Особенности временной перспективы профессиональных фотографов

Содержание

Введение

Глава 1. Временная перспектива личности как проблема психологического исследования

.1 Теоретические представления о временной перспективе личности

.2 Факторы формирования временных ориентаций личности

.3 Особенности временной перспективы у различных профессиональных групп

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы личности профессиональных фотографов

.1 Методы и ход исследования

.2 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Время является одним из самых важных ресурсов современной жизни личности. Взаимодействие со временем — фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного (т.е. задаваемого часами), так и субъективного (личные конструкты времени).

Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, т.к. и внешние (природные, социальные, экономические и др.), и внутренние (психические) процессы происходят и разворачиваются во времени.

Временная перспектива выступает в качестве предмета исследования в различных разделах и областях психологии: психологии мотивации, психологии труда, психологии личности, в контексте проблемы профессионального самоопределения и планирования карьеры и др. Актуальность этой темы состоит в необходимости расширения знаний в сфере временной перспективы. На данный момент изучение времени личности переходит и в прикладную сферу. Появилась одна из самых популярных прикладных дисциплин тайм-менеджмент. Это говорит о том, что изучение времени личности требует большего изучения для интегрирования в деятельность. Изучая временные перспективы личности, сопоставляя ее с деятельностью, мы сможем найти закономерности выбора вида деятельности, стиля ее организации, оптимизации этой деятельности во временных аспектах, особенности личности занимающейся определенным видом деятельности. Тем самым, в прикладном смысле сделать вклад в сферу профориентации, карьерного роста и психологии труда.

Для данного исследования была выбрана профессиональная группа фотографов. Основанием для этого были: во-первых, большой рост количества специалистов в этой области и потребности в этих специалистах, а во-вторых, сочетание в этой профессии творческого подхода, технических навыков и предпринимательской ориентации на результат. Перечисленные факторы могут иметь отражение в особенностях временной ориентации испытуемых. А главное, что исследований профессиональной группы фотографов за последние 10 лет обнаружено не было. А это говорит о малой изученности данной группы, что в свою очередь подразумевает потребность в изучении этого элемента социальной действительности.

4 стр., 1567 слов

4. Проблема личности в психологии

... людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества ... сущность совпадает с его сверхъестественной личностью. В эпоху раннего средневековья был период, связанный со схоластическим методом исследования, который можно разделить надвое: ранний ...

Цель: выявить особенности временной перспективы профессиональных фотографов.

Объект: временная перспектива личности

Предмет: временная перспектива личности профессиональных фотографов

Гипотеза: существуют некоторые особенности временной перспективы личности профессиональных фотографов.

Задачи:

. Провести теоретический анализ проблемы временной перспективы личности;

. Рассмотреть факторы формирования временных ориентаций личности;

. Провести эмпирическое исследование особенностей временной перспективы личности профессиональных фотографов.

Методологическую основу данного исследования будут представлять: концепция временной перспективы Ф. Зимбардо, теория поля и модель жизненного пространства К. Левина и деятельностный подход Леонтьева А.Н.

Для реализации цели и задач исследования был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: теоретический анализ, психодиагностические методики (опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI) модификация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной, опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI) модификация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной, методика семантический дифференциал времени (СДВ) разработанная в лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева А.Д. модифицированная Серым А.В., Юпитовым А.В.)

16 стр., 7995 слов

Развитие временной перспективы в раннем юношеском возрасте

... , переживаниям. Важно формирование содержательной, глубокой временной перспективы будущего для полноценного развития личности человека. Результаты подтвердили нашу гипотезу, ориентация на будущее у 9 классов отдаленная, у ...

1. Временная перспектива личности как проблема психологического исследования

.1 Теоретические представления о временной перспективе личности

Само понятие «временная перспектива» исторически претерпело множество интерпретаций и формулировок. Понятие «временной перспективы» стало применяться после публикации Л.К. Фрэнка при описании «жизненного пространства» человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. Он определял временную перспективу как широкую совокупность представлений индивида о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующим в данный момент, как динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее составляют два основных аспекта поведения. Будущее определяется настоящим, настоящее контролируется прошлым, прошлое, таким образом, создает ситуацию, когда будущее связывает ценности прошлого и настоящего. В дальнейшем этот термин своего ученика стал использовать К. Левин, он дал термину следующее, сходное, определение: «существующая в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого». Человек имеет видение не только своего настоящего, но и определенные ожидания, надежды, опасения, желания, отнесенные в будущее. Вместе с тем временная перспектива включает в себя и психологическое прошлое человека. Таким образом, временная перспектива — это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента. Все части, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Впоследствии П. Фресс вводит понятие «временной кругозор личности», который зависит от состояния психологического поля. Другие авторы предлагали вообще отказаться от этого термина и использовать еще более общий термин «личностное время». Тем не менее, в данном исследовании используется понятие «временная перспектива», представляя достаточно интегративный и одновременно структурированный конструкт.

6 стр., 2837 слов

Формирование временного детского коллектива

... развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива ... спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом; – Единые педагогические требования; ... Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект ...

Время не абсолютно, а относительно, и временные характеристики — не внешние для реальности, а выражают внутренние связи событий. Как показал И. Пригожин, понятие о внутреннем (собственном) времени вытекает из неустойчивости движения динамических систем вообще, и из неустойчивости процессов, протекающих в живых системах, в частности. А столкновение разных самоорганизующихся систем есть, прежде всего, столкновение состояний, то есть внутренних системных времён.

Временная перспектива — это представления собственном прошлом и будущем, существующие в одном моменте настоящего.

Временная перспектива связана с тем, как люди распределяют поток жизненного опыта по определенным временным рамкам или временным зонам. Зачастую это происходит бессознательно. Для каждого человека прошлое, настоящее и будущее различны. Различия касаются размера и того, сколько времени люди уделяют размышлению о прошлом, настоящем и будущем.

Можно сказать, что нет теоретического единства в подходе к данной проблеме. Одни исследователи останавливаются на эмоциональной валентности прошлого или будущего, другие на временной доминантности или на пребывании в прошлом или будущем, третьи работают над связностью между прошлым, настоящим и будущим, временной соотнесенностью и другими аспектами временной перспективы.

Временная перспектива — это динамическое базовое свойство человеческого существования. Это своего рода структурный стержень мотивационной сферы личности, на который, образуя систему саморегуляции, нанизаны мотивы, смыслы, ценности личности. Рассмотренная в плане экзистенциальном, т. е. существования, личность есть не некая точка, поставленная в настоящем времени, но некий его эпицентр, к которому она относит (по мере надобности) данные прошлого и будущего, определенным образом соподчиняя и соорганизуя их.

Согласно Ж. Нюттену термин «временная перспектива» относят к трем различным аспектам психологического времени: собственно временная перспектива, временная установка и временная ориентация. Временная установка — это позитивная и негативная настроенность субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Временная ориентация — доминирующая направленность поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Само же понятие временной перспективы Ж. Нюттен рекомендует рассматривать по аналогии с пространственной перспективой. В этом случае, когнитивные репрезентации для временной перспективы становятся тем же самым, что и зрительное восприятие для пространственной. И тогда временную перспективу можно охарактеризовать такими свойствами как протяженность, глубина, насыщенность, структурированность и реалистичность.

6 стр., 2887 слов

Профессиографический подход к формированию качеств личности будущего специалиста

... поддержку - один из способов формирования и развития профессионально важных качеств личности будущего специалиста торговли. Рекомендации Использовать разработанные профессиограммы специалистов торгово-экономического профиля ... и ведения бизнеса; в конъюнктуре рынка, его типах, состоянии и перспективах развития спроса и предложения; в порядке ценообразования, налогообложения; в основных ...

Существует довольно стабильная индивидуальная тенденция акцентировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное «предубеждение». То есть некоторые из людей более ориентированы на будущее, другие более ориентированы на настоящее или на прошлое.

Филипп Зимбардо выделяет два аспекта ориентации на прошлое:

негативное прошлое (прошлое видится неприятным и вызывающим отвращение);

положительные мысли о прошлом (прошлый опыт и времена видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии).

Также выделяют два аспекта ориентации на настоящее:

гедонистическое (полное удовольствия, ценится наслаждение моментом без сожаления о дальнейших последствиях поведения);

фаталистическое (такие люди сильно верят в судьбу, имеют подчиненное отношение к настоящему, в котором, как они верят, невозможны изменения, а также они не могут влиять на события ни настоящего, ни будущего).

Пятый фактор — это ориентация на будущее, характеризующаяся наличием целей и планов на будущее, и поведением, которое направлено на выполнение этих планов и реализацию целей.

10 стр., 4951 слов

Особенности образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением

... сферы личности у молодых людей. Она показала, что лицам с социально-неадаптивными формами поведения присуща аморфность временной перспективы, большая обращенность в прошлое, центрированность на настоящем ... обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым), имеет место и детерминация будущим, т.е. целями и предполагаемыми результатами жизнедеятельности. Такого рода причинные ...

Таким образом, изучение выше указанных временных перспектив (ориентаций) личности, особенно в их взаимосвязи с другими личностными особенностями, может выступить ценным исследовательским подходом, позволяющим оценить культуру личности в её системном, целостном виде. Что в свою очередь говорит о теоретической возможности наличия особенностей временной перспективы в зависимости от профессиональной группы личности.

.2 Факторы формирования временных ориентаций личности

Временная перспектива может также меняться в течение жизни под влиянием различных факторов. Сила их влияния определяется индивидуально для каждой личности, но при этом могут иметься общие закономерности сочетаний этих факторов.

Современные исследователи временной перспективы не могут однозначно выделить группы факторов формирования ввиду того, что в каждом индивидуальном случае развития личности некоторые факторы играют доминирующую роль по отношению к другим. Однако, есть выделение этих факторов по источнику воздействия — внутренние и внешние.

К внутренним факторам будут относиться ценности, убеждения, мировоззрения, настроение, самооценка, смыслы и т. д. Это именно то, что берет начало из самой личности из системы ее смыслов, самосознания и анализа информации через внутреннюю призму мироощущений.

В свою очередь внешние факторы представляют из себя все компоненты окружающей действительности. Это социальное окружение, политическая ситуация, социально-демографическое положение, статус, финансово-экономическое положение, стресс, образование, любые события, воздействие психоактивных веществ и т. д. Можно сказать, что эти факторы являются базисными, так как внешние факторы являются основой так же и внутренним. Так же известно, что внешние факторы подвергаются оценке и обработке со стороны внутренних факторов. Например, один человек оценивает свое социальное положение как благополучное, а другой в виду его ценностей и убеждений, находясь в аналогичной ситуации, оценивает свое положение как неблагоприятное.

6 стр., 2599 слов

Особенности переживания временной перспективы у подростков с девиантным поведением

... переживание прошлого, настоящего и будущего у данных групп подростков различны. На втором этапе исследования была разработана программа коррекции переживания временной перспективы личности подростков с ... особенности переживания временной перспективы у подростков. Во второй главе данной работы представлены результаты исследования особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков ...

И это в свою очередь усложняет задачу определения доминирующего фактора развития временной перспективы в определенном направлении. Потому не стоит особо разделять группы факторов, так как они могут быть теснейшим образом связаны. Следует выделять конкретный фактор и его влияние на формирование временной перспективы.

Некоторые исследователи рассматривают развитие временной перспективы в общем онтогенезе личности. В таком подходе рассматривается, что на определенный этап развития личность сензитивна к конкретным факторам формирования временной перспективы. Обычно эти факторы параллельны общим этапам развития личности. И прохождение каждого этапа находит свое отражение в формировании ориентации во времени, начиная со знакомства понятия «время», заканчивая определением себя на временной шкале человечества. Таким образом, в данном подходе ведущим фактором формирования хронотопа является непосредственное взаимодействие с явлениями времени. Стоить заметить, что любой ребенок изначально имеет временную ориентацию на настоящее.

Можно обсудить влияние отдельных факторов на формировании временной перспективы.

Социальный класс. Люди, принадлежащие к низшим социальным классам, более ориентированы на настоящее. Люди среднего класса более ориентированы на будущее.

Уровень образования. Существует закономерность, что чем выше уровень образования, тем чаще встречается ориентация на будущее и тем сильнее она выражается.

Политическая и экономическая стабильность. Если люди живут в культуре, где существует очень высокий уровень инфляции, то они становятся ориентированными на настоящее. То же самое касается и политической нестабильности: если постоянно происходят политические перевороты, правительство постоянно меняется, то люди перестают быть ориентированными на будущее, их жизнь сосредоточена на выживании здесь и сейчас.

Социальное окружение. Каждый человек имеет схожую временную перспективу с членами ближнего окружения и референтных групп. Вне зависимости от типа самой временной перспективы. Данное влияние происходит за счет усвоения общих ценностей.

Есть исследования говорящие о влиянии географического положения и климата на особенности временной перспективы. Выводы этого исследования были таковы: чем ближе люди живут к экватору, тем больше они ориентированы на настоящее. Это частично объясняется тем, что времена года не сильно отличаются друг друга, всегда тепло, всегда жарко. Но отдаляясь от экватора, уже появляется зима, появляются различные времена года, и это всегда заставляет задумываться о будущем. Итак, чем больше культура окружена сменой сезонов, тем больше среди населения встречается ориентация на будущее.

Применительно к нашей гипотезе факторы формирования временной перспективы фотографов могут быть отражены в подходе к своей деятельности (творчество или работа), выборе жанра и стиля фотосъемки, доходность работы, признание коллег, при этом так же стоит учитывать сам выбор стать профессиональным фотографом. При этом же они могут быть и самими факторами формирования временной ориентации.

1.3 Особенности временной перспективы у различных профессиональных групп

Рассмотрев список наиболее часто проводимых исследований временной перспективы, были замечены области, такие как временная перспектива по возрастным группам, группам психического и соматического здоровья, аддиктивного поведения, социального благополучия и т. д. Среди них встречались исследования временной перспективы профессиональных групп.

В этих исследованиях фигурировали группы юристов, медиков, учителей, военнослужащих, а так же студентов и абитуриентов (будем считать эту группу профессиональной, т.к. в исследованиях рассматривался аспект профессиональной идентификации студентов).

Исследований временной перспективы фотографов обнаружено не было.

В подобных исследованиях основными гипотезами выдвигались представления о том, что особенности временной перспективы зависят от профессиональной принадлежности. В качестве независимой субъектной переменной выступали профессиональная принадлежность у испытуемых. В качестве зависимой переменной — особенности временной перспективы. Выбранные методы схожи с выбранными нами лишь с добавлением методики Коттла.

Вот лишь некоторые выводы по завершению подобных исследований:

Учителя менее ориентированы на стремление к будущим целям, чем стоматологи и юристы.

Юристы, программисты и учителя воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее более цельно и взаимосвязано, чем стоматологи.

Стоматологи более склонны вспоминать свое прошлое в позитивных красках, тепло и сентиментально, чем программисты. Но при этом у них присутствует фаталистическое отношение к будущему и жизни, по сравнению с учителями.

Фактор «Негативное прошлое» выше у группы программистов по сравнению с учителями.

Благодаря тому, что есть удачные исследования профессиональных групп с точки зрения временной перспективы, то можно полагать, что поставленная гипотеза в этом исследовании подтвердится.

2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы личности профессиональных фотографов

.1 Методы и ход исследования

Важным моментом при формировании выборки было определение границ понятия «профессиональный фотограф». Для решения этой проблемы нами были определены критерии профессионального фотографа, которыми являются: наличие профессионального оборудования, образование (индивидуальное обучение, фотокурсы, высшее образование), использование фотодела как способ заработка, участие в профессиональных выставках и конкурсах, имеет признание в профессиональной среде. Итак, считать профессиональным фотографом можно человека, который обладает несколькими из выделенных критериев.

На основании этих критериев, для выявления лиц относящихся к фотоделу как к профессии, была создана анкета (приложение 1), посредствам которой выборка была поделена на две экспериментальные группы: профессиональные фотографы (группа 1) в количестве 25 человек и люди не связанные с фотоделом (группа 2) в количестве 20 человек.

Для исследования временных ориентаций была использована методика Ф. Зимбардо по временной перспективе (- Zimbardo Time Perspective Inventory ZTPI <#"justify">Далее при описании результатов исследования применяются следующие обозначения: Группа 1 — профессиональные фотографы, Группа 2 — люди не связанные с данным ремеслом.

Результаты оценивания прошлого представлены в таблице 1. Таким образом, наблюдаются различия в группах по ряду факторов. В группе 1 показатели по шкалам Эмоциональная окраска времени, Величина времени и Структура времени значительно меньше, чем в группе 2 (почти в два раза каждая).

Это говорит о том, что для людей не являющихся фотографами прошлое имеет большее значение и более ярко выделяется в их ощущениях.

Таблица 1 Результаты по методике семантический дифференциал времени — Прошлое

ШкалаГруппа 1Группа 2Активность времени (АВ)33,6Эмоциональная окраска времени (ЭВ)4,37,1Величина времени (ВВ)3,88Структура времени (СВ)0,31,6Ощущаемость времени (ОВ)0,40,5

Таблица 2 Результаты по методике семантический дифференциал времени — Настоящее

ШкалаГруппа 1Группа 2Активность времени (АВ) 7,34,8Эмоциональная окраска времени (ЭВ)10,410,6Величина времени (ВВ)11,612,2Структура времени (СВ)8,57,5Ощущаемость времени (ОВ)5,64,6

В категории настоящего результаты представлены в таблице 2. Единственное выделяющееся различие наблюдается по показателю Активность времени, где результаты экспериментальной группы больше контрольной. Это говорит о том, что для фотографов настоящее время является более подвижным и динамичным, чем для людей не фотографов. Так же можно заметить, что незначительно, но, тем не менее больше у фотографов показатели Величины времени и Структуры времени. Получается, что настоящее время для группы фотографов является более ощущаемым и динамичным.

Таблица 3 Результаты по методике семантический дифференциал времени — Будущее

ШкалаГруппа 1Группа 2Активность времени (АВ) 73,6Эмоциональная окраска времени (ЭВ)8,13,8Величина времени (ВВ)8,45,3Структура времени (СВ)61,4Ощущаемость времени (ОВ)5,22,3

В таблице 3 представлены результаты категории будущего времени. Здесь результаты по группам испытуемых являются однозначными. По всем показателям в экспериментальной группе результаты значительно выше, чем в контрольной. Таким образом, можно сказать, что для фотографов представления и ощущения будущего наиболее важны и актуальны.

По результатам методики опросника по временной перспективе Ф. Зимбардо можно увидеть, что ярко выраженных различий не выявляется (таблица 4).

Однако, в показателях Будущее и Гедонистическое настоящее в экспериментальной группе результаты немного выше. А, в свою очередь, показатель Фаталистическое настоящее у контрольной группы выше. Еще показатель Негативное прошлое у экспериментальной группы является более низким.

Можно сказать, что по результаты этой методики говорят о том, что для фотографов настоящее больше представлено в гедонистическом направлении, не фаталистичном. Так же фотографам свойственна направленность на будущее и меньшая склонность к переживаниям негативного прошлого по сравнению с контрольной группой.

Таблица 4 Результаты опросника по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI)

ПоказательЭкспериментальная группаКонтрольная группаНегативное прошлое28,432,2Позитивное прошлое28,729,8Гедонистическое настоящее37,235,6Фаталистическое настоящее20,822,6Будущее43,840,3

По результатам методики теста смысложизненных ориентаций (СЖО) были проведены два анализа. Сначала сопоставление показателей групп испытуемых, а затем, было проведено распределение актуальных смысловых состояний в группах.

Результаты испытуемых были переведены из сырых баллов в стенайны. Сопоставляя показатели экспериментальной и контрольной группы по показателям Цель, Процесс, Результат и Общий СЖО, можно увидеть, что все показатели в экспериментальной группе либо намного или чуть выше, чем в контрольной группе (таблица 5).

Особенно заметна разница в показателе Процесс. В интерпретации к нашему исследованию показатель Процесс мы рассматриваем как настоящее время.

Таким образом, по результатам сопоставления показателей методики СЖО можно говорить о преобладании акцента смыслов на настоящем времени у группы фотографов. Все остальные смысловые акценты находятся в равномерном распределении.

Таблица 5 Результаты по тесту СЖО

Показатель (в стенайнах) Экспериментальная группаКонтрольная группацель5,44,8процесс8,65,1результат5,55,2Общий СЖО5,84,9

При анализе процентного распределения смысловых состояний среди испытуемых были подмечены некоторые закономерности (таблица 6).

Для экспериментальной группы распределение типов АСС выглядит так: преобладающим со значительным перевесом является 8 тип АСС (55,5%), на втором месте 1й тип (22,2%), последующие распределения имеют слишком малый процент для значимости.

Для контрольной группы распределение выглядит в таком же порядке, но другой пропорции. На первом месте 8 и 5 тип (31,2%), на втором 1й (25%).

В соответствии с сочетанием показателей по субшкалам 1 (результативность жизни), 2 (удовлетворенность процессом) и 3 (наличие целей) результат относится к определенному типу АСС.

Для контрольной группы распределение выглядит в таком же порядке, но другой пропорции. На первом месте 8 и 5 тип (31,2%), на втором 1й (25%).

В соответствии с сочетанием показателей по субшкалам 1 (результативность жизни), 2 (удовлетворенность процессом) и 3 (наличие целей) результат относится к определенному типу АСС.

Для контрольной группы распределение выглядит в таком же порядке, но другой пропорции. На первом месте 8 и 5 тип (31,2%), на втором 1й (25%).

Таблица 6 Распределение типов АСС среди испытуемых (%)

Типы АССЭкспериментальная группаКонтрольная группа122,2%25%23,7%0%37,4%0%43,7%6,2%53,7%31,263,7%6,2%70%6,2%855,5%31,2%А это значит, что в экспериментальной группе большинство участников имеют высокие результаты в показателях Цели, Результат и Процесс. Восьмой тип смыслового состояния отражает положительный полюс осмысленности. В данном случае все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу.

Другая чуть меньшая часть группы фотографов является обратным по значению типом АСС. Характеризуется он низкими уровнями Цели, Процесса и Результата. Первый тип АСС характеризуется низкими показателями осмысленности прошлого, настоящего и будущего. Характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни, низкая осмысленность своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем и, следовательно, дискретное восприятие своей жизни в целом. Личностные смыслы индивида в подобном случае лишены направленности и временной перспективы. Кроме того, испытуемые данной группы демонстрируют неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, фатализм и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Такая абсолютно полярная ситуация без средних типов может быть объяснена творческой разноплановостью профессии фотографов. Чаще всего творческие профессии приобретают либо для компенсаторных целей (для 1го типа), либо для самоактуализации (8й тип).

В контрольной группе такое распределение имеется не только между 8 и 1 типом, но и 5, который является средним. К пятому типу относятся состояния с выраженной осмысленностью целей и низкими показателями осмысленности настоящего и прошлого. Данный тип характеризует человека как прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

Однако стоит уделить внимание тому факту, что если брать в расчет другие методики, то для экспериментальной группы более свойственен был бы 7 тип. С высоким осознание настоящего и будущего, но с низким ощущением прошлого. Но в итоге при процентном распределении в экспериментальной группе 7 тип оказался с нулевым процентом, т. е. ни один из испытуемых не имел 7 тип АСС. Скорее всего, это может быть связано с тем, что средние числа в показателях прошлого уравняли большой разброс результатов.

По результатам 3 методик были зафиксированы особенности временной перспективы. Как оказалось для группы фотографов наиболее свойственна ориентация на настоящем с тенденцией к ориентации на будущее. Это можно объяснить тем, что фотограф, делая снимок, должен четко ловить момент настоящего для того, чтобы снимок имел удачный контекст и мог передать эмоциональную и смысловую сущность момента. Тенденцию к будущему фотографы имеют на основании того, что чаще всего работа фотографов предполагает сдельную оплату и высокую конкуренцию, т. е. сдельная оплата и наличие конкурентов является мотивирующим фактором для ориентации на будущее (на заработок, на успех, на престиж).

При этом для фотографов влияние прошлого не игнорируется и не исключается, но остается на заднем плане, без акцента смыслов и эмоциональных переживаний. Возможно, испытуемые используют прошлое как эмоциональный балласт для оптимального продвижения в настоящем и будущем, который они готовы сбросить в любой требующийся момент.

Фотографы оценивают свое настоящее как активную динамичную реальность, при этом их взгляд на настоящее имеет больше гедонистический характер, чем фаталистичный. Свое будущее они оценивают так же более эмоционально, динамично и целостно, чем люди, не являющиеся фотографами.

Следует уделить внимание тому факту, что выбор профессии фотографа обуславливается двумя противоположными актуальными смысловыми состояниями. Либо это абсолютно сформированные смысловые системы, либо же наоборот несформированные, хаотичные. Данная тема может стать отдельным вопросом для исследования.

Заключение

Таким образом, по результатам теоретического и эмпирического исследования можно говорить о частичном подтверждении гипотезы. А это значит, что у профессиональной группы фотографов существуют особенности временной перспективы в отношении настоящего и будущего времени с преобладанием над прошлым. Фотографы имеют в своем сознании четкое представление о настоящем и яркие перспективы будущего. Данная закономерность находит свое объяснение в практической деятельности фотографов, что укрепляет результат подтверждения гипотезы.

Важность проведенного исследования отражается в прикладных направлениях психологической работы. Таких как: психология труда, психология творчества, профориентация и помощь в консультировании по вопросам карьерного личностного роста.

Эти знания могут помочь сформировать прикладные техники для творческого развития личности, решения вопросов самоактуализации, программ тайм-менеджмента для отдельной профессии, программ достижения успешной деятельности, обретения профессии, повышении мотивации к труду, повышению квалификации и т. д.

Непосредственно для группы фотографов данное исследование имеет актуальность в вопросах построения баланса творческого и технологического подхода к работе, проникновенности передачи момента съемки на фото, построения плана развития карьеры и т. д.

Факт о частичном подтверждении гипотезы подразумевает большие возможности для изучения этого актуального вопроса в другом ключе.

Дальнейшие исследовании могут вестись по двум направлениям:

Это исследование временной перспективы других актуальных профессиональных групп. Возможно, также проводить сопоставление временной перспективы между фотографами, художниками, дизайнерами, видеооператорами и т. д. Так же можно сопоставлять временные перспективы творческих и нетворческих профессий.

Как второй вариант развития результатов данного исследования можно развить в углублении в вопросе особенностей личности профессиональных фотографов. В этой связи можно будет формировать гипотезы о ценностных, смысловых, когнитивных, эмоциональных, личностных особенностях профессиональных фотографов через призму временной перспективы. Следует увеличить спектр используемых методик. В последующих исследованиях следует увеличить количество выборки.

В последующем анализе можно будет провести разделения по половому, возрастному, жанровому и другим признакам. Это позволит рассмотреть вопрос особенностей временной перспективы более многогранно, учитывая факторы формирования временной перспективы.

Таким образом, перспектива более глубокого исследования данной темы является весьма обширной. Начиная с расширения спектра методик, заканчивая добавлением других профессиональных групп.

В итоге, по завершению работы над данным исследованием открывается перспектива формирования новых гипотез и проведения новых исследований в сфере изучения временной перспективы профессиональных групп.

Список литературы

. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни /К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

2.Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.

3.Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопр. психол. 2000. № 4.

.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.

. Горностай П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности//Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 24- 32.

.Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / [Пер. с англ. О. Гатановой] - СПб.: Речь, 2010. — 352 с.

.Ковалев, В.И. Время деятельности личности как психологическая проблема / В.И. Ковалев// Время деятельности личности: психологические исследования. ЧГУ. — 1991. С. 98

.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 509 с.

.Леонтьев Д.А., Шелобанова, Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57−65.

.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО).

2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

.Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. — 2008. — том 29, № 4. С. 54−65

.Митина О.В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии/О.В. Митина. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.-2008.-№ 4. С. 67−90.

.Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

.Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 186с.

.Серый, А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация)/ А.В. Серый [Электронный ресурс].

.Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика/ А.В. Серый [Электронный ресурс].

.Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С.41−54.

.Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1, C. 101−109

.Штомпель Л.А. Смыслы времени/Л.А. Штомпель. — Ростов-на-Дону. — 2001. — 201с.

Приложение

.Ваш пол

. Ваш возраст

. Образование

. Являетесь ли вы фотографом?

. Стаж в области фотографии (количество лет)

. Наиболее предпочитаемый жанр фотосъемки

. Является ли работа фотографом вашим основным местом работы?

. Оцените от 1 до 10 к какому из понятий ближе ваше отношение к фотоделу 1 -Творчество 10 — Работа

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector