ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 6

1.1 Психологическая характеристика ребенка дошкольника 6

1.2 Психологическая готовность ребенка к школьному обучению 9

1.3 Педагогические условия подготовки ребенка к школьному обучению 19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 25

2.1. Определение уровня личностной готовности Методика Н.И. Гуткиной… 25

2.2 Определение интеллектуальной готовности 27

2.3 Определение уровня социально-психологической готовности к школьному обучению… 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школьное учреждение считается началом новой возрастной ступени в жизни каждого ребёнка — началом младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого и является учебная работа. Научные исследователи, преподаватели и родители прикладывают огромное количество усилий к тому, чтобы обучение в школе было не только эффективным, но и практичным, приятным, желанным как для детей, так и для взрослых. Особое внимание уделяется психическому здоровью ученикам, гармоничному формированию их личности. Увеличенные требования жизнедеятельности к организации развития и обучения обязуют отыскать обновленные, наиболее действенные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методик обучения в соответствие требованиям жизнедеятельности. В таком случае проблема подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школьных учреждениях приобретает важную значимость: с ее решением связано значение целей и принципов формирования обучения и развития в дошкольных учреждениях.

Моя курсовая работа состоит из двух основных глав. В первой главе я подробно рассматриваю теоретические основы становления психологической готовности ребенка к обучению. Важными при подготовке ребенка к школе учитывать его психологическую характеристику и готовность к обучению.

11 стр., 5421 слов

Психологическая готовность ребенка к школе

... причины явлений, делать выводы. Еще одной стороной психологического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно ... соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а ...

Вопросы психологической подготовленности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи. Они делают не только лишь анализ нужных познаний, навыков и умений малыша при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательное, но и рассматривают вопросы подхода по подготовки дошкольников к школьной программе, методики по определению готовности, а также, пути коррекции отрицательных итогов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. По этой причине первоначальные задачи, которые встают перед психологами, заключаются в последующем: узнать, в какой возрастной период будет эффективнее начать обучение, в какое время и при каких состояниях детей данный процесс не приведет к нарушениям в его формирование, оказывать негативное воздействие на здоровье.

Научные исследователи думают, что для подхода к школьной адаптации дети должны знать о разных сторонах их готовности к школе:

· мотивационной,

· интеллектуальной,

· социальной.

В первой главе я так же изучила педагогические условия подготовки ребенка к школе. Знание психологических основ организации учебно-познавательной работы помогает преподавателю профессионально организовать процесс обучения. В педагогике дошкольников развитие ориентировочных действий

В целом, педагогические условия помогают сформировать у дошкольника познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к окружающему миру.

А вот во второй части я исследовала методы и методики изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Для экспериментального изучения личностно-мотивационной готовности к учебе в детском саду у ребят в старшем дошкольном возрасте были изучены несколько методик:

1. Беседа о школе (по Т.А. Нежновой);

2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению (по Т.А. Нежновой);

3. Преобладание определенного мотива, при поступлении в школу (по М.Р. Гинзбургу);

4. Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)

5. Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности (по Г. А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);

9 стр., 4479 слов

Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению

... «хочу». Чем старше ребенок, тем дальше «надо» убегает от «хочу». Заключение готовность школьное обучение ребенок Изучив понятие «готовность к школе», мы можем сделать ... Интеллектуальная готовность к школьному обучению 2. Личностная готовность дошкольника к школьному обучению Заключение Глоссарий Список использованных источников Введение Проблема готовности ребенка к обучению в школе является ...

И очень главное — у него должно быть отлично сформировано умственное воспитание, которое считается базой для успешного овладения учебной программой, умениями и навыками, а также для поддержания идеального темпа интеллектуальной работы.

Цель: поиск эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению

Задачи:

1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования

2. Изучить понятия психологическая готовность к школе

3. Сформировать диагностический комплекс методик

4. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста

Объект: дети

Предмет исследования: готовность

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Психологическая характеристика ребенка дошкольника

Ребенок к возрасту 6−7 лет, когда уже пора идти в общеобразовательное учреждение, достигает достаточно высокий уровень формирования, обеспечивающего изучение школьной учебной программы. Но психологическая подготовленность к образованию лишь на этом не заканчивается. Кроме психологических процессов: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь — в нее включены развитые личностные отличительные черты, которые включают в себя интерес, мотив, способности, черты характера малыша, а ещё качества, которые связаны с исполнением разных видов рабочей деятельности. К походу в общеобразовательное учреждение у малыша должны быть хорошо сформированы трудовые навыки, самоконтроль и умения общаться с обществом. Для правильной подготовки ребенка к школьной программе, нужно развить каждое вышеперечисленное качество характера.(Дошкольный возраст и его особенности /Е.М. Лысенко стр. 55)

21 стр., 10392 слов

Особенности коммуникативной готовности ребенка к школе

... 1.2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению 1.3 Психологические особенности коммуникативной готовности детей к обучению в школе Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативной готовности детей к обучению в ...

Внимание дети к моменту похода в школьное учреждение должны стать произвольными, обладающими необходимым объёмом, устойчивостью, переключаемостью. Так как трудности при изучение школьной программы у школьников очень сильно зависят именно от недостаточно развитого внимания, о его совершенствование нужно думать, прежде всего, при подготовке ребенка к школе.

Немаловажным требованием также же является память ребенка. Для успешного освоения ребенка учебной программы, нужно развить у него таких качеств, как запоминание, сохранение и воспроизведения школьного материала.

Каких-либо проблем, которые связаны с развитием детского во­ображения, при поступлении в общеобразовательные учреждения редко возникают, так что практически все дошкольники, имеют отлично сформированное и богатое воображение. Главные вопросы касаются воображения и внимания, умения регулировать об­разные представления при помощи произвольного внимания, а также усвоение абстрактных значений, которые вообразить и предста­вить ребенку, как и взрослым людям, очень тяжело.

Еще большую значимость составляет мышление. При поступлении в общеобразовательное учреждение оно должно быть отлично сформировано и представлено в трех главных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Нов практической работе мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда дошкольник может легко решить задачу в наглядно-действенном плане, однако ему труднее справится с ними, в тот момент, когда те же задания показаны в образной и тем более словесно-логической форме. А случается так, что ребенок может спокойно вести рассуждения, обладает огромным воображе­нием, отличной образной памятью, но не может успешно решить практическую задачу из-за нехватки развития двигатель­ных умений и навыков.

К данным персональным отличиям в познавательных про­цессах нужно относиться спокойно, так как они выражают его инди­видуальные особенности. В школьной деятельности с подобными учениками нужно опираться нате стороны познавательных процессов, кото­рые у них наиболее сформированы, но не стоит забывать и о формирование других.(Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. // Начальная школа. — 1999, № 3. — С. 59 — 64.)

10 стр., 4835 слов

1. Советская школа и педагогика 20−50-х гг

... детей только плохому, а задача школы – выправить это воздействие и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики. Не учитывается жизненный опыт ребенка. Человек, воспитанный такой школой ... придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. К.Н. Вентцель считал, что "систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей".    ...

Немаловажным также считается развитая речь, как средство общения и условия к освоению письменной речи. Необходимо проявить большую заботу в период среднего и старшего дошкольного возраста, так как формирование письма сущест­венно помогает лучше прогрессировать интеллектуальному развитию ребят.

От личностной подготовленности дошкольников так же находятся в зависимости и желание ребенка учиться и, конечно же, успехи. Важно обращать внимание на наличие у детей заметного интереса к изучению, к познанию чего-то нового, умений и навыков.

Если говорить о мотивационной подготовленности ребенка к школе, необходимо также включить и потребность в достижении успешных результатов, соответствующую самооценку и уровень условий. Потребность достижения успешных результатов у детей должна быть значительнее, чем боязнь проигрыша. В обучении, общении и практической работе, в ситу­ациях, предполагающих соревнование с окружающими его людьми, дети обязаны постараться проявлять наименьшее количества чувства тревожности. Немаловажно, что­бы их самооценка была нормальной, а уровень условий соответствовал действительным способностям дошкольника.

Возможности дошкольника не всегда могут быть развиты к моменту поступления в школу, немаловажно, чтобы еще в дошкольном возрасте у ребенка появились нужные задатки к формированию необходимых возможностей.

Но имеется одна способность, от которой зависит обучение — это — двигательные способности, в особенности те, ко­торые проявляются в персональных разновидностях творческой работы учеников: конструирование, пение, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах. Во всех вышеперечисленных видах деятельности обязательно должна быть хорошо развита трудоспособность, ведь именно от нее находятся в зависимости, будущие успешные результаты детей.

Также, немаловажную значимость для успехов имеют комму­никативные характерные черты дет…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дошкольный возраст и его особенности /Е.М. Лысенко

2. Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. // Начальная школа. — 1999, № 3.

3 стр., 1452 слов

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

... наблюдения за детьми в 3-м и 4-м классах для коррекции учебного процесса в начальной школе. Необходимо организовать проведение оценки готовности учащихся ... начальной школы определяется уровнем подготовки педагогов, мотивации к эффективному труду, а также качеством методического и управленческого обеспечения. Предлагаемые нами критерии оценки готовности детей ...

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю Кулагина. — М.: ТЦ Сфера. — 2001.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. — М.: Академический проспект. — 2000. — 211 с.

5. Большой психологический словарь (Текст) / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак. — 2003.

6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (Текст) / под редакцией Д.И. Фельдштейна. — Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. — 1991.

7. Российская педагогическая энциклопедия — // www.otrok.ru

8. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Издательство МПСИ, 2011.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000.

11. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Детство-Пресс, 2010.

12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Педагогика, 2001.

13. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Московского университета. — М., 1988.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: «Просвещение», 1996.

15. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого — педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2001

16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии — М., 2000.

17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб, 2004.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector