Использование рационального подхода к улаживанию межличностных конфликтов и преодолению стресса. Рекомендации по использованию рационального поведения для О

Содержание

Введение…4

1 Теоретические аспекты методики улаживания конфликтов и преодоления стрессов…6

1.1 Сущность и содержание эффективного общения и рационального поведения в конфликте…6

1.2 Психологические особенности и поведенческие характеристики субъектов конфликта…14

2 Анализ межличностных конфликтов и стрессов в ОАО «Гранд»…25

2.1 Характеристика организации ОАО «Гранд»…25

2.2 Анализ конфликтной ситуации в ОАО «Гранд»…28

3 Рекомендации по использованию рационального поведения для ОАО «Гранд»…34

Заключение…40

Список использованных источников…42

Введение

Жизнь любой организации, в том числе взаимоотношения людей не протекают гладко. Каждому человеку не раз приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Сегодня конфликты — повседневная реальность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтной ситуации необходимо каждому для эффективного решения возникающих проблем. Каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, возникновение конфликтов сопровождается обилием отрицательных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, чувством вины, напряжением, и все это наносит ущерб здоровью участников конфликта. К сожалению, стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время приближающейся экзаменационной сессии.

10 стр., 4571 слов

Поведение в конфликтах

... исход (разрешение) конфликта. При рациональном поведении участников конфликт, проходя все ... конфликта. 1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания ... вредные ферменты - спутники стресса (например, адреналин). ... анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта ...

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом и конфликтными ситуациями. Некоторые методики являются современными разработками, но все они берут начало из работ специалистов, которые занимались исследованиями психических процессов, к которым относятся и эмоции. Все это доказывает важность рассматриваемой темы. Цель: анализ межличностных конфликтов и стрессов в ОАО «Гранд». Предмет исследования — использование рационального подхода к улаживанию межличностных конфликтов и преодоление стресса в ОАО «Гранд». Объектом исследования является ОАО «Гранд». Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть сущность и содержание эффективного общения и рационального поведения в конфликте; 2) рассмотреть психологические особенности и поведенческие характеристики субъектов конфликта; 3) провести анализ межличностных конфликтов и стрессов в ОАО «Гранд»; 4) проанализировать конфликтную ситуацию в ОАО «Гранд»; 5) разработать рекомендации по использованию рационального поведения для ОАО «Гранд».

1 Теоретические аспекты методики улаживания конфликтов и преодоления стрессов

1.1 Сущность и содержание эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения и конструктивного взаимодействия конфликтующих сторон. Но зачастую у оппонентов эмоциональная составляющая преобладает над когнитивной, это ведет к тому, что они не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт < konflikt-877.htm>заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Рассмотрению этих технологий посвящена данная статья. Для уяснения конкретного содержания технологии эффективного общения в конфликте важно иметь в виду, что само общение < 4322/obshchenie>как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает достижение определенных целей общения < obshchenie-i-ego-funkcii-425.htm>. Перцепция — восприятие < smyslovoe-vospriyatie-232.htm>, изучение, понимание и оценка «S" — функций конфликта < konflikt-877.htm>, объекта конфликта и оппонента.

4 стр., 1933 слов

Технологии рационального поведения

... одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы. Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции направленной на обеспечение ... : «Кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция — конкуренцию». Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм ...

Это процесс формирования в его сознании образов конфликтной ситуации как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга. Фактически это формирование субъективного образа конфликтной ситуации. Коммуникация < verbalnaya-kommunikaciya-kriterii-pravila-1095.htm> отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией. [1] Интеракция (от англ. interaction) — взаимодействие. Проявляется в необходимости соблюдения оппонентами установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении. [1] Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки «S"-Ta конфликта. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, оппоненты нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте < ponyatiynaya-shema-opisaniya-konflikta-529.htm>.

Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на организацию эффективного общения. Технология организации эффективного общения в конфликте предполагает соблюдение ряда правил. Соблюдение этих правил позволяет эффективно выстраивать процесс общения между «S"-ами конфликта по переводу его в конструктивное русло. Наряду с общением, немаловажную роль в конструктивном разрешении конфликта играет организация < 3569/chto-takoe-organizaciya>рационального взаимодействия между его субъектами. Соблюдение этих правил позволяет эффективно выстраивать процесс общения между «S"-ктом конфликта по переводу его в конструктивное русло.[4] Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте, знанием основных принципов и правил поведения < sushchnost-povedeniya-84.htm>. Основными предпосылками рационального поведения в конфликте являются: — знание общих принципов управления < lichnost-kak-obekt-upravleniya-i-samoupravleniya-288.htm> конфликтной ситуацией, и умение использовать их для ее анализа;

5 стр., 2170 слов

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с роди

... самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.   Игра «Молекулы» Цель: эмоциональная разрядка ... или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя ...

— уровень общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией; - умение на этой общей теоретической основе анализировать конкретную предконфликтную ситуацию, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее разрешению; - степень соответствия выбранных методов корректировки сложившейся конфликтной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию. Организация рационального взаимодействия между субъектами конфликта предполагает использование целого ряда соответствующих методов как социально-психологического, организационного, так и морально-этического характера. [6] Рассмотрим социально-психологические методы, ориентированные на корректировку мыслей < dinamika-myslitelnoy-deyatelnosti-190.htm>, чувств < chuvstva-i-emocii-1238.htm> и настроений «S"-тов конфликтного взаимодействия.

7 стр., 3064 слов

Взаимодействие в конфликте 2

... организации.             Дляболее глубокого понимания сущности конфликта и овладения методами ... этим важное значение приобретают различия между конструктивным и деструктивным конфликтом.       ... в конкурентной борьбе. Однако, с позициймежличностного взаимодействия, сотрудничество часто не обосновано приносится вжертву ...

Метод согласия связан с вовлечением оппонентов в совместные практические действия по разрешению проблемы. В ходе их осуществления расширяется поле общих интересов, оппоненты лучше узнают друг друга, привыкают к сотрудничеству, совместному разрешению возникающих проблем. Метод доброжелательности, или эмпатии — сопереживание и сочувствие, понимание внутренних состояний оппонента. Он предполагает не только выражение необходимого сочувствия, но и возможность оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности < teorii-agressii-594.htm>, невежливости. Метод сохранения репутации оппонента, уважения к его достоинству. Означает выражение должного уважения к его личности < myshlenie-o-konkretnom-cheloveke-656.htm>. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету. Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности < sposobnosti-kak-integralnoe-lichnostnoe-obrazovanie-580.htm> партнера, какими не располагаем мы сами.

Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков оппонентов помогают укрепить взаимное доверие и уважение, напилить сотрудничество. Метод недопущения дискриминации требует исключения подчеркивания превосходства и каких бы то ни было различий между ними. Метод психологического поглаживания — поддержка положительных эмоциональных < teorii-emocionalnogo-reagirovaniya-568.htm> состояний оппонента. Достаточно эффективным организационным методом, особенно на первой стадии организации конструктивного конфликтного взаимодействия, выступает бесконтактное общение, например, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью резкого обострения отношений. [6] Немаловажное значение при организации конструктивного конфликтного взаимодействия играет правильная оценка знаков невербальной < neverbalnaya-kommunikaciya-vidy-harakteristika-1091.htm> информации. Организация эффективного конструктивного взаимодействия предполагает:[4] - Выделение специального времени для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолевать желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода.

12 стр., 5906 слов

Информационное взаимодействие оппонентов в конфликте

... сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства, так ... органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением. Формы правления ... структуру, методы осуществления государственной власти. В самом сжатом виде форму государства можно определить как организацию и ...

Чтобы достичь цели, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему. При этом важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т. е. попыток силового давления. — Создание необходимых удобств для организации взаимодействия. — Взаимная выработка конструктивных условий. — Определение порядка их выполнения. Среди различных приемов и способов организации конструктивного взаимодействия не следует забывать и еще об одном: здоровом чувстве юмора. Наличие этого чувства < 2938/chuvstva>- одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на возможность разрешения проблемы. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примирять, казалось бы, несоединимое и непримиримое: добро < 2295/chto-takoe-dobro>и зло возвышенное и мелкое, серьезное и смешное. Будучи действенным инструментом благоприятной совместной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего спряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством …

Список использованных источников

1. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор. М.: изд. центр «Академия», 2009. — 526 с.

2. Гагаринская, Г. Конфликты и их предотвращение. — М.: изд-во «Кадры», 2010. — 110 с.

13 стр., 6174 слов

Влияние темперамента на практическую деятельность человека Введение

... и проведение исследования Психодиагностика взрослых людей имеет свои особенности. Во-первых ... людьми и вызывают с их стороны определенные реакции. Глава 2. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности 2.1. Организация ... , что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут ...

3. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование — СПб: Лениздат., 2010 — 654 с.

4. Долгов, В. Ф. Социально-психологические аспекты в организации управления коллективом. — М.: изд-во «Логос», 2009. — 336 с.

5. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования. — М.: изд-во «Мысль», 2011 — 147 с.

6. Дмитриев, А., Кудрявцев, В., Кудрявцев, С. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: изд-во «АСТ», 2010. — 198 с.

7. Зазыкин, В. Г., Нечаева, Н. С. Введение в психологию конфликтов (на примерах конфликтов в коллективных организациях) — М.: изд. центр «Академия», 2009. — 115 с.

8. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. — М.: изд-во ТЦ «Сфера», 2009. — 304 с. 9. Коган Б. М. Стресс и адаптация. — М.: Знание, 2010 — 210 с. 10. Лобан Н. А. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 11. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 201 — 220 с. 12. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 2009 — 480 с.

13. Психология делового общения и управленческих воздействий / Под ред. В.В. Горанчука. — Санкт-Петербург: Нева, 2010

14. Скотт Дж. Конфликты. Пути их преодоления — Киев, Внешторгиздат., 2010 — с. 19 — 22

15. Скотт, Дж. Г. Способы разрешения конфликтов.- СПб., 2009. — 304 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector