Использование двигательного игрового тренинга в дошкольных и оздоровительных учреждениях

Курсовая работа

Использование двигательного игрового тренинга в дошкольных и оздоровительных учреждениях

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные тенденции психического развития в дошкольном возрасте

4

1.1. Развитие моторики 4
1.2. Особенности развития познавательной сферы дошкольников 6
1.3. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

8

1.4. Развитие навыков общения дошкольников 11
Вывод по первой главе 14
Глава 2. Психокоррекционная и развивающая работа с дошкольниками в двигательном игровом тренинге

15

2.1. Диагностика психического развития дошкольников 15
2.2. Программа тренинга 17
2.3. Анализ результатов работы 29
Вывод по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 37

Введение

Движение – одна из основных физиологических потребностей детского организма, мощный биологический стимулятор всех жизненных функций растущего организма. Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, слабым развитием основных двигательных навыков. Это в свою очередь отражается не только на состоянии их здоровья, но и на уровне развития основных интеллектуальных и личностных качеств.

Поэтому необходимо использовать различные упражнения, которые позволили бы развить основные двигательные навыки дошкольников. Эффективнее всего делать это в игре, так как она является ведущей деятельностью детей данного возраста, поэтому мы считаем целесообразным разработать комплексную программу игрового двигательного тренинга для дошкольников, направленную на развитие и коррекцию психического развития ребёнка.

Цель работы: рассмотреть влияние игрового двигательного тренинга на эффективность развития и коррекции общего психического развития дошкольников.

Объект исследования: дети дошкольного возраста

Предмет исследования: двигательный игровой тренинг

В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Рассмотреть основные тенденции психического развития в дошкольном возрасте

3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию возможности применения игрового двигательного тренинга как средства развития детей дошкольного возраста.

Глава 1. Основные тенденции психического развития в дошкольном возрасте

1.1. Развитие моторики

Развитие моторики является важной задачей для развития ребёнка в целом. Любой ребёнок, ограниченный в передвижении в пространстве, отстаёт в развитии познавательной деятельности. Его исследования окружающего мира в этом случае исчерпываются очень небольшим пространством, расположенным вблизи него. Все дети хотят двигаться, исследовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми и игрушками.

Несформированность крупной (грубой) моторики проявляется в виде выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений по показу или словесной инструкции, плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости [16].

Уже давно известно, что у ребёнка, ограниченного в произвольных движениях, развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: он может рассматривать свои руки, сосать пальцы, раскачиваться из стороны в сторону и т.д. В какой-то мере эти действия удовлетворяют необходимую потребность детей в движении, но, превращаясь во вредные привычки, напротив, препятствуют развитию у детей необходимых двигательных актов.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в нечёткости, невнятности, смазанности речи, затруднении произношения некоторых звуков [21].

Чем раньше начать с ребёнком работу по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она – необходимая составляющая многих действий человека, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1. в связи с развитием познавательных способностей;

2. в связи с развитие с развитием речи;

3. развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий [2].

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребёнком мира предметов.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью [16].

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребёнка к школе [2].

Развитие мелкой моторики ребёнка имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребёнка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит руку к письму.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование: учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга и психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться с самого раннего возраста [18].

1.2. Особенности развития познавательной сферы дошкольников

Дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребёнок 3-4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать, как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные мало осознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более чёткими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения [2].

Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастание элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного, речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, постепенно становясь всё более устойчивым.

Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становится более устойчивым. В дошкольном детстве дети впервые начинают управлять своим вниманием сознательно, могут направлять его и удерживать на определённых предметах. Но пока ещё дошкольникам сложно сосредоточиться на чём-то монотонном и однообразном, в то же время в процессе деятельности, которая им интересна, в особенности интересной игры их внимание достаточно устойчиво.

Память в дошкольном возрасте, как и воображение, носит непроизвольный характер. То, что для ребёнка представляет наибольший интерес, ребёнок запоминает достаточно легко, запоминание неинтересных ему вещей даётся с трудом. Т.е. процесс запоминания во многом зависит от эмоционального отношения дошкольника к данному предмету. В старшем дошкольном возрасте роль непроизвольного запоминания несколько снижается, зато возрастает прочность запоминания. Старший дошкольник способен воспроизвести положительные впечатления через достаточно длительный срок [13].

Формирование воображения дошкольников находится в тесной связи с развитием речи детей. Воображение служит средством познания действительности и расширяет возможности детей во взаимодействии с внешней средой [11].

Старший дошкольный возраст – возраст, в котором активное воображение ребёнка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребёнка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Когда воображение не воссоздаёт заданное описание или изображение, а направляется па построение собственного замысла, оно приближается к творческому воображению взрослого. В отличие от него воображение ребёнка не участвует, однако, в создании общественно ценных продуктов труда. Это – творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Вместе с тем оно имеет большое, значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем [20].

Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6-6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности. На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний [12].

1.3. Особенности развития эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Ведущее влияние на становление чувств оказывают условия жизни и воспитания ребёнка.

Выделяются основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника. Прежде всего усложняется её содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств, формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребёнка.

Ребёнок будет успешно развиваться только тогда, когда у него будет создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание – вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребёнку помогает развитию у него оптимизма, уверенность в своих силах, активности.

В период дошкольного детства у ребёнка формируются многие высшие чувства. Уже в первые три года жизни появляются такие чувства, как любовь и привязанность к близким, сопереживание, чувство любознательности, гордости, стыда. В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребёнка, становятся мотивами его поведения. Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребёнка другого человека. Тогда появляются себялюбие, эгоизм, т.е. стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми не имея при этом обязанностей по отношению к другим [18].

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребёнок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду герою сказки стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей. У детей в этом возрасте чувство гордости вызывает уже качественные показатели достижений в разных видах деятельности «хорошо рисую», «быстро бегаю», «правильно считаю», «красиво танцую» и так далее.

В 5-6 лет завязываются дружеские отношения. Они ещё не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются правил. Соответствующие дружеским взаимоотношениям. В этом возрасте дети начинают реагировать на поступление в школу: у одних это вызывает чувство тревоги, у других – радость [14].

При переходе от раннего к дошкольному возрасту по мере возникновения простейших видов продуктивной деятельности происходят изменения эмоциональных процессов, осуществляющих регуляцию такой деятельности. Во-первых, происходит изменение содержания аффектов, выражающееся, в первую очередь, в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия к другим людям, ради которых производятся действия. Во-вторых, по мере усложнения деятельности меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи. Таким образом происходит так называемое эмоциональное предвосхищение. По мере того, как побудительная сила формирующихся у детей социальных мотивов возрастает, происходит переход от относительно примитивной, «запаздывающей», к более совершенной, «опережающей», эмоциональной коррекции действий.

Эта коррекция основывается на эмоциональном предвосхищении, предчувствии мыслимой, представляемой ситуации, которая может возникнуть в более или менее отдалённом будущем в результате предпринимаемых ребёнком действий и оценки значения их последствий для себя самого и окружающих людей. В результате этого уже дошкольник может резко активизировать свои действия в случае несомненной социальной полезности его деятельности, эмоционально представленной им в форме негативных или позитивных последствий [2].

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость эмоций, они становятся более глубокими, осознанными и обобщёнными. В этом возрасте начинают развиваться высшие эмоции – моральные (в процессе игр, когда ребёнок приучается подчинять своё поведение требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов), эстетические (в процессе занятия музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием интеллектуальных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).

Чувства к концу дошкольного возраста становятся мотивом поведения ребёнка. Постепенно происходит интеллектуализация детских эмоций [9].

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка дошкольного возраста имеет общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются социальные эмоции и развивается эмоциональная децентрация.

Формирующаяся у ребёнка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные приводит к развитию аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной [5].

1.4. Развитие навыков общения дошкольников

Отделение ребёнка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Общение ребёнка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребёнок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, – познавательную и личностную [10].

В первой половине дошкольного возраста (3-5лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребёнка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обострённая познавательная потребность ребёнка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют «почемучками».

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Для детей становится очень важной оценка взрослого.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестаёт исчерпывать интересы детей, их всё больше начинают привлекать события, происходящие среди людей [10].

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей, её содержанием является мир людей. Если в 4-5 лет в разговорах ребёнка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, своих родителях и пр. Ведущими мотивами становятся личностные.

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании поделиться со взрослым своим мнением, своим отношением к чему-либо. Для старших дошкольников становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит критерием её правильности [12].

Начиная с 3-4 лет в жизни ребёнка появляется новый партнёр по общению, который с возрастом становится всё более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками качественно отличается от общения со взрослыми.

Наиболее важная черта общения между дошкольниками заключается в широком диапазоне коммуникативных действий и их разнообразии. В общении со сверстниками дошкольник совершает множество действий, которые практически не встречаются при его общении со взрослыми: со сверстниками ребёнок спорит, требует, успокаивает, жалеет, приказывает, навязывает свою волю и пр. В отношениях со сверстниками уже 3-4-летний ребёнок решает весьма широкий спектр коммуникативных задач: управляет действиями партнёра, контролирует их выполнение, оценивает конкретные поведенческие акты. В общение сверстников входит и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий [15].

Вторая отличительная особенность общения со сверстниками заключается в яркой эмоциональной насыщенности общения. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов между дошкльниками отличает их от взаимодействия со взрослыми.

Третьей специфической особенностью общения со сверстниками является нестандартность и нерегламентированность средств общения. Сверстники создают условия для индивидуальны, ненормированных, свободных проявлений ребёнка. Если при общении со взрослыми дошкольники придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействуя со сверстниками, дети используют самые неожиданные и оригинальные действия. В обществе сверстников дошкольник проявляет свою оригинальность, своё самобытное начало.

Преобладание инициативных действий над ответными – ещё одна отличительная особенность общения дошкольников со сверстниками. Для ребёнка на первый план выступает его собственное действие или высказывание, в большинстве случаев инициатива сверстника им не поддерживается [15].

Вывод по первой главе

Развитие моторики имеет большое значение в жизни ребёнка. Неразвитость крупной моторики делает его неуклюжим, недостаточное развитие мелкой моторики – затрудняет процесс овладения речью.

Отличительной особенностью познавательной позиции ребёнка-дошкольника является эгоцентризм. Особенности восприятия и мышления дошкольника объясняются не индивидуализмом ребёнка, а непосредственностью восприятия и суждения.

Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трёх форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования.

В дошкольном детстве развиваются эмоции и чувства ребёнка. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость эмоций, они становятся более глубокими, осознанными и обобщёнными.

В дошкольном возрасте общение со взрослым приобретает внеситуативный характер, а общение со сверстниками становится важной частью жизни ребёнка.

Развитие общения со сверстниками проходит ряд этапов. На первом этапе сверстник является партнёром, на втором возникает потребность в сотрудничестве со сверстниками, на третьем этапе общение со сверстником приобретает черты внеситуативности

Глава 2. Психокоррекционная и развивающая работа с дошкольниками в двигательном игровом тренинге

2.1. Диагностика психического развития дошкольников

Так как в рамках тренинга невозможно охватить коррекцию всех психических процессов ребёнка, мы выбрали объектом развития внимание и коммуникативные способности дошкольников, так как именно в этих сферах дети испытывают наибольшие затруднения.

Для изучения коммуникативных умений дошкольников нами была использована методика с аналогичным названием (См. Приложение 1).

Для определения развития внимания была использована методика «Найди и вычеркни» (см. Приложение 2)

Результаты по методикам приведены в таблицах.

Таблица 1

Результаты по методике «Изучение коммуникативных умений»

Умение договариваться Взаимный контроль Отношение к результату деятельности взаимопомощь Рациональность использования средств деятельности
1 Катя В. +–
2 Дима Т. + + ++ +
3 Денис И. +–
4 Маша Л. +–
5 Катя К. + ++ + +
6 Аня С. – –
7 Максим В. +–
8 Лена П. – –
9 Кирилл И. + + +– +
10 Таня С. +–
11 Серёжа Б. + ++ + +
12 Саша Б. + ++ +

По результатам тестирования коммуникативные качества детей развиты слабо. Большинство детей не умеет договариваться – из 12 человек умеют договариваться только 5, не делятся карандашами и фломастерами во время рисования. Характерно, что большинство детей положительно оценивает свой рисунок и отрицательно рисунок партнёра – положительно оценили рисунок товарища только 4 человека. У большинства детей отсутствует стремление к взаимопомощи.

Таблица 2

Результаты по методике «Найди и вычеркни»

№ п/п Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень развития внимания
1 Катя В. 5 ниже среднего
2 Дима Т. 7 средний
3 Денис И. 4 ниже среднего
4 Маша Л. 5 ниже среднего
5 Катя К. 7 средний
6 Аня С. 4 ниже среднего
7 Максим В. 4 ниже среднего
8 Лена П. 7 средний
9 Кирилл И. 5 ниже среднего
10 Таня С. 5 ниже среднего
11 Серёжа Б. 4 ниже среднего
12 Саша Б. 5 ниже среднего

Как видно из таблицы, у большинства детей (9 человек) уровень развития внимания ниже среднего, только у 3 детей он средний.

Получив неудовлетворительные результаты по методикам, мы разработали игровой двигательный тренинг для детей для развития коммуникативных качеств и внимания.

2.2. Программа тренинга

Приглашаются 5-7 детей приблизительно одного возраста, например 3-4 или 5 — 7 лет.

Цели и задачи тренинга :

1. Развитие навыков эффективного общения, навыков работы в группе.

2. Развитие устойчивости внимания, укрепление памяти, развитие речи, общей моторики.

Тренинг проходил в течение месяца и состоял из 8 занятий по 2 раза в неделю. Каждое занятие длилось час и состояло из нескольких элементов.

1. шеринг или обратная связь, во время которого все участники по желанию делятся с группой своим настроением, говорят о самочувствии, о том, что их волнует в данный момент.

2. разогревающее упражнение, направленное на установление контакта между участниками.

3. психогимнастические этюды и упражнения, ролевые игры, пальчиковые игры, подвижные игры и релаксация.

Оборудование и материалы :

1. фонограммы спокойной музыки, весёлой, релаксационной музыки, колыбельной, звуки живой природы.

2. мяч среднего размера или воздушный шарик.

3. полоски ткани для завязывания глаз.

4. детские стульчики, скамеечки.

Ход тренинга

Первое занятие

На протяжении всего занятия тихо звучит спокойная музыка.

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Вежливые слова»

Продолжительность 10-15 мин.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом.

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

Обязательно обсуждается, понравилось ли детям упражнение, как они себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Упражнение-разминка «Теремок»

Пальчиковая игра.

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Продолжительность 2 мин.

На поляне теремок (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок)

Из трубы идёт дымок (поочерёдно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить)

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочерёдно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони)

Открывайте! (широко развести руки в стороны)

«Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперёк другой)

Упражнение «Пресс-конференция»

Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.

Продолжительность 20-25 мин., по 4-5 мин на каждого участника.

Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Нужно следить за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос.

Финальный шеринг.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Позитивно настраиваемся на следующее занятие.

Второе занятие

Ход занятия

Звучит тихая спокойная музыка либо запись звуков живой природы.

Шеринг. Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Передай по кругу»

Цели: Включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

Продолжительность 5-10 мин.

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передаёт по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

Упражнение «Паровозик»

Цели: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Продолжительность 10 -15мин.

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вёз «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Ролевая игра «Случай в лесу»

Цели: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения.

Продолжительность 10 -15мин.

Звучит весёлая музыка, но не очень громко.

Ведущий рассказывает детям сказку, а ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

Сказка:

«Жила-была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идёт она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребёнок показывает, как идёт лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? (Хвастается)

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел её всем показать. В это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать, гримасничать, очень ему хотелось, чтобы охотники только на него смотрели». (Ребёнок изображает зайца) Что заяц делает неправильно? Что может случиться? Как ему лучше поступить? («Заяц» ищет укромное место и прячется от охотников)

«А теперь сыграем сказку о волке и мышонке» (Следующие участники готовятся изображать новых героев)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок –

Убежит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и… выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и…» Что дальше произошло? Как вёл себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?

Релаксационное упражнение «Звери отдыхают»

Продолжительность 5-7мин.

Дети садятся или становятся в круг. «Звери хотят показать, что они сегодня делали».

Дети показывают, как звери умываются, греют лапы, чешут уши, питаются, виляют хвостом и т.д.

Звучит спокойная танцевальная русская народная музыка.

«Вечером все звери укладывают малышей спать. Мама-медведица тоже уложила своих медвежат.

Звучит колыбельная.

Уснули медвежата, а во сне им приснились и глупый кривляка-зайчонок, и волк с мышонком. А еще им приснилось, как мама принесла им каждому по горшочку меда. Проснулись медвежата и видят — перед каждым стоит горшочек меда. Поели, сказали маме…что? Тихо в лесу.

Финальный шеринг.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Третье занятие

На протяжении всего занятия тихо звучит спокойная музыка.

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Изучение тарабарского языка»

Цели : создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, расслабление мышц челюсти.

Продолжительность: 5-10 мин.

Ведущий говорит детям, что сегодня они научатся говорить на иностранном языке – тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение или спеть песенку на тарабарском языке.

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Продолжительность 10-15 мин

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро – «с пулемётной скоростью»; 2. как иностранец; 3. как робот; 4. шёпотом; 5. очень медленно – со скоростью черепахи.

2) Пройти как: 1. трусливый заяц, 2. лев, 3. младенец, 4. старичок.

3) Попрыгать как: 1. кузнечик, 2. лягушка, 3. козлик, 4. обезьянка.

4) Сесть в позе: 1. птички на ветке, 2. пчелы на цветке, 3. наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: 1. рассерженная мама, 2. осенняя туча, 3.разъярённый лев.

Обсуждаем кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Гимнастика под музыку

Цели: Первая часть упражнения развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению.

Продолжительность 5-7 мин.

Звучит фонограмма: К.Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва». Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка – показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, даётся следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» — скамеечку, свесив лапы, хвосты).

Затем звучит спокойная тихая музыка (Колыбельная без слов) «Львы засыпают».

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Четвёртое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Путаница»

Цели: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы.

Продолжительность 5-10 мин.

Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде взрослого они, не бросая рук, путаются между собой. Взрослый помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача – распутать путаницу.

Упражнение «Всё наоборот»

Цель: развитие внимания.

Продолжительность 10-15 мин.

Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребёнок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул – следует присесть, если вытянул вперед ногу – нужно отвести её назад и т.п.

Упражнение «Разведчики»

Цели: развитие наблюдательности, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

Продолжительность 20-25 мин.

Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные – «отряд». В зале стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь и другой «командир» повторяет его и т.д.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Пятое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Глаза в глаза»

Цели : развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Продолжительность 7-10 мин.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг на друга только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен» и т.д.»

После игры следует обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно.

Упражнение «Дракон кусает хвост»

Цели : снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.

Продолжительность упражнения 20-25 мин.

Звучит весёлая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В роли «головы» и «хвоста» дракона должны побывать все участники.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Шестое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Передай по кругу»

Цели: Включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память. См. Занятие 2.

Продолжительность 5-10 мин.

Упражнение «Волшебное слово»

Цель: развитие внимательности.

Продолжительность 10-15 мин.

Спросить у ребят, какие они знают «волшебные» слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будет выступать ведущий. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказал ли он слово «пожалуйста». Если во фразе ведущий его произносит (например, говорит: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребёнок выполняет его просьбу. Если просто говорит свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребёнок не должен выполнять это действие.

Упражнение «Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Продолжительность упражнения: 10-15 мин. мин.

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг, а ведущий – в центр круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 сек., а остальные повторяют эти движения за ним Далее меняется ведущий и игра продолжается.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Седьмое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Путаница»

Цели: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы.

Продолжительность 5-10 мин. См. Занятие 4.

Упражнение «Найди меня»

Цель: развитие навыков общения.

Продолжительность 20-25 мин.

Для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которых всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

Упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.

Продолжительность 10-15 мин.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперёд, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Восьмое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Вежливые слова»

Продолжительность 10-15 мин.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом. См. Занятие 1.

Упражнение «Рыбалка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, игра позволяет детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.

Продолжительность 10-15 мин.

Из группы детей выбирается «рыбак». А остальные дети – рыбки». Все дети разбегаются по сигналу во все стороны, а»рыбак» должен поймать кого-нибудь. пойманный ребёнок становится помощником «рыбака» и теперь они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становится всё длиннее, а «рыбок» становится всё меньше. Игра заканчивается тогда, когда остаётся один непойманный ребёнок.

Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.

Продолжительность: 10-15 мин.

По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

2.3. Анализ результатов работы

Повторное тестирование показало, что у детей несколько повысился уровень коммуникативных умений и внимания.

Таблица 3

Результаты по методике «Изучение коммуникативных умений» (контрольный срез)

Умение договариваться Взаимный контроль Отношение к результату деятельности взаимопомощь Рациональность использования средств деятельности
1 Катя В. + ++ +
2 Дима Т. + + ++ + +
3 Денис И. + + ++ + +
4 Маша Л. ++
5 Катя К. + ++ + +
6 Аня С. + + + + +
7 Максим В. ++
8 Лена П. + –
9 Кирилл И. + + ++ +
10 Таня С. ++ + +
11 Серёжа Б. + + ++ + +
12 Саша Б. + + ++ + +

По результатам тестирования коммуникативные качества детей значительно возросли в сравнении с результатами первого тестирования. Так, умение договариваться присуще 8 детям (по результатам первого тестирования – пяти), взаимный контроль осуществляют 6 детей (2 по результатам предыдущего тестирования).

Изменилось отношение к результату деятельности партнёра: если в предыдущем тестировании рисунок товарища оценили только 4 человека, то в повторном – 11. Увеличилось количество детей, готовых помогать товарищу с 5 до 8. Дети стали делиться художественными принадлежностями с партнёром.

Для наглядности изобразим графически.

Использование двигательного игрового тренинга в дошкольных и оздоровительных учреждениях

Рис. 1. Сравнительная диаграмма коммуникативных умений дошкольников

Таблица 4

Результаты по методике «Найди и вычеркни» (контрольный срез)

№ п/п Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень развития внимания
1 Катя В. 7 средний
2 Дима Т. 10 высокий
3 Денис И. 4 ниже среднего
4 Маша Л. 7 средний
5 Катя К. 10 высокий
6 Аня С. 7 средний
7 Максим В. 5 ниже среднего
8 Лена П. 8 выше среднего
9 Кирилл И. 7 средний
10 Таня С. 5 ниже среднего
11 Серёжа Б. 4 ниже среднего
12 Саша Б. 8 выше среднего

Как видим, уровень внимания у детей тоже повысился: если по результатам предыдущего тестирования у подавляющего большинства детей показатель развития внимания был ниже среднего, то теперь этот показатель только у 4 человек. В предыдущем срезе не было детей с высоким уровнем развития внимания или уровнем развития выше среднего, в этом у двух детей уровень внимания высокий и у двух – выше среднего.

Для наглядности изобразим графически.

Использование двигательного игрового тренинга в дошкольных и оздоровительных учреждениях

Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровня развития внимания дошкольников

Таким образом, мы можем сказать, что двигательный игровой тренинг является достаточно эффективным средством психического развития дошкольников. Мы не можем сказать, что получили блестящие результаты, но стоит отметить, что и программа тренинга была недлительной.

Выводы по второй главе

Проведя игровой двигательный тренинг мы добились неплохих результатов: значительно возросли коммуникативные умения дошкольников, их внимание.

Детям очень понравились занятия. Все дети с лёгкостью включались в игру. На первых порах с трудом давалась процедура шеринга, но после нескольких занятий дети научились выражать своё мнение, свои ощущения от игр.

Но стоит отметить, что наша работа ещё не закончена. Развитие и коррекция психических процессов ребёнка требует времени, а наш тренинг по времени был очень коротким. Необходимо и дальше продолжать работу с детьми.

Заключение

Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Крайне важно гармоничное развитие ребёнка, построение крепких, доброжелательных отношений со сверстниками.

Проведённое нами исследование показало, что у дошкольников слабо развиты коммуникативные навыки, недостаточный уровень развития внимания, поэтому мы разработали игровой двигательный тренинг для развития этих навыков. В процессе тренинга все дети были активны, предлагаемые упражнения вызывали у них живой интерес. По результатам контрольного этапа исследования можно судить об эффективности этой формы работы с дошкольниками: у детей значительно повысились коммуникативные навыки. Внимание у большинства детей стало в пределах средних значений.

Атмосфера игрового тренинга с первого же занятия дала возможность всем детям раскрывать свой талант, открывать в себе лучшие качества. А это первые шаги к приобретению самоуважения, повышению самооценки, развитию эмоциональной чуткости.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. – СПб: Питер, 2009.

3. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб: Речь, 2008.

4. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания. /Сост. Ю. В. Филиппова. – Ярославль, 2003.

5. Ефимкина Р. П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

6. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекци: игры, упражнения, техники. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

7. Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

8. Каптерев, П. Ф. Детская и педагогическая психология. – М.; Воронеж, 1999.

9. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.

10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

11. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2005.

12. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, 2000.

13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

14. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

15. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. – М., 1978.

16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

17. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990.

18. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПб: Питер, 2009.

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 1998.

20. Широкова Г. А. Детская психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

21. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Приложение 1

Изучение коммуникативных умений

Назначение теста . Изучение коммуникативных умений детей.

Процедура тестирования

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится с детьми 4–7 лет.

I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Приложение 2

Методика «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

Использование двигательного игрового тренинга в дошкольных и оздоровительных учреждениях

Оценка результатов теста

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S=(0.5N-2.8n)/t;

S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.