Координационная подготовленность студентов 1-2 курса

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

.1 Определение понятия «координационные способности»

.2 Методика развития координационных способностей

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Организация исследования

.2 Методы исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Анализ результатов тестирования координационной подготовленности студентов 1-2 — ых курсов факультета физической культуры ШФ «ИвГУ»

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Высокая динамичность современного общества выдвинула значительные требования к физической и функциональной подготовке студентов вузов к предстоящей профессиональной деятельности, среди которых ведущее место занимают высокие показатели здоровья, обусловленные соответствующим уровнем физического развития и физической подготовленности.

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Актуальность изучаемых вопросов обусловлена также проблемой формирования координационных способностей студентов вузов как одного из факторов повышения их физической подготовленности на занятиях физической культурой.

Объект исследования. Координационная подготовленность.

Предмет исследования. Координационная подготовленность студентов 1-2 курса факультета физической культуры Шуйского филиала ИвГУ.

Цель исследования. Сравнить показатели, характеризующие уровень развития координации студентов первого и второго курсов высшего учебного заведения.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

11 стр., 5360 слов

Теоретические основы исследования физического воспитания

... главы, заключения, списка использованной литературы. Список использованной литературы содержит 20 источников. Курсовая работа составляет 27 страниц машинописного текста.   Теоретические основы исследования физического ... физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических ... является развитие физических способностей ребенка – силы ... nbsp; Выполнил: студент гр. 961-у ...

дать характеристику понятия «координационные способности»;

определить методику развития координационных способностей;

проанализировать результаты тестирования координационной подготовленности студентов 1-2 — ых курсов факультета физической культуры ШФ «ИвГУ».

Теоретическая база. Вопросы, связанные с развитием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований (Н.А. Берштейн [2], С.Д. Бойченко [4], А.Г. Карпеев [9], В.И. Лях [11] и т.д.).

Это объясняется тем, что в теории и методике исследования координационных способностей пока не выработаны единые научные принципы их определения и изучения.

Объем и структура научной работы. Курсовая работа изложена на 28-ми страницах и содержит: введение, три главы, выводы, список литературы. Работа иллюстрирована 2-умя таблицами и 1 — ой диаграммой.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты координационной подготовленности человека. Во второй главе изложена краткая характеристика проведенного исследования и методы, используемые нами. Третья глава посвящена анализу результатов исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

.1 Определение понятия «координационные способности»

До недавнего времени понятие «координационные способности» отождествлялось с понятием «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения всё чаще используется термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию. Наиболее всесторонне этим вопросом занимался известный отечественный учёный Н.А. Берштейн [2, с. 55]. В его работах даётся чёткое определение таких понятий, как координация движений и ловкость.

4 стр., 1926 слов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ЛОВКОСТИ

... КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Координационные способности и их виды Ловкость - только часть координационных способностей. Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, ... качество и подвернуть подобным исследованиям. Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе ...

Полное определение координации движений дать очень сложно. Ю.Н. Тишков объясняет это комплексностью и многогранностью этого понятия, так как в основе координации движений лежит высокоорганизованное взаимодействие между множеством органов и систем организма [17, с. 15].

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» в переводе с латинского означающий совместное упорядочивание, согласование, сочетание, приведение в порядок.

Ловкость частная характеристика координированности, а не наоборот. Ловкость сложное качество под которым автор предложил понимать возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные акты. В координированность человека наряду с ловкостью входят и другие способности: меткость, способность удерживать равновесие, раскрепощённость и др.

В.И. Лях ввёл понятие координационных способностей (далее КС).

Под КС он предлагает понимать способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально разрешать различные двигательные задачи, осуществлять дозирование движения в условиях дефицита времени. Координация движений рассматривается как организация управляемости двигательного аппарата [11, с. 32].

В.М. Зациорский предлагает координацию движений рассматривать как совокупность трёх видов координаций: нервной, мышечной и двигательной. Двигательная координация рассматривается как согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче (цели) текущей ситуации (состояния внешней среды) и функциональному состоянию организма [8, с. 30].

Ю.П. Галкин под двигательно-координационными способностями предлагает рассматривать способность человека целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий, а также способность перестраивать их в соответствии с требованиями меняющихся условий [6, с. 21].

3 стр., 1339 слов

Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве

Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная психология и педагогика». Можно выделить три подхода к пониманию природы выразительности движений: психологический, искусствоведческий и психофизиологический. В психологической литературе известно понятие «выразительные движения»; они рассматриваются ...

Среди физических качеств координация занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами и поэтому носит комплексный характер.

По мнению В.И. Лях характерными сторонами процесса координации движений можно считать [11, с. 42-45]:

координация — согласование, соподчинение различных механизмов;

координация — это не управление, а скорее средство для достижения цели;

координация может осуществляться на различных уровнях организации двигательной функции.

Проявление координационных способностей зависит от:

) способности человека к точности анализа движений;

) сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкости и т.д.);

) смелости и решительности;

) возраста;

) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков).

Н.А.Бернштейн выделил четыре уровня КС [2, с. 122-123].

Уровень «А» — уровень тонуса и осанки. Этот уровень не ведет у человека никаких движений и даже по отношению к позам тела бывает ведущим только в совсем особых, исключительных случаях. Действия уровня «А» — и в роли ведущего и в роли фонового — почти полностью непроизвольны.

Уровень «В» — уровень мышечно-суставных связок (уровень синергии).

Он обеспечивает разнообразные локомоции. Благодаря теснейшей связи этого уровня со всей рецепторикой движения под его управлением происходит организация движений во времени, управление ритмом движения, межмышечная координация, цикличность при всевозможных ритмических движениях, пластика движений.

12 стр., 5560 слов

Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров

... действия (Лях В. И., 2000). Под координационной способностью Матвеев Л. П. подразумевал "способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или ... связей и реакций, благодаря которым совершенствуется координационная способность. Обеспечение более высокого уровня развития специальных и общих координационных способностей зависит, не от одной, пусть ...

Уровень «С» — уровень пространства. Он обеспечивает, во-первых, точное объективное восприятие внешнего пространства при сотрудничестве всех органов чувств, опирающемся на прежний опыт, сохраняемый памятью. Во-вторых, это своего рода владение этим внешним окружающим пространством. То сложное, тонкое расчлененное соединение, или синтез, на котором покоится работа уровня «С» называют пространственным полем. Его характеризуют такие свойства, как общность, несдвигаемость и однородность, способность воспринимать размеры и расстояния, формы предметов, углы и направления.

Уровень «Д» — уровень действий. Под действиями следует понимать последовательные движения, направленные на решение определенной двигательной задачи. Этот уровень обеспечивает сенсорные коррекции и управляет построением двигательных навыков.

С психологической точки зрения координация зависит от полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности. Тесно связана она с быстротой и точностью сложных двигательных реакций.

Специалисты разных стран смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате, согласно исследованиям В.И. Лях, на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы и др. Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин КС, стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию [12, с. 48-50].

6 стр., 2606 слов

Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ МОЗГА ПРИ ДЦП. Патоморфологические изменения в нервной системе при ДЦП многообразны. В веществе мозга выявляются дистрофические де­генеративные изменения, пороки и задержки развития. В разви­вающемся мозге эмбриона, плода, новорожденного легко возника­ют обширные перерождения после незначительных первичных очагов. Конечные изменения выражаются не только в нарушении ...

Среди основных видов КС Ю.П. Галкин выделяет [6, с. 12-13]: способность поддерживать равновесие, способность к рациональному мышечному расслаблению, способность точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений («чувство пространства»).

Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные КС — это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

А под специфическими КС понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию — на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Вышеперечисленные виды КС можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС).

Деление на потенциальные и актуальные КС связано с тем, что пока ребенок не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его КС к этим видам двигательной деятельности существуют в потенции, в скрытом, не реализованном виде. После того как он позанимался определенное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных КС.

С.Д. Бойченко также различает элементарные и сложные КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные — в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки [4, с. 15].

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности; Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов ...

В результате многолетних экспериментов было установлено, что между отдельными показателями различных КС и отдельными показателями психофизиологических функций (сенсомоторных, проприорецептивных, перцептивных, интеллектуальных) достоверные положительные корреляции в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Обеспечение более высокого уровня развития специальных и общих КС зависит не от одной, пусть даже и высоко развитой функции, а от относительно высокого уровня развития всех или многих функций в их сочетании. Дело, вероятно, в том, что в силу механизма компенсаций недостаточное развитие одних функций (допустим, перцептивных или интеллектуальных), значимых в структуре определенных КС, может компенсироваться более мощным проявлением других (например, сенсомоторных).

Поэтому, как отмечает В.И. Лях, об уровне развития координационных возможностей индивида можно судить не только по результатам соответствующих двигательных тестов, но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций, причем не отдельно взятых, а всех вместе. В свою очередь, высокий уровень состояния общих и специальных КС позволяет предполагать относительно высокий уровень развития психофизиологических функций, связанных с проявлением этих способностей [4, с. 16].

Координация существенно зависит от деятельности анализаторов, в особенности двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности в быстром овладении движениями и их перестройке. Важнейшими факторами координационных способностей с физиологических позиций являются упорядочивающие свойства центральной нервной системы и их пластичностью. Так же эти способности определяются состоянием нервно-мышечного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Чем богаче у человека фонд двигательных движений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость. В психолого-педагогическом аспекте обобщенные черты двигательно-координационных способностей в какой-то мере характеризуется такими понятиями, как «моторная обучаемость, двигательная сноровка, находчивость» и т.д.

Известно, что чрезмерная активность мышц приводит к ухудшению координации движений в случае, если избыточное напряжение «ведущей мышцы» в соответствующей фазе движения удлиняет время ее расслабления, а это в свою очередь, препятствует быстрому развитию активности другой мышцы, которая должна стать «ведущей» в следующей фазе движения/

Cогласно В.П. Филину, качество координации движений обусловлено в какой-то мере и способностью без изменений мышечной напряженности (скованности) поддерживать позу и особенно выполнять двигательные действия. Различают тоническую и координационную напряженность мышц, обеспечивающих поддержание позы. Координационная напряженность выражается в скованности, закрепощенности движений, связанной с изменчивой активностью мышечных сокращений, не полным или замедленным переходом мышц в фазу расслабления. Обе эти напряженности препятствуют формированию совершенной техники, ухудшают их общую результативность, способствует утомлению [18, с. 44].

Таким образом, под координационными способностями понимают совокупность двигательных способностей, позволяющих быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях. Важнейшие координационные способности, необходимые для обеспечивания успеха в разных видах спорта, не одинаковы. И если говорить о видах и количестве координационных способностей, то независимо от того, какие подходы используют исследователи для их выделения, этих способностей очень много и их проявление в различных видах спорта так же велико.

.2 Методика развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач ( по В.С. Кузнецову, Ж.К. Холодову) [10, с. 55]:

а) по разностороннему;

б) специально направленному их развитию.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

Сложность координационных способностей, как физического качества, делает практически невозможным изложение конкретной методики их воспитания. Однако определенные теоретико-методические рекомендации в разных сочетаниях используются в практике физического воспитания. В.П. Филин, Н.А. Фомин отмечают некоторые из методических направлений [19, с. 19-20].

. Одним из важнейших путей воспитания координационных способностей является систематическое, начиная с самых ранних детских лет, обучение новым двигательным умениям и навыкам и видоизменения изученных действий. Прекращение обучения новым движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

. Для воспитания координационных способностей можно применять любые физические упражнения, но желательно с наличием в них элементов сложности и новизны. Причем, если даже очень сложное упражнение становится привычным, т.е. выполняется на уровне навыка, то его эффект для развития координационных способностей заметно падает. Все эти нововведения будут способствовать формированию не жестких, а вариативных двигательных умений и навыков.

. Положительный результат для совершенствования координационных способностей приносит использование эффекта отрицательного «переноса» двигательных навыков.

. При воспитании способности сохранять равновесие (статическое или динамическое) применяют два методических подхода. Равновесие — одно из основных двигательно-координационных качеств, развитие и совершенствование которого необходимо в течение всей жизни. Являясь сложным двигательно-координационным качеством, равновесие имеет следующие компоненты:

рациональное расположение звеньев тела;

минимизацию количества степеней свободы движущейся системы;

дозировку и перераспределение мышечных усилий;

уровень пространственной ориентации.

. Опорность — основной принцип, которым пронизывается вся двигательная деятельность спортсменов в процессе борьбы. Практически невозможно произвести ни одного контролируемого технического действия в борьбе, не обеспечив собственную опорность и не нарушив опорности соперника.

По своему смыслу опорность означает способность человека благодаря биомеханическим свойствам его тела создавать опору внешним предметам и телам и тем самым контролировать их перемещение в каком-либо направлении.

Суть метода развития координации движений на принципе опорности (согласно Н.А. Берштейн) [12, с. 77]: организация специальным образом динамического воздействия на тело человека, вынуждающего последнего адаптироваться к этому воздействию в природосообразном порядке посредством координации и регуляции своих движений, а именно: обеспечить опорность своего тела по отношению к этому воздействию. Для развития координации движений на основе принципа опорности применяются разнообразные специальные «упражнения на опорность», выполняемые с партнером или с партнерами.

. Совершенствование пространственно-динамической точности движений осуществляется по двум методическим направлениям. Точность, как и другие двигательно-координационные качества, развивается и совершенствуется при наличии определенной целевой установки и использовании определенной методики. В зависимости от конкретного проявления этого качества, задач спортивной тренировки, возраста и уровня тренированности требуются разная продолжительность занятий и разная направленность, а также специфические методы и методические приемы.

. Следующий методический подход связан с преодолением нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению. Доказано большое влияние эффективности нервно-мышечной передачи импульсов на уровень развития и проявление силовых качеств, гибкости, выносливости, скоростных и координационных способностей.

Опираясь на исследования И.И. Сулейманова, рассмотрим особенности дозирования нагрузки в процессе воспитания координационных способностей [16, с. 14].

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Кроме того, процесс обучения новым движениям всегда связан с быстрым нарастанием утомления. А при утомлении как физическом, так и психическом также сильно снижается четкость мышечных ощущений. В этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо. Отсюда вытекает следующая методическая установка.

Упражнения на развитие координационных способностей необходимо применять по возможности часто, т.к. при этом расширяется запас двигательных умений и навыков и одновременно совершенствуется сама способность к их быстрому освоению. Однако нельзя, как уже было отмечено, доводить организм до заметного утомления.

Вместе с тем это общее правило имеет исключение. Оказывается, что утомление в ряде случаев может способствовать улучшению координации движений. Так, при утомлении возникает объективная необходимость более экономно выполнять движения, тем самым непроизвольно устраняется излишняя мышечная напряженность, что ведет к совершенствованию координационной выносливости.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

М.М. Боген отмечает, что в спортивной тренировке применяют две группы таких средств: подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта [3, с. 78-79].

В целом же общие установки при занятиях «на координацию» должны исходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления;

в) в структуре отдельного занятия, задачи, связанные с совершенствованием координационных способностей, желательно планировать в начале основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для относительного восстановления работоспособности.

Воспитывая координационные способности, важно соблюдать все без исключения методические принципы, которые в совокупности определяют основные аспекты их совершенствования.

Итак, упражнения для совершенствования координационных способностей любого спортсмена занимают одно из ведущих мест в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Эти упражнения воспитывают у занимающихся способность быстро ориентироваться и перестраиваться в соответствии с изменяющейся обстановкой. К группе координационно-сложных упражнений относятся разнообразные упражнения: на равновесие, ловкость, устойчивость, координированность и т.д.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Организация исследования

Наше исследование состояло из трёх основных этапов.

Подготовительный этап.

Включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, подготовку инструментария.

Теоретический анализ литературных источников позволил дать теоретическое обоснование выдвинутых положений и помог в объяснении результатов исследования.

Изучались следующие аспекты проблемы: определение понятия «координационные способности»; методика развития координационных способностей.

Основной этап. Для реализации целей и задач, поставленных в работе, нами было проведено исследование координационной подготовленности студентов первого и второго курсов факультета физической культуры.

В исследовании принимали участие студенты первого и второго курса факультета физической культуры ШФ «ИвГУ», в количестве 20 — ти человек (18 юношей и 2 девушки) в возрасте 17 — 19 лет.

Тестирование и контрольные испытания проводились в конце учебного года (апрель-май) по общепринятой методике.

Задача исследования заключалась в сравнительной характеристике координационных показателей между студентами первого и второго курсов.

Заключительный этап. На этом этапе был проведен анализ результатов исследования, сделаны выводы по каждой из нами поставленных задач. Кроме того, на этом этапе мы занимались оформлением работы по всем соответствующим стандартам, внесением сносок, редактированием текста.

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

.Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

. Наблюдение;

.Тестирование координационной подготовленности;

.Математическая обработка данных;

. Сравнение.

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы использовался для изучения состояния проблемы исследования.

Изучались следующие аспекты проблемы: характеристика понятия «координационные способности»; методика развития координационных способностей.

Наблюдение. В ходе проводимого исследования данный метод использовался с целью получения информации о состоянии (физическом, эмоциональном) занимающихся во время и после тренировочных занятий, выполнения упражнений, сдаче контрольных тестов.

Тестирование координационной подготовленности включало следующие 6 тестов:

.Челночный бег (3×10 м) в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой — два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельной скоростью.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Тест закончен.

.Метание теннисного мяча на дальность (из положения сед ноги врозь).

Оборудование: теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью до 0,1 м.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает и. п. — сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Марш!» учащийся выполняет метание теннисного мяча из-за головы, сидя лицом по направлению метания.

.Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; баскетбольный мячи; ровная дорожка длиной 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; 3 вертикальные стойки. По прямой линии бега проводят 3 круга диаметром 0,8 м. Центры кругов расположены друг от друга на расстоянии 2,5м, куда устанавливают вертикальные стойки. Расстояние от старта до центра первой стойки и от финиша до центра третьей стойки также 2,5 м.

Процедура тестирования. Задача испытуемого, ведя мяч только одной рукой, последовательно обежать вокруг каждой из трех стоек и финишировать, стремясь выполнить задание за наименьшее время.

. Тест «Проба А.И. Яроцкого О.С.».

Глаза студента закрыты. Необходимо непрерывно вращать головой в одну сторону в темпе два движения в секунду.

Учитывается время от начала движения головой до момента потери равновесия.

. Тест «Метание теннисного мяча на точность попадания».

Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2х2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.

Результат — точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в см с точностью до 5 см).

. Тест «Три кувырка вперед».

Оборудование: секундомер; маты.

Испытуемый встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде «Марш!» испытуемый принимает положение упора присев и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать их за минимальный отрезок времени. После последнего кувырка испытуемый вновь принимает основную стойку.

Фиксируется время выполнения трех кувырков вперед от команды «Можно!» до принятия учащимися исходного положения

Общие указания и замечания. После команды «Марш!» выполняющий тест в обязательном порядке должен принять положение упора присев, а затем приступить к выполнению кувырков. Осуществление длинных кувырков запрещается. После последнего кувырка следует зафиксировать положение основной стойки. Разрешаются две зачетные попытки, результат лучшей из них заносится в протокол.

Метод математической обработки данных использовался для вычисления общего арифметического показателя.

Метод сравнения — универсальный логический прием познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие изучаемых (исследуемых) объектов, явлений путем их сопоставления. Мы сравнивали показатели координационной подготовленности студентов 1- ого и 2-ого курсов.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Анализ результатов тестирования координационной подготовленности студентов 1-2 — ых курсов факультета физической культуры ШФ «ИвГУ»

В исследовании принимали участие студенты первого и второго курса факультета физической культуры ШФ «ИвГУ», в количестве 20 — ти человек (18 юношей и 2 девушки) в возрасте 17 — 19 лет.

Тестирование проводилось по всем показателям определяющим координационные способности испытуемых, с целью проверки влияния практических занятий на уровень развития координационных способностей.

Студенты первого курса на протяжении 1 -ого учебного года, а студенты второго курса на протяжении 2 — ух учебных лет выполняли практический материал из учебных программ по физическому воспитанию в соответствии с учебным расписанием Университета.

Таким образом, в итоге, нам предстояло сравнить уровень развития координационной подготовленности студентов спустя один и год и два после учебных занятий физической культурой.

Для решения цели и задач исследований нами были отобраны и систематизированы шесть тестов, показатели которых характеризуют координационные способности испытуемых.

.Челночный бег (3×10 м).

.Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

.Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

. Проба А.И. Яроцкого О.С.

. Тест «Метание теннисного мяча на точность попадания».

. Тест. Три кувырка вперед.

Проведенные тесты характеризуют различные стороны координационной подготовленности студентов и выполняются в различных видах измерений (секундах, метрах и т.д.).

Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Координационная подготовленность студентов 1 курса 1 группы 2 курса 2 группы ФФК

Тест1 курс2 курсРазницаБег челнок 3х10 (с)7,27,00,2Метание теннисного мяча на дальность (м)34, 236,22Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения (с)9,490,4Проба А.И. Яроцкого О.С. (с)28,432,13,7Метание теннисного мяча на точность попадания (ср.зн)0,70,70Три кувырка вперед (с)4,13, 90,2

Анализ показателей координационной подготовленности студентов позволил вычислить процентное соотношение между показателями, которое мы рассмотрели на рисунке 1.

Рис.1. График разницы координационных показателей 1-ого и 2-ого курсов ФФК

Тест «Бег челнок 3х10» позволяет исследовать не только быстроту, но и косвенно оценить ловкость, координационные способности испытуемого. Уровень быстроты и координации студентов 2-ого курса, выше, чем у студентов 1 — ого. Разница между испытуемыми мала, но ощутима — 0,2 секунды (табл. 1).

Наблюдая за выполнением теста, второкурсники также показали более уверенный бег, чем их младшие приемники.

Тест «Метание теннисного мяча на дальность» характеризует показатели координационных способностей в баллистических движениях с установкой на «силу». Этот тест также показал более высокий уровень подготовленности у студентов второго курса. Разница составила 2 м (табл. 1).

Тест «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» характеризует координационные способности в спортивно-игровых двигательных действиях, способность к перестроению и приспособлению. Второкурсники снова показали лучшие результаты. Разница- 0,4 секунды (табл.1) .

Тест «Проба А.И. Яроцкого О.С.» позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора (таблица 2).

Таблица 2

Показатели Пробы Яроцкого О.С. студентов 1 курса 1 группы 2 курса 2 группы ФФК

Тест1 курс2 курсюношидевушкиюношидевушкиПроба А.И. Яроцкого О.С. (с)28,92632,330

Согласно автору теста удержание равновесия 35 с. — «отлично», 20 с. — «хорошо», 16 с. — «удовлетворительно». По результатам проведенной пробы не выявлено студентов с неудовлетворительной реакцией на пробу, также не отмечалось резких отклонений туловища от оси вращения.

Обе группы показали результаты «хорошо», но приближенно к «отлично». Не смотря на схожую оценку, все таки второкурсники смогли удержать равновесие больше юноши на 3,4, девушки на 4 (табл. 2).

Тест «Метание теннисного мяча на точность попадания» показывает координационные способности в баллистических движениях с установкой «на меткость»; способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движений.

Разницы между группами студентов не выявлено. Это свидетельствует о том, что студенты находятся на одинаковом двигательном уровне развития тестируемого качества.

Тест «Три кувырка вперед» определяет координационные способности в акробатических упражнениях; способность к согласованию и приспособлению. Данный текс показал разницу между второкурсниками и первокурсниками в 0,2% с (табл.1) .

Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что испытуемые при выполнении данных тестов, в большинстве случаев, проявили «средний» и «выше среднего» уровень развития координационных способностей. Проведенное тестирование показало, что от курса к курсу можно наблюдать тенденцию к улучшению выполнения тестов. Это свидетельствует о том, что выполнение учебного материала программы по физическому воспитанию способствовало улучшению развития координационных способностей испытуемых, в результате чего упражнения на координацию на втором курсе были выполнены на более высоком спортивно-техническом уровне, чем на первом.

ВЫВОДЫ

В соответствии с поставленными задачами, нами были сделаны следующие выводы

.Под координационными способностями понимают совокупность двигательных способностей, позволяющих быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях. Важнейшие координационные способности, необходимые для обеспечивания успеха в разных видах спорта, не одинаковы. И если говорить о видах и количестве координационных способностей, то независимо от того, какие подходы используют исследователи для их выделения, этих способностей очень много и их проявление в различных видах спорта так же велико.

.Упражнения для совершенствования координационных способностей любого спортсмена занимают одно из ведущих мест в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Эти упражнения воспитывают у занимающихся способность быстро ориентироваться и перестраиваться в соответствии с изменяющейся обстановкой. К группе координационно-сложных упражнений относятся разнообразные упражнения: на равновесие, ловкость, устойчивость, координированность и т.д.

.Результаты исследований свидетельствуют о том, что испытуемые при выполнении данных тестов, в большинстве случаев, проявили «средний» и «выше среднего» уровень развития координационных способностей. Проведенное тестирование показало, что от курса к курсу можно наблюдать тенденцию к улучшению выполнения тестов. Это свидетельствует о том, что выполнение учебного материала программы по физическому воспитанию способствовало улучшению развития координационных способностей испытуемых, в результате чего упражнения на координацию на втором курсе были выполнены на более высоком спортивно-техническом уровне, чем на первом.

координационный способность студент

ЛИТЕРАТУРА

.Ашмарин, Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин. — М.:Просвещение, 1984. — 123 с.

2.Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии./ Н.А. Берштейн. — М.: Физкультура и спорт. — 2011.- 228 с.

.Боген, М.М. Обучение двигательным действиям/С.Д. Боген.- М.: Физкультура и спорт, 2005. — 193 с.

.Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке/ С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко // Теория и практика физической культуры. — 2003. — №8. — С.15-18.

.Благуш, П. К теории тестирования двигательных способностей / Сокр. Пер. с чешского С.П. Петуховой. — М.: ФиС, 1982. — 165 с.

.Галкин, Ю.П. Дифференцированные методики физического воспитания (Теоретико-методический аспект)/Ю.П. Галкин. — Смоленск: СГИФК, 2009. — 49с.

.Годик, М.А., Айрапетьянц, Л.Р. Содержание и организация комплексного контроля // Волейбол/ Сб.статей под ред. Ю.Н. Клещева.- М.: ФиС, 2003. — С. 26-49

.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 273 с.

9.Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. — Омск, 2012. — С. 24-32.

10.Кузнецов, В.С., Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта/ В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов, — М.: Академия, 2000.- 320 с.

11.Лях, В.И. Координационные способности школьников./ В.И. Лях. — Минск, 1989 — 159с.

.Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №1. — С. 48-50.

.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 483 с.

.Менхин, Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий / Ю.В. Менхин. — М.: ФиС, 2011. — 148 с.

.Пашкова Н.В., Кудрявцев М.Д. Методика обучения школьников двигательным действиям и формирования у них двигательных навыков в учебном процессе // Начальная школа. — 2004. — № 4. — С. 8-12

.Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей /И.И. Сулейманов.- Омск.- 1986.- 200 с.

.Тишков, Ю.Н. Особенности применения сложнокоординированных упражнений в спортивной тренировке: автореф. дисс…канд. пед. наук. — Красноярск, 2001. — 22с.

.Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов /В.П. Филин,- М: Физкультура и спорт. -1974. — 232 с.

.Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.

.Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.