Гендерная идентичность

Оглавление

  • Введение
  • § 1. Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
  • § 2. Условия формирования половой идентичности
  • 2.1 Влияние родителей
  • 2.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек
  • 2.2 Влияние школы и учителей
  • 2.3 Сюжетно-ролевая игра
  • 2.4 Предметно-развивающая среда
  • 2.5 Влияние сверстников
  • 2.6 Влияние религии
  • 2.7 Влияние телевидения
  • § 3. Расстройства половой идентичности
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. [10, с.53] Половая идентичность — процесс очень сложный, который предполагает наличие примеров маскулинного и фемининного поведения.

Сложно сказать, кто является примером для подражания для современных детей. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время перед мальчиками был образ солдата — победителя, девочки восхищались подвигами медсестёр, связисток, разведчиц, женщин, которые старались сохранить семью и дом, которые как могли, помогали своим мужьям и сыновьям. Вот оно, истинное мужество и стойкая женственность. Затем стал тиражироваться образ рабочего человека. Молодёжь работала, заканчивала вечернюю школу. Мальчики хотели стать металлургами, строителями, девочки мечтали о профессии врача и учителя. Замечательные примеры мужского и женского поведения были перед глазами детей. В настоящее время мы видим смещение ориентиров. Мужчины на экране и на сцене становятся всё более и более слащавыми, герои, которые должны олицетворять мужество, выглядят туповатыми мужланами (пример тому персонажи многочисленных боевиков).

21 стр., 10193 слов

Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков.

... игры и т.п.); Чабанянц М. Б (Криминологические аспекты влияния СМК на поведение несовершеннолетних); Собкин В.С ( Насилия на телеэкране); Шахновская ... только пятью рублями. Потом двоих он отпустил, а третьего мальчика повел на крышу многоэтажного дома, где избил его до смерти ... ». В Воронеже 15-летний учащийся вечерней школы убил 11-летнего мальчика. «На преступление учащийся пошел из-за того, что ему ...

Женщины же стали чрезвычайно самостоятельными, обеспеченными, самоуверенными. Мужчины им больше не нужны, ведь на них нельзя положиться. Всю любовь они отдают детям, воспитывая сыновей чувствительными и нежными, а дочкам навязывая собственные жизненные истины. Вот и получается замкнутый круг. Неполные или неблагополучные конфликтные семьи, приравнивание к норме аномальных социальных явлений, таких как гомосексуализм. В такой ситуации формирование нормальной половой идентичности стоит под угрозой. Вопросы совместимости пола психологического и биологического являются очень острыми для людей, которые столкнулись с проблемой отнесения собственной принадлежности к противоположному полу В связи с этим в настоящее время изучению половой идентичности уделяется большое внимание. Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью анализа условий формирования половой идентичности в семье и обществе с целью направления их влияния на личность ребенка в положительном ключе. В данной курсовой работе объектом исследования является половая идентичность, а предметом — её формирование.

Разработанность проблемы. Несмотря на то, что вопросы пола и гендера представляют собой повседневные явления, они являются очень важными для любого человека. Гендерная психология — одна из наиболее молодых и весьма бурно развивающихся отраслей отечественной психологии. Такое развитие можно обосновать, с одной стороны, глубочайшим кризисом семейных отношений в России и демографической ситуации в целом, а с другой — поисками россиян новой идентичности либо на основе диалога с западной культурой (в том числе психологической), либо на основе отрицания ее ценностей, в том числе и тендерных. [18] Целью данного исследования является изучение процесса формирования половой идентичности. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи: Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему; Выявить и описать условия формирование половой идентичности; Определить возможные отклонения половой идентичности. Основные методы и принципы исследования, используемые в курсовой работе: теоретическое исследование и анализ научной и специальной литературы по выбранной теме курсовой работы.

§ 1.

20 стр., 9812 слов

Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11−13 лет и её связь с поведением

... Процесс именно половой идентичности начинается с рождения и заканчивается в конце подросткового возраста. А в формировании половых ролей (идентичности) участвует ... представления требования к лицам противоположного пола в сторону увеличения их маскулинных качеств, а так же в ... При этом требования к лицам противоположного пола в отношении наличия у них маскулинных качеств так же увеличиваются. 5. ...

Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы Так как же мы понимаем, к какому полу мы принадлежим? Только ли биологические признаки являются маркерами принадлежности? В этом нам и предстоит разобраться. Под половой идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают осознавать себя представителями мужского либо женского пола. Однако нет никакой гарантии в том, что половая идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. В настоящее время растет количество случаев изменения пола хирургическим путем. [9, с.286] Половая идентичность не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины. Формирование половой идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе половой социализации. Ее важнейшие элементы — личностные и половые характеристики родителей, в том числе их половая идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации.

[2, с.64] Термином половая роль обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола. Половые роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины — фемининным. [9, с.287] Два показателя — маскулинность и фемининность образуют четыре типа половой идентичности: маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам — агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т. п. и низкие по фемининным — ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.); фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие — по фемининным); андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам); недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).

Поло-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и варьируют от одного общества к другому. Помимо особенностей культуры наши представления о «мужественности» и «женственности» определяются также и исторической эпохой, в контексте которой рассматриваются соответствующие формы поведения. Так, если бы в американской семье 50-х годов отец оставался дома и заботился о своих детях дошкольного возраста, пока его жена совершала деловые поездки, его поведение, вероятно, послужило бы поводом для крайнего удивления, если не для насмешек. Сегодня молодые пары значительно чаще распределяют между собой домашние обязанности. Они исходят скорее из практических соображений, чем из предвзятых представлений о том, как «должны» вести себя мужчины и женщины. [9, с. 289] В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).

[7, с.59] Половые стереотипы отражают представления о мужественности — женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д. К гендерным характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин. [7, с.59] Таблица Качества типичного мужчины и типичной женщины

Типичный мужчина

Типичная женщина

Агрессивный

Тактичная

Предприимчивый

Проявляет расположение

Доминирующий

Нежная

Независимый

Не использует грубых выражений

Скрывающий эмоции

Понимает чувства других

Любит математику и науку

Разговорчивая

Обладает деловыми навыками

Религиозная

Знает, как осваивать мир

Спокойная

Самодостаточен

Сильно нуждается в защите

Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Интересуется собственной внешностью

Современный этап развития нашего общества является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких поло-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов. [7, с.60]

гендерная идентичность половая школа

Вывод: В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Существует множество факторов, оказывающих влияние на формирование половой идентичности ребёнка, например семья, школа, религия. Рассмотрим подробно некоторые из них.

§ 2. Условия формирования половой идентичности

2.1 Влияние родителей Многие представители социальных наук рассматривают родителей как влиятельную движущую силу поло-ролевой социализации. Первое представление о том, что значит быть мальчиком или девочкой, ребенок, как правило, получает от родителей. Как мы уже говорили, обсуждая тему формирования половой идентичности, родители часто имеют различные ожидания относительно девочек и мальчиков и выражают эти ожидания в процессе взаимодействия со своими детьми. Родители часто обращаются с девочками так, будто имеют дело с бьющимися предметами. Кроме того, девочек часто обнимают и утешают, когда те плачут от боли или испуга, тогда как мальчику могут назидательно сообщить, что «мальчики не плачут». В целом родители проявляют больше защитных и ограничительных форм поведения в отношении маленьких девочек. Что касается обращения с мальчиками, родители чаще отказываются от вмешательства и предоставляют им большую свободу. [4, с.158] Обычно в семье отец исполняет радикальную функцию, мать — консервативную. А дети подражают им практически во всём, мальчики отцам, девочки матерям. [3, с.89] По мнению В. Клименко и И. Акимова, главным механизмом формирования мужского и женского начала — совместное действие. Когда мальчик помогает отцу в его мужской работе, он перенимает решительность, твердость, спокойствие и умение с достоинством терпеть боль, в нем полноценно развиваться мужское начало. [1, с.65] А когда он видит, что отец любит мать, уважает её труд, помогает ей в тех работах, где нужна мужская поддержка, — в нем в необходимой степени (поддерживая гармонию) развивается женское начало. Та же ситуация складывается и с девочками. В девочке, которая вместе с мамой занимается работой по дому: варит, стирает, шьет, прибирает в квартире, видит, как та ухаживает за другими детьми и поддерживает деятельные контакты со всем, будет полноценно развиваться женское начало. Мужское начало будет развиваться в ней, когда она увидит, как мать уважает отца, поймёт, что «главный рычаг матери в семье — доброта, а главный аргумент — труд». [1, с.67] Так будет проходить формирование половой идентичности в нормальной семье, где родители сами являются образцами положительного фемининного и маскулинного поведения. Но если в семье кто-то из родителей доминирует и подавляет другого? Подобные ситуации подробно описаны у В. Клименко и И. Акимова. Если муж не считает жену равной себе, показывает при детях неуважительное к ней отношение, то мальчик усваивает такую модель поведения, мужское начало в нем гипертрофированно, а женского начала стесняется, считает его недостойным проявлением слабости. Он в точности повторяет поведение отца, отношение к женщинам у него будет соответствующее. Перед девочкой же нет достойного примера матери, возможно она будет так же зажата, переймёт модель «рабского» поведения. Если же жена доминирует, принимает сама важные решения, командует, а муж является только исполнитель, то складывается ситуация в которой мальчик вырастает робким и инфантильным. Он будет потенциальным холостяком. Девочка тоже находится не в лучшей ситуации. Женское начало ее матери задавлено мужским, значит женское начало в этой девочке развивается неполноценно, мужское — тоже: ведь в отце оно ослаблено, а мужского начала матери она не воспринимает. [1, с.68] В таких семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Общение между членами семьи нарушено. Конфликтные семьи «молчаливы», в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров, здесь нет общения на равных. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. [1, с.69]

2.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек (на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум) Наверно всем без лишних слов ясно, сколь велика разница между мужчинами и женщинами. Женщины являются коммуникаторами, а мужчины — деятелями. Мужчины хорошо справляются с задачами, где необходимы пространственно-визуальные навыки, а женщинам под силу решение тех задач, где требуются речевые навыки. Мужчины лучше работают с картами, схемами, математическими формулами, они с легкостью поворачивают объекты в своём воображении и создают двумерные представления трёхмерных объектов. Мужчины лучше воспринимают объекты в пространстве и могут без труда ими манипулировать. Мужчины лучше ориентируются в пространстве и на местности. Женщины, с другой стороны, преуспевают в тех областях, где мужчины чувствуют себя неуверенно, особенно в областях, связанных с использованием языка. Женщины не так легко справляются с задачами, требующими манипулирования объектами и развитого зрительного восприятия: они прежде всего менее чувствительны к свету. Однако женщины гораздо успешнее обращаются со словами. У них лучше память на слова. Опираясь на все эти факты, американские учёные Дон и Джона Элиум настаивают на том, что девочкам и мальчикам требуется различное воспитание. Джоан Элиум — счастливая мама взрослых дочери и сына и заботливая бабушка для своих внуков. Она, специалист по развитию отношений родитель/ребенок, является обладателем премии «Уважаемая женщина-писатель Калифорнии». Джоан — эксперт по вопросам родительства и семьи для America Online/iVillage's Parent Soup, крупнейшего и наиболее посещаемого родительского сайта. Джоан работала как инструктор в Университете Кеннеди, в качестве тренера для штата Айдахо, была учителем начальной школы, советником по женскому здоровью и личностному росту. Её муж, Дон, окончил Университет Вейк Форест в Уинстон Салеме, Северная Каролина, со степенью бакалавра гуманитарных наук. Свою степень магистра по психологии консультирования Дон получил в Университете Джона Кеннеди, и стал практиковать психотерапию в Уолнат-Крик с 1985 года. [17] С традиционных психотерапевтическим тренингом Дон объединяет свои обширные исследования в области травматического стресса и быстрого эмоционального облегчения, а также индивидуальные консультации и консультации супружеских пар. Он и его жена Джоан являются авторами четырех книг: «Воспитание сына», «Воспитание дочери», «Воспитание подростка», «Воспитание семьи» Вот несколько правил для родителей мальчиков и девочек. Правила воспитания мальчиков 1. Любая похвала отца — пусть простое «Ну и парень!» — творит чудеса, давая сыну ощущение собственной ценности, способствуя его самопринятию, обучая его сотрудничеству с другими людьми. 2. Мальчики нуждаются в руководстве, в примере взрослого, уверенного в себе и способного направлять ребенка. 3. Ничто в мире не остается не потроганным, не попробованным и не раскрытым мальчиками. Их миссия — исследовать, а родители и педагоги лишь проводники, которые обязаны сделать его экспедиции спокойными и максимально безопасными. 4. Отношения между родителями могут рассказать сыну больше, нежели любые слова. Основа здоровой сексуальности мальчика лежит в том, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, находят ли время для бесед, проявляют ли интерес к чувствам друг друга, уважают ли потребности партнера, как распределяют домашние обязанности, с вниманием ли относятся к представлениям и взглядам друг друга, смеются ли вместе и обсуждают ли совместно семейные планы. 5. На этом этапе развития для него не существует «может быть». Мальчику нужно помочь преодолеть этот сложный возрастной период. Им нужно предлагать как можно больше участвовать в разной работе взрослых, играх, определять обязанности, занятия, включать в разные виды творчества, чтобы удовлетворить их «волчий аппетит». 6. Если родители хотят совсем запутаться в своих отношениях с сыном-подростком, то самый надежный путь к этому — принимать все, что ребенок делает, слишком близко к сердцу. Сопротивление подростков обычно направлено на родителей, потому что именно они для подростков самая близкая авторитетная фигура. [14] Правила воспитания девочек 1. Девочку нужно слушать и давать ей высказаться. Когда ее слушают не прерывая, она чувствует поддержку, которая так ей нужна, чтобы превратить эмоции в выражение чувств. 2. Нельзя лишать девочку права на любые эмоции. Если взрослые отрицают жизнь чувств девочки, то тем самым препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания. 3. Не нужно ограничивать круг чтения девочки только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. 4. Если взрослые хвалят девочку за поступки, соответствующие возрасту, то это позволяет ей следовать своим внутренним импульсам, а не вытаскивать себя силой в мир, которого она еще не понимает. 5. В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире. Педагогам и родителями важно помнить, что в дошкольные годы девочка мыслит образами, поэтому сначала важно понять, о чем конкретно она спрашивает, и уж потом решить, насколько подробное объяснение ей требуется. 6. Требуя от девочек, чтобы они были приветливыми, сговорчивыми, готовыми помочь, а не уверенными в себе, компетентными и твердыми в своих убеждениях, мы готовим девочек к роли жертвы. Девочка должна знать, чего она хочет, и уметь сказать «нет!» — это лучшая защита. [13] Подобные правила чётко объясняют разницу между воспитанием мальчиков и девочек. Если родители их учитывают, ребёнок более гармонично развивается.

2.2 Влияние школы и учителей Когда ребёнок выходит из дошкольного возраста и становится учеником, перед ним появляются новые образцы поведения — его учителя. Проблемой современной школы является её феминизация. Исключительно женский состав преподавателей односторонне влияет на половую идентичность мальчиков и девочек. И. Акимов и В. Клименко уверены в том, что необходимо, чтобы учителей — мужчин (имеется в виду не формальная принадлежность к мужскому полу, а полноценное развитие в нем мужского начала) в коллективе было значительно больше, чем учителей-женщин. Если соотношение учителей резко сдвинуто в пользу мужчин, в мальчиках начинает доминировать нигилизм, агрессия, потребность разрушать; в девочках — деловитость, рассудочность, оскудение чувств. [1, с.70] Если соотношение учителей резко сдвинуто в пользу женщин мальчики становятся феминизированными, что усугубляется преждевременным половым созреванием. Девочки привыкают к тому, что их окружают только женщины, они не чувствуют мужчин и избегают их. В рамках семьи и школы складываются ещё два важнейших условия формирование половой идентичности ребёнка: сюжетно-ролевая игра и предметно-развивающая среда. Прежде всего, следует помнить о том, что психосексуальное развитие ребенка протекает естественным путем и определяется генетически и врожденно заданными программами. В связи с этим от взрослых требуется очень осторожное, мягкое, ненавязчивое, косвенное вмешательство, а не прямое воздействие на ребенка. В качестве такого средства выступает педагогическое сопровождение, которое призвано выполнять функции поддержки, помощи, содействия, стимулирования, консультирования, обучения. [1, с.71]

2.3 Сюжетно-ролевая игра Значимым условием формирования половой идентичности является сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку», но именно в игре закрепляются стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы. [6, с.43] Адекватным педагогическим воздействием по отношению к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое педагогическое сопровождение сюжета развернутой детьми ролевой игры, в процессе которой воспитатель может принимать на себя одну из ролей, задавать детям вопросы с целью формирования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также позитивного отношения к себе и другим. Дело в том, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность (она должна быть взаимодополняющей, а не дублирующей), часто не умеют вместе играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игро-вых объединениях. [6, с.43] Воспитатель должен избегать позиции «учителя», заменяя ее на позицию «играющего партнера», избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты. Половая социализация осуществляется в ходе выполнения ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в дошкольном возрасте поэтапно. [15, с.132] Существует три этапа: этап условных игровых действий, на котором разворачивается пре- имущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая цепочка действий, т. е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет определенные действия, соответствующие его половой роли (например, девочка как мама утром будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говоритласковые слова, идет с ней гулять и т. д.); этап многоперсонажного сюжета, на котором сюжет развертывается как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей разного пола, через введение новых персонажей (сюжетно-ролевые игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т. д.); следующий этап — построение и развертывание многотемных сюжетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и отношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в поведении мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение. [6, с.45] Развитие полоролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Так, если говорить о решении этой задачи в процессе игр детей 3−5 лет, то следует отметить, что в данном возрасте ребенок переходит на принципиально новый этап в развитии игровой деятельности: от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. Изменяется и психологическая характеристика игры: у ребенка проявляется потребность к общению и совместным действиям с детьми как своего, так и противоположного пола. Детей все больше начинают интересовать окружающие люди и взаимодействие с ними. Развитие полоролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у детей 5−7 лет уже происходит несколько иначе. Сюжетно-ролевая игра детей данного возраста, в отличие от игры детей четвертого и пятого годов жизни, обогащается тематическим содержанием, а также появлением коллективной формы. При этом у мальчиков и девочек все сильнее становится стремление играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола. [6, с.47] Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и слож- нее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются и комбинируются события из жизни людей и их роли в семье и обществе, относящиеся к разным сферам жизни человека, что игры старших дошкольников уже не укладываются в однотемный сюжет. Мы видим, что сюжетно-ролевая игра очень важна для ребёнка, ведь играя он примеряет будущие роли, понимает, что ему нравится, а что нет, учится общаться со сверстниками своего и противоположного пола, контактирует со старшим поколением, видя в нём образец поведения.

2.4 Предметно-развивающая среда Ещё одним из ведущих условий для формирования половой идентичности ребенка и закрепления у девочек и мальчиков стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении выступает предметно развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек — разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т. д. Наборы мебели для кукол позволяют конструировать практически полноценное хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата. [6, с.49] Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются: мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т. п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибута- ми и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т. д.); уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде; мини-среда светского этикета («Театр», «Званый обед», «Концерт», «Прием гостей» и т. п.), где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли. Следует отметить, что лучшим фоном для работы последних двух условий является нормальная семья, так как дети, которые воспитываются в детском доме или интернате не получают нужного внимания, перед ними нет людей, которые могли бы послужить для них примером маскулинного и фемининного поведения. Эти дети не приобретают широкого и адекватного опыта в освоении мужественности и женственности. Многие в последующей взрослой жизни испытывают затруднения в сексуальных и эмоциональных контактах. [6, с.50]

2.5 Влияние сверстников Следующим важным условием формирования половой идентичности является влияние сверстников. Одной из таких форм влияния, оказывающих свое воздействие уже на ранних этапах жизни, становится добровольное раздельное времяпрепровождение детей разного пола. Этот фактор начинает действовать еще в дошкольные годы. К моменту достижения школьного возраста дети проводят очень большую часть своего времени со сверстниками своего пола. Разделение полов, продолжающееся в школьные годы, способствует половой типизации игровой активности детей. А это является для них подготовкой к принятию взрослых половых ролей. Компании девочек часто играют с куклами и чайными сервизами. Мальчики же участвуют в спортивных состязаниях и стрельбе из игрушечных пистолетов. Такое влияние сверстников способствует развитию у девочек склонности к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у мальчиков — выработке психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и настойчивости. [16, с.186] К началу перехода от детского к подростковому возрасту влияние сверстников начинает играть еще более важную роль. Для детей этого возраста конформизм приобретает особую значимость. В итоге следование традиционным половым ролям обеспечивает вероятность быть принятыми своими сверстниками. Большинство индивидов, ведущих себя нетипичным для своего пола образом, подвергаются значительному давлению в форме изоляции и насмешек. Девушка, которая не может быть женственной, ведёт себя слишком грубо и молодой человек, который проявляет себя как «неженка» вряд ли будут приняты в коллективе, где у подростков сформировано представление о половых ролях.

2.6 Влияние религии Организованные формы религии играют важную роль в жизни многих людей. Несмотря на конфессиональные различия, большинство религий проявляют одни и те же тенденции во взглядах на половые роли. Каждый ребенок, получивший религиозное воспитание, вероятно, усвоил в процессе социализации определенные половые стереотипы. В иудейской, христианской и исламской традициях эти стереотипы, как правило, включают представление о превосходстве мужчин. Так, олицетворением Бога в них является мужчина, по отношению к которому используются обращения «Отец», «Он» или «Царь». Библейский образ Евы, как созданной из ребра Адама, является ярким воплощением гендерного представления, согласно которому женщине принадлежит второстепенная роль по отношению к мужчине. [24] Изнутри религиозного мира оспаривание освященных религией традиционных половых ролей воспринимается не как ответ на изменившиеся условия существования гендерных групп, а как вызов, как угроза богоданным нравственности и социальному порядку. Например, характерной особенностью исламского вероучения является то, что в Коране исключительно большое внимание уделяется регламентации семейно-брачных отношений и ритуализации половых ролей. Несмотря на то, что в Коране говорится о том, что Аллах создал мужчину и женщину из «одной души» (Сура 4: 1), высшим идеалом мусульманской семьи является безусловная подчиненность жены мужу. [23] В таких условиях практически невозможно говорить о феминизме и его влиянии на умы девочек. Доминантой является религия, которая формирует у детей взгляды на мужские и женские роли.

2.7 Влияние телевидения Другой мощной действующей силой полоролевой социализации является телевидение. Образы мужчин и женщин на телеэкране часто являются откровенно стереотипными. Так, мужчины обычно изображаются активными, интеллигентными и предприимчивыми и выступают в руководящих ролях. Женщины же чаще играют пассивные и менее компетентные роли. [5, с.324] Женщина в рекламе стирает, гладит, выбирает себе одежду, прилагает усилия, лишь с одной целью — понравиться мужчине. Она может быть игривой, упорной, слабой, но в любом случае достигнет своей цели — мужчина в неё влюбится, на ней женится или пригласит на свидание. А вот в телевизионных новостях в качестве авторитетных специалистов по большинству вопросов выступают мужчины, как образцы интеллектуального и всего научного. [22] Массовой культуре свойственно деление жанров по половому признаку, то есть в зависимости от адресата: для женщин предназначены мелодраматические истории, для мужчин — крутые детективы и боевики. В современной российской культуре остатки советского представления о настоящем мужчине сохранились в многочисленных сериалах, посвящённых трудам и дням силовых структур: армейскому братству, спецназу, борцам с преступностью. «Правильный» советский мужчина изображался либо как символический сын Родины-матери, партии, либо как отец — наставник других сыновей и дочерей. В 1990-е годы главным агентом борьбы с преступностью в популярном искусстве был одинокий боец, вынужденный действовать во враждебном окружении бандитов и продавшихся им служителей закона (сериал «Бандитский Петербург»).

Нередко судьба такого борца со злом складывалась трагично. [25] Миры мелодрамы и миры мужских жанров практически не пересекаются. Брутальные персонажи боевиков не появляются там, где обитают стремящиеся удержать мужа жёны и мечтающие соединить жизнь со своими партнёрами одинокие дамы. Неспешное действие здесь развёртывается в локальном пространстве гостиных, кухонь и спален, кафе и уединённых загородных домов. Мелодрама создаёт приручённый образ мужчины, который, как и его подруги, думает главным образом о личном счастье. Дети же, проводя много времени за просмотром фильмов и разнообразных программ, усваивают подобные образы, хотят быть похожими на героев с экрана.

§ 3. Расстройства половой идентичности Мы убедились в том, что процесс формирования половой идентичности подвержен влиянию многих факторов и является очень сложным, В связи с этим соответствие биологического пола и половой идентичности не является гарантированным. Рассмотрим нарушения, основой которых являются проблемы с половой идентичностью. Их можно разделить на три категории: a. пол определен как мужской при рождении, но индивид относит себя к женскому полу (женская половая идентичность); b. пол определен как женский при рождении, но индивид относит себя к мужскому полу (мужская половая идентичность); c. индивид (независимо от пола определенного при рождении), считающий себя принадлежащим обоим полам и/или ни одному полу (бигендер или андрогин).

Эта половая идентичность не имеет отношения к гермафродитизму, который относится к физиологическим аспектам строения организма, а не самоощущению человека. [20] По системе классификации психических расстройств (American Psychiatric Association, 1994) индивид, имеющий расстройство половой идентичности, должен соответствовать четырем строго определенным критериям: 1) обладать сильной и постоянной кросс-гендерной идентичностью; 2) испытывать постоянный дискомфорт, связанный со своей половой принадлежностью, или ощущение неадекватности при выполнении ролей своего пола; 3) иметь нарушения, не согласующиеся с его физической интерсексуальностью; 4) иметь нарушения, являющиеся источником клинически значимой неудовлетворенности или проблем в социальной, профессиональной или других важных сферах функционирования. [19] Рассмотрим подробнее одно из нарушение половой идентичности — транссексуализм. Это нарушение проявляется переживанием собственной принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное (соответствующее генетическому полу) формирование первичных и вторичных половых признаков, характеризующееся стремлением изменить свой пол хирургическим путем и жить по законам противоположного пола. Такие люди чувствуют себя загнанными в тело «не того» пола. Данное отклонение получило название гендерной дисфории. Так, с анатомической точки зрения мужчина-транссексуал чувствует, что он является женщиной, которой по иронии судьбы достались мужские половые органы. Он желает быть социально идентифицирован как женщина. [21] Самым безобидным способом попытки достичь комфорта является переодевание. Но помимо переодевания, люди с транссексуализмом используют поведенческие характеристики другого пола, играют роли и занимаются деятельностью, традиционно ассоциирующейся с другим полом, что может обусловливать социальную дезадаптацию. Собственные гениталии производят на них. отталкивающее впечатление, вызывая постоянное желание избавиться от своих первичных и вторичных сексуальных признаков и приобрести характеристики другого пола путем хирургических вмешательств. Врачи прописывают мужчинам с такого типа расстройствами женский сексуальный гормон эстроген, в результате у них увеличивается грудь, уменьшается вес тела, уменьшается количество волос на лице и изменяется состав жиров. Аналогичным образом для многих женщин с таким расстройством прописывают мужской сексуальный гормон тестостерон. Обычному человеку трудно даже представить, дискомфорт который испытывает страдающий подобным нарушением человек. [11, с.138] Не нужно путать данное явление с трансвестизмом. Трансвестизм — стремление к переодеванию в одежду противоположного пола. С современной точки зрения трансвестизм — неоднородное явление, поскольку мотивы ношения одежды противоположного пола могут быть совершенно различными. Истинный трансвестизм является перверзией, при которой переодевание в одежду другого пола вызывает сексуальное наслаждение. [8, с.354] Данный вариант трансвестизма фактически является разновидностью фетишизма, поскольку половое удовлетворение у таких субъектов тесно связано с возможностью завладеть предметами одежды противоположного пола и пользования ими. При гомосексуальном трансвестизме женоподобный мужчина-гомосексуалист пользуется косметикой, специально переодевается и пытается подражать женским манерам поведения. При этом желание именно к смене физиологического пола отсутствует. Вывод: Мы рассмотрели возможные расстройства половой идентичности. В процессе работы мы поняли, что проблемы с самоопределением себя в гендерном плане ничуть не уступают в серьёзности прочим проблемам с психическим здоровьем. Если не взяться на лечение и не искать варианты разрешения проблемы, данное положение может довести человека до глубокой депрессии.

Заключение Формирование половой идентичности является одним из самых важных факторов самопознания и самоопределения человека. К тому же это очень сложный процесс, на который влияет множество условий, таких как семья, школа, сверстники, религия, культура. Ребёнок в ходе взросления и половой социализации перенимает половые и гендерные стереотипы, учится вести себя в соответствии с половыми ролями, которые он усвоил в детстве. Родители должны понимать, что от того, чем они окружат ребёнка, как будут его воспитывать, зависит его благополучие и уверенность в себе. половая идентичность должна помочь человеку находить и реализовывать свою индивидуальность. Непротиворечивая, успешная половая идентичность способствует формированию гармонической, развитой личности. Можно смело сказать, что проблемы половой идентичности будут всегда актуальны, так как её сбои порождают очень сильный дискомфорт, с которым человек не может нормально жить. Люди носят одежду, которая не соответствует их полу, делают операции по смене пола, только бы найти себя и жить в гармонии с собой. В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам: общество и семья оказывают очень сильное влияние на человека. Гендерные стереотипы, поведение родителей и учителей: всё это формирует у ребёнка понимание самого себя, помогает определить принадлежность к тому или иному полу. основными условиями формирования половой идентичности являются влияние родителей, учителей, религии, культуры, а так же сюжетно — ролевая игра и предметно — развивающая среда. Эти условия предоставляют детям возможность проработать мужское и женское полоролевое поведение. мальчики и девочки требуют разного подхода. Родители и учителя должны учитывать это, знать особенности поведения тех и других в разных возрастах. формирование половой идентичности процесс сложный, который может давать сбои, приводя к расстройствам половой идентичности, такими, как транссексуализм. Важность правильно сформированной половой идентичности невозможно переоценить. Её можно считать основой для дальнейшего полноценного развития.

Список использованной литературы

1. Акимов И. О мальчике, который умел летать, или путь к свободе / И. Акимов, В. Клименко. — М., 1994

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. / Т.В. Андреева — СПб., Речь, 2004.

3. Барчунова Т. Гендер для «чайников» / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Е. Омельченко, Л. Попкова, И. Саморукова, Л. Семёнова, И. Тартаковская, А. Темкина. — М., «Звенья», 2006

4. Бендас Т.Б. Гендерная психология: Учебное пособие. / Т.Б. Бендас — СПб., Питер, 2006.

5. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. / Ш. Берн — М., Прайм-Еврознак, 2007.

6. Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего школьного возраста. / О.И. Иванова, А.М. Щетинина — Великий Новгород, 2006.

7. Ильин Е.П. Пол и гендер. / Е.П. Ильин — СПб., Питер, 2010.

8. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер — М., Прайм-Еврознак, 2007.

9. Крукс Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур — М., Прайм-Еврознак, 2005.

10. Куттер П. Современный психоанализ / П. Куттер — Б. С.Г. — Пресс, 1997.

11. Целуйко В.М. Психология нетрадиционной любви / В.М. Целуйко — М., МСГИ, 2003.

12. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина. Познать и покорить / В.М. Шейнов — М., Харвест, 2006.

13. Элиум Д. Воспитание дочери / Д. Элиум, Дж. Элиум — СПб., Питер Пресс, 1997.

14. Элиум Д. Воспитание сына / Д. Элиум, Дж. Элиум — СПб., Питер, 2003.

15. Эриксон.э. Детство и общество / Э. Эриксон — М., Университетская книга, 1996.

16. Эриксон.э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон — М., Прогресс, 1996.

17.

18. www.childpsy.ru/lib/articles/id/10 295. php

19. medportal.ru/enc/sexology/sextrable/5/

20. www.medkrug.ru/community/show_article/427? aid=4134

21.. aspx? tabid=53

22. psymania. info/gend/gender/konstr. php

23. islamecologia. ucoz.ru/index/gendernyj_analiz_religij_i_feministskaja_teologija_k_postanovke_problemy/0−112

24. gender-route.org/articles/sex_gender_practice/chelovek_veruyuwij_gendernaya_nauka_i_religiya/

25.. htm

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector