Особенности волевой сферы студентов первого и пятого курсов

Особенности волевой сферы студентов первого и пятого курсов

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования волевой сферы студентов

1.1 Проблема воли в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Особенности волевой сферы студентов

Глава II. Эмпирическое исследование формирования волевой сферы студентов

2.1 Описание методов исследования

2.2 Анализ экспериментальных данных особенностей волевой сферы студентов

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В условиях, проводимых в нашей стране социально-экономических реформ, процесса становления рыночных отношений появляются новые нормы, ценности, правила социального поведения, предъявляются повышенные требования к поведению человека. Волевая сфера достаточно сильно начинает проявляться в студенчестве, и определяет всю успешность личностного и профессионального развития.

Современный специалист-профессионал должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью, целеустремленностью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению цели, то есть у современного человека должны быть сформированы волевые качества его личности. Формирование и развитие такого человека требует организации исследования, направленного на изучения развития волевой сферы личности будущего специалиста в период обучения в вузе. Это позволит повысить уровень подготовленности личности студентов к осуществлению своей будущей профессиональной деятельности.

Понятие воли длительное время являлось одним из основных понятий психологии. В нем генетически связаны многие вопросы, касающиеся формирования и реализации человеческих действий. Проблема воли ясно показывает целостный характер психики человека, когда совсем разные психологические функции связываются в единую систему.

9 стр., 4004 слов

Воля, волевые качества личности

... работы - дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности. ВОЛЯ “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии ... счет повышенной работоспособности и воли. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности ...

Воля признается высшей психической функцией, наряду с другими высшими психическими функциями, такими, как внимание, память, мышление и другие. Воля, как и каждая высшая психическая функция, социальна по происхождению, произвольна и опосредована по способу функционирования и системна по своему строению.

В разные возрастные периоды те или иные волевые качества, во-первых, могут быть сформированы неоднородно, во-вторых, проявляются в поведении не столь однозначно.

Актуальность проблемы формирования волевой сферы студентов 1 и 5 курсов обусловило выбор темы нашего исследования: «Особенности волевой сферы студентов первого и пятого курсов».

Целью курсовой работы является изучение особенностей волевой сферы у студентов на разных курсах обучения.

Объект исследования: волевая сфера студентов.

Предмет исследования: особенности волевой сферы студентов 1 и 5 курсов.

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, волевая сфера развивается в ходе обучения студентов от младших курсов к старшим.

Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи:

Провести анализ теоретических источников по проблеме волевой сферы.

Подобрать диагностические методики и провести исследование.

Выявить особенности формирования волевой сферы у студентов в процессе обучения.

Проанализировать различия в особенностях волевой сферы студентов на разных курсах обучения.

Методами исследования являются следующие:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностический метод.

3. Методы качественной и количественной обработки данных.

Психодиагностический инструментарий

Исследование волевой саморегуляции (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман)

Методика изучения самооценки силы воли (Н.Н. Обозов)

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)».

Методологической основой исследования стали: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.И. Подольский, О.А. Карабанова, В.В. Рубцов).

В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), системный подход (Б.Ф.Ломов), положение о личностном волевом действии (С.Л. Рубинштейн), концепция полуровневого развития личности в онтогенензе (Д.И. Фельдштейн).

Теоретическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.В. Петровского и др.) и зарубежных авторов (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, К. Левин, Н. Ах, Х. Хекхаузен, Э. Толмен и др.).

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при организации работы со студентами младших курсов по формированию волевых качеств.

База исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». В исследовании принимало участие 40 человек, по 20 испытуемых с 1 и 5 курсов.

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

1.1 Проблема воли в зарубежной и отечественной психологии

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема воли относится к числу наиболее дискуссионных не только в отечественной, но и в мировой психологии. В ходе многовековой истории неоднократно менялась научная трактовка понятия воли в философии и психологии.

Общим для многих исследователей является акцентирование внимания на мотивационной составляющей воли. Ссылаясь на ряд исследований в области психологии воли, можно выделить два основных подхода к ее рассмотрению в отечественной и зарубежной психологии: мотивационный и регуляционный.

Таблица 1

Подходы к рассмотрению воли

Подход

Представители

Общая характеристика воли

Мотивационный

Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.В. Петровский, Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, К. Левин, Н. Хекхаузен, Э. Толмен и др.

Подход ориентирован на побудительную функцию и мотивационные составляющие воли

Регуляционный

А. Бен, Т. Рибо, В. Джеймс,

Ч. Шеррингтон, И.М. Сеченов, В.К. Калин, В.И. Селиванов и др.

Воля как особая форма психической регуляции

В отечественной психологии одним из первых ученых, понимавших волю как особую форму психической регуляции, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, осуществляется через работу определенных нервных центров, соединенных с сознательным отражением.

Л.М. Веккер утверждает, что воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. Необходимость волевой регуляции Л.М. Веккер связывает с переводом регуляции на личностный уровень.

В русле регуляционного подхода В.К. Калин рассматривает специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта [9].

В.И. Селиванов в число функций воли справедливо включает регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности. Он определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков [14].

В.К. Калин рассматривает волю как систему механизмов сознания, обеспечивающую самоуправление функциональной структуры психики и уровень ресурсных затрат в деятельности и поведении, в отдельных действиях и поступках [9].

В своих исследованиях Л.И. Божович утверждает, что проблема воли является центральной для психологии личности и ее формирования. Сущность волевого поведения она видит в том, что человек оказывается способным подчинить свое поведение сознательно поставленным целям (принятым намерениям) даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям, когда человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных, но социально важных целей [2].

Представление о воле как о регулируемой во внутреннем плане мотивации было развито и конкретизировано В.А. Иванниковым. Волевым действием он называет действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человеком с намеренно созданным дополнительным побуждением (торможением) к нему. Следовательно, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию. В.А. Иванников выделяет волевую регуляцию как «личностный уровень регуляции побуждения к действию, принятому человеком к исполнению, но лишённому побуждения к нему». Поэтому воля, с его точки зрения, есть «произвольное управление своими побуждениями и смыслами» [7].

Т.Д. Марцинковская определяет волю как способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевые действия, в этом контексте, характеризуются сознанием цели и стремлением к её достижению, а также предварительным представлением о характере самого движения [11].

В рамках советской психологии С.Л. Рубинштейн указывал, что источник воли — в активной стороне потребности, выражаемой в виде влечения, желания или хотения [14].

В зарубежной психологии к мотивационному направлению в определении воли можно отнести эмоциональную теорию воли В. Вундта, считавшего, что простейшим волевым актом является желание или влечение. По его мнению, именно эмоции составляют сущность мотивации. Признавая самостоятельность и независимость воли, В. Вундт, тем не менее, выступал против понимания воли как процесса, отличного от мотивации, когда воля рассматривается как особый процесс, протекающий наряду с мотивацией и не зависящий от нее [3].

Ф.Е. Василюк выходит на обсуждение природы и функций воли. Согласно ему, воля — это «орган» целостной личности человека, его функционирование служит не отдельной деятельности, а «реализации жизненного замысла» [4].

Н.О. Лосский определяет волю как «активность сознания, проявляющуюся в том, что каждое его состояние непосредственно чувствуется как мое, подчиняется моим стремлениям и выражается в чувствовании активности» [2].

К.М. Гуревич называл волевым такое действие, в котором преодолевается аффективно-отрицательное отношение ради эффективно-положительной цели. В волевом действии валентности цели и мотивы противоположны по знаку. К.М. Гуревич указывает на совпадение воли и сознательности и определяет сознательное действие как свободное и целенаправленное, а целенаправленность и свобода являются характерными признаками волевого действия [3; 10].

Исследуя волю, К. Левин видел специфику волевого поведения в возможности встать над силами поля, преодолеть ситуативные побуждения. Необходимо отметить, что со времен К. Левина начался экспериментальный подход к изучению аффективно — потребностной сферы человека, его воли, намерений, стремлений [10].

К аффективно-мотивационным процессам относит волю и Ж. Пиаже, признавая в то же время единство аффективных и когнитивных процессов. Согласно ему, функция воли заключается в усилении слабой, но социально значимой мотивации, что достигается через оценку событий и предвидение будущего, т. е. последствий своих поступков [10].

При рассмотрении различных подходов к проблеме воли и волевого действия возникает вопрос о соотношении данных понятий. Большинство исследователей употребляют эти термины как синонимы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая), однако многие дифференцируют сущность этих понятий [17; 16].

Л.С. Выготский определяет волю как связующее звено между эмоциями и интеллектом, неограниченность желаний и действий, физическую и личностную независимость, синоним свободы [3].

В структуре волевого действия выделяют ряд последовательных этапов (рис.1)

Рис. 1. Этапы волевого действия

Характерная особенность волевой деятельности заключается в том, что волевое действие всегда осуществляет человек как личность. Например, четкое осознание цели и интенсивное стремление к ее достижению означает целеустремленность и настойчивость; та же настойчивость при склонности к постановке объективно неоправданных целей характеризует людей упрямых. Различают также выдержку, решительность, самостоятельность, инициативность, самообладание и другие волевые качества личности.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

сила воли — степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

настойчивость — умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

выдержка — умение сдерживать чувства, мысли, действия;

решительность — умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

смелость — умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

самообладание — умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

обязательность — умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

организованность — рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Еще одним качеством воли является уровень субъективного контроля. Уровень субъективного контроля является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей. Он описывает некоторое обобщенное представление человека о том, что является причиной событий его жизни и кто несет за них ответственность.

Локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом — экстерналы. У каждого человека есть свое место на шкале интернальности — экстернальности. Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы — внешний.

Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Экстерналы считают ответственными за все, что происходит с ними в жизни, других людей или внешние обстоятельства.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Таким образом, анализ литературных источников по проблеме воли в отечественной и зарубежной психологии позволяет сделать следующие выводы:

1. В современной психологической науке выделяются два основных подхода к рассмотрению воли: мотивационный и регуляционный.

Мотивационный подход ориентирован на побудительной функции воли и делает акцент на ее мотивационной составляющей. Регуляционный подход наряду с содержательной выделяет еще динамическую сторону воли, реализуемую по средством волевого усилия;

2. Важное значение имеют содержательная и динамическая стороны волевой саморегуляции личности;

3. Традиционное направление в изучении воли служит базой для возникновения и развития в отечественной психологии современных тенденций в изучении воли, к числу которых прежде всего следует отнести тенденцию рассматривать волевую саморегуляцию как составную часть произвольного управления и тенденцию обязательного учета при исследовании волевой саморегуляции возможностей самоконтроля поведения и деятельности личности.

Исходя из анализа определений воли в трудах зарубежных и отечественных психологов, мы рассматриваем волю как свойство психики человека, которое позволяет ему контролировать свою деятельность и, активно управляя ею, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению сознательно поставленной цели.

1.2 Особенности волевой сферы студентов

Как справедливо отметил Б.Г. Ананьев, студенческий возраст — центральный этап становления личности и период наиболее активного самосознания, нравственных и этических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным набором функций взрослого человека (Ананьев Б.Г.).

И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенчества, отличающие от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активности, и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости (Зимняя И.А.).

Так же выделяют поиска смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям (В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев, И.С. Кон), стремление к самостоятельности, независимости (Г.С. Абрамова, Э. Коуэн, А.В. Толстых, Т.Р. Шишигина) как основные качественные характеристики студенчества.

Интерес к изучению волевой сферы в период обучения в вузе вызван тем, что студенчество и сам процесс обучения в вузе, заставляет молодых людей выдерживать достаточно большие нагрузки. В студенческом возрасте сама специфика деятельности влияет на предъявление требований к развитию уровня сформированности волевой сферы. Это вызвано тем, что молодые люди в большей степени включены в процесс индивидуализации как единого потока процессов социализации и индивидуализации (Д.И. Фельдштейн), они включены в целенаправленно организованную самостоятельную деятельность.

Попытки изучать проблему личностного развития студентов предпринимались многими отечественными исследователями, такими как Дзутгоева М.Г., А.И. Дмитриева, В.Т. Лисовский, А.А. Еромасова, И.А. Монахова, Н.И. Протасова, Б.В. Кайгородов.

Проблематика психологических исследований студенчества также весьма обширна. Но, надо отметить, недостаточно исследований посвящено изучению волевой сферы личности студента (Г.Ш. Габдреева, Р.Б.Карамуратова).

Студенчество -- это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
Если изучить студента как личность, то возраст 18−20 лет -- это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

Исследователи достаточно емко исследуют волю в зависимости от профессиональной направленности человека, но мало исследований посвящено изучению развития воли в процессе подготовки специалистов в определении факторов, влияющих на это развитие.

Исследователей интересуют разные вопросы: психология усвоения знаний, психологические основы воспитания, быт, отдых студентов и т. д., но названные вопросы не всегда анализируются в контексте психологии воли.

Вместе с тем, на сегодняшний день недостаточно исследована проблема содержания и условий развития волевой сферы студентов. Подобное положение предполагает, во-первых, переосмысление некоторых компонентов педагогического процесса, тенденций профессионального развития и основных параметров сформированности волевой сферы выпускников вузов, что актуализирует проблему изучения волевой сферы студентов как фактора их оптимального профессионального становления и развития, во-вторых, найти оптимум в развитии воли, позволяющий адекватно решать задачи профессионального становления и развития студентов.

Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией -- с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности.
Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт -- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.О. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются качества, такие как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Требования нашего общества к активности личности и коллектива выражены нормами морали. Эти нормы определяют направление, в котором должна развиваться социальная активность личности. Из них главным является добросовестное отношение к труду и мера трудового вклада каждого в общественное производство, культуру, в работу общественных организаций, в развитие своей личности.

Студент поставлен в условия, когда его социальная активность должна проявляться не только в учебной и научной деятельности, но так же в производственной, общественной и культурной. Студент должен, как и всякий человек, постоянно заниматься бытовой деятельностью, чтобы удовлетворить свои естественные потребности.

Уже одно включение в эту сложную структуру деятельности составляет для студента серьезное испытание для воли. Преодолевают быстрее трудности те, которые обладают не только высоким сознанием общественного долга, но социальным опытом, организованностью, деловитостью, упорством. В тяжелом положении оказываются слабовольные, не приспособленные к жизни юноши и девушки.

Все возрастающие требования к академической подготовке будущих специалистов постоянно побуждают студентов к сосредоточению своей активности только на учебной деятельности. Это стремление подкрепляет и предыдущий опыт, поскольку в общеобразовательной школе на трудовое воспитание обращается недостаточно внимания.

Активность, как общий запас душевных сил и возможностей личности, имеет свои пределы. Личность расходует эту активность избирательно («Не на все хватит времени и энергии»).

По тому, какую деятельность избирает личность для приложения своей активности, мы судим о ее направленности, мотивах, интересах.

Каждый студент хорошо знает, какие требования предъявляет ему общество, высоко оценивает объективное значение каждого вида деятельности в подготовке специалиста. Но субъективный смысл, который он вкладывает в ту или иную работу, часто не согласуется с объективным значением. Слабоуспевающий студент расточительно расходует время и энергию на занятия в спортивной секции, но совершенно равнодушен к активизации учебной работы, и чем он объективно больше всего нуждается. Отличник, увлеченный научной работой, не находит времени для выполнения несложного общественного поручения, хотя без колебания тратит десятки часов для подыскания каких-либо деталей для спроектированного им прибора.

Значение доминирующих интересов исключительно важно для формирования личности будущего специалиста. В любом деле, в состоянии увлеченности человек добивается наибольшего успеха, проявляет творчество и одновременно закаляет свою волю, упорство в достижении цели. Студент, у которого еще не сформировалось ведущего интереса, представляет собой аморфную личность. Как правило, это малоактивный студент, выполняющий без огонька и вполне посредственно «все, что положено».

Психологически студент, как и всякая личность, руководствуется в своей деятельности мотивами долженствования и желания. Для передового человека выполнение не интересной для него лично, но нужной для общества деятельности составляет приятный долг, приносит моральное удовлетворение. Но чтобы это стало психологической реальностью, необходима высокая степень воспитанности личности, ее общественного сознания.

Власть человека над самим собой не следует понимать как только силовое самопринуждение. Функции воли не ограничиваются тем, что какие-то движения и процессы надо только ускорять и усиливать, сознательное замедление и ослабление там, где это — это тоже проявление волевой саморегуляции. Для успешного выполнения деятельности человеку важно научиться управлять как напряжением, так и релаксацией.

Развитию всесторонней волевой саморегуляции в огромной степени помогает переключение с умственной работы на физическую.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: осознание цели и стремление достичь ее; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения; преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Таким образом, формирование воли неразрывно связано со всем развитием личности, тесно с мотивами поведения. Для студентов характерно интенсивное развитие волевых свойств и относительная завершенность их формирования. Волевые свойства становятся компонентами и чертами характера личности. Но какие волевые свойства и на какой стадии завершенности включаются в структуру характера личности, зависит от многих обстоятельств, в том числе от исхода предыдущего самоопределения, условий развития и воспитания, самовоспитания, типологических особенностей. Во всяком случае в поведении студентов проявляется уже стойкая стереотипность в распределении волевых усилий в соответствии с идеалами, доминирующими интересами.

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРВАНИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

2.1 Описание методов исследования

С целью изучения процесса формирования волевой сферы студентов психологов мы провели экспериментальное исследование на базе ФГБОУ Шадринского государственного педагогического института

В нашем исследовании было задействовано 40 испытуемых по 20 студентов с 1 и 5 курсов.

В исследовании мы применяли методику «Когнитивной ориентации (локус контроля)»; исследование волевой саморегуляции А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдман; методику изучения самооценки силы воли Н.Н. Обозова.

В методике «Изучения силы воли Н.Н. Обозова» мы определяли характеристики проявления силы воли у студентов (сила воли слабая, средняя и большая).

Испытуемым предлагалось ответить на 15 вопросов «да», «нет», «не знаю» или «случается». После того, как испытуемые ответят, экспериментатор собирает бланки. Подсчитывается сумма баллов и соотносится с критериями теста.

В методике «Исследования волевой саморегуляции А.Г. Зверкова, Е.В.Эйдмана» мы исследовали волевую саморегуляцию личности студентов. Студентам предлагалось 30 утверждений, прочитать каждое и решить, верно или неверно данное утверждение по отношению к ним. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения ставится знак «плюс», а если неверно, то «минус». Необходимо определить величины индексов волевой саморегуляции по пунктам «общей шкалы» (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» ©. Нужно подсчитать сумму баллов, полученной при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы. Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средним значением каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания.

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» позволяет определить, на что возлагает человек ответственность за события в своей жизни. Опросник содержит 32 пункта, построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений. Из каждой пары нужно выбрать одно высказывание, с которым испытуемый больше согласен, и отметить соответствующую ему букву на бланке ответов.

воля студент саморегуляция самооценка

2.2 Анализ экспериментальных данных особенностей волевой сферы студентов

С целью изучения волевой саморегуляции студентов и соотношения результатов мы провели методику «Исследование волевой саморегуляции» А.Г. Зверкова, Е.В. Эйдмана. Анализ результатов исследования свидетельствует о существовании различий в соотношении типов волевой саморегуляции. Так же различным является и преобладающий на каждом курсе тип волевой саморегуляции. Полученные данные приведены на гистограммах 1 и 2.

Гистограмма 1

Процентное соотношение волевой саморегуляции студентов 1 курса

Гистограмма 2

Процентное соотношение волевой саморегуляции студентов 5 курса

Данные гистограмм свидетельствуют о том, что у большинства студентов первого курса преобладает высокий уровень по шкале «самообладания» (60%), а у студентов пятого курса — (65%).

Высокий тип по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Им свойственно внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного.

Низкий балл набирают люди, у которых выражена спонтанность, импульсивность, обидчивость.

Так же у студентов первого курса наблюдается высокий уровень по «общей шкале» (45%), а у студентов пятого курса — (65%).

Высокий балл по этой шкале характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

Низкий балл по «общей шкале» наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе.

По шкале «настойчивость» у студентов первого курса наблюдается высокий балл (45%), у пятого курса (70%).

Высокий балл характерен для людей деятельных, работоспособных, активно стремящихся к выполнению намеченного. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения.

С помощью методики «Изучения самооценки силы воли» мы изучали обобщенные характеристики проявления силы воли. Сопоставление средних результатов силы воли на разных курсах можно представить в Таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица данных по результатам исследования самооценки силы воли на разных курсах

Номер курса

Показатели методики

Сила воли большая

Сила воли средняя

Сила воли слабая

1 курс

15%

85%

0%

5 курс

40%

60%

0%

С помощью Методики «Когнитивная ориентация (локус контроля)» мы определяли, на что возлагает человек ответственность за события в своей жизни. Данные, полученные в ходе исследования, можно отобразить в гистограмме 3.

Гистограмма 3

Процентное соотношение показателей локуса контроля на 1 и 5 курсах

У студентов первого и пятого курсов преобладают интернальные альтернативы. Интерналы считают себя ответственными за все происходящее с ними. Они склонны в большей степени анализировать свои поступки и отличаются терпимостью и самостоятельностью. Экстерналы считают ответственными за все, что происходит с ними в жизни, других людей или внешние обстоятельства. По их мнению неудачи зависят от невезения, стечения обстоятельств или влияния других людей.

Чтобы проверить достоверность различий средних значений по методикам, мы использовали критерий Угловое преобразование Фишера. Результаты можно проследить в таблице 3.

Таблица 3

Сводная таблица данных показателей воли на разных курсах

Показатели методик

Волевая саморегуляция

Самооценка силы воли

Локус контроля

Общая шкала

Настойчивость

Самообладание

высокий

средний

Интернальные альтернативы

Экстернальные альтернативы

0,345

0,42

0

1,51

2,28

0,58

0,157

Анализ данных значений типа воли на каждом курсе обучения свидетельствует о том, что у студентов за время обучения не происходит значительных изменений в волевой саморегуляции, а именно незначительное увеличение количества настойчивости, самообладания, так же незначительно изменяется локус контроля. Исключение составляет средний уровень по методике изучения самооценки силы воли, в котором обнаруживаются статистически значимые различия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами были получены данные, позволяющие выявить особенности формирования волевой сферы у студентов психологов в процессе обучения.

Проведя анализ теоретических источников по проблеме волевой сферы, можно сделать следующие выводы:

1. В современной психологической науке выделяются два основных подхода к рассмотрению воли: мотивационный и регуляционный.

Мотивационный подход ориентирован на побудительной функции воли и делает акцент на ее мотивационной составляющей. Регуляционный подход наряду с содержательной выделяет еще динамическую сторону воли, реализуемую по средством волевого усилия;

2. Важное значение имеют содержательная и динамическая стороны волевой саморегуляции личности;

3. Традиционное направление в изучении воли служит базой для возникновения и развития в отечественной психологии современных тенденций в изучении воли, к числу которых прежде всего следует отнести тенденцию рассматривать волевую саморегуляцию как составную часть произвольного управления и тенденцию обязательного учета при исследовании волевой саморегуляции возможностей самоконтроля, поведения и деятельности личности.

Исходя из анализа определений воли в трудах зарубежных и отечественных психологов, мы рассматриваем волю как свойство психики человека, которое позволяет ему контролировать свою деятельность и, активно управляя ею, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению сознательно поставленной цели.

Количественно — качественный и статистический анализ проведенного экспериментального исследования позволяет говорить о том, что за время вузовского обучения в волевой сфере студентов не происходит значительных изменений. Статистически значимый показатель наблюдается в среднем уровне самооценки силы воли.

Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, но гипотеза не нашла своего подтверждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — 2011. — 288 с.

Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. [Текст] / Л. С. Выготский. — М., 1984. — 432 с.

Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Е. Ф. Василюк. — М.: Издательство МГУ, 1984. — 200 с.

Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. — М.: Смысл, 2008. — 685 с.

Психология: Учебник для студентов средних учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 464 с.

Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В. А. Иванников. — Питер, 2006. — 208 с.

Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.

Калин, В. К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. Докт. Дисс. [Текст] / В. К. Калин. — Тбилиси, 1989. — 36 с .

Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2010. — 583 с.

Марцинковская, Т. Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Т. Д. Марцинковская. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 544 с.

Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. — 687 с.

Нуркова, В. В., Березанская, Н. Б. Психология: Учебник [Текст] / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — М.: Высшее образование, 2007. — 484 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2011. — 705 с.

Селиванов, В. И. Терминологический минимум основных понятий воли [Текст] / В. И. Селиванов. — Рязань, 1992. — 286 с.

Столяренко, Л. Д. Психология: Учебник для вузов [Текст] / Л. Д. Столяренко. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

Психология: Учебник для педагогических вузов [Текст] / Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Юрайт — Издат, 2005. — 606 с.

Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. — М.: Смысл, 2009. — 413 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector