Адаптация молодежи к социальным изменениям

Содержание

Введение

Глава 1. Природа социальных изменений в современном обществе

1.1 Понятие и сущность социальных изменений

1.2 Причины и виды социальных изменений

1.3 Теории социальных изменений

Глава 2. Социальная адаптация: сущность, формы и виды

2.1 Понятие социальной адаптации

2.2 Формы и виды социальной адаптации

Глава 3. Особенности адаптации молодёжи России к социальным изменениям

3.1 Молодёжь в современном российском обществе

3.2 Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать. Общество — живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне. Социальное изменение — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

Вследствие социальных изменений индивиду необходима социальная адаптация. Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. В обществе оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях.

В данной курсовой работе я рассмотрела адаптацию к социальным изменениям на примере российской молодёжи.

Особенно остро проблема социальной адаптации молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... ин­валидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, по­литики, быта, ментальности в данной сфере межлично­стных и социальных отношений; • досуговое, целью которого ... короткий промежуток времени. Поэтому социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Показатели успешной социальной адаптации пожилых людей : высокий социальный статус в новой социальной среде и их психологическая ...

Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества.

Задачей курсовой работы является изучение специфики социальной адаптации молодёжи к социальным изменениям в современных условиях.

Объектом курсовой работы является фактор социальной адаптации в современных условиях.

Предметом курсовой работы является социальная адаптация молодёжи.

1. Природа социальных изменений

1.1 Понятие и сущность социальных изменений

В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Если сравнить образ жизни людей, живших в древности и живущих сегодня, скажем, в Швейцарии, то станет ясно, что прогресс, которого достигло общество, связан с постоянно происходящими изменениями буквально во всех сферах социальной жизни.

Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения.

Понятие социальное изменение в высшей степени многогранно, оно охватывает трансформации социальных структур, практик, возникновение новых или обеспечение функционирования прежних групп, форм взаимодействия и поведения. В социальной среде происходят экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические изменения различной скорости, масштаба, сложности, направленности.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

4. Предпосылки теории (Серджент) пологал что СП была подготовлена 4 школами. Школа соц. Филосовии( Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо) Школа соц. Антропологии (Лазарус, Штендаль, Вундт) Школа английского революционизма ( Дарвин, Спенсор и др) Школа ранней социологии ( Конт, Дюркгейм) Ряд других наук: Антропология Тейлор, архиелогия Моргана, этнография Леви-брюль, ОП Вундт, Риббо, Макдауголл, ...

Прежде всего нужно уяснить, в каком смысле употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения. Во-первых, понятие «социальные изменения» для нас не очень привычно. Для нас до сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось у нас многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д. Однако существует множество других социальных перемен, о которых невозможно говорить как об изменениях в сторону совершенствования. Это просто изменения, и они непосредственно не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, не направлены ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса. Существует целая группа понятий, описывающих такие изменения, например: возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходное состояние и т. д.

Исходя из этих соображений предпочтительнее в качестве ключевого исходного использовать понятие «социальные изменения», которое не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. Это понятие фиксирует сам факт изменения, факт перемены в широком смысле слова.

Во-вторых, социальные изменения не следует понимать как вообще любые изменения, происходящие в обществе. Хотя, нужно сказать, иногда в литературе, особенно популярной, не проводится различие между изменениями в обществе вообще, т. е. изменениями, относящимися к любой сфере общества — экономической, политической, технологической, духовной и т. д. — и непосредственно социальными изменениями. Так, рост или падение добычи нефти, производства машин, зерна, технические изобретения, научные открытия, новые произведения искусства и т. д. сами по себе еще не являются в строгом смысле слова социальными изменениями. Они вносят перемены в области экономики, техники и технологии производства, в науку, искусство. Но они могут вызвать в той или иной форме социальные изменения — в социальной структуре общества, социальной стратификации, коммуникации, общественном настроении. Поэтому, когда мы говорим о социальных изменениях в социологическом смысле, то имеются в виду не любые изменения в обществе, а лишь изменения в социальной сфере. Можно согласиться в целом с американским социологом Н. Смелзером в том, что социальное изменение — это «изменение способа организации общества». Но при этом, разумеется, речь должна идти не только о способе организации общества в целом, но и о способе организации любых социальных систем — социальных групп, институтов, других сообществ, в том числе и мирового сообщества.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

Тема: Социальный проект «Навстречу друг другу» Ребёнок является объектом исследования различных направлений современного научного знания, таких как: возрастная психология, психофизиология, педагогика, педагогическая психология, теория социальной работы. Интерес многих отраслей научного знания к ребёнку, как к объекту исследования, обусловлен тем, что именно в детском возрасте происходит ...

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социальной системе. Современные исследователи фактически единодушны в признании того, что в наше время бурных социальных перемен построить более или менее полную теоретическую картину социальных изменений оказывается практически невозможно. Накладывающиеся друг на друга события дают такие образцы изменений, которые не укладываются ни в какие теоретические схемы, представляются непредсказуемыми, даже случайными. А главное — многомерными, многозначными, не поддающимися однозначной оценке. Более того, оказывается, что и множество прошлых социальных изменений, в том числе социальных революций, следует оценивать не в «черно-белом» («красно-белом») ключе, а во всей их многоцветности. В научной литературе нередко выделяют социальные изменения краткосрочные и долгосрочные, т. е. такие, которые протекают в сжатые временные отрезки (например, организационная перестройка каких-либо учреждений, органов власти и т. д.) и которые осуществляются в длительные и очень длительные сроки. Так, изменение нравов, традиций, обычаев людей — социальных групп, тем более народов, требует многих десятилетий, а иногда и столетий. Выделяются также социальные изменения частичные, затрагивающие отдельные сегменты социальной реальности (например, систему среднего или высшего образования, систему управления промышленностью, строительством или управления каким-либо регионом), и социальные изменения всего общества или во всяком случае многих сфер общественной жизни, т. е. социетальные изменения. Социальным изменениям подвержены прежде всего социальные структуры — социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные процессы — социальное взаимодействие, социальное поведение людей, их менталитет и т. д. Такие изменения могут быть на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи); на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане своего содержания, и в плане своей организации); на уровне малых и больших групп (в частности, сейчас существенно изменяется структура рабочего класса, крестьянства, возникли новые социальные группы — предприниматели); на социальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, ускоренное развитие одних стран и застой и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и др.).

13 стр., 6184 слов

Усыновление, идентичность и изменения в обществе

... какое влияние на чувство идентичности оказали недавние социальные изменения, затем раскроем смысл понятия «идентичность приемного ребенка ... вопроса о том, как повлияли на идентичность социальные изменения последних лет, затем разъясним значение понятия « ... социальными отношениями и институтами за пределами семьи. Например, в начале статьи мы обсуждали, как изменения, происшедшие в отношении общества ...

1.2 Причины и виды социальных изменений

При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, многогранного подхода и учета сети взаимосвязанных причин.

Основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины — истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины — колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины — привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе.

П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой».

6 стр., 2937 слов

Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

... из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера. Наблюдающееся уже более ... и женщин она резко сокращается до 14%. . Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и ...

Рассмотрим теперь более подробно, какие именно элементы социальных систем подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре основных вида социальных изменений.

Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности — малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (государства, системы образования, науки, религии); социальных организаций и т. д. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также и образование новых социальных структур.

Изменения в социальных процессах. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т. д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.

Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной власти страны. Федеральное собрание как парламент страны в значительной мере отличается и по структуре, и по функциям от прежнего парламента — Верховного Совета. Этот вид изменений также включает изменения уже существующих функций, равно как и возникновение новых функций каких-либо социальных субъектов.

Изменения в духовной сфере — сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очень важно зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе крыночной экономике существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, дохода, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание. Этот вид изменений нередко в научной литературе квалифицируется как разновидность культурных изменений, и тем самым подчеркивается его специфика, отличие от других видов социальных изменений. Например, П. Сорокин, Т. Парсонс и другие, проводят разделение между социальными и культурными системами и соответственно социальными и культурными изменениями. В культурологии культурные изменения рассматриваются как особый класс изменений. Вместе с тем возможен и такой подход, при котором некоторые культурные изменения исследуются в качестве особого вида социальных изменений. Такой подход дает возможность больше подчеркнуть взаимосвязанность и взаимозависимость тех и других изменений.

2 стр., 797 слов

Ее целью является выработка и овладение навыками, способствующими личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологические основы психотерапии.   Соотношение различных видов психологической помощи.   Оказание психологической помощи — одна из важнейших задач клинической психологии. Психологическая помощь необходима здоровым людям (клиенты) с разнообраз­ными житейскими проблемами, находящимся в кризис­ном состоянии, а также больным (пациентам) с различ­ными психическими и соматическими ...

1.3 Теории социальных изменений

Социальные изменения — одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии с начала её возникновения выделяется и исследуется, как правило, два типа социальных изменений:

1. Эволюционные изменения — изменения, совершаемые без насилия;

2. Революционные изменения — изменения, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок;

Эволюционный подход берёт своё начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту индивидов к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведёт к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором считал производственные силы общества, рост которых ведёт к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественной экономической формации. С одной стороны, производственные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречия с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих.

М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создаёт определённые социальные структуры, облегчающие общественное развитие или затрудняющие его.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить кризисов и распад общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке была преодолена путём поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития(О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.

Теория социального изменения по Т. Парсонсу строится на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем-организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. По Парсонсу действительно глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

Глава 2. Социальная адаптация

2.1 Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация — процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха, и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные — степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация — процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли.

Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией).

Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально — демографические характеристики индивида — образование и возраст.

2.2 Формы и виды социальной адаптации

Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов.

Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.

Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности — создание различных социальных утопий и их пропаганда.

Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Всё вышесказанное относится к процессу самоадаптации индивида к социальным изменениям. Но существуют такие изменения, к которым трудно или даже невозможно адаптироваться самостоятельно. В этих случаях государство помогает гражданину в адаптации.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих — в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.

Современное состояние общественной жизни требует пристального внимания государства и общества к проблеме социализации. В этом контексте социально-психологическая и социально-трудовая адаптация человека к условиям окружающей среды относятся к первостепенным проблемам современной науки, как в теоретическом, так и в сугубо практическом отношении.

Глава 3. Особенности адаптации молодёжи России к социальным изменениям

3.1 Молодёжь в современном российском обществе

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально — экономическим показателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют:

— возрастные границы и социально — психологические особенности.

— специфику социального статуса, социально — культурное поведение.

процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации. Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего». Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. В России низшая возрастная граница молодёжи — 13-15 лет, средняя — 16-24, высшая — 25-36 лет. Обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики, чтобы оценить демографическую ситуацию в России.

2008

2009

2010

2011

2012

Все население

142748

142737

142857

142865

143056

в том числе в возрасте, лет:

0-4

7433

7671

7968

8051

8380

5-9

6638

6783

7091

7117

7261

10-14

7056

6891

6610

6601

6567

15-19

10485

9650

8389

8237

7631

20-24

12457

12389

12169

12122

11599

25-29

11358

11667

11982

12012

12328

30-34

10537

10696

10980

11016

11116

35-39

9705

9885

10172

10211

10380

40-44

9800

9409

9241

9251

9340

45-49

11929

11634

10672

10561

10023

50-54

11037

11272

11483

11509

11560

55-59

9501

9755

10022

10063

10215

60-64

5014

5916

7832

7982

8380

65-69

6687

5565

4002

3913

3896

70 и более

13111

13554

14210

14219

14380

Рисунок 1 — Распределение населения по возрастным группам

На рисунке 1 представлена численность населения, распределенная по возрастным группам.

Молодежью Росстат признал граждан РФ от 15 до 29 лет. Таковых в 2009 году было 33 миллиона человек, с 1995 года численность практически не менялась: 30-33-35-33 миллиона человек. Численность городской молодежи преобладает над сельской, как и следовало ожидать (24 миллиона человек против 8 миллионов).

Нужно отметить только, что сельская молодежь резко сокращается после 23 лет — видимо это тот самый возраст, когда молодой человек покидает деревню (или обзаводится постоянным жильем в городе).

По сравнению с 2005 годом такой эмигрант из деревни постарел — в 2005 году такой перепад приходился на 20 летних людей.

Больше всего молодежи, как и следовало ожидать, в республиках северо-восточного Кавказа: Ингушетии, Чечне и Дагестане — примерно 30 процентов от населения, а в остальных регионах России колеблется в районе 21%.

За 15 лет с 1995 года в целом молодежь «постарела», то есть группы которым 20-24года, 24-29 лет увеличились, а группа 15-19 лет уменьшилась.

Доля молодежи в трудоспособном населении России — 35%. Больше всего в Ингушетии, Чечне и Дагестане — соответственно 45, 47 и 46%. То есть почти половина трудового населения этих республик — молодые люди. Согласно статистическому ежегоднику Росстата в Дагестане безработица 13%, в Ингушетии 53%, в Чечне 35%. Общероссийская — 8%.

Если верить статистике несовершеннолетних матерей стало немного меньше, по сравнению с предыдущими годами. В 2009 году 17-летние матери родили 19 000 младенцев. 15-летние и моложе 2200 младенцев. Самый детородный возраст: 25 лет. Довольно интересна статистика ожидаемости и желанности детей: чем старше респондент из молодежной группы (от 15 до 29 лет) тем меньше он хочет и ожидает детей.

За 2009 год всего мигрантов — прибывших 860 тыс. — выбывших — 770 тыс. Молодежь в обеих группах составляет 43 и 44% соответственно. Что касается международной миграции, то на 100 тысяч прибывших приходится 10 тысяч выбывших, и в обеих группах молодежь составляет 30-35%.

Что касается миграции в Россию, наша страна не является привлекательной для образованной молодежи: таковой приехало только 18 тысяч человек, преобладают же приезжие молодые люди со средним специальным и школьным образованием — 69 тыс. человек.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности — ростом убийств и самоубийств, в том числе, среди молодежи. Причина — возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным Генеральной прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Причина — нерешенность социально — экономических и бытовых проблем. Во-вторых — в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения. В-третьих — в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. В-четвертых — в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности — профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. В-пятых — в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. «Большая зарплата» — этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления — воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов.

Проблема наркомании среди молодежи. Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни — трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудноизлечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением.

3.2 Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе

социальный изменение адаптация молодежь

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками — учителя, школьные психологи и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. Как правило, правонарушения совершают молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социальной адаптации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима).

Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации — значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь — нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

Обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве.

Заключение

Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.

Что же касается дальнейшего мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в лету вне зависимости ни от каких условий. Таким образом, концепция постоянного прогресса — неподходящее решения для данного уравнения.

Если рассматривать всю мировую историю как чередование революций и реформ, то можно проследить и положительные тенденции, так ярко и красочно расписанные историками.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения.

Список использованных источников

1. Адаптация социальная. Психологический словарь. — М.: 1996 С.: 228.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. — М., Гардарика, 1998. — 244с.

3. Девятков В. Пожелай мне удачи в бою. Тюменские известия. — 2003. — №6. — С. 55-57.

4. Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения. Социс. — 1999 — №7.

5. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. Социс. — 2003. — №3. — С.34-37.

6. Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи. СОЦИС.

7. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании. // Социс. — 2000 — №7. — С. 50-57.

8. Морозов В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. // Социально-политический журнал. 2002. №1. — С. 47-51.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия»

10. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 368 с.

11. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2003. — 428 с. (с. 255)

12. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — №5. С. 18-35.

13. Преступность в 21 веке. // Социс., 1996., №7. С.93-106.

14.Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы,перспективы — М.: «Наука» 1999. — 330 с.

16. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС.- 2003. — №3. — С.34-37.

Размещено на