Культурантропологические идеи эпохи Возрождения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Культура в эпоху Возрождения

.1Гуманизм как мировоззренческая основа эпохи

.2 Новые представления о человеке и их отражение в культуре

Глава 2 Культурантропологические идеи эпохи Возрождения

.1Концепция человека Леонардо да Винчи

.2Идеи Ренессанса во взглядах Пьетро Помпонацци

Заключение

Библиографический список7

ВВЕДЕНИЕ

Ренессанс как эпоха предельно разнообразен и богат. Это также смещает хронологические рамки и создает трудности при обозначении собственно антропологической темы данного ареала культуры. У одних эпоха Ренессанса захватывает значительную часть как средневековья, так и Нового времени, у других — никакого Ренессанса не было, а все его элементы можно найти в соседних Европе культурах. То Ренессанс порвал со средневековьем, а то, как утверждают некоторые исследователи, почти все возрожденческие новаторы в конце концов каялись и проклинали свое новаторство; то Ренессанс никогда не порывал с платонизмом, особенно в своей борьбе с аристотелевской католической ортодоксией, а то аристотелизм захватывал передовые позиции и становился не больше и не меньше как философией и эстетикой всего реформаторского движения.

Все эти соображения важны для корректировки основных выводов по антропологической теме, ибо эпоха Ренессанса позволяет порою разрушать, казалось бы, незыблемые устоявшиеся воззрения, характеризующие ее. В средние века произошло слияние античного космоцентризма с христианским антропологизмом. Однако связь с космосом не была утрачена. Мыслители средних веков постоянно ощущали дыхание универсума.

Эта связь человека с космосом, как можно полагать, была окончательно утрачена в эпоху Ренессанса. Человек перестал быть вершиной и центром космической жизни. Западная христианская мысль, от св. Фомы Аквинского до Лютера и до механического миросозерцания XIX века, слишком нейтрализовала, обезбожила космос. Действительно, если отвлечься от многоплановости эпохи, можно, пожалуй, утверждать, что в целом Ренессанс знаменовал переключение интеллектуальных и жизненно-практических установок на посюстороннюю, земную жизнь.

14 стр., 6817 слов

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

... , которые были утрачены в эпоху Средневековья. В эпоху Возрождения философы обращаются к опыту и идеям античности, возрастает ... индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных ... B5 2. Юхвидин П.А. Гуманизм, Ренессанс и основные этапы эпохи Возрождения// Ренессанс. Вчера-сегодня-завтра. (Электронный ресурс) ...

Следует преодолеть также укоренившуюся в литературе позицию, согласно которой средние века знаменовали собою «ночь» европейской истории. Тогда как Ренессанс, обратившись к античности, к ее свободной философии, к культу обнаженного тела, к земному бытию, освободил антропологическую философию от мистического содержания, обеспечил мощное социальное и индивидуальное развитие европейского человечества. На самом деле многое из того, что фиксируется в эпоху Ренессанса, начиналось еще в Средние века. Кроме того, внутренне Ренессанс содержит в себе глубокие коллизии и противоречия, не позволяющие дать той или иной антропологической теме однозначную оценку.

В процессе подготовки были использованы исследования известных авторов, таких как А. Х. Горфункель «Философия эпохи Возрождения», М. Г. Ярошевский «История психологии: от Античности до середины 20 в», Б. В. Марков «Философская антропология: очерки истории и теории», книги об антропологии, книги, направленные на изучение эпохи Возрождения и человека в ней.

Анализ литературы показал, что тема антропологии в эпоху Возрождения является весьма разработанной. Но несмотря на это, остается еще очень много вопросов, так как существует очень много порой противоречащие друг другу точек зрения на один и тот же предмет. Поэтому тема данной курсовой является очень актуальной.

Цель курсовой работы — проанализировать развитие антропологических идей в эпоху Возрождения.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1.Выделить черты гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения

2.Проследить изменения в понимании человека в эпоху Возрождения

.Проанализировать культурантропологические воззрения Леонардо да Винчи и Пьетро Помпонацци

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... в том, что они происходили во все эпохи документированной истории, а переживаниям людей совершенно различных культур и времен присуще множество общих ... таких методов во всех сферах общественной деятельности и личной жизни человека. В одной из своих книг Роберт Монро пишет: ... в осознании тех достижений, которые господствовали в его жизни. Жизнь человека имеет как бы свои лейтмотивы, и на этих песнях ...

Объект исследования — эпоха Возрождения.

Предмет исследования — культурантропологические идеи Леонардо да Винчи и Пьетро Помпонацци.

1.КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1 Гуманизм как мировоззренческая основа эпохи

В конце 13 — начале 14 в. в Западной Европе начинается ярчайший и интереснейший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов — Эпохой Возрождения.

«…мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений „средневековых варваров“. Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Но воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации…» .

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей-горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием от обитателей сельской округи — крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, приходит понимание того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми ... оттенками, полнее отвечающими духу времени и потребностям жизни.Формирование духовности человека непосредственно связано с национальными идеалами личности, ... раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека на всю жизнь. Так как в среде каждого народа приемы ...

В те времена считалось, что духовный мир наиболее развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в 14 в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики — гуманистами.

Мыслители той поры утвердили полную принадлежность человека к земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей.

В гуманизме нового и новейшего времени персоналистская тенденция европейской культуры освободилась от религиозного содержания. Она стала признавать право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм рассматривает человека как существо, достойное духовного и физически полноценного существования. В последующие эпохи эти умонастроения воплотились в идеалах индивидуализма, которые в специфической форме реализовали концепцию возвышения личности.

Внимание философов было устремлено на человека. Формировался новый общественный слой — гуманисты, где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека. Петрарко говорил: «…Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье…»

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны ... ; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли ...

Гуманизм как специфическая система воззрений складывался на протяжении веков. Он, естественно, отражает в себе исторически предопределенные подходы к проблеме, конкретное представление о тех или иных общечеловеческих ценностях. Гуманизм базируется на философском понимании человека. Без живого индивида, наделенного телесностью, разумом, чувствами, человеколюбие утрачивает свою основу.

Гуманизм покоится на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа — Протагора: «Человек есть мера всех вещей. «…вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями».

Гуманизм выступил против религиозного аскетизма, требующего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение, веселье. Этот поворот к проблемам человеческого бытия, пусть ценою отказа от универсальных онтологических проблем, теснейшим образом связанных с теологическими. «Эта обращенность к самому себе, к своему внутреннему миру характерна для ренессансного индивидуализма: путь к новой онтологии, к новому миропониманию шел через антропоцентризм нового толка…» — так говорил Данте Алигьери. Гуманизм привлекает внимание к внутреннему миру человеческой личности и через это — к новой трактовке человеческого достоинства, места человека во Вселенной.

Гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинство заключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от «дикого», «варварского», «животного» состояния, до истинно человеческого. Это истинно человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию.

6 стр., 2622 слов

34. Эпохи развития личности в трилогии Толстого

... , под названием «Четыре эпохи развития». Содержанием задуманного романа должно было стать описание постепенного формирования личности молодого человека в детстве, отрочестве, ... случайно второй главой “Юности” является “Весна”. Юность сродни возрождению и обновлению весенней природы, это своеобразное возвращение к детству, ... и внутренних противоречий, встающих на пути духовного возрождения героя.

Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу. Земная жизнь человека привлекает внимание гуманистов. Мир в гуманистической философии — не место печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог рассматривается прежде всего как творческое начало, в уподоблении которому — главная задача и предназначение человека.

В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном мире. Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. В средние века на нее смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьма скептически, как источник соблазна, как-то, что отделяет человека от Бога. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства. Человек обнаруживает, что он и другие — это индивиды, отдельные существа. Он открывает, что природа — нечто отдельное от него и эта отдельность имеет два аспекта. Во-первых, нужно теоретически и практически ею овладеть, а во-вторых, можно наслаждаться ее красотой. Человек открывает мир и практически — обнаруживая новые континенты. Гуманистами впервые была провозглашена суверенность человеческой личности, каждый человек обрел право создать себя, то есть выбрать нужный путь, стремиться к успеху и процветанию, заниматься нравственным самоусовершенствованием, не гнушаться физической привлекательности, но напротив выявлять собственное обаяние и искать красоту в окружающем мире.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... - художественный руководитель, главное лицо, которое занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. Телепродюссер – сотрудник ... .Повседневные / не повседневные социальные практики человеческой деятельности Сама повседневная жизнь людей есть не что иное, как реальность, фактичность их бытия. Реальность ...

Новый взлет гуманизм пережил за пределами Италии, в эпоху социально-религиозных движений XVI в. В частности, в Нидерландах и Германии возник так называемый северный гуманизм, который существенно отличался от итальянского. Видным представителем этого гуманизма стал Эразм Роттердамский (1469−1536).

Эразм рассматривал нравственное совершенствование человека как условие и отправной пункт христианского благочестия.

Индивид Ренессанса был охвачен страстным эгоцентризмом. Но новая свобода принесла людям не только возросшее чувство силы, но и усилившуюся изоляцию, сомнения, скептицизм. Это противоречие обнаруживается в работах гуманистов того времени. Они подчеркивают человеческое достоинство, индивидуальность и силу, но в их философии обнаруживается также неуверенность и отчаяние.

возрождение эпоха ренессанс помпонацци

1.2Новые представления о человеке и их отражение в культуре

Выше уже отмечалось, что в эпоху Возрождения происходит возврат к античной культуре, античному образу жизни и попытка преодолеть схоластические взгляды Средневековья. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

Некоторые исследователи говорят о новом типе человеческого достоинства, утвердившемся в эпоху Возрождения. Оно передавалось понятием virtu и определялось личными качествами человека, его талантами, интеллектуальными способностями.

Новое миропонимание в эпоху Возрождения заключалось прежде всего в том, что мыслители Эпохи Возрождения стали совершенно иначе, нежели христианские теологи, относиться к проблеме человека. «В традиционном христианском понимании человек — это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь одному — любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия».

С конца 13-начала 14 в. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

И в противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, — даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, — индивид в эпоху Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. И именно поэтому эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Это прежде всего связано и с тем, что в эпоху Возрождения пропагандировалась идея всестороннего развития человека — физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. Необходимо отметить, что под духовностью в данном случае будет пониматься «…высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности…» .

Итак, мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю судьбу и отвоевывать место в мире

Гуманизм становится самостоятельным идейным движением. Со времен Ренессанса идея антропоцентризма фокусируется все больше на самом человеке, а не на его связи со сверхприродным. Развитие науки было использовано гуманизмом для того, чтобы восславить «экспансионизм» человека, его готовность сорвать с природы присущий ей ореол священности.

По мнению Эразма, человек — это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души — как бы некоего божества и тела — вроде бессловесной скотины. В природной телесной организации животные превосходят человека. Что касается души, то человек настолько способен воспринять божественное, что сам мог бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом.

Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир,
красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого
себя. Именно тогда появляется в философии идея о человеке, как сотворце мира, сотрудника Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не
только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты.
И не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.
Итак, в эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в Средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.
Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если отожествить понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности в индивидуальности следует различать. Индивидуальность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-эстетическая.

Если рассматривать человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то на него смотрят как бы извне, глазом художника; к поступкам человека прилагается в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно эстетический аспекты развития могут существенно между собой расходиться.

Так, богатое развитие индивидуальности в 14−16 вв. нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Кроме того, необходимо отметить, что различные взгляды на человека в Средневековье и в эпоху Возрождения проявлялись и в обучении.

В средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на протяжении долгого времени (до XII века) образованными людьми были главным образом лица духовного звания, так как светских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало.

Светское образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в основном при дворе монархов или феодалов. (Зачатки такого воспитания появились уже в римский период, при дворах императоров.) Это было главным образом физическое развитие. Юношам преподавали и основы военного искусства. Однако большинство даже знатных рыцарей не умело читать и писать. Первые светские университеты появились только в XII веке сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже. Таким образом, можно сказать, что только церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.

Схоластика, которая при своем появлении являлась до какой-то степени прогрессивным явлением, так как развивала умение логически мыслить, доказывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор силлогизмов. В церковных школах обучение основывалось в основном на памяти. Ученики заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя. Обучались они и ораторскому искусству, в котором главным было умение вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей.

Несмотря на то что и в церковных и в возникших впоследствии светских школах уделялось большое внимание этике, формированию социально адаптированной личности, нравственное воспитание понималось прежде всего как усвоение суммы привычек и манер, и никак не влияло на развитие самостоятельности суждений.

Против такого подхода к воспитанию выступили в эпоху Возрождения ученые-гуманисты, которые стремились восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись как средства стимулирования обучения, вредны для нравственного развития. Поддерживая идею сочетания наглядности с положительными эмоциями, испытываемы ми детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на «печеные буквы», то есть на буквы, которые выпекались из муки и в процессе обучения съедались детьми. Таким образом, эмоциональные проявления стали связываться с более непосредственными и, с точки зрения Эразма, моральными и управляемыми эмоциями. Эта система, стремившаяся увеличить у учеников усердие и любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 года требовал «доставлять ребенку любовь и радость» и учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Однако, психическое развитие ребенка изучали лишь постольку, поскольку это служило целям оптимизации обучения. Справедливо выступая против схоластики и зубрежки, которые не только отупляли детей, тормозили развитие их творческой и познавательной активности, но и снижали мотивацию к учению, эти ученые стремились к соответствию с естественными методами, к учету психических возможностей детей. Недостатком их подхода было то, что, призывая подражать природе, они понимали под природой прежде всего не внутренний мир детей, их психические особенности, но окружающий мир, в котором происходит переход от простой, низкоорганизованной материи к сложным высокоорганизованным существам. К этим переходам от простого к сложному и стремились подражать педагоги того времени, разрабатывая свои методы обучения.

Также, именно в эпоху Ренессанса проявилась двойственность свободы. С одной стороны, растущая независимость человека от внешних властей, а с другой — его растущая изолированность, а в результате и растущее чувство ничтожности и бессилия. Итогом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры было возникновение индивида в современном смысле слова.

Мыслители эпохи Возрождения поставили немало острых философских проблем.

Новые признаки серьезного отношения к человеку как самобытному существу выявляются уже в позднем средневековье, когда собственно и начинается Ренессанс. Уже в раннем Ренессансе на первый план выдвигается свободная человеческая индивидуальность. Эта черта навсегда останется характерной для данной эпохи, хотя пониматься будет везде по-разному.

Мыслители и художники эпохи Ренессанса ощущают в себе безграничные возможности и силу для проникновения в глубины человеческих переживаний, всемогущей красоты природы. Но даже самые великие деятели той эпохи чувствовали какую-то ограниченность человеческого существа, его некоторую беспомощность в преобразовании природы, в художественном творчестве, в религиозных постижениях.

Человеческая личность, освобожденная от внешних запретов, в своем бесконечном самоутверждении и в своей ничем не сдерживаемой стихийности, демонстрировала далеко не идеальные стороны человеческой природы. Обнаруживалось, что индивид, изолированный от социальной общности, не может быть абсолютной основой исторического процесса. Гении понимали всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. Эпоха Ренессанса как бы взывала к потребности заменить обособленного субъекта исторически обоснованным коллективом.

Церковь средних веков в целом не проводила различия между чувственностью и развращенностью. Человеческая сексуальность трактовалась как погибельная страсть. Но вот следующая эпоха ознаменовалась новым отношением к эросу, которое сопровождалось облагораживанием нравов и чувств. В культуре Ренессанса получило признание эллинское воззрение о том, что жизнь соотнесена с человеческой природой. Мыслители той эпохи не сомневались в том, что человеческая красота сообразна с красотой божественной. Люди оценивались как лучшее создание природы и божества.

Размышления представителей позднего Ренессанса о человеческой природе сводились в основном к обоснованию исключительности человека как живого существа, возвышающегося над другими живыми существами. Философы указывали на тот факт, что именно человеческая деятельность выделяет человека из природного царства.

Возрожденческий индивидуализм отражал стихийное самоутверждение человека. Отсюда свободное и независимое отношение к средневековой ортодоксии. Неоплатонизм придавал мироощущению человека Ренессанса поэтический, жизнерадостный характер. Природа осмысливалась как наполненная божественными силами. Все это обусловило «рождение гуманизма» как системы взглядов в области морали, политики, педагогики и общественного прогресса.

Индивид, который в философии Ренессанса рассматривался как изолированный от всей окружающей природы, не мог трактоваться как последнее и абсолютное основание и для природы, и для общества, и для истории. Отсюда ощущение недостаточности и неокончательности сложившегося образа человека. В истории европейской мысли не было другой эпохи, которая с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, в ее красоте и величии.

2.КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2.1Концепция человека Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452−1519) — титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо — «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах; он считал, что живопись распространяется на философию природы.

Следует отметить, что фантазия, начиная с античности считалась «дурной субъективностью». Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека — по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи. Он утверждает, что человек есть «величайшее орудие природы» и лучшие из людей по праву могут быть поименованы «земными богами». Для Леонардо да Винчи идеал — человек-творец, человек-ученый, который должен открывать в себе новые возможности, развивать тело и дух. Леонардо считал, что душа неразрывно связана с телом, она не может существовать и действовать без него. Душа, формирующая тело, есть творческое, жизненное, деятельное начало, заключенное в самой природе. «…духовное начало не противостоит в философии Леонардо телесному…»

Искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в.Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.

Он стремился быть в обществе ученых-естествоиспытателей, т. е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт — главный источник знаний о человеке и о мире. «Мудрость есть дочь опыта», — говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности.

Опыт понимался им широко — это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи — пантеист. Он считал, что в природе размыто «разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы». Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека. Леонардо да Винчи считал, что нужно научиться максимально использовать свой разум, пользоваться скрытым возможностями мозга. Он говорил, что «единственный предел возможностей разума — это предел, который мы сами себе придумываем…». Таким образом, можно сказать, что возможности разума безграничны и только человек решает чего он может достичь. Эти достижения должны оставить след в умах людей о человеке, поэтому не следует расточать и проводить без проку время.

2.2 Идеи Ренессанса во взглядах Пьетро Помпонацци

Наиболее яркий пример философской мысли Возрождения, развивающейся в русле схоластики — творчество крупнейшего схоласта Пьетро Помпонацци (1462−1525).

Помпонацци считал, что мышление предполагает телесные процессы и невозможно без них. Оно невозможно без органов чувств, без ощущений, чувственных образов, представлений. При этом он ссылается на опыт, на Аристотеля, подчеркивает, что поскольку душа есть форма тела, то и разум есть акт органического, физического тела и, следовательно, во всяком своем действии зависит от органа.

Помпонацци говорит, что разум не отделим от тела: «Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом; она никогда не может каким-либо образом действовать или существовать без тела».

Он считает, что человек, обладая не простой, а множественной, не твердо установленной, а двойственной природой, должен быть расположен посреди смертных и бессмертных сущностей.

Он находит в структуре мироздания 3 вида одушевленных существ:

)высшие существа — небесные сущности: нематериальные, духовные, способные к высшему знанию, постижению всеобщего без посредства ощущений, не нуждающиеся в теле и органах;

)низшие существа — животные: нуждающиеся для того, чтобы познавать, в теле и познающие только частные свойства и явления;

)человек, занимающий среднее место: люди зависят от тела не как от субъекта, а как от объекта; они не созерцают всеобщее само по себе, но и познают не только частное, а «постигают всеобщее в частном».

Принадлежность человека к божественному Помпонацци выводит из этических идей. Он говорит, что когда человеческая душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной, превращается в Бога; когда же совершает поступки зверские, то обретает звериный вид.

Помпонацци доказывает нравственность идеи смертности человека и обосновывает превосходство этой идеи над системой, опирающейся на страх загробных мучений и ожидание награды на небесах. Более того, принятие идеи посмертного воздаяния подрывает, по его мнению, общую нравственность, так как ею движет только страх за расплату за грехи. Добродетель же следует предпочесть ради нее самой, ибо в ней самой заложена награда, так же как в пороке — наказание. Земная жизнь — благо. Земное счастье — достижимо, утверждает мыслитель.

Но если душа смертна, то в чем смысл (цель) человеческого счастья в земной жизни? Это — постижение высших, надындивидуальных благ, т. е. благо всего человечества.

Другими совами, только интеллектуального созерцания недостаточно для достижения цели земной жизни. Преимущество человека — не в бессмертии, а в способности к познанию и добродетели, утверждает он. Свобода человека обусловлена природной необходимостью и ограничена ею, но именно сочетанием в самой человеческой природе наклонности как ко благу, так и ко злу обусловлена возможность признания ответственности человека, оценки его поступков и возмездия

Помпонацци исходит из цели — высшего блага, — стоящей перед всеми людьми, перед всем человеческим сообществом, рассматриваемым в качестве единого целостного организма, состоящего из различных частей. «Весь человеческий род, — говорит он, — подобен единому телу, состоящему из различных членов, которые обладают различным назначением, но упорядоченных на общую пользу человечеству… Не все могут обладать равным совершенством, но одним оно дано в большей, другим в меньшей мере… Но есть у людей нечто общее им всем или почти всем. Иначе они не были бы частями одного рода, стремящимися к единому общему благу…».

Помпонацци провозглашает благом земную жизнь, утверждает достижимость земного счастья, заключенного в добродетели и в благе всего человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения эпохи Возрождения были сделаны следующее выводы.

Ренессанс порвал со средневековьем, а то, как утверждают некоторые историографы, почти все возрожденческие новаторы в конце концов каялись и проклинали свое новаторство; Ренессанс не порывал с платонизмом, особенно в своей борьбе с аристотелевской католической ортодоксией. В то же время аристотелизм захватывал передовые позиции и становился не больше и не меньше как философией и эстетикой всего реформаторского движения.

Все эти соображения важны для корректировки основных выводов по антропологической теме, ибо эпоха Ренессанса позволяет порою разрушать, казалось бы, незыблемые устоявшиеся воззрения, характеризующие ее. Скажем, уже отмечалось, что в средние века произошло слияние античного космоцентризма с христианским антропологизмом. Однако связь с космосом не была утрачена. Мыслители средних веков постоянно ощущали дыхание универсума.

Эта связь человека с космосом, как можно полагать, была окончательно утрачена в эпоху Ренессанса. Человек перестал быть вершиной и центром космической жизни. Действительно, если отвлечься от многоплановости эпохи, можно, пожалуй, утверждать, что в целом Ренессанс знаменовал переключение интеллектуальных и жизненно-практических установок на посюстороннюю, земную жизнь.

Следует преодолеть также укоренившуюся в литературе позицию, согласно которой средние века знаменовали собою «ночь» европейской истории. Тогда как Ренессанс, обратившись к античности, к ее свободной философии, к культу обнаженного тела, к земному бытию, освободил антропологическую философию от мистического содержания, обеспечил мощное социальное и индивидуальное развитие европейского человечества. На самом деле многое из того, что фиксируется в эпоху Ренессанса, начиналось еще в Средние века. Кроме того, внутренне Ренессанс содержит в себе глубокие коллизии и противоречия, не позволяющие дать той или иной антропологической теме однозначную оценку.

Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью.

Таким образом, можно сказать, что задачи курсовой работы решены, а цель достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: 1978. — 415 с.

2.Антропология: Учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. — 4-е изд. М.: Издательство Московского университета: Наука, 2007. — 400 с.

3.Белик А. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. — М.: Издательство РГГУ, 2009. — 606 с.

.Большой энциклопедический словарь/Под ред. Прохорова А. И.; Норинт, 2007. — 1456 с.

.Гуревич П. С. Философия человека: Учебное пособие. М.: РГУ, 2009. — 169 с.

.Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: Учеб. Пособие. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.

.Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб: Издательство «Лань», 2007. — 384 с.

.Библиотека Свитк [Электронный ресурс]/web-сайт: svitk.ru — Режим доступа: #"justify">9.Перевезенцев С. В. Антропология философии сред. Веков и эпохи Возрождения. — Учеб. Пособие. — М.: Центр, 2009. — 380 с.

10.Дживилегов А. К. Леонардо да Винчи. — М.: Высшая школа, 1974. — 415 с.

.Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие / сост. Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. — М.: Центр, 2007. — 592 с.

12.Ярошевский М. Г. История психологии: от Античности до середины 20 в.: Учебное пособие. — М., 2008. — 416 с.

13.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector