Особенности архетипичекой идентичности у мальчиков и девочек младших классов

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования 5

1.1. Понятие архетипа, его роль в самосознании личности 5

1.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте 15

1.3. Роль архетипов в воспитательном процессе 21

Глава 2. Исследование ведущего архетипа у детей дошкольного возраста 25

2.1. Организация исследования 25

2.2. Результаты исследования 27

Заключение 32

Список литературы 35

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что современные условия развития общества оказывают существенное влияние на личность и вызывают необходимость более требовательно подходить к формированию, изучению и сохранению духовных ценностей, реализующих в поведении личности универсальные модели — архетипы.

Термин «архетип» был включен в психологию К.Г. Юнгом с середины XX века. Он рассматривал его как первичный фактор, реализовывающий универсальные модели восприятия, мышления и поведения. С точки зрения автора, архетип обозначает всечеловеческие предрасположенности к восприятию и оцениванию значимых фактов внешнего мира и внутреннего мира личности.

Сейчас проблемой архетипической идентичности, в частности — ее гендерным аспектом, занимается группа ученых О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкин, Ю.М. Перевозкина. В ходе исследований они пришли к выводу, что архетипы женского позитивного начала обладают такими характеристиками как красота, забота, нежность, доброта. Негативный аспект отличает злость, мудрость, старость. Архетипы мужского позитивного начала включают силу, ум, справедливость, красоту, храбрость; негативное начало — мудрость, силу, злость, хитрость, коварность. Архетип самости: позитивный аспект — веселый, милый, беззаботный; негативный аспект — хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный.

Работы указанных авторов посвящены изучению архетипической идентичности, начиная с подросткового возраста.

Новизна нашего исследования состоит в рассмотрении более раннего возраста — дошкольного.

Цель работы: исследовать особенности архетипической идентичности детей дошкольного возраста.

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

31. Периодизация психического развития. Психологический возраст личности. Понятие возраста в психологии Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст- совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п ...

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие архетипа, его роль в самосознании личности;

2. Выявить особенности развития самосознания в дошкольном возрасте;

3. Изучить роль архетипов в воспитательном процессе;

4. Выполнить исследование ведущего архетипа у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, интервью.

Выборка исследования: 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 5-6 лет.

Методологическую основу исследования составили представления О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкина, Ю.М. Перевозкиной о характеристиках архетипов.

Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования

1.1. Понятие архетипа, его роль в самосознании личности

Изучению компонентов самосознания и категории «Я» способствовала разработка методологических основ психосемантики сознания, взаимообусловленности значений и личностных смыслов, социальной ситуации развития (Б. Г. Анань­ев, Л. С. Выготский, А. Е. Леонтьев).

Важным для понятия сущнос­ти Я-концепции является теория индивидуальности Б. Г. Ананьева, в рамках которой человеческая индивидуальность рассматривается с точки зрения уровневого строения и взаимосвязанности ее свойств (личность, индивид, субъект).

В процессе включения индивида в систему социальных взаимодействий возникает самосознание и его особый продукт — понятие «Я». В описании этой категории используется «поуровневый» подход к личности: индивид-субъ­ект-личность (Ш. А. Надирашвили), индивид-личность (А. Н. Леонтьев), индивид-субъект-личность-инди­видуальность-универсум (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков), индивид-личность-индивидуальность (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).

Каждый индивид может определить самого себя как особое человеческое существо, которое характеризуется определенным набором качеств — именно так рассматривает Я-концепцию Т. Шибутани. Из этого определения следует, что каждый обладает относительно-устойчивой Я-концепцией, знает о существовании других людей, похожих на него в какой-то степени, но, тем не менее, считает себя неповторимым индивидом. Более того, относясь к себе даже как к «среднему» представителю рода человеческого, осознает, что такого же, как он, не существовало раньше, и не появится в будущем.

3 стр., 1105 слов

Кейс № 32 Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального» в контексте гуманистических представлений о личности.

Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». Индивид- человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению со взрослыми он постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих ее потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т. ...

Любой человек способен вообразить, что он делает, делал в прошлом, и будет совершать в будущем, он может реагировать на свое собственное воображение. Следовательно, понятие «Я-концепция» и «Я-образ» относится не к частям человеческого тела, а к определенным закономерностям в поведении индивида.

Мир каждого из нас сконцентрирован вокруг собственной персоны. При принятии решений или рассуждая о чем-либо, даже человек, совершенно лишенный эгоизма, зачастую именно себя принимает за точку отсчета. Каждый способен узнавать свои собственные устремления, переживания, страхи, разочарования и отличать их от подобных эмоциональных проявлений у других людей.

Ощущение индивидом своей определенности создается непрерывностью его переживания во времени. Поминания о прошлом, от которых невозможно избавиться, надежды на будущее. Поскольку эти переживания непрерывны, то они дают возможность каждому человеку интегрировать их в единое целое, а данная целостность в большинстве случаев, разрушается только смертью.

По мнению Т. Шибутани, органическим основами Я-концепции выступает связь между его телом и ощущением его индивидуальности.

И. С. Кон, исследуя «Я», отмечал, что оно состоит из слоев, имеет иерархичную систему. Нижние слои — неосознанные, представленные в переживании, установки, которые ассоциируются с самочувствием и отношением к самому себе. Выше расположены осознание и самооценка отдельных качеств, которые складываются в образ. И наконец, «Образ-Я», который вписывается в ценностную ориентацию.

Он пришел к пониманию социальной природы «Я» через изучение проблемы «самости», отмечая, что вместе с природными, теле­сными компонентами, к осознанию которых индивид приходит «из­нутри», «самость» содержит социальные компоненты, источником которых является его взаимодействие с другими людьми.

6 стр., 2713 слов

Психоаналитические концепции человека(Фрейд, Юнг, Фромм)

... включает и социальные моменты. Одной из главных черт аналитической психологии К. Юнга, наряду с архетипами, различием индивидуального и коллективного бессознательного, является выделение психологических ... энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению ...

Исследование К.Г. Юнгом природы бессознательного, демонстрирует наличие в структуре личности пласта коллективного бессознательного, которое, по мнению автора, состоит из архетипов — первоначальных образов. К.Г. Юнг выделяет несколько архетипов, основными из которых являются: Эго, Персона, Сэлф, Тень, Мудрый старец, Божественный младенец, Герой, Великая Мать, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Классификацию архетипов автор подкрепляет материалами мифов и сказок народов мира, отмечая биполярность архетипичных образов. Обзор работ, ранее осуществленный авторами настоящей статьи [3], показал, что идеи К. Г. Юнга были использованы в работах ряда авторов, которые использовали аналитические методы для осмысления человеческой индивидуальности и построения типологической модели архетипов.

В каждом индивиде, по мнению К.Г. Юнга присутствуют архетипы, в так называемом латентном состоянии, вместе с тем, один или несколько архетипов могут оказывать доминирующее воздействие на личность. Под доминированием архетипа К.Г. Юнг понимает прорыв аффективно заряженного содержания бессознательного в сознание, в то же время смысловое содержание не осознается индивидом, вследствие эмоционального запрета. При этом все интересы человека, подверженного влиянию архетипа связаны исключительно с этим комплексом: «…психическая энергия целиком уходит на обслуживание комплекса в ущерб остальному психическому материалу…».

Анализируя поведение животных, большинство специалистов приходит к выводу, что инстинкты выступают совокупностью сформированных в процессе развития данного вида наследственных реакций, составляющих основу его жизнедеятельности. Без сомнения, человек как природное существо от рождения имеет необходимые для жизни биологические предпосылки. Однако принципы его жизнедеятельности существенно отличаются от животных. В чем же состоят признаки специфически человеческого бытия? Исходя из концепции К. Юнга, можно утверждать, что архетипы представляют собой типичные способы поведения, которые осознаются и оборачиваются представлениями, как и вообще все, что происходит в сознании. Они — свойства изменчивых инстинктов и носители определенного энергетического действия.

Исходя из того, что человек всегда представляет собой становящуюся систему, архетипы, по нашему мнению, следует рассматривать как способы существования инстинктов именно на уровне человеческого. Юнг, однако, допускает возможность лишь ограниченного использования понятия «инстинкт», что предполагает рассмотрение сугубо биологического аспекта поведения, отношений со средой. И вообще, биологизм, по его мнению, не позволяет определить специфику человека как творца, а потому «архетип» не может быть сведен только к природным аспектам организации индивидуальной жизни человечества, которая ими не исчерпывается, а наоборот, только начинается.

8 стр., 3666 слов

Аналитическая психология Юнга

... к половым железам». Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в глубинной психологии, психотерапии и психоанализе. Он ... была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. 3.2 Архетипы Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных ...

Становление юнгианского варианта психоанализа проходило сложным и противоречивым путем. В своих ранних работах К. Юнг акцентирует внимание на тождественности понятий «инстинкт» и «архетип»: «коллективное бессознательное состоит из суммы инстинктов и их коррелятов, архетипов», — отдавая, таким образом, дань довольно распространенной в науке тенденции, придающей инстинктам исключительное, первостепенное значение в жизни человека и человечества. Но позже Юнг обосновывает положение о том, что архетипы фактически не являются производными от инстинктов, а выполняют самостоятельную функцию регуляции сверхбиологической жизни человека, что……..

Список литературы

1. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика фоносемантических характеристик в зависимости от доминирующего архетипа // Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. — 339с.

2. Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Перевозкина С.Б., Перевозкин С.Б., Рюмина Т.В. Особенности выраженности архетипов и эмоциональные характеристики личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 39-42.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.

4. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В.Шороховой. — М.: Наука, 1969.

5. Архетипы Юнга как логическая система. URL: Homepage/Jungarch.htm.

6. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. — Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

8. Давыденко Е.А. Феномен архетипа в контексте воспитательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 8. С. 52-54.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

9. Данченко А. А. Превентивная функция российского права : автореф. URL: tgpkursov/299-funkcii-prava.html.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.

11. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.

12. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. URL arc.htm.

13. Крайг Г. Психология развития. — СПб: Питер; 2000.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.

15. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

16. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М., 1980.

17. Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М., 1980.

18. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. СПб.: Ювен-та, 1996. С.158.

19. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

20. Платонов К. К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.

21. Развитие личности ребенка / Пер. с англ./ общ. ред. А.М. Фонарева. — М., Прогресс.1987.

22. Росийская педагогическая энциклопедия URL: http//www.gumer.info/ bibliotekBuks/ Pedagog/ russpenc/index.php

23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.

25. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. С.58, 74-75.

26. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989

27. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977

28. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

30. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / пер. с англ. А.А. Спектор. — Минск, 2004.

31. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994. С.67.

32. Юнг К.Г. Попытка психологического истолкования догмата Троицы // Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову. М.: Канон, 1995. С.85.

33. Юнг К.Г. Психология. Dementia praecox / пер. Т.Э. Гусакова. — Минск, 2003.

9 стр., 4223 слов

Психоанализ о личности

21 Московский социально-педагогический институт Реферат по психологии человека Психоанализ о личности Москва 2009 План 1. Понятие личности в психологии 2. Классификация теорий личности 3. Теория личности З. Фрейда 4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда 5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа 6. Поспорим с Фрейдом! 7. Значение теории З. Фрейда 8. Теория З. ...

34. Jos? Ferrater Mora. El ser y la muerte. Bosquijo de filosof?a integracionista. Barselona: PLANETA-AGOSTINI, 1986. 216 p.

35. Jung C.G. The Structure and Dynamics of the Psyche Collected Works. Vol. 8. New York and London, 1960. Р.338.