ИГРА И Е РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Содержание

Введение…3

Глава 1. Педагогические возможности игры

1.1. История, содержание и функции игры…5

1.2. Виды игр и их классификация…10

1.3. Игра как средство воспитания…12

Выводы к первой главе…18

Глава 2. Роль игры в педагогическом процессе

2.1. Игра как метод обучения…19

2.2. Значение игры в жизни младшего школьника…22

2.3 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе начальной школы…25

Выводы ко второй главе…30

Выводы… …32

Приложения…34

Список использованных источников…38

Введение

Актуальность. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [11].

Игра — наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру — это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е., в известной степени, слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

18 стр., 8810 слов

Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения

... списка и приложения. Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности 1.1 Понятие об игре и игровой деятельности Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего ... условиях специального обучения возможно некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями. Выводы по главе 2. Экспериментальное исследование проводилось нами на ...

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, поэтому тема курсовой работы «Роль игры в процессе воспитания младшего школьника» актуальна.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель исследования — изучение роли игры в процессе воспитания младших школьников.

Объект — процесс обучения младших школьников.

Предмет — использование игр на уроках в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания;

2. ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике;

3. рассмотреть воспитательный потенциал игры;

4. проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.

Методы исследования:

анализ научно — педагогической литературы;

анализ психологической литературы;

анализ периодической литературы;

изучение и обобщение (опыта учителей, работающих в начальных классах), т. е., опытно — педагогическая работа.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... Развитие коррекции практического действия Перед психологией и педагогикой стоит актуальнейшая задача — максимально оптимизировать процесс обучения и воспитания детей ... .4. Роль позиции в развитии логического мышления «Впервые проблема позиции и ее роли в интеллектуальном развитии ребенка поставлена в ... схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.) уже в дошкольном ...

Глава 1. Педагогические возможности игры

1.1. История, содержание и функции игры

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

По М.Ф. Стронину, игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [19].

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры — ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т. д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [8]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов ... естественным способом. Тут же перед ребенком лежит обычно какой-нибудь совершенно нейтральный по отношению ко всей игре материал: бумага, булавки, дробь, веревка ...

При исследовании игры Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу, что мнимая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Ученый повторяет мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо роли, и делает предположение, что именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. По мнению автора, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми [8].

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [8].

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В истории формирования педагогических систем игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не описывалась бы роль игры в развитии человека [2].

9 стр., 4241 слов

Роль фантазии в игре детей

... , подробно анализируя ролевую игру, как основу всех игр ребенка. Оба они согласны с тем, что игры служат развитию всех сил ребенка. Бесцельные внешне игры являются в высшей ... степени целесообразными. Грос справедливо характеризует свою теорию игры как телеологическую (основанную на цели). Игра ...

В создании советской теории игры особенно велика роль Н.К. Крупской. Она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей. Автор рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра — способ познания окружающего и в то же время средство укрепления физических сил ребенка, развития организаторских способностей, творчества, объединения детского коллектива [13].

Так же она выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, приготовить обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его. По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу» [13].

А.С. Макаренко писал: «Есть ещё один важный метод — игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка. В детском возрасте игра — это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело … У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра» [15]. Он высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности [15].

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

... сосуществующих напротяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учениеи труд. Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ... , они превращаются в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига ...

Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития [15].

В основе трансформации игры при переходе от периода предошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга представлений о человеческих предметах и овладение ребенком этими предметами. В ходе освоения предметов лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями, отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает общественных отношений взрослых, функций, смысла их деятельности. Здесь игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее…

Список использованных источников

1.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 2009.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М. :Просвещение, 1985. — 160 с.

3.Брэгдон, А., Феллоуз, Л. Игры для ума. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 128с.

4. Влияние игры на психическое развитие дошкольника [Электронный ресурс] - Режим доступа: < p/psiho-4830.html>

5.Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. 6. Выготский // Вопросы психологии. — 1997. — № 6. — С. 61−64.

7.Ермолаева М. Теория игры, или что есть игра? [Электронный ресурс] - Режим доступа: < 2007/216_a2_2007.html>

8.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1987. — 350 с.

9. Жуков М. Н. Подвижные игры. — М.: Академия, 2005. — 160 с.

13 стр., 6220 слов

Роль игры в развитии ребенка

... игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Литература. 1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение ... его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников ... педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. ...

10. Игра как средство воспитания [Электронный ресурс] - Режим доступа: chapter. php/99 153/51/Sedova,_Tolstoluckih__Teoriya_i_metodika_vospitaniya__kkkonspe_lekciii.html

11.Игра как средство обучения самостоятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: magiws-372−2.html

12. Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.

13.Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. — М.: Академия, 1984. — 266 с.

14.Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. — М.: Флинта, 1986. — 218 с.

15. Макаренко А. С. О воспитании детей. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.

16.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. — М.: Просвещение, 1982, 128с.

17.Подласый И.П. Педагогика начальной школы — М.: Политиздат, 2001 -199 с.

18.Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии — М.: Педагогика, 2007. — 8−10 с.

19.Смолина Е.А. Оригинальные формы внеучебной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста. — Волгоград: Учитель, 2005. С. 17 — 23.

20.Тупичкина Е. А, Игра стимулирует воображение и фантазию детей// Начальная школа. — 1993. С. 14 — 19.

21. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. — М., 2006.

22.Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] - Режим доступа: c13/1lmje/p2/

23.Шмалов С. А Игры учащихся — феномен культуры — М.: Новая школа, 2009. — 117 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector