«Внутриличностный конфликт как провокатор межличностного конфликта»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические вопросы понятия конфликта и предмет его изучения.5

1.1. Сущность конфликта и причины его возникновения…………………….5

1.2.Природа внутриличностного конфликта…………………………………….15

Глава 2. Межличностный конфликт и его взаимосвязь с внутриличностным конфликтом………………………………………………………………………24

2.1.Особенности межличностного конфликта и причины его возникновения…………………………………………………………………….24

2.2. Основные закономерности взаимосвязи межличностной и внутриличностной конфликтности личности…………………………………..33

Заключение………………………….……………………………………………40

Библиографический список……………………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ

Реальность современной жизни заставляет каждого человека сталкиваться с различными интересами и убеждениями окружающих людей. Такие столкновения по различным причинам могут возникать и в зависимости от личностных особенностей индивидов, их коммуникативности, объективных и субъективных факторов, складывающейся ситуации и приводить к конфликтам. Проблема конфликта заняла прочное место в ряду наиболее актуальных проблем психологической науки. Конфликт — научная категория, которая наполняется конкретным психологическим содержанием в конфликтологии только в настоящее время. Из многочисленных исследований следует, что конфликт является нормой человеческих взаимоотношений, выступает в качестве сложного социально-психологического феномена. Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов, их практическая повсеместность втягивают в конфликтные действия представителей всех групп населения.

Человек живет в сложном, полном противоречий жизненном мире. Характерно, что этот мир представлен в сознании личности, в первую очередь, как ценностный мир. Для продуктивного личностного развития необходимо достижение этих ценностей. Однако широкие, казалось бы, социальные возможности в значительной мере обманчивы. Кроме того, современный человек подвержен влиянию трудно предсказуемых обстоятельств, которые блокируют ценностные реализации.

Субъективные жизненные ценности, образуя жизненный мир, либо становятся недостижимыми, либо ставятся под угрозу. Личность реагирует на эти трудные жизненные ситуации стрессом, экзистенциальными эмоциями, переживаниями. Однако понятие переживания является несколько размытым: важно понять предмет этих переживаний. Именно поэтому часть нашего исследования посвящена изучению природы внутриличностного конфликта.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуации 6 1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 11 1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 17 1.4. Устойчивость личности как фактор совладающего поведения в трудной жизненной ...

Проблема детерминации внутриличностной конфликтности поставлена в психологии давно, однако вопросы ее разрешения активно обсуждаются в научной литературе. В современной отечественной и западной психологии все большее внимание уделяется разработке методологии с опорой на понятие «субъект». Именно субъект разрешает жизненные трудности и собственные внутриличностные конфликты.

В связи с вышеизложенным избрана следующая тема исследования «Внутриличностный конфликт как провокатор межличностного конфликта».

Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

1. Изучить сущность конфликта и причины его возникновения;

2. Рассмотреть природу внутриличностного конфликта;

3. Выявить особенности межличностного конфликта и причины его возникновения;

4. Определить особенности взаимосвязи внутриличностных и межличностных конфликтов, попытаться определить связи ценностной внутриличностной конфликтности со стратегиями поведения в ситуации межличностного конфликта.

Гипотезой исследования явилось положение, что лица с высокой ценностной внутриличностной конфликтностью чаще в межличностном конфликте выбирают стратегию поведения «противоборство».

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующиеметоды исследования:

— анализ социально-психологической и методической литературы;

— организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающей наблюдение, тестирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы и списка литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ

КОНФЛИКТА И ПРЕДМЕТ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Сущность конфликта и причины его возникновения

В литературе по конфиктологии существуют самые различные определения конфликта. Широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

10 стр., 4679 слов

Социальное взаимодействие и механизмы социального становления личности

... человеческого Я [6]. Иногда социальные взаимодействия могут принять форму конфликта. Конфликтное взаимодействие всегда характеризуется противоборством сторон в ... ответ на негативное – ее угашение. В исследованиях необихевиаристов это было многократно подтверждено в лабораторных экспериментах ... мере, в какой это позволяет ситуация взаимодействия. Список литературы Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию ...

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.

Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта.

Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно. В этой связи следует критически отнестись к чрезмерно широкому толкованию конфликта, которое встречается в литературе. Так, К. Боулдинг полагает, что многочисленные конфликты существуют не только в обществе и в живой природе, но даже в неорганическом мире наподобие “бесконечной войны моря против суши и одних форм земной породы против других”. На самом деле при такой трактовке конфликта теряется сама его специфика, ибо он отождествляется с любым взаимодействием, в том числе и в неживой природе. С указанных методологических позиций следует рассматривать и все другие виды взаимодействий, когда речь идет о конфликте. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе — это “modus vivendi” животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах. И это положение вещей не основано ни на каких сознательных целях и интересах.

5 стр., 2209 слов

Конфликт, конфликтное взаимодействие, возможности регулирования

Конфликт, конфликтное взаимодействие, возможности регулирования конфликт объект предмет руководитель Ни для кого ни секрет, что зарождение и развитие общества не проходило простейшим путем, а имело многоуровневую структуру существования и развития, а так же что развитие и существование в любом обществе на стадиях зарождения, и последующего взаимодействия основывалось на разрешении объективных и ...

Следует отметить, что по вопросу о наличии конфликтов в животном мире имеется и другая точка зрения, признающая зооконфликты. Такова, например, позиция А. Я. Анцупова и А.И. Шепилова. Для ее обоснования они включают в понятие социального взаимодействия и “взаимодействие между животными”. Но в таком случае теряется само качество социального взаимодействия, его специфика. С другой стороны, если социальное взаимодействие понимать “в широком смысле”, о чем пишут авторы, то и конфликт, следуя их логике, также необходимо понимать в узком и широком смысле. Но это ведет к неопределенности самого объекта исследования, к невозможности сформулировать общие принципы и способы предупрежде- ния и разрешения конфликтов и т.д.

Конфликт есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Каждый человек внутренне противоречив, подвержен постоянным противоречиям и стрессам.

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями.

Выявляя сущность конфликта, необходимо рассмотреть его в соотношении с таким близким явлением, как соревнование, игра, состязание, конкуренция. Являются ли соревнования разновидностью конфликта? Некоторые из спортивных игр задуманы как конфликту (например, бокс).

Однако очевидно, что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра — кончаются и «конфликтные» взаимоотношения. Всякое соревнование изначаль-о предполагает определенные условия его провевдения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода правилами. И с этими, заранее установленными, правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие соревнования от конфликта. Соревнование или полностью представляет собой игру или включает в себя множество ее элементов.

23 стр., 11157 слов

Шпоры по конфликтологии 2

... развития знаний о конфликтах, опосредованное сменой стилей мышления конфликтологов; 2)  раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками; 3) анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а ... как деятельность функция и процесс. Процесс управления конфликтом: противоречие => конфликтная ситуация => конфликт => анализ конфликта => разработка решений по его разрешению => ...

Но всякая игра — это такая деятельность, которая характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности, имеет эстетическую природу, является свободной и бескорыстной. Она обособлена и строго фиксирована во времени и пространстве. Наконец, игра есть “упразднение обыденной жизни”. Эти и другие качества игры, определяющие ее сущность и значение и отличающие ее от конфликта, выделяет в своем классическом труде “Человек играющий” известный теоретик И. Хейзинга.

Несмотря на некоторые сходные черты, по своей сущности соревнование и игра во многом противоположны конфликту. Конфликт — это не упразднение “обыденной” жизни, а напротив, утверждение “прозы” жизни; это не переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций и т.д. Конфликт — это не игра. Конфликт — это всегда серьезно. Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально- экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе.

Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели. Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт.

11 стр., 5236 слов

Конфликтология конспект лекций

... образом межличностных и внутригрупповых конфликтов, хотя могут вызвать и более масштабные конфликты. Конфликты, возникающие на почве этих противоречий, затрагивают повседневную жизнь человека, порождая порой мучительные ...

На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приоб- ретать конфликтную форму.

Но противоречия и конфликт, не могут рассматриваться как синонимы или противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия, — это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями.

Таким образом, конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Многие исследователи конфликт ассоциируют с масштабными, историческими изменениями. Иначе говоря, мы не будем здесь рассматривать, например, «конфликт» общества с природой или «конфликт» человека с самим собой. В этих случаях несомненно имеются противоречия, но слово «конфликт» для подобных ситуаций мы берем в кавычки, поскольку оно неадекватно тому представлению о конфликте. Таким образом, социальный конфликт можно рассматривать как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

Для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов и, следовательно, сталкиваются. Всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе изменить поведение, приспособиться либо «оградиться» от данной ситуации. Можно согласиться с определением социального конфликта, данным Т.В. Новиковой. Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга».

При изучении различных сфер общественной жизни исследователи обычно применяют так называемый конфликтологический подход. Такой подход, например, к политическому исследованию фокусирует внимание на политических процессах в терминах соревнования между людьми и г……..

19 стр., 9241 слов

Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе

... основные теоретические концепции конфликтологии в социальных системах; 3) выявить сущность коммуникативных конфликтов, и их ... социальной системы, различия интересов индивидов, социальных групп, общностей, социальной напряженности, порождаемой противоречиями и столкновениями интересов людей. Идее «социального ... социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л.Г. Ионина. – Москва ...

Библиографический список

Научная литература, учебные пособия

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология / АЯ. Анцупов. — Спб: Питер. — 2013. — 304 с.;

2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М., 2006. 512 с.;

3. Бабосов Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. — М.: Амалфея. — 2012. — 324 с.;

4. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — Спб.: Питер, 2015. — 576 с.;

5. Гуськов А.Я. Конфликтология / А.Я. Гуськов. — М.: Проспект. — 2013. — 176 с.;

6. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива //Социальный конфликт: современные исследования: Реферативный сборник.М.: ИСАИ, 1991. С. 70-74;

7. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие / А.В. Дмитриев. — М.: Гардарики. — 2012. — 320 с.;

8. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии [текст] : курс лекций / Д.П. Зер-кин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 455 с.;

9. Зигмунд Фрейд. Знаменитые случаи из практики: — Москва, Когито-Центр, 2007 г.- 280 с.;

10. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М., 2007. 479 с.;

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии

/ С.М. Емельянов. — Спб.: Питер. — 2009 . — 350 с.;

12. Надеждина В.М. Психодиагностика. Методики и тесты / В.М. Надеждина. — М.: Харвест. — 2011. — 640 с.;

13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии

/ С.М. Емельянов. — Спб.: Питер. — 2009 . — 350 с.;

14. Карл Густав Юнг. Собрание сочинений. Конфликты детской души: Карл Густав Юнг — Москва, Канон +, Реабилитация, 2013 г.- 336 с.;

15. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000, С.115.;

16. Конфликтология: Хрестоматия/ Составитель: Н. И. Леонов. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002, 450 с.;

17. Митина Л. М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 3-16;

18. Модерация конфликтов в организации: Александр Редлих, Евгений Миронов — Москва, Речь, 2009 г.- 240 с.;

19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: изд. Дом «Бахрах — М», 2012. — 644 с.;

20. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.;

21. Светлов В.А. Введение в конфликтологию. Учебное пособие / В.А. Светлов. — М.: Флинта. — 2015. — 528 с.;

22. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозиро- вание, технология разрешения. Вып. 1. — М., 1991, с. 27;

23. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. — М.: ЛКИ. — 2015. — 176 с. ;

24. Федотова Н.Н. Конфликты, идентичность, диалог / Н.Н. Федотова // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — с. 27 — 34.

25. Фесенко О.П., Колесникова С.В. практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты / О.П. Фесенко. — М.: Флинта. 2011 — 320с.;

26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994, 405с.

27. Цветков В.Л.: Конфликтология. — М.: Щит-М, 2004 < %D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/48090>, 150 с.;

28. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969, 330 с.;

29. Модерация конфликтов в организации: Александр Редлих, Евгений Миронов — Москва, Речь, 2009 г.- 240 с.