Фотодело как способ реализации социально-культурных потребностей населения

ВВЕДЕНИЕ Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности. Потребность — это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект — в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

С древних времен человек старался запечатлеть какие-то наиболее значимые моменты из реальной жизни. Сначала это были простые наскальные рисунки, воссоздающие сцены охоты или битвы. Это были своеобразные «фото из жизни». Впоследствии, с развитием художественного мастерства, появились мастера, которые писали портреты людей, прославившихся тем или иным образом, полотна наиболее значимых событий своего времени. Появление фотографии значительно облегчило жизнь людей. Можно с лёгкостью запечатлевать такие события, как свадьба, дни рождения, выпускные балы, различного рода торжества и т. п. Помимо фиксации события во времени, фотография является средством самопрезентации и рекламы. Нельзя забывать, что срочные фото на документы, визу, паспорт может сделать только высококвалифицированный специалист фотостудии. Процесс съёмки достаточно трудоёмкий и сложный: мастер, помимо того, что просто «нажимает на затвор» и смотрит в видоскатель, создаёт что-то новое и неповторимое. Тем самым мастер реализует свой творческий потенциал, познаёт мир и себя. Фотографируя важные события, такие как свадьбы, дни рождения, а также делая портфолио для высокопоставленных лиц, моделей, мастер воссоздаёт окружающую реальность на снимках, фиксирует момент съёмки, а также помогает увидеть мир с новой стороны в более выигрышном ракурсе.

Всё это и обуславливает актуальность курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение фотодела как способа реализации социально-культурных потребностей населения. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Название глав отображает их содержание. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — изучить понятие «социокультурной потребности» в системе ключевых потребностей человека; - возникновение фотодела как нового способа фиксации жизни человека — рассмотреть фотодела как способ удовлетворения социально-культурных потребностей. Объектом курсовой работы является фотодело. Предметом курсовой работы является социокультурные потребности человека. 1. СОЦИОКУЛЬУТРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Потребности — это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность — компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она — структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена от деятельности.

2 стр., 786 слов

Тема 5. Работоспособность человека и проблема психических состояний.

... . Функциональные состояния человека в СЧМ. Контроль и оценка психических состояний. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Психогигиена ... труда. Эффективность трудовой деятельности во многом определяется работоспособностью организма. Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы ...

Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата. [4, c.96] Потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности. [4, c.122] Потребность — это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью. [4, c.119] Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики. В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности.

4 стр., 1582 слов

Сфера деятельности субъектов социальной работы в реабилитационном процессе.

... являются специалист по социальной работе и социальный работник наркологического учреждения. Деятельность субъектов социальной работы направлена на стимуляцию, развитие положительных личностных/социальных качеств ... специфическими факторами физической, психической (когнитивной, эмоциональной) и духовной жизни человека, в котором биологическое и духовное причудливо сочетаются. Отсюда его таинственная ...

В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов. [7, c.107] Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу: (а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т. д.); (б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность); (в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации. Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов: (1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности, (2) подчиненные духовным — психические потребности, (3) низшие, подчиненные духовным и психическим — физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы — мотивы — потребности — планы поведения — программы действий. [7, с. 110] Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т. д. Потребности — это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни. В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности. [3, c. 74] Классификация потребностей современного человека:

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

... E) Консерватизм Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. ... врожденное действие, при помощи которого происходит удовлетворение потребностей. A ) Инстинкт B) Раздражение C) ... интеллектуального поведения Способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. A ) ...

· Потребности в деятельности:

В труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге;

· Потребности в общих условиях жизни:

В здоровье, образовании, культуре, в перемещении в пространстве, в личной безопасности;

· Элементарные потребности:

В пище, в одежде, жилье

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо, прежде всего, удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге. Таким образом, мы видим, что потребность в досуге является одной из ключевых потребностей.

Производство создает товары и услуги — средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

5 стр., 2037 слов

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

... исследователями: развитое чувство ответственности; потребность в заботе о других людях; способность к активной деятельности; способность к участию в общественной жизни; способность к эффективному использованию ... в форме упрямства. Кризис семи лет– ребенок начинает испытывать потребность в серьезной деятельности, игры перестают его удовлетворять (признак готовности к школе). Кризис ...

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка. [7, с. 115]

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов — его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей — в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность — следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы «привела в систему» мир и определила наше место в нем. [7, c.119]

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу — такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, — успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию — как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности — чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C. [13, c. 229]

14 стр., 6953 слов

Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

... социально-экономических условий в частности приводят к появлению у человека иных потребностей, мотивов, целей, а также и новых способов ... . Согласно их теории, болезни непосредственно влияют на образ жизни человека. А, значит, в современном мире наиболее успешным в ... сфере здоровья и механизмами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни, и людей, которые его не придерживаются. Базой ...

Потребность в уважении и самоуважении — еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, — например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение — это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности — вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека. [9, c. 361]

Самореализация, самовыражение через творчество — последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой — главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности. [13, c. 226]

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... ); 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Биологические стороны жизни человека: А) испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры ... : философия; самосознание; наука; искусство. Деятельность, в процессе которой люди изменяют окружающие предметы, условия жизни, принято называть: духовной; эстетической; практической; научно-технической. Деятельность ...

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы — в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова «идеал») статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение — единство базовых потребностей людей, единую природу человека. [13, c.241]

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие — у психологов, третьи — у социологов. В итоге получается: каждая классификация — оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например H.M. Бережной [3, c.97] «Человек и его потребности». считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Бережной находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил H.M. Бережной [3, c.104]:

Классификация Достоевского:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения людей. У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, — потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, — идеальными. [3, c.111]

Таким образом мы видим, что в системе человеческих потребностей социокультурные потребности, такие как потребности в досуге, отдыхе, рекреации, самореализации через творчество, самовыражение, являются одними из ведущих, в некоторых случаях, — последними и наивысшими потребностями для человека. Следовательно, индивид нуждается в их удовлетворении. Реализация творческого потенциала личности является залогом полноценности, душевного здоровья и благополучной жизнедеятельности.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФОТОДЕЛА КАК НОВОГО СПОСОБА ФИКСАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА потребность социокультурный фотодело Ещё в доисторический период у человека появилась потребность в изображении окружающего мира, предметов, с которыми он сталкивался в повседневной жизни. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки. Со временем эта потребность дала толчок к развитию изобразительного искусства, отражающее действительность в наглядных, воспринимаемых зрительно образах. [14, c.5] Однако истоки светописного изображения появляются значительно позже. По словам К.В. Чибисова [14, c.8], созданию фотографии предшествовали открытия многих поколений учёных и изобретателей. Ещё Аристотель за четыре века до нашей эры описал явление светочувствительности, послужившее для появления камеры-обскуры — прародительницей современной фотокамеры. Светочувствительность, уже хлористого серебра, изучали такие учёные, как Шульце (1727), подтвердивший явление светочувствительности и открывший возможности светописи. Первые попытки изобретения фотографии Вэджвудом и Дэви были провальные из-за неумелого сочетания камеры-обскуры и светочувствительной среды. [14, c.12] Изобретение фотографии можно смело связать с такими именами, как Луи Жак Даггер и Вильям Генри Траболта. Их работы положили начало развитию фотографии. Способ получения единственных и уникальных изображений, несущих эстетическую ценность, который впоследствии был назван «деггеротипия», не давал возможности для размножения снимков. Зато благодаря появлению негативно-позитивного процесса Траболты, мы имеем современную фотографию такой, какая она есть в современном виде. [14, c.17] С середины XIX в. как в Европе, таки в США наблюдался настоящий взлёт фотографии, который переходил от стадии ремесленничества к системной, полупромышленной фазе. Этот период отмечен ростом числа портретных фотомастерских и фотоателье, что стало заметным явлением уже к середине 1860-х гг. Первым продуктом предшественницы фотостудии — фотоателье — были изображения на небольших карточках, размером 6X10. Комната, где происходила съёмка, чем-то напоминало мастерскую художника: свет падал из единственного окна, подчас с цветными стёклами. Искусственно помещение не освещалось, так как этот способ появился только к концу XIX в. Время, уходившее на позирование, было разным, но обычно отсчитывалось секундами. В связи с некоторой погрешностью оборудования фотографы предъявляли очень строгие требования к одежде фотографирующихся. Предпочитались бежевые тона и костюмы из тёмных тканей. Некоторые фотографы советовали своим посетителям надевать чёрный шёлк, бархат и избегать белого, голубого и розового. Мебель использовалась двояко: и как элемент декорации, и по своему прямому назначению, но в целом помогала фотографируемому удерживать выбранную позу. Также использовались подставки для головы. [1, c.56] Но труд портретиста не сводился только к времени позирования. В любом заведении труд делился на отдельные операции, выполняемые разными служащими: химики обрабатывали негативы, печатники закрепляли конечные отпечатки, также существовали рабочие и подмастерья, которые обрезали и ретушировали снимки. Существовали и управляющие, коммерческие агенты. История видела случаи, когда в одном ателье трудилось около 100 человек. [1, 61] Отдельное значение придавалось ретуши, которая помогала добиваться еще более точными и выразительными. Благодаря ей фотографии имели некоторый «живописный» вид. Обычно эту работу доверяли женщинам. Иногда работа ретушёра могла сравниться с уровнем мастерства настоящего художника. Успех был грандиознейшим, и это не могло не заставить англичан назвать это явление «картоманией». [1, c.62−64] Фотография в старой России всегда отставала от передового фото Запада, хотя и прогрессивные учёные пытались делать многочисленные попытки устранить этот недостаток. Одним из наиболее успешных русских фотопортретистов XIX в. можно смело назвать С.Л. Левицкого, который один из первых открывает ателье художественного фотопортрета. Используя негативно-позитивный метод, Левицкий получил признание во всей Европе. Левицкий также изменил понятия о свете и фокусировке. [1, c.22] Тем не менее состояние фотографического дела в СССР по сравнению с Западом выровнялось лишь по основным направлениям. Развитие фототехнического дела и науки позволило стране быть независимой и не нуждающейся в опеке западных производителей. Иными словами развитие фотографии продолжается и по сей день, однако, не без учёта современных западных тенденций. За последние 20 лет рынок фотоуслуг претерпел кардинальные изменения. Во времена СССР среднестатистический гражданин посещал фотоателье только по особым случаям: заказать свадебную съемку, сделать фото в семейный альбом либо «щелкнуться» на документы. В начале 1990-х с появлением первых «мыльниц» мастерство фотохудожников ушло в небытие, поскольку каждый обладатель фотоаппарата считал себя великим и неповторимым мастером в этой области. [14, c.251] В середине 1990-х появились всевозможные курсы фотомастерства, причем рассчитаны они были на среднестатистического обывателя. В течение двух-четырех недель любого желающего могли научить отличать свет от тени, обращать внимание на то, где находится солнце, и заправлять пленку в фотоаппарат. Однако, как показала практика, важно не только пользоваться дорогостоящей аппаратурой, но и знать основы фотомастерства. [11] Современный вид фотостудии несущественно отличается от фотоателье начального образца. По-прежнему необходима модель, камера, фотограф, источник света и, непосредственно, помещение. Однако наука не стоит на месте, и появляются новые искусственные источники света, вспышки, отражатели. Мы уже не используем камеру-обскуру, даже плёночный фотоаппарат всё реже встречается у профессиональных мастеров. Переход на «цифру» стал фактически повсеместным, что сделало фотографию общедоступным и поистине демократичным способом самовыражения. Несмотря на этот факт, потребность в профессиональных студиях и мастерах не отпадает, потому что разница между профессиональным фотографом и дилетантом видна всегда. Особенно, если дело касается важных событий клиента, рекламной съёмки, фотографий на документы и т. п. [15, c. 23] Таким образом, можно сделать вывод, что население имеет потребность в профессиональной фотосъёмке, что обуславливает появление фотостудии в жизни человека как таковой. С развитием технической, общественной, социальной стороны жизни, потребности человека изменяются, и человеку уже недостаточно фиксировать окружающую действительность с помощью привычных способов, таких как живопись и графика. Оформление бюрократической стороны общества обуславливает появление таких форм презентации, как фото на документы, паспорт, визу и т. п. Фотография становится способом запечатления семейных торжеств, а именно: рождения ребёнка, свадеб, юбилеев. 3. ФОТОДЕЛО КАК СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Нельзя поспорить с тем фактом, что фотография стала революционным изобретением человека. Как уже упоминалось в предыдущей главе, открытие Дагера в 1839 году было сенсацией, но уже в середине ХІ века фото стало массовым явлением, а в ХХ веке проникло во все сферы человеческой деятельности. Лики фотографии множественны: это искусство, средство регистрации и документирования, это инструмент исследования, способ коммуникации, это индустрия и наука. Поэтому говорить о фотографии — значит проговаривать всю эту множественность. Такой подход действительно позволяет рассмотреть повседневный опыт фотографии, любительскую и коммерческую фотографию, фотографию в масс медиа, в науке, медицине, архитектуре и т. д., иными словами, фотографию как вовлеченную во все аспекты социального опыта. [10] Помимо вышеперечисленных сфер, где профессиональная студийная фотография нашла место своего применения, хочется упомянуть о таком явлении современного общества, как социальные сети, где фотография профиля является способом самовыражения его владельца. В ходе исследования рынка фотографии в Москве А. Евстратова рамках магистерской диссертации сделала следующий вывод: «В ходе нашего исследования выяснилось также, что зачастую пользователи социальных сетей хотят привлечь внимание не кого-то конкретного, а аудитории в целом, то есть им нужна популярность. Евстратова также обращает внимание на то, что некоторые пользователи социальных сетей стремятся обогнать своих друзей по числу подписчиков и заработать авторитет среди аудитории. При этом фотосессия, как отмечают участники интернет-дискуссии, одна из разновидностей PR-поводов, с помощью которых люди пытаются привлечь внимание к своим профилям. [5] Все больше людей работает над созданием собственного имиджа. У современного человека есть тенденция превращать свою жизнь в эстетический проект, предполагает Евстратова. За стремлением эстетизировать свою реальность при помощи новых возможностей масс медиа отчётливо видно, как клиенты фотостудий прибегают к различным образам, от естественных и привычных до выходящих за рамки повседневности. Эту особенность Евстратова рассматривает и как своеобразный способ досуга. [5] Фотопортрет — один из самых сложных и объемных жанров фотографии. В отличие от пейзажной или предметной, портретная фотосъемка фокусируется на одушевленном объекте — человеке. Хороший фотограф никогда не приступает к съемке портрета, прежде чем не познакомится с моделью, не рассмотрит ее как следует, не увидит различные стороны ее мимики. Портретная фотосъемка предполагает не только техническую часть, но и тонкую работу с моделью, причем большая часть этой работы происходит на уровне общения, когда камера и осветительные приборы еще не используются. Портретная фотосъемка требует не просто изображения человека, но нечто сверх этого, поскольку она относится к художественным жанрам. [15, c.8] Очень важно сфотографировать эмоцию, иначе сказать, — нужно чтобы портрет «заговорил». Но и это еще не все. Если выполняется портрет крупным планом, то задача фотографа заставить работать на образ фактуры и детали. Здесь уже в ход идут композиционные уловки, а также умелое использование различных визуальных эффектов, создаваемых светом, линиями, формами, контрастами и т. д. [15, c. 12] Не стоит забывать, что портретная съемка совсем не обязательно задействует только лицо. Портрет может быть как в полный рост, так и захватывать только лишь часть лица. Все промежуточные градации — тоже портрет, кроме того, он еще бывает групповым. [15, c.14] Как видно, портретная фотосъемка требует от фотографа немалых знаний и опыта, а также безупречного художественного вкуса. Техническая сторона фотопортрета — тем отдельного разговора. При помощи светотехники можно изменить внешность модели до неузнаваемости, однако портретная съемка требует от света иного — не разрушить истинный образ, а помочь ему стать более выразительным. [15, 16] Но если для профессионального художника важно запечатлеть то, что не замечают другие, момент отражающий эпоху, то или иное событие, то для обычного пользователя фотокамеры — это своего рода всего лишь присвоение элементов реальности. Это лишний раз подтверждает существенные отличия профессиональной съёмки и любительской с точки зрения первоначальной цели и мотивации к деятельности. Несмотря на то, что увлечение фотографией стало доступным широкой публике, спрос на услуги профессиональных фотографов по-прежнему высок. Сопровождение профессиональной фотосъемкой выпускного бала или свадьбы уже давно стало нормой. Но клиенты обращаются в фотостудии не только когда необходимо запечатлеть важное жизненное событие. [10] Существование фотошкол и фотокурсов показывает, что в обществе есть запрос на навыки профессионального выполнения фотографии. В повседневной жизни мы сталкиваемся с другими формами использования фотографии: мы фотографируем сами в той или иной степени и платим деньги за снимки, выполненные профессиональным фотографом. Последний приобретает свои навыки в некоем учебном заведении, и нам действительно попадается на глаза реклама школ фотографии. Фотошколы обещают научить нас зарабатывать при помощи фотографии, превратить хобби в профессию, стать свободным фотохудожником или даже дорасти до «штатного фотографа в фэшн-журналах». На занятиях предполагается знакомство с различными видами фотоаппаратов и их устройством, изучение соответствующей базовой терминологии, а также основ экспонометрии, законов освещения, характеристик фотопленок, методик проявления и печати, правил построения кадра и т. д. В учебных программах фотошкол под теорией понимают лекции в противоположность практическим занятиям, когда ученики берут в руки камеру, сами выставляют свет, работают с моделью, иными словами, физически делают конкретную фотографию. [10] Наконец, можно сделать вывод о том, что современное фотодело является одним из способов удовлетворения социально-культурных потребностей среди населения. Человек нуждается в запечатлении важных событий его жизни, таких как: свадьбы, выпускные вечера, дни рождения и т. п. И порой без качественной профессиональной съёмки не обойтись при условии, если заказчик нуждается в фотографиях, выполненных в соответствии со всеми правилами света, тени, композиции и т. п. Любительская фотография не всегда соответствует этим требованиям. Помимо этого профессиональная съёмка необходима для созданий фотографий на паспорт, визу, водительские права, словом, — официальные документы. Нельзя не отметить, что студийная фотография является способом презентации не только для модели, но и для простого обывателя, заботящегося о качестве своих фотографиях, например в социальных сетях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы. Потребность — это всегда необходимость в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Социокультурные потребности, т. е. потребности в самовыражении, самоутверждении, когнитивные, эстетические потребности, в некоторых случаях, — последними и наивысшими потребностями для человека. Следовательно, индивид нуждается в их удовлетворении. Реализация творческого потенциала личности является залогом полноценности, душевного здоровья и благополучной жизнедеятельности. [3, c. 117] Современное фотодело является одним из способов удовлетворения социально-культурных потребностей среди населения. Человек нуждается в запечатлении важных событий его жизни, таких как: свадьбы, выпускные вечера, дни рождения и т. п. И порой без качественной профессиональной съёмки не обойтись при условии, если заказчик нуждается в фотографиях, выполненных в соответствии со всеми правилами света, тени, композиции и т. п. Профессиональная съёмка необходима для созданий фотографий на паспорт, визу, водительские права, словом, — официальные документы. Нельзя не отметить, что студийная фотография является способом презентации не только для модели, но и для простого обывателя, заботящегося о качестве своих фотографиях, например в социальных сетях. Любительская фотография не всегда соответствует этим требованиям. Поимо всего прочего, любительская фотография может являться формой досуга, предметом творчества, способом самореализации и способом познания мира и самого себя. Фотография может превратиться в хобби, предметом самовыражения посредством художественных образов, а также способом познания окружающего мира и самого себя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения / М.: АСТ, Астрель, 2006. — 159 с. 2. Беляков, З.C. Влияние феномена фотографии на развитие социальной теории в XX веке/ З.C. Беляков// Известия Томского политехнического университета. Сер. 4, фотография, философия фотографии, социальная теория, социальная критика. — 2008. — № 6. — С. 32−64. 3. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса — Форум, 2001. — 160 с. 4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1974. — 310 с. 5. Евстратова А. Рынком фотографии правят социальные сети /А.Евстратова// Открытая экономика [Электронный ресурс] - 2013. -Режим доступа: opec.ru/1 574 670.html. — Дата доступа: 8.12.2013 6. Колодий, В.В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: дис. … к-та философ. наук: 09.00.11/В.В. Колодий. — Томск, 2011. — 152 л. 7. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. — М.: Высшая школа, 2005. — 220 с. 8. Москвич О. Феномен фотографии в культуре: постмодерный дискурс/ О. Москвич// Санкт-Петербургское отделение института культурологии: Молодёжный форум [Электронный ресурс] - 2010. — Режим доступа: www.spbric.org/f/viewtopic.php?id=27. — Дата доступа: 03.12.2013 9. Под ред. Оганяна К. М Человек и его потребности. Учебное пособие. /. Спб.: Изд-во СПбТИС, 2007. — 410 с. 10. Полещук C. История и теория фотографии для культурологов/ C. Полещук// Тексты о фотографии [Электронный ресурс] - 2008. — Режим доступа: svetapoleschuk.blogspot.com/2008/01/blog-post_7471.html. — Дата доступа: 8.12.2013 11. Прокопенко A. Открытие фотостудии: реалии рынка съемки./ A. Прокопенко// Открытие фотостудии [Электронный ресурс] - 2006. — Режим доступа:. — Дата доступа: 11.12.20 013 12. Филь M. Влияние феномена «социальных сетей» на процессы самоорганизации общества/ M. Филь// НИИ Социологии [Электронный ресурс] - 2012. — Режим доступа: niisocio.ru/press-centr/nauchnye-stati/142-vliyanie-fenomena-sotsialnykh-setej-na-protsessy-samoorganizatsii-obshchestva. — Дата доступа 03.12.2013 13. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — 324 c. 14. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии / М.:Искусство, 1987. — 254 с. 15. Чижиков С. Портретная, предметная и студийная съёмка / М.: Самиздат, 2012. — 48 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector