Опыт работы психологов по применению в работе компетенций

Курсовая работа

Опыт работы психологов по применению в работе компетенций

Оглавление

Введение

Глава 1. Описание компетенции ОК-1

Глава 2. Описание компетенции ОК-10

Глава 3. Описание компетенции ОПК-8

Глава 4. Описание компетенции ПКПП-5

Глава 5. Описание компетенции ПКСПП-3

Глава 6. Описание компетенции ПКСП-5

Глава 7. Описание компетенции ПКНО-1

Заключение

Список литературы

Введение

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях экономики знаний (И.Фрумин).

Основными характеристиками экономики знаний являются следующие: обучение как создание знаний на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации; обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем; своевременное и актуальное обучение вместо обучения на всякий случай, вдруг понадобится в будущем; применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию; организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).

9 стр., 4101 слов

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы в работе над изложением"

... взаимодействия с окружающими. В методике обучения русскому языку коммуникативная компетенция ? это «знания, умения и навыки, необходимые для ... , 1978. ? 286 с. 39. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. ? М., 1990. ? 176 с ... …..34 Выводы по первой главе…………………………………..………………. ......42 Глава 2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в работе ...

Цель данной работы — анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

Объект — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

Предмет — конкретные анализируемые компетенции стандарта: ОК-1, ОК-10, ОПК-8, ПКПП-5, ПКСПП-3, ПКСП-5, ПКНО-1.

Задачи:

. Раскрыть суть каждой анализируемой компетенции.

. Описать значимость конкретной компетенции при получении образования по профилю «Психолог образования».

. Рассмотреть, на каких учебных дисциплинах может быть сформирована конкретная компетенция, сколько всего часов посвящено изучению данной дисциплины.

. Раскрыть опыт работы психологов по каждой компетенции.

. Представить планируемые уровни сформированности компетенции — на пороговом уровне и на повышенном уровне.

Курсовая работа состоит из введения, семи глав, каждая из которых посвящена определенной компетенции, заключения и списка литературы.

9 стр., 4021 слов

Особенности компетенций психологов образования

... Компетенция ПКД-4 Компетенция ПКД-4 - это профессиональная компетенция в образовательной деятельности в дошкольном образовании: «готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников ... социальным и экономическим положением, успешным продвижении в обучении, в принятии школьных правил; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Данная компетенция ...

Глава 1. Описание компетенции ОК-1

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК).

Под общекультурными компетенциями понимается способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

Под компетенцией ОК-1 «способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды» мы понимаем способность к профессиональной деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для приобретения репертуара личностных, социальных и профессионалах компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется: необходимостью подготовки выпускников к решению профессиональных проблем и типичных социальных и профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности, используя основные законы развития современной социальной и культурной среды.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1 у студентов-выпускников вуза:

Пороговый уровень:

— знает спектр основных законов развития современной социальной и культурной среды;

8 стр., 3906 слов

Преодоление барьеров профессионального развития личности

... , препятствующих конструктивному способу преодоления барьеров профессионального развития. 4. Овладеть переходом от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к ...

— владеет алгоритмом решения социальных и профессиональной задачи;

— понимает этапы конструирования и решения социальной и профессиональной задачи, критерии оценки процесса конструирования.

Повышенный уровень:

— способен интегрировать знания гуманитарных, социальных и экономических наук в решении социальных и профессиональных задач;

— может успешно решать социальные и профессиональные задачи конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения, в соответствующей предметной области;

— умеет осуществлять анализ своей деятельности при решении социальных и профессиональных задач с использованием основных законов развития современной социальной и культурной среды.

Компетенция ОК-1, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.1, Б.2 и Б.3, а именно такие дисциплины как:

история — всего 108 ч.;

философия — всего 108 ч.;

культура и межкультурное взаимодействие в современном мире — всего 72 ч.;

конфликтология — всего 72 ч.;

современные информационные технологии — всего 72 ч.;

практикум по современным информационным технологиям — всего 72 ч.;

теория обучения и воспитания — всего 108 ч.;

история педагогики и образования — всего 72 ч.;

поликультурное образование — всего 72 ч.;

психология развития — всего 108 ч.;

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д ... внешние положительные и внешние отрицательные. Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале ...

психология детей младшего школьного возраста — всего 72 ч.;

психология подросткового возраста — всего 72 ч. и др. дисциплины.

Опыт психологов по применению данной компетенции может быть отражен в любой деятельности психолога образования, так как в любой деятельности (например, диагностической, коррекционно-развивающей и т. д.) психолог образования обращается в основным законам развития современной социальной и культурной среды.

Глава 2. Описание компетенции ОК-10

Под компетенцией ОК-10 «владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» понимается способность и готовность выпускника формировать навыки здорового образа жизни для укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников способных следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих, имеющих устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщенных к физической активности и здоровому образу жизни.

Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:

основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

человек в чрезвычайных ситуациях в условиях Забайкалья;

организация детского отдыха;

физическая культура;

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно — управленческой деятельности Выпускная квалификационная работа

... необходимость проведения анализа существующих этапов формирования и развития профессиональных компетенций в области организационно – управленческой деятельности муниципальных служащих. Все существующие взгляды на природу ... резерва может быть любой гражданин России, имеющий соответствующее образование, практический опыт, профессиональные, деловые, личностные и морально-этические качества, необходимые ...

учебная и производственная практики.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1 у студентов-выпускников вуза: Пороговый уровень:

— знает методы эффективного физического воспитания и укрепления здоровья с помощью физических упражнений, способствующие повышению адаптационных резервов организма;

место и значение физических упражнений в системе физического воспитания и спорта, технику их выполнения;

методы и средства для развития физических качеств;

— умеет формировать навыки здорового образа жизни и безопасной среды с учетом требований гигиены и охраны труда;

— использовать методы физического воспитания для достижения должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

владеет методиками самооценки работоспособности и применения средств физической культуры и спорта;

— основами методики самомассажа;

навыками формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности с целью оздоровления и физического совершенствования.

Опыт работы психологов по применению данной компетенции мы встречаем в статье «Как психолог психологу» («Школьный психолог» № 17 за 2003 г.), где рассказывается об использовании в работе разных здоровьесберегающих технологий в практике общеобразовательной школы.

3 стр., 1002 слов

Лекция № 1 Дефектология как область психологической науки. Понятия «аномальный ребенок», структура аномального развития.

... советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения ... образования;   * переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержания специального ...

В заключении рассмотрения общекультурных компетенций ОК-1 и ОК-10 отметим, что именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.

Глава 3. Описание компетенции ОПК-8

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными профессиональными компетенциями, общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК).

Профессиональная компетенция — это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности — задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Общепрофессиональная компетенция направлена на формирование основ профессионального мастерства, при этом закладывается предметность профессионального мышления, здесь личность приобщается к духовному и ценностному контексту профессии, у нее формируется ориентация на профессию, четкие мотивационные потребности в ее получении.

Под компетенцией ОПК-8 «способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики» понимается осознание социальной значимости профессии /умение осуществлять самопознание и самообразование в личностном и профессиональном росте/, готовность пропагандировать социальную значимость психолого-педагогической профессии.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:

необходимостью формирования понимания социальной значимости труда психолога образования в передачи накопленных знаний и опыта от поколения к поколению;

ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования.

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин циклов Б.2, Б.3:

современные информационные технологии — всего 72 ч.;

практикум по современным информационным технологиям — всего 72 ч.;

общая и экспериментальная психология — всего 144 ч.;

теория обучения и воспитания — всего 108 ч.;

история педагогики и образования — всего 72 ч.;

поликультурное образование — всего 72 ч.;

психология развития — всего 108 ч. и другие дисциплины.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОПК-8 у студентов-выпускников вуза:

Пороговый уровень:

— знает социальную значимость психолого-педагогического образования;

знает ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

имеет представления об особенностях современного этапа развития образования в мире;

понимает необходимость участия в общественно-профессиональных дискуссиях;

— знает психолого-педагогические основы мотивации к профессиональной деятельности.

Повышенный уровень:

— способен осуществлять самопознание и самообразование в личностном и профессиональном росте;

умеет системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

может решать различные задачи при осуществлении образовательного процесса;

— способен владеть различными способами пропаганды важности психолого-педагогической профессии для общества;

— владеет технологиями проектирования и моделирования профессиональной деятельности.

Опыт работы психологов с применением данной компетенции отражен в любой деятельности психолога образования, так как каждый раз выполняя свою профессиональную работу психолог должен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

Глава 4. Описание компетенции ПКПП-5

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП).

Под компетенцией ПКПП-5 «способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей» мы понимаем способность бакалавра грамотно осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей, соблюдая принципы профессиональной этики.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:

необходимостью умения осуществлять психологическое просвещение населения.

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:

профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности — всего 72 ч.;

история психологии — всего 108 ч.

психология семьи и семейного воспитания — всего 144 ч.;

психология детей с сенсорными нарушениями — всего 144 ч.;

психология развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (всего 108 ч.);

психологическая служба в образовании — всего 108 ч.;

Планируемые уровни сформированности компетенции ПКПП-5 у студентов-выпускников вуза:

Пороговый уровень:

знает основные методы просвещения населения по вопросам психологии;

знает вопросы психического развития детей.

Повышенный уровень:

грамотно осуществляет психологическое просвещение педагогов и родителей по различным психологическим вопросам;

владеет знаниями в области психического развития детей.

Опыт работы психологов с применением компетенции ПКПП-5 отражен в статье «Секреты бесконфликтного взаимодействия» («Школьный психолог» № 33 за 2003 г.), в которой автор Валентина Семенок — педагог-психолог из г. Минска делится опытом по осуществлению психологического просвещения педагогов по вопросам психического развития детей разных возрастов, а также по вопросам взаимодействия с родителями учеников.

«После разминки в первом упражнении участникам семинара предлагалось продолжить высказывание: «В работе классного руководителя самым сложным для меня является…» При анализе результатов выделялись группы трудностей, с которыми сталкиваются классные руководители, особенно в системе взаимоотношений «учитель-родитель». Здесь участникам удалось обнаружить сходства и различия как в формулировании проблем, так и в способах решения проблемных ситуаций.

Перед вторым упражнением участники объединились в две группы — «Родители» и «Учителя». Каждая группа заполняла таблицу с позиции «Я — родитель» или «Я — учитель».

Педагоги в позиции родителей отметили, что они ожидают от учителя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.

Педагоги в позиции учителя, в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным было бы обсуждение смыслов, которые и «учителя», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких-то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.

Знание или представление об ожиданиях друг друга помогает сблизить позицию педагога и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка".

Глава 5. Описание компетенции ПКСПП-3

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП).

Под компетенцией ПКСПП-3 «способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа» мы понимаем умение собирать и подготавливать документацию о ребенке; умение осуществлять правку текстов профессионально и социально значимого содержания.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Её значимость определяется необходимостью подготовки выпускников, имеющих навыки собирания и обработки информации о ребенке с ограниченными возможностями здоровья.компетенция студент образование профессиональный

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:

клиническая психология детей и подростков — всего 108 ч.;

дефектология — всего 72 ч.;

— профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности — всего 72 ч.;

история психологии — всего 108 ч.;

— патопсихология — всего 108 ч.

Планируемые уровни сформированности компетенции ПКПП-5 у студентов-выпускников вуза:

Пороговый уровень:

— знает необходимую медицинскую и психологическую документацию;

требования к документации по заболеваниям детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа.

Повышенный уровень:

умеет собирать и грамотно обрабатывать информацию об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;

создавать письменные тексты — документацию различного вида;

— логически верно строить композицию текстов разных типов;

употреблять грамматические формы в соответствии с нормами литературного языка и стилевой принадлежностью текста.

Опыт работы психологов по применению компетенции ПКСПП-3 описывается в статье «В интересах ребенка: личный опыт» («Школьный психолог» № 40 за 2003 г.), где автор Татьяна Беглова — психолог ПМС-центра г. Санкт-Петербурга интересно рассказывает о том, как правильно необходимо осуществлять сбор и обработку информации о ребенке, о его психологических проблемах с точки зрения психолога психологического центра. Приведем цитату из данной статьи:

Психолог школы и психолог ПМС-центра. Мы должны идти рука об руку, помогая неуспевающим детям, особенно детям с ограниченными возможностями здоровья. Однако за годы совместной работы на ниве образования мы накопили много взаимных претензий и нереализованных ожиданий. Психолог в школе часто сетует на то, что ученик ходил на прием в центр, а там его не взяли на занятия. А психолог из центра, в свою очередь, негодует на то, что проблему можно решить в школе, не создавая длинных очередей на прием к специалисту, или на то, что школа не предоставляет информацию, позволяющую качественно проанализировать ситуацию.

При сборе информации о ребенке нас в первую очередь интересует информация о том, что представляет собой школьное пространство, в котором ребенок проводит большую часть своей жизни. Как складываются отношения у нашего клиента с учителями и одноклассниками? В чем заключается специфика конкретного класса и школы?

Важной является информация об особенностях деятельности ребенка в первой и второй половине дня, есть ли проблемы на уроках физкультуры и как они проявляются, есть ли индивидуальные специфические особенности общения с учителями и т. д. Психолог центра начинает работу, уже имея на руках целостный портрет школьника".

Глава 6. Описание компетенции ПКСП-5

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности (ПКСП).

Под компетенцией ПКСП-5 «готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства» мы понимаем владение выпускником вуза технологиями и методиками профессиональной деятельности с учетом знаний об устройстве системы социальной защиты детства.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью формирования и развития профессиональной компетентности студента в области практической педагогической деятельности с учетом знаний об устройстве системы социальной защиты детства.

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:

— девиантология — всего 72 ч.

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза:

Пороговый уровень:

знает систему социальной защиты детства;

умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы.

Повышенный уровень:

умеет использовать современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения с учетом знаний о системе социальной защиты детства.

Опыт работы психологов с применением компетенции ПКСП-5 описан в статье «Так не хотелось расставаться» («Школьный психолог» № 7 за 2004 г.), где педагог-психолог из центра психолого-педагогической реабилитации г. Хабаровска Наталья Москвина рассказывает о том, как проходила курсовая подготовка психологов по новой специальности «педагог-психолог-конфликтолог» на Всероссийском съезде практических психологов образования в 2003 году. Следует отметить, что данный курс был разработан с учетом знаний о системе социальной защиты детства:

«Программно-методический комплекс курсовой подготовки по специальности «педагог-психолог-конфликтолог» был разработан в рамках федеральной программы развития образования «Авторские экспериментальные школы».

Специфика обучения новой специальности состояла в том, что оно складывалось из нескольких этапов. Причем обучение на втором и третьем этапе предусматривало активное взаимодействие слушателей курсов с воспитанниками Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Ближе к концу обучения слушатели из позиции обучаемых переходили в позицию обучающих, проводя с ребятами (в соответствующих форме и объеме) те тренинги, участниками которых они были в начале курса.
Целесообразность такой формы обучения была обусловлена тем, что непосредственная работа с детьми позволяет добиться эффекта «проживания», обеспечивающего максимальную личностную включенность слушателей в учебный процесс. В процессе работы по разрешению и предотвращению конфликтов происходит приобретение реального, а не имитационного опыта их продуктивного разрешения.
Значительное место в учебной деятельности занимали игры, практикумы, дискуссии, выполнение индивидуальных и групповых заданий во внеучебное время, тренинги (в том числе с применением записывающей видеоаппаратуры для последующей рефлексии).

Курсовая подготовка проходила при финансовой поддержке программы «Помощь детям-сиротам в России», благодаря которой были обеспечены комфортные условия слушателям и воспитанникам центра".

Глава 7. Описание компетенции ПКНО-1

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО).

Под компетенцией ПКНО-1 «способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы» мы понимаем владение выпускником вуза технологиями и методиками решения педагогических задач по обучению, воспитанию и развитию личности младших школьников с учетом специфики области предметных знаний и типа образовательного учреждения.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью формирования и развития профессиональной компетентности студента в области практической педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Данная компетенция не отражена в учебном плане бакалавров — психологов образования.

Планируемые уровни сформированности компетенции ПКНО-1 у студентов-выпускников вуза:

Пороговый уровень:

— знает теоретико-методологические основы обучения и воспитания;

— знает сущность современных методик и технологий;

— умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы.

Повышенный уровень:

— знает критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; особенности учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

умеет использовать современные методики и технологии на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

— владеет технологиями обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

Опыт работы психологов с применением компетенции ПКНО-1 отражен в статье «Федорино горе» («Школьный психолог» № 12 за 2009 г.), в которой автор — Юлия Кобазова — педагог-психолог гимназии из Якутии описывает опыт работы методического объединения, в котором ведется изучение уровня социализации младших школьников:

В рамках работы методического объединения ведется изучение уровня социализации младших школьников. Уже в течение двух лет мы разрабатываем проект «Формирование социализации младших школьников».

На первом этапе мы вырабатывали критерии социализации, подбирали диагностический инструментарий, проводили исследования, изучали факторы, влияющие на формирование процесса социализации, искали наиболее эффективные методы развития социализации с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Мы использовали методики «Изучение социализированности личности учащихся» и «Изучение уровня адаптации обучающихся», анкету «Социализация младшего школьника». В качестве одного из методов мы применили метод наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности.

На втором этапе реализации педагогического проекта с детьми проводились образно-ролевые игры, режиссерская игра, сюжетно-ролевая игра, разрабатывались рекомендации для педагогов. Таким образом, продуктом педагогического проекта «Формирование социализации младших школьников» стал набор диагностического инструментария, сценарии и разработки игр с учетом возрастных особенностей детей, рекомендации по развитию социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Мы отдаем предпочтение в работе театрализованной игре, а именно играм-драматизациям и режиссерским играм, так как такая игра, на наш взгляд, в большей степени направлена на развитие социализации, она оказывает существенное влияние на процесс развития личности. Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителей, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов.

При изучении уровня социализации учащихся 2−3-х классов мы воспользовались элементами образно-ролевой игры и игры-драматизации по мотивам сказок и рассказов — «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковкого, «Фантазеры» Н. Носова, «Цветик-семицветик» В. Катаева и др. С детьми из четвертого класса проводились театрализованные представления «Снежной королевы», фрагментов сказок «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «приключения Незнайки» Н. Носова".

Заключение

В курсовой работе были подробно рассмотрены семь компетенций, являющихся обязательными для формирования у студентов согласно ФГОС ВПО третьего поколения. Также были прописаны те учебные дисциплины, на которых данные компетенции могут быть сформированы на протяжении всего времени учебы бакалавра-психолога образования.

Новую философию высшего профессионального образования отличает ориентированность на обеспечение высокого качества подготовки специалиста, формирование его компетентности. В современной мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, «узлового», так как компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятии «компетентность» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, компетентность обладает интегративной природой, вбирая в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (профессиональной, информационной, правовой и проч.

Содержательные векторы этого подхода акцентируют практико-ориентированную направленность образовательных программ высшей школы. Компетентность имеет действенный характер. Она помимо системы теоретических и прикладных знаний включает когнитивную и операционально-технологическую составляющие. По-другому, компетентность — это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний — это активные процессы, поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Следовательно, непременным и обязательным условием обретения обучающимся компетентности как результата профессионального образования требует его активной (субъектной) позиции в учебном процессе.

Цель курсовой работы — провести анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» — была достигнута.

Задачи, поставленные в работе, выполнены.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

. Учебный план направления 50 400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», квалификация выпускника — «бакалавр».

. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход — М., ГУ ВШЭ, 2009. — 182 с.

. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. — 2007. — № 1. — С.23−27.

. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. — М., 2005.

. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.41−44.

7. Игнатьева Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе // Режим доступа: jurnal.org/articles/2011/ped17.html

. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. — М.: Научно — внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

9. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой — СПб., 2004. — 164 с.

10. Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся // Режим доступа:

11. Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. — Самара, 2010.

. Чернявская А.П. Компетентный подход в профессиональном развитии педагогов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2011. — № 4. — С.32−34.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector