нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

Содержание

Введение 3

1. Понятие нравственности и нравственного воспитания в отечественной и зарубежной науке 5

2. Закономерности нравственного развития личности 11

3. Проблема нравственного воспитания в раннем возрасте 24

Заключение 41

Список использованных источников 44

Введение

Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном обществе, находящемся в условиях кардинальных политических, экономических и социальных перемены. Устоявшая система нравственных ценностей оказалась отвергнутой, а какая-либо альтернатива ей не была выдвинута. В результате этого возникло состояние утраты обществом ценностно-нравственных ориентиров, характеризуемое Э. Дюркгеймом как состояние аномии. Между тем именно нравственность является высшим механизмом социальной регуляции.

В зарубежной психологии проблеме нравственного развития и воспитания посвящены работы Ж. Пиаже, Л. Кольберга, К. Гиллиган, Э. Хиггинса, Н. Айзенберга, М. Блэтта, Дж. Реста, Д. Кребса, Э. Туриэля, К. Хелкама и др.

В отечественной психологии условия, факторы, закономерности и традиции нравственного развития и воспитания личности исследованы в работах Л.С. Выготского, В.М. Мясищева, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, А.И. Подольского, Е.В. Субботского и др.

Цель исследования – изучить нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

Предмет исследования – нравственное воспитание.

Объект исследования – нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

Гипотеза исследования – нравственное воспитание детей раннего воз-раста имеет свои традиции.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. провести теоретический и методологический анализ понятия нрав-ственности, используя научную литературу зарубежных и отечественных исследователей;

20 стр., 9880 слов

Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников

Министерство образования и науки Российской Федерации Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского Инженерно-педагогический факультет Кафедра педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА по Педагогике на тему: «Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников» Выполнил: студентка 3го курса, очного отделения, группы ИП-31 Ежова О. В. Проверил: ...

2. проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме нравственного воспитания личности;

3. проанализировать нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

Для решения поставленных задач использовался метод теоретическо-го анализа философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

1. Понятие нравственности и нравственного воспитания в отечественной и зарубежной науке

На протяжении всей истории люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, честности и верности, человечности и товарищеской взаимопомощи. Добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли, а их различение связано с нравственностью [3].

Понятием «нравственность» обозначают те внутренние, духовные ка-чества, которыми руководствуется человек, и правила поведения, определяемые этими качествами [16]. Пространство нравственных отноше-ний обширно, оно пронизывает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности нравственность является важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества.

Понятие «нравственность» тесно связано с понятиями «мораль» и «этика». В наиболее общем смысле понятие «нравственность» чаще всего понимается как синоним морали, иногда – этики [6]. С.С. Аверинцев [2] от-мечает, что этимологически «этика», «мораль» и «нравственность» – это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В более узком значении нравственность определяется как внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле –……

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Академия, 1999. – 89 с.

2. Аверинцев, С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание [Текст] / С.С. Аверинцев. – М.: Этическая мысль. – 370 с.

3. Адорно, Т. Проблемы философии морали: пер. с нем. М.Л. Хорькова [Текст] / Т. Адорно. – М.: Республика, 2000. – 239 с.

12 стр., 5782 слов

Психология индивидуальности личности

1 32 ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТКУРСОВАЯ РАБОТАТЕМА: « ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ».ОДЕССА - 2008 г.СодержаниеВВЕДЕНИЕ1. Проблема своеобразия личности2. Индивидуальное и типичное в личности3. Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии4. Основные формы развития индивидуальности личности5. Самоактуализация личности6. Методы психологического ...

4. Ананьев, Борис Герасимович. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

5. Антилогова, Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравствен-ной активности личности [Текст] / Л.Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.

6. Апресян, Р. Г. Нравственность [Текст] / Р.Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2000. – Т. 3.

7. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта: в 2-х т. – Т. 2: Социокультурный словарь [Текст] / А.С. Ахиезер. – Новосибирск: Изд-во Сибирский хронограф, 1997. – 806 с.

8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Смысл, 1998. – 352 с.

9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонко-вой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер. – М. : Педагогика, 1984. – 330 с.

10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – 240 с.

11. Запретный плод. Этика гуманизма: 2-е изд. [Текст] / ред. В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество, 2002. – 222 с.

12. Ильин, В. В. Аксиология [Текст] / В.В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.

13. Кармин, А. С. Культурология: Культура социальных отношений: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003. – 928 с.

14. Карпинский, К. В. Психология жизненного пути [Текст] / К.В. Карпин-ский. – М.: Смысл, 2002. – 167 с.

15. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М.: Академия, 2002. – 428 с.

16. Кондрашин, И. И. Истины бытия в зерцале сознания [Текст] / И.И. Кондрашин – М.: Проспект, 2006. – 264 с.

17. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

18. Лефевр, В. А. Алгебра совести [Текст] / В.А. Лефевр. – СПб.: Когнито-Центр, 2003. – 426 с.

19. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – СПб.: «Речь», 2002 – 486 с.

20. Мацумото, Д. Психология и культура [Текст] / Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

21. Медушевский, В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами му-зыкального искусства [Текст] / В.В. Медушевский // Преподаватель. – 2001. – № 6. – С. 12-20.

22. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. [Текст] / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

Воля. Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем проявляются основные функции воли? 2. В чем заключается существенное отличие между произвол и непроизвольным действием? 3. Что такое волевое усилие и какими факторами оно вызыва 4. Что такое сила воли и чем она обусловлена? 5. Каковы основные этапы развития сложного волевого дейс 6. Чем в психологическом отношении отличаются понятия ние” и “воля”? ...

23. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

24. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 1997. – 96 с.

25. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие [Текст] / архимандрит Платон (Игумнов).

– Сергиев Посад, Свято-Троицкая Лавра, 1994. – 240 с.

26. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

27. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 186 с.

28. Слободчиков, В. И., Исаев Е. И. Основы психологической ан-тропологии [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Канон, 1996. – 384 с.

29. Субботский, Е. В. Генезис личности: теория и эксперимент [Текст] / Е.В. Субботский. – М.: Смысл, 2010. – 407 с.

30. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Теории личности и личностный рост [Текст] / Р. Фрейджер, Дж. Фэйдимен. – СПб.: Питер, 2002. – 690 с.