Информационное противоборство в конфликте. Психологические войны

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Факультет Конфликтологии

Кафедра Конфликтологии

Курсовая работа

по дисциплине «История конфликтологии»

на тему:

Информационное противоборство в конфликте. Психологические войны

Выполнила: студентка 1 курса, 5 группы,

Рудько Александра Вадимовна

Научный руководитель:

кандидат искусствоведческих наук, доцент,

Борисова Анна Геннадьевна

Санкт-Петербург 2014 год

Содержание

Введение

Часть 1. Понятие «Информационное противоборство»

1.1 Объекты и субъекты информационного противоборства

1.2 Внешнее управление информационно-психологическими процессами

1.3 Информационно-психологическая агрессия

1.4 Информационное оружие

Часть 2. Психологические войны

2.1 Понятие «психологическая война» и его характеристика

2.2 Психологические аспекты применения информационных технологий

2.3 Анализ использования технологий психологической войны

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в современном многополярном мире информационное противоборство является основным средством обеспечения геополитического баланса.

Важную роль современных технологий информационно-психологического воздействия в стабилизации и управлении конфликтами еще более подчеркивает тот факт, что разрешение международных и социальных «конфликтов ценностей» не может быть найдено исключительно в политической плоскости. В обычных условиях методы социально-политического воздействия на конфликтную ситуацию малоэффективны: подсознание их не воспринимает. Решение этой проблемы требует поиска новых инструментов, способных оказывать стабилизирующее воздействие на сознание и подсознание населения в зонах конфликтов, новых, информационно-психологических, технологий управления политическими и социальными процессами, конфликтами и кризисами.

Цель информационного противоборства — обеспечение национальных интересов в информационно-психологической сфере, которое включает в себя: обеспечение геополитической и информационно-психологической безопасности государства, достижение военно-политического превосходства и безусловного лидерства в сфере международных отношений, обеспечение достижения целей национальной экономической, идеологической, культурной, информационно-психологической экспансии, обеспечение благоприятных условий для перехода собственной национальной системы социально-политических отношений на новый высокоразвитый и высокотехнологичный этап эволюционного развития, трансформация структуры национальных экономического, политического, социально-культурного, информационно-психологического пространств в соответствии с собственными принципами формирования информационной картины мира.

10 стр., 4920 слов

Сущность, социально-политические проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности государства и Вооруженных Сил

Сущность, социально-политические проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности государства и Вооруженных Сил Введение Анализ литературы по проблемам обеспечения безопасности, практических мер в этой области государственной политики свидетельствует, что в политологической теории, в политической практике нашей страны, в том числе и в военной политике, информационная безопасность ...

информационное противоборство конфликт война

Кроме того, сегодня, в результате стремительного развития новых политических технологий, основанных на парадигме информационного превосходства, в современных конфликтах возникла и оформилась новая стадия — информационно-психологическая война (ИПВ), занимающая промежуточную ступень между стадией переговоров и вооруженным столкновением т являющаяся в конфликте «поворотной точкой» — от мирной фазы к военной. Возникновение такой фазы создает новые возможности для управления конфликтами, в том числе в целях их урегулирования, либо разрешения. Так как сегодня в системе международного права нет механизмов, ограничивающих применение технологий психологической войны, поиск новых эффективных способов, методов и технологий стабилизирующего воздействия на конфликт, находящийся в фазе ИПВ, выдвигается на передний план современной миротворческой деятельности.

Часть 1. Понятие «Информационное противоборство»

Существует несколько определений информационного противоборства, мы рассмотрим некоторые из них.

Информационное противоборство — соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

10 стр., 4623 слов

Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве

... средствами [16]. Информационное противоборство, как и любое другое противоборство имеет объект и субъект воздействия. Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том ...

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере, которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию, информационные системы противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

1.1 Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе — применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т.д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.

Общим признаком объекта, который можно рассматривать как объект информационного противоборства, является любая форма использования информации в его функционировании.

Родовые объекты информационного противоборства:

·система социальных отношений информационного общества;

·система политических отношений информационного общества;

·система психологических отношений информационного общества.

Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе — следующие виды:

·массовое и индивидуальное сознание граждан;

·социально-политические системы и процессы;

·информационная инфраструктура;

·информационные и психологические ресурсы.

3 стр., 1316 слов

Информационно-справочные и поисковые системы

1. «Библиотека Мошкова» – подборка электронных версий книг по психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO. 2. «Библиотека психологической литературы» BOOKAP (Booksofthepsychology) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookap.info 3. «Флогистон: Психология из первых рук» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/library. 4. Страница «Библиотека» ...

Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:

·система ценностей общества;

·психологическая толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

·индивидуальное и массовое сознание граждан;

·психологическая толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

·психическое здоровье граждан;

·толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Субъекты информационного противоборства:

·государства, их союзы и коалиции;

·международные организации;

·негосударственные незаконные (в том числе — незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;

·транснациональные корпорации;

·виртуальные социальные сообщества;

·медиа-корпорации (СМИ и МК).

·виртуальные коалиции.

7 стр., 3063 слов

Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

Военная академия войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил Российской Федерации им. маршала Советского Союза А.М. Василевского Кафедра гуманитарных и общественно – экономических дисциплин Реферат на тему "Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий" Содержание Введение 1. Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии 2. Особенности ...

Признаки субъекта информационного противоборства:

·наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;

·наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;

·обладание и/или разработка информационного оружия, средств его доставки и маскировки;

·под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);

1.2 Внешнее управление информационно-психологическими процессами

Под внешним тайным управлением информационно-психологическими процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений геополитического субъекта, понимается деятельность по созданию условий, побуждающих государственную власть данного субъекта геополитической конкуренции к тем или иным действиям не столько в собственных, сколько — в чужих интересах.

Организация скрытого управления системой социальных и политических отношений в информационно-психологическом пространстве государства-конкурента включает в себя четыре основные задачи.

. Создание благоприятных внешних и внутренних условий для введения в действие механизмов тайного управления.

13 стр., 6187 слов

Проявление агрессии в личностных качествах медицинского работника

... убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного ... несколько моделей общения врача и пациента: • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент); • интерпретационная ... на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, ... Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее ...

. Комплекс мер по активизации позиции государства-конкурента (в лице его органов власти, местного самоуправления, общественных организаций) в отношении решения вопроса (или группы вопросов) в контексте, выгодном для государства — источника тайных управляющих воздействий.

. Побуждение государства-конкурента, имеющего активную позицию в отношении путей решения вопроса, интересующего государство-источник скрытых управляющих воздействий, к совершению действий, выгодных для этого источника внешнего управления;

. Создание в информационно-психологическом пространстве системы органов власти и управления государства-конкурента атмосферы недоверия, настороженности и враждебности по отношению ко всем остальным направлениям, предложениям и вариантам решения данного вопроса.

Основными методами создания благоприятных условий для скрытого управления информационно-психологическими процессами являются:

·информационная (информационно-психологическая) зависимость государства-конкурента от непрерывного поступления внешних информационных ресурсов и технологий из информационно-психологического пространства государств-доноров;

·дезориентация государственной информационной политики;

·дестабилизация ситуации внутри государства (геополитического субъекта) с целью навязывания внешнего антикризисного управления, создания условий для возникновения социальной напряженности и инициирования множественных локальных информационно-психологических конфликтов;

·информационно-психологическая экспансия.

1.3 Информационно-психологическая агрессия

Информационно-психологическая агрессия — действия, направленные на нанесение противнику конкретного, осязаемого ущерба в отдельных областях его деятельности.

13 стр., 6079 слов

Проблемы примирения социальных технологий в государственном управлении

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Теория управления» Выполнила: студентка 3 курса Гр. 3203-1с Тимерханова А.Г. Проверила: Бурганова Л.А. КАЗАНЬ 2013 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА ...

Признаки информационно-психологической агрессии:

·ограниченное и локальное по своим масштабам применение силы;

·контролируемое, дозированное нанесение ущерба;

·исключение из средств информационно-психологического воздействия наиболее опасных видов, не позволяющих надежно контролировать размеры наносимого ущерба — информационного оружия;

·ограничение размеров пространства, числа объектов информационной инфраструктуры и социальных групп, подвергающихся поражению информационно-психологическим воздействием (агрессия затрагивает не все информационно-психологическое пространство государства-жертвы, а только его часть), ограничение по целям (преследует локальные, частные цели) и времени (как правило, агрессия прекращается после полного достижения агрессором всех поставленных конкретных целей и редко принимает затяжной характер), а также по привлекаемым силам и средствам;

·естественная релаксация эффекта от агрессивного информационно-психологического воздействия после прекращения активности источника агрессии.

Источником информационно-психологической агрессии может стать деятельность следующих субъектов информационно-психологических отношений:

. Органы государственной власти и управления иностранных государств, их союзов и коалиций, в том числе — специальные службы и подразделения национальных вооруженных сил.

. Транснациональные корпорации.

. Организации террористической, националистической, экстремистской и радикальной религиозной направленности.

. Региональные элиты, стремящиеся к большей самостоятельности и независимости своей деятельности относительно позиции центральных органов власти.

. Структуры организованной преступности.

Источники информационно-психологической агрессии (ИПА) могут различаться по следующим признакам.

. По характеру агрессии источники ИПА могут делиться на источники информационно-технической агрессии, источники информационно-психологической агрессии и смешанные.

. По характеру угроз источники ИПА могут разделяться на угрожающие жизненно важным интересам государства, общества, личности.

. По положению в информационно-психологическом пространстве государства-жертвы агрессии источники ИПА могут делиться на внешние (реализуемые иностранными государствами, иностранными, транснациональными корпорациями и общественными организациями, иностранными террористическими, экстремистскими, радикальными политическими организациями, международными преступными группировками) и внутренние (реализуемые деструктивными силами внутри гражданского общества).

. По интенсивности источники ИПА могут делиться на активные, неактивные, с переменной активностью и существующие в латентной фазе (потенциально активные и опасные, но еще не активированные).

. По масштабам ИПА источники могут делиться на локальные (мощности которых хватает только на агрессию в масштабах отдельных территориальных частей государства или в отношении отдельных объектов государства), источники ИПА регионального уровня (когда мощности источника достаточно, чтобы избрать объектом агрессии государство, группу государств или отдельный регион) и источники ИПА глобального уровня (когда ИПА направлена против всего информационного общества в целом).

. По способам реализации агрессии источники ИПА могут делиться на особо опасные (информационно-психологическая война), опасные в данный локальный период времени (информационно-психологическая конфронтация) или опасные в течение длительного времени (скрытое управление информационно-психологическими отношениями и процессами, информационно-психологическая экспансия).

. По направлению вектора агрессии источники ИПА могут делиться на внешне направленные (направленные на объекты вне того гражданского общества, в состав которого они входят) и внутренне направленные (направленные на объекты гражданского общества).

. По ущербу, наносимому источником ИПА своей деятельностью, можно разделить на источники, ущерб от активности которых в принципе локализуем и может быть ликвидирован в течение короткого времени, и на источники, деятельность которых приводит к длительным негативным последствиям, не только не самоустраняющимся с течением времени, но и, нередко, прогрессирующим и становящимся все более опасными (например, увеличивающееся значительное информационное отставание государств, утративших право реализовывать собственную информационную политику в информационно-психологическом пространстве).

. По качественным характеристикам пространства, в отношении которого ведется противоборство между геополитическими субъектами, источники ИПА могут делиться на источники агрессии, направленной на ключевые пространства (географические точки) или второстепенные.

. По характеру последствий, наступивших в результате деятельности источников ИПА, можно разделить источники агрессии, ориентированные на возникновение нового геополитического субъекта в информационно-психологическом пространстве, ориентированные на исчезновение геополитического субъекта, ослабление или усиление геополитического субъекта, а также на создание стабильных или нестабильных (малопредсказуемых) последствий.

. По глубине и масштабам установления контроля или его потери за пространством со стороны противоборствующих субъектов источники ИПА можно разделить на обеспечивающие (поддерживающие) превосходство одной стороны над другой или баланс сил.

. По внешним поводам, вызвавшим ИПА в отношении геополитических субъектов, можно выделить источники, почвой возникновения и активности для которых являются противоречия: политические, экономические, этнические, конфессиональные, идеологические, демографические и др.

. По преимущественным способам ведения ИПА источники ИПА можно разделить на конспиративные (тайные) и действующие открыто (официально).

. По времени действия источники ИПА можно разделить на постоянно действующие и временные, созданные под решение одной конкретной задачи.

. По геополитической мощи источники ИПА можно разделить на источники агрессии со стороны:

постоянных и временных межгосударственных союзов, альянсов и коалиций;

систем органов власти отдельных государств;

отдельных органов и структур власти государств;

транснациональных корпораций;

международных преступных, террористических, экстремистских и радикально настроенных группировок;

деструктивных сил внутри гражданского общества — радикальных националистических, сепаратистских и других экстремистских группировок и организаций

.4 Информационное оружие

Информационное оружие — алгоритм, позволяющий осуществлять целенаправленное управление одной информационной системой в интересах другой, реализующий процесс управления данной системой через поступающие или обрабатываемые этой системой данные.

Информационное оружие включает в себя специальные средства, технологии и информацию, позволяющие осуществить силовое воздействие на информационное пространство общества и привести к значительному ущербу политическим, оборонным, экономическим и другим жизненно важным интересам государства.

Информационное оружие, применяемое в психологических операциях, воздействует на структуру рассуждений человека, являясь когнитивным. В результате у человека образуется новая модель (картина) мира, выгодная для манипулятора. Информационное оружие использует идею трансформации коммуникативной среды, окружающей объект, для того, чтобы перепрограммировать его поведение. В качестве информационного оружия в этом аспекте возможно использование следующих типов информации:

·Введение новой, неизвестной объекту воздействия информации

·Введение искаженной информации

·Введение новых правил обработки информации (с помощью введения сомнения по отношению к правильности старых правил)

Информационное оружие для информационной войны против социальных систем представляет собой средства, предназначенные для оказания информационного (информационно-психологического) воздействия на отдельных людей и социальные системы через индивидуальное и массовое сознание (психику) людей по каналам распространения (получения) информации.

В информационной войне в компьютерной инфосфере используется программно-техническое информационное оружие — средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем объекта воздействия. Воздействие информационного оружия сводится к видоизменению или прекращению функционирования информационной системы в поражаемом объекте.

Характерные особенности информационного оружия:

·управляемость, обеспечивающая осуществление заданного информационного воздействия на объект поражения в установленное время и в заданных масштабах;

·скрытность, существенно затрудняющая определение момента начала информационного воздействия и источник этого воздействия;

·универсальность, обеспечивающая возможность поражения объектов в широком диапазоне;

·относительно невысокая стоимость создания, высокая эффективность применения (соотношение «эффективность/стоимость» достигает десятков тысяч процентов);

·доступность, обеспечивающая его сравнительно легкое распространение и высокую сложность контроля над этим процессом

Качества информационного оружия, отражающие особенности его применения:

·асимметрия, благодаря которой отдельный элемент может оказаться сильнее всей системы (следствием асимметрии становится неожиданность, информационное оружие находит незащищенные места чужой системы);

·мимикрия, в соответствии с которой информационное оружие повторяет по форме типичный элемент данной системы, но несет при этом иное содержание (следствием мимикрии является скрытность, информационное оружие слабо распознается, поскольку по форме оно повторяет те элементы, которые всегда обрабатывает данная система);

·адаптация, что позволяет изменять среду в соответствии с требованиями вводимого содержания (следствием адаптации является трансформация среды).

В качестве критерия выделения типов информационного оружия выступают объекты и способы поражения этим оружием.

По объектам поражения информационное оружие может разделяться на следующие категории:

) средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления индивидуальным сознанием граждан;

) средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления социально-политическими системами, в том числе — системой государственной власти и управления;

) средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления социально-политическими процессами;

) средства, способы, методы и технологии воздействия на информационную инфраструктуру;

) средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления информационными и психологическими ресурсами, включающего в себя:

·управление системой ценностей общества;

·управление психологической толерантностью системы ценностей (устойчивостью системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

·управление индивидуальным и массовым сознанием граждан;

·управление психологической толерантностью сознания граждан (устойчивостью сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

·управление состоянием психического здоровья граждан;

·управление толерантностью психического здоровья граждан (устойчивостью психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Разделение информационного оружия по способам поражения объектов информационно-психологического противоборства позволяет говорить о четырех основных типах информационного оружия:

) информационные средства, методы и способы воздействия на психику человека с целью модификации его сознания и поведения в нужном для воздействующей стороны направлении;

) средства, методы, способы и технологии дезинформирования системам принятия решений;

) средства, методы и способы радиоэлектронной борьбы (РЭБ);

) средства, методы и способы воздействия на программно-техническое обеспечение АИС, ИТКС, АСУ.

Первый тип информационного оружия объединяет в себе средства, методы и способы воздействия на сознание (подсознание), волю и чувства человека (группы или массы людей), основанные на целенаправленной передаче ему (ей) информации в визуальном, текстовом или звуковом виде (реже осязательном, вкусовом, обонятельном).

Основными современными средствами информационно-психологического воздействия являются: электронные и печатные СМИ, иные печатные и наглядно-демонстрационные средства, средства связи, аудио-, видео — и кинопродукция, компьютерные игры, международные компьютерные сети. В арсенал этих средств включаются мобильные радиовещательные и телевизионные центры, пропагандистские передвижные громкоговорители, плакаты, листовки, слухи. Последние особенно эффективны в информационно изолированных пространствах, при дефиците иных источников информации.

Американские специалисты выделяют в качестве наиболее важных объектов воздействия этого типа ИО волю нации другого государства, его военно-политическое руководство, личный состав вооруженных сил, национальную культуру. При этом пристальное внимание уделяется возможности лидера одной нации с помощью технологий прямого вещания на население (спутникового телевещания, радиовещания, использования сети Internet, использования подвижных систем связи) против воли руководства других зарубежных стран напрямую обратиться к населению этих государств.

К данному типу информационного оружия относятся следующие.

1. Информационные методы и способы скрытного воздействия на сознание человека: методы воздействия на подсознание человека после введения его в измененное состояние сознания; психокорректирующие компьютерные игры, суггестологические (оказывающие неосознанное внушение) вставки в программные продукты, аудио-, кино — и видеозаписи; методы нейролингвистического и символьного программирования, паранормальные методы (например, экстрасенсорное воздействие вербальными и иными информационными способами).

Ряд специалистов относит к этому подтипу оружия психофизическое оружие в части его информационного воздействия на психику человека (например, компьютерные пси-вирусы) .

. Технологии и способы манипулятивного воздействия на индивидуальное и массовое сознание на психическом, рефлексивном уровне, включающие: внушение (доведения информации, рассчитанное на ее некритическое восприятие, без включения логики и разума), технологии манипулятивного управления, методы рефлексивного управления, принуждение (доведение информации, связанной с возбуждением чувства страха у человека), эти методы наиболее часто реализуются через СМИ с целью создания определенных настроений в обществе, привития определенных нравственных ориентиров.

. Информационные средства, воздействующие на уровень рассудочного мышления. Классическим способом этого воздействия является дезинформация.

Выбор наиболее эффективных средств, методов и способов информационно-психологического воздействия на военно-политическое руководство, личный состав ВС, население противоположной стороны ставит перед службами информационно-психологических операций воздействующего государства следующие задачи: изучение психологических характеристик населения и руководства страны-объекта воздействия, этнических, культурных, социальных и политических особенностей восприятия информации; изучение национальных СМИ, национального сегмента Internet как возможных каналов доставки сведений; изучение журналистов и других лиц в качестве потенциальных средств доставки информации; мониторинг социально-политической обстановки в стране; отслеживание реакции населения на то или иное информационное воздействие.

Второй тип информационного оружия объединяет в себе средства, методы и способы дезинформирования индивидуальных и групповых систем принятия решения с целью выбора ими решений, выгодных дезинформирующей стороне. Основными методами дезинформирования субъектов принятия решений являются навязывание, искажение, блокирование информации, отвлечение на другую информацию. Основными средствами дезинформирования являются СМИ, средства связи, ОТКС. В настоящее время число этих средств расширилось за счет средств нелегальной модификации информации в компьютерных системах, на основе которой субъект принимает решение.

Выбор наиболее эффективных средств, методов и способов дезинформирования субъектов принятия решений ставит перед разведывательными структурами следующие задачи: добывание сведений об источниках информирования этих субъектов, их предпочтениях в отношении конкретных СМИ, теле — и радиопрограмм, поисковых средств и сайтов в Internet и т.п.; выявление круга лиц, являющихся авторитетными источниками информации для субъектов принятия решений; изучение иных каналов продвижения дезинформационных материалов (выставки, подарки в виде печатных изданий, видео-, аудиопродукции, компьютерных дисков и др.); изучение психологических особенностей восприятия информации субъектами принятия решений; изучение степени их осведомленности по той или иной проблеме; отслеживание реакции субъектов принятия решений на дезинформационное воздействие.

Третий тип информационного оружия включает следующее.

. Средства, методы и способы радиоэлектронной разведки — перехвата и анализа информации в ОТКС, перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по закрытым каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоперехват, криптография, криптоанализ, радиоэлектронные закладки, виброакустические каналы утечки, визуально-оптические каналы утечки, облучение технических средств электромагнитными полями, воздействие по сети электропитания и заземления, компьютерная стеганография);

. Средства, методы и способы радиоэлектронного противодействия (в том числе создания активных радиопомех различными способами);

. Средства, методы и способы подавления элементов ИТКС, теле — и радиовещания, линий связи, работы высокоточного оружия, использующего различные виды излучений и т.д. (электромагнитные пушки; электромагнитные бомбы; электронные пушки; генераторы электронных импульсов, глушители различных диапазонов частот, микромеханические электронные «насекомые») .

Большая роль среди средств радиоэлектронной борьбы отводится техническим средствам, позволяющим вклиниваться в радиотрансляции и телепрограммы для передачи провокационных и дезориентирующих сообщений с целью психологического воздействия на войска и гражданское население противника. В этих передачах могут «выступать» электронные двойники лидеров государств-противников, созданные с помощью средств компьютерной имитации голоса и внешности. «Виртуальный» лидер в кризисной ситуации может обратиться с экрана телевизора к населению с воззванием, и телезрители не смогут отличить его от действительного человека.

Четвертый тип ИО объединяет средства, методы и способы: несанкционированного доступа к автоматизированным информационным системам (АИС), ИТКС; уничтожения, искажения или хищения информации; ограничения или воспрещения доступа к компьютерным системам и ИТКС законных пользователей; дезорганизации работы компьютерных систем и ИТКС; вывода из строя компьютерных систем и ИТКС (программные способы «прорыва» систем защиты ИТКС, вирусы, программные закладки, «троянские кони», логические бомбы, программы-«черви», средства и методы нейтрализации тестовых программ, атаки маршрутизаторов и коммутаторов и т.д.) .

Часть 2. Психологические войны

Психологическая война — психологическое воздействие на войска противника и население с целью их деморализации и склонения к прекращению сопротивления. Может проводиться в ходе подготовки к проведению военных операций и/или в их ходе.

Следовательно, в широком смысле, это целенаправленное и планомерное использование оппонентами психологических и др. средств (пропагандистских, дипломатических, военных, экономических, политических и т.д.) для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и, в итоге, на поведение противника с целью заставить его действовать в угодных им направлениях. На практике, термин «психологическая война» чаще употребляется в более узком смысле: еще недавно он трактовался как совокупность идеологических акций западных стран против стран социализма, как подрывная антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, как метод идеологической борьбы. Аналогичным образом, понятие «психологическая война» использовалось в рамках конфронтационного мышления на Западе как совокупность приемов, применяемых «восточным блоком» для подрыва психологического единства сторонников западной демократии.

Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов. Конечной целью психологической войны является поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовности поддерживать оппонентов, к недовольству и деструктивным действиям в их отношении. Достижение такой цели может выражаться в разных формах: от подготовки и провоцирования массовых выступлений для свержения политического режима до возбуждения интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям альтернативного характера.

Практически «психологическая война» означает перенос идейно-политической борьбы из сферы теоретического сознания в сферу сознания обыденного. В ней обращаются не к научным доводам и логическим аргументам, не к разуму и даже не к фактам, а к иррациональным явлениям. К ним относятся эмоции и инстинкты (социальной и национальной гордости, корыстной заинтересованности, державным амбициям, инстинкту социального и национального самосохранения и т.п.), предрассудки (расовые, национальные) и предубеждения (обычно традиционно-исторического характера).

Сюда же относятся разнообразные социально-идеологические мифологические конструкции (от мифов о «русском медведе» до похожих штампов о «мировом империализме», «исламской угрозе», «масонском заговоре» и т.п.).

Задача такого переноса борьбы из одной сферы в другую заключается в ее переводе на уровень повседневной, обыденной психологии — таким образом, чтобы эта борьба пронизывала все проблемы жизни людей и «объясняла» их через политическое противостояние. Это достигается за счет массированного внедрения в сознание людей множества ложных стереотипов восприятия и мышления, извращенных представлений о господствующих в их среде взглядах, происходящих в мире событиях и тенденциях их развития.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему: психологическая война как термин, характеризующий особый вид воздействия на общество, как во время военных действий, так и во время мирных преобразований, как в торговой рекламе, так и в политической пропаганде. Этот факт предопределяется особенностями развития PR-технологий, спецификой их реализации и проявлений. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какими именно характеристиками и спецификой влияния обладают технологии психологической войны.

2.1 Понятие «психологическая война» и его характеристика

Как система массовой психообработки армий и населения стран противника понятие психологической войны стало оформляться в годы первой мировой войны, но окончательно сложилось в годы второй мировой. Сам термин «психологическая война» закрепился в разговорной речи в конце 1940-х годов. Его ввел в обиход один из теоретиков психологической войны, бывший американский разведчик, активный участник специальных операций времен второй мировой войны П. Лайнбарджер, который так и назвал свою вышедшую в 1948 году книгу «Психологическая война».

Психологическая война в широком смысле слова представляет собой использование основ психологии в военном деле. В узком смысле психологическая война представляет собой использование пропаганды в вооруженной борьбе одновременно с ведением таких боевых действий, которые дополняют пропаганду. В свою очередь пропаганда может быть определена как организованное убеждение без применения насильственных мер. Сама война, наряду с другими мерами, может рассматриваться как воздействие и убеждение с помощью насилия. Если, например, мы разрушаем авиацией один из городов, то этим самым рассчитываем заставить людей, лишенных материальных средств, прекратить сопротивление. Если же мы тут же сбросим листовки с предложением ос даче в плен, то в этом случае пропаганда явится продолжением убеждения — на этот раз менее насильственного и обычно менее эффективного, однако являющегося неотъемлемой частью единого процесса, цель которого состоит в том, чтобы заставить противника прекратить борьбу.

Сущность профессионально организованной психологической войны выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н.э.):

. Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника

. Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия.

. Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности.

. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми гнусными и подлыми людьми.

. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны.

. Подстрекайте молодежь против стариков.

. Мешайте всеми средствами работе правительства.

. Препятствуйте всеми способами нормальному снабжению вражеских войск и поддержанию в них порядка.

. Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.

. Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.

. Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения.

. Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников.

. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят прекрасные результаты.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:

.Информационно-психологическое

2.Психогенное

.Психоаналитическое

.Нейро-лингвистическое

.Психотронное

.Психотропное

Информационно-психологическое воздействие — это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции.

Психогенное воздействие является следствием:

·Физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности

·Шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие — это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии.

В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты).

Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает, что в них содержаться невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

Нейролингвистическое воздействие (НЛП — нейролингвистическое программирование) — вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ. При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей).

Психоаналитическое и нейролингвистическое виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для обеспечения своего господства, то они являются психологическим насилием над людьми.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие — это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психологических реакций.

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

2.2 Психологические аспекты применения информационных технологий

Психологическое воздействие оказывает влияние на конкретные сферы психи отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания)

интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление)

эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы)

коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Психологическое воздействие имеет свои закономерности:

если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений людей

когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях

сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением

влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими

в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изменяются его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира».

Ведение психологической войны предполагает знание определенных психологических характеристик.

Когнитивный диссонанс — это такое явление, которому свойственны следующие характеристики:

А) между интеллектуально-познавательными и всеми остальными компонентами психики имеет место диссонанс, т.е. несогласованность, противоречивость;

Б) существование диссонанса вызывает у человека стремление уменьшить его или хотя бы воспрепятствовать его дальнейшему увеличению

В) проявление данного стремления выглядит как: а) недоверчивое отношение к новой информации, или б) изменение поведения в соответствии с новой информацией, или в) переосмысление прежней информации в новом ракурсе.

В соответствии со сказанным для того, чтобы оказать психологическое воздействие, необходимо сначала спровоцировать сбои и перекосы в функционировании отдельных компонентов психики объекта воздействия. Динамическое равновесие между ними нарушится, и он начнет переживать состояние когнитивного диссонанса. После этого можно побудить его к восстановлению душевного равновесия за счет изменения своих прежних, привычных для него взглядов, убеждений и отношений, а затем и стереотипов поведения.

Наиболее наглядно это видно на примере психологического побуждения к сдаче в плен и в работе с военнопленными.

Результативность психологического воздействия зависит также от особенностей механизмов трансформации убеждений, стереотипов и установок людей.

2.3 Анализ использования технологий психологической войны

Информационные войны как средство управления общественно-политическими процессами

Практика информационно-психологического воздействия получает в современном мире все большее развитие. Термины «информационные» и «психологические» войны активно используются политиками и политологами. Понятие асимметричности все чаще появляются в контексте проблем информационной безопасности государств. Что же представляют собой информационные войны, и каким образом они участвуют в управлении общественно-политическими процессами?

Существует несколько определений информационных войн. Хотелось бы привести некоторые из них. Итак, по определению Н. И Панарина, информационная война — это комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы. Есть другое определение: «информационная война — это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем». Второе определение представляется более точным и более полно раскрывает суть информационных войн, направленных на установление контроля над информационным пространством и механизмами принятия государственных решений.

В информационной войне можно выделить три основных этапа:

. Определение целей (зачем она нужна и что необходимо получить в результате).

. Определение стратегии, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии: подготовку сообщения, определение канала коммуникации и целевой аудитории, на которую ориентировано сообщение, выбор коммуникатора.

. Составление плана тактических мероприятий.

В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн: непосредственно информационное и психологическое. В первом случае объектом воздействия становятся компьютеры и информационные системы, во втором — индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, в зависимости от этого выбираются способы воздействия.

В ходе информационной войны необходимо планировать собственные ресурсы и ресурсы противника с учетом следующих факторов:

. Распределение кампании во времени и пространстве

. Наличие соответствующей материально-технической базы

. Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов

. Наличие соответствующей финансовой базы

. Доступ к СМИ

В случае проведения психологической войны на первое место выходят процессы формирования общественного мнения. В этом случае эффективно воздействует преуменьшение значимости того или иного события, недопущение его в информационное пространство, использование в ходе коммуникативной кампании «спирали молчания», то есть представления мнения меньшинства, как мнения большинства населения и смещение, таким образом, смысловых и идеологических акцентов.

Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся информационную систему, с другой — произвести смену коммуникативной установки в обществе и, таким образом, подчинить его интересы интересам стороны-агрессора.

Главным же инструментом информационного воздействия является новость. Американские специалисты дают новости следующее определение: «Новость — это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным». Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность информационного оружия заключена в степени его асимметричности.

Асимметричность информационного воздействия особо проявляется в негативных контекстах. Это может быть, например, обвинение или опровержение, вызывающие неадекватную общественную реакцию. Асимметричные информационные действия имеют больше шансов на успех, так как им нельзя противопоставить логично обоснованный ответ, именно поэтому асимметричность становится единственно возможным вариантом в случае столкновения с более сильным противником. Также к асимметричности можно отнести не реагирование на те или иные требования, выдвигаемые нейтральной или противоположной стороной. Политика не реагирования достаточно активно используется США, и этому существует масса примеров.

В рамках информационно-психологических операций коммуникативные программы могут быть направлены на:

·реструктурирование враждебных отношений избранных индивидов и групп;

·усиление отношений дружески настроенных индивидов и групп;

·поддержание постоянной нейтрализации тех, чьи отношения являются неструктурированными, кто является «безопасным», будучи нейтральным

Разрабатывая в данном случае план тактических мероприятий, необходимо принимать во внимание следующие сведения:

·определение целевой аудитории в данном обществе;

·убеждения, отношения, мнения и мотивация целевых аудиторий;

·определение наиболее эффективных каналов для достижения цели;

·вторичное исследование эффектов первого этапа информационной войны;

·анализ точек уязвимости в данной модели поведения.

В последние годы значение информационных войн неуклонно возрастает, при этом их главными особенностями можно считать отсутствие видимых разрушений и постепенное, незаметное внедрение во все сферы общественно-политической жизни. Ирако-американский конфликт фактически является иллюстрацией сложившегося в наши дни положения, когда господство на мировой арене обеспечивается, в первую очередь, с помощью средств массовой информации. СМИ превратились в «первую власть», от которой во многом зависят происходящие в мире геополитические изменения. Именно поэтому проблема ведения информационных войн и создания систем информационной безопасности является столь актуальной и востребованной на современном этапе.

В. Война в Персидском заливе как пример ведения психологической войны.

В наиболее полном и всестороннем виде психологическое воздействие на противника осуществлялось во время войны США и их союзников против Ирака в 1990 — 91 годах. Психологическая борьба проводилось в реальной боевой обстановке, в ходе активного идеологического противодействия специальных служб обеих сторон, отличалась привлечением максимального количества имевшихся сил и средств, использованием практически всех известных форм и методов воздействия на войска и гражданское население.

Общая характеристика психологических операций в войне 1990-91 гг.

Впервые планирование психологических операций осуществлялось наряду с планированием боевых действий и было включено в общий план проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Еще в августе 1990 г. главнокомандующий объединенными силами генерал Н. Шварцкопф направил президенту страны доклад, в котором настаивал на организации психологических операций на всех уровнях в целях содействия собственно военным мероприятиям. На основании этого доклада президент США Джордж Буш подписал три секретные директивы. Они определяли порядок организации и ведения психологических операций на период конфликта; регламентировали деятельность всех органов, принимавших участие в их осуществлении; санкционировали осуществление «самых разнообразных мероприятий по специальным программам, в том числе дезинформационным».

Психологическая война против Ирака включала в себя ряд психологических операций, имевших стратегическое, оперативное и тактическое назначение.

Необходимость психологического обеспечения военных действий многонациональных сил против Ирака.

Война в районе Персидского залива произошла в тот период, когда прежняя система международных отношений рухнула, а новая еще не сложилась. Военно-политический блок стран Варшавского договора развалился. СССР распался на 15 независимых государств, Югославия — на 5 государств. Прежнее равновесие между Востоком и Западом оказалось нарушенным. У руководства ряда государств (так называемых «региональных супердержав») появился соблазн изменить в свою пользу существующее положение вещей.

Одним из таких государств является Ирак. Власть в этой стране безраздельно принадлежит партии БААС — типичной партии фашистского типа — во главе с диктатором Саддамом Хусейном. Какие-либо демократические свободы там отсутствуют, правящий режим проводит политику жестокого подавления политической оппозиции, национальных (курды) и религиозных (шииты) меньшинств. Получая в прошлом большие доходы от добычи нефти, Ирак создал мощные вооруженные силы, оснащенные советским и французским оружием. Иракская армия получила значительный боевой опыт в войне с Ираном (1980-88 гг.).

Весной 1990 г. иракская армия внезапно оккупировала соседний Кувейт. Диктатор С. Хусейн объявил о включении этой страны в состав Ирака в качестве 19-й провинции. Такие действия явились попыткой перераспределения части мирового богатства. Известно, что Кувейт и Саудовская Аравия в течение долгого времени сбивали мировые цены на нефть. Они делали это путем превышения квот добычи, нанося тем самым огромный ущерб экономике Ирака, а также СССР. Ирак решил взять под свой прямой контроль нефтяные запасы Кувейта, а на нефтяную политику Саудовской Аравии влиять угрозой применения своей военной мощи.

Понятно, что ни США, ни другие страны Запада не могли смириться с фактической утратой контроля над зоной Персидского залива — крупнейшим в мире районом добычи нефти и газа. Слишком сильно экономика этих стран зависит от бесперебойных поставок нефтепродуктов, львиная доля которых приходится как раз на страны Персидского залива. Поэтому в определенном смысле Ирак был обречен. Никто не хотел соглашаться с его желанием повысить цены на нефть. Тем более ни одно западное государство не могло позволить себе попасть в зависимость к кровавому режиму психопата Саддама Хусейна.

Однако вопль на весь мир о том, что истинная подоплека войны — борьба за контроль над нефтяными ресурсами стал бы нарушением «правил хорошего тона».

Надо было «правильно» разъяснить международной общественности причины войны. В качестве таковых выступали:

А) восстановление утраченной независимости Кувейта;

Б) защита Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Омана от агрессивных поползновений С. Хусейна;

В) защита свободы мирового (т.е. западного) судоходства в Персидском заливе;

Г) защита попранных прав курдов и шиитов в самом Ираке;

Д) необходимость установления демократического режима в Ираке.

Таково было основное содержание небывалых по масштабам мероприятий по психологической обработке мирового общественного мнения накануне, в ходе, и после войны в зоне Персидского залива.

Одним из главных направлений деятельности органов психологической войны МНС в подготовительный период к боевым действиям стало дезинформирование. В таких крупных масштабах дезинформирование было применено впервые после Второй мировой войны. Считается, что именно успех компании по стратегическому дезинформированию мировой общественности и военно-политического руководства Ирака позволил многонациональным силам достичь максимальной внезапности и скрытности своих действий.

Оно включало убеждение мировой общественности в необходимости мер, принимаемых руководством союзников. Основная нагрузка в этой связи легла на СМИ — печать, радио и телевидение. Они широко распространяли слухи о наличии у Ирака огромных запасов химического оружия, а также о планах его возможного применения, сообщали завышенные данные о численности иракских вооруженных сил, о поддержке режимом Хусейна ряда террористических организаций и т.п.

США и их союзники смогли навязать международным СМИ (а значит и международной общественности) свою точку зрения на ход развития событий, в первую очередь благодаря доминирующему положению американских информационных агентств, поставляющих миру до 70% международной информации. Кроме этих агентств, для формирования соответствующего общественного мнения широко использовались многие международные и национальные политические, общественные, культурные и религиозные организации, отдельные деятели.

Были назначены офицеры по связи с общественностью, функция которых заключалась в специальной подборке таких информационных материалов (включая видеосюжеты), которые руководство МНС и органы психологической войны считали наиболее «подходящими» для передачи представителям СМИ. Американские, британские и французские журналисты дали подписку, обязавшую их соблюдать жесткие нормы в отношении содержания передаваемых сообщений, установленные военными властями. Практически все сведения из района конфликта проверяла военная цензура. Телевизионные и радиовещательные компании могли интервьюировать лишь специально отобранных для общения с репортерами военнослужащих. Согласно установке Пентагона, только 160 журналистов (преимущественно американских), из общего числа 1600 аккредитованных в Саудовской Аравии, получили разрешение брать интервью у военнослужащих МНС и посещать места боевых действий. Благодаря жесткой военной цензуре, наложенной на все журналистские материалы, освещавшие подготовку и ход войны против Ирака, Пентагону удалось манипулировать общественным мнением, а также распространять явную дезинформацию.

США удалось настроить против Ирака мировое общественное мнение и углубить раскол в арабском мире.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в результате информационной войны прежние моральные установки общества замещаются принципами, навязанными агрессором. После этого возврат к прежнему состоянию общества невозможен, и страна уже добровольно встраивается в структуры, выстроенные агрессором.

Информационно-компьютерная революция открывает широкие возможности для влияния на народы и власть, манипулирования сознанием и поведением людей даже на отдаленных пространствах. Принимая во внимание процесс глобализации телекоммуникационных сетей, что происходит в мире, можно предположить, что именно информационным видам агрессии будет представлен приоритет в будущем. Нужно серьезное внимание специалистов различного профиля к этому вопросу, чтобы избежать наиболее негативных последствий этой войны для всего человечества.

Таким образом, формы и способы ведения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изменения. Роль информационных технологий и средств массовой информации многократно возросла — они сделались ключевым средством достижения военно-политических целей государств. Разрушительная мощь информационно-психологического воздействия в современных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только независимость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности.

Список литературы

1.Пирумов В.С. «Информационное противоборство. Четвертое измерение противостояния. «: М.: ISBN, 2010

2.Манойло А.В. «Государственная информационная политика в особых условиях»: Монография — М.: МИФИ, 2003

.Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»).

М.: «Оружие и технологии», 2009

.Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999

.Тихонов В.А., Астахов Д.С., Подкауро А.М. Психологическое оружие. Тамбов: МИНЦ, 2001

.Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИФ РАН, 1999

.Информационные вызовы национальной и международной безопасности / Под общ. ред. А.В. Федорова и В.Н. Цыгичко. М.: ПИР-Центр, 2001

.Словарь военных терминов. М.: Военное изд-во, 1988

.Хозиков В.И. Информационное оружие. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

.Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: «Рефл-Бук», 2000.