Этническая толерантность в российском обществе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

Гуманитарный институт

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

Специальность «Социология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Этническая толерантность в российском обществе»

Выполнила Ким А. А.

гр. ГСЛ-211

Проверила

к. с. н., доцент Сазонова А.Л.

Москва 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения этнической толерантности

1.1 Сущность понятия «этническая толерантность»

1.2 Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России

Глава 2. Социологический анализ

2.1 Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям

2.2 Анализ развития межнациональных отношений в современной России

Заключение

Библиография

Введение

Вопросы обустройства российских народов, их самочувствия и перспектив развития, всегда были одними из наиболее существенных и значимых вопросов государственного строительства. Россия исторически сформировалась как многонациональная держава, в которую в свое время вошли сотни народов, составившие ее этническую мозаику, созидающие ее общий социально-духовный потенциал. Полиэтничность и многоконфессиональность России — ее богатство, огромное историческое достояние, которым важно разумно распорядиться. Поэтому как для этносов, так и для отдельных граждан многонациональной России существенное значение имеет состояние этнических отношений в стране. Развал Советского Союза, потеря идентичности и самоназвания «советский народ», глубочайший кризис экономики, идеологии, политики, государственного строительства, упадок жизненных сил общества взорвали национальное самосознание народов. Накал недовольства экономическим и политическим состоянием страны в переходный период стал переводиться в русло межнациональных обид и противостояний. Тысячи, людей погибли в XX и погибают в XXI веке в различных межэтнических и политических конфликтах. В общественном сознании чаще возбуждаются негативные моменты исторической памяти, а ценности дружбы, единства, взаимопонимания, позитивного сотрудничества, толерантности народов сдвинуты на второй план.

3 стр., 1425 слов

Современные исследования русского национального характера (К.Касьянова, П.И.Смирнов). Национально-психологические особенности народов России

Модуль 4. 4.4. Исследования национального характера 1.Национальный характер: миф или реальность. Концепции национального характера. Национальный характер - особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. ...

Социально-экономическая ситуация в России актуализировала проблемы межэтнической толерантности, проблемы трансформации установок толерантного сознания. Современный анализ межэтнических отношений, причин и следствий межэтнических конфликтов показывает, что толерантность — многогранный и далеко не однозначный феномен, имеющий помимо позитивных также и негативные стороны. В связи с этим появилась потребность по-новому осмыслить тему межэтнической толерантности, исследовать различные формы ее воплощения в общественном сознании и специфику проявления в сфере нравственности, религии, в праве и политике, выявить причины, препятствующие развитию толерантных отношений, и последствия межэтнической нетерпимости.

Эта тема настолько актуальна, что ее изучали: М. Вебер, Вольтер, Г. Гегель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли, М. Матраверс, Б. Риэрдон, В. Тирс, С. Хаммел, А. Шмитт, И. Шпис, Р. Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Г. Л. Бардиер, Н.А. Бердяев, С.К. Бондырева, Ю.В. Бромлей, В.В. Глебкин, Л.М. Дробижева, Д. В. Зиновьев, В. М. Золотухин, П. М. Козырева, В. Г. Крысько, В.И. Ленин, М.О. Мнацаканян, В. С. Соловьев, П. Сорокин, А.А. Сусоколов, В.А. Тишков, А.В. Шипилов.

Объектом исследования является этническая толерантность.

Предметом исследования является этническая толерантность в современной России.

Цель: раскрыть содержание и проявления этнической толерантности в современном российском обществе.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «этническая толерантность».

2. Раскрыть факторы, влияющие на этническую толерантность в современной России.

3. Определить специфику этнической толерантности россиян.

4. Выявить тенденции развития межнациональных отношений в современной России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Сущность понятия «этническая толерантность

7 стр., 3488 слов

Исследование зависимости уровня толерантности от личностных особенностей человека

... международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к ... расовые шутки или делают "забавные" ссылки на этнические стереотипы. Российское общество сложно по своему общественно-классовому ... действительно растет в разнообразной окружающей среде в России. Множество детей воспитываются толерантными. Но нет ...

Толерантность — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.).

Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Институт философии Российской Академии Наук

Этническая толерантность — способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ, 2003.

Толерантность этническая

1) свойство этнич. общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов;

2) направленность этнич. сознания на признание и уважение ценности и самоценности человека, его потребностей и прав;

3) культура эмпатического отношения к миру и к своей этнич. идентичности; 4) принцип поведения и деятельности, направленный на уравновешивание позиций субъектов и стабилизацию их отношений. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Бодалева А. А. — М.: Когито-Центр, 2011.

Понятие толерантность может входить в различные парадигмы и, в соответствии с этим, по-разному трактоваться. Л.Дробижева справедливо отмечала, что «теоретическая трактовка толерантности имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение». Дробижева Л.М. Проблемы этнической толерантности в условиях роста этнического самосознания народов Российской Федерации. // Толерантность в общественном сознании России — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.

В идеологическом ракурсе толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как «Глобальная этика», «Права человека», «Декларация Культуры Мира», «Декларация Земли» и т.д. Солдатова Г., Асмолов А., Шайгерова Л. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности. Научно-публицистический вестник. — 2001. — № 1-2. — С. 8-19.

6 стр., 2827 слов

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе Введение Разными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и ...

Представляется, что основными составляющими данной системы являются:

* презумпция личности — оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

* презумпция прав человека — каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

* ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

* ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

* ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

* ценность следования нормам права;

* ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

В России идеологическая трактовка толерантности тесно связана со схемами, разработанными большевистскими идеологами, в рамках которых понятие нетерпимости носило позитивно окрашенный характер, в то время как терпимость — явно негативный. В связи с этим, в представлениях многих людей понятие терпимости являлось синонимом понятий «бесхребетность», «безразличие», «беспринципность», «вседозволенность» и т.д. Позитивное восприятие толерантности имеет огромное идеологическое значение с точки зрения приобщения людей к системе ценностей современной глобальной этики. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования М.: Педагогика. 2008. — № 7. — С. 312.

Важно исследовать отношение представителей различных социальных групп к индивидам, группам, институтам с точки зрения их «презумпции невиновности». Безусловно, в целом ряде национальных, политических, социально-экономических групп есть относительно большое число людей, которые нарушают те или иные моральные или даже правовые нормы. Воспитание толерантности предполагает формирование в людях отношения к конкретному представителю каждой группы или института независимо от этого факта. Вызова В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: автореф. дис. д-ра психол. наук / В.М. Вызова. СПб, 1996. — 36 с.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

Для социологического анализа толерантности большое значение имеет анализ ее функций, который также необходимо осуществлять применительно к субъектам толерантности. Для институтов в качестве таких функций могут выступать:

а) стабильность общества и профилактика социальных конфликтов.

б) возможность включения в систему ценностей современной гуманистической этики и устранение противоречий между этическими требованиями современных международных документов и реальной деятельностью в политической, идеологической и культурной сферах.

в) создание ценностно-нормативной базы для воспитательной работы, формирования положительных идеалов и позитивного отношения к жизни у подрастающего поколения.

Для группы в качестве основных функций толерантного взаимодействия можно выделить следующие:

1. Предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, формирование и поддержание стабильности группы;

2. Создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что крайне важно для взаимодействия с государственными структурами, с социальными группами и организациями;

3. Создание базиса для привлечения в группу социально-адаптированных новых членов.

Для личности функции толерантности связаны:

1. С резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. С влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Важно понимать, что интолерантность, даже в своих крайних проявлениях, выполняет определенные функции, как для общества, так и для группы и личности. Здесь речь может идти о таких функциях как формирование образа врага; сплоченность группы, основанной на противопоставлении чужим; простота и четкость групповой и личностной идентификации; построение жестких, иерархических отношений в группе.

11 стр., 5146 слов

Отношение к межнациональным бракам

Оглавление Введение . Семья как социальный институт .1 Понятия семьи и брака .2 Типы семьи и её организации . Социальная природа межнациональных браков .1 Межнациональные браки в России .2 Межнациональные браки на международном уровне . Социологическое исследование на тему Отношение к межнациональным бракам .1 Определение проблемной ситуации, ее актуальность .2 Анализ работы .3 Выводы по ...

Указанные функции, их иерархия могут меняться в зависимости от социально-исторических условий и специфики функционирования института и группы. Золотухин, В.М. Толерантность : монография. Кемерово: Кузбас. гос. тех. ун-т, 2012. — 145 с.

Сущность этнической толерантности выражается в позиции личности, в совокупности отношений личности к представителям различных этнических культур, в том числе и к представителям своего этноса, и представляет собой совокупность следующих устойчивых отношений личности: принятие и уважение людей собственной этнической группы, принятие и уважение людей других этнических групп. Основными показателями сформированности этнической толерантности являются: знание национально-культурных традиций народов, совокупность системы взглядов, представлений и навыков культуры межнационального общения, позитивные личностные, социальные и коммуникативные установки, устойчивость эмоциональных реакций, владение техникой конструктивного поведения.

1.2 Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России

этнический толерантность межнациональный россия

1. Исторические факторы

Традиции толерантности и сотрудничества по отношению к различным этносам были в нашем государстве определяющими уже во время Киевской Руси, которая состояла из нескольких десятков славянских, финских, балтийских и тюркских племен, признавших политическую власть Киева. Причем это не было какое-то угнетаемое меньшинство. Например, тюрки управлялись своей собственной знатью — князьями и «лепшими мужами», и как сообщают летописи, целые отряды тюрков со своей знатью жили в самом Киеве.

В эпоху освобождения от вассалитета орды, московские правители создают татарское исламское царство на своей территории. Подобная практика у зарубежных историков вызывает удивление. Больше нигде не было примеров, чтобы побежденная элита не просто включалась в состав победителей, но ей еще и жаловались крестьяне из победившего народа. Причем правительству еще приходилось защищать русских крестьян от их новых помещиков, некоторые из которых пытались принудить русских перейти в ислам. По характеристике историка Г.В. Вернадского русский «царь не вмешивался в религиозные верования татарских и калмыцких вассалов и подданных. Русским казалось естественным, что восточные народы должны унаследовать свою собственную веру — будь то ислам или буддизм». Конечно, православие было религией, которой покровительствовало русское государство, однако, другие традиционные конфессии пользовались широкой свободой.

9 стр., 4114 слов

Этническая и религиозная толерантность как условие эффективного межнационального общения

... толерантность…………………………………………………. 9 4. Религиозная толерантность……………………………………………….. 10 Заключение……………………………………………………………………. 12 Введение Сейчас в постсоветской России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, ... , 42,8% ненцев, 60% ногайцев. Для преобладающей части русских и украинских респондентов «наиболее привлекательной религией» является их национальная религия ...

Если рассматривать далее вопросы межэтнической политки в царской России, то в Прибалтике, например, после ее завоевания русскими, привилегии местной немецко-балтийской элиты даже расширились по сравнению с предшествующим шведским временем. Все управление осталось в руках рыцарства и городов, специально гарантировались права протестантизма. В результате во второй половине XVIII в. представители провинции Шведского королевства — Финляндии просили русских царей завоевать их и принять под свою власть. В итоге, в 1809 г. Финляндия была присоединена к России.

В документе «Уложение о наказаниях за преступления», подписанном Николаем I в 1845 г., были детально квалифицированы все виды преступлений против чистоты веры и установлены соответствующие наказания. Свод законов в 14 томе содержит «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», который оставался без изменений вплоть до начала XX в. Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М.: Славянский диалог, 2004. — 656 с.

2. Политические факторы

Принято считать, что официальная идеология СССР негативно относилась к религии, однако данное мнение субъективно. На территории СССР существовали христианство, ислам, буддизм, а так же некоторые мелкие церковные и вероисповедные группы. Во время Великой Отечественной Войны, Сталин непосредственно обращался к религии. В мирное время, в СССР в 1976 действовало около 20 тыс. мест, где осуществлялась религиозная деятельность. Вся внутрицерковная деятельность осуществлялась на основании уставов и положений, принятых самими верующими на своих съездах и совещаниях.

Советское государство предоставляло в бесплатное пользование религиозных обществ молитвенные здания и культовое имущество, являвшиеся в СССР народным достоянием. В СССР существовал государственный орган — Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Главными задачами Совета являлись: контроль за соблюдением законодательства в области религии, изучение и обобщение практики применения законодательства о культах, содействие религиозным организациям в международных связях, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами.

КПСС постоянно требовал, чтобы вся антирелигиозная работа велась исключительно методами разъяснения и убеждения и не сопровождалась бы оскорблением религиозных чувств верующих и ущемлением их прав. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: (историко-социологический очерк межнациональных отношений).

М.: Мысль, 1981. -263с.

3. Глобализация

Процессы глобализации, которые способствуют устранению барьеров в международной политической, экономической, культурной деятельности, интенсивный информационный обмен между жителями различных стран не позволяют никому оставаться в стороне от происходящего в мире. Поэтому необходимо вырабатывать новые подходы, искать новые формы взаимодействия. Весьма актуальным в этой связи представляется приобщение к национальным, интернациональным и общечеловеческим ценностям, так как только в своём единстве они способны обеспечить гармонизацию межнациональных, межрасовых, межэтнических отношений. Единственно возможной, оптимальной формой взаимоотношений между государствами с различным общественно-политическим и социально-экономическим устройством становятся международная консолидация и взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение, приятие и терпимость. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему).

М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 5 с.

В мире не существует моноэтнических государств, поэтому залогом достижения в полиэтническом обществе толерантных отношений является создание благоприятной национальной среды, в качестве основных компонентов которой можно выделить определяемую общностью исторического развития материальную и духовную культуру, среду обитания (совокупность географических и климатических условий проживания), специфику менталитета, национального самосознания, накопленный социальный опыт, этнические традиции, обычаи и обряды, особенности языка, поведенческий этикет, специфику семейно-бытовых отношений, словом, весь уклад жизни, создающий реальные возможности для сохранения национальной самобытности и самодостаточности отдельного народа, для его оптимальной национальной самоидентификации.

Поэтому национальная политика должна в качестве основополагающих брать сегодня за основу в качестве моральных норм, прежде всего, те ценности и образцы поведения представителей разных национальностей, которые отвечают их коренным интересам.

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

2.1 Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям

1. Москва, 11 сентября 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают развитие межнациональных отношений в стране за последний год и что, по их мнению, нужно сделать, чтобы остановить рост насилия на национальной почве. Свыше половины россиян — 55% — полагают, что состояние межнациональных отношений в нашей стране за последний год практически не изменилось. Улучшение отмечают 16% опрошенных, ухудшение практически столько же — 19%. Наиболее критично настроены жители Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых 25% фиксируют обострение этих отношений, а 11%, напротив, снижение напряжённости. Те респонденты, кто считает, что межнациональные отношения улучшились, указывают, что это проявляется, прежде всего, в росте терпимости и взаимопонимания между людьми (25%), в стабилизации ситуации в стране (19%), в том, что Россию стали больше уважать и ценить в мире (11%).

Те, кто отмечает ухудшение этих отношений, делают акцент на росте межнациональной неприязни (29%), агрессивности, насилия и убийств (25%), террористических актах (14%).

Приток мигрантов как серьёзный фактор обострения межнациональных отношений рассматривают лишь 6% опрошенных. По вопросу, кто виноват в ухудшении межнациональных отношений, — сами иммигранты, русские националисты или бездействующие власти — единого мнения не обнаружилось. Практически одинаково негативно оценивается роль самих мигрантов, неконтролируемый рост численности которых создает проблемы для коренного населения (22%), и бездействие властей, не решающих проблемы межнациональных отношений (20%).

Гораздо реже (13%) люди говорят об активизации русских националистов. Несколько иначе выглядит ситуация для жителей двух столиц: они обвиняют в обострении ситуации прежде всего власти (40%).

О том, что сама проблема надумана, и никакого роста межнациональной напряженности не происходит, заявили 3% опрошенных (а в городах с населением от 100 до 500 тыс. чел. — 10%).

Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве? 42% опрошенных затруднились давать какие-либо рецепты на этот счет, ещё 13% проблем в этой сфере не видят и ничего предпринимать не рекомендуют. Остальные советуют развивать культуру межнационального общения, воспитывать толерантность в школах, через СМИ; решить социальные проблемы; ужесточить контроль над миграционными потоками; усилить борьбу с проявлениями межнациональной розни (по 6-8%).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

2. Москва, 7 декабря 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как оценивают межнациональные отношения в России жители Москвы и Санкт-Петербурга, и насколько они согласны с мнением, что во всех бедах страны виноваты люди нерусской национальности, живущие на ее территории.

И москвичи, и петербуржцы свидетельствуют об ухудшении межнационального климата в России, однако первые склонны отмечать повышение напряженности даже чаще (63% против 54%).

Причем, если в Москве на ухудшение межнациональных отношений склонны указывать, прежде всего, 35-44-летние (69%), то Петербурге это мнение характерно также для людей старшего возраста (57-59%).

В том, что в этой сфере никаких изменений за последний год не произошло, уверены 20% москвичей и 23% петербуржцев. В меньшинстве — те, кто свидетельствует об улучшении межнациональных отношений в стране (12 и 16% соответственно).

Тезис о том, что в бедах России виноваты живущие на территории страны люди нерусской национальности, ни москвичи, ни петербуржцы поддерживать не склонны (68 и 72% соответственно).

Поддерживают его 27% москвичей и 24% петербуржцев. Среди московской молодежи таких респондентов меньше (34%), нежели среди петербургской (41%).

Там же

3. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков.

Толерантное утверждение, получившее максимум согласий (83,4%) — «Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди». Толерантное утверждение, с которым, напротив, согласилось меньше всего респондентов (28,0%) — «Россия — многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности». То есть, если одобрение первого утверждения предполагает весьма умеренный уровень этнической толерантности (не надо быть особо терпимым, чтобы согласиться с ним), то одобрение второго утверждения свидетельствует об очень высоком уровне толерантности.

Среди интолерантных утверждений также укажем наиболее популярное (выбор которого свидетельствует о низком уровне интолерантности) — «Наплыв в Россию приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту преступности» (73,0% согласий).

Наименее популярное (характерное для тех, чей уровень интолерантности очень высок) — «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда» (31,0% согласий).

Анализ распределения ОПЭТ анализ по полу и возрасту показал, что между юношами и девушками, а также между учащимися разных классов существуют определенные различия.

Так, среди девушек толерантных оказалось практически столько же, сколько и среди юношей (25 и 26%, соответственно), но вот интолерантных среди девушек существенно меньше: 14% по сравнению с 25% среди юношей.

Этот вывод косвенно подтверждается ответами на некоторые другие вопросы. Например, юноши вдвое чаще, чем девушки, отмечали, что их народ «лучше других народов» (38% против 17%).

Три четверти девушек полагают, что их народ «не лучше и не хуже других народов»; у юношей же таких ответов лишь чуть больше половины. Девушки чаще, чем юноши, отвечали, что «ко всем народам относятся одинаково» (39% и 33%, соответственно).

Что касается влияния возраста на ОПЭТ, то выявилась любопытная закономерность. С восьмого по десятый класс удельный вес группы толерантных подростков плавно снижается (с 26% до 22%), а удельный вес группы интолерантных, напротив, последовательно растет (с 13% до 27%).

Однако в самом старшем классе все неожиданно возвращается к исходному состоянию: среди одиннадцатиклассников толерантных вдвое больше, чем интолерантных (27% и 14%, соответственно).

Герасимова М. Г. Россия: трансформирующееся общество. — М.: КАНОН-пресс-Ц, 2011.

4. Религиозная толерантность россиян.

Доля выбравших ответ «да, определенно» на вопрос «Веришь ли ты в Бога?» составила у русских — 87%, у кумыков, ногайцев и украинцев — 100%, у ненцев — 92,9%. Мы видим, что, по крайней мере, по самоощущению весьма значительная часть молодых людей — верующие люди. Другой вопрос — что стоит за этим их признанием, как соотносятся в нем когнитивные, эмотивные и поведенческие элементы веры.

Но далеко не все из тех, кто признает себя верующим, одновременно считает себя и религиозным (имея в виду прежде всего обрядовую, ритуальную сторону религии).

Показатель религиозности для всех этнических групп оказался заметно ниже показателя веры в Бога: на вопрос «Религиозный ли ты человек?» утвердительный ответ дали 34,8% русских, 66,7% кумыков и украинцев, 42,8% ненцев, 60% ногайцев.

Для преобладающей части русских и украинских респондентов «наиболее привлекательной религией» является их национальная религия — христианство; для абсолютного большинства ногайцев и кумыков — тоже национальная религия: ислам. Христианству отдают пальму первенства и свыше половины ненцев, но все же четвертая часть отдает предпочтение язычеству.

Утверждение, фиксирующее уровень религиозной интолерантности: «Самой главной религией в России должно быть православие», сочли верным большинство русских (52%) и треть украинских (33,3%) респондентов. Но для ненцев этот показатель составил еще меньше (14,3%).

С противоположным суждением, фиксирующим толерантную установку: «Все религии, существующие в России, должны быть равноправны», согласились 73,9% русских, 71,4% ненцев, две трети украинцев свыше ѕ кумыков и 100% ногайцев.

Эта же тенденция прослеживается и тогда, когда речь идет о конкретных проявлениях религиозной жизни. К тому, что в нашем городе открываются новые церкви, положительно относятся 91% русских, 100% кумыков и украинцев, 80% ногайцев и 50% ненцев. Не значительно меняется картина, когда речь заходит о строительстве храмов иных конфессий — около 90% всех опрошенных относятся к этому положительно, остальные относятся равнодушно. То есть, отрицательных ответов нет вообще

Таким образом, большинство респондентов занимают более терпимую позицию в отношении других религий по сравнению с этнической толерантностью. Щербакова Ю. И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях: автореф. дис. К-та псих. Наук — 2010. — 99 с.

Таким образом, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической и межконфессиональной нетерпимости. Если в 2006 году об ухудшении межнационального климата в России говорили всего 19% респондентов, то в 2011 году данный показатель увеличился до 50%.Указанные формы нетерпимости нередко становятся средством экстремистских движений, разжигающих ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. В этих условиях формирование социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.

2.2 Анализ развития межнациональных отношений в современной России

Президент РФ Владимир Путин подтвердил от имени всех лидеров «большой восьмерки» приверженность стран G8 принципам толерантности и заявил, что для России толерантность имеет особое значение. «Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства», — сказал В.Путин в ходе встречи с представителями «молодежной восьмерки».

Как подчеркнул В.Путин, «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство».

Президент РФ как действующий председатель «восьмерки» заявил от имени всех лидеров о том, что G8 уделяет данной проблеме большое внимание. «Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы», — сказал президент РФ.

Он признал, что вопросы толерантности и терпимости «связаны и с проблемами образования, и с проблемой адаптации мигрантов». «Это одна из ключевых проблем развития человечества», — заметил он. Федеральное информационное агентство REGIONS.RU/«НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ»

«Для того, чтобы люди были толерантны, требуется серьезная, системная работа государства с определенными затратами», — заявил председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев.

Сенатор подчеркнул, что подобное воспитание должно начинаться с семьи. Кроме того, на взгляд парламентария, «в школах необходимо ввести предметы, изучающие историю народов России и мира. Затем во всех субъектах Федерации возродить проведение фестивалей национальных культур, песен и плясок, подобных тем, что проходили в советские времена. И как можно больше говорить о культуре межнациональных отношений», — сказал Алтынбаев.

Закономерно, отметил председатель комитета, «если мигранты приезжают туда, где не очень хорошо живут, то в плохой жизни начинают винить именно их. А так как Россия нуждается в мигрантах, то мы все должны постараться воспитывать друг в друге принципы толерантности», — заключил Алтынбаев.

«Укреплению толерантности будет способствовать активное развитие современного международного права», — убежден заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев. «И российская дипломатия вполне может этому поспособствовать», — добавил он.

Сенатор обратил внимание на опыт нашей страны в этой проблеме. «В какой-то степени, Россия вполне может продемонстрировать опыт совместного сожительства более 130 национальностей. Конечно, трудно найти путь сближения друг с другом, но мы пытаемся», — заметил парламентарий.

Подчеркнув, что высказывание президента о толерантности очень важно, Лихачев коснулся глобализации. «Начало XXI века показало, что процессы глобализации — не только большое благо, но и трудности. Из-за сближения народов возникают проблемы с умением понимать, слушать и слышать друг друга. В мире сейчас много общих проблем, решать которые надо тоже сообща, а уровень взаимопонимания между народами, к сожалению, оставляет желать лучшего», — заключил заместитель председателя комитета.

«В новой России постоянно ищут национальную идею. У нас она должна быть построена на межнациональном согласии. И, если мы этого согласия достигнем, то все проблемы в государстве будут решаться намного успешнее», — заявил член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в СФ от правительства республики Ингушетия Исса Костоев.

Сенатор напомнил, что норма о равных для всех правах заложена в российской Конституции. «Но, к сожалению, пока эта норма о равноправии лишь декларация. Пока у нас смотрят больше на внешность. Если ты не славянской внешности, у тебя более темный цвет кожи, не тот разрез глаз, то ты попадаешь сразу в группу подозрительных, твои права начинают ущемляться», — с горечью отметил парламентарий.

«Национальные вещи, — отметил Костоев, — это обнаженный нерв: малейшее дуновение — организм заноет».

«Все студенты вузов должны повышать свою толерантность», — заявила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. При этом она добавила, что «пока, в лучшем случае, четверть студентов охвачены работой на повышение толерантности, а нужно сделать так, чтобы задействовать всех учащихся поголовно».

Депутат напомнила, что недавно в Санкт-Петербурге приняли программу гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в городе на 2006-2010 годы. Документ, по словам Ивановой, «вполне соответствует духу времени, и его воплощение в жизнь пойдет Петербургу только на пользу».

В то же время, говоря о своих замечаниях к программе, заместитель председателя комитета указала на то, что «должна быть активизирована работа землячеств в вузах. Мы неоднократно проводили совместные проекты с Домом национальностей, под крышей которого собираются национальные объединения Петербурга, и я заметила, что землячества чаще всего представляют люди уже убеленные сединой. С молодежью надо работать активнее, чтобы в каждом вузе возродить землячества. Это может принести свои результаты», — уверена Иванова.

Кроме того, депутат убеждена, что эта программа «не должна стать одноразовой акцией. Необходима постоянная работа с этой темой», — подчеркнула заместитель председателя комитета.

«Для меня толерантность — это прежде всего нравственно-духовная категория, это — воспитание в духе уважения, принятия и правильного понимания культуры другого народа. Я твердо убежден, что именно искусство призвано вновь сплотить многочисленные народы, населяющие нашу родину в единую семью, восстановить порванные узы братства, именно оно поможет нашим народам быть толерантными друг к другу», — считает Президент Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации, Член Общественной палаты РФ Зураб Константинович Церетели.

Особая роль в воспитании толерантности принадлежит изобразительному искусству, которое сплачивает народы лучше всяких слов. Оно обладает исключительной силой. Воздействуя на умы и сердца людей, оно наполняет нашу жизнь добром, служит социально-нравственным ориентиром. Церетели уверен, что воспитывать толерантность надо с детства. «Когда рождаются дети, им необходимо давать цветные карандаши, чтобы они как можно больше рисовали, развивали глаза, руки. Пусть они рисуют друг друга, окружающий мир, слушают хорошую музыку и тогда, когда они вырастут, они будут терпимы и толерантны друг к другу».

«Язык искусства способствует установлению диалога между народами всего мира», — считает Зураб Церетели.

Говоря о проблеме национальной нетерпимости, скульптор подчеркнул, что это явление чуждое для России, привнесенное извне: «я не вижу и не чувствую ее». Не ощущал он этого и в молодости, когда «жил в любимом городе в полуподвале на Тверской». Федеральное информационное агентство REGIONS.RU/«НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ»

Президент Владимир Путин предлагает сформировать календарь исторических дат, связанных с единением народов России, на период с 2013 до 2025 гг. Об этом он заявил во вторник на встрече с членами Совета по межнациональным отношениям.

Президент отметил, что подавляющее большинство современных цивилизованных стран стремится к интеграции, «потому что в современных условиях резко повышается от этого конкурентоспособность и выживаемость отдельных наций». Россия, по словам Путина, уже находится в рамках единого государства, и этим надо дорожить.

«Конечно, нужно обратиться к специалистам в этой работе, сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов России, создавать своего рода календарь таких событий, как минимум на период с 2013 по 2025 гг.», — сказал Путин.

Он добавил, что перечень этих дат должен широко освещаться в СМИ, научной литературе, в образовательной и культурной сфере. «Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российский земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему», — сказал президент.

Путин также отметил, что следует оказать поддержку студенческому волонтерскому движению в работе по восстановлению памятников культуры народов России, совместно с институтами Российской академии наук и Российской академии образования проводить историко-этнологические и этнополитические сборы студентов, молодых ученых. «И, конечно же, необходимо поддержать творческие проекты, направленные на укрепление единства народов России, нашей исторической, культурной идентичности. Говорю о художественном, документальном и анимационном кино, о передачах на радио и телевидении», — сказал Путин.

При этом он подчеркнул, что «государство должно поддержать не пустые агитки, а действительно яркие, тонкие, талантливые работы».

Нынешнее положение в стране требует серьезного и критического осмысления сложившейся ситуации, здесь необходимы кардинальные решения. Далеко не маловажную роль призвана сыграть и наша пресса: ее долг донести до широких масс и руководства страны призывы ведущих ученых, политических и государственных деятелей, предлагающих научно обоснованные решения для выхода из образовавшегося тупика. Анализ многих материалов, публикуемых в СМИ, к сожалению, вызывает недоумение своей деструктивной позицией и той патологической яростью, с которой они нередко набрасываются на инакомыслящих и представителей оппозиции. Некоторые из них стали исключительно рупором проправительственных идей и взглядов, но не выражением общественного мнения.

Заключение

Сущность этнической толерантности выражается в позиции личности, в совокупности отношений личности к представителям различных этнических культур, в том числе и к представителям своего этноса, и представляет собой совокупность следующих устойчивых отношений личности: принятие и уважение людей собственной этнической группы, принятие и уважение людей других этнических групп.

В мире не существует моноэтнических государств, поэтому залогом достижения в полиэтническом обществе толерантных отношений является создание благоприятной национальной среды, в качестве основных компонентов которой можно выделить определяемую общностью исторического развития материальную и духовную культуру, среду обитания (совокупность географических и климатических условий проживания), специфику менталитета, национального самосознания, накопленный социальный опыт, этнические традиции, обычаи и обряды, особенности языка, поведенческий этикет, специфику семейно-бытовых отношений, словом, весь уклад жизни, создающий реальные возможности для сохранения национальной самобытности и самодостаточности отдельного народа, для его оптимальной национальной самоидентификации.

Поэтому национальная политика должна в качестве основополагающих брать сегодня за основу в качестве моральных норм, прежде всего, те ценности и образцы поведения представителей разных национальностей, которые отвечают их коренным интересам.

Для формирования политической культуры большую роль играет информированность, просвещение населения в вопросах политических и социально-экономических. Широкие массы должны не только осознать, но и разбираться в них, уметь дать объективную оценку решениям, принимаемым органами власти. Политическая информированность населения способствует развитию политической культуры и выработке принципов политической толерантности.

Этническая толерантность в российском обществе занимает важное место в развитии государства. Как показали опросы, проведенные в последнее время, толерантность населения заметно понизилась. Но Президент РФ, Министерство, РАН и др. вносят предложения, разрабатывают концепции по улучшению ситуации, связанной с толерантностью.

Сегодня российская национально-гражданская идентичность призвана обеспечить ценностный консенсус гражданского самосознания и способствовать формированию норм толерантного межэтнического взаимодействия.

Библиография

1. Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М.: Славянский диалог, 2004. — 656 с.

2. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности — СПб. : С.-Пет. ун-т, 2005. 120 с.

3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему).

М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 5 с.

4. Вызова В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: автореф. дис. д-ра психол. наук / В.М. Вызова. СПб, 1996. — 36 с.

5. Герасимова М. Г. Россия: трансформирующееся общество. — М.: КАНОН-пресс-Ц, 2011.

6. Гречко, П.К. Различия: от терпимости к культуре толерантности — М.: РУДН, 2006. — 415 с.

7. Дробижева Л. М. Проблемы этнической толерантности в условиях роста этнического самосознания народов Российской Федерации. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003

8. Дробижева Л. М. Толерантность в общественном сознании России — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

9. Зиновьев, Д.В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога : монография / Д.В. Зиновьев, B.C. Нургалеев. — Красноярск : СибГТУ, 2007. -72 с.

10. Золотухин, В.М. Толерантность : монография. Кемерово: Кузбас. гос. тех. ун-т, 2012. — 145 с.

11. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности — М.: Академический проект, 2004. — 176 с.

12. Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. — 176 с.

13. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ, 2003.

14. Лекторский В. А. Философия, наука, цивилизация — М.: Эдиториал УРСС, 2003. 368 с.

15. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Бодалева А. А. — М.: Когито-Центр, 2011.

16. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / под ред. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. — М.: изд-во РУДН, 2002. — 296 с.

17. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России — М.: Социально-гуманитарные знания. 2005. — №3.1. C. 249-262.

18. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования М.: Педагогика. 2008. — № 7. — С. 312.

19. Колесов, Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) М.: Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 9-19.

20. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции — М.: Социс. 2003. — № 8. — С. 54-63.

21. Солдатова Г., Асмолов А., Шайгерова Л. О смыслах понятия толерантность /Век толерантности. Научно-публицистический вестник. — 2001. — № 1-2. — С. 8-19.

22. Щербакова Ю. И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях: автореф. дис. к-та псих. Наук — 2010. — 99 с.

23. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112521

24. Институт философии Российской Академии Наук http://iph.ras.ru/elib/3028.html

25. Федеральное информационное агентство REGIONS.RU/«НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ» http://regions.ru/news/1992580/

Размещено на