Перцептивная сфера подростков с разным уровнем волевого самоконтроля

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению перцептивной сферы подростков разным уровнем волевого самоконтроля 6

1.1. Разработка проблемы перцептивной сферы человека в отечественной и зарубежной психологии 6

1.1.1. Ощущение как психический процесс 6

1.1.2. Общая характеристика восприятия 10

1.2. Психологическая характеристика воли и волевого самоконтроля 14

1.2.1. Общая характеристика воли человека 14

1.2.2. Роль волевых процессов в формировании личности 17

1.2.3. Современные взгляды на природу воли 19

Выводы по главе 1 24

Глава 2. Эмпирическое изучение перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля 26

2.1.Организация изучения перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля 26

2.2.Результаты изучения перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля 30

Выводы по главе 2 35

Заключение 37

Список литературы 38

Приложение 1 41

Приложение 2 46

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Подростковый возраст характеризуется весьма противоречивой волевой сферой. Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что приводит к изменению и волевой сферы. В результате возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления), но снижается выдержка, самообладание. Упорство проявляется только в интересной работе. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства (отчасти в связи с тем, что советы взрослых воспринимаются критически) как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих моральных санкций. Наблюдается переход от внешней стимуляции волевой активности к самостимуляции. Однако этот механизм еще недостаточно сформирован. Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.

14 стр., 6771 слов

Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

... разном уровне волевого самоконтроля. Объект исследования: психологические особенности агрессивности личности подростков. Предмет исследования: психологические особенности агрессивности личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля. Гипотеза исследования: при разном уровне волевого самоконтроля ... проступка. Становление эмоционально - волевой сферы, с которой тесно связано формирование ...

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы. Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любые психические процессы или действия почти всегда в той или иной степени сопряжены с психологическим регулированием т. е. волевым процессом. Поэтому необходимо уделить внимание столь актуальной теме, как перцептивная сфера подростков с разным уровнем тревожности.

Цель исследования: изучить перцептивную сферу подростков с разным уровнем волевого самоконтроля.

Объект исследования: особенности психики подростков.

Предмет исследования: особенности перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля.

Гипотеза исследования: при разном уровне волевого самоконтроля могут проявляться различия в перцептивной сфере подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития проблемы перцептивной сферы человека в отечественной и зарубежной психологии.

2. Дать психологическую характеристику воли и волевого самоконтроля.

3. Разработать процедуру изучения перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля.

4. Изучить особенности перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статики.

19 стр., 9193 слов

Анализ уровня развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции

... "Человек и мир". Объект исследования - сенсорно-перцептивная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования - возможности коррекции сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью ... - 2009, 583 с. 14. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Л. Пожар - М., 1996. - 350 с. 15. Правко Н ...

Источники: работы отечественных и зарубежных психологов, раскрывающих проблемы перцептивной сферы, особенности волевого самоконтроля (С.Л. Рубинштейн, К. Кэмерер < w/index.php?title=Колин_Кэмерер&action=edit&redlink=1>; Д. Юм, Р. Мэй и др.).

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы: теоретическая значимость курсовой работы состоит в систематизации и обобщении информации, раскрывающей особенности феноменов волевого самоконтроля и перцептивной сферы человека. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что собраны эмпирические данные, характеризующие особенности перцептивной сферы подростков с разным уровнем волевого самоконтроля.

База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ СОШ № 17 п. Подкумок. В исследовании приняло участие 20 человек, в возрасте 14−15 лет.

Структура и объем работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Общий объем курсовой работы составляет 37 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

1.1. Разработка проблемы перцептивной сферы человека

в отечественной и зарубежной психологии

1.1.1. Ощущение как психический процесс

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

9 стр., 4060 слов

Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Нервно-физиологический механизм чувств

... его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется ... связи с активной деятельностью положительных чувств. Положительные чувства повышают работоспособность человека, а отрицательные - снижают ее. Положительные эмоциональные проявления детей надо максимально использовать в ...

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Г. Гельмгольц считал, что ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. На этом основании он называл ощущения «символами», или «знаками», внешних явлений, отказываясь признать их изображениями, или отображениями, этих явлений. Человек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые «элементы мира».

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета.

4 стр., 1872 слов

Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников

... 1) Это возраст около трех лет , когда ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка ( строго по признаку ... с лицами противоположного пола. Требуется современное возрастное сексуальное просвещение подростков. “… если добродетель есть неведение, то все животные - ... : 1. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.,1988 2. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск,1980. 3 ...

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... адекватные формы обучения и воспитания таких детей. Список используемой литературы Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ сред ... взаимоотношениях дефектологом и психологом. Обычно родители при рождении ребёнка оптимистически прогнозируют его будущее, успехи в школе ... метод руководства игрой. Лучше, чтобы сначала ребёнок начинал игру по заданному сценарию с заранее подготовленным текстом ...

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

4 стр., 1771 слов

Список литературы по психодиагностике

... Список рекомендуемой литературы Анн, Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. – СПб. : Речь, 2007. – 220 с. ... . : Речь, 2007. – 206 с. Слободчиков, В. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для ... пруды, 2008. – 32 с. Мурашова, Е. В. Понять ребенка : Психологические проблемы ваших детей / Е. В. Мурашова. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006 ...

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в …

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук / В.Е. Абрамова М., 2001. — 29 с.

2. Авдуевская (Белинская), Е.П., Баклушинский, С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ./ Е.П. Авдуевская (Белинская), С.А. Баклушинский. М., 1995. — С. 118−132.

3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. — 2-е изд., перераб./ В.А. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.

4. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Е.Г. Алексеенкова СПб.: Питер, 2009

5. Алемаскин, М.Л. Воспитательная работа с подростками / М.Л. Алемаскин. М. Знание, 1979. — 42 с.

6. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Метод. рек. / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. — Обнинск: Б.и., 1992. — 22 с.

7. Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков / С.Д. Арзуманян Ереван: Луис, 1980. — 254 с.

8. Арпадьев, Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности /Г. Арпадьев 2000. — № 2. С. 25

9. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Брянцевой, Ю. и Красовского, Б. / Ю. Брянцевой, Б. Красовского М., 1999. — 512 с.

10. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов М., 2000. 189 с.

11. Беличева, С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская педагогика / С.А. Беличева. 1985. № 8. С. 60−63.

12. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. Свердловск. Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. 129 с.

13. Беличева, С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психологический журнал / С.А. Беличева. 1984. Т. 5, № 6. С. 48−54.

14. Бочкарева, Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков / Г. Г. Бочкарева. М. Педагогика. 1972. — С. 239−250.

15. Варга, А.Я., Смехов, В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей / А.Я. Варга, В.А. Смехов. Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 4.

16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. М. ЧеРо. 2009. 213 с.

17. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. СПб. 2009. 302 с.

18. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. СПб. 2011 < список_литературы/10 834/>. 207 с.

19. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. СПб. 2011 < список_литературы/10 914/>. 237 с.

20. Марцинковская, Т.Д. Общая психология / Т.Д. Марцинковская. М. .Академия. 2010 < список_литературы/130 616/>. 281 с.

21. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. СПб. Питер. 2009 < список_литературы/17 285/>. 187 с.

22. Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский. М. Академия. 2009 < список_литературы/133 259/>. 167 с.

23. Прихожан, А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. СПб. 2009 < список_литературы/9389/>. 167 с.

24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб. 2011 < список_литературы/10 916/>. 203 с.

25. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин. М. Академия. 2010 < список_литературы/111 768/>. 211 с.

26. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е.А. Сергиенко. М. Институт психологии РАН. 2010 < список_литературы/129 670/>. 201 с.

27. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов н/Д. Феникс. 2002. 544 с.

28. Шихирев, П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы / П.Н. Шихирев. М. 1985. 183 с.

29. Штейнмец, А.Э. Общая психология / А.Э. Штейнмец. М. Академия. 2010. 211 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector