Хоровое исполнительство как средство духовно-нравственного развития подростков

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к духовно-нравственному развитию подростков в процессе хорового исполнительства 5

1.1 Понятие духовно-нравственного развития подростка 5

1.2 Хоровое исполнительство в структуре духовно-нравственного развития подростков 16

1.3 Принципы подбора репертуара для подростков в хоровом исполнительстве 24

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение ………………………………………………………………………..38

Введение

Актуальность работы определяется эффективностью развивающей воспитательной роли хоровой музыки, направленностью и характером её воздействия на личность, которые являются основными критериями, определяющими значимость хорового исполнительства и его места в системе духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность духовно-нравственное развитие приобретает в подростковом возрасте. Данный период характеризуется стремлением подростков действовать в определенных условиях самостоятельно, проявлять активность в значимых для их личностного развития видах деятельности, что обусловливает возрастание роли духовно-нравственного развития. Хоровой коллектив способствует формированию навыков социального взаимодействия, ценностных ориентаций, волевых и нравственно-этических качеств.

Изучение духовно-нравственных аспектов хоровой культуры имеет свою историю, и в этой области имеется определённый опыт. Однако меняющиеся условия функционирования детского хорового исполнительства на сегодняшний день, происходящие изменения в музыкально-творческом сознании подростков, требует дополнительного рассмотрения данной проблемы.

Вышеизложенное определило тему курсовой работы: «Хоровое исполнительство как средство духовно-нравственного развития подростков».

Цель работы: выявить особенности хорового исполнительства как средства духовно-нравственного развития подростка.

Объект исследования-духовно-нравственное развитие подростков.

Предмет исследования — хоровое исполнительство в духовно-нравственном развитии подростка.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Выполнить теоретический анализ понятия «духовно-нравственное развитие» личности подростка.

2. Выявить роль хорового исполнительства в духовно-нравственном развитии подростка.

3. Рассмотреть основные подходы к подбору репертуара хора.

Степень изученности проблемы. Вопросы духовно-нравственного развития личности находится в центре внимания разных наук истории, философии, педагогики, психологии, литературы. Общие проблемы духовно-нравственного развития отражены в трудах ученых: Н.А. Бердяева, Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.И. Непомнящей, В.А. Петровского, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского и др.

16 стр., 7796 слов

Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, МПИ Курсовая работа Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков Выполнила студентка 3 курса, 31 группы Долгинина Л.Д. Научный руководитель к.пс.н., доцент ...

Вопросы хоровой музыки и детского пения отражены в исследованиях Н.В. Авериной, О. Апраксиной, Е.Г. Гуляевой, Д. Локшина, Ю. Паюсова, А. Д. Разумовского и др., проблемы музыкального исполнительства представлены работами Б. Асафьева, Л. Гинзбурга, А. Гольденвейзера, И. Ямпольского; методика музыкального воспитания и методы работы с детским хором разработаны М. Михайловым и С. Скребковым, эти исследователи занимались так же вопросами музыкальных стилей.

Теоретическая значимость работы заключается с обобщении и систематизации роли хорового исполнительства в духовно-нравственном развитии подростка.

В работе использовались теоретические методы исследования: сравнительный анализ психологической и педагогической литературы, философской, нормативной, программной, методической документации.

Структурно работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к духовно-нравственному развитию подростков в процессе хорового исполнительства

1.1 Понятие духовно-нравственного развития подростка

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России трактует духовно-нравственное развитие как «последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» и которое осуществляется в процессе социализации [18, с.11]. В соответствии с этим необходим комплексный анализ понятия «духовно-нравственное развитие личности».

В отечественной психолого-педагогической литературе вопросы духовно-нравственного развития личности рассматриваются как процесс усвоения личностью социальных и моральных норм, эталонов, образцов и способов поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); в виде развития и становления положительных черт личности при формировании нравственных действий, которые ориентированы на образец поведения в обществе, в процессе активной деятельности ребенка и его общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего данные образцы становятся мотивами и регуляторами и поведения (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк) ,как процесс формировавния субъективной морали саморегуляции (П.М. Якобсон).

21 стр., 10298 слов

Коррекционная работа по развитию духовно-нравственных качеств личности у младших школьников с ЗПР

... духовно-нравственного человека - процесс развития, процесс, формирования личности, в котором происходит выработка человеческих этических норм, социальной адаптации, осознания себя в обществе людей. Духовное развитие - потребность человека. Типичные компоненты духовности ...

Результаты исследований, проведенные В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко, Н.И. Непомнящей, В.А. Петровским, Л.М. Фридманом, Д.Б. Элькониным, С.Г. Якобсоном и др. имеют особое значение в решении проблемы духовно-нравственного развития человека в психологии. Изучение духовно-нравственной сферы личности отечественными учеными-психологами обусловлены в большинстве случаев опытом работы зарубежных коллег. Основными идеями зарубежных ученых являются следующие:

— в воспитательной практике учитывать периодизацию нравственного развития школьника;

— особенности нравственного развития детей определять как стадии моральных суждений (Ж. Пиаже) [26], уровни (предконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный) и стадии морального развития, выявляемые при помощи дилемм Л. Колберга [цит. по 41], по К. Гиллиган как стадии развития заботы о бедствующих, нуждающихся и по Н. Эйзенбергу как уровни просоциального поведения [цит. по 15];

— противопоставление типов характеров человека с их делением на продуктивные (забота, любовь, ответственность, труд, знание и уважение) и непродуктивные (рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный тип ориентации) [29];

— выбор вектора просоциального развития (Г. Олпорт) обусловлен терминальными ценностями (этнокультурными, религиозными, семейными) и инструментальными (ценностями- целями: власть, карьера, деньги,) [25];

— природа человека рассматривается в контексте достаточно сильной для нахождения внутренних сил в целях самоизменения (А. Маслоу [20]; К. Роджерс [32]; Э. Фромм [40] )

Состояние нравственности и духовности определяются нравственной культурой и уровнем духовно-нравственного развития каждого человека, основа которых заложена в детстве.

Рассматривая проблему духовно-нравственного развития, многие авторы акцентируют свое внимание на развитии духовности личности. На основании различных источников уточним понятие «духовность».

10 стр., 4743 слов

Антропогенез – процесс исторического развития биологического вида «человек»

Содержание Введение 1. Концепции антропогенеза 2. Эволюция человека 3. Первобытная история человечества Заключение Список литературы Введение Человек как носитель сознания, духовности занимает в природе уникальное место - это действительно феномен природы. В вопросе происхождения человека существуют представления о божественном творении человека. В науке же с XIX в. господствует вытекающая из ...

Понятие «духовность» (от лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — это категория, которая существовала задолго до ее философского осмысления, способность человека осознавать себя и окружающий мир было объективным условием становления человека.

В психологии духовность характеризуется поиском, практической деятельностью, опытом, при помощи которых человек осуществляет в себе преобразования с целью достижения истины, самоопределения [30]. Науки социология, культурология, публицистика определяют духовность как объединяющие начала общества, которые выражаются в виде традиций и моральных ценностей. Такой подход проецирует духовность в индивидуальное сознание как совесть или нравственность

С.И. Ожегов в «Современном словаре русского языка» дает определение духовности как свойства души, в которой преобладают духовные, нравственные и интеллектуальные интересы над материальными. [24, С.186]. Душа является внутренним, психическим миром человека, его сознаниеем [24, С.186], А дух — это мышление, сознание, психические способности; начало, которое определяет поведение, действия [24, с.186].

С философской точки зрения (Гегель, Декарт, Кант) духовность едина, так как отражает единый дух и одновременно — мно­голика, так как в нее включены возможные проявления этого духа в человеческой душе, природе, культуре. С. Л. Франк связывает духовность и смысл жизни. С. Булгаков, В. Соловьев. Н. Федоров, П. Флоренский определяют духовность в виде одухот­воренного универсального начала мироздания.

А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский видят в духовности «внутренние ду­ховные абсолюты, нравственные ценности личности». Когнитивный подход К. Поппера, Г. Спенсера, П. Я. Гальперина, М.С. Кагана, М. К. Мамардашвили, Д. Белла выявляет рациональную сторо­ну духовности.

Духовность как ценностное содержание сознания представлены в работах М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. Г. Федотовой. Можно сделать вывод о том, что философская наука предлагает различные подходы к пониманию духовности, следовательно нет единого мнения по поводу определения данного понятия.

9 стр., 4424 слов

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"

План Введение 1. Работа И. Хейзинги «Осень средневековья» 2.Завершение Средневековья 3.Психологический склад средневековой личности Заключение Литература Введение Актуальность данной темы заключается в том, что средне­вековье — пестрый конгломерат народов и стран — пред­ставляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно-экономический строй (по крайней мере в крупных и раз­витых странах Европы) ...

Проблема духовности в отечественной психологии отражена в работах таких классиков психологии как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Современная российская психологическая наука представляет понятие «духовность» исследованиями следующих ученых — К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. В. Гостев, Д.А. Леонтьев, В.П. Зинченко, В. Д. Шадриков и других авторов.

С религиозной точки зрения феномен духовности активно рас­сматривает в своих исследованиях христианская психология, основоположником которой является Б.С. Братусь [9; С. 3-19]. В религиозном направлении «духовность» имеет четко заданные границы: духовное выступает как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная — это жизнь с Богом и в Боге [Там же].

Н. В. Марьясова представляет духовность в виде системы отношений человека к миру и себя в мире, т.е. в виде определенной программы поведения, которая является составной частью «целостной самоактуализирующейся личности» и проявляющейся в виде определенного мироотношения, определяющей «приоритет высших духовных ценностей над витальными» [31].

Таким образом, в науке существует несколько различных точек зрения на трактовку понятия «духовность». Однако, вышеописанные подходы к этому понятию, несмотря на их разнообразие, позволяют выделить некое инвариантное яд­ро, которое представлено во всех рассмотренных определениях этого понятия.

С понятием «духовность» органично сочетается понятие «нравственность», которое так же, как и понятие «духовность» трактуется в различных источниках крайне неоднозначно. С.И. Ожегов определяет нравственность в виде внутренних, духовных качеств, которым следует человек, этических норм; правил поведения, которые определяются этими качествами. [24, С.420]. К.В. Зелинский считает, что нравственность представляет собой интериоризированные заданные извне этические нормы, ставшие внутренними правилами поведения человека и, которые в связи с этим приобрели признаки духовных качеств [15, С.9].

Часто нравственность употребляется в литературе и речи как синоним морали, в некоторых случаях — этики. Нравственность — это совокупность «добродетелей», которые соединяют внешнюю красоту с внутренней [6].

27 стр., 13165 слов

Исторические типы нравственности и нравственного сознания

... употребляется термин мораль. Исторические типы нравственности и нравственного сознания. Исторические типы нравственности: их особенности. С глубокой ... . В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное ... , закрепляются в человеке как его нравствен­ные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых ...

В.С. Соловьёв указывает, что нравственность проявляется в чувствах сострадания, жалости, стыда, благоговения. Благодаря этим первичным качествам нравственности человек способен видеть отличия добра и зла, вырабатывать и воспринимать моральные нормы. Автор выдвигает гипотезу поэтапного становления нравственности [34]. Н.А. Бердяев указывает на три уровня этики, отражающие степень личностного развития. Согласно теории автора человек последовательно преодолевает этику послушания и этику спасения с целью достижения этики творчества [цит. по 6]. Л. Кольберг выделяет трехуровневую систему морального сознания: доморальный уровень, который устанавливается авторитарно взрослыми при помощи поощрений и наказаний; конвенционный уровень, цель которого устанавливание хороших отношений с людьми; автономная мораль, основанная на внутренних убеждениях [цит. по 6].

Многие учёные (Л.М. Донченко [12], И.Я. Медведева [21], Т.И. Петракова[27;28], В.В. Скляднева[33], С.В. Титова [38] и др.) определяют «нравственность» в виде принципов и норм поведения людей. Нравственность — это социально-ориентированное поведение, нормы которого устанавливаются общеп……..

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2011. — 64 с.

2. Аверина, Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве: Дис. … канд. Искусств / Н.В. Аверина.- М., 1996., с. 250

3. Алабжин, С.В. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе: дис. …кан.пед.наук: 13.00.01 / С.В. Алабжин. — Челябинск, 2000. — 160 с.

4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — Л., 1968.

5. Аннинская, В. В. Лекции по курсу «Анализ музыкальных произведений» : учеб. пособие / В.В.Аннинская. — Ульяновск : УлГУ, 2012. — 94 с.

6. Бежевец, Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков : дис. …кан.пед.наук: 13.00.01 / Д.А. Бежевец.- Москва, 2015.- 261 с.

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

8. Бонфельд, М.Ш . Анализ музыкальных произведений: Структуры то нальной музыки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ ведений: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1. — 256 с.: ноты

9. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии / Б.С. Братусь. — 1997. -№ 5. — С. 3-19.

10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-М.,: Просвещение,1979.

11. Выготский, Л.С. Психология искусства. Издание третье /Л.С. Выготский. -М.: Искусство, 1986.

12. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте пра-вославной педагогической культуры. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. — 240 с.

13. Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. — 2009. — №1. — С.30-37.

14. Донченко Л.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Донченко Лидия Михайловна. — Елец, 2005. — 29 с.

15. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.- метод.пособие / К.В.Зелинский; под ред. Т.В.Черниковой.- М.:Глобус, 2009.- 112 с.-(Воспитательная работа)

16. Колпакова А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства: дис. …кан.пед.наук: 13.00.01 / А.П. Колпакова. — Якутск, 2004. — 122 с.

17. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / А.А. Красновский. — М.: Учпедгиз, 1955. — 655 с.

18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. ? 29 с.

19. Крючков В.С. Локтев и локтевцы. М.: Всесоюзное изд-во «Советский композитор», 1975.- 68 с.

20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2003.-352 с.

21. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Родители и дети: конфликт или союз? / И.Я. Медведева. Т.Л. Шишова — М.: Никея, 2009. — 175 с.

22. Морозова, О.П. Хрестоматия по педагогике. Учебное пособие для учащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях. Часть I. 2-е издание, дополненное и переработанное /О.П. Морозова. — Барнаул, 1999. — 198 с.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2006. — 608 с. — ISBN 5-7695-2648-3.

24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов терминов и выражений /С.И. Ожегов. — 28-е изд., обновленное. — М.: АСТ, 2015.- 736 с

25. Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт. — М.: КСП +; Спб.:Ювента, 1998.-345 с.

26. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка /Ж. Пиаже- М.: Академический проект, 2006. -480 с.

27. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания/ Т.И. Петракова. — М.: Импэто, 1997. — 94 с.

28. Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного подростков в процессе воспитания школьников">воспитания подростков: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Петракова. — М., 1999. — 39 с.

29. Психическое развитие младших школьников: эксперимен­тальное психологическое исследование/ под ред. В.В. Да­выдова. — М.: НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. -М.: Педагогика, 1990. — 160 с.

30. Психологический словарь «Мир психологии». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: duhovnost

31. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-412с.

32. Роджерс, К. Становление личности. Перевод М. М. Исениной /К. Роджерс; под редакцией д. п. н. Е. И. Исениной — М.: «Прогресс», 1994. -256 с.

33. Скляднева, В.В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: автореф. …кан.пед.наук: 13.00.01 / В.В. Скляднева. — М., 2003. — 26 с.

34. Соловьёв, В.С. Духовные основы жизни / В.С. Соловьев — М.: Книга по требованию, 2013. — 144 с.

35. Струве, Г.А. Школьный хор /Г.А. Струве. — М.: Музыка, 1981.

36. Сухомлинский. В.А. Сердце отдаю детям В.А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1974.

37. Теплов. Б.М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды. В 2 т. Т.1 / Б.М. Теплов.- М., 1985.

38. Титова, С.В. Формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы: дис. …кан.пед.наук: 13.00.01 / С.В. Титова. — Чебоксары, 2006. — 24 с.

39. Ушинский, К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д.Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. /Л.Д. Ушинский-М.Л., 1948.

40. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. -М.: Республика, 1993. -415 с

41. Чепиков, В.Т. Воспитание навственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие/ В.Т. Чепиков.- Гродно: 2001.-189с.

42. Шестун, Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): автореф. …кан.пед.наук: 13.00.01 / Е.В. Шестун. — Казань, 2006. — 41 с.

43. Ширяев, М.А., Джишкариани, Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков / М.А. Ширяев, Т.Д. Джишкариани — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»Шуя, Россия; с. 35-47