Дизартрия при различных формах детского церебрального паралича

Содержание

Введение 3

1.Клиническая характеристика детей с ЦП. Формы ДЦП. 4

2. Нарушение речевых функций у детей с ЦП 8

3. Коррекция нарушений речи при ДЦП 12

3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет 12

3.1.1. Коррекционно-логопедическая работа на I этапе 13

3.1.2 . Коррекционно-логопедическая работа на II этапе 13

3.2. Коррекционная работа при различных формах дизартрии 15

3.3. Коррекция речевых нарушений при спастической дизартрии 19

Выводы 21

Список литературы: 22

Введение.

Актуальность изучения проблемы «дизартрия при различных формах ДЦП» мотивирована тем, что детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте — заболевания нервной системы.

Дизартрией называют речевое нарушение у детей. Это заболевание возникает в результате органичного поражения центральной нервной системы и проявляется расстройством артикуляции звуков, нарушением голосообразования, изменением темпа и ритма речи, а также ее интонации. При дизартрии у детей наблюдаются трудности не с произношением отдельных звуков, а речью (ее артикуляцией) в целом.

В логопедической практике достаточно часто встречаются различные формы дизартрии и сходные по симптомам состояния. Компоненты дизартрии наблюдаются при различных поражениях мозга и проводящих путей, дизартрией вызваны некоторые формы заикания. Моторную алалию и афазию по проявлениям можно спутать с дизартрией, и очень важно вовремя дифференцировать эти нарушения, т.к. методы коррекции при них принципиально различны. Диагноз «дизартрия» ставит врач невропатолог, но логопед обязан знать основные ее признаки. Также важно распознавать стертую дизартрию, которая может проявляться в замедленном темпе чтения и письма ребенка и наносит ему серьезную психологическую травму. В этом случае необходимо как можно скорее распознать суть нарушения и начать коррекцию адекватными методами.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Цель курсовой работы : Проанализировать проявление дизартрии у детей с ЦП.

Задачи :

1) Изучить произносительную сторону речи у детей с дизартрией при ЦП.

2) Изучить развитие речи у детей с дизартрией при ЦП

3) Рассказать о коррекционной работе с детьми при ЦП

1.Клиническая характеристика детей с ЦП. Формы ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности) , судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

15 стр., 7211 слов

Воспитание детей с нарушениями интеллекта

Особенности воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье Оглавление   Введение........................................................................................................... 2 Глава 1. Дети с нарушениями интеллекта с позиции педагогики................... 4 1.1. Психологическая характеристика умственной отсталости...................... 4 1.2. Семейное воспитание детей с ...

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.) . Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период) . Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию Поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита) , тяжелых ушибов головы, как осложнение после прививок на первом году жизни.

Итак, ДЦП — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов.

Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.

1. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью).

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность& ...

Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений. Повышение тонуса — бедра у ребенка плотно приведены, голени часто скрещены. Повышение тонуса в мышцах — сгибателях голеней определяет сгибательную установку ног в коленных суставах; в сгибателях предплечья и кисти — сгибание рук в локтевых и лучезапястных суставах, сжимание пальцев в кулак с частым приведением большого пальца руки к ладони.

2. Форма ДЦП — двойная гемиплегия — тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Гемиллегическая форма является наиболее частой разновидностью детского церебрального паралича.

Она зависит от преимущественного повреждения одного полушария мозга. Уже с первых дней жизни ребенка можно отметить, что одна его ручка и ножка не принимают участия в постоянном движении конечно……..

Список литературы:

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов . — М.: АСТ : Астрель, 2007.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата . — М.: Издательский центр «Академия», 2001

Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. . — М.: «Просвещение», 1973.

Медицинский справочник :

< med-books/book/65/page/3-chast-iii-korrektsionno-obrazovatelniy-protsess/72-spasticheskaya-forma-dizartrii>

Сайт «Социальная педагогика»:

< ekzamenaczionnye-voprosy-po-speczialnoj-pedagogike/419-korrekcionnaya_rabota_pri_dcp.html>