Понятия и методы классического психоанализа Фрейда

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты глубинной психологии

.1История возникновения глубинной психологии

.2Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма

Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда

.1Психоанализ. Понятие и суть

.2Ключевые понятия ученых и роль сновидений

.3 Основные приемы и методы психоаналитической терапии

Глава 3. Особенности воззрений последователей З. Фрейда

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня, как и во времена первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легко найти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему же психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. В связи с этим предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:

1)Психоанализ. Понятие и суть.

2)Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

)Ключевые понятия учения.

)Роль сновидений

)Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа.

Задачи: 1. рассмотреть психоанализ, историю создания;

11 стр., 5033 слов

Психоанализ по Фрейду

Психоанализ по Фрейду Реферат по философии подготовил Руколеев В.В. Уральский Государственный Университет Путей Сообщения Екатеринбург 2005 Зигмунд Фрейд (1856—1939), основоположник психоанализа – нового направления в психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века. Его появление радикально изменило взгляд на мир: психоанализ Фрейда порывает с представлениями, ...

. проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;

. сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;

. узнать ключевые понятия учения;

проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений в психологии.

Объект: психоаналитическое направление в психологии.

Предмет: Личность и ключевые понятия в психоанализе.

Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 лет создания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ — самый действенный метод в психотерапии и самая емкая система знаний мировоззрения Личности.

Актуальность данной темы: Психоанализ является фундаментальным учением, как в психотерапии, так и в самой психологии, т.к. здесь раскрыта вся глубина человеческой психики и сознания. С помощью психоанализа мы всё больше узнаем всю «подноготную» личности современного человека. На основе глубинной психологии были основаны многие направления в этой малоизученной науки, такие как постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личности человека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многие ученые даже и не подозревали. Кроме этого, в числе заслуг Фрейда также есть метод, которым пользуются многие психиатры и до сих пор, излечивающий истерию и различные комплексы. Как сказал Бугер, если бы не было Фреда, то его надо было бы выдумать.

Глава 1. Теоретические аспекты Глубинной психологии

1.1 История возникновения глубинной психологии

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З. Фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалось впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы).

З. Фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников Фрейда.

Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда, относились к нему весьма прохладно. Затем оно привлекло к себе сторонников в германии и Австрии, в Европе, в США, где до сих пор является довольно популярным.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии, затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления ЦК ВКП (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение Фрейда.

1.2 Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма

2 стр., 860 слов

Психоанализ Фрейда

... ВВЕДЕНИЕ Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее ... Знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель Зигмунд Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению ...

Несмотря на различие и противопоставление друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого, так психоаналитики гиперболизируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.

Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме.

И в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.

Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда

.1 Психоанализ. Понятие и суть

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

11 стр., 5069 слов

Основы психоанализа Фрейда

ПГАТИ Поволжская государственная академия телекоммуникации информатики Кафедра философии Реферат на тему: Основы психоанализа Фрейда Введение Зигмунд Фрейд (6.05.1856)- австралийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882т годах работал в Венском физиологическом институте им. Э. Брюкке. В 1885- 1886 годах ...

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

психоанализ — как метод психотерапии;

психоанализ — как метод изучения психологии личности;

психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

.2Ключевые понятия учения

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

16 стр., 7513 слов

Теории личности и их значение в жизни человека

Реферат на тему: Теории личности и их значения в жизни человека Содержание: Введение…………………………………………………………………………3 Теории личности, выдвинутые зарубежными учеными……………………...4 Психодинамическое направление в теории личности Зигмунда Фрейда….4 Аналитическая теория личности Юнга…………………………………..…...9 Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера…………………….…12 Гуманистическое направление Абрахама Маслоу ...

З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой.

К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов исходящих от ид.

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.

11 стр., 5207 слов

Социализация человека по з. Фрейду

25 ПСИХОЛОГИЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ. Структура личности по З. Фрейду Введение В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача - психиатра и психолога З. Фрейда. Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за ...

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Сублимация — один из механизмов, посредством, которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.

Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.

Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. — срыв гнева на более слабом.)

Проекция — приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п.. («Никому нельзя доверять, — говорит человек, не всегда честный в своих поступках).

Рационализация — позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.

Изоляция — удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.

В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.

Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этой формы ночной жизни.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Используя понятия энергетического подхода, Фрейд выделил два фактора возникновения невроза — сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо).

Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации:

1.Оральная стадия (первый год жизни).

Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов).

Результат фиксации — получение удовольствия от курения, сарказма. Также — оральная агрессия, чувство зависимости от других.

2.Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой).

Фиксация — выражается в двух типах индивид, особенностей: первый — подавление импульсов — ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй — протест — гнев, агрессивность, бунтарство.

.Латентная стадия (5-6-лет).

Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.

.Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта).

Частные влечения подчиняются либидо.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

Роль сновидений.

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль и запретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание.

Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

·Сгущение — комбинация различных элементов, даже наложение их друг на друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т.п.

·Смещение — проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать, например, только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.

·Вторичная обработка — процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.

Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и работу сна — вообще- то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше Я совсем не так прозаично, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции Сверх-Я. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой королевскую дорогу психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является биологический закон: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал:

Там где было Оно, должно стать Я.

Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

2.3 Основные приемы и методы психоаналитической терапии

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».

Содержание свободных ассоциаций — прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно, чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и выказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т.п.).

Психоаналитик не занимает ни одобряющей, ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы).

Его задача — слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути.

Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний.

Выделяют следующие приемы аналитического метода:

1)Инструкция относительно процедуры психоанализа.

2)Вопросы для получения информации и прояснения содержания.

)Реконструкция — описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать.

)Конфронтация — привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признать что-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать. Иногда, за существенным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивление лечению со стороны Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическая реакция. Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер*), его оценка продвижения рассматривается как санкция. Если терапевт заранее уяснит для себя характер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, ему легче будет анализировать развивающийся трансфер.

)Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании).

)Интерпретация — указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания. Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания, опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознает историю, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация — предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента. Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмировать и создать новую систему защит. Основное условие — отсутствие оценки со стороны аналитика. Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной. Выделяют различные виды интерпретаций по нескольким критериям.

Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения.

Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме.

Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.

Глава 3. Особенности воззрений последователей З. Фрейда

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937), создавшие собственные направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй индивидуальной. Их имена в психоанализе были так тесно связанны, что когда Юнг, представляясь хранителю Британского музея, назвал свою фамилию, тот переспросил: «Фрейд-Юнг-Адлер?», и услышал в ответ извинительное: «Нет, только Юнг».

По выражению К. Юнга последователи Фрейда учились у своего «отца» не тому что он наставлял, а тому, что он делал». Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет «нащупать» этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе «Архетип и символ» Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: «Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения.

Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».

Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.

Утверждая, что «теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и в личностном, и в философском смысле». Юнг, тем не менее, отрицает ее, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в которых проблема сексуальности играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например: »проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображений престижа и т.д.»

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В «комплексе неполноценности» Адлер видит источник неврозов.

бихевиоризм сновидение фрейд психоанализ

Заключение

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Фрейд дал импульс многим направлениям науки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понять многое, что считалось таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сих пор вызывает неутихающую полемику. Развитие, идущее через борьбу мнений, дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания.

Заслуги Фрейда перед наукой позволяют поставить его имя в один ряд с именами Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

Список литературы

1.Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие — К.: Ника-Центр, 2011.

2.Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского — Минск: Поппури, 2010.

.Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ — Москва, 2011

.Фрейд З. Сочинения. — Москва 2011.

.Немов Р.С. Психология, книга 1. Москва 2012

.Издательский центр «Автор» Красная магия, Новосибирск, 2010

.Прохоров А.М. Советский Энциклопедический Словарь, Москва, 2012.

.Ворник Б.М. Сексология. Справочник. Минск 2014

.Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт-Петербург 2013

.Годфрид М. Психология и психиатрия. 2010

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2012

.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва 2013.

.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — Москва, Наука 2012.

.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Москва, 2012.

.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, Институт психологии, Москва, Наука 2012.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание, Москва, Политиздат, 2013.