исследовать механизм социальной защиты студенчества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ студенчество как социальной группы

1.1. Студенчество как особая социальная группа…………………………….6

1.2. Основные проблемы студенчества………………………………………12

Глава 2. Система социальной защиты и поддержки студенческой молодежи

2.1. Нормативно-правовая база социальной помощи студентам……………18

2.2. Социальная поддержка студентов в Башкирском государственном университете……………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………..29

Список используемой литературы……………………………………………..32

Введение

В данной работе рассматривается тема: «Социальная защита студенчества». В России социальная политика была и остается в ряду главных особенностей общественного развития. Основной задачей социальной политики в современном обществе является повышение уровня и качества жизни населения. Особенностью социальной политики является дифференцированный подход к разным категориям населения, различным социальным группам и слоям, представленным в социальной структуре современного общества. В этой структуре особое место занимает студенческая молодежь.

Актуальность исследования: Научный интерес к такой группе, как студенчество, определяется тем, что в обществе развиваются отрасли народного хозяйства, наука и культура и это обуславливает дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием. Также возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов. Студенчество является важным источником воспроизводства интеллигенций и высококвалифицированных специалистов. В нынешнее время благодаря коммерциализации и значительного большого роста популярности высшего образования значительная большая часть молодежи в основном являются студентами. Не являясь производительной частью общества и практически не участвуя в производстве товаров и услуг, тем самым студенты практически не имеют самостоятельных материальных источников своего существования, находясь в зависимости от своих родителей. В таких условиях сам вуз должен быть нацелен не только на обучающую функцию, связанную с формированием высококвалифицированного специалиста, но и в немалой степени на личность студента, его формирование как гражданина, также развитие его индивидуальных личностных качеств, создание защитных и поддерживающих в социальном плане условий. Поэтому важное значение приобретает такое направление в деятельности вуза, различных его структур и подразделений — начиная от административных, профессорско-преподавательских до общественно управленческих, самодеятельных студенческих, — которое непосредственно связано с осуществлением различных социально-защитных мероприятий, обеспечивающих именно социальную поддержку студентов в период обучения в вузах.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения. Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи ...

Степень изученности темы: анализ литературы по данной теме показал, что вопросам положения студентов в обществе и социальной работы с студенчеством посвящаются многочисленные труды отечественных авторов, которые затрагивают такие аспекты, как характеристика студенчества как социально-демографической группы, социальная работа с студентами, а так же виды и способы оказываемой помощи студентам.

Молодежь как специфическая социальная группа рассматривается в трудах Ананьев Б.Г, Бочавера А.А, Власенко А. С, Ищенко Т. В, Иконникова С. Н, И.С.Кона и других авторов, чьи научные разработки в области социального управления очень существенны.

Объект исследования — студенчество.

Предмет исследования — организационно-управленческие аспекты функционирования системы социальной защиты студенчества.

Цель курсовой работы — исследовать механизм социальной защиты студенчества.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть студенчество как особую социальную группу;

2.Выявить основные проблемы студенчества;

3.Проанализировать социально-правовые аспекты управления социальной защитой студенчества;

4.Исследовать программу социальной поддержки студентов в Башкирском государственном университете.

Эмпирическая база: были использованы данные социологических исследований на сайтах башкирских учебных заведений, данные социологических опросов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретический анализ студенчество как социальной группы

1.1 Студенчество как особая социальная группа

Основным понятием в данной работе будет служить термин «студенчество». Обратимся к его предметному рассмотрению. Для этого нужно, в первую очередь, вывести определение.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

Тема: Социальный проект «Навстречу друг другу» Ребёнок является объектом исследования различных направлений современного научного знания, таких как: возрастная психология, психофизиология, педагогика, педагогическая психология, теория социальной работы. Интерес многих отраслей научного знания к ребёнку, как к объекту исследования, обусловлен тем, что именно в детском возрасте происходит ...

Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества.

Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «Студенчество — это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, — пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, — как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность».

Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С.Власенко и Т.В.Ищенко. А.С.Власенко пишет: «Студенчество — это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».

Т.В.Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество — особая общественная группа общества, резерв интеллигенции — объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня — представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению — молодежи».

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

4. Предпосылки теории (Серджент) пологал что СП была подготовлена 4 школами. Школа соц. Филосовии( Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо) Школа соц. Антропологии (Лазарус, Штендаль, Вундт) Школа английского революционизма ( Дарвин, Спенсор и др) Школа ранней социологии ( Конт, Дюркгейм) Ряд других наук: Антропология Тейлор, архиелогия Моргана, этнография Леви-брюль, ОП Вундт, Риббо, Макдауголл, ...

Итак, выведем общее определение из вышеприведенных.

Студенчество — это собственно студенты как социально-демографическая группа, характеризующаяся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д.; определённое общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации, которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями.

Обратимся к истории. Это поможет нам сложить наиболее полное мнение о рассматриваемой социальной категории, понять истоки ее проблем и, возможно, в последующем найти пути их решения.

Студенчество как социальная группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с университетами.

Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. Конечно, статус студенчества на первых порах его возникновения не мог сравниться с его нынешним социальным статусом. Студенчество отличалось миграционным образом жизни, так как студенты постоянно перемещались из одного университета в другой в целях повышения образования.

Студентом называли учащегося высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только для учащихся. С развитием капитализма и повышением уровня значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества начинает возрастать. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 -начале 20 веков. Студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Иркутский филиал КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по социологии Социальные группы процесс образования, классификация, групповая динамика Выполнила студентка 4 курса факультета коммерции и маркетинга Иванова М. А. Проверила Бороздина Л.И. Иркутск 2005 Социальные группы процесс образования, классификация, групповая ...

Вернемся к теоретическому рассмотрению предмета исследования.

Студенчество, является частью молодежи, и представляет собой специфическую социальную группу, и характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, также системой ценностных ориентаций. В возрастном отношении ст……..

Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. — М., 1980. — с.4

2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

3. Бочавер А.А. Личностные особенности студентов-психологов // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. — М.: МОСУ, РПО, 2000. — с.129

4. Власенко А. С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе. М., 1999. — с. 54.

5. Всероссийская студенческая конференция. 21 — 22 ноября 2002. — Самара: СГЭА, 2002, стр. 105 — 106

6. Дубинина, Э.В. Социальная защита студенческой семьи: проблемы и перспективы / Э.В. Дубинина // Благополучие молодой семьи: опыт, проблемы, перспективы : Материалы межрегион, научно-практической конф, Уфа, 2003

7. Дубинина, Э.В. О специфике социальной защиты студенчества / Э.В. Дубинина//Социол. исслед. 2006. -№10

8. Дубинина, Э.В. Изменение стереотипа о социальной защите как одно из условий повышения ее эффективности / Э.В. Дубинина // Гагаринские чтения : Материалы междунар. молодежной научной конф., Москва: МАТИ, 2002. Т. 8

9. Иконникова С. Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета.- 1985. — с.18-20

10. Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1991. — с. 243.

11. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. / ред. кол.: С.С. Северинцев и др. М., 1989. — с.12

12. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7. — с.34314. Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487.

5 стр., 2446 слов

Правительство российской федерации 18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 июля 1995 г. N 676 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном ...

13. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. — М., 2003. — с.38.

14. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. — М., 2003. — с.39.

15. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников высшей школы // Социологические исследования. — 1994. — C.13

16. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (Опыт сравнительного анализа) // Вестник СПбГУ.- Сер.6.- 1996.- Вып.1 (№ 5).- С.40

17. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. — Свердловск, 1982. С. 132

Законодательные акты

1. Закон Республики Башкортостан «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан» от 17 июля 1993 г. / Законы РБ. Вып. 6. Уфа. 1994.

2. Постановление Правительства РФ от 06.04.1995 N 309 «Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования».

3. Постановление Правительства Российской Федерации, № 1015, 27декабря 2000 г. «О воинской обязанности и военной службе»

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей»

5. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» № 33 от 18 января 1992 г.;

6. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

7. Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» №122 ФЗ от 7 августа 2000 г.;

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» № 35 ФЗ от 21 апреля 2005 г.;