«Методы развития ритмических способностей»

Содержание

Глава l Теоретические аспекты развития чувства ритма домристов.

1.1 Характеристика основных понятий (ритм, метр, темп )…………….

1.2 Задачи педагога в развитии чувства ритма домриста………………..

1.3 Подбор репертуара как важнейшая задача педагога в развитии чувства ритма домриста…………………………………………………………………

Глава ll Методы и задачи музыкально- ритмического воспитания.

2.1 Воспитание ритмического чувства…………………………………………

2.2 Методы развития ритмических способностей……………………………..

2.3 Некоторые методические рекомендации по исполнению ритмической составляющей в произведениях……………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………….

Введение

Ритм — один из центральных, основополагающих элементов музыки,

обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во

времени.

Чувство ритма — это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Основы ритмического чувства заложены природой в каждом человеке. Необходимо их активизировать и развивать.

В музыкальном искусстве под чувством ритма понимается закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм является одним из главных выразительных и формообразующих средств музыки, что и определяет необходимость специального внимания к развитию такой музыкальной способности как чувство ритма. Формирование чувства ритма у обучающегося — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнано, одна из наиболее важных и сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Весьма категорично, например, высказывался по данному поводу А.Б. Гольденвейзер: « В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. На этом пути педагоги и их учащиеся чаще терпят разочарования.»

Следует заметить, что не все коллеги А.Б. Гольденвейзера разделяют эту его точку зрения; многие настроены более оптимистично.

Проблеме ритма посвящено множество работ известных советских и зарубежных музыковедов. Однако, несмотря на значительное количество сказанного, здесь и немало спорного, невыясненного. Возможно, ни один из элементов музыкального языка не вызывал в специальной литературе столь разноречивых, порой взаимоисключающих мнений, как ритм.

13 стр., 6208 слов

Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке "Оркестр шумовых и ударных инструментов"

Управление образования ФУО «Комплекс детский сад – гимназия «Голубой парус». Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке «Оркестр детских шумовых и ударных инструментов» Скрипник Оксана Ивановна руководитель оркестра детских шумовых и ударных инструментов, преподаватель по классу аккордеона, фортепиано музыкальной студии Астана 2010 Содержание Введение - история вопроса - ...

Причины проблем с ритмом коренится в особенностях восприятия музыкальной информации. В комплексном раздражителе, каким является звук, долгота его менее сильный и более неопределенный компонент по сравнению с высотой, которая фиксируется достаточно точно. Однако современная музыкальная педагогика и психология смотрят на задачу развития чувства ритма достаточно оптимистично. Так ,например, Д. Кирнарская пишет, что при восприятии ритм фиксируется сразу и тянет за собой остальные музыкальные параметры. Ритм является законным представителем музыкального целого в памяти многих людей: вспомнив ритм, люди распознают по нему музыкальные фрагменты. Чувство ритма является фундаментальным инструментом музыкального восприятия. Оно совершенствуется весьма активно и часто опережает другие аспекты музыкальности.

Актуальностью исследования является формирование чувства ритма у учащихся, которое является одним из важнейших, и одним из наиболее сложных задач музыкальной педагогики т.к. продолжительность звука во времени — явление относительной фиксации. Это вызывает необходимость искать такие методы, которые по своему существу обеспечивали бы систематическое развитие и формирование звуковысотных и ритмических представлений в процессе обучения игре на инструменте.

Музыкальный ритм не исчерпывает своих функций измерением и организацией длительностей во времени, его функции более существенны. Являясь одним из первостепенных элементов музыки, её выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, её образное, художественно-смысловое и жанровое значение.

Слушая музыку, ребёнок получает общие представления её содержания, настроения, характера, темпа. Но особенно интенсивно и углублённо проникает в смысл музыкальной речи (разумеется, и её ритмической стороны) в процессе собственного исполнения, стимулирующего формы музыкального переживания.

Именно художественно-содержательное исполнение музыки создаёт естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, способного переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Кевин Линч (1982) в монографии «Образ города» исследовал структуру реального образа, которая помогает человеку ориентироваться в городе. На английском языке книга вышла в 60-ые годы и стала очень популярной. Основной пафос книги был направлен против утилитарного индустриального строителства. Кевин Линч стал говорить о человеческих ценностях в городской среде. Методы, которые использовал автор ...

Отсюда вытекает необходимость ритмического воспитания детей на основе различных систем, включающих в себя разного рода движения под музыку и освоение метроритмических навыков в процессе обучения на музыкальном инструменте.

Актуальность проблемы поиска новых средств для развития чувства ритма у домристов очевидна и продиктована практикой. На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма учащегося, хотя работой над развитием чувства ритма нужно заниматься на протяжении всего периода обучения. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается этого добиться.

Объектом моего исследования является формирование чувства ритма у домристов на всех этапах обучения в ДМШ.

Предметом исследования данной работы является вопрос воспитания чувства ритма в классе домры, что относится к числу достаточно сложных педагогических задач. Затруднения в реализации ритмической стороны музыки возникают уже на самом первом этапе обучения игре на инструменте, а затем, по мере усложнения репертуара , проявляются в освоении новых ритмических стилей. Поэтому далеко не случайно существует весьма пессимистический взгляд на перспективы развития чувства ритма. Бытует даже мнение, что воспитать чувства ритма очень трудно , так как он или есть от рождения, или его нет. Приведем слова А. Гольденвейзера: «Ритм- явление не слуховое, его надо чувствовать. Ритм присущ и глухому. Ритм есть первооснова, играющая колоссальную роль в музыкальном искусстве. Мы часто наблюдаем несовпадение : люди, имеющие хороший слух, не обладают чувством ритма. Борьба с отсутствием чувства ритма особенно трудна. У кого нет ритма при игре на инструменте, у того и в жизни его нет». Чувство ритма представляет собой сложный комплекс способностей, присущий музыкальному слуху, но одновременно имеющий некоторые отличия от него. Слух отличает в музыке звуковысотное движение и красочную сторону, а чувство ритма — временные отношения.

11 стр., 5019 слов

Формирование музыкально-ритмической способности у учащихся

... , поэзию и музыку и т.д. . Музыкально-ритмическая способность и её формирование в процессе обучения Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач ... , первичного чувства ритма. Опираясь на ряд авторитетных исследований в данной области, мне представляется возможным указать на три главных структурных элемента, образующих чувство ритма и связанных ...

Предметом моего исследования являются особенности работы по развитию чувства ритма у домристов в ДМШ.

В свете тематики данной работы в основной части будет отмечено и указано на то, что преподаватель по классу домры должен обладать абсолютным чувством ритма, иначе педагог не сможет сформировать его у своих учеников.

Цель исследования — научно обосновать, теоретически разработать и экспериментально проверить содержание и методы формирования ритмических способностей у домристов .

Целью моего исследования является формирование музыкально- ритмической способности у учащихся в ходе обучения в музыкальной школе по классу домры.

Музыкально- ритмические способности у учащихся кристаллизуются,

естественно, не только на уроках специальности , но и в других видах

профессиональной деятельности. Педагог должен воплощать в жизнь одну из основных задач — это развитие ритмических способностей у детей. При этом их собственное чувство музыкального ритма

должно быть развито до уровня, максимально приближенного к абсолютному , в противном случае они не смогут полноценно заниматься формированием музыкально- ритмических способностей своих воспитанников, не смогут доступно излагать задачи, не смогут грамотно осуществить показа песен или другого музыкального материала, а значит и дети не будут иметь представления о ритме в музыке как существеннейшем её элементе.

Цель исследования заключается в изложении некоторых методов работы по воспитанию чувства ритма в процессе обучения. При всем разнообразии индивидуальных проявлений ритмической способности, можно говорить и о некоторых типичных задачах ,которые должен решить каждый ученик независимо от исходного уровня музыкальных данных. Как известно, ритмическое переживание музыки всегда сопровождается явными или скрытыми двигательными реакциями. Двигательно- моторные основы чувства музыкального ритма оказывают заметное влияние на формирование ритмического мышления ученика. Есть некоторая связь между чувством ритма и общей двигательной ловкостью человека. Обратимся к современным исследованиям проблемы ритма. Телесно-моторная природа чувства ритма ,пишет Д. Кирнарская, проявляется в двигательной реакции человека на ритмическую информацию. Сообразно ритму движутся все части тела ,включая микродвижения внутренних мышц. Психологическая природа чувства ритма покоится на слухо-двигательной координации, когда звук порождает движение. Ритмическое переживание может быть без музыки, но не может быть без телесно-моторных ощущений. Без непосредственного «подключения» к ритмическому ощущению, чисто умозрительным путем ни распознать, ни запомнить ритм невозможно. Чувство ритма глубоко бессознательно, рефлекторно. Среди всех музыкальных способностей — ощущение музыкальной высоты, ладового чувства или музыкальной памяти- чувство ритма ближе всего к доцивилизационной фазе развития человека. Ритмический образ музыки запоминается легко, уступая только образным ассоциациям, созданным с помощью интонационного слуха.

5 стр., 2193 слов

РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Ф. ГОГОЛЕВА» ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ Выполнена в форме выпускной квалификационной работы слушателями курсов профессиональной переподготовки ...

Гипотеза исследования — процесс формирования ритмических способностей школьников будет проходить интенсивнее, если будут задействованы следующие компоненты:

— развитие интереса и потребности в освоении детьми произведений, положительного отношения к ним путем активизации музыкально-слуховой активности, восприятия, мышления, воображения учащихся в ходе слушания, изучения и исполнения инструментальной музыки (мотивационный компонент);

— развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования школьников (содержательный компонент);

развитие исполнительских и личностных качеств у учащихся при помощи комплексного применения учителем принципов, методов, форм и средств, составляющих в совокупности технологию формирования личности ученика; создания комфортной обстановки в классе, доверительных, дружественных отношений между учащимся и учителем; регулярной концертной практики (процессуальный компонент).

10 стр., 4824 слов

Методические основы развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения

... на протяжении всей профессиональной деятельности музыканта. Ритмический слух - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Именно ... . - Екатеринбург: Диамант, 1996. - 60 с. .Гелис, М.М. Методика обучения игре на домре / М.М. Гелис. - Свердловск:, 1998. - 68 с. .Даль, В ...

Исходя из цели и гипотезы поставлены следующие задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Раскрыть сущность ритмических способностей учащихся, выявить их на уроке .

Разработать методы развития ритмических способностей у учащихся класса домры в процессе обучения.

4. Экспериментально проверить и обобщить результаты исследовательской деятельности по формированию ритмических способностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в дипломной работе систематизирован материал по теоретическим основам развития ритмических способностей домристов.

Практическая значимость данной работы заключается в подборе методов и приемов активизации ритмичности , в составлении рекомендаций по развитию ритмических способностей учащихся по классу домры в процессе обучения в ДМШ.

Методологическими основами работы являются педагогические концепции К.С. Станиславского, Г.Г. Нейгауза, Л.А. Баренбойма, Т.И. Вольской, М.М. Гелиса, В.Х. Разумовской, а также психологические разработки В.И. Петрушина, Г.М. Цыпина А.Н. Зиминой и других авторов.

В начале ХХ века появились методики музыкального воспитания, в которых ритму отводилось ведущее место. На первом месте нужно назвать идеи Э. Жак-Далькроза, который создал авторскую систему обучения сольфеджио, названную ритмической гимнастикой. Целостную систему работы по формированию ритмических представлений создал Карл Орф. В системе Орфа ритму и музыкально-ритмическому воспитанию отводится первостепенная роль. Ритмическое начало пронизывает все формы работы — движение, игру на элементарных музыкальных инструментах, музыкальную декламацию и пение .

С методической стороны в работе были затронуты проблемы ритмической агогики, методические вопросы технического совершенствования и вопрос подбора соответствующего репертуара педагогом, тема для исполнительской координационной свободы ученика. Благотворное влияние ритмического воспитания распространяется на все вышеперечисленные методические аспекты музыкального исполнительства. Ученик, который начинает самостоятельно контролировать ритмическую сторону игры, а через нее и координационную сторону, технику исполнения, переходит на новую ступень исполнительского мастерства. Переход на новый этап исполнения — это ни что иное как следствие правильного обучения и воспитания, развития всех личностно-профессиональных качеств ученика, а развитие в педагогике понимается как изменение структуры мышления. Все это — положительные моменты, вытекающие не только из добросовестного подхода педагога к своей работе, но и творческой стороны педагогической деятельности. Таким подходом педагог, заинтересованный в развитии своего воспитанника, дает верное направлению ритмическому воспитанию обучаемого. Вместо того, чтобы добиваться автоматизма в исполнении технического материала, педагог стимулирует творческие силы молодого домриста, его ритмический самоконтроль.

12 стр., 5811 слов

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Размещено на http:// Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста Введение музыкальный ритмический игра ребенок В человеке через приобщение к музыкальному искусству активизируется творческий потенциал, осуществляется развитие начала интеллектуального и чувственного - и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее ...

Структура работы- выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав , заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснованна актуальность исследования, выдвинута гипотеза, излагаются цели, задачи, характеризуются этапы работы.

В первой главе «Теоретические аспекты развития чувства ритма домристов» рассматривается сущность понятия ритма, задачи стоящие перед педагогом в формировании и развитии чувства ритма у учащегося — домриста. Также уделяется большое внимание грамотному подбору репертуара для учащегося — так-как именно хорошо подобранный репертуар, является залогом успешного развития ритмических способностей у ученика.

Во второй главе «Методы и задачи музыкально-ритмического воспитания» выявляются методы воспитания чувства ритма, комплекс ритмических упражнений для ученика, и некоторые рекомендации педагогов работающих над этой проблемой.

В заключении обобщаются итоги, изложенные в отдельных главах, подводящие общие итоги исследования, формируются основные выводы по развитию чувства ритма у домристов в ДМШ.

Глава I. Теоретические аспекты развития чувства ритма домриста в ДМШ.

1.1. Характеристика основных понятий (ритм, метр, темп)

Определение ритма в широком смысле слова совпадает с философским определением понятия времени — единства времени и пространства и единства дискретности и континуальности. Ритм как общее понятие соотносится с функцией движения. Ритм — это всеобщий принцип……..

Список использованной литературы

1.Абезгауз И. С. Об одной ритмической фигуре. — М. : Советская музыка, 1970.- № 2. 2.Александров А. Школы игры на трехструнной домре. М.: Музыка 1990. 3.Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра// Музыкальное искусство и наука. М. 1970. Вып. 1 4.Алексеев А. Д. « Методика обучения игре на фортепиано» — М., 1987 5.Артобалевская А. Д. « Первая встреча с музыкой» — М.,1989. 6.Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М.,1965. 7.Афонина Н. Ю. Ритм, метр, темп. Временная организация в музыке. -Спб. : Союз художников, 2001. 8.Афонина Н. Ю. Проблемы ритмического анализа // Ритм и форма/ Ред. Афонина Н. Иванова Л ..- Спб. : Союз художников, 2002.- с.3-8. 9.Берлянчик М.М. Системность личностно- профессиональных качеств исполнителя// Психология и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986 г. Вып.4 10.Богословский В.В «Общая психология»- М.,1978. 11.Бочкарев « Психология музыкальной деятельности»- М., 1978. 12. Варламов Т. Использование скрипичных произведений в репертуаре домристов. М.: МГУКИ, 2003. 13.Варламов Т. Некоторые вопросы совершенствования техники домриста. Саратов, 1992. 14.Ветлугина Н. А. « Музыкальное развитие ребенка»- М., 1978. 15.Вольская Т. Специфика артикуляции на домре. Вопросы методики и теории исполнительства на нар. инструментах. Свердловск, 1986. 16.Вольская Т. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1995. 17.Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6 1985. 18. Вопросы методики и теории исполнительства на нар. инструментах. Свердловск, 1986. 19.Жак- Далькроз Э. Ритм.- М. : Классика, 2001 20.Гелис М. Методика обучения игре на домре. Свердловск, 1988. 21.Калачев С. В. «стих и ритм»- М.,1978. 22.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М.,1972. 23.Круглов В. Школа игры на домре. М.: РАМ им Гнесиных,2003. 24.Кузин В.С « Психология»- М.,1978. 25.Кончаловская Н. «Нотная азбука»- М., 1997. 26.Лысенко Н. Методика обучения игре на домре. Киев: Музична Украина,1990. 27.Рогова Е. И. «Общая психология»- М., 1998. 28.Ручьевская Е. А. Движение и ритм // Ритм и форма/ Ред. Афонина Н. , Иванова Л.- Спб. : Союз художников, 2002.- с.9-21. 29.Свиридов Н. Основы обучения на домре. Л.: Музыка 1968 30.Теплов Б. М. « Психология музыкальных способностей»- М.1978. 31.Хлудова Т. О педагогических принципах Г.Г.Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства, М., 1965вып. 1 с. 175-176 32.Холопова В. М «Музыкальный ритм» .- М. :Музыка 1980. 33.Холопова Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблема музыкального ритма.- М. : Музыка 1978. 34.Чунин В. Вопросы артикуляции на домре. М., 2001. 35.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М.: Совет. композитор, 1990. 36.Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. Методика обучения игре на народных инструментах. Л.: Музыка, 1975. 37.Лутова Т. Н. «Развитие метороритмических представлений у детей на начальном этапе обучения игре на инструменте» .: Новосибирск 2011г.