страх, желания, отвлекающие от решения поставленной задачи и т. п.), а затем и более сильные чувства. Это достигается путем разработки системы заданий в тренировке, постепенного повышения требований, предъявляемых к занимающимся. Уверенность борца в необходимости преодоления трудностей и подавлении определенных чувств способствует развитию выдержки.

Развитие смелости (решительности).

Смелость, решительность борца выражается в его способности не бояться трудностей, неудач, умении, оценивая свои возможности, принимать правильное решение, и, приняв его, стараться выполнить. Борец вырабатывает у себя способность из различных мотивов, определяющих его деятельность, выбрать наиболее правильные. Приняв решение, нужно действовать сразу без промедлений. Смелость борца развивается, если она базируется на уверенности и подкрепляется мнением (одобрением) тренера и коллектива секции. Проявлению смелости мешает неуверенность и страх. Смелости борца базируется на решительности. Качество смелости тем выше, чем больше чувство опасности, которое нужно преодолеть борцу. Смелость воспитывается и развивается на выполнении различных действий, требующих подавления чувства страха, неуверенности. Эти чувства легче преодолеваются, если в группе имеется пример успешного выполнения другими занимающимися этих действий. Если первая попытка выполнения действия будет успешной и не повлечет за собой никаких неприятных ощущений, то следующие попытки будут выполняться смелее, и, наоборот, если попытка будет неудачной и поведет к неприятным ощущениям, то борец будет стремиться избежать повторения. В последнем случае вместо смелости будет развиваться нерешительность. Успешное выступление борца в соревнованиях также развивает решительность, смелость. В последующих соревнованиях спортсмен будет еще более решительным и. смелым. Если в соревнованиях или тренировке борец проигрывает большинство схваток, то его последующие выступления будут нерешительными. Таким образом, при воспитании качества решительности (смелости), нужно следить за тем, чтобы все или большинство действий, которые пытается выполнить борец, подкреплялись положительными раздражителями. В схватках выполнение приемов и неудача контратаки со стороны противника повышают смелость, решительность борца, и, наоборот, успех контратаки противника резко снижает решительность борца в применении данных приемов (особенно в схватках с этим противником).

Смелость борца зависит от его выдержки, способности подавлять свои чувства, что, в свою очередь, помогает принять правильное решение, выбирать из различных мотивов деятельности не самый приятный, а самый нужный. Если борец выполняет действия, которые не доставляют ему удовольствия, но они необходимы для коллектива, то тренер и коллектив борцов должны найти обязательно какие-то меры поощрения, чтобы в следующий раз спортсмен решительнее выполнял нужную для коллектива работу. Следует учитывать, что меры поощрения должны быть такими, чтобы подавлять неприятные ощущения, которые получает борец перед или при выполнении работы.

Развитие самостоятельности и инициативности. Самостоятельность и инициативность борца выражаются в его способности действовать самому без посторонней помощи или руководства, способности самому принимать решения и выполнять их, в стремлении к новому, дерзании. Это очень важные качества, которые помогают борцу выдвинуться в число ведущих и стать победителем в соревнованиях и схватках, в которых тренер не имеет возможности следить за борцом и тем более подсказывать ему правильные решения. Самостоятельность и инициативность борца базируются на глубоких знаниях, которые помогают ему принимать правильные решения.

Эти качества развиваются с помощью сообщений о наиболее правильных, способах действий в различной обстановке (рассказ и показ) и при дальнейшем предоставлении возможности выполнить (проверить) их. При проведении схваток в тренировке и в соревнованиях борец должен привыкнуть, что он, чтобы выиграть, может надеяться только на себя, что никто ему не поможет и не подскажет. Это заставляет борца действовать самостоятельно. Если борец принимает неправильное решение — это значит, что у него нет достаточных знаний» по этому вопросу. Задача тренера выяснить, что из изученного материала не усвоено занимающимся (наблюдения тренера за действиями борца позволяют сделать это), и в дальнейшем объяснить, почему его действия были неудачными. Получив определенные знания на занятиях, борец может действовать не только так, как показывал тренер, а и по-своему, успешно решая задачу. Так, иногда при разучивании приема спортсмен «находит» свой (новый) вариант проведения данного приема. Такую инициативу следует всемерно поддерживать и поощрять. Поощрение выражается в том, что тренер предлагает борцу показать «изобретенный» прием всем занимающимся и одобряет его деятельность. Это повышает инициативность не только «изобретателя», но и других спортсменов. Самостоятельность и инициативность борца должны развиваться постепенно, по мере накопления у занимающихся достаточных знаний. Развивая самостоятельность занимающихся, тренер должен стремиться к тому, чтобы борец уже на первых занятиях мог сам попробовать выполнять какие-то простые действия. Постепенно самостоятельность должна развиваться до такой степени, что борец может сам правильно решать все задачи, возникающие в тренировке и соревнованиях. Когда спортсмен принимает самостоятельное решение, у него обычно происходит борьба различных мотивов. Причем эта борьба не заканчивается в большинстве случаев моментом принятия решения, а может продолжаться и в процессе выполнения его, особенно если при выполнении встречаются какие-либо трудности. Так, например, решение «согнать вес» к определенному соревнованию складывается в результате борьбы различных мотивов. После того, как борец принимает решение и приступает к «сгонке веса», чувство жажды увеличивается и подкрепляет мотивы против. Если у спортсмена нет высокоразвитых качеств выдержки и настойчивости, то он может переменить решение. Настойчивый и выдержанный борец сгонит вес, но если он не добьется победы в соревнованиях, то в дальнейшем не сможет быть таким настойчивым (если не будет поощрен каким-то другим способом).

Вывод: Развитие морально — волевых качеств происходит в процессе занятий и соревнований и в быту. Правильное построение занятий, соревнований и режима, соответствующая требовательность со стороны тренеров, судей и коллектива секции, выражающаяся в том, что они поощряют правильные действия и наказывают или осуждают неправильные, позволяют развивать морально-волевые качества борца.

3. Спортивный психолог и его функции

борец волевой моральный воспитание

Г.Д. Бабушкин считает, что каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств — это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений [3].

В спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения — это тоже область деятельности спортивного психолога.

История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название — секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог — это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений [1].

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в институтах физической культуры, и с многими обычными психологическими задачами выпускник ИФК может справиться но, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать специалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой — пока недомогание легкое, мы справляется сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизмах работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов — это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.

Но главная причина, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается не в недостатке профессиональных знаний и умений, которые в конце концов можно приобрести, а в сущности той роли, какую тренер играет в жизни спортсмена, особенно при наличии конкуренции.

Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

И.П. Волков говорит о тот, что психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии [17]. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человек.

Сегодня нашему тренеру нередко требуется получить много «шишек», при этом порой искалечив психику, здоровье и судьбу своих учеников, чтобы осознать вышесказанное и воспользоваться в своей работе помощью психолога-профессионала.

К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия с психологами в прошлом. Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Умный человек всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины, чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки «тренер-психолог-спортсмен» может быть очень много, причем со стороны любого из участников.

В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная — как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который, возможно, не очень склонен к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка), основаны на активном участии самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работа формально выполняется, а результата нет.

Но, конечно, чаще всего причина неэффективной работы психолога со спортсменом заключается в личности самого психолога. И дело здесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-окулист не может поставить пломбу в зуб, но совершенно искренне требуем универсальности психолога. А ведь спорт, особенно спорт высших достижений, это очень специфичная область человеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когда спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом.

Среди прочих возможных причин неэффективности работы психолога со спортсменами можно назвать отсутствие серьезного анализа и планирования психологической подготовки, неадаптированность методик к конкретному контингенту спортсменов, непонимание психологом внутренней сущности конкретного вида спорта и т.д.

Т.Т. Джамгаров подчеркивает, что эффективность подготовки спортсмена определяется его выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка не гарантирует победы. Именно непредсказуемость результатов и делает спортивные состязания всегда интересными как зрелище, поэтому поиски новых методов подготовки, тактики и стратегии соревновательного поведения, творческие находки и неудачи — это удел всех участников тренировочного процесса, в том числе и спортивного психолога [18].

Как уже отмечалось, психология в спорте имеет свою специфику, игнорирование которой может привести к бессмысленности работы психолога со спортсменом. Это подтверждает необходимость целенаправленной подготовки спортивной психологов.

Следующий шаг — это реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки спортсменов, так как, несмотря на внешнее согласие с важностью этого направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал обязательным специалистом во всех физкультурных заведениях, а в качестве примерного ориентира можно использовать процесс внедрения психологов в среднюю школу.

Спортивная психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к проблемам спортсменам и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания видеть представителей своей страны среди победителей различных соревнований.

Вывод: Спортивный психолог — это специалист, обладающий профессиональными знаниями и умениями. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

4. Методы и приемы психологической подготовки в борьбе

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на подсознание. Конкретные виды и методы работы должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

Пархомович Г. пишет, что лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия — косвенное внушение.

Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке).

В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.

Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь).

Метод воздействия — внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание.

Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод — самовнушение.

Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания [15].

Воспитание будет малоэффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Первую группу составляют очень простые приемы. Их необходимо запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют «отключение» и «переключение». Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего материального мира [13]

Опираясь на работу А.В. Бобровского можно выделить вторую группу приемов саморегуляции, которая определяется отражением своего физического «Я». Она в наибольшей мере насыщена специальными упражнениями. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц. Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизненных ситуациях. Основным критерием овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов. Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

Контроль и регуляция темпа движений и речи. Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться : от суетливости, наладить четкий ритм деятельности, исключить необходимость спешки.

Специальные дыхательные упражнения. Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высокоэффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения [5].

Разрядка. При этом способе дается выход эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя).

Для них характерны разнообразные приемы.

Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений. Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

Самовнушение. В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использования словесных формул).

Самоубеждение. Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим. Следует выделить способы саморегуляции, в основе которой лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема.

Регулирование цели. Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

Ритуал предсоревновательного поведения. Алексеев утверждает, что в его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором [2].

Горбачев С.С. говорит, что действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям [10].

Вяткин Б. А. считает, что самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов как в процессе технической и физической подготовки, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности [6].

Кроме того, необходимо использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т. п. [24].

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), это повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств [20].

Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи).

Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий.

Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий).

По словам Горбунова этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий) [11].

Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию — создание состояния психической готовности к выступлению. Состояние психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности спортсмена. Элементы этой динамической системы представлены в таблице.

При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласо­вывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам.

Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

— сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках «важно знать место проведения, в некоторых других случаях основой является информация о соперниках и т.п.); [12].

Процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные способы и средства для достижения высокого, рекордного результата [23].

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особое место занимает понятие «ситуативное управление».

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют «секундированием». В современной практике метод секундирования спортсмена используют в различных видах спорта [21]. Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

Вывод: Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на подсознание. Конкретные виды и методы работы должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека, а так же с учетом индивидуальных психологических особенностей спортсмена, его возраста, спортивной квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав литературные источники можно сделать вывод о том, что процесс психологической подготовки — сложный и важный процесс подготовки спортсмена. Отчетливо ясно, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Высокий уровень психологической готовности спортсмена достигается сложной и кропотливой работой самого спортсмена в связке с тренером и спортивным психологом.

1. Проанализировали роль психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Важно отметить то, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям является важным и обязательным элементом обучения и тренировки. Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

2. Развитие морально — волевых качеств происходит в процессе занятий и соревнований и в быту. Правильное построение занятий, соревнований и режима, соответствующая требовательность со стороны тренеров, судей и коллектива секции, выражающаяся в том, что они поощряют правильные действия и наказывают или осуждают неправильные, позволяют развивать морально-волевые качества борца.

3. Проанализировали и рассмотрели роль и функции спортивного психолога. Спортивный психолог — это специалист, обладающий профессиональными знаниями и умениями. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

4. Проанализировали и рассмотрели различные методы и приемы психологической подготовки в борьбе. Главный вывод — общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на подсознание. Конкретные виды и методы работы должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека, а так же с учетом индивидуальных психологических особенностей спортсмена, его возраста, спортивной квалификации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов, Э. В. Борьба самбо: учебное пособие — Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998.-351 с.

2. Алексеев, А. В. Себя преодолеть /А.В. Алексеев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

3. Бабушкин, Г.Д. Психология спорта / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева. — Омск, 1997. — 86 с.

4. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. — Монография. — Омск, 2000. — 132 с.

5. Бобровский, А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. … канд. пед. наук /А.В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.

6. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. — М., 1981. — 112,с.

7. Генов, Ф. М. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971. — 94 с.

8. Гиссен, Л. Д. Психология и психогигиена в спорте. — М., 1973. — 345 с.

9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. — М.., 2004.- 177 с.

10. Горбачев, С.С. Психологические факторы формирования состояния готовности боксера к поединку: материалы международ, науч. конф. психологов физич. культ, и спорта/ С.С. Горбачев, Т. Гайдалов. — М.: Анита Пресс, 2006. — С. 89-91.

11. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986. — 245 с.

12. Клименко, А. И. Регуляция психических функций в единоборствах/ Клименко А. И. // Физическое воспитание студентов.-2010.-№3- 31 с.

13. Козлов, Г. А. Основы теоретической подготовки дзюдоиста. — Красноярск, 2004. — 236 с.

14. Общая и спортивная психология /Под ред. Г.Д. Бабушкина. — Омск: СибГУФК, 2004. — 416 спортивный психолог. — 2004. — № 2.

15. Пархомович, Г. Б. Основы классического дзюдо. — Пермь, 1993. — 303 с.

16. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.-89 с.

17. Практикум по спортивной психологии /Под ред. И.П. Волкова. — СПб: Питер, 2002. — 284 с.

18. Психология физического воспитания и спорта /Под ред. Т. Т. Джамгарова. — М., 1979. — 345 с.

19. Психология спорта высших достижений / Под. ред. А.В. Родионова. — М., 1979. — 142 с.

20. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнования в спорте. — М., 1969.- 189 с.

21. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983. — 345 с.

22. Родионов, А.В. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов/ А.В. Родионов, В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов //Спортивный психолог. — 2004. — № 2. — С. 12-20.

23. Трутнев П.В. Основы теории тренировки в дзюдо. — Красноярск, 2004.- 166 с.

24. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция. — М., 2003. — 5 с.

25. Фролов, В.В. Педагогические средства и методы совершенствования надежности высококвалифицированных дзюдоистов: автореф. дис. канд. пед. наук/ В.В. Фролов. — М., 2002.-24 с.

Размещено на