Боевая подготовка как форма воспитания воли и характера военнослужащих

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Боевая подготовка как «форма» воспитания воли и характера военнослужащих

Глава 2. Основы психологической подготовки военнослужащих

2.1 Морально-психологическая подготовка военнослужащих

2.2 Особенности социально-психологической работы

Глава 3. Деятельность офицеров по организации воспитания воли и характера военнослужащих

Глава 4. Физическая подготовка как средство воспитания воли и характера военнослужащих.

4.1 Организация и руководство физическим воспитанием 4.2 Формы физического воспитания военнослужащих Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением. Советский энциклопедический словарь Под ред. Прохорова А.М. — М., 1985, с. 248 Следует сразу отделить два различных понятия — воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования).

Но, по мнению автора, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения. Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс — педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. См. Фокин Ю. Г. Общие сведения о дидактике высшей школы. — М., 1996. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть. Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

Развитие игры дошкольника во мно­гом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Дети 1,5—3 лет овладевают азами сюжетной игры — условным иг­ровым действием, замещающим реаль­ное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что де­лает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. ...

Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. Воспитание воли и характера военнослужащих является для Вооруженных сил детерминантой выполнения ими своей социальной функции. Поэтому актуальность темы данной работы обусловлена самим выбором нашей будущей профессии — стать офицером. ГЛАВА 1. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК «ФОРМА» ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Для воспитания воли и характера военнослужащих большое значение имеет боевая подготовка. Подготовка даже малой группы бойцов должна соответствовать конкретным условиям работы, однако есть «классические» разделы боевой подготовки присутствующие, с некоторыми изменениями, в большинстве воинских подразделений. В содержание составляющих боевой подготовки, а значит, воспитание воли и характера военнослужащих входят (вариант): Специальная подготовка 1) Теория специальной подготовки. В этот раздел специальной подготовки входит получение знаний, отвечающих специфике работы подразделения. 2) Специальная физиология и медицина. 3) Учебно-тренировочные и боевые упражнения. Огневая подготовка 1) Материальная часть стрелкового оружия. 2) Основы стрельбы. Способы стрельбы.

3) Практические стрельбы из стрелкового оружия. 4) Материальная часть спец. оружия и его назначение. 5) Основы стрельбы из спец. оружия. Способы стрельбы из спец. оружия. 6) Практические стрельбы из спец. оружия. Минно-подрывная подготовка 1) Теория минно-подрывного дела. 2) Сведения о ВВ и СВ. 3) Практика минно-подрывной работы. Радиотехническая подготовка 1) Материальная часть радиосредств. 2) Правила и способы ведения связи. 3) Кодирование и расшифровка передач по специальным таблицам. Разведывательная подготовка 1) Сведения о противнике его вооружении, тактике и способы действий, местах базирования. 2) Ориентирование на местности, топография и маскировка. Общая подготовка 1) ОФП. 2) Рукопашный бой. 3) Особые виды борьбы с использованием различного колющего и режущего оружия. 4) Выживание в различных условиях. Перечисленные составляющие боевой подготовки являются, на наш взгляд, комплексом условий форм и методов воспитании воли и характера военнослужащих. ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 2.1 Морально-психологическая подготовка военнослужащих При воспитании воли и характера военнослужащих важно учитывать особенности проводимой работы, которые проявляются следующим образом: формирование функциональной надежности психики воинов, ее адаптация и достижение устойчивости к воздействию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

- нарушения поведения. Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний. Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. - увеличение аппети­та - гиперсексуальность… !!! Одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Обычно не ...

См. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. При этом эмоционально-психологическая устойчивость, способность действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику достигается в результате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессовых состояний. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. — М., 1991. Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, мотивационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельностном, эмоционально-чувственном, — которая обеспечивает формирование готовности и способности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных характером подготовки и ведения боевых действий. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. Данные аспекты во многом определяются степенью закалки воли и характера военнослужащих. Осуществление при заблаговременной и непосредственной подготовке к ведению боевых действий профессионального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей в напряженных условиях и приведение их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов — настройка на боевой режим ратного труда.

Общая направленность воспитания воли и характера военнослужащих предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. — М., 1986. Воспитание воли и характера военнослужащих предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напряжения и преодоления негативных психологических последствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных специальностей, соответствие которым достигается специальными тренировками и закалкой психофизиологических функций воинов. Главной задачей здесь выступает формирование функциональной надежности психики военнослужащих, достижение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. Ярко выраженные особенности имеет воспитание воли и характера у офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при подготовке и ведении боевых действий.

7 стр., 3283 слов

Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий

Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий Краткое содержание Понятие психологической подготовки. Определения психологической подготовки, ее сущностное содержание, фактор новизны и его роль в формировании и проявлении психологических качеств, психологический механизм, организация и проведение психологической подготовки в ходе обучения, воспитания и собственно ...

В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психомоторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и образования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива — формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, установки на достижение победы и социально ценностные традиции. Для воспитания воли и характера военнослужащих важно предусматривать: оказание оперативной психологической помощи, осуществление психической реабилитации военнослужащих, получивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по снижению боевых, психических потерь; поддержание высокой психической активности воинов, устранение отрицательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восстановления психического равновесия, устойчивости и ресурса личного состава; оперативную ликвидацию излишней психической напряженности и переутомления военнослужащих, создание условий для рационального использования кратковременного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгрузки, проведения антистрессовых мероприятий; адаптацию военнослужащих к боевой обстановке (физическая, психическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстановке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение памяти/внимания, мышления и т.д. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. Успешные действия в боевой обстановке зависят от точности, быстроты реакций, координации, устойчивости движений и действий военнослужащих; от сохранения ими способности правильно оценивать расстояние, время, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концентрировать его на основной деятельности; от продуктивности их мышления, памяти и других психических состояний, свойств и качеств военнослужащего. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. — М., 1986. Все это должно быть не только сохранено в боевой обстановке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасности воображение рисует, как правило, преувеличенно страшные картины. На его психику действует не столько реальная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чувство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику. Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мнимой опасностью вполне может привести к реальному поражению. Это психологическое состояние — основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформировав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, входящих в социально-психологическую составляющую МПО. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстремальной ситуации, связана с опасностью для жизни, возможностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психических процессов, состояний, свойств и качеств личности. В целом боевая обстановка может определить два основных психических состояния человека. Первое — активное стеническое психическое состояние воинов, сопровождающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе — отрицательное состояние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апатии и пр. Все это ведет к психической напряженности, переутомлению, страху и панике, потере способности действовать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых действий должно осуществляться воспитание воли и характера военнослужащих. Таким образом, воспитание воли и характера военнослужащих является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий. Особое место в структуре воспитания воли и характера военнослужащих занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. — М., 1991. Значительные морально-психологические нагрузки выпадают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подготовлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытывают и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. Иными словами, чтобы воин смело и решительно действовал в боевой обстановке необходимо систематическое и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих. Задачи воспитания воли и характера военнослужащих возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры идеологического воспитания и морально-психологической подготовки. Морально-психологическое состояние как основной результат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-групповых факторов, которое выступает относительно устойчивой для определенных условий характеристикой мобилизованности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всестороннюю готовность и способность военнослужащих и воинских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влиянием военно-политических, социально-психологических, материально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитательной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологического противоборства с противником. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. — М., 1998. С. 305. При рассмотрении проблем воспитания воли и характера военнослужащих нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы. 2.2 Особенности социально-психологической работы военнослужащий физический воля характер Главная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы развивать и укреплять у них психологическую готовность к выполнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага. Основой социально-психологической работы является сознательное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и способов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженности, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Психологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение использовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. — М., 1986.

4 стр., 1998 слов

1.Психологическая неполноценность учащихся с проблемами в воспитании, ее характер

При легкой интеллектуальной недостаточности при видимой задержке развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от детей нормы, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем - могут справиться с посильной работой.У людей, имеющих умеренную степень ...

12 стр., 5787 слов

Характер как психологический феномен

Федеральное агентство по образованию РФ Воронежский экономико-правовой институт КУРСОВАЯ РАБОТА дисциплина: «Психология» тема: «Характер как психологический феномен» Выполнила: студентка 5 курса Масюкова В. В. Руководитель: Бортникова О. В. ВОРОНЕЖ, 2009 Содержание Введение Раздел 1. Общее понятие сущности характера Раздел 2. Типология и структура характеров 2.1 Структура характера 2.2 Основные ...

5 стр., 2420 слов

Организация взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевых действий

Тема: «Организация взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевых действий» Оглавление Введение I. Сущность взаимодействия как элемента управления морально-психологическим обеспечением служебно-боевой деятельности II. Содержание организации взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевыхзадач в полку,бригаде Заключение Список ...

Социально-психологическая работа представляет собой комплекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, посредством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требованиями современной войны и боя.

Основные группы задач социально-психологической работы:

Закалка психики личного состава под углом зрения требований современной войны в целом.

Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-психологического облика. Важным является вооружение личного состава необходимым минимумом военно-психологических знаний, прежде всего по вопросам психологической закалки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые составляют фундамент его боевой активности и устойчивости.

Выработка высокой боевой активности и психологической устойчивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомление с конкретными опасными ситуациями и другими факторами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обстановке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть целенаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.

Формирование боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи — подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое дежурство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения функциональной активности психики, улучшения работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения.

Задачи социально-психологической работы решаются с помощью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения обстановки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не условных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое состояние, которое по тем или иным параметрам не отличалось бы от боевого состояния.

Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооружениями и элементами оборудованного боевого порядка и последствиями напряженных боевых действий. Однако простым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.

Прежде всего эта напряженность достигается внедрением в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, метание боевых гранат, преодоление минных заграждений, форсирование водных преград и т.п. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряжение и имитация огня противника, но при условии, что личный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту картину издалека.

Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при недостатке времени. Ограничение временных рамок достигается как прямыми требованиями начальника, установленными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ограничивает запасы времени, которыми располагает командир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на решение их, повышение самостоятельности — все это способы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.

Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во многих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх воды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.

Полосы психологической подготовки оборудуются на основе полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты).

Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукозапись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие действия.

Для достижения большей систематичности и целостности в психологической закалке полосы, участки и поля объединяются в городки психологической закалки. Такой городок может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки воинов в составе подразделений, участок психологической закалки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчиков, связистов и др.).

На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.

Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам.

ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Для нас, курсантов — будущих офицеров, важно не просто представлять, как осуществляется воспитание воли и характера военнослужащих, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в войсках по рассматриваемой проблеме.

Организационно воспитание воли и характера военнослужащих для подготовки и ведения боевых действий проводится по следующим основным направлениям:

выработка общей концепции и системы воспитания воли и характера военнослужащих в соответствии с научными рекомендациями, нормативными требованиями и реальными условиями;

определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организаторов воспитания воли и характера военнослужащих и создание условий для его эффективного проведения;

подготовка субъектов к организации воспитания воли и характера военнослужащих и вовлечение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продуктивных технологий;

непосредственное морально-психологическое обеспечение решения задач по подготовке и ведению боевых действий;

Модель деятельности должностных лиц по организации воспитания воли и характера военнослужащих может быть представлена следующими мероприятиям:

1. Уяснение замысла старшего начальника на организацию воспитания воли и характера военнослужащих.

2. Своевременное, качественное планирование и контроль за всей системой мероприятий воспитания воли и характера военнослужащих — информационной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой.

3. Постановка задач подчиненным.

4. Организация взаимодействия в интересах воспитания воли и характера военнослужащих; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя:

определение направлений скоординированной деятельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие;

сосредоточение усилий на наиболее важных участках;

расстановка сил и средств, подбор, инструктирование исполнителей, определение зон ответственности;

выбор форм и методов совместной работы;

контроль, периодический анализ, корректировка деятельности.

5. Обеспечение техническими средствами системы информации и воспитания.

6. Целесообразная расстановка офицеров воспитательных структур по пунктам управления, определяющим направления подготовки и ведения боевых действий.

7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по воспитанию воли и характера военнослужащих, оценка состояния дел. Своевременное информирование о проводимой работе по воспитанию воли и характера военнослужащих, проблемным вопросам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности воспитания воли и характера военнослужащих в воинских коллективах должна осуществляться должностными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей.

ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

4.1 Организация и руководство физическим воспитанием

Физическая подготовка в Вооруженных Силах является важным средством воспитания воли и характера военнослужащих.

В процессе службы по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

воспитание у военнослужащих высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к ратному труду;

сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода службы;

всесторонняя физическая подготовка военнослужащих;

профессионально — прикладная физическая подготовка военнослужащих с учётом особенностей их деятельности;

приобретение военнослужащими-офицерами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

воспитание у военнослужащих убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

На занятиях по физической подготовке воин учится выполнять упражнения на снарядах, тренируется в беге, прыжках, в преодолении различных препятствий, что, безусловно развивает волевые качества.

Физическая подготовка имеет свою методику, учитывающую особенности этого вида боевой подготовки. Большую роль на занятиях играет рассказ и показ того, что и как надо делать. Но главное внимание уделяется тому, чтобы обучающийся сам по команде произвел те или иные движения и действия. В результате у воина в общей сложности создаются нужные двигательные образы, которые в дальнейшем уже прямо воздействуют на выполнение определенной команды.

Физическая подготовка оказывает на воинов моральное воздействие. Обычно в результате хорошо проведенного занятия воины чувствуют удовлетворение, бодрость, и у них появляется хорошее настроение.

Важно, что в процессе физической подготовки воины узнают в каждый данный момент о своей физической выносливости и ловкости, о физической силе, о том, какую нагрузку они способны выдержать, учатся оценивать себя в настоящем и видеть перспективу дальнейшего развития. При этом большую роль играет то, что на занятиях по физической подготовке каждый воин имеет возможность сравнить себя со своими товарищами, помериться с ними своей силой, выносливостью, четкостью действий и т.д.

Физическая подготовка тесно связана с процессом овладения боевой техникой и оружием. Известно, что для умелого использования сложной современной техники и оружия необходимо обладать физической силой, выносливостью, ловкостью.

В армии общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди военнослужащих, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на офицера, а конкретное их проведение осуществляется командирами подразделений.

4.2 Формы физического воспитания военнослужащих Физическое воспитание в Вооруженных силах проводится на протяжении всего периода службы военнослужащих и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания военнослужащих. Учебные занятия планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается командирами подразделений. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в повседневную деятельность военнослужащих. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться в свободное время по заданию офицеров или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха военнослужащих, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. На занятиях по физической подготовке воин практически выполняет действия, требующие быстроты, напряжения мышц и подвижности, благодаря чему у него развивается физическая сила и ловкость, выносливость, способность выдерживать длительную физическую нагрузку. Одновременно у воина воспитываются решительность, смелость, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе физической подготовки у воинов вырабатываются отдельные произвольные (преднамеренные) движения, создается такое качество, как способность управлять своими сложными действиями. К предметам деятельности в процессе физической подготовки воинов относятся спортивные снаряды: параллельные брусья, перекладина, «конь» и т.д. Это снаряды характеризуются тем, что все они подчинены единой цели — помочь выработать определенные физические качества, связанные с овладением воином своими действиями. Следует отметить, что личные качества, вырабатываемый при помощи спортивных колец, «коня», перекладины и других гимнастических снарядов, в сравнении с требованиями, которые предъявляются воину в условиях современного боя, весьма ограничены. Спортивные снаряды стандартны и требуют по отношению к себе стандартных действий в весьма сходных или тождественных условиях. Это, естественно, ограничивает арсенал действий воина, приспосабливающегося к тому или иному снаряду. Поэтому наряду с физической подготовкой воинов в соответствии с требованиями учебной программы необходимо прививать им интерес и любовь к различным видам спорта, которые имеют военно-прикладное значение. Преимущество многих из таких видов спорта заключается в том, что действия человека не связаны с неподвижными предметами и снарядами и в силу своего многообразия, кроме физической силы, ловкости, выносливости, сообразительности, находчивости, требуют от него планирования своих действий, понимания замыслов своих партнеров и противника, настойчивости, решительности, умения преодолевать внутреннюю растерянность, усталость, а иногда боль и даже телесные повреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощной государственно-идеологической поддержкой, материальными факторами система идеологического и морально-психологического воздействия способствует превращению современных армий в надежный инструмент политики своих государств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных задач военными профессионалами этих стран в зоне Персидского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.

Важное место в духовно-нравственном облике субъектов воинского труда занимают морально-психологические элементы, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непременным условием их духовной сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке.

Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.

Рассмотренные в данной работе аспекты воспитания воли и характера военнослужащих, которые включают эмоционально-психологическую устойчивость, способность действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику, готовность и способность военнослужащего преодолевать трудности и т.п. является важной предпосылкой эффективности боевых действий.

Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств, является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему воспитания воли и характера военнослужащих, готовности и способности солдата добыть победу в бою.

ЛИТЕРАТУРА

Военная психология и педагогика. Под ред. Барабанщикова А.В. — М., 1986.

Военная психология и педагогика. Под ред. Кулакова В.Ф. — М., 1998.

Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. — М., 1983.

Коц Я.М. Спортивная физиология. — М., 1986.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

Психология и педагогика управленческой деятельности командира. — М., 1995.

Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В. — М., 1991.

Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. — М., 1991.

Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. — М., 1989.

Размещено на