Курсовая по соц кому

Российский химико-технологический университет

им. Д.И.Менделеева

кафедра социологии

Курсовая работа

по социологии коммуникаций

на тему: «Невербальные средства общения в повседневной жизни»

выполнила: Рязанцева А., пр-23

проверила: Чхиквадзе Н.К.

Москва

2006

Содержание.

План курсовой работы 3

Введение 4

Невербальное общение 5

Виды невербальных средств общения 5

Роль невербального общения 9

Факторы, влияющие на эффективное использование коммуникации 11

Обработка данных полученных в мини-интервью 11

Заключение 16

Список литературы 17

План курсовой работы.

Ι. Введение.

Программа исследования.

Актуальность.

ΙΙ. Невербальное общение.

Виды невербальных средств общения.

Кинесика

Вокалика

Физические характеристики

Хаптика

Проксемика

Хрономика

Артефакты

Ольфактика

Эстетика

Роль невербального общения

Факторы, влияющие на эффективное использование коммуникации

III. Обработка данных полученных в мини-интервью.

Сравнительный анализ.

Вывод.

IV. Заключение.

Введение.

Программа исследования.

Объект.

Объектом данной курсовой работы являются невербальные средства общения.

Предмет.

Предметом являются невербальные средства общения в повседневной жизни.

Цель.

На основе интервью и теоретической информации определить значение невербальных средств общения в повседневной жизни.

Задачи.

  1. определить виды невербальных средств общения;
  2. проинтервьюировать несколько человек о том, какое значение для них имеют невербальные средства общения в повседневной жизни
  3. проанализировать данные, полученные из интервью, на основе теоретических знаний.

Актуальность.

4 стр., 1818 слов

11. Понятие общение. Средства общения. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная сторона общения

... лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, ... познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки ... имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. В процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются ...

Невербальный язык является важным средством сообщения. Проблема заключается в том, что большинством людей он освоен хуже, чем вербальный. В системе общего образования и большей части профессионального обучения он не изучается, нет словарей типа русского или английского языков. Его освоение отдано, в основном, обыденному опыту. И такое положение существует при том, что на невербальную часть, по некоторым оценкам, может приходиться даже больше информации, чем на вербальную.1 Многие люди не осознают значения невербального общения, постоянно используя его, иногда даже чаще вербального. Существует взаимосвязь между вербальной и невербальной коммуникацией, прошлым и настоящим способами поведения. Это явления называется конгруэнтностью (согласованностью).

Невербальное общение.

Невербальное общение предполагает физический, личный контакт, это общение, смысл, которого заключается не в словах, а в том, что сопровождает эти слова, как они преподносятся.Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять.

Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма

коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают не произвольно, помимо нашего сознания.

Поговорка — « С полуслова понимаем друг друга», как раз, показывает, что зачастую люди понимают друг друга без слов, с помощью невербального общения.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре, один и тот же жест в разных странах может иметь абсолютно противоположное значение. Из-за того, что существуют разные толкования невербальных языков, в зависимости от культуры, появились этикеты невербального общения, в которых описано, как расшифровать какой-либо жест в конкретной стране или группе стран.2

7 стр., 3353 слов

Хигир. Как узнать тайные мысли по жестам

Б.Ю. Хигир. Деловые переговоры. Главы из книги. Как узнать тайные мысли по жестам. Ложь или правда. Прием на работу С.293-307. Можно быть прекрасным теоретиком, замечатель­но решать технические задачи и тем не менее прослыть ограниченным человеком, с которым трудно иметь дело только потому, что не хватает качеств, составляющих ядро социального интеллекта. Особенно болезненно этот недостаток ...

Виды невербальных средств общения.

Невербальные знаки имеют два основных источника происхождения – врожденные неврологические программы, действующие автоматически, и социальная среда, то есть культура, семья, группа, так как каждая культура имеет свои особенности.

Кодирование – это способ связи невербальных средств для выражения значения. Особенности невербальных кодов следующие:

Невербальные коды – аналоговые. Они чаще иконические, т.е. сходные с реальностью.

Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер. В частности, это касается сигналов угрозы и эмоциональных реакций, которые биологически детерминированы.

Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса и др. Они вызывают автоматический ответ без размышления, часто возникают спонтанно. 3

Ниже перечислен наиболее полный набор из девяти невербальных языков:

  • кинесика (движения тела)
  • вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса)
  • физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет волос)
  • хаптика (такесика, касания)
  • проксемика (пространственное расположение)
  • хрономика (время)
  • артефакты (одежда, украшения, косметика)
  • ольфактика (запахи)
  • эстетика (музыка, цвет)4

А теперь мне бы хотелось рассмотреть каждый из этих невербальных языков более подробно.

Кинесика – изучает невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение.

Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл. На людей влияет видимая динамика, активность тела. Между вербальным языком и движениями тела существует сходство. Жест может быть произвольным и не иметь значения; он может быть иконическим дополнением текста (рисунок руками); жест может быть врожденной реакцией, например, на боль.

9 стр., 4371 слов

Средства коммуникации невербальные средства общения

... поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при ... с этим собеседником. Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от ...

Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования.

Выделяют следующие виды жестов:

  1. эмблемы – невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык.
  2. иллюстраторы – жесты, тесно связанны с речью и дополняющие ее в разных видах, такие как:
  • акцентирование (жест рукой сверху вниз)
  • изображение направления мысли
  • указания (на определенный объект)
  • изображение очертаний предмета
  • ритмические движения (в такт произносимым словам)
  • изображение физических действий
  • рисование картины в воздухе
  • иллюстрирование вербальных положений (эмблематика)
  • адаптаторы – это мимика, движение рук, ног и так далее, они выражают эмоциональное состояние. Адаптаторы делятся на виды:
  • самоадоптаторы – жесты, которые связаны с телом (пожимание плечами, потягивание)
  • альтерадаптеры – движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине)
  • объект-адапторы – движения, связанные с другими вещами
  1. регуляторы – это невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора между людьми (контакт глазами с говорящим, кивки головой и т.д.).

    Важнейшую роль в невербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна следующая закономерность: зрачки глаз расширяются и сужаются при взгляде на приятные и неприятные объекты, соответственно.

  2. изображение аффектов – это выражение лица, отражающие разнообразные эмоции.

Вокалика (паралингвистика).

Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков – каждый из них имеет свой смысл. Они говорят об эмоциях людей и характеризуют личность. Считается что, более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.

Физические свойства (физикатика).

Общая привлекательность, нормальный вес и т.д. являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям или к людям с физическими недостатками ухудшают коммуникационные возможности.

Хаптика (такесика).

Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяют касания: профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные.

Проксемика связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации. Выделяю три типа пространства:

  • фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами.
  • полуфиксированное пространство, оно может незначительно меняться
  • неформальное пространство – это личная и интимная территория, окружающая человека.

Хрономика изучает структурирование времени в коммуникации, значение пунктуальности.

Артефакты (артефактика).

К артефактам относятся, например, одежда и украшения.

Одежда очень влиятельный фактор, она должна соответствовать обстановке, физическим параметрам тела, социальному положению, стилю.

Ольфактика занимается изучением запаха. Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:

  • слепота на запахи – это неспособность различать запахи.
  • адаптация к запаху – это привыкание к определенным запахам
  • память о запахе – некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания
  • неумеренный запах – это превышение нормы при использовании духов, приправ и др.
  • различие запахов – это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других.

Человек может выявлять до десяти тысяч запахов.

Эстетика необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Можно определить о настроении человека по цвету его одежды, также характер человека по преобладанию того или иного цвета в гардеробе человека.5

Роль невербального общения.

Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются невербально. Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

Невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов .6

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы: • подтверждаем, поясняем или опровергаем, передаваемую словесным путем, информацию; • передаем информацию сознательно или бессознательно; • выражаем свои эмоции и чувства; • регулируем ход разговора; • контролируем и воздействуем на других лиц; • восполняем недостаток слов.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами.

Факторы, влияющие на эффективное использование коммуникации.

Существует восемь факторов влияющих на эффективное использование пространства при беседе. Это:

  1. поза, которую принимает говорящий.
  2. положение лица или всего тела по отношению друг к другу – анфас или под каким-то углом.
  3. дистанция между собеседниками, положение частей тела.
  4. касания (собеседник дотрагивается до вашего рукава, плеча)
  5. контакт глаз
  6. активность собеседника
  7. запах
  8. громкость голоса

Обработка данных полученных в мини-интервью.

Список вопросов, составленный для интервью, был не точным, потому что опросы совершались в разное время.

Примерный список вопросов:

  1. Можете ли вы определить социальный статус человека, если видите его впервые?
  2. По каким критериям?
  3. Можете ли вы определить психологические особенности (характер человека), если вы видите его впервые?
  4. По каким критериям?
  5. Можете ли вы определить род деятельности человека (профессию), если видите его впервые?
  6. По каким критериям?
  7. Знаете ли вы какие-либо методы расшифровки невербальных средств общения?
  8. Из какого источника вы получили такую информацию?
  9. При общении с людьми вы пытаетесь расшифровать невербальные средства общения, которые они используют?
  10. Вы пользуетесь полученной информацией (навыки распознания значения невербальных средств общения) намеренно?
  11. Какие из средств невербального общения вы чаще всего используете?
  12. Какие вы знаете невербальные средства общения?
  13. Как вы считаете, нужно ли заниматься изучением невербального общения в школах или ВУЗах?
  14. Вы бы стали посещать подобные обучающие мероприятия?

Формулировка вопроса могла меняться, иногда возникали новые, «попутные» вопросы, так как мне хотелось, чтобы это интервью было непринужденным.

Люди, которых я опрашивала, это студенты (Мария и Ирина – студентки второго курса, Леонид заканчивает обучение в университете в этом году).

Такая возрастная категория, выбрана не намеренно, а в связи с тем, что я проживаю в общежитии и это тот контингент, с которым я общаюсь – мне было удобнее опрашивать своих знакомых. Это позволяло представить мини-интервью, как дружескую беседу, что в свою очередь помогало не волноваться. То что, опрашиваемые мной люди, являются представителями современной молодежи, дает возможность предположить развитие этой темы в ближайшем будущем, предположить варианты, ожидающие нас в перспективы.

Сравнительный анализ.

Для того, чтобы анализ данных был наиболее наглядным и доступным, я проведу его в виде сравнительной таблицы. Так как вопросы в каждом из интервью могли быть сформулированы не точно или отсутствовать в одном из интервью, вопросы и данные, полученные в мини-интервью будут представлены в неточной формулировке.

Вопросы опроса.

Ответы 1 (Мария)

Ответы 2 (Леонид)

Ответы 3 (Ирина)

1) можете ли вы определить социальный статус человека, если видите его впервые?

да

да

да

2) по каким критериям?

Внешний вид

Внешний вид

Внешний вид, речь

3) можете ли вы определить профессию человека, если в первые его видите?

да

Не задумывалась

4) по каким критериям?

Спецодежда, жаргон

5) можете ли вы определить характер человека, если видите его впервые?

Да

да

да

6) по каким критериям?

Мимика, жесты

Мимика, жесты

поведение

7) знаете ли вы какие-либо значения средств невербального общения, полученные из каких-то источников? какие это источники?

Да.

Телевидение.

Да.

Литература.

Знания основаны на опыте, на подсознательном уровне.

8) используете ли вы эти знания, чтобы определить отношение человека к вам?

На подсознательном уровне

Не всегда намеренно

На подсознательном уровне

9) используете ли вы эти знания, чтобы воздействовать на человека?

бессознательно

Чаще бессознательно

бессознательно

10) какие виды средств невербального общения вы знаете?

Жесты, мимика

Жесты, мимика, позы

Жесты, мимика

11) как вы считаете, нужно ли основательно, подробно изучать средства не вербального общения?

если только в качестве дополнительных курсов, факультативов

если только в качестве дополнительных курсов, факультативов

если только в качестве дополнительных курсов, факультативов

12) вы бы стали посещать такие мероприятия?

да

да

да

13) какие, по вашему мнению, средства общения присущи вам в большей степени?

Не задумывалась

Комплекс всех средств невербального общения

Комплекс всех средств невербального общения

Вывод.

На самом деле я сама не ожидала таких результатов опроса. Мы абсолютно не образованы в отношении невербальных средств общения, и порой даже не различаем вербальное и невербальное общение. Все наши знания основываются лишь на личном опыте, действия (невербальные) — бессознательны и произвольны.

При чем, как я заметила, ни одного из опрашиваемых не смутило, то что они некомпетентны в вопросах невербального общения, а к получению знаний по данной теме относятся не серьезно, не уделяя особого значения этому вопросу.

Причем, я так же обратила внимание, что все трое интервьюированных говорили о том, что эти знания нужно получать тем, кому они нужны. Опрашиваемый 2 (Леонид) предположил, что это люди заминающиеся бизнесом, предприниматели, а в повседневной жизни роль невербального общения не так остро необходима.

Но для меня лично вопрос о том, кто же должен изучать невербальные средства общения, а точнее кому это нужно остался риторическим.

Мое личное мнение, состоит в том, что знания на эту тему важны, интересны и актуальны, потому что в отличие от некоторых категорий знаний, их можно применить на практике не в лаборатории, а в своей собственной жизни.

Заключение.

Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо.

Список литературы.

  1. И.П. Яковлев «Ключи к общению. Основы теории коммуникации.», Авалон, Азбука-классика, СПб.,2006.
  2. А.П. Панфилова «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.» СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП,1999.
  3. Малая энциклопедия этикета.- М.: РИПОЛ КЛАССИК,2000.

4) Панасюк А.Ю. «А что у него в подсознании?» – М.: Дело, 1997.

1- [1] из списка литературы (стр. 77-78)

2- [3]из списка литературы

3- [1] из списка литература (стр.79)

4- [2] из списка литературы (стр.117-157)

5- [1]из списка литературы

6- [4]из списка литературы

17